Как сделать лабораторную работу

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

ГлавнаяМетодическое пространствоМетодические материалыРекомендации по ведению тетрадей и оформлению лабораторных (опытов) и практических работ по биологии

Рекомендации по ведению тетрадей и оформлению лабораторных (опытов) и практических работ по биологии

Рекомендации по ведению и оформлению тетрадей по биологии

Тетрадь по биологии - это тетрадь в клеточку, толщиной не менее 48 листов с полями. В рабочих тетрадях по биологии оформляются все письменные работы, предусмотренные на уроке, а также отчеты по выполнению лабораторных работ (опытов). В конспект урока входят все определения новых понятий, терминов, изучаемых на уроке, схемы, рисунки, таблицы, которые учитель предлагает или просит записать.

Наряду с обычными тетрадями могут использоваться специальные Рабочие тетради на печатной основе, которые изданы как сопровождение к соответствующей линии учебников.

Все записи в тетрадях должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой.

Схемы, рисунки, таблицы оформляются карандашом.

Качество ведения тетрадей проверяется по требованию учителя.

Проверка тетрадей осуществляется по мере необходимости и в соответствии с Требованиями по проверке письменных работ по биологии.

Рекомендации к оформлению отчета по выполнению лабораторной работы по биологии.

В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы).

Лабораторная работа без вывода может не быть оценена.

Практические и лабораторные работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии.

Учитель заранее информирует учащихся о графике выполнения этих работ.

Оценка за лабораторную работу выставляется каждому ученику, присутствовавшему на уроке, когда проводилась данная работа.

Практические и лабораторные работы могут проводиться как индивидуально, так и для пары или группы учащихся.

При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:

  • умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;
  • умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;
  • темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;
  • достижение необходимых результатов;
  • формулирование вывода о результатах исследования и оформление результатов работы.

Как правило, при проведении практических и лабораторных работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе предлагаемых критериев.

Лабораторной работой называют практическое задание, цель которого – проверка имеющихся знаний и умений учащихся/студентов. Этот вид контроля позволяет преподавателям намного лучше оценить степень усвоения изученного материала, чем при проведении контрольных, семинарских занятий. Лабораторная для обучающихся – способ продемонстрировать образовательный уровень, способности, эрудицию.

Лабораторной работой называют практическое задание, цель которого – проверка имеющихся знаний и умений учащихся/студентов. Этот вид контроля позволяет преподавателям намного лучше оценить степень усвоения изученного материала, чем при проведении контрольных, семинарских занятий. Лабораторная для обучающихся – способ продемонстрировать образовательный уровень, способности, эрудицию.

Чтобы результат устроил обе стороны, следует соблюсти правила оформления. Касаются они как структурных элементов, так и лабораторной работы в целом.

Титульный лист

— основная часть (состоит из курса, типа и названия лабораторной);

— ФИО выполнившего задание, номер курса, группы; ФИО преподавателя (если есть, ученая степень), должность;

— заключительный элемент – название города, год выполнения.

Оформление титульного листа выполняется по ГОСТу, с учетом требований организации, в которой обучается студент/ученик.

Введение

Введение – одна из важнейших составляющих любого исследования. Особое внимание при ее написании следует уделить обоснованию актуальности. Для этого можно использовать фразы такого содержания:

— тему можно назвать социально значимой, в связи с тем, что…;

— … вследствие чего актуальность работы не вызывает сомнения;

— исследованием проблемы занимались …., поэтому….

Немаловажный критерий оценки компетентности выполнившего работы – умение правильно определять объект и предмет исследования. Как их различить? Объект – более широкое понятие (к примеру, объект внимания – слон), предмет – узкое (при исследовании изучаться будет конкретно его хобот).

Частая ошибка во введении – неправильная формулировка целей и задач. Чтобы методически грамотно их прописать, нужно прояснить несколько моментов.

1. Цель – результат, задачи – шаги по его достижению.

2. При формулировке целей хорошо использовать активные глаголы (уточнить, изучить, доказать…) в паре с объектом исследования.

Основная часть

Самый объемный элемент работы, в котором нужно теоретически обосновать проблему и предложить практические пути ее решения. Именно поэтому он состоит из теоретической и практической части.

Теория

При описании исследуемого вопроса необходимо пользоваться авторитетными источниками: учебниками, книгами, статьями, авторефератами и прочей актуальной литературой по тематике вопроса. Важно всесторонне изучить объект. Ссылки, сноски обязательны. В этой части их будет особенно много. Здесь же приводятся законы, формулы, расчеты, которые были использованы в процессе экспериментальной работы. Оптимальный объем этого блока – не более 35% от общего числа страниц.

Практика

В этой разделе необходимо продемонстрировать умение использовать полученные знания. Каким образом? Подробно, по пунктам, описать процесс по достижению поставленной цели (ход эксперимента, методы получения данных, способы обработки), а также сам результат.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Заключение

В заключительной части нужно не просто подвести итоги выполненной работы. Чтобы она в полной мере устроила проверяющего, необходимо упомянуть озвученную во введении цель, привести доказательства актуальности темы, остановиться на задачах. Фактически, дать отчет по каждому пункту.

Общие требования к оформлению лабораторной работы

Текст

Работа выполняется на листе формата А-4, шрифт – стандартный (Times New Roman), размер – 14. Ко всему тексту, который обязательно выравнивается по ширине, применяется полуторный межстрочный интервал. Абзацный отступ варьируется от 0.75 до 1.5 см. Поля – обычные (или такие, какие требует учебное заведение).

Экономить на бумаге не следует, поэтому каждый новый раздел нужно начинать с нового листа.

Заголовки

Работа не может быть оформлена в виде сплошного текста, вся информация в ней подается по блокам. Их важно правильно называть. От того, как сформулированы наименования глав, разделов, подразделов, зависит раскрытие темы. Если пишется курсовая, ВКР, дипломная работа, то обычно преподаватель помогает составить и план, и заголовки, соответственно. С лабораторной все по-другому.

Нумерация

Приложения

При выполнении лабораторных приложения (графики, таблицы, иллюстрации) чаще всего выносятся в приложения, которые располагаются после списка использованной литературы. Нумерация для этих страниц не применяется. Цифры здесь нужны для обозначения номера приложения (он указывается в тексте эксперимента).

Важно! Если в процессе выполнения задания возникнут сложности с реализацией проекта, сторонняя помощь необходима. Чтобы заказать написание лабораторной работы, нужно воспользоваться удобной формой обратной связи со специалистами нашего образовательного центра.

Лабораторная работа является одним из видов самостоятельных работ студента. Ее суть заключается в том, чтобы обучающийся применял на практике освоенные теоретические знания. Оформление и содержание лабораторной работы часто ставится под сомнение.

Процесс написания

Процесс написания лабораторной работы проходит под непосредственным руководством преподавателя. Таким образом, сразу решаются все возникающие вопросы. В это время экспериментальная часть работы выполняется в свободное время в лабораториях, возможно и отсутствие преподавателя. Расчеты и оформление разрешено делать дома.

  1. Студент получает задание от руководителя
  2. В библиотеке получают методические рекомендации и дополнительную литературу;
  3. Изучают теоретическую часть;
  4. С помощью литературы проходит написание введения и теоретической части основного раздела;
  5. Далее в лаборатории ставятся опыты и эксперименты, результаты заносятся в таблицы;
  6. Выполняются расчеты и описания;
  7. Далее делается анализ и выводы, на основе которых пишется заключение;
  8. Оформляется титульный лист, список литературы, приложение и содержание;
  9. Подготавливается защитная речь и презентация (при необходимости).

Содержание

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Цели и задачи.
  4. Теоретическое обоснование.
  5. Разбор и описание оборудования.
  6. Результаты работы.
  7. Анализ проделанной работы.
  8. Выводы.
  9. Заключение.
  10. Список литературы.
  11. Приложения.

Четкое представление о содержании лабораторной работы помогут составить методические рекомендации ГОСТа и университета.

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Введение

Есть такие части студенческих работ, которые не отличаются друг от друга, вне зависимости от типа самого проекта. Введение как раз относится к таким. Как в любой другой студенческой работу, студент должен указать в данной части лабораторной работы актуальность исследования, указать проблему, из-за которой началось исследование, обозначить объект и предмет, поставить цель и задачи, которые должны быть выполнены по завершению проекта.

Введение лабораторной работы небольшое по объему и является одной из самых простых частей проекта.

  • Актуальность темы обоснована тем, что.
  • Так как. потому, огромное значение имеет проблема.
  • Проблема актуальна и интересна потому, что.

Основная часть

Основная часть – самый большой раздел лабораторной работы. Он должен полностью отображать проведенное исследование. Основной раздел лабораторной работы, как правило, студенты делят на две части: теоретическую и практическую.

В теоретической части необходимо описать методы, которые использовались в исследовании, указать научные труды и работы, помогавшие студенту во время лабораторной, а также рассказать о влиянии теоретической составляющей на практическую. Почему, когда и в какой последовательности был сделан тот или иной шаг.

Практическая часть работы должна включать в себя лабораторное исследование и подробное описание всех шагов. Также должны быть проведены необходимые работы, для достижения поставленных целей и задач. То есть, часть должна включать в себя решение основной проблемы. Методы, использованные в работе, результаты и пути их достижения – все это должна содержать данная часть работы.

Заключение

Суть заключения состоит в том, что именно в данной части лабораторной работы должны быть отображены все результаты исследования. Многие отражают в заключении краткий пересказ проделанной процедуры.

Оформление

В то время, как содержание работы дает немного свободы действий, то с оформлением совершенно другая история. Все, что касается оформления – отображается в методических рекомендациях и требованиях ГОСТа. А потому именно ему надо уделить особое внимание.

Заголовок

Отдельно следует отметить, что каждый новый раздел располагается на новой странице. Структурные элементы и являются заголовками.

Очень важно, чтобы основная часть работы делилась на главы и подглавы, а также пункты. Для этого нумерацию проводят с помощью арабских цифр.

  1. Указывается принадлежность к конкретной главе или разделу.
  2. Ставится порядковый номер.

Титульный лист

Титульный лист является обязательным элементом любой студенческой работы. Ив случае каждой – свое оформление.

Оборудование

Так как лабораторные работы практически невозможно проводить без оборудования, ему следует уделить особое внимание в отчете.

В данном разделе необходимо перечислить абсолютно все использованное оборудование, даже если это был секундомер, линейка или мензурки.

Результаты

Отдельным пунктом выносятся погрешности в расчетах.

Анализ

Мало добиться результатов в проведенной работе. Очень важно провести анализ и сделать выводы. Студенту необходимо тщательно просмотреть расчеты, основываясь на теоретические знания, проанализировать получившиеся данные и привести свои доводы.

Выводы

Основной текст

  • Шрифт – Times New Roman;
  • Кегль – 14;
  • Межстрочный интервал – 1,5;
  • Отступ сверху – 2 сантиметра;
  • Отступ снизу – 2 сантиметра;
  • Отступ слева – 3 сантиметра;
  • Отступ справа – 1,5 сантиметра;
  • Параметр переносов – автоматический.

Как уже говорилось ранее, во введении студент должен перечислить цели и задачи, которые преследует работа. Данные пункты выделяются в тексте. Например, выделяется жирным шрифтом. Список задач оформляется в виде перечисления, с помощью нумерации строк.

Теоретическая составляющая имеет свою специфику оформления, так как она содержит законы, формулы и расчеты, которые использовались во время лабораторной работы. Так как весь материал должен представляться кратко, понятно и аккуратно, формулы составляют и отображают с помощью специального конструктора формул в Microsoft Word. Основные моменты должны выделяться с помощью курсива или полужирного начертания. Все формулы должны быть пронумерованы. Нумерация идет по той же строке, выделяется с помощью обычных скобок. Сами формулы располагаются по центру листа.

Список литературы

Список литературы, пожалуй, один из самых стандартизированных разделов в любой студенческой работе. Он выстраивается в формате списка. Все пункты должны быть пронумерованы. Изначально указывают официальные интернет-источники, с указанием ссылки, названия статьи, е автора и года написания. Далее идут зарубежные источники, с указанием фамилии и инициалов автора, полного названия трудов и года написания, страницы, где располагается использованный материал. Последними идут русскоязычные источники, где указывается все тоже самое, что и в иностранных. Все источники указываются в алфавитном порядке.

Приложения

Дата: _____ (Отвечает на вопрос: "Когда делали? " Дата - это один из важных пунктов для протокола любого научного исследования, т. к. она подтверждает реальность проведённой работы, привязывает её к определённому времени. Можно сказать, что дата - это необходимый элемент для обозначения научности и реальности проводимого исследования.)

Лабораторная работа № ___.

Цель: _____________________________________________ (Отвечает на вопрос: "Для чего делали? " Важно помнить, что именно цель работы нацеливает на выводы, которые вы должны сделать в конце данной работы. Цель должна соответствовать выводам, а выводы - поставленной цели.)

Оборудование: _____________________________________ (Отвечает на вопрос: "Что необходимо для выполнения работы? ", а также "Чем научились пользоваться за время выполнения работы? ")

Ход работы: _______________________________________ (Отвечает на вопрос: "Что делали? " По существу, это краткий конспект ваших действий с объектами и оборудованием. Ход работы задаётся в методических указаниях в разделе "Методика выполнения работы". "Методика" - это то, что должны сделать. "Ход работы" - это то, что сделали в реальности. Конечно, обычно они совпадают!)

Результаты: _______________________________________ (Отвечают на вопрос: "Что наблюдали? " Или: "Что регистрировали? " Надо привести конкретные описания своих наблюдений или конкретные результаты проведённых измерений, выраженные в соответствующих цифрах. Либо сделать зарисовки препаратов или рисунков.)

Варианты представления результатов:

1. Описание явления.

3. Рисунок. Необходимо подписать название рисунка и сделать обозначения его важнейших деталей.

Выводы: __________________________________________ (Отвечают на вопрос: "Что поняли? " Отвечая на этот вопрос следует исходить из цели лабораторной работы. Этой работой вы что-то должны были доказать, вот и напишите, что же именно вы доказали.)

Проверка: Проверено: ______________________(Оценка и/или подпись преподавателя.)

Работу проверяет преподаватель. Он вносит исправления, ставит оценку, подписывает работу.

По химии и физике учащимися создается лабораторная работа. Ее оформление должно быть произведено в соответствии с требованиями и правилами государственного стандарта. Для сдачи отчета по проведенному испытанию на занятии без отправки на доработку потребуется знание дисциплины, но и также нюансов по тому, как оформить вывод о практической работе с микроскопом. Необходимо правильное оформление итогов проведенного испытания в лаборатории по физической, химической и прочим дисциплинам.

Перед тем, как приступить к рассмотрению того, как делать практическую работу по правилам, следует для начала узнать, что она собой представляет. Лабораторное исследование – это небольшой по объему научный отчет, в котором кратко изложены действия и результаты по определенной тематике, проведенные учащимися школы или другого учебного заведения.

В результате представленного вывода к лабораторной работе педагог получает возможность дать оценку того, как учащийся справился с заданиями. Также им оценивается и общая профессиональная подготовка школьника или студента.

Требования к оформлению лабораторных работ

Если рассматривать для лабораторной работы оформление по ГОСТ, то в отчете требуется использовать следующие части:

  • Титульник;
  • Какие цели работы были поставлены. Когда требуется оформление лабораторной работы по физике или оформление лабораторной работы про химии, то их описание должно иметься обязательно;
  • Предоставление краткой теоретической информации. Как ее написать, можно узнать из образца оформления лабораторной работы;
  • Описание технических инструментов и методов проведения исследования;
  • Описание результатов, полученных в ходе проведения эксперимента;
  • Выводы о проведенном исследовании.

Содержание отдельных частей при оформлении лабораторной работы по ГОСТ

Когда речь идет о том, как оформлять лабораторную работу по физике или как оформлять лабораторную работу по химии, важно знать, какую информацию содержат ее составляющие.

Цель работы

Во время создания этого раздела указывается тема эксперимента, а также перечислены основные задачи, поставленные перед учащимся.

Краткие теоретические сведения

В данном разделе приводятся примеры формул и научные данные по предмету. Необходимо в обобщенном виде сделать упоминание о главных понятиях и законах, формулах и таблицах, которые применялись во время проведения эксперимента.

Техническое оснащение

В этой части отчета производится описание хода проведенного эксперимента. В ней отражаются подробные действия в период исследования, и излагается, как были получены сведения, и каким образом были обработаны.

Описание проведения эксперимента

Во время описания результатов исследования потребуется подставить значения, которые были получены в процессе исследования. В этот период не нужно забывать о том, какими являются погрешности проведенных испытаний.

Анализ данных

В этой части отчета научного эксперимента отражаются сведения и информация, позволяющая сделать вывод на основе анализа полученных результатов. Их потребуется интерпретировать, взяв за основу научные сведения по предмету.

Подведение итогов

В этой составляющей оформления отчета проведенного в лаборатории эксперимента студенты или школьники подводят итоги. Выводы необходимо подтвердить знаниями теории или действиями, применяемыми во время исследования.

Это основные моменты, которые необходимо знать, когда приходится самостоятельно заниматься оформлением проведенных экспериментов в лаборатории.

Читайте также: