Как сделать служебную проверку в отношении работника

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Утвердить прилагаемый Порядок проведения служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации.

приказом Минюста России

от 30.03.2020 N 65

ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКА

ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Порядок проведения служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - Порядок) определяет организацию работы по проведению служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудник, орган принудительного исполнения соответственно).

2. Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника федерального органа принудительного исполнения, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов принудительного исполнения принимается руководителем федерального органа принудительного исполнения.

Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника территориального органа принудительного исполнения, за исключением заместителей руководителя территориального органа принудительного исполнения, принимается руководителем территориального органа принудительного исполнения (далее - руководитель территориального органа).

3. Проведение служебной проверки поручается:

в федеральном органе принудительного исполнения - Управлению собственной безопасности (далее - УСБ);

в территориальном органе принудительного исполнения - отделу или отделению собственной безопасности (далее - ОСБ) соответствующего территориального органа.

4. При проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:

1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;

2) вины сотрудника;

3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;

4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;

5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах принудительного исполнения.

5. Сотрудникам, участвующим (участвовавшим) в проведении служебной проверки, запрещается разглашать любую выявленную или ставшую известной в ходе проведения служебной проверки информацию, относящуюся прямо или косвенно к сотруднику, в отношении которого проводилась служебная проверка.

6. В случае обнаружения в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления или события административного правонарушения указанная информация подлежит регистрации и проверке в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1; 2020, N 9, ст. 1136.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52 (ч. 1), ст. 4921; 2020, N 8, ст. 919.

II. Организация проведения служебной проверки

7. Поручение о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.

В случае если сведения о наличии оснований для проведения служебной проверки содержатся в электронном документе или электронной копии документа, поручение о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью.

8. Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее четырнадцати дней с момента получения руководителем федерального органа принудительного исполнения (руководителем территориального органа) информации, являющейся основанием для ее проведения.

9. Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения (руководителя территориального органа) может быть продлен, но не более чем на тридцать дней.

Часть 4 статьи 52 Федерального закона.

10. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

Часть 4 статьи 52 Федерального закона.

11. В случае если последний день служебной проверки приходится на выходной либо нерабочий праздничный день, то днем окончания служебной проверки считается следующий за ним рабочий день.

12. В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах.

При наличии указанных оснований сотрудник обязан подать руководителю федерального органа принудительного исполнения (руководителю территориального органа) письменный рапорт (далее - рапорт) об освобождении его от участия в проведении служебной проверки.

При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки продлевается на 10 рабочих дней.

13. При проведении служебной проверки в отношении нескольких сотрудников, совершивших дисциплинарные проступки, в случае невозможности ее завершения в установленный срок по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировке, а также отсутствия на службе по иным уважительным причинам одного или нескольких из них материалы служебной проверки в отношении отсутствующих сотрудников могут быть выделены для проведения отдельной служебной проверки.

Решение о выделении материалов служебной проверки принимается руководителем федерального органа принудительного исполнения (руководителем территориального органа) на основании мотивированного доклада УСБ, ОСБ.

Срок проведения служебной проверки по выделенным материалам исчисляется с момента принятия решения о ее проведении.

14. О проведении служебной проверки издается приказ федерального органа принудительного исполнения (территориального органа принудительного исполнения), который подписывает руководитель федерального органа принудительного исполнения (руководитель территориального органа).

15. Приказ федерального органа принудительного исполнения (территориального органа принудительного исполнения) о проведении служебной проверки должен содержать:

основания для ее проведения;

сроки проведения служебной проверки;

состав комиссии по проведению служебной проверки (далее - Комиссия).

16. Комиссия формируется в составе трех и более сотрудников, обладающих необходимыми знаниями и опытом. Из членов комиссии назначаются: председатель комиссии (в федеральном органе принудительного исполнения - начальник УСБ или один из его заместителей, в территориальном органе принудительного исполнения - начальник ОСБ) и заместитель председателя Комиссии, который в отсутствие председателя Комиссии исполняет его обязанности.

Максимальное количество членов комиссии не ограничено и обусловливается спецификой обстоятельств конкретной служебной проверки.

В состав Комиссии могут быть включены представители профсоюзной организации, действующей в органе принудительного исполнения (при ее наличии).

Состав Комиссии формируется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, защите персональных данных и требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, направленных на исключение возможности возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на объективность выводов, предложений и рекомендаций Комиссии.

17. Замена членов Комиссии происходит на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения (руководителя территориального органа).

III. Полномочия участников служебной проверки

18. Председатель и члены Комиссии, проводящие служебную проверку, имеют право:

получать у всех работников органа принудительного исполнения, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, письменные объяснения;

выезжать на место совершения дисциплинарного проступка для выявления и документирования обстоятельств его совершения;

вносить руководителю федерального органа принудительного исполнения (руководителю территориального органа) предложения о временном отстранении сотрудника от выполнения служебных обязанностей на время проведения служебной проверки;

истребовать документы, относящиеся к предмету проверки, от подразделений органа принудительного исполнения, направлять запросы в иные государственные органы и организации;

пользоваться информационными системами ФССП России;

Часть 4 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2016, N 27 (ч. 1), ст. 4207).

знакомиться с документами, имеющими значение для проведения служебной проверки, и в случае необходимости изготавливать с них копии для приобщения к материалам служебной проверки;

ходатайствовать перед руководителем федерального органа принудительного исполнения (руководителем территориального органа) о проведении инвентаризации или ревизии;

ходатайствовать перед руководителем федерального органа принудительного исполнения (руководителем территориального органа) о привлечении (по согласованию) к участию в проведении служебной проверки должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации;

предлагать сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение с использованием психофизиологических исследований;

в случаях, предусмотренных пунктом 13 Порядка, докладывать рапортом руководителю федерального органа принудительного исполнения (руководителю территориального органа) о необходимости выделения материалов служебной проверки;

докладывать рапортом руководителю федерального органа принудительного исполнения (руководителю территориального органа) о необходимости продления срока проведения служебной проверки.

19. Председатель и члены Комиссии, проводящие служебную проверку, обязаны:

соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в проведении служебной проверки;

обеспечивать сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки;

разъяснять сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, права и обеспечить условия для реализации этих прав;

своевременно докладывать руководителю федерального органа принудительного исполнения (руководителю территориального органа) о поступивших заявлениях, ходатайствах или жалобах и проинформировать сотрудников, их подавших, о разрешении указанных заявлений, ходатайств, жалоб;

сообщать о результатах рассмотрения заявлений, ходатайств, жалоб сотруднику лично под расписку либо путем направления ответа по месту его жительства заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

документально подтверждать дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину;

осуществлять сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;

изучать материалы служебных проверок, проводившихся ранее в отношении сотрудника, информацию о фактах совершения им дисциплинарных проступков (если имеются);

на основании положений части 8 статьи 50 Федерального закона затребовать от сотрудника, в отношении которого проводится служебная поверка, объяснение в письменной форме (в случае если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено либо в случае его отказа от дачи письменных объяснений - составить соответствующий акт);

незамедлительно докладывать руководителю федерального органа принудительного исполнения (руководителю территориального органа) либо председателю Комиссии о любых попытках вмешательства в ход служебной проверки или оказания давления на сотрудников, участвующих в служебной проверке;

опрашивать работников органов принудительного исполнения, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки;

предлагать в случае необходимости проведение профилактических мероприятий по устранению причин, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;

подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме (далее - заключение) и представить руководителю федерального органа принудительного исполнения (руководителю территориального органа) для утверждения;

знакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его письменного обращения с заключением по ее результатам в течение пяти рабочих дней с момента обращения.

20. Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, пользуется правами и исполняет обязанности, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона.

21. Руководитель федерального органа принудительного исполнения (руководитель территориального органа) осуществляет контроль за полнотой и своевременностью проведения служебной проверки.

IV. Оформление результатов служебной проверки

22. Заключение составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

23. Во вводной части заключения указываются:

состав Комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, классного чина, должности, фамилии и инициалов председателя и членов Комиссии);

должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах принудительного исполнения и в замещаемой должности, информация о поощрениях и взысканиях.

24. Описательная часть заключения должна содержать:

основания проведения служебной проверки;

объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка;

описание факта и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка;

описание последствий совершенного сотрудником дисциплинарного проступка;

наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона;

факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника;

материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника;

смягчающие или отягчающие вину обстоятельства;

иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки.

25. С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части заключения излагаются:

о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;

о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона;

о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника;

о виновности (невиновности) сотрудника в совершении дисциплинарного проступка;

б) предложения о передаче материалов для принятия процессуального решения в органы прокуратуры Российской Федерации или правоохранительные органы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона;

г) рекомендации по возможному опровержению недостоверной информации, порочащей честь и достоинство сотрудника, которая послужила основанием для назначения служебной проверки и (или) обращению в суд либо органы прокуратуры Российской Федерации;

д) рекомендации профилактического характера;

е) предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности.

26. Заключение подписывается членами Комиссии и не позднее трех рабочих дней со дня завершения служебной проверки представляется для утверждения руководителю федерального органа принудительного исполнения (руководителю территориального органа) начальником УСБ, ОСБ.

Заключение утверждается руководителем федерального органа принудительного исполнения (руководителем территориального органа) не позднее чем через пять рабочих дней со дня его представления.

27. После утверждения руководителем федерального органа принудительного исполнения (руководителем территориального органа) оригинал заключения в отношении сотрудника передается в подразделение государственной службы и кадров федерального органа принудительного исполнения (территориального органа принудительного исполнения) для приобщения к личному делу сотрудника, а в случае принятия решения о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности - для подготовки проекта приказа о наложении дисциплинарного взыскания.

28. Один из членов Комиссии, определенный председателем Комиссии, формирует материалы проверки в номенклатурное дело, которое включает в себя:

документ (либо его копию), послуживший основанием для проведения служебной проверки;

копию приказа о назначении служебной проверки;

объяснения работников, иные документы и материалы (либо их копии), полученные в ходе служебной проверки;

копию заключения, заверенную кадровым подразделением органа принудительного исполнения;

копию приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности в случае привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности.

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях единообразного применения Инструкции об организации служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах, утвержденной Приказом ФССП России от 20.09.2010 N 427 (далее - Инструкция), а также для разъяснения отдельных ее положений.

1.2. Инструкция определяет порядок организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих ФССП России и ее территориальных органов (далее - гражданские служащие).

1.3. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или письменному заявлению гражданского служащего.

1.4. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

факт, время, место, обстоятельства, цели и мотивы совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

вина гражданского служащего, в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими гражданскими служащими - вина каждого;

деловые и личные качества гражданского служащего, совершившего дисциплинарный проступок, иные характеризирующие его данные;

обстоятельства, причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

характер и размер вреда (ущерба), причиненного гражданским служащим в результате совершения дисциплинарного проступка;

обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

1.5. В соответствии со ст. 57 Федерального закона за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) исключен. - Изменения, утв. ФССП России 26.03.2015 N 0012/4;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп. "а" - "г" п. 3, пп. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

2. Организация служебной проверки

2.1. При инициировании служебной проверки на имя представителя нанимателя готовится служебная записка (согласно п. 4 Инструкции, в центральном аппарате ФССП России - на имя директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации (далее - Директор); в территориальном органе ФССП России - на имя руководителя территориального органа).

В служебной записке указываются факт, время, место, обстоятельства, должность, фамилия, имя, отчество гражданского служащего, в отношении которого необходимо провести служебную проверку, и нарушенные им в результате дисциплинарного проступка пункты и статьи действующего законодательства, а также нормативных правовых актов Службы (приложение N 1).

Также необходимо учитывать срок, прошедший с момента совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" днем обнаружения дисциплинарного проступка, с которого начинается месячный срок (в течение которого к гражданскому служащему может быть применено дисциплинарное взыскание), считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен гражданский служащий, стало известно о совершении дисциплинарного проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.

2.2. Одной служебной запиской допускается инициирование служебной проверки как в отношении одного, так и нескольких гражданских служащих (приложение N 2).

2.3. В служебной записке инициатор служебной проверки предлагает кандидатуру от структурного подразделения центрального аппарата или аппарата управления территориального органа ФССП России (далее - территориальный орган), с указанием должности, Ф.И.О. для включения в состав комиссии по проведению служебной проверки и уведомляет его об этом.

2.4. В случае, когда инициатором служебной проверки в отношении гражданского служащего является подразделение противодействия коррупции или гражданский служащий, обратившийся с заявлением о проведении служебной проверки, либо служебная проверка назначена по представлению органов прокуратуры, в комиссию по проведению служебной проверки включается специалист профильного структурного подразделения центрального аппарата или аппарата управления территориального органа Службы, к компетенции которого относятся выявленные нарушения.

Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности ФССП России; отдел (группа) противодействия коррупции территориального органа ФССП России.

2.5. Для проведения служебной проверки в отношении руководителя подразделения противодействия коррупции председателем комиссии назначается один из заместителей представителя нанимателя, при этом незамедлительно информируется УПК (п. 1 распоряжения Директора от 28.09.2009 N 31-р).

Копия приказа о проведении служебной проверки не позднее суток с момента регистрации приказа направляется факсимильной связью руководителю УПК.

2.6. При инициировании служебной проверки в отношении каждого гражданского служащего необходимо издавать отдельный приказ о ее проведении (приложение N 4).

2.7. В приказе о проведении служебной проверки кроме данных, указанных во втором абзаце п. 10 Инструкции, необходимо отражать, на кого из членов комиссии возложены полномочия по затребованию письменного объяснения от гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка (приложение N 3).

2.8. Во исполнение п. 10 Инструкции проект приказа о проведении служебной проверки готовится работником подразделения противодействия коррупции и представляется председателю комиссии одновременно с проектом плана о проведении служебной проверки для утверждения представителем нанимателя.

2.9. Представление на регистрацию приказа о проведении служебной проверки необходимо поручать работнику подразделения противодействия коррупции, ответственному за его подготовку.

2.10. Копия приказа о проведении служебной проверки и план ее проведения вручаются под расписку работнику, которому поручена подготовка заключения по результатам служебной проверки, для ознакомления членов комиссии.

Ознакомление гражданского служащего с приказом о проведении в отношении него служебной проверки также поручается указанному работнику.

3. Участники служебной проверки и их полномочия

3.1. Полномочия каждого члена комиссии прописываются в плане по служебной проверке с указанием конкретных сроков исполнения (приложение N 5).

3.2. При включении в состав комиссии представителя подразделения по вопросам государственной службы и кадров ему необходимо поручать подготовку копий должностного регламента, других характеризующих материалов и передачу их члену комиссии, на которого возложены полномочия по подготовке заключения по результатам служебной проверки, для приобщения к материалам служебной проверки.

3.3. Члену комиссии, которому поручена подготовка заключения по результатам служебной проверки, необходимо поручать готовить лист ознакомления с Инструкцией (п. 16) и знакомить с ней членов комиссии под роспись. Лист ознакомления приобщается к материалам служебной проверки (приложение N 9).

3.4. При обнаружении признаков преступления, административного правонарушения или нарушения служебной дисциплины член комиссии немедленно докладывает об этом председателю комиссии и должностному лицу, принявшему решение о проведении служебной проверки, в письменной форме.

3.5. В случае если член комиссии по уважительной причине (болезнь, отпуск, командировка и т.п.) не может принимать дальнейшее участие в служебной проверке, издается приказ о внесении изменений в состав комиссии.

Подготовка, согласование и регистрация данного приказа поручается представителю подразделения по вопросам государственной службы и кадров, включенному в состав комиссии по проведению служебной проверки.

3.6. Подготовка, согласование и регистрация приказа о временном отстранении от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы (п. 22 Инструкции) также поручается члену комиссии от подразделения по вопросам государственной службы и кадров.

4. Проведение служебной проверки

4.1. Согласно п. 11 Инструкции (п. 6 ст. 59 Федерального закона) служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.

Месячный срок проведения служебной проверки необходимо исчислять со дня регистрации приказа о проведении служебной проверки в отношении гражданского служащего.

Сроки проведения служебной проверки не приостанавливаются и не продлеваются.

4.2. Подготовку заключения по результатам служебной проверки, согласование с членами комиссии и представление материалов служебной проверки председателю комиссии необходимо возлагать на члена комиссии, представленного от подразделения, инициировавшего проведение служебной проверки (приложение N 3).

Например, если инициатором служебной проверки являлось подразделение по вопросам организации исполнительного производства, то полномочия, указанные в п. 4.2, возлагаются на работника, включенного в состав комиссии от данного подразделения.

4.3. В случае если от гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, не представляется возможным по уважительным причинам получить письменное объяснение (временная нетрудоспособность, пребывание в отпуске и т.п.), выводы о его виновности (невиновности) предлагается делать на основании имеющихся материалов, о чем указывать в заключении.

По выходу гражданского служащего на службу у него запрашивается письменное объяснение, с учетом которого принимается решение о применении или о неприменении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.

5. Оформление результатов служебной проверки

5.1. После утверждения заключения уполномоченным должностным лицом оно направляется председателем комиссии руководителю подразделения по вопросам государственной службы и кадров для подписи (п. 10 ст. 59 Федерального закона) и подготовки проекта приказа о применении дисциплинарного взыскания в соответствии с п. 28 Инструкции (приложение N 10).

В случае если председателем комиссии по проведению служебной проверки является руководитель подразделения по вопросам государственной службы и кадров, его подпись, установленная п. 10 ст. 59 Федерального закона, в заключении по результатам служебной проверки не требуется.

5.2. Письменное заключение по результатам служебной проверки приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка (п. 10 ст. 59 Федерального закона), а заверенная копия заключения направляется в подразделение противодействия коррупции и приобщается к материалам служебной проверки.

6. Порядок применения дисциплинарного

взыскания и ознакомления гражданского служащего с актом

о применении дисциплинарного взыскания

6.1. Согласно п. 6 ст. 58 Федерального закона копия акта о применении дисциплинарного взыскания вручается гражданскому служащему под роспись в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

В случае если вручить данный акт (приказ о дисциплинарной ответственности) по уважительным причинам не представляется возможным (временная нетрудоспособность, пребывание в отпуске, другие случаи отсутствия на службе), допустимо регистрировать и вручать его гражданскому служащему по выходу на службу, поскольку в срок, установленный для применения дисциплинарного взыскания, согласно пп. 4, 5 ст. 58 Федерального закона период отсутствия гражданского служащего по уважительной причине и время проведения служебной проверки не включаются.

Применить дисциплинарное взыскание не представляется возможным, если гражданский служащий будет отсутствовать на службе более шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - более двух лет. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ст. 58 Федерального закона).

О невозможности применения дисциплинарного взыскания к гражданскому служащему по результатам служебной проверки представитель нанимателя (п. 4 Инструкции) информируется служебной запиской.

7. Учет, формирование и хранение материалов

7.1. Служебные проверки учитываются в Журнале учета служебных проверок (далее - Журнал), а также в электронном виде, удобном для работы (приложение N 11).

При этом каждой служебной проверке присваивается порядковый регистрационный номер, под которым служебные проверки вносятся в Журнал (в пределах текущего года).

7.3. Материалы служебной проверки подшиваются в номенклатурное дело (твердую обложку из картона), постранично нумеруются карандашом в верхнем правом углу, составляется внутренняя опись, которая заверяется составителем (приложение N 13).

7.4. В листе-заверителе цифрами и прописью указываются количество листов и особенности отдельных документов. Лист-заверитель подписывается составителем с указанием даты и расшифровкой подписи (приложение N 14).

7.5. На обложке служебной проверки указываются необходимые сведения, в том числе порядковый регистрационный номер, под которым служебная проверка учтена в Журнале (приложение N 12).

7.6. Сформированные материалы служебных проверок размещают в служебной комнате подразделения противодействия коррупции (подразделения государственной службы и кадров в случае, когда штатная численность подразделения противодействия коррупции менее 4 единиц) или в специально отведенном для этой цели помещении в запирающиеся шкафы, сейфы и т.п., чтобы обеспечить их сохранность и защиту (приложение N 15).

Материалы служебных проверок хранятся не менее 5 лет, после чего уничтожаются в соответствии с порядком уничтожения документов с истекшими сроками хранения, установленным Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов.

7.7. Материалы служебных проверок для их учета и быстрого поиска располагаются вертикально, корешками (переплетом) наружу, и систематизируются в алфавитном порядке (по фамилиям) с разбивкой по годам. На корешках (переплетах) обложек материалов служебных проверок указываются фамилия и инициалы работника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также порядковый регистрационный номер (приложение N 16).

7.8. Опись материалов служебных проверок помещается на внутренней стороне шкафа.

7.9. Ответственное лицо, на которое возложена обязанность по сохранности, учету и доступу к служебным проверкам, назначается приказом (распоряжением) из числа работников подразделения противодействия коррупции. Как правило, это работник, ответственный за делопроизводство.

Министерство юстиции Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

от 20 июня 2011 года N 12-6

УТВЕРЖДАЮ
Директор Федеральной службы
судебных приставов -
главный судебный пристав
Российской Федерации
А.О.Парфенчиков
20 июня 2011 года

Методические рекомендации по проведению служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах

(с изменениями на 26 марта 2015 года)

Документ с изменениями, внесенными:

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях единообразного применения Инструкции об организации служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах, утвержденной приказом ФССП России от 20.09.2010 N 427 (далее - Инструкция), а также для разъяснения отдельных ее положений.

1.2. Инструкция определяет порядок организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих ФССП России и ее территориальных органов (далее - гражданские служащие).

1.3. В соответствии с ч.1 ст.59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или письменному заявлению гражданского служащего.

1.4. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

факт, время, место, обстоятельства, цели и мотивы совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

вина гражданского служащего, в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими гражданскими служащими - вина каждого;

деловые и личные качества гражданского служащего, совершившего дисциплинарный проступок, иные характеризирующие его данные;

обстоятельства, причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

характер и размер вреда (ущерба), причиненного гражданским служащим в результате совершения дисциплинарного проступка;

обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

1.5. В соответствии со ст.57 Федерального закона за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п.2, подп."а"-"г" п.3, пп.5 и 6 ч.1 ст.37 Федерального закона.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

2. Организация служебной проверки

2.1. При инициировании служебной проверки на имя представителя нанимателя готовится служебная записка (согласно п.4 Инструкции, в центральном аппарате ФССП России - на имя директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации (далее - Директор); в территориальном органе ФССП России - на имя руководителя территориального органа).

В служебной записке указываются факт, время, место, обстоятельства, должность, фамилия, имя, отчество гражданского служащего, в отношении которого необходимо провести служебную проверку, и нарушенные им в результате дисциплинарного проступка пункты и статьи действующего законодательства, а также нормативных правовых актов Службы (приложение N 1).

Также необходимо учитывать срок, прошедший с момента совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" днем обнаружения дисциплинарного проступка, с которого начинается месячный срок (в течение которого к гражданскому служащему может быть применено дисциплинарное взыскание), считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен гражданский служащий, стало известно о совершении дисциплинарного проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.

2.2. Одной служебной запиской допускается инициирование служебной проверки как в отношении одного, так и нескольких гражданских служащих (приложение N 2).

2.3. В служебной записке инициатор служебной проверки предлагает кандидатуру от структурного подразделения центрального аппарата или аппарата управления территориального органа ФССП России (далее - территориальный орган), с указанием должности, Ф.И.О., для включения в состав комиссии по проведению служебной проверки и уведомляет его об этом.

2.4. В случае, когда инициатором служебной проверки в отношении гражданского служащего является подразделение противодействия коррупции или гражданский служащий, обратившийся с заявлением о проведении служебной проверки, либо служебная проверка назначена по представлению органов прокуратуры, в комиссию по проведению служебной проверки включается специалист профильного структурного подразделения центрального аппарата или аппарата управления территориального органа Службы, к компетенции которого относятся выявленные нарушения.

Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности ФССП России; отдел (группа) противодействия коррупции территориального органа ФССП России.

2.5. Для проведения служебной проверки в отношении руководителя подразделения противодействия коррупции председателем комиссии назначается один из заместителей представителя нанимателя, при этом незамедлительно информируется УПК (п.1 распоряжения Директора от 28.09.2009 N 31-р).

Копия приказа о проведении служебной проверки не позднее суток с момента регистрации приказа направляется факсимильной связью руководителю УПК.

2.6. При инициировании служебной проверки в отношении каждого гражданского служащего необходимо издавать отдельный приказ о ее проведении (приложение N 4).

2.7. В приказе о проведении служебной проверки кроме данных, указанных во втором абзаце п.10 Инструкции, необходимо отражать, на кого из членов комиссии возложены полномочия по затребованию письменного объяснения от гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка (приложение N 3).

2.8. Во исполнение п.10 Инструкции проект приказа о проведении служебной проверки готовится работником подразделения противодействия коррупции и представляется председателю комиссии одновременно с проектом плана о проведении служебной проверки для утверждения представителем нанимателя.

2.9. Представление на регистрацию приказа о проведении служебной проверки необходимо поручать работнику подразделения противодействия коррупции, ответственному за его подготовку.

2.10. Копия приказа о проведении служебной проверки и план ее проведения вручаются под расписку работнику, которому поручена подготовка заключения по результатам служебной проверки, для ознакомления членов комиссии.

Ознакомление гражданского служащего с приказом о проведении в отношении него служебной проверки также поручается указанному работнику.

3. Участники служебной проверки и их полномочия

3.1. Полномочия каждого члена комиссии прописываются в плане по служебной проверке с указанием конкретных сроков исполнения (приложение N 5).

3.2. При включении в состав комиссии представителя подразделения по вопросам государственной службы и кадров ему необходимо поручать подготовку копий должностного регламента, других характеризующих материалов и передачу их члену комиссии, на которого возложены полномочия по подготовке заключения по результатам служебной проверки, для приобщения к материалам служебной проверки.

3.3. Члену комиссии, которому поручена подготовка заключения по результатам служебной проверки, необходимо поручать готовить лист ознакомления с Инструкцией (п.16) и знакомить с ней членов комиссии под роспись. Лист ознакомления приобщается к материалам служебной проверки (приложение N 9).

3.4. При обнаружении признаков преступления, административного правонарушения или нарушения служебной дисциплины член комиссии немедленно докладывает об этом председателю комиссии и должностному лицу, принявшему решение о проведении служебной проверки, в письменной форме.

3.5. В случае если член комиссии по уважительной причине (болезнь, отпуск, командировка и т.п.) не может принимать дальнейшее участие в служебной проверке, издается приказ о внесении изменений в состав комиссии.

Подготовка, согласование и регистрация данного приказа поручается представителю подразделения по вопросам государственной службы и кадров, включенному в состав комиссии по проведению служебной проверки.

3.6. Подготовка, согласование и регистрация приказа о временном отстранении от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы (п.22 Инструкции) также поручается члену комиссии от подразделения по вопросам государственной службы и кадров.

4. Проведение служебной проверки

4.1. Согласно п.11 Инструкции (п.6 ст.59 Федерального закона) служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.

Месячный срок проведения служебной проверки необходимо исчислять со дня регистрации приказа о проведении служебной проверки в отношении гражданского служащего.

Сроки проведения служебной проверки не приостанавливаются и не продлеваются.

4.2. Подготовку заключения по результатам служебной проверки, согласование с членами комиссии и представление материалов служебной проверки председателю комиссии необходимо возлагать на члена комиссии, представленного от подразделения, инициировавшего проведение служебной проверки (приложение N 3).

Например, если инициатором служебной проверки являлось подразделение по вопросам организации исполнительного производства, то полномочия, указанные в п.4.2, возлагаются на работника, включенного в состав комиссии от данного подразделения.

4.3. В случае если от гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, не представляется возможным по уважительным причинам получить письменное объяснение (временная нетрудоспособность, пребывание в отпуске и т.п.), выводы о его виновности (невиновности) предлагается делать на основании имеющихся материалов, о чем указывать в заключении.

По выходу гражданского служащего на службу у него запрашивается письменное объяснение, с учетом которого принимается решение о применении или о неприменении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.

5. Оформление результатов служебной проверки

5.1. После утверждения заключения уполномоченным должностным лицом оно направляется председателем комиссии руководителю подразделения по вопросам государственной службы и кадров для подписи (п.10 ст.59 Федерального закона) и подготовки проекта приказа о применении дисциплинарного взыскания в соответствии с п.28 Инструкции (приложение N 10).

В случае если председателем комиссии по проведению служебной проверки является руководитель подразделения по вопросам государственной службы и кадров, его подпись, установленная п.10 ст.59 Федерального закона, в заключении по результатам служебной проверки не требуется.

5.2. Письменное заключение по результатам служебной проверки приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка (п.10 ст.59 Федерального закона), а заверенная копия заключения направляется в подразделение противодействия коррупции и приобщается к материалам служебной проверки.

6. Порядок применения дисциплинарного взыскания и ознакомления гражданского служащего с актом о применении дисциплинарного взыскания

6.1. Согласно п.6 ст.58 Федерального закона копия акта о применении дисциплинарного взыскания вручается гражданскому служащему под роспись в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

В случае если вручить данный акт (приказ о дисциплинарной ответственности) по уважительным причинам не представляется возможным (временная нетрудоспособность, пребывание в отпуске, другие случаи отсутствия на службе), допустимо регистрировать и вручать его гражданскому служащему по выходу на службу, поскольку в срок, установленный для применения дисциплинарного взыскания, согласно пп.4, 5 ст.58 Федерального закона период отсутствия гражданского служащего по уважительной причине и время проведения служебной проверки не включаются.

Применить дисциплинарное взыскание не представляется возможным, если гражданский служащий будет отсутствовать на службе более шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - более двух лет. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ст.58 Федерального закона).

О невозможности применения дисциплинарного взыскания к гражданскому служащему по результатам служебной проверки представитель нанимателя (п.4 Инструкции) информируется служебной запиской.

7. Учет, формирование и хранение материалов служебных проверок

7.1. Служебные проверки учитываются в Журнале учета служебных проверок (далее - Журнал), а также в электронном виде, удобном для работы (приложение N 11).

При этом каждой служебной проверке присваивается порядковый регистрационный номер, под которым служебные проверки вносятся в Журнал (в пределах текущего года).

7.3. Материалы служебной проверки подшиваются в номенклатурное дело (твердую обложку из картона), постранично нумеруются карандашом в верхнем правом углу, составляется внутренняя опись, которая заверяется составителем (приложение N 13).

7.4. В листе-заверителе цифрами и прописью указываются количество листов и особенности отдельных документов. Лист-заверитель подписывается составителем с указанием даты и расшифровкой подписи (приложение N 14).

7.5. На обложке служебной проверки указываются необходимые сведения, в том числе порядковый регистрационный номер, под которым служебная проверка учтена в Журнале (приложение N 12).

7.6. Сформированные материалы служебных проверок размещают в служебной комнате подразделения противодействия коррупции (подразделения государственной службы и кадров в случае, когда штатная численность подразделения противодействия коррупции менее 4 единиц) или в специально отведенном для этой цели помещении в запирающиеся шкафы, сейфы и т.п., чтобы обеспечить их сохранность и защиту (приложение N 15*).

Служебная проверка в отношении работников проводится по решению руководителя или по письменному заявлению работника. Основаниями для ее проведения являются факт совершения работником дисциплинарного проступка или обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления работника о проведении служебной проверки.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

  1. факт совершения работником дисциплинарного проступка, то есть неисполнения или ненадлежащего исполнения работником по его вине возложенных на него должностных обязанностей;
  2. вина работника;
  3. причины и условия, способствовавшие совершению работником дисциплинарного проступка;
  4. характер и размер вреда, причиненного работником в результате дисциплинарного проступка;
  5. обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления работника о проведении служебной проверки.

Организация и проведение служебной проверки

Служебная проверка назначается приказом руководителя учреждения. Ее организация поручается отделу кадров, юридическому отделу или иному структурному подразделению.

Для проведения служебной проверки формируется комиссия, в состав которой в обязательном порядке включаются представители отдела кадров и юридического отдела (при его наличии). При необходимости в состав комиссии могут включаться другие работники, обладающие необходимой квалификацией, знаниями и опытом.

Состав комиссии и ее председатель утверждаются приказом учреждения.

В проведении служебной проверки не может участвовать работник, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае назначенный для проведения служебной проверки сотрудник обязан обратиться к должностному лицу, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

Подготовка проекта приказа о назначении служебной проверки осуществляется отделом кадров и юридическим отделом и в установленном порядке докладывается руководителю учреждения.

В проекте приказа о назначении служебной проверки указываются основания для проведения служебной проверки и персональный состав комиссии. Служебная проверка, как правило, назначается не позднее 10 дней с момента обнаружения дисциплинарного проступка или регистрации заявления работника о проведении служебной проверки.

Члены комиссии, проводящие служебную проверку, имеют право:

  • предлагать работнику, в отношении которого проводится служебная проверка, а также работникам и иным лицам, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе проведения служебной проверки, давать письменные объяснения (образец приведен в приложении 1), а также иную информацию по существу вопросов служебной проверки. Объяснение должно содержать вопросы, задаваемые лицу, дающему объяснение, ответы на них и (или) его пояснения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки;
  • выезжать на место совершения проступка, происшествия;
  • вносить начальнику, в подчинении которого находится работник, в отношении которого проводится служебная проверка, предложения об отстранении от занимаемой должности работника на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по занимаемой должности;
  • истребовать в установленном порядке документы, относящиеся к предмету проверки, из структурных подразделений учреждения, направлять запросы в иные органы, учреждения и организации;
  • знакомиться с документами, имеющими значение для проведения служебной проверки, и в случае необходимости приобщать их копии к материалам служебной проверки;
  • ходатайствовать о проведении исследования, инвентаризации и ревизии;
  • привлекать должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации;
  • применять для документирования фактов совершенного дисциплинарного проступка или происшествия технические средства в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • совершать иные действия, необходимые для проведения служебной проверки.

Члены комиссии, проводящие служебную проверку, обязаны:

  • соблюдать права и свободы работника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в служебной проверке;
  • обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о результатах ее проведения.

Работник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

  • давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) работников, проводящих служебную проверку, руководителю учреждения;
  • ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Работник, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности. Временное отстранение работника от замещаемой должности оформляется приказом.

При проведении служебной проверки Председатель комиссии знакомит работника, в отношении которого проводится служебная проверка, с его правами.

В случае отказа работника, в отношении которого проводится служебная проверка, от дачи письменного объяснения составляется акт (образец приведен в приложении 2).

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня ее назначения. Окончанием проведения служебной проверки является дата подписания заключения по результатам ее проведения.

Оформление результатов служебной проверки

Результаты служебной проверки докладываются руководителю учреждения в форме письменного заключения. В заключении указываются:

  • факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
  • предложение о применении к работнику дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается председателем и членами Комиссии, другими участниками служебной проверки.

Председатель комиссии обязан предложить работнику, в отношении которого проводилась служебная проверка, ознакомиться под подпись с заключением по результатам проведения служебной проверки, о чем делается соответствующая запись в заключении.

В случае отказа работника, в отношении которого проводилась служебная проверка, от ознакомления с заключением либо от подписи об ознакомлении с заключением составляется акт (образец приведен в приложении 2), который приобщается к материалам служебной проверки.

Материалы служебных проверок формируются в дело в следующем порядке:

  • документ, послуживший основанием для назначения служебной проверки;
  • копия приказа учреждения о назначении служебной проверки;
  • письменные объяснения работника, в отношении которого проводилась служебная проверка;
  • письменные объяснения работников и иных лиц, имеющих отношение к установленным в ходе служебной проверки фактам;
  • копия заключения по результатам служебной проверки с отметкой об ознакомлении с ним работника, в отношении которого проводилась служебная проверка, либо отказе от ознакомления или проставления подписи об ознакомлении;
  • иные документы, имеющие отношение к проведенной служебной проверке.

Письменное заключение по результатам служебной проверки с соответствующим решением руководителя учреждения приобщается к личному делу работника, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Центр изучения проблем

здравоохранения и образования

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: