Как сделать схему по истории

Обновлено: 07.07.2024

Постоянно и системно работая с решебниками, школьники уже с самого начала средней ступени школы учатся ответственности за свой труд и его результаты. Они последовательно и эффективно овладевают навыками:

  • работы с информацией - её подбором, анализом, оценкой и предпочтением того или иного варианта решения, обобщением и формулировкой выводов;
  • понимания логики верного решения, алгоритма получения грамотного ответа;
  • верного оформления работы. Представленные в решебнике ответы полностью соответствуют существующим регламентам отражения результатов, их последним изменениям. Это важно как для тех, кто планирует участвовать в олимпиадах и конкурсах по дисциплине. Поскольку неграмотно записанный ответ может стоить победы, призового места. Для всех остальных принцип верной записи также немаловажен, так как на диагностических, ВПР, контрольных по предмету.

Основы эффективной самоподготовки

Для того, чтобы работа с учебными материалами и гдз по биологии за 5 класс к ним была максимально результативной, важно соблюдать некоторые правила подготовительных занятий:

  • уделять достаточное количество времени на них. Оптимальными, по мнению ряда экспертов и специалистов, считаются ежедневные часовые занятия. Однако, если организовать такой режим не представляется возможным, рекомендуется воспользоваться альтернативным - еженедельной работой, не реже двух-трех раз в неделю по полтора-два часа;
  • отсутствие длительных перерывов в занятиях. Пропуски отрицательно сказываются на качестве подготовки. Материал, пройденный большими блоками, усваивается гораздо хуже, к тому же он плохо запоминается и быстро забывается пятиклассниками;
  • регулярно контролировать свои результаты. Если они окажутся ниже тех, что запланированы, стоит перейти на другую программу, УМК по дисциплине или составить иной, более эффективный, план подготовки.

Аргументы в пользу применения онлайн справочников

Некоторые педагоги выступают против использования пятиклассниками онлайн сборников по биологии за 5 класс, аргументируя свою позицию такими доводами:

  1. Пользуясь такими пособиями, школьники не пытаются мыслить самостоятельно, думать и находить собственные ответы.
  2. Иногда нетривиальное, даже парадоксальное решение, ответ, данный учеником, оказывается не просто верным, а более обоснованным и грамотным, чем традиционно принятый. А материалы решебника лишают самого ученика и общество в целом возможности получить открытие или новое направление мысли в науке.
  3. Списывание негативно сказывается на взаимоотношениях с учителями, последние теряют авторитет в глазах учеников, поскольку знания обесцениваются.

Кроме того, коллеги педагогов-предметников, выступающие за пользование решебниками, приводят такие аргументы в их пользу:

  1. Не всем пятиклассникам в будущем понадобится эта наука. Многие уже спланировали свое будущее, и биология не входит в число дисциплин, которые лягут в основу их дальнейшей трудовой деятельности. Но для поступления в колледжи и техникумы необходим аттестат с высокими оценками по всем предметам, так как, согласно существующим правилам, прием в эти учебные заведения проводится на основе конкурса аттестатов. И регулярно применяя гдз по биологии 5 класс, эти ребята получат нужные им оценки. А освободившееся время потратят на те науки, которые им будут важны впоследствии и интересны сейчас.
  2. Даже переписывание ответа из решебника полезнее, чем списывание решения задачи перед уроком у одноклассника. Хотя бы потому, что дома больше времени на то, чтобы не просто переписать результат, а вникнуть, разобраться в самой технологии, порядке его получения.
  3. Далеко не все пятиклассники просто переписывают ответ из сборника. Достаточно высок процент и тех, кто работает по ним по определенной схеме для наработки нужных навыков, получения глубоких знаний. Особенно важен такой подход для тех ребят, которые не имеют возможности посещать специализированные биологические кружки, курсы, медицинские классы с углубленным изучением дисциплины. Но они желают участвовать в предметных конкурсах и олимпиадах наравне с теми, у кого такая возможность есть. Применение решебников помогает уравнять шансы на успех, главное - регулярность, трудолюбие и нацеленность на результат.

Схема эффективной работы с гдз по биологии в 5 классе для школьников

Хороший результат за короткий период времени дает подготовка по следующему плану:

  1. Повторение пройденного в классе или изучение темы, раздела, блока параграфов из теоретического учебника по предмету.
  2. Выполнение практического задания самостоятельно, используя полученные в ходе выполнения пункта 1 знания теории по заданиям в учебнике, практикуме или заданных учителем.
  3. Сверка полученных самостоятельно результатов с данными в гдз по биологии 5 класс эталонными решениями.
  4. При выявлении расхождений - анализ причин, по которым это могло произойти, поиск и выявление факторов, повлиявших на такое положение дел, устранение проблем и исправление ошибок.
  5. Выполнение аналогичного варианта по той же теме, предложенного в этом же или ином учебнике, практикуме по этой же программе, УМК по дисциплине или по другой, отличной от той, по которой она изучается в школе.
  6. Проверка правильности решения по сборнику-решебнику.
  7. Повторение пунктов 5-6 до тех пор, пока ошибки не перестанут фиксироваться. В этом случае можно сделать вывод о том, что тема усвоена глубоко и полностью и перейти к изучению следующего по программе материала.

Если дать самостоятельный ответ пятиклассник затрудняется, следует применять решебник как базу для изучения практической части задания. Но и в этом случае не надо пренебрегать использованием пунктов 5-7 данной выше схемы для того, чтобы максимально качественно проработать и понять материал.

Кто активно применяет онлайн помощники в процессе обучения?

Нередко в число пользователей включаются и сами педагоги-предметники, например, когда нужно быстро проверить большое количество ученических работ. Или родители пятиклассников, чтобы понять, успевает ли их ребенок, верно ли выполняет домашнюю работу, готов ли к контрольной, диагностической, ВПР.

© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]

Однако при всем сходстве схемы и таблицы имеют четко выраженные различия.

Схема - это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Таблица - это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы [26, с. 224]. В таблице, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.

Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.

Логические схемы. Обычно они применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.

Структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны.

При изучении политических событий и явлений можно применять также схемы по расположению. Традиционно расстановку политических сил учителя истории обозначают справа, слева и в центре. E.H. Захарова дает три модели расстановки сил в 1917 г. в Украине и предлагает выбрать верную. Соотношение политических сил методист предлагает изображать в виде весов, которые перевешивают стороны [7 с. 23, 33, 59, 66].

Схемы - диаграммы, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Они делится на столбиковые и круговые. Для вычерчивания диаграмм и графиков на доске полезным считается использование цветных мелков. Эти средства могут порядке, тем самым проверяется система знаний учащихся.

Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории. Рассмотренные примеры не являются единственно возможными для использования на уроке.

история со вкусом | егэ

история со вкусом | егэ

история со вкусом | егэ запись закреплена

🌙

История России в схемах и таблицах

Учить историю по таким сборникам, конечно, не стоит. В таблицах ничего не объясняется, лишь показывается. Но для повторения и структурирования материала лучше ничего нет

1. В.В. Кириллов. Отечественная история в таблицах. Хорош для систематизации информации

2. П.А. Баранов. Справочник в таблицах. Он неплох, но там нет полноценных ПС связей, просто факты. Можете использовать опять же для систематизации информации.


Концепции происхождения и прародины славян; восточные славяне в древности; основные восточнославянские племена и места их расселения.


Трактовки происхождения термина; образование древнерусского государства; теории возникновения государства у восточных славян.


Начало династии положил Рюрик, правивший с 862 года. Последним считается Василий Костромской, правивший в 1272-1276 годах.


Рюрик - родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь. Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях.


Олег - первый реальный представитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути "из варяг в греки".


Игорь - расширил границы Древнерусского государства, подчинив племена уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове.


Ольга - жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына. Святослав - сын князя Игоря и княгини Ольги. Правитель Древнерусского государства в 964-972 гг.


Владимир I Святой провел языческую реформу, в 988 году принял христианство, расширил и укрепил Древнерусское государство.


Язычество - (от церковнославянского "языцы" - народы, иноземцы) - обозначение нехристианских политеистических религий.


Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе, укрепление государства и власти князя.


Князь Ярослав Мудрый способствовал расцвету Древнерусского государства, возвышению международного авторитета Руси, покровитель просвещения и строительства.


Князь Владимир II Мономах - внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода I и Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха.


Раннеклассовый характер; раннефеодальный характер; княжеско-общинный характер древнерусского общества.


Редакции Русской Правды - Краткая Правда (XIв.), Пространная Правда (XIIв.), Сокращенная Правда (XVв.).


Князь Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха, продолжил политику отца и сумел сохранить единое Древнерусское государство.


Исторический период в истории Руси, который характеризуется тем, что, формально находясь в составе Киевской Руси, удельные княжества постепенно обособляются от Киева.


Владимиро-Суздальское княжество обособилось от Киева в 30-е годы XII века, занимало территории Северо-Восточной Руси, междуречье Оки и Волги.


Князь Юрий Долгорукий (предположительно 1090 – 1157 гг.) будучи ребенком получил вместе с братом Мстиславом от своего отца, Владимира Мономаха, ростовское княжение.


Князь Андрей Юрьевич Боголюбский – сын Юрия Долгорукого – родился в Ростовской области, которая к тому времени обособилась в отдельное княжество.


Князь Всеволод Большое Гнездо (в крещении имел имя Дмитрий) – великий князь и значительный политический деятель древней Руси, являлся князем владимирским с 1176 года.


Новгородская Боярская Республика – крупнейшее государство на северо-западе Руси в 12-15 вв. Тенденции к обособлению от Киева в Новгороде Великом проявились уже в начале 11 в.


Галицко-Волынское княжество было создано в конце XII века, путём объединения Галицкого и Волынского княжеств.


В начале XIII века древнерусским княжествам пришлось столкнуться с натиском завоевателей как с Востока, так и с Запада.


Монголо-татарское иго – период захвата Руси монголо-татарами в 13-15 веках. Монголо-татарское иго длилось в течение 243 лет.


Московская Русь сформировалась за счет объединения вокруг Московского княжества после Куликовской битвы в 1380 году земель Владимира, Можайска.


Вели́кое кня́жество Моско́вское — средневековое русское феодальное государство. Первоначально удел Великого княжества Владимирского, с середины XIV века в результате превращения Владимира в наследственное владение московских князей.


XIV—XV века — это время роста производительных сил в сельском хозяйстве. Подсечная система земледелия сохранялась преимущественно на севере Руси. В центре и в южных районах страны применялась паровая двухпольная и трёхпольная система, получившая на протяжении XIV—XV вв. большое распространение и всё более вытеснявшая не только подсеку, но и перелог.


Преодоление раздробленности и образование единых национальных государств — закономер­ность развития европейских стран (Франции, Польши, Испании) в эпоху позднего средневековья. Но чтобы подобное объединение стало возможным, необходим ряд условий, или предпосылок.


С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города.

как составить конспект - методы конспектирования

В процессе обучения любым знаниям и навыкам нам часто приходится записывать новую информацию, чтобы потом было можно снова ее воспроизвести. Из-за того, что сложно или даже ненужно записывать все, важно уметь кратко излагать полученную информацию в виде конспекта. В данной статье вы узнаете, как правильно составлять конспекты на примере конспектирования уроков истории. Здесь будут разобраны такие понятия, как опорный конспект, скоростное конспектирование, стенография, корнельский метод и другие полезные способы компактного изложения и визуализации информации.

Что такое конспект?

Однако конспект – это не просто дословная передача воспринятого из внешнего источника материала. Это также акт творческого осмысления услышанного и увиденного, выражение собственных мыслей на бумаге, момент формирования сомнений и вопросов (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Междисциплинарный словарь по педагогике. М., 2005. С. 136-137).

Отличия конспектирования от стенографии

Многие студенты часто задаются вопросом: если и конспектирование, и стенография позволяют восстановить исходный смысл представленного материала, в чём заключается их кардинальное различие? Не является ли конспект частным случаем стенограммы, выполненной с использованием не универсальных обозначений, а уникальной для конкретного человека системы знаков?

Этот вид конспектирования называют Cornell note-taking system по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Пок – автор этого метода (Pauk W. How to study in College. Boston, 1962). Он по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.

Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставлять неподелённое пространство шириной около 7 см. Основной частью при конспектировании является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором / учителем по ходу занятия. Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять.

Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображённого в правой части материала. Для этого необходимо подобрать и вписать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик – вопросов, которые проиллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.

В поле внизу листа необходимо внести (после заполнения двух полей над ним) развёрнутое описание главной мысли всего занятия (т.е. его доминанту, языком зарубежных педагогов – summaries), отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями. Это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом. Кроме того, полезно выделять по 10-20 минут в день для повторения основных фактов и закономерностей, отображённых в конспектах занятий за последнее время: это позволит исключить их быстрое забывание, проанализировать и разрешить сомнения, возникающие на самом занятии.

Схематический план

Рисунок 1. Пример корнельского конспекта

1. Корнельский метод конспектирования

Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект

Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).

Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).

Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, ↔, знак причинно – следственной связи – =>, подобия – ~, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2. Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).

2. Опорный конспект по истории

Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару

План-конспект:

Этот вид конспектирования не менее широко применяется в современной педагогике; особенно часто это касается дисциплин гуманитарного цикла. Для составления такого конспекта нужно провести определённую предварительную подготовку: необходимо перед лекцией написать на нескольких листах план занятия, особыми знаками или цифрами выделяя разделы, вопросы и проблемы в изложенном материале. Каждый из этих заголовков в процессе записи за лектором может быть раскрыт и дополнен связным текстом, иллюстрирующим общее положение. Из сказанного следует заключить, что в идеале план – конспект должен быть максимально приближен к тому тексту, который озвучивает лектор за кафедрой; в описании этого метода конспектирования можно обнаружить много общего с корнельским методом.

Тем не менее, план – конспект, как отмечают специалисты по дидактике и педагогике, обладает большим преимуществом перед опорными и корнельскими конспектами. Поскольку все заголовки тем и отдельных разделов, а также определённый объём фактического материала подготавливаются заранее, имеется возможность записать их без сокращений и условных знаков. Это повышает вероятность правильной и быстрой дешифровки конспекта другими студентами или учениками.

Оболочка план – конспекта по теме - Первая мировая война 1914-1918

Текстуальный конспект:

Развёрнутый план – конспект отличают от текстуального конспекта – формы записи материала, когда традиционная основа конспекта в целом и раскрывающие её тезисы в частности не являются доминантой структуры, а составляются post factum на основе цитат из источников и исследовательской литературы; иными словами, именно цитатам в таком конспекте определяется центральное место, а тезисы, составленные на их основе, играют роль дополнений и пояснений.

Безусловно, составление такого плана – достаточно сложное дело, требующее хороших знаний в той дисциплине, по которой делается конспект, а также в смежных отраслях знаний. В средней школе, насколько нам известно, такой метод конспектирования распространён не очень широко; скорее им пользуются студенты, ориентированные на серьёзную исследовательскую и проективную деятельность. Например, в среде историков такие конспекты очень распространены у тех исследователей, которые подолгу работают в архивах с личной перепиской, дневниками и воспоминаниями. В случае анализа таких источников простое перечисление тематики текстов или общих проблем, в них затрагиваемых, не приведёт к раскрытию индивидуальности автора источника личного происхождения; для понимания его внутреннего мира необходима опора на развёрнутые цитаты.

Заключение

Также читайте урок по структурированию информации для наилучшего ее запоминания.

Читайте также: