Как сделать словесное рисование

Обновлено: 07.07.2024

Словесное иллюстрирование предполагает достаточно точное воспроизведение авторской картины. Больше фантазии, выдумки допускает устное словесное рисование,которое предполагает, чточитатель, опираясь на образы писателя, детализирует свое видение в картине, которую словесно воспроизводит, описывает. Сущность словесного рисования заключается не в рассказе об увиденном, а в описании ви́дения. Устное словесное рисование – конкретизация в слове зритель­ных образов, воплощение возникших в процессе чтения визуальных представлений. Словесное воплощение увиденного события, картины, пейзажа, интерьера или портрета литературного героя основано на тесном взаимодействии воображения (воссоздающего и творческого) и речи.

Словесное рисование уместно в следующих случаях:

1) действия, события, образы, не описанные автором подробно, а только обозначенные;

Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы застыли, словно на фотографии.

Алгоритм выполнения учениками словесного рисования

1. Выделите ключевые слова, относящиеся к художественному образу (сцене).

2. Представьте картину, которую вы хотели бы словесно нарисовать.

4. Добавьте необходимые детали из текста или из своего воображения.

Используя данный прием, учитель сам должен быть готовым ярко обрисовать картину, на которую иногда только намекается в тексте.

Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическими произведениями данный прием следует применять предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до детали, нельзя конкретизировать поэтические образы.

Словесное рисование помогут организовать вопросы:

Что нарисуем на первом плане? Почему? Как об этом сказано у автора?

Что нужно изобразить неподалеку? Какие слова помогают нам это увидеть?

Что еще нужно нарисовать?

ПРИЕМ ДОМЫСЛИВАНИЯ

Придомысливаниисюжета учащиеся сосредоточены на том, что могло предшество­вать развитию событий, описанных в книге (пролог), как могла сложиться дальнейшая судьба героев после завершения сюжета (эпилог) и какие события могли взаимодейство­вать с описанными в произведении (вставная глава). Здесь вполне допустимо включение новых сцен и персонажей, в то время как творческий пересказ предполагает не рассказ о событиях, а воспроизведение оказываемого ими воздействия на героев. И в одном и дру­гом случае читатель как бы совершает мысленный экспери­мент с художественным обра­зом. Если в творческом пересказе отражается разное отношение героев к одному и тому же событию (при этом оно не всегда совпада­ет с мнением читателя), то при домыслива­нии сюжета, как правило, выявляется точка зрения читателя, который заинтересован в дальнейшей судьбе понравившихся ему лите­ратурных персонажей. Поэтому домыслива­ние сюжета в большей степени, чем творче­ский пересказ, основывается на личностном, избирательном отношении к прочитанно­му.

Творческий пересказ, пролог, эпилог либо вставная глава к произведению могут быть воплощены в виде внутреннего монолога, в жанре дневниковой записи либо пись­ма, вы­ступающих организующим началом словесного текста, но не воспроизведённых писате­лем.

ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРЕСКАЗ

Творческий пересказ можно использовать, если:

2) имеется естественная возможность для предполагаемого рассказа:

б) выбирается рассказчик и предполагаемый собеседник, от которых будет зависеть характер рассказа, его стилистика;

в) определяется условная ситуация и основной мотив рассказа;

а) повествования о событиях (участником или свидетелем которых мог выступить из­бранный в роли рассказчика персонаж);

б) описания порт­рета, пейзажа, а также мимики, поз, жестов, движений, интонации речи героев, если они несут определённую психологическую характеристику.

СОСТАВЛЕНИЕ КАДРОПЛАНА, КИНОСЦЕНАРИЯ

Если словесное рисование и иллюстрирование воспроизводят статичные картины, то раскадровка– это воссоздание отдельного эпизода в движении через ряд статичных картин (план в картинках иликадроплан). Отбор и последовательность кадров, смена одного кадра другим и их чередование создают иллюзию движения и требуют от уча­щихся умения логически мыслить. Содержание кадров основывается на работе вообра­жения.

Динамику событий помогает передатьраскадровка, составление киносценария, кадроплана усиливает сопереживание и воспитывает навыки вдумчивого чтения. В ходе выполнения работы ученики убеждаются, что не все можно перевести на экран (неповто­римость художественного слова) Кадроплан может стать основой киносценария. Уместен особенно в тех случаях, когда изучается произведение большой формы и дети начинают уставать от работы над ним. Выбирается такой отрывок, в котором динамизм сюжета сочетается с яркими характерами, глубокими переживаниями.

Кадроплан может быть текстуально-описательный, текстуально-графический, изобразительно-графический и в форме таблицы. Последний вид напоминает киносценарий. Однако основное отличие сценария фильма (спектакля) от кадроплана состоит не в способе их оформления (место действия, смена планов и звук), а в содержании работы, основанной на несколько ином, чем при раскадровке, способе ин­терпретации текста: перевод повествования в диалог в сценарии и воссоздание картин и образов, последовательно сменяющих друг друга, в кадроплане. Со словесным рисова­нием кадроплан сближает одномоментность изображения – воссоздание в наглядном кадре статичной картины; со сценарием, наоборот, – динамика движения, иллюзия ко­торого создаётся благодаря последовательному соединению кадров.

Дляраскадровки, киносценария и сочинения-инсценировки подбираются те­матически законченные небольшие по объёму эпизоды с ограниченным количеством действующих лиц. Если киносценарий или пьеса (по эпическому произведению) строят­ся на основе разных эпизодов, то необходимо найти общий мотив сценария, объеди­няющий эпизоды в одно целое. Желательно подбирать фрагменты текста с прямой речью либо с косвенной, позволяющей перевести повествование в диалог. Длякадроплана используются эпизоды с чередованием кар­тин: как правило, на основе авторского описания либо повествования, не осложнённого диалогом.

Присоставлении сценарияиспользуются элементы словесного рисования: например, в описании декораций, героев и эскизов их костюмов; в авторских ремарках, создающих своеобразную мизансцену; в описательно-повествовательной речи героев. Воссоздание реплик героев и монологов имеет много общего с творческим пересказом.

Киновпечатления школьников изменяют характер читательского восприятия, обогащают и углубляют изучение литературных явлений. Увлечение детей кино не надо считать бедствием. Кинематограф близок детскому сознанию. В кино дети признают искусство, родственное природе их видения. Динамизм - неотъемлемый признак киноискусства. Детское мышление конкретно. В кино мысль не может быть передана в объемлемой форме, изобразительность необходима фильму. Детское мышление ассоциативно. В кино ассоциация строит фильм.

Современный школьник часто откладывает недочитанный роман ради новой киноленты. Мы иногда подавляем интерес учеников к кино. И через это развитие, через сопоставление кино и литературы убеждать школьников в том, что виды искусства не могут взаимозаменять друг друга, что есть целые области жизни, подвластные только литературе и выразимые только литературе и выразимые ей.

Создание киносценария – своеобразный прием литературного анализа. В ходе его дети не только учатся понимать язык кино, но глубже и пристальнее всматриваются в литературный текст. Для того чтобы написать киносценарий по литературному произведению, надо пережить его, по-настоящему увидеть его героев. Конечно, на уроке литературы киносценарий не претендует на профессиональную завершенность. Но школьники рады игре, отдаются ей безраздельно, потому что в этой игре - творчество.

Чем полезно составление киносценария для юных читателей? Киносценарий усиливает сопереживание и воспитывает навыки вдумчивого, медленного чтения. Киносценарий оживляет образное видение и помогает видеть деталь в свете целого.

Алгоритм составления киносценария

2. Работа над киноэпизодами: 1) определение количества кадров киноэпизода; 2) обсуждение содержания нескольких начальных кадров:а) тип плана кадра (крупный, средний, общий); б) описание героев;в) озвучание кадра; г) смена планов;

3. Самостоятельная работа над киноэпизодами.

Стилистический эксперимент – замена или изъятие элементов текста (слово, выражение, фраза, фрагмент). Подобная трансформация текста имеет целью определение эстетической значимости авторского слова (выражения), его концептуально-образной и смысловой нагрузки по сравнению с измененным вариантом.

1. Языковые (стилистические): пропуск или замена слов и выражений (подбор синонимов, антонимов), изменение конструкции предложения и др.

3. Концептуальные: изменение заглавия, имени героя, нарушение авторской логики, места и времени действия; изменение стихотворного размера и пр.

10.Выразительное чтение в системе литературного образования: место и роль, цели, методика обучения
Обучение выразительному чтению, особенно поэтических текстов, сливается с их анализом, помогая учащимся осваивать произведения в единстве формы и содержания, раскрывать его подтекст, глубже понимать художественную идею автора. В то же время выразительное чтение является итогом, следствием аналитической работы над произведением, приемом, который на завершающем этапе изучения восстанавливается целостность, свежесть его восприятия учащимися и обеспечивает более глубокое проникновение в авторский замысел. Таким образом, обучение учащихся выразительному чтению произведений различной тематики, жанра и стиля – необходимое условие формирования читательской и речевой культуры, художественного вкуса учащихся. В практике преподавания используются два основных вида выразительного чтения учителя: чтение с целью эмоционального воздействия произведения на учащихся и чтение, которое включает в себя также различного рода комментарии. Выразительное чтениеучащегося заключает анализ, подытоживает всю работу, служит показателем глубины проникновения в текст. Развитие культуры чтения стихов и художественной прозы – процесс сложный и длительный. Работа должна вестись планомерно.

Важны предварительные тренировочные упражнения:

– чтение одного предложения с различной интонацией,

– чтение вслед за образцом,

– прослушивание нескольких различных исполнений одного произведения и обсуждение их манеры,

Основные приемы обучения выразительному чтению.

1. Показ (на первоначальной стадии обучения– наиболее эффективный прием работы).

Осуществляется в разных формах:

– образцовое чтение учителя;

– повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения;

– слушание записи с чтение мастеров художественного слова;

– показательные чтения лучших учеников.

К.С. Станиславский советовал: «Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность.

Работая с детьми, нужно постепенно усложнять задания на составление партитуры:

– дети читают, следуя составленной учителем партитуре;

– учащиеся составляют партитуру совместно с учителем;

– дети самостоятельно делают разметку текста для выразительного чтения.

3. Прием сопоставления.Данный прием побуждает к обсуждения, оценке, предупреждает от формального копирования, подражательства.

Б.А.Буяльский выделяет следующие его разновидности:

1. Сопоставление исполнения учащегося с исполнение учителя, когда после показа учителя читает ученик.

2. Сопоставление особенностей исполнения двух и более учащихся.

3. Сопоставление контрастно звучащих вариантов в исполнении учителя.

Условия эффективности работы по развитию навыков выразительного чтения:

1.Предварительный тщательный идейный анализ произведения.

2. Работа над языком произведения.

3. Сочетание работы над выразительным чтением с разнообразными видами деятельности.

Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, т. е. на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор.

Приемами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, а также чтение по ролям, драматизация.

Хоровое чтение вошло в практику школы уже давно. Еще К.Д.Ушинский рекомендовал его как прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс. Хоровое чтение не позволяет никому из учеников оставаться пассивным.

В отличие от хорового чтения, звучащего в унисон, коллективная декламация предполагает исполнение разных частей текста разными исполнителями и группами исполнителей.

При заучивании наизусть можно использовать прием построчного рисования (предложен В.А. Лазаревой). Этот прием основан на наглядно-образном мышлении и способствует развитию абстрактного мышления, умению “видеть” образы в системе, т.е. в их взаимоотношениях, позицию автора и его место в произведении без иллюстративного материала.

Для того чтобы ученики могли увидеть движение чувств в стихотворении (нарастание эмоциональной волны, эмоциональные колебания, перепады настроения автора) можно составлять партитуру чувств. Наблюдение за движением настроения автора помогает понять идею стихотворения.

Структура урока обучения выразительному чтению

1.Вступительное слово учителя (создает атмосферу заинтересованности изучаемым произведением, объясняются выражения, слова, без которых не будет понятен смысл текст).

2.Образцовое чтение (учитель, чтение мастеров в записи, подготовленный ученик).

3. Анализ текста, определение в связи с ним исполнительской задачи.

4.Деление текста на части, звенья (самостоятельно, коллективно с помощью учителя).

5.Обучение чтению отдельных отрывков текста:

– комментарий к части – идейный, исторический, биографический, лексический, ритмический;

– упражнения в произнесении трудных слов, словосочетаний;

– разметка самых трудных мест в партитуре;

– обсуждение возможных вариантов исполнения части, определение частных исполнительских задач.

6. Начитывание текста целиком несколькими учениками, выявление достоинств и недостатков в их манере исполнения.

7. Выразительное чтение всего текста.

Программой в каждом классе предусмотрены произведения, которые учат наизусть. Заданное наизусть опрашивается, однако нецелесообразно целый урок опрашивать. Варианты:

– 5-6 человек с комментарием учителя, учащихся, самоанализ;

– в индивидуальном порядке (до/ после урока, во время самостоятельной работы);

– взаимопроверка с выставление оценок в парах;

– группа сдает в течение определенного срока назначенному ученику;

– в старших классах – знание текста фронтально в письменной форме.

Критерии оценки выразительного чтения

2. Громкое и логически правильное чтение.

3. Передача в исполнении мыслей и чувств поэта или лирического героя.

4. Степень воздействия словом на ауди­торию.

5. Верное деление стихотворения на части и передача в чтении подтекста каждой из них.

6. Соблюдение логических пауз и ударе­ний, рифмы, ритма и других элементов стиха.

7. Орфоэпическая гра­мотность.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Эффективным средством, стимулирующим развитие творческого воображения, обогащающим внутренними видениями, является устное описание картин, которые возникают или должны возникать в воображении читателя, воспринимающего художественное произведение. К сожалению, в процессе обучения выразительному чтению к этому приему прибегают редко.

Работу следует начинать не с создания детьми собственных словесных рисунков, а с анализа книжных иллюстраций, картин. Часть учитель организует сопоставление иллюстраций и текста. В этом случае О. Кубасова предлагает следующие задания:

  • подобрать рисунок (картину) к тексту;
  • найти в тексте подписи к каждому из фрагментов картинного плана;
  • сравнить рисунок (картину) и фрагмент текста;
  • сравнить иллюстрации разных художников к одному литературному произведению. Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы застыли, словно на фотографии.

На любом из этапов обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков.

  • Выделяется эпизод для словесного рисования. «Рисуется место, где происходит событие.

Словесное рисование пейзажный иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическими произведениями данный прием следует применять предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до детали, нельзя конкретизировать поэтические образы.

Используя данный прием, учитель сам должен быть готовым ярко обрисовать картину, на которую иногда только намекается в тексте.

Выбирается эпизод для иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение ее основных элементов, цвет. Выполняется карандашный набросок, затем следует словесное описание иллюстрации. Дома (по желанию) дети раскрашивают иллюстрацию красками или карандашами.

На любом этапе обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков.

1) Выделить эпизод для словесного иллюстрирования

3) Изображаются действующие лица

4) Добавляются необходимые детали

Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическим произведением прием словесного рисования следует применить предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до деталей, нельзя конкретизировать поэтические образы, разделяя их.

Диафильм – это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствует последовательности событий в произведении, каждый рисунок снабжен титрами (подписями). Если в тексте имеются диалоги, то при составлении диафильма можно использовать прием озвучивания кадров.

Детское творчество неисчерпаемо. Его писательская среда – порыв к добру, красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать (тайна возбуждает творчество, как сказал А. Эйнштейн). Творчество всегда самостоятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, всепонимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает как ученику, так и учителю.

- Ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Покажем, как мы умеем работать.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Проблема. Как вы думаете, о ком мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

3. Рассказ об авторе.

Учитель показывает портрет автора

В 1-ю мировую войну служил санитаром, опубликовал первые произведения – очерки с места военных действий. После Октябрьской революции оказался в эмиграции, но в 1923 г. вернулся на родину.

Огромное место в творчестве писателя занимали очерки и рассказы, созданные на материале личных жизненных наблюдений и посвящённые природе, животным, людским характерам. Для писателя характерен простой и точный язык, опирающийся на народное словесное творчество.

7\4. Чтение произведения учителем.

- Понравилось ли вам произведение?

- Что вас удивило?

- К какому жанру относится данное произведение?

5. Первичное ознакомительное чтение. Работа по учебнику и тетради.

Учебник 1 абзац с.145

- Чем покрыта земля? /зачитайте/

- Что это за скатерть?

ЧТЕНИЕ В ТЕМПЕ СКОРОГОВОРКИ.

- Какие слова автор использует для описания снежного покрова земли?

Подчеркните в тетради с. 71 №1

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА

Подберите слова признаки:

1 ряд к слову скатерть

2 ряд к слову сугробы

3 ряд к слову шапки

- Что видят на снежной скатерти охотники?

- Как эти узоры можно назвать по-другому? /прочитайте/

6. Словарная работа

Работа в тетради: с.71 №2 /запиши ответ/

- Кого мы называем охотниками? /используем словарь/

7. Рисование словесной картины

- Как можно озаглавить эту часть? /Зима в лесу./

- Какую картину вы бы нарисовали к этой части?

- Где происходят события?

- Что изобразим на переднем плане?

- Какие краски возьмёте для рисования картины?

- Закройте глазки, переверните страницу и посмотрите, как изобразил эту картину художник.

- Как автор относится к лесу?

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Как доступно, своими словами объяснить что такое словесная картина?

Как научить(ся) рисовать словесные картины?

Словесная картина - это устное сочинение-описание.И­ ными словами, рассказ о том что видишь, чувствуешь и понимаешь.

Можно составить словесную картину о времени года, о пейзаже за окном, о внешности и характере литературного героя, о содержании стихотворения. Суть такого описания - развитие устной речи,которая должна быть связной, выразительной, понятной слушателям и интересной.Окружающи­ е, слушая устное описание (словесную картину) должны представить себе в красках то, о чем им рассказывают, так ярко, словно художник нарисовал настоящую картину.

Вот,например, устное описание картины зимней природы в стихотворении С. Есенина "Поет зима, аукает"

9Uib3dTzeRZRi6sDHOR7ZwzUMIwDvfQ.jpg

Мы привыкли к тому, что картины художники рисуют красками на холсте, отражая окружающий нас мир: природу, людей и так далее. Но оказывается, рисовать можно не только карандашами и красками. Все, что мы видим вокруг нас, можно описать при помощи слов, другими словами, создать словесную картину. Если речь идет о человеке, то можно сказать создать словесный портрет.

В этом случае роль мазков или штрихов выполняют обычные слова. Но если для описания пейзажа, события, человека их подобрать правильно, то получится самая настоящая картина, написанная при помощи слов.

Мастера слова используют в своих работах различные литературные приемы. С их помощью картины жизни, создаваемые писателями и поэтами, становвятся более яркими, образными, объемными, задевают читателей за живое, заставляют переживать. Одним из таких приемов является использование эпитетов - слов-признаков, которые делают описание ярче и нагляднее.

Если говорить простым языком, словесная картина - это описание события, природы, человека и так далее словами.

Чтобы рисовать словесные картины, нужно быть наблюдательным, больше читать, расширять свой словарный запах и просто описывать то, что требуется.


В сказке "Городок в табакерке" в этом самом городке обитали сказочные существа - мальчик-колокольчики­ , валик, пружинка, молоточки. Каждое из них делало свою часть работы и в итоге получалась красивая музыка.

Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.

Он сделал мальчиков колокольчиков одетыми в стальные юбочки, он сделал молоточки на длинных ножках и с длинными носами,он сделал валик, который лежал на диване в халате и ворочался с боку на бок, он сделал пружинку в специальном шатре, которая сворачивалась и разворачивалась как змейка. Все эти персонажи делали ту работу, которую они делали и в настоящем механизме.

Вот например что сказано про пружинку:

5kWqlfPUjAGH8TeX8iYhYRNXo6fUinZr.jpg

Мне кажется, что главной целью написания Одоевским своей сказки "Городок в табакерке" было ознакомить читателя, маленького читателя с устройством музыкальной табакерки, объяснить ему что в реальном мире возможны разные чудеса, но все они имеют свое научное объяснение.

Так мальчик Миша оказывается в мире музыкальной табакерке и знакомится с ее устройством и работой благодаря личным наблюдениям и рассказов ее обитателей. Он просыпается уже зная как устроена табакерка и для чего нужны в ней колокольчики, молоточки, валик и пружинка.

Он понимает, что любое устройство созданное человеком работает не благодаря волшебству, а благодаря взаимодействую его различных узлов и деталей.

Таким образом Одоевского можно назвать сказочником - популяризатором науки.

Разделим сказку Одоевского "Городок в табакерке" на несколько частей:

  1. Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
  2. Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик­ а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
  3. Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
  4. Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
  5. Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
  6. Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
  7. Миша просыпается. Это часть под названием Финал.

Стихотворная строфа действительно может разделять отдельные картины, связанные между собой смыслом, но при этом в каждой строфе говорится несколько об ином, рисуется своя оригинальная картина, иногда даже создается свое особое настроение.

Возьмем для примера стихотворения Тютчева.

Вспомним стихотворение "Весенняя гроза".

В первой строфе поэт признается в своих чувствах к майской грозе и мы читаем описание начала такой грозы:

PWOz3chV2IRs2w87F4QcABoKtdhQMt.jpg

Во второй строфе рассказ продолжается, но картина уже иная - уже начинается дождь, взлетает пыль, солнце еще светит сквозь тучи

Mm0Z0awpt0EpwY409ydy4sjUs8z6CMVH.jpg

Ну а в третьей строфе мы находим описание отшумевшей грозы - птичий гам, потоки воды:

lD7gu1RYACFBGO1DIsCQoN7xAOf7emt.jpg

Все строфы вместе создают целостную картину первой весенней грозы, но по отдельности рисуют разные картины, разные этапы этой грозы.

В рассказе Гаршина "Сказка о жабе и розе" самое обыденное переплетается со сказочным, в нем есть признаки и простого рассказа и сказки.

Так главные герои этого произведения - роза и жаба, ведут себя вполне разумно, жаба даже обладает способностью говорить. Она испытывает неодолимую тягу сожрать розу и ради этой цели готова терпеть мучительную боль, когда иголки розового куста раздирают ее тонкую кожу. Это поведение не обычного животного,ведь вряд ли какая-то реальная жаба заинтересовалась бы розой, смогла оценить ее красоту, захотеть ее уничтожить. Жаба здесь олицетворяет зло.

В эти сказочные отношения вмешиваются вполне реальные люди - больной брат и его заботливая сестра, которые невольно становятся спасителями розы, играя роль волшебных помощников.


На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Развитие речи – важнейшая задача обучения в начальной школе. Наша речь является основой умственной деятельности и средством человеческого общения.

Одной из форм работы по развитию речи является словесное рисование. Словесное рисование – это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Чтобы полноценно воспринять лирическое стихотворение, детям нужно прочувствовать и пережить то, что волнует, удивляет и радует героя. Работа над образным языком лирического стихотворения способствует развитию речи и обогащению словарного запаса школьников, помогает вдуматься в смысловое содержание лирического произведения, приближает к творческому процессу.

– у чить выразительному чтению стихотворения, закрепить умения находить в литературном произведении образные средства (эпитеты, олицетворение, метафору).

– познавательные: развивать умение строить речевое высказывание, формулировать проблемы и решать их, осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;
– коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, сотрудничать с учителем и одноклассниками в решении учебных задач; учитывать позицию собеседника.
– регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
– личностные: формировать положительную учебную мотивацию, формировать чувство прекрасного и эстетические чувства, учить адекватно оценивать свою деятельность.

– Дайте характеристику прослушанной мелодии. (Сначала мелодия тихая, нежная. Потом становится громкой и радостной.)

– Какое время года вы представили во время прослушивания этого музыкального произведения? (Весна. Деревья усыпаны белоснежными цветами. Высокое голубое небо, радует теплое солнышко.)

– И вот неожиданно ощущается изумительный аромат. Аромат… цветущей черемухи. (На доске – изображение цветущей черемухи.)

Читайте также: