Как сделать словообразовательный разбор

Обновлено: 08.07.2024

Словообразовательный анализ (разбор) - это процесс выявления способа образования того или иного слова, а также средств словообразования.

Словообразовательный анализ (разбор) - это процесс выявления способа образования того или иного слова, а также средств словообразования. При словообразовательном разборе обычно выявляется основа слова, от которого образовано данное слово, а также последовательность присоединения суффиксов, приставок, сокращения, сращения и т.д.

План словообразовательного анализа.

Ставим форму в начальную форму.

Указываем основу слова и определяем, является ли данное слово производным.

Если слово производное, то необходимо подобрать производящее слово.

В производящем слове указать основу слова.

В разбираемом слове указать суффиксы, префиксы (приставки), постфиксы, интерфиксы и т.д. - если они имеются.

При наличии вышеперечисленных морфем выявить способ словообразования.

Примечания .

Если основа, которую вы выявили, непроизводная, то выявить способ словообразования невозможно.

Чтобы понять производное или непроизводное слово, нужно посмотреть, какая основа у слова в начальной форме. Если основа начальной формы состоит только из корня, то чаще всего данное слово является непроизводным.

Если основа слова состоит из корня и приставки или суффикса, или того и другого, то слово является производным.

Сложное слово всегда будет производным, даже если у него нет суффиксов и приставок.

Пример словообразовательного анализа.

Подслеповатый - слово, имеющее значение "не очень хорошо видящий". Основа слова - "послеповат-", слово образовано от прилагательного "слепой" (основа - "слеп-") с помощью приставки "под-" и суффикса "-оват-", т.е. приставочно-суффиксальным способом.


Среди различных видов лингвистических разборов важное место занимает словообразовательный разбор слова. Этому виду разбора и посвящена наша статья.


Как получаются новые слова?

Словообразование – это процесс получения нового слова от однокоренных. Новые слова образуются с помощью аффиксов – суффиксов и приставок.

Окончание не участвует в словообразовании; при анализе мы его просто игнорируем.

При словообразовании мы получаем новое слово с другим значением.

Например, ухо – ушко (маленькое ухо) – ушной (для уха) – ушанка (шапка, закрывающая уши) – ушастый (с большими ушами) и т.д.

Способы образования новых слов в русском языке

При словообразовательном разборе слова необходимо указывать, как оно образовано. Существует несколько способов словообразования. Вот они.

Переход из одной части речи в другую: столовая (ложка) – (школьная) столовая, дежурный (ученик) – (кто сегодня) дежурный?

Как сделать словообразовательный разбор

Записав разбираемое слово, необходимо выделить его основу (все слово без окончания).

За один шаг может прибавиться одна приставка, или один суффикс, или одна приставка и один суффикс; по две приставки или два суффикса прибавиться за один раз не может.

Следующим этапом будет определение аффикса (если он есть), с помощью которого образовано слово.

Последнее – записываем способ образования.

Примеры

Приведем примеры словообразовательного разбора слова.

Водопровод – вода + провод, сложение.

Что мы узнали?

Слова в русском языке могут образовываться несколькими способами (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом из одной части речи в другую). При словообразовательном разборе надо определить производящую основу (от какого слова образовано), с помощью чего и каким способом образовано слово.


Словообразовательный анализ слова

При исследовании строения слов применяются два вида разбора: морфемный и словообразовательный анализ.
При морфемном анализе слово разбирается по составу, т.е. выясняется состав морфем.
При словообразовательном анализе выясняется от какого слова образовано данное слово, устанавливается способ его образования. Наглядные различия представлены в таблице:

Морфемный разбор Словообразовательный
уч-и-тель-ств-о учительство ⇐ учитель
вод-ян-ист-ый водянистый ⇐ водяной
про-сматр-ива-ть-ся просматриваться ⇐ просматривать

В данном конспекте рассматривается словообразовательный анализ слова. Разбор слова по составу смотрите в предыдущем конспекте.

Словообразовательный разбор — выявление, от чего и с помощью чего образовано слово. При словообразовательном разборе устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок в процессе образования нового слова. Формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании!

Формообразующие суффиксы

Производная основа (слово) — та основа, которая образована от другой основы (слова), последняя называется по отношению к производной — производящей основой. Например: москвич ⇒ москвич-к-а, бра-ть ⇒ ото-бра-ть, ворон-а ⇒ ворон-ий, копа-ть картофель ⇒ картофелекопал-к-а. Сама производящая основа может быть производной по отношению к слову предшествующей ступени словообразования.

Словообразовательный анализ

План словообразовательного разбора

      1. Определить лексическое значение разбираемого слова.
      2. Найти родственное слово, от которого могло быть образовано данное.
      3. Сопоставить состав разбираемого и родственного слова.
      4. Указать значимые части слова, при помощи которых образовано разбираемое слово.

    Словообразовательный разбор.
    Пример № 1

    Серебристый

    1. Серебристый — обладающий серебристым цветом.

    2. Образовано от слова серебро.

    4.Образовано при помощи суффикса -ист-: серебр ист ый Подснежник

    Под снеж ник Лисий

    Имя прилагательное, изменяемая часть речи, изменяется по родам, числам и падежам. Основа слова лисий, основа производная, так как есть производящая основа, соотносимая с ней структурно и по смыслу. Чтобы это доказать, нужно истолковать лексическое значение: лисий относящийся к лисе или принадлежащий лисе. Стало быть, производящая основа лис. Значит, слово образовано суффиксальным способом (при помощи суффикса —ий).

    При выполнении словообразовательного анализа устанавливается последовательность присоединения суффиксов или/и приставок в процессе образования данного слова. Выполняя словообразовательный разбор, следует помнить о том, что формообразовательные суффиксы в словообразовании не участвуют.

    Словообразовательный разбор помогает разобрать слово по составу (выполнить морфемный разбор), то есть помогает правильно найти все морфемы.

    п.2. Цель словообразовательного разбора

    Цель словообразовательного разбора – определить, от какого исходного слова и каким именно способом было образовано данное слово.

    п.3. План словообразовательного разбора

    1. Выявить, к какой части речи принадлежит слово.
    2. Затем выделить основу слова и определить её лексическое значение.
    3. Далее найти производящую основу, обозначить морфему, при помощи которой было образовано слово.
    4. Наконец, указать способ словообразования.
    5. Записать словообразовательную цепочку.

    п.4. Примеры письменного словообразовательного разбора

    от говорить ← говорить (приставочный способ)
    писа тель ← писать (суффиксальный способ)
    под бород ок ← борода (приставочно-суффиксальный способ)
    мореплава тель ← море, плавать (сложение с одновр. присоед. суф.)

    Читайте также: