Как сделать скульптуру из мрамора

Обновлено: 07.07.2024

1. Перевод в мрамор замысла скульптора

Микеланджело как истинный ваятель (пластика – не его дело) бронзу не любил, практически по бронзе не работал, а ваял из мрамора. Микеланджело рубил мрамор самостоятельно, видел в этом почти мистический смысл освобождения статуи из безжизненной материи, хотя и у него были ученики и помощники. Более поздние скульпторы не были столь сентиментальны и пользовались услугами мраморщиков.

Это для бронзовых скульптур не надо уметь копировать модель, там возникают проблемы с отливкой – об этом писалось на СКУЛЬТПРИВЕТ, в частности, на примере памятника Петру I работы Фальконе.

Например, Антонио Канова, который жил лет на триста позже Микеланджело, при создании своих работ часто ограничивался глиняной моделью, а мрамора его руки могли не касаться. Канова лично сделал по молодости одну мраморную скульптуру, подорвав при этом здоровье. Он поставил скульптуру на поток, лепя лишь модели, иногда небольшого размера, а далее начиналась целая эпопея с переводом в мрамор, иногда заканчивавшаяся через десятки лет, иногда уже после смерти автора. Перевод в мрамор часто делали молодые скульпторы, а иной мраморщик был профессиональней иного скульптора (например, братья Трискорни), работала таким образом целая команда

У Микеланджело производство скульптур не было поставлено на поток. По воспоминаниям Вазари, Микеланджело сокрушался, что сваял за свою долгую жизнь так мало скульптур.

У более поздних ваятелей такие проблемы перестали возникать, поскольку они (или их помощники) делали полноразмерную модель из глины, потом на модель наносили точки (пункты) и с помощью прибора, напоминающего циркуль, в зафиксированном мраморном блоке могли в точности указать положение любой точки в пространстве в соответствии с моделью. Об этом уже шла речь.

Микеланджело. Скорчившийся мальчик. Около 1524. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

Микеланджело. Скорчившийся мальчик. Около 1524. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

3. Как работал Микеланджело с мрамором

Историки искусств, начиная с Вазари, очень любят описывать, с какой ловкостью и эффективностью рубил камень Микеланджело. Однако, это совершенно непринципиально, поскольку главное – это правильно воссоздать замысел в камне, то есть воплотить рисунок или модель из мягкого материала, а сколько времени на это потребуется – несущественная деталь, кто будет это разбирать, глядя на скульптуру.

Естественно, Микеланджело делал рисунки будущей скульптуры, по этим рисункам и шла работа. К сожалению, огромную часть своих рисунков Микеланджело просто сжег незадолго до смерти, видимо, не хотел, чтобы кто-то видел процесс его творческих исканий.

Хотя Микеланджело использовал для совсем грубой обработки мраморной глыбы рабочих, тем не менее далее он работал сам. Модели делать он не любил, тем более, в полный размер. А работать по рисунку достаточно сложно, поскольку, даже используя одновременно рисунки в фас и в профиль, их трудно согласовать в объемной скульптуре: отслеживая контуры фигуры в фас, не можешь отслеживать контур в профиль и наоборот.

И только для барельефа достаточно одного рисунка.

После сожжения архива осталось не так много подготовительных эскизов Микеланджело. Вот пример рисунка фаса и профиля скульптуры Речного божества, помещающихся на фоне блока мрамора:

Микеланджело. Речное божество. Рисунок. 1520–1525

Микеланджело. Речное божество. Рисунок. 1520–1525

Однако, судя по некоторым данным, проблемой перевода рисунка или модели в мрамор был озабочен и Микеланджело, а также его подручные Челлини и Вазари. Цитата из книги, посвященной скульптуре Микеланджело:

Однако, ясно, что чисто барельефный подход вряд ли позволил бы Микеланджело создавать столь трехмерные скульптуры с закручиванием фигуры, сложными ракурсами рук и т. п. Как бы при таком подходе он смог бы стать предтечей барокко с его пространственными композициями?

Плодами водных процедур стали Пленники из музея Академии изящных искусств во Флоренции, открытой за два года до смерти Микеланджело как раз его учениками, а академики, в отличие от академиков СССР, были просто учениками этого художественного заведения, а Его Превосходительство – это первый монарх Флоренции Козимо I Медичи, много поспособствовавший художественному процветанию города.

Скульптура – прекрасный и очень интересный вид искусства. Ее можно выполнить из бронзы, дерева, камня и даже пластилина. Многие хотели бы потренироваться в изготовлении скульптуры из камня. Легким трудом это не назовешь, но при некотором внимании и приложении усилий даже у непрофессионалов может получиться замечательное изделие.

Как вырубить из камня скульптуру

  • Как вырубить из камня скульптуру
  • Как сделать садовую скульптуру
  • Из чего делают памятники
  • - дрель-болгарка;
  • - алмазные диски;
  • - сверла и зубила;
  • - ручная бормашинка;
  • - алмазные губки;
  • - камень.

Определите, из какого камня будете вырубать скульптуру. Мрамор нелегко обработать, зато полировать легче, чем, например, гранит. Известняк легок в обработке, прекрасно держит форму, но поверхность его без специальной трудоемкой отделки быстро утеряет первоначально неплохой вид. Другой мягкий поделочный камень вроде гипса, кальцита, тоже подойдет не для всех целей.

Нарисуйте эскиз будущего изделия, а лучше несколько. По этим эскизам сделайте пластилиновую модель. Для отлепка надо использовать скульптурный пластилин, но в крайнем случае подойдет и обычный. Модель поможет вам в дальнейшей работе над скульптурой. С ее помощью выполните шаблон из бумаги – он будет представлять собой силуэт изделия, которое должно получиться в итоге.

Отрубите от выбранного для работы куска камня все лишнее, сверяясь с крайними точками вашей модели или шаблона. Обработка заготовки должна выполняться тщательно – постарайтесь не обрубить лишнее. Для первичной обработки надо пользоваться дрелью с диском или сверлом, можно использовать перфоратор, но только для материала без внутренних микротрещин.

Продолжайте обрабатывать заготовку при помощи сверл и дисков, постепенно доводя ее до нужной формы. Для выполнения более мелких деталей надо и сверла выбирать потоньше. Например, черты лица скульптуры, волосы, прочую тонкую работу выполнять лучше не дрелью – используйте для этого бормашинку.

Отшлифуйте изделие при помощи алмазных губок, наждачной бумаги. Можно воспользоваться специальной полировочной пастой или другими составами, облегчающими шлифование и придающими блестящий вид готовому изделию.

Перед тем, как выбирать материал для скульптуры, определитесь, в каких условиях она будет использоваться. Если предполагается разместить ее на улице, лучше выбрать гранит или мрамор – под воздействием любых неблагоприятных погодных условий они дольше сохранят хороший внешний вид.

Старайтесь не выбирать для первой работы очень сложную форму, если такой вид работы для вас в новинку. Потренируйтесь, выполняя простые композиции или статуэтки из небольших кусков камня.

И размеры дисков, и зернистость шкурки выбирать надо в зависимости от разновидности камня, выбранного для работы. Сперва крупнозернистой шкуркой сдирают неровности, получившиеся при основной отделке, затем при помощи все более мелких шкурок поверхность скульптуры доводят до гладкого состояния.


mramor

Отделка различных поверхностей натуральным камнем в виду высокой цены на такой материал доступна далеко не всем. Кроме того, самостоятельно обработку камня сделать довольно сложно, так как для этого требуется определенный опыт + соответствующий инструмент, а услуги наемных мастеров также стоят недешево. Да и подбор продукции из полимербетонов требуемого оттенка связан с многочисленными проблемами.

Кстати, это название часто применяют к разным образцам искусственного мрамора. Но это не совсем правильно. Полимербетоном называется камень, изготовленный на основе полимерной смолы, хотя она применяется и не всегда.

Оптимальное решение вопроса – организовать производство литьевого мрамора своими руками в домашних условиях. Рассмотрим основные разновидности такой имитации натурального материала, которые являются не чем иным, как затвердевшей смесью определенных ингредиентов и наполнителей (+ различных добавок в виде пластификаторов, красителей, присадок и так далее). Несомненным преимуществом данного способа является то, что появляется возможность получить именно то (по форме, цвету и так далее), что требуется, а не довольствоваться лишь тем, что есть в наличии в торговой точке. Экономия времени, нервов и денег очевидна.

Хозяин сам знает, что ему необходимо изготовить и в каком количестве – вазу, столешницу, облицовочную плитку, раковину или что-то еще. От этого зависят и параметры форм, и объемы закупок материалов. Но общий состав основных приспособлений и материалов для производства литьевого мрамора существенно не меняется. Рассмотрим подробнее, что нам понадобится:

Принадлежности (по необходимости):

kroshka

Материалы:

forma

Изготовление формы

Прежде всего, нужно определиться с некоторыми моментами:

  • такая матрица нужна для 1 раза или предполагается ее многократное использование? В последнем случае целесообразно делать разборную конструкцию;
  • прочность (ведь заливаемая в нее смесь характеризуется определенным весом, а он зависит от габаритов формы, в том числе, и ее глубины);
  • какая должна быть лицевая поверхность литьевого мрамора – гладкая или рифленая? Последний вариант может быть при изготовлении облицовочной плитки, хотя это и редкий случай.

Выбор материалов для матрицы неограничен. Главные критерии – требуемая прочность и удобство работы. Это может быть гипс, полиуретан, РТИ, пластик, деревянный ящичек (или рамка со стеклянным днищем).

Иногда матрица делится на сектора – полуформы. Это целесообразно при изготовлении небольших (однотипных) образцов из одной и той же смеси (своеобразное поточное производство).

Подготовка матрицы

Дополнительно, для придания образцу блеска, поверхность покрывается гелем. Естественно, что все такие средства должны обладать водоотталкивающим свойством, так как в составе приготовляемой для загрузки массы содержится жидкость.

Замес

А вот компоненты смеси для литьевого мрамора и их соотношение – вопрос отдельный. Об этом чуть ниже.

Загрузка матрицы

Особенность этого этапа в том, что не следует сразу выливать в матрицу весь объем. Это делается порциями, при этом производится постоянное перемешивание состава.

После загрузки всей массы искусственного мрамора форма накрывается пленкой п/э. Это предотвратит появление трещин на поверхности в процессе испарения влаги.

Готовый образец вынимается их матрицы. После его осмотра принимается решение о целесообразности механической обработки и финишной полировки.

litevoj_mramor6

Приготовление смеси для литьевого мрамора

Состав зависит от предназначения образцов. Вот некоторые из проверенных на практике рецептов.

На основе цемента

Песок (кварцевый) – 2ч, цемент – 1 ч. Тщательно перемешать и добавить наполнитель (мелкий гравий или дробленая щебенка, лучше гранитная). Опять перемешать и ввести, при необходимости, добавки (красители, пластификатор). Все компоненты добавляются порциями, при этом постоянно производится перемешивание.

Здесь необходимо первостепенное внимание уделить пигментам. С ними нужно работать осторожнее, так как добавить их можно всегда, а вот убрать излишки красителя вряд ли получится. О готовности судят по однородности массы и ее оттенку (однотонная, с прожилками и так далее). Мастер должен добиться ожидаемого результата.

mramor2

На основе смолы (полимербетон)

Вариант 1

Смола (полиэфирная) + наполнитель. Тот же песок (или крошка любого цветного минерала; тогда краситель не понадобится). Смола – от 20 до 25% (зависит от требуемой прочности). Соответственно, наполнитель – от 80 до 75%.

Вариант 2

Смесь АСТ-Т и бутакрила (в равных долях). Наполнитель – песок или мелкая щебенка (½ от массы смеси). В этом случае используются акриловые красители.

На основе гипса

На основе мела

Чаще всего такая методика используется для изготовления плитки телесного цвета. Компоненты перемешиваются при нагревании емкости: мел (42 ч) + песок белый (28 ч) + киноварь и ультрамарин (по 1 ч) + известь жженая (4 ч) + канифоль (24 ч). Полученная однородная масса загружается в матрицу.

Кто заинтересован в производстве более широкого ассортимента образцов из искусственного мрамора, найдет в интернете много других рецептов. Но не следует сразу же по ним готовить большие объемы смесей. Не факт, что все приведенные в качестве примеров долевые соотношения – правильные.

Такой приём в искусстве называется тромплеем. Если совсем упрощённо говорить, это своеобразный 3D-эффект. Но если с холстом и двухмерными картинами всё понятно, то как такого невероятного эффекта добивались скульпторы, тем более в XVIII веке?

Мраморная вуаль

Шедевры Рафаэля Монти

Итальянский скульптор Рафаэль Монти

Рафаэль Монти

Именно ему принадлежит самая невозможная в своём изяществе скульптура жриц-весталок, девушек, головы которых покрыты тонкой материей. В древнеримской мифологии богиня Веста — покровительница семейных отношений и хранительница священного огня, по мнению римлян являвшегося центром вселенной, а весталками назывались девушки, прислуживающие в её храме. Мраморная вуаль, покрывающая слегка склонённые головы юных жриц, настолько легка и невесома, что пропускает свет. Это чудо в камне неизменно поражает всех и каждого.

Вероятно, наиболее популярным материалом, используемым в скульптуре, является мрамор. Прочность и оптические свойства материала привлекали многих величайших скульпторов: мраморные произведения создавали Фидий, Поликлет, Донателло, Микеланджело, Бернини и другие. Мрамор использовался в равной степени для создания архитектурных фризов и отдельных статуй. Использование мрамора в качестве распространенного материала для создания скульптур стало возможным во многом благодаря изобретению металлических инструментов в бронзовую эпоху.

Аполон и Дафна. Бернини.

Аполлон и Дафна. Бернини.

Характеристики мрамора

Также при работе с мрамором стоит учитывать различные его сорта и разновидности, которые могут отличатся цветом, текстурой, химическим составом и так далее.

Похищение Сабинянок. Джамболонья.

Похищение Сабинянок. Джамболонья.

Создание скульптуры

  • Греческий скульптор, в среднем, затрачивал на создание своего произведения год, поочередно выполняя ряд этапов.
  • Художник, как правило, вначале делает небольшой макет композиции из воска или глины. Затем создается модель в натуральную величину, в которой отмечаются все ключевые опорные точки. Стоит отметить, что иногда скульпторы пропускали некоторые подготовительные этапы.
  • Затем начинается традиционная обработка куска мрамора, включающая в себя сбив крупных фрагментов камня с использованием молотка, долота или аналогичных инструментов.
  • После того, как сформирована общая форма статуи, резчик использует другие инструменты для создания более точных очертаний фигур. На этом этапе греческие мастера использовали стамески и рашпили, но со временем арсенал инструментов расширялся, и к 20-му веку в распоряжении скульпторов были различные камнерезы, сверла и другие орудия.
  • Окончательным этап создания описывался шлифовкой шероховатых поверхностей, абразивной обработкой или полировкой наждачной бумагой. Иногда на скульптуру наносятся вещества, улучшающие отражающие свойства камня.

С эпохи раннего классицизма греческая скульптура не считалась завершенной, пока не была окрашена. Цветовая гамма, применяемая художником, изменялась в зависимости от назначения и расположения статуй. Менее заметные фризы окрашивались в более яркие и неестественные цвета, в то время как скульптуры, расположенные непосредственно вблизи от возможных зрителей, имели более реалистичную расцветку. Иногда кожа героев скульптур окрашивалась, иногда нет, но глаза, брови, веки, ресницы и волосы неизменно нуждались в доработке художника.

Поцелуй. Роден.

История мраморной скульптуры

Пьета. Микеланджело.

Пьета. Микеланджело.

Читайте также: