Как сделать словообразовательное гнездо

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Словообразовательное гнездо — это производные слова от исходного (непроизводного) слова, образующие как словообразовательные цепи, так и словообразовательные парадигмы с помощью суффиксов и окончаний. Дом: дом-ик — дом-ишк-о — дом-ищ-е; дом-ашн-ий —по-дом-ашн-ему — о-дом-ашн-ива-ть — о-дом-ашн-ива-ни-е: дом-овит-ый — дом-овит-о —дом-овит-ость — дом-ов-ой; дом-а — дом-ой; без-дом-н-ый; дом-о-хозя-ин — дом-о-вод-ств-о — дом-о-сед — дом-о-влад-ел-ец.

Так как от слова "дом" можно образовать много различных слов, то они образуют сильно развёрнутое гнездо.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Именно словообразовательная цепочка является одной из самых сложных, но интересных тем в русском языке. Каждый человек обязательно должен обладать соответствующими навыками, чтобы понимать схему связи слов в синтагматическом отношении. Полученные умения позволяют разбираться в последовательности создания новой единицы речи, чтобы в дальнейшем можно было избежать серьёзных ошибок.

  • Краткое описание
  • Техническая сторона
  • Предназначение словообразовательной цепи
  • Особенности выбора однокоренных слов
  • Алгоритм действий
  • Важные нюансы
  • Поиск недостающей информации в словарях

Словообразовательная цепочка русский язык

Краткое описание

Чтобы понять, как составить словообразовательную цепочку, нужно первым делом разобраться в теории. Эту тему подробно разбирают в 10 классе. Если ученик решит пропустить этот раздел, то он не сможет самостоятельно формировать новые речевые конструкции.

Словообразовательная цепочка определение

Производная форма представляет собой первичную ветвь словообразования. На основании конкретного слова базируются все связанные между собой элементы. Слова для словообразовательной цепочки отвечают за последовательность речевых форм, имеющих одинаковый корень.

Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. А вот производными принято называть образованные с помощью морфемных включений все последующие ответвления.

Техническая сторона

Используемые в русском языке новообразованные элементы речи имеют производную форму. На базе простой производящей единицы каждый человек может сформировать новую словообразовательную цепочку. Все образованные единицы речи относятся к производной категории. Это важное правило, благодаря чему оно сохраняется во всех случаях формирования новых единиц речи.

 слова для словообразовательной цепочки

Более сложной структурой обладает мотивирующее слово. Этот нюанс находит отражение в морфологических, семантических, а также стилистических аспектах. Основные примеры словообразовательной цепочки позволяют разобраться во всех нюансах использования производящих и производных элементов: бить > выбить. Первое слово выступает в роли производящего, а второе является мотивирующим. Очень важно разобраться во всех этих нюансах, так как эта тема является одной из самых важных.

Величественный русский язык содержит такие речевые единицы, которые не произошли от других слов, имеющих аналогичный корень. Специалисты утверждают, что все эти формы имеют непроизводную основу. Если конкретный словообразовательный ряд имеет немотивированную основу, то она может быть сформирована следующим образом: непроизводная форма в качестве производящей > мотивирующая форма. А это значит, что за основу берётся то слово, которое является элементарным по своему составу.

Чаще всего немотивированные речевые единицы включают в себя один корень: окно, ночь, дочь.

Предназначение словообразовательной цепи

Это направление в русском языке отвечает за последовательность образования новых единиц речи. Словообразование является ключевым механизмом в понимании значения лексики и возможности её усвоения учащимися. Специалистами были разработаны различные задачи, которые призваны закрепить навыки построения логических цепочек:

Как построить словообразовательную цепочку

  • Необходимо выяснить, в какой именно цепи была нарушена важная для этого направления последовательность.
  • Найти производящую форму.
  • Опираясь на основные правила построить словообразовательную цепочку.
  • Определить характерную мотивирующую основу.
  • Установить, какое именно количество словообразовательных конструкций присутствует в конкретном гнезде.

Для избежания распространённых ошибок крайне важно учитывать не только общий корень, но и сам факт семантической схожести. Своеобразной основой словообразовательного ряда является простая, но неизменённая речевая единица.

 словообразовательная цепочка правила

Эксперты рекомендуют первым делом правильно выделять основное слово в ряду всех представленных однокоренных речевых элементов, чтобы в итоге можно было определить, сколько именно уместных последовательностей может быть построено.

Гнездо — это своеобразная совокупность всех однокоренных (родственных) слов. Словообразовательное гнездо включает в себя цепочки. Все слова, входящие в гнездо, обязательно имеют общий корень, но они должны объединяться смысловым значением. Например: череп > черепок > черепной. Это только одно словообразовательное гнездо, а черепица > черепичный > черепитчатый — уже совсем другое словообразовательное гнездо, хотя у них и одинаковый корень. Но смысл остаётся разным. Поэтому считается, что это два разных словообразовательных гнёзда.

Особенности выбора однокоренных слов

Составление словообразовательной конструкции имеет свои нюансы, так как в русском языке действует несколько важных правил, которые тоже надо учитывать.

Специалисты выделяют несколько доступных способов построения речевых конструкций:

Как составить словообразовательную цепочку

  1. Когда речь касается морфологического словообразования, то приставки и суффиксы могут выполнять сразу две важные функции: играть ключевую роль в образовании отдельных слов, а также выражать важные грамматические значения. Многие специалисты практикуют совмещение этих функций.
  2. Сложение. Конкретная речевая единица может быть сформирована благодаря соединению двух слов. Специалисты допускают комбинирование производящей основы и ещё одной производящей основы. Сложение позволяет добавить к существующей схеме ещё и суффикс. Производящая основа в комбинации с соединительной гласной буквой (в некоторых случаях этот фрагмент может отсутствовать), а также мотивирующее слово. Наглядный пример слова без соединительной гласной — Калининград. Образование сложных по типу слов может происходить благодаря своеобразному сложению частично сокращённых основ.
  3. Универсальный лексико-семантический вариант. Взятое в качестве основы слово не меняет своей морфологической структуры, но может приобретать совершенно другой смысл.
  4. Классический морфолого-синтаксический вариант. Основное слово не подвержено каким-либо корректировкам, так как формирование новой единицы происходит благодаря переходу между разными частями речи. Для этого способа характерна адъективация (морфолого-синтаксический подспособ неморфологического способа словообразования). Для субстантивации свойственно формирование имени существительного из другого речевого направления. В эту категорию также можно отнести адвербиализацию, прономинализацию, а также переход в предлоги.
  5. Не менее значимым является лексико-синтаксический способ, когда происходит слияние двух и даже более единиц в одно слово.

Для каждого способа свойственные свои правила и исключения, которые нельзя оставлять без внимания.

Алгоритм действий

Чтобы максимально разобраться в том, как правильно составить словообразовательную цепочку, необходимо не только выучить, но и понять последовательность действий. Только тщательное соблюдение всех пунктов позволяет существенно упростить поставленную задачу. Правильно сформировать словообразовательную цепь поможет только комплексный подход:

Словообразовательная цепочка примеры

  1. Первым делом нужно поставить конкретное слово в исходную форму.
  2. Следует выделить все присутствующие аффиксы.
  3. Нужно определить способ формирования цепочки.
  4. Крайне важно найти семантическое значение речевого элемента (в этом случае может пригодиться словарь).
  5. На финальном этапе в ряду однокоренных единиц нужно подобрать производящее слово с похожим значением.

Важные нюансы

При составлении словообразовательных цепочек обязательно нужно обращать внимание на ряд нюансов. Только тщательное их соблюдение поможет добиться желаемых результатов:

  • Чаще всего основная часть нового элемента включает в себя множество различных аффиксов, чего нельзя сказать о мотивирующем слове.
  • Нужно уметь различать классический формообразовательный и словообразовательный типы разборов. Основной целью последнего является максимально точный анализ предварительно составленной цепи новых лексических единиц. А вот формообразовательный разбор полностью направлен на определение всех форм слова.
  • В тех речевых парах, которые призваны обозначать конкретных людей либо животных разного пола, производящим словом является существительное мужского рода (бывают исключения).
  • Базовая часть возвратных глаголов формируется от невозвратных слов.

Поиск недостающей информации в словарях

Даже если разобраться во всех нюансах и максимально соблюдать алгоритм формирования словообразовательных цепей, трудности неизбежны. В такой ситуации можно воспользоваться словарями. Специальные издания позволяют выбрать наиболее подходящие однокоренные формы абсолютно к любому речевому элементу. Словарные записи позволяют разобраться в методах построения языковых форм. В некоторых изданиях можно найти эффективные подсказки, как составить цепочку к определённому речевому элементу.

 словообразовательная цепочка

В конечном счёте словообразовательная цепь примет следующий вид: весёлый > веселить > развеселить > развеселиться. На просторах интернета много ресурсов, благодаря которым можно онлайн выполнить разбор слова, а также отыскать недостающую промежуточную речевую единицу. Проверить свои знания можно в том случае, если записать или назвать зашифрованные в схемах словообразовательные элементы.

Задание 163. Мы уже подробно рассмотрели один вид отношений однокоренных слов – это словообразовательные отношения между производным и исходным словами. Рассмотрите следующие пары и ответьте на вопросы.

Родной --> родство; родственный --> родственник; родство --> родственный; родственник --> родственница.

Каждое ли производное слово имеет исходное?
Может ли быть исходное слово производным?
Все ли исходные слова имеют производные? (Если затрудняетесь ответить, то попытайтесь образовать производное от исходного родственница. Или от заимствованных инцидент, шасси. Получается?)
Еще раз внимательно посмотрите на словообразовательные отношения в парах с корнем -род-. Нельзя ли установить такую последовательность, при которой каждое следующее производное отличалось бы от предыдущего исходного только одной словообразовательной морфемой?
Вы верно выполнили задание, если расположили слова так: родной --> родство --> родственный --> родственник --> родственница.
Что напоминает получившаяся запись?
Конечна или бесконечна словообразовательная цепочка? Почему?
Что лежит в ее основе?
Является ли это правило обязательным для всех цепочек? Почему?
Докажите на двух-трех небольших собственных примерах правильность ваших выводов.
Только ли одной морфемой будет отличаться производное от исходного в цепочке при конфиксе?

а) Ржавый --> ржаветь --> ? --> проржавелый;
решето --> ? --> изрешетить --> изрешечивать;
обрести --> приобрести --> приобретать --> ?;
? --> общество --> общественный --> общественник;
коллекция --> коллекционировать --> коллекционирование --> ?;

б) держать --> ? --> сдержанный --> ?;
единый --> соединить --> ? --> воссоединять --> ?;
? --> симпатичный --> ? --> несимпатично;
сказать --> ? --> ? --> рассказчица;
считать --> ? --> расчет --> ? --> расчетливо;
рад --> радость --> ? --> ? --> безрадостность;

в) корить --> ? --> укор --> укоризна --> ? --> ? --> безукоризненно --> небезукоризненно;

г) резать --> ? --> резчица;
частый --> ? --> ? --> учащение;
меньший --> ? --> ? --> преуменьшение;
плесень --> ? --> ? --> ? --> заплесневелость;
чары --> ? --> ? --> ? --> очаровательно.

Доберитесь до исходного непроизводного. Попутно определяйте способ образования производных. В случае крайнего затруднения обращайтесь к словообразовательному словарю.

Например: плавать, пловчиха, плыть, пловец.

Таксист, такси, таксистский;
изобилие, изобильный, обильный;
подтянуть, подтягивание, тянуть, подтягивать;
приобретатель, приобрести, приобретать, обрести;
таинственность, тайна, таинство, таить, таинственный;
охота, по-охотничьи, охотник, охотиться, охотничий;
наращивающийся, растить, наращивать, нарастить, расти, наращиваться.

1. Болезнь, больница, болеть, больной, безболезненный.
2. Болеть, болезненный, болезненно, болезнь.
3. Обезболивание, обезболить, обезболивать, больно.
4. Заболеть, заболевание, болеть, заболевать.

Задание 168. В конце октября выпал первый снег. Настя Кувшинчикова и Вова Бутузов быстренько выбежали на улицу и принялись лепить снежную бабу. Вова скатал огромный ком, Настя – поменьше (девочка все-таки!). Приступили к сооружению снеговика. А как раз накануне ребята на уроке русского языка познакомились со словообразовательной цепочкой. И тут Вову осенило.

Догадайтесь: какая мысль пришла в голову Вове?
Продолжите рассказ, включив в него диалог ребят. А заодно поделитесь своими рассуждениями о том, на что похоже производное слово в цепочке и вся цепочка в целом.

Задание 169. Вернитесь к заданиям 164–167. Из скольких слов может состоять словообразовательная цепочка? Найдите в словообразовательном словаре цепочки из разного количества слов, запишите их, выделяя словообразовательные аффиксы.

Задание 170. Вы поняли, что в словообразовательной цепочке однокоренные слова выстраиваются в определенном порядке – от сложного к простому. Свой порядок (но совсем другой) есть и у слов в предложениях (см. задание 151), и особый порядок у предложений в абзацах (иначе текст разрушится).

Составьте словообразовательную цепочку с исходным глаголом трепетать. У кого она получилась длиннее?
Найдите место в цепочке, которое должен занимать глагол выбросить среди данных однокоренных слов: выбрасыватель, бросить, выбрасывать.

Задание 171. Запишите в нужном порядке перепутанные абзацы, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Из какого произведения А.П. Гайдара взят получившийся фрагмент? Читали ли вы эту повесть? О чем она? Чем отличаются гайдаровские мальчишки от своих сверстников начала XXI века? А что между ними общего?

Пока соседка разб_рала тазы и тря_ки Ольга взяла к_тенка и прошла в сад.
Тут Ольга услышала быстрый тревожный ш_пот. И вдруг, л_мая сухие ветки, тяж_лая лес_ница – та, что была пр_ставлена к окну чердака сарая, – с треском полетела вдоль стены и, подм_ная л_пухи, гулко брякнулась о землю.
Отсюда был виден больш_й запущенный сад. В глуб_не сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай и над крыш_ю этого сарая разв_вался маленький красный флаг.
На стволах о_клеванных воробьями вишен бл_стела г_рячая смола. Крепко пахло см_родиной, р_машкой и п_лынью. Замшелая крыша сарая была в дырах и из этих дыр т_нулись поверху и и_чезали в л_стве деревьев какие-то тонкие веревочные провода.
Грузовик свернул в дачный поселок и ост_новился перед небольш_й укрытой плющ_м дач_й.
Ольга пр_бралась через орешник и смахнула с лица п_утину.
Веревочные провода над крыш_й задр_жали. Царапнув руки, к_тенок кувыркнулся в крапиву. Недоумевая, Ольга ост_новилась, осм_трелась, пр_слушалась. Но ни среди зелени ни за чужим забором ни в ч_рном квадрате окна сарая никого (не)было ни видно, ни слышно.
Ш_фер с помо_ником откинули борта и вз_лись (з,с)гружать вещи а Ольга открыла застекленную те(р,рр)а(с,сс)у.
Что такое? Красного флага над крыш_й уже (не)было и там торчала только палка.
Ольга вернулась к машине. (З,с)десь к ней подск_чила бойкая старая жен_щина – это была соседка, моло_ница. Она вызвалась пр_брать дачу вым_ть окна полы и стены.

Постройте три словообразовательные цепочки, исходными словами в которых были бы: 1) существительное; 2) прилагательное; 3) глагол, встретившиеся в этом тексте. Укажите словообразовательные средства.

§ 12. Словообразовательное гнездо

Задание 172. Ответьте на вопросы:

Что значит первый шаг (первое звено) в словообразовательном разборе?

Из чего состоит словообразовательная цепочка?

Верно ли утверждение: от данного исходного образуется только одна цепочка? Докажите.

Подведем итоги

1. Первое звено словообразовательных отношений – исходное и производное слова (нулевая и первая ступени): громоздить – громоздкий.

2. Второе звено – словообразовательная цепочка (первая и все последующие ступени): думать – выдумать – выдумывать – навыдумывать – понавыдумывать.

3. Подумайте: а существует ли третье звено? Какие отношения включает оно? Это более или менее сложный уровень? Почему?

4. Докажите справедливость или несправедливость ваших выводов на следующем примере словообразовательного гнезда:

5. С чем бы вы сравнили словообразовательное гнездо?

Задание 173. Понаблюдайте, как устроено словообразовательное гнездо, исходным словом которого является указанное выше гримаса.

Сколько цепочек в этом гнезде?

Докажите, что гнездо показывает ступенчатый характер русского словообразования.

Как соблюдается алфавитный порядок в размещении производных в гнезде?

Почему гнездо называют упорядоченным объединением всех производных слов с одним корнем?

Задание 174. Какие бывают гнезда?

Рассмотрите следующие словообразовательные гнезда. Чем они отличаются?

1) апофеоз --> апофеоз-н-ый

Из скольких слов может состоять гнездо?

Всегда ли можно однозначно говорить об исходных словах для одного и того же производного (см. пример 7)? Меняется ли способ словообразования в том случае, когда цепочка последовательностей выстраивается разными путями?

Раскройте на любой странице словообразовательный словарь. Вы видите, что гнезда бывают гораздо объемнее, чем те, которые мы с вами сейчас рассмотрели. Встречаются поистине гнезда-гиганты. К примеру, у слова холод 157 производных, свет (= лучистая энергия) – 288, ходить – 470, два – 547, половина – 587! (Не верите – проверьте!)

Приведите свои примеры словообразовательных гнезд, состоящих из огромного количества слов.

Задание 175. Восстановите пропущенные слова в словообразовательном гнезде.

а) Импровизировать (для мальчиков):

Задание 176. Вернитесь к заданию 174. По желанию выберите самое легкое или самое сложное гнездо и попробуйте построить подобное, взяв за исходное одно из следующих слов: странный, хоккей, экстренный, эффект, радиатор, шея, экскурсия. Сверьтесь со словообразовательным словарем.
Сравните получившееся у вас гнездо с выбранным вами образцом. Если в обоих вариантах встретились производные с одним и тем же словообразовательным значением, посмотрите, одинаковые ли дериваторы выражают его.
Есть ли в получившемся гнезде что-то общее с первоначальным? Чем вы объясните разницу?

Задание 178. Прочитайте текст.

Все, о чем здесь идет речь, случилось в нашем уездном городишке, который в давние времена, быть может, и назывался городом, но теперь, когда в нем живет не более двух тысяч обывателей, кличется, по непонятной игре русского языка, городищем, что более подходило бы, конечно, какой-нибудь столице.

Познакомьтесь с фрагментом словообразовательного гнезда.

Определите разницу в лексическом значении выделенных в тексте однокоренных слов.

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Придумайте несколько предложений с разными значениями слова городище.

После нашей деревушки даже маленький городок кажется городищем.

Рядом с парком Тригорского находится городище Воронич – памятник далекого героического прошлого русского народа, его славной истории. (С.С. Гейченко)

Выясните лексическое значение слова обыватель. Производное оно или нет? В каком гнезде можно его встретить? В случае затруднения прочитайте этимологическую справку.

Задание 179. Вот еще фрагмент словообразовательного гнезда (без выделения словообразовательных аффиксов).

Как образованы производные житейский и жизненный?
Как называются подобные слова? Какие трудности могут возникнуть в употреблении паронимов?
В.И. Красных приводит такое толкование лексического значения слов жизненный и житейский.

ЖИЗНЕННЫЙ – связанный с жизнью, с окружающей действительностью, общественно значимый; близкий к жизни, к действительности, типичный, характерный для нее.

ЖИТЕЙСКИЙ – обыденный, свойственный повседневной жизни. (По словарю С.И. Ожегова.)

Вставьте на месте пропусков один из паронимов – жизненный или житейский. Какие из получившихся вариантов достаточно спорные? Почему?

И все эти люди, несмотря на видимую молодость, очевидно, обладали большим _______ опытом. (А.Куприн)

Чувствовалось, как много И.Смоктуновский хлебнул горестного и горького, какой огромный _______ опыт накопил. (О.Аросева)

К сожалению, я вновь в госпитале. Мое ______ пространство сокращается. (Д.Волкогонов)

Вопросы обсуждаются самые _______, интересующие горожан. (В.Николаев)

Мы поговорили о делах _______.

Для М.Н. Ермоловой критерием художественности служило соответствие _______ правде. (Т.Щепкина-Куперник)

И мы расстались, чтоб никогда уже не встретиться в многоликой _______ сутолоке большого города. (Г.Семенов)

Таким людям, как Андерсен, нет охоты растрачивать время и силы на борьбу с _____ неудачами. (К.Паустовский)

Напишите свое рассуждение о паронимах удачный – удачливый, представить – предоставить или о паронимах, встретившихся в одном из приведенных предложений (по выбору).

Задание 180. Есть такой анекдот.

Трехлетний ребенок спрашивает у своей бабушки:
– Бабушка, если на ногах ногти, то ведь на руках рукти, да?

Что ответила бабушка внуку, вы, уверен, без труда определите. Но. в чем все-таки причина этой ошибки? И как она связана со словообразованием? Попробуйте самостоятельно построить гнезда, исходными в которых являются нога, ноготь, рука.

Задание 181. Прочитайте текст.

У Александра Сергеевича тоже были ученики. И он учил их русскому языку. Безусловно, язык – условность, просто договорились, что корова пишется через о, ни в Новом, ни в Ветхом Завете не сказано, что корову нужно писать через о. Это придумали учителя, чтобы мучить учеников. Потому что учителя грамотные, а ученики безграмотные, а потом учителя умирают, и ученики становятся учителями, и так до конца света, пока слово корова не отомрет вместе со своей буквой о.

Задание 182. Осторожно: опасное словообразование!

В одной из занимательных историй рассказывается.

К словам с пропусками в суффиксах подберите проверочные. Во всех ли случаях удалось сделать это?
Определите тип текста. Выпишите несколько слов и словосочетаний, доказывающих ваше мнение.
Что общего в морфемном составе слов синь, зелень, грудь? Можно ли говорить об исходной основе каждого из них?
Найдите слова с корнем -син-, расположите их в словообразовательном гнезде, дополните его известными вам производными.
Постройте словообразовательную цепочку от исходного слова золото, состоящую из производных не менее двух ступеней.
Определите словообразовательный тип следующих производных: увяданье, рыжеватая, поламывать; дополните их список.

А теперь последовательно будем присоединять к слову аллея перечисленные суффиксы. Все ли из них мы можем использовать? (Не забывайте о непредсказуемости словообразования: что удобно в одном случае, совершенно неприемлемо в другом!) Вот какая картина, наверное, у вас получилась:

АЛЛЕЙ-арь (аллеярь) – мастер по закладке аллей;

АЛЛЕЕНИЕ – процесс украшения города аллеями;

АЛЛЕЯНИН – постоянный обитатель аллей (может быть, бомж?);

АЛЛЕИЗМ – философское учение, доказывающее полезность и нужность увеличения количества аллей

АЛЛЕИСТ – см. Аллеярь или аллеизм;

АЛЛЕИХА – жена (см. предыдущую строку);

АЛЛЕИЦА – аллея гигантских размеров;

АЛЛЕИШКА – пренебрежительное название не совсем приглядной аллеи;

АЛЛЕЁНОК – очень молодая аллея;

АЛЛЕЙСТВО – приверженность к разведению аллей;

АЛЛЕЙЩИК – специалист на все руки по аллеям.

И это только существительные! Прилагательные и глаголы получаются тоже не менее симпатичные:

АЛЛЕИТЬ – украшать аллеями;

АЛЛЕЙНИЧАТЬ – проводить время в аллее и т.д.

К глаголам совсем легко добавлять приставки, и вот, пожалуйста:

аллеить --> обаллеить (закончить аллеить) --> обаллеивание. Уже целые цепочки выстраиваются!

Если ваша фантазия иссякла, то уставшие могут отдохнуть, а самые отважные пусть теперь попытаются объединить все получившиеся производные в гнезде.

Но не слишком обольщайтесь: придуманные только что слова можно назвать полноправными членами лексики лишь относительно – они пока не вошли в язык, не закрепились в нем, да и вряд ли когда-то войдут. Вы сочинили их по просьбе учителя, также их можно создавать и на случай, к примеру, в разговоре. То есть эти слова быстро возникают и почти всегда столь же быстро исчезают. В науке их называют окказионализмами.

Вопрос, на который можно не отвечать: как вы считаете, полезной или бесполезной работой вы сейчас занимались? Кто хочет, поясните свой ответ.

Словообразовательное гнездо – это одна из важнейших единиц описания словообразовательной системы. Оно представляет собой упорядоченную совокупность всех однокоренных дериватов, связанных отношениями непосредственной или опосредованной производности с одним непроизводным (базовым) словом, которое называется вершиной данного гнезда. Элементами словообразовательного гнезда, кроме его вершины, являются также словообразовательная цепочка и словообразовательная парадигма.

Пример: фрагмент словообразовательного гнезда, вершиной которого является прилагательное здоровый.

Словообразовательная цепочка представляет собой ряд из трех и более однокоренных слов, входящих в одно словообразовательное гнездо и находящихся в отношениях последовательной производности.

Исходным звеном словообразовательной цепочки является вершина словообразовательного гнезда. Например:

1) здоровый → нездоровый → нездоровиться

2) здоровый → здороветь → выздороветь → выздоровление.

Словообразовательная цепочка демонстрирует ступенчатый характер деривационных отношений: дериват нездоровый, непосредственно образованный от слова-вершины гнезда, находится на первой ступени производности, дериват нездоровиться – на второй ступени производности и т.п.

Словообразовательная парадигма – это класс кодериватов, т.е. однокоренных дериватов, находящихся на одной и той же ступени производности и связанных между собой отношениями совместной производности – мотивированных одним и тем же производящим.

Так, в словообразовательном гнезде с вершиной здоровый представлены следующие парадигмы: 1) здоровенький, здоровенный, нездоровый, здороветь, оздоровить, здоровье (это дериваты, образованные непосредственно от вершины данного гнезда), 2) оздоровлять, оздоровление (это дериват второй ступени производности, образованнее от глагола оздоровить), 3) выздоровление, выздоравливать (дериваты третьей ступени производности, образованнее от глагола выздороветь).

Составлено по учебнику: Современный русский литературный язык: Учебник / П.А.Лекант, Л.Л.Касаткин, Е.В.Клобуков, Л.П.Крысин; под ред. П.А.Леканта. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. – 766 с.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.002)

Читайте также: