Как сделать схему прямой речи

Обновлено: 03.07.2024

Чужая речь — это высказывания автора или других лиц. Чужой речью может быть устная речь, письменная речь или мысли, не записанные и не высказанные вслух. Чужая речь может быть передана двумя способами: прямой речью и косвенной речью.

Прямая и косвенная речь

Прямая речь — это чужая речь, воспроизведённая без каких-либо изменений, переданная от лица того, кто её произнёс, написал или подумал:

Ваня сказал мне: Я хочу поиграть с тобой .

Какое красивое платье! – подумала Маша.

Прямая речь состоит из двух частей: прямой речи ( П ) и слов автора (А). Прямая речь — это слова какого-либо лица, слова автора — слова, сопровождающие прямую речь:

А П
Я сказал: Идём со мной .

Слова автора могут указывать: кому принадлежит прямая речь, когда, как или при каких обстоятельствах она была произнесена.

Осторожно! – предупредил охотник, показывая на капкан.

Слова автора, сопровождающие прямую речь, обычно содержат глаголы, обозначающие процессы речи или мысли, а также глаголы, обозначающие действия, сопутствующие речи, мыслям, чувствам: пробормотал, говорил, сказал, подумал, спросил, воскликнул, приказал, написал, вздохнул, обрадовался, улыбнулся, удивился и др.

Косвенная речь — это чужая речь, передаваемая не от лица говорящего, в форме придаточных предложений. Косвенная речь всегда идёт после слов автора:

Ваня сказал мне, что он хочет поиграть со мной.

Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная – от лица автора.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь заключается в кавычки, её первое слово пишется с большой буквы:

Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, а также в середине прямой речи или обрамлять её с обеих сторон. От расположения слов автора будет зависеть и расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью:

Если прямая речь передаётся в виде разговора двух или нескольких лиц (диалог), то речь каждого собеседника заключается в кавычки и отделяется от речи других лиц тире:

Знаки препинания в косвенной речи

Оля сказала, чтобы Витя взял с собой палатку.

Коля подумал, что опять заняли его место.

Косвенный вопрос — вопрос, переданный в косвенной речи.

Перевод прямой речи в косвенную

При замене предложения с прямой речью предложением с косвенной речью слова автора становятся главным предложением. Если слова автора стояли после прямой речи, то в предложении с косвенной речью меняется порядок слов — слова автора ставятся перед косвенной речью.

При переводе прямой речи в косвенную встречаются следующие случаи:

  1. Если прямая речь — повествовательное предложение, то при обращении её в косвенную речь получается придаточное предложение с союзом что.
    прямая речькосвенная речь
    Миша подумал: Она очень красивая .Миша подумал, что она очень красивая.
  2. Если прямая речь выражает приказ или просьбу в форме повелительного наклонения, то она заменяется придаточным предложением с союзом чтобы. Повелительное наклонение заменяется условным, причём частица бы, имеющаяся в союзе чтобы, не повторяется. Обращение становится подлежащим придаточного предложения.
    прямая речькосвенная речь
    Яна, отойди от собаки , – сказала мама.Мама сказала, чтобы Яна отошла от собаки.

    Предложения с косвенной речью — это сложноподчинённые предложения. Главное предложение в них соответствует словам автора в предложениях с прямой речью. В придаточном изъяснительном предложении содержится косвенная речь.

    Передача чужой речи на письме

    Чужая речь и способы ее передачи

    В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог .

    1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

    П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
    п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
    А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
    а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

    Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

    Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

    Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

    Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

    Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:

    Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:

    Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:

    В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:

    Рассмотрите схемы этих предложений.

    2. Предложения с косвенной речью

    Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например: Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте . В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос ( верить ЧЕМУ? ), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.

    Батюшка не хотел верить,

    что я мог быть замешан в гнусном бунте.

    Главная часть Придаточная часть

    Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

    Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.

    Предложение с прямой речью.

    Предложение с косвенной речью.

    Диктор сообщил , что завтра ожидается похолодание .

    Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:

    Я спросил, когда отправляется поезд .

    В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:

    Капитан приказал, чтобы подняли флаг .

    В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:

    Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя .

    Цель высказывания в косвенной речи

    Способ присоединения косвенной речи

    Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ


    3. Предложения с несобственно-прямой речью

    В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.

    Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.

    Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.

    Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

    4. Диалог

    Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.

    Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

    Доктор подошёл к мальчику и сказал:

    – Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

    – Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок .

    О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

    УпражнениЕ

    Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил _ _ что на дворе становится жарко _ (Лермонтов).

    Я не стал расспрашивать моего верного спутника _ _ зачем он не повез меня прямо в те места _ (Тургенев).

    Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал _ _ Барин, не прикажешь ли воротиться? _ (Пушкин)

    _ Нет, нет _ _ овторяла она в отчаянии _ лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского _ .

    _ О, судьба моя плачевна! _
    Говорит ему царевна _
    Если хочешь взять меня,
    То доставь ты мне в три дня
    Перстень мой из окияна _ .
    (Ершов)

    Я отвечал с негодованием _ _ что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог _ (по Пушкину).

    Иногда я говорю себе _ _ Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком… _ (Антуан де Сент-Экзюпери)

    Говорит ему девица _
    _ Но взгляни-ка, ты ведь сед;
    Мне пятнадцать только лет:
    Как же можно нам венчаться?
    Все цари начнут смеяться,
    Дед-то, скажут, внучку взял! _
    (Ершов)

    Он сообщил _ _ что губернатор приказал своим чиновникам по особым поручениям носить шпоры _ (по Тургеневу).

    Он возле меня сел и начал сказывать _ _ какой он знаменитой фамилии и важного воспитания _ (по Лескову).

    _ Всё равно, Петруша _ _ твечала мне матушка _ это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит… _ (Пушкин)

    Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь _ _ Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать гидростатику, – а каково мне? _ _ и начнёшь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены (Толстой).

    _ Ты нам не государь _ _ твечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана. _ Ты, дядюшка , вор и самозванец! _ (Пушкин)

    На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки _ _ все ли намерена она спрятаться от Берестовых _ (Пушкин).

    \u041f\u0440\u044f\u043c\u0430\u044f \u0440\u0435\u0447\u044c \u0437\u0430\u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432 \u043a\u0430\u0432\u044b\u0447\u043a\u0438, \u043f\u0435\u0440\u0432\u043e\u0435 \u0441\u043b\u043e\u0432\u043e \u0447\u0443\u0436\u043e\u0433\u043e \u0432\u044b\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u043f\u0438\u0448\u0435\u0442\u0441\u044f \u0441 \u043f\u0440\u043e\u043f\u0438\u0441\u043d\u043e\u0439 \u0431\u0443\u043a\u0432\u044b.

    \u041f\u0440\u044f\u043c\u0430\u044f \u0440\u0435\u0447\u044c \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434 \u0441\u043b\u043e\u0432\u0430\u043c\u0438 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0430
    \"\u041f\", - \u0430.
    \"\u041f!\" - \u0430.
    \"\u041f?\" - \u0430.

    \u041f\u0440\u044f\u043c\u0430\u044f \u0440\u0435\u0447\u044c \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u0441\u043b\u043e\u0432 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0430
    \u0410: \"\u041f\".
    \u0410: \"\u041f!\".
    \u0410: \"\u041f?\".

    ! \u0438 ? \u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u0441\u044f \u0432\u043d\u0443\u0442\u0440\u0438 \u043a\u043e\u0432\u044b\u0447\u0435\u043a
    . \u0438 , \u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u0441\u044f \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u043a\u043e\u0432\u044b\u0447\u0435\u043a

    \u0421\u043b\u043e\u0432\u0430 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0430 \u043c\u043e\u0433\u0443\u0442 \u0431\u044b\u0442\u044c \u0432\u043d\u0443\u0442\u0440\u0438 \u043f\u0440\u044f\u043c\u043e\u0439 \u0440\u0435\u0447\u0438:
    \"\u041f, - \u0430, - \u043f\".
    \"\u041f, - \u0430. -\u041f\".
    \"\u041f! - \u0430. - \u041f\".
    \"\u041f? - \u0430. - \u041f\".">]" data-testid="answer_box_list">

    Очень многие при расстановке знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью в русском языке испытывают сомнения. Так давайте разберемся раз и навсегда, как надо расставлять запятые, точки, кавычки и другие знаки.

    Прямая речь — правила и оформление

    Что понимается под прямой речью (далее ПР)? ПР- это передача напрямую слов чужого человека, практически их воспроизведение.

    ПР может стоять до, внутри и после слов автора (далее СА), а также она может одновременно находиться как до, так и после СА, таким образом заключая их посередине.

    Схема предложения с прямой речью

    Если СА заключены внутри ПР, то кавычки будут стоять в начальной и в конечной части СА. Если на месте прерывания ПР не должны были стоять никакие знаки или же должны были стоять запятая, точка с запятой, двоеточие и тире, то до и после СА ставятся запятая и тире.

    Если в месте разрыва ПР должны были стоять такие знаки, как (. ), то после ПР будет стоять данный знак и тире, а после СА точка с тире.

    Схемы и примеры расстановки знаков

    Косвенная речь

    Косвенная речь (далее КР) это по сути пересказ чьего-то высказывания. Главная часть в предложении строится от имени автора, а придаточная содержит само высказывание. Между главной и придаточной частью должна стоять запятая.

    Прямая и косвенная речь

    Предложения с КР бывают повествовательные, побудительные и вопросительные.

    Примеры оформления косвенной речи:

    Ваня сказал, что приедет завтра утром.

    Миша спросил, когда приедет Ваня.

    Мама сказала Мише, чтобы он завтра ждал Ваню в восемь часов.

    Цитирование и оформление цитат при письме

    Цитата - это выдержка из текста художественной или иной литературы, высказывание авторов или других знаменитых личностей.

    Цитата в прямой речи

    Цитированный текст должен быть точной копией его оригинала. Текст цитирования должен быть обязательно заключен в кавычки.

    Запрещается объединять в одну цитату тексты взятые из разных источников.

    Пример оформления цитаты:

    Также цитата может применяться и в КР.

    Правильно оформить цитату на письме не составит труда. Правила пунктуации остаются такими же, как при написании диалогов.

    Отличить ПР от косвенной и от цитирования очень просто. Нужно только запомнить, что ПР содержит в себе указание на лицо, сделавшее высказывание, и само высказывание.

    Косвенная речь образуется при помощи союзов, местоимений и наречий. А цитата является выдержкой из текста или же высказыванием известной, значимой личности. Ну и конечно же, самым главным отличием являются знаки препинания.


    Читайте также: