Как сделать словарную работу по литературе

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Филилеева Ирина Евгеньевна

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

Автор: Чунина Элеонора Гивиевна

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

СЛАЙД 1

Цель: раскрыть специфику работы со словарями различных типов в начальной школе.

СЛАЙД 2

Словари – сокровища национального языка, наши друзья и помощники. Чем раньше школьник заведет дружбу с ними, научится ими пользоваться, тем шире будет его кругозор, основательнее знания. Долг учителя – помочь ему в этом.

СЛАЙД 3

Но прежде, чем приступить к работе со словарем, необходимо помнить, что перед нами дети 7,8,9,10 лет. Никто не станет наряжать ребенка в одежду взрослого, это будет выглядеть нелепо. Так и со словарями. Ребенок не сможет даже поднять словарь Ожегова или Даля, не только найти в них нужные сведения.

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

Существует огромное количество словарей и приемов работы с ними. С некоторыми из них я вас сегодня познакомлю.

СЛАЙД 6

Как известно, театр начинается с вешалки, а словарь - с обложки! Используем методику чтения – рассматривания книги, разработанную Наталией Николаевной Светловской, которая актуальна и для словарей русского языка.

  • Рассмотри обложку.
  • Кто автор?
  • Прочитай название. Почему так называется?
  • Чем словарь похож на другие книги? Чем отличается?
  • Почему на обложке нарисованы буквы А-Я?

СЛАЙД 7

Когда дети начинают изучать гласные и согласные буквы, можно найти эти буквы в словаре (в алфавите, среди выделенных букв в тексте, в начале заголовочных слов). После знакомства с алфавитом умение выделять этот порядок и пользоваться им при поиске нужного слова оттачивается. У детей далеко не сразу появляется умение искать слова по алфавиту.

Делаем маленькие научные открытия:

- подсчитайте, сколько страниц в словаре занимают слова на ту или иную букву.

- почему слова на букву Н занимают больше страниц, чем слова не букву Щ? (Т.о. дети своими глазами убедятся, что такое частотность букв в русском языке).

Задания:

- Назови соседей по алфавиту буквы …(Л, С, Ы, Ю).

- Какие буквы пропущены? (Е, Ё, Ж, …, З; Ц, Ч, …, Щ)

- Расставь в алфавитном порядке.

СЛАЙД 8, СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

Орфографический словарь

Непосредственно с решением орфографических задач тесно связан орфографический словарь.

Если они решаются успешно, то через какое-то время у самих учеников появится потребность в словаре большего объёма. Тогда учитель может познакомить с предназначенными для них орфографическими словарями.

2. Игра-эстафета (кто быстрее вставит пропущенные буквы в словах).

6. Найдите отгадку в словаре.

СЛАЙД 11

Толковый словарь

Всем известно: для того чтобы узнать значение слова, нужно обратиться к толковому словарю. Его основное назначение - толковать смысл непонятных или малопонятных слов, давая им предельно краткие описательные толкования. Помимо этого, толковый словарь часто выполняет функции других языковых словарей: орфографического (по словарю всегда можно проверить написание слова), орфоэпического (отмечает нормативное произношение слов), фразеологического (даны фразеологические сочетания), этимологического (к некоторым словам приводятся сведения этимологического характера). Благодаря такой универсальности толковый словарь ценен не только как справочник, но и как учебное пособие по русскому языку.

Вот некоторые задания для работы с толковым словарем.

СЛАЙД 13

Этимологический словарь

Этимологический словарь рассматривает слова старославянского, древнерусского и иностранного происхождения с целью познакомить школьников с историческим составом слова, который отличается от современного. Использование этого словаря значительно повышает интерес школьников к языку.

Например:

СЛАЙД 14 (15, 16 скрытые)

Орфоэпический словарь

Использование орфоэпического словаря имеет цель ввести в систему орфоэпическую работу, проводимую на уроках русского языка. Как и все остальные словари, этот словарь постоянно задействован на уроках. Словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения слов и правильного произношения отдельных звуков.

Задания:

2.Прочитай в соответствии с нормами литературного произношения и запиши их ([ш]то, се[в]одня, [ш]тобы, ску[ш]но)

3.Орфоэпическая разминка (прочитай текст вслух, соблюдая нормы ударения, задача остальных – зафиксировать ошибки произношения, проверить по словарю). Больше подходит по внеклассному занятию по предмету или для подготовки к олимпиадам, к ВПР.

4.ТЕСТЫ:

  • Расставь ударения в выделенных словах. Проверь по словарю.

В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

дАвнишний 2) нАдолго 3) чЕрпать 4) пОнявший

  • В какой строчке допущена ошибка в постановке ударения? Проверь по словарю.

1) срЕдства, отозвалА, красИвее, звонИт

2) плодоносЯщая, отдАв, тОртами,

3) прибЫв, нАчатый, ненадОлго

СЛАЙД 17, 18

Фразеологический словарь

Фразеологический словарь дает точное и краткое раскрытие русских фразеологизмов в их историческом и литературном контексте. Каждый фразеологизм содержит толкование значения, историю происхождения, пример использования в литературе.

Задания:

1. Найди фразеологизмы со словом (уши, нос, лопата и т.д.). Объясни их значение

2. Установи соответствие фразеологизма и его значения.

3. Подберите фразеологические сочетания к следующим толкованиям.

4. Объясните смысл выражений.

5. Дополни фразеологизмы недостающими словами.

6. Соотнеси противоположные по смыслу фразеологические выражения.

7. Вставь в данные фразеологизмы вместо точек существительные - названия животных (Как с … вода. Упрямый как .. . Работать как …).

8. Дополни фразеологизмы необходимыми словами (У маленького Паши ботинки просят … ).

9. Антонимы и синонимы среди фразеологизмов. (За тридевять земель – рукой подать; капля в море – кот наплакал).

10. Задания на нахождение сходства и отличия фразеологизмов из разных языков.

СЛАЙД 19

Словообразовательный словарь

Этот словарь содержит словообразовательные гнёзда, которые дают представление о возникновении различных слов и об их морфемной структуре. Словарь показывает учащимся образование новых слов из корней, учит пониманию лексического и грамматического значения приставки, суффикса, окончания. Словообразовательный словарь поможет и в изучении орфографии. Он научит понимать правила орфографии, поскольку большинство их опирается на понятие морфемы.

1.Найди в словаре существительные, от основ которых образованы данные имена прилагательные. Покажи образование слов письменно:

васильковый, сапфировый, лазурный, бирюзовый.

2.Образуй от слова берёза все возможные однокоренные слова. Проверь себя по словарю.

3.При помощи словаря вставь в цепочку пропущенное слово: рыбачка - … - рыба.

4.Собери слово (у слова ПРЕХОРОШЕНЬКАЯ возьмем приставку, у слова КРАСАВИЦА – корень, у слова ВОЛЬНЫЙ – суффикс, у слова СЧАСТЛИВЫЙ – окончание. Какое слово получилось? Каким способом оно образовано?)

СЛАЙД 20

Словари синонимов и антонимов русского языка

Словари синонимов и антонимов русского языка знакомят с синонимическими рядами слов и антонимическими парами, дают толкование значений их оттенков, содержат примеры употребления, и дают материал для творческой работы учащихся.

Задания:

2.Подбери синонимы к выделенным словам (из слов в скобках подбери синонимы к выделенным словам.

Крепкая ткань (новая, светлая, прочная, тонкая, шёлковая).

Крепкий человек (ловкий, сильный, смелый, прочный, здоровый).

Крепкий мороз (большой, прочный, сильный, обычный, сердитый).

3.Исправь предложения и текст так, чтобы не было повторяющихся и однокоренных слов. Запиши исправленные предложения и текст.

Кустики были совсем низкие, и нам приходилось низко наклоняться.

Мы идём по лесной тропинке. Идёт мелкий дождь. Серые облака медленно идут по небу.

СЛАЙД 21

С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребята. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

ребята — дети, детвора, ребятишки, ребятки, парни, ребятушки, мелюзга, мелкота, малыши.

СЛАЙД 22

2.Выбери нужный антоним. Запиши, проверь по словарю.

  • Этот пруд глубокий, а тот… (большой, чистый, красивый, мелкий).
  • Эта ягода горькая, а та … (вкусная, сладкая, красная, спелая).
  • Это платье дорогое, а то …(большое, шёлковое, старое, дешёвое).

3.Подбери антонимы к выделенным словам.

Старый человек - … Старый учебник - …Сырые дрова - …Сырое мясо -…

4.Дополни пословицы подходящими по смыслу антонимами.

Хороша верёвка длинная, а речь __________.
Корень ученья горек, да плод его __________.

СЛАЙД 23

Задание, обобщающего характера

  • Определить, из каких словарей даны словарные статьи

МЕТР С КЕПКОЙ разг. шутл. Человек маленького роста.

СВИРИСТЕЛЬ свиристель, свирист`ель, -я

  • Энциклопедия одного слова. (приложение) Одно слово анализируется при помощи разных словарей, рассматривается в произведениях литературы и изобразительного искусства.
    СЛАЙД 24

Заключение

Каждый словарь имеет большое значение для современного школьника. Главная его задача – содействовать обогащению словарного запаса человека, сделать его речь грамотной, культурной. Поэтому словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи.

В заключении несколько практических рекомендаций учителям по работе со словарями на уроках русского языка:

Список литературы

1. Бондаренко А.А. Словари на уроке.// Начальная школа. 2000. № 1.

2. Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

3. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка: Начальная школа/ Школьные словари – АСТ. 2006.

4. П.А. Грушников. Орфографический словарик/ М., 1987

5. В.В. Репкин Школьный учебный словарь русского языка – АСТ-2005. 2-е

6. Т. Розе Большой фразеологический словарь для детей.- Олма-Пресс- 2008.

Все уроки русского языка и литературы построены на работе со словом, со смысловым чтением текста. И работа со словарями – один из эффективных способов познания семантики и грамматики слова, который способствует расширению словарного запаса школьников, формированию знаний об этимологии, правилах написания и произношения слов. Поэтому так много внимания уделяется формированию у обучающихся навыков работы со справочной литературой. Важно помнить, что словарная работа на уроках должна быть тщательно спланированная и хорошо организованная.

На уроках русского языка и литературы чаще всего мы обращаемся к следующим словарям:

1) Школьный орфографический словарь используют дети на уроках русского языка, когда у них возникают сомнения в написании слов. Считаю, что его необходимо систематически использовать на каждом уроке русского языка, начиная с 5 класса, особенно во время изложений и сочинений (постепенная подготовка к ОГЭ и ЕГЭ), а также только в 5 классе разрешаю их использовать во время диктантов.

Цель: формирование орфографической зоркости, зрительной памяти, наблюдательности, запоминание формы слова, самоанализ.

Подбор слов из словаря на определённый тип орфограммы (5-10 слов). Например, при орфографической минутке: Классная работа, подберите из словаря 5 слов с удвоенной согласной в корне слова (касса, шоссе, аллея и т.д.);

Поиск новых словарных слов с пропущенными орфограммами;

Например, по литературе словарный диктант по терминам – жанрам произведений. И другие.

Цель: расширение кругозора, обогащение словарного запаса обучающихся, уточнение и коррекция знаний о семантике слова.

Составление и ведение словариков с 5 по 9 класс (1. по литературе ведём словарики терминов и непонятных слов, которые они встречают во время чтения текста. Состоят они из двух столбиков: слово – значение слова по словарю или по учебному приложению; 2. по русскому языку обучающиеся ведут словарики понятий, как этап подготовки к сочинению в 9 классе. Например:

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение всех этих правил поведения.);

Определите значение слова;

Запишите слово по его значению;

Лексический диктант, диктую слова, а дети записывают их и дают им определение. И другие.

На уроках литературы использую работу по этимологии при уточнении значения новых слов или дополнительной информации по уже известным словам. Например, в 5 классе такая работа проходит по сказкам: значение слов кощей, знахарь, ведьма, вещий, кольчуга, околица и другие.

Цель: формирование навыков правильного произношения слов.

Орфоэпические словарные диктанты: расставь правильно ударение, взаимопроверка по словарям.

Сгруппируй слова по месту ударного слога (ударение на 1 слог, 2,3)

Исправь ошибки, проверяя по словарю

Произнеси правильно (работа по цепочке слова произносим)

Цель: формирование навыков подбора однокоренных слов, определения способов словообразования.

Выясните по словарю, какой морфемой является конечный – ий в прилагательных медвежий, красный, чистый.

От корня –вод - образуйте три словарных гнезда. Правильность выполнения задания проверьте по словообразовательному словарю.

Найди приставки, например, по-, под-, подо- в слова походка, подосиновик, подошёл и т.п.

Цель: формирование у обучающихся стремления к самообразованию, точное употребление слов в соответствии с их значением и стилистической характеристикой.

Образуйте синонимический ряд к слову милосердие. После выполнения задания обратитесь к словарю, чтобы самостоятельно проверить себя, свой активный словарный запас.

Найдите в художественных произведениях или небольших текстах антонимы/синонимы/фразеологизмы.

Словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штербова Лилия Васильевна

Статья посвящена теоретико-методологическим аспектам словарной работы на уроках чтения и русского языка по ФГОС в начальной школе. Автором обоснована актуальность и практическая значимость рассматриваемой проблемы. Показана сущность и структура словарной работы на уроках чтения и русского языка в начальной школе. Сделан акцент на вопросе выбора словаря для работы на уроках чтения и русского языка в начальной школе. Приведена методика организации словарной работы на уроках чтения и русского языка по ФГОС в начальной школе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Штербова Лилия Васильевна

Методика работы со словарями как фактор формирования профессиональных компетенций учителя начальной школы

Школьная Методика в вузовской дидактике: о необходимости и содержании практического занятия по методике словарных диктантов в начальной школе

Работа с учебным словарем синонимов как средство обогащения словарного запаса младших школьников на уроках русского языка

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ И РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ

Лилия Васильевна ШТЕРБОВА

Перхушковская ООШ Одинцовского муниципального района

Статья посвящена теоретико-методологическим аспектам словарной работы на уроках чтения и русского языка по ФГОС в начальной школе. Автором обоснована актуальность и практическая значимость рассматриваемой проблемы. Показана сущность и структура словарной работы на уроках чтения и русского языка в начальной школе. Сделан акцент на вопросе выбора словаря для работы на уроках чтения и русского языка в начальной школе. Приведена методика организации словарной работы на уроках чтения и русского языка по ФГОС в начальной школе.

Keywords: словарная работа, урок чтения и русского языка, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, младшие школьники, культура речи, методика работы со словарем.

Речь являет собой императивное средство коммуникации между людьми. Владея ею, человек может передать свои мысли, чувства, эмоции и желания другим. Речь - это средство познания действительности, базис человеческого мышления, а мыслительные операции, такие как анализ, синтез, абстракция, обобщение, сравнение и пр., формируются, развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. В частности, поэтому, одной из ключевых задач современного начального общего образования является развитие речи. От того, как учащийся овладел связной речью, зависит успешность его обучения, сформированность знаний, умений, навыков по всем школьным дисциплинам, не только по чтению и русскому языку [5].

Вышесказанное позволяет говорить о том, что проблема организации словарной работы на уроках чтения и русского языка в начальной школе является актуальной и практически значимой. Учитель должен знать методику работы со словарями различных типов, уметь формировать у детей навыки работы с ними и т.п. в целях получения последними знаний, соответствующих ФГОС НОО.

Materials and methods.

Словарная работа, неоспоримо, играет значительную роль в общем развития ребенка. Как писал А.Н. Леонтьев, овладение словарем выступает главным условием умственного развития, так как содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отображено в речевой форме и, в первую очередь, в значениях слов [9]. На современном этапе словарная работа на

уроках в начальной школе нацелена на формирование лексической базы речи и занимает приоритетную позицию в общей системе деятельности по речевому развитию детей младшего школьного возраста. По мнению Л.В. Чернеца и соавт., ключевыми задачами словарной работы на уроках чтения и русского языка является раскрытие идейно-образного содержания изучаемого текста и повышение культуры речи учащихся, в которых и заключается ее значение [4, с. 45].

Results and discussion.

Приведенные выше составляющие словарной работы на уроках чтения и русского языка в начальной школе взаимосвязаны и решаются на практическом уровне. Однако, важным моментом в планировании самой словарной работы, является подбор словаря, который будет использоваться в учебной деятельности (в случае, если в учебно-методическом комплексе таковой отсутствует или недостаточен), а также формирование умений и навыков работы с ним.

1. Объем слов не должен превышать в целом 5 тыс. слов (толковый - от 3 до 5 тыс. слов, орфографический - 1-2 тыс. слов, орфоэпический - порядка 1 тыс. слов).

2. В состав словаря должны включаться слова, активно используемые детьми младшего школьного возраста в речи.

3. Словарь должен быть актуален для конкретного учебно-методического комплекса: содержание словарей должно соответствовать упражнениям, заданиям, художественным и научно-популярным текстам используемых УМК.

4. Словари должны быть разных типов, что обуславливает освоение учащимися различных алгоритмов работы с ними.

Приведенные выше составляющие словарной работы на уроках чтения и русского языка в начальной школе взаимосвязаны и решаются на практическом уровне. Однако, важным моментом в планировании самой словарной работы, является подбор словаря, который будет использоваться в учебной деятельности (в случае, если в учебно-методическом комплексе таковой отсутствует или недостаточен), а также формирование умений и навыков работы с ним.

1. Объем слов не должен превышать в целом 5 тыс. слов (толковый - от 3 до 5 тыс. слов, орфографический - 1-2 тыс. слов, орфоэпический - порядка 1 тыс. слов).

2. В состав словаря должны включаться слова, активно используемые детьми младшего школьного возраста в речи.

3. Словарь должен быть актуален для конкретного учебно-методического комплекса: содержание словарей должно соответствовать упражнениям, заданиям, художественным и научно-популярным текстам используемых УМК.

4. Словари должны быть разных типов, что обуславливает освоение учащимися различных алгоритмов работы с ними.

4. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л. В. Чернеца. - М.: Высш. шк., 2012. - 680 с.

5. Гнездилов М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1965. - 115 с.

6. Грушников П. А. Система работы с орфографическим словарем на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1985. - 49 с.

7. Достовалова Н.В., Курышева М.В. Методический аспект работы со словарями в начальной школе // Вестник ТГПУ. - 2018. - №1 (190). - С. 40-44.

8. Жажева Д. Д., Жажева С. А. Основные направления и приёмы работы по лексике в начальной школе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 16. - 5 с.

9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Психология" / А. Н. Леонтьев; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - 5-е изд., стер. - М.: Смысл: Academia, 2010. - 509 с.

12. Павлинова И.А. Работа со словарями как источниками культуры речи младших школьников // Вестник ТГУ. - 2017. - №4 (168). - С. 66-73.

14. Чумак К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 8. - С. 8285.

Изучение произведений русской литературы в казах­ской школе сопровождается лексико-фразеологической работой, которая предполагает не только систему заня­тий по осознанию смысла слов, но и создание у обучаю­щихся твердых навыков их употребления в контексте, в связной речи. В процессе упражнений такого рода школь­ники глубже постигают идейно-образное содержание произведения, пополняют свой лексический запас.

Как известно, вслед за чтением важнейшим этапом работы над произведением является анализ его идейно-тематического содержания, осуществляемый на языковой базе, уже имеющейся у учащихся. Однако и в этот пери­од первоочередной заботой по-прежнему остается попол­нение словаря и закрепление речевых навыков.

Как показывает мой многолетний опыт, анализируя то или иное произведение, нужно максимально использо­вать те виды словарной работы, которые наиболее це­лесообразны в каждом конкретном случае. Правильно организуя занятие в классе, можно значительно облег­чить выполнение домашнего задания. Для этого необхо­димо подробно разъяснить его характер, ссылаясь на оп­ределенные страницы учебника, а иногда даже абзацы.

черная борода

сверкающие глаза

высокая соболья шапка

грозно взглянул

быстро взглянул

посмотрел с удивлением

После создания необходимой языковой базы я пред­ложила десятиклассникам письменно ответить на вопросы:

Каков портрет Пугачева?

Что выражают его глаза, лицо?

Как ведет себя Пугачев во время бурана?

Какие качества он проявил во время осады Белогорской кре­пости?

Каков был подход к больному в царское время?

Как обстоит дело с медицинским обслуживанием сейчас?

- Крепостные массы в России и народы ее окраин находились в состоянии, отсталости, темноты и невежест­ва. Грамотность, письменная литература, наука были недоступны трудящимся. Царизм более всего боялся про­свещения. Главное внимание обращалось на подчинение всей системы образования воспитанию покорности и по­слушания.

Затем получаю ответы на вопросы:

Кто из героев комедии прочитал 5-6 книг и считает себя умнее других?

Как решена проблема просвещения в наше время?

Анализируя лирическое стихотворение, прежде всею стремлюсь донести до сознания учащихся его тему, место в творчестве поэта. Затем выразительно читаю его, доби­ваясь понимания содержания путем раскрытия глубоко­го смысла отдельных поэтических фраз.

В ЧЕМ СЛАВА ПОЭТА?

Я памятник воздвиг себе Поэт создает самый значительный,

нерукотворный … самый высокий памятник,

если его поэзия нужна народу.

. Душа в заветной лире Стихи живут и после смерти поэта.

мой прах переживет. Пушкин верит, что его будут

Слух обо мне пройдет по знать и любить все народы России.

всей Руси великой.

. в мой жестокий век восславил Народ будет любить поэта за

я свободу. то, что он воспевал свободу.

Муза. хвалу и клевету Поэт должен быть равнодушен к

приемли равнодушно. суду врагов и выполнять свой долг.

В идейно-композиционном отношении стихотворение делится на три части.

1. Не оправдались надежды Недолго нежил нас обман.

на изменение общественно-по­литического

строя в стране и после войны 1812 года.

2. Все силы, прекрасные порывы Пока свободою горим,

души нужно отдать отчизне. Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

3. Россия будет свободна, и . Взойдет она,

не забудутся имена тех, кто Звезда пленительного счастья,-

боролся за ее освобождение, Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена.

Расула Гамзатова

Урок внеклассного чтения в XI классе

Уроки по произведениям для внеклассного чтения, ко­торые включены в программу или подобраны учителем и объединены определенной темой, дают возможность, используя различные виды работы, решать задачи воспи­тательного характера и активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся. Одна из форм работы в связи с уроками внеклассного чтения в старших клас­сах - сочинение на свободную тему. Обычно оно прово­дится на материале урока, но может и предшествовать ему, становясь основой для беседы на уроке. В сочинении на свободную тему старшие школьники высказывают свои сокровенные мысли, раскрывают свое мироощуще­ние, делятся мнением о прочитанном.

Стихи Гамзатова - благодатный материал для бесед, уроков внеклассного чтения, внеклассных мероприятий. В его поэзии собрана воедино, зримо представлена тема, матери. Самое главное для учителя - научить своих уче­ников проникновенно, прочувствованно читать эти стихи, помочь им посмотреть на мир глазами поэта, понять его отношение к женщине, к матери, к Родине.

Мама! Самое прекрасное слово на земле - мама! Это первое сло­во, которое произносит человек. Оно звучит на всех языках одина­ково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они могут все. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет лю­бовь к детям. И сколько бы нам ни было лет - пять или пятьдесят, - нам всегда нужна мама, ее взгляд, ее нежность.

Все мы очень любим своих мам. Что такое мама? Это бессонные ночи у кроватки малыша, это ласковый голос и взгляд, это предан­ный друг, который может помочь в любую минуту.

Первое слово, которое срывается с уст младенца, - это мама. И это слово самое близкое, самое родное. Когда я начинал позна­вать окружающее, делал первые шаги, мама всегда была рядом. И сейчас, когда мама жизнерадостна, весела, у меня на душе стано­вится радостно. Я сделаю все, чтобы улыбка не сошла с маминого лица. Я люблю маму с тех пор, как помню себя.

Мать - это героиня, которая воспитывает сыновей, дочерей. Мать - это женщина, которая выдержала самое страшное - войну. Почет и слава матерям нашей страны, ведь они труженики великие. Посмотри вокруг, и ты скажешь, что повсюду женщина-мать: она - учитель, врач, она - пилот, словом, везде ее нежные ру­ки оставляют добрый след.

Родина! Это слово торжественно, по-особому звучит.

Родина-мать! Так мы зовем свою Родину. За нее умирали на полях сражений в годы войны. Родина — это наши бескрайние по­ля, богатые земли, реки, голубое небо.

Мама - это такое нежное слово. Самый близкий и любимый для нас человек - мама. Нет нежней маминой ласки и чистой любви. Мама - это первое в жизни слово, которое выговаривает ребенок. Мама - это первое слово, которое в первый раз мы в школе на пер­вом уроке, старательно высунув языки, выводили в своих тетрадях.

Мама - это первый человек, который отдаст за нас все, чтобы мы были счастливы, чтобы нам было хорошо.

И взрослые, мы будем казаться маме ее маленькими детьми. Где бы мы ни были, за тысячи километров от дома, мама всегда и днем, и ночью, беспокоится, она ждет.

Женщины-матери нашей страны - это люди, несущие добро, свет. Их руки ласкают детей, их руки пахнут землей, шьют, пекут хлеб, лечат. Разве это не добро? Все добро идет от матерей.

Родина! Как велико и близко это слово каждому человеку. В не­го, в это маленькое слово, входит все: это и твой дом, твой город, это и поля, степи, озера, это наша земля. И все это - Родина!

Для каждого человека есть своя земля, своя Родина, которую мы нежно называем матерью. Для меня нет лучше и дороже Роди­ны - Казахстан. Самая первая независимая страна.

Логичным продолжением разговора явилось чтение отрывка из сочинений С. Сериковой, который подвел нас к конкретной теме урока.

Я хочу начать свое сочинение со стихов Расула Гамзатова. Эти стихи мне очень нравятся:

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою.

В этом слове - сущего душа.

Это искра первая сознанья,

Первая улыбка малыша.

- Песня эта выбрана не случайно, - отвечают учени­ки - Журавли - это сыновья, ушедшие защищать Роди­ну-мать. В песне выражена боль за сыновей, павших на полях сражений, и боль сына матери-Родины, оставше­гося в живых. В сочинениях как раз почти все писали, ка­кая тяжкая ноша легла в годы войны на плечи мате­рей, женщин, потерявших своих сыновей. Песня подходит к теме урока.

Рассказываю учащимся о творчестве Расула Гамза­това, со многими стихами которого они уже знакомы, об одной из основных его тем.

Проникновенно говорит поэт о матери. Самое первое воспоминание для людей любого возраста - мать. И в радостные минуты человек вспоминает мать, и в горе.

Ученики читают стихи, посвященные матери. Один из них говорит:

- Стихотворение, которое я прочту, нравится мне тем, что в нем высказана мысль: нет ничего на свете вы­ше мамы.

- Нет Бога, кроме бога!

- Нет мамы, кроме мамы.

Никто меня не встретит у порога,

Где сходятся тропинки, словно шрамы.

Кто разожжет теперь огонь в камине,

Чтобы зимой согрелся я с дороги?

Кто мне, любя, грехи отпустит ныне

И за меня помолится в тревоге?

Я в руки взял Коран, тисненный строго,

Пред ним склонялись грозные имамы,

— Нет бога, кроме бога! Я говорю:

— Нет мамы, кроме мамы!

Из тысяч слов земли и океана

У этого — особая судьба

Став первым словом в год наш колыбельный,

Оно порой входило в дымный круг.

И на устах солдата в час смертельный

Последним зовом становилось вдруг.

На э,то слово не ложатся тени,

И в тишине, наверно, потому

Слова другие, преклонив колени,

Желают исповедаться ему

Тревожится за сына постоянно,

Святой любви великая раба

- Что же вам особенно понравилось в этих стихах?

Есть три заветных песни у людей,

И в них людское горе и веселье.

Одна из песен всех других светлей,

Ее слагает мать над колыбелью.

Вторая - тоже песня матерей,

Рукою гладя щеки ледяные,

Ее поют над гробом сыновей…

А третья песня - песни остальные.

- Какие чувства и мысли вызывает это стихотворение? Да, песни действительно разные бывают, мы, мо­жет быть, и не задумываемся, какая же песня самая главная. А Гамзатов подводит нас к мысли, что главная песня в мире - это песня матери, ее колыбельная, кото­рую запоминаешь с детства. И другая песня - песня пе­чали, когда теряет мать свое дитя. Но тут надо и пораз­мыслить. Чтобы мать не плакала, в мире должен быть мир, покой. Тогда меньше будет таких песен, а больше будет колыбельных и всех остальных песен.

Матери - самые первоначальные поэты. Они зароняют зернышки поэзии в души своих сыновей и дочерей, а потом уж из этих зерны­шек вырастают и расцветают цветы. В самые трудные, тягостные и страшные часы своей жизни вспоминают потом мужчины колыбель­ные песни.

Целую, низко голову склоня,

Я миллионы женских рук любимых.

Их десять добрых пальцев для меня –

Как десять перьев крыльев лебединых.

Я знаю эти руки с детских лет.

Я уставал - они не уставали.

И, маленькие, свой великий след

Они всегда и всюду оставляли.

Святые руки матерей моих,

Засеявшие жизненное поле…

Я различаю трепетно на них

Мужские, грубоватые мозоли.

Ладони их как небо надо мной,

Их пальцы могут землю сдвинуть с места.

Они обнять могли бы шар земной,

Когда бы встали в общий круг все вместе.

Как знамя ваши руки для меня!

И словно на рассвете в бой иду я,

Опять, седую голову склоня,

Я эти руки женские целую.

Как показали устные ответы учащихся, их письмен­ные работы после этого урока, он занял должное место в общей системе нравственного воспитания школьников: ведь от любви к матери идет великая любовь к Родине, поклонение женщине-созидательнице, несущей миру добро и радость.

Читайте также: