Как сделать схему гекзаметра

Обновлено: 07.07.2024

Как известно, Греция – держава морская. А потому нет ничего удивительного, что древнегреческие поэты создали такой стиль, как гекзаметр: достаточно было послушать шум морского прибоя и уловить тот самый ритм, когда волна накатывает на берег, а затем откатывается. Благодаря такому размеренному такту с цезурой посредине создавались стихотворения.

Кроме того, стихи на основе гекзаметра стали популярны и в Древнем Риме. Гекзаметр как стихотворный стиль хорошо подходил для латинского языка. Из римских поэтов особенно прославился Вергилий.


Гекзаметр − древнейшая форма стиха в античной эпической поэзии, представляющая собой вариации шестистопного дактиля, у которого отдельные стопы могут заменяться хореем (усеченным дактилем). Часто гекзаметр имеет цезуру в середине строки, но согласно античной традиции, она не обязательно должна быть фиксированной. Возможны две цезуры в строке. Обязательным требованием является женское окончание строк, возникающее при усечении последней стопы дактиля на одну долю (т. е. последнее ударение должно приходиться на предпоследний слог в строке).
Таким образом, слогоударная схема типичного гекзаметра выглядит так (U – цезура – чаще всего расположена сразу после третьего ударного слога):
/ _ _ / _ _ / U _ _ / _ _ / _ _ / _

СОДЕРЖАНИЕ

У дактильного гекзаметра шесть (по-гречески ἕξ, шестигранник ) футов . В строгом дактильном гексаметре каждая ступня будет дактилем (длинным и двумя короткими слогами), но классический метр допускает замену спондэ (два длинных слога) вместо дактиля в большинстве положений. В частности, первые четыре лапы могут быть либо дактилями, либо спондами более или менее свободно. Пятая ступня обычно дактиль (примерно 95% времени у Гомера).

Шестая ступня может быть заполнена либо хорей (длинный, затем короткий слог), либо спондэ. Таким образом, дактильная линия обычно сканируется следующим образом:

(Обратите внимание, что - = длинный слог , ⏑ = короткий слог, ⏕ = либо один длинный, либо два коротких слога , и X = родовой слог.)

Гексаметры часто объединяются - значение переходит от одной строки к другой без конечной пунктуации - что помогает создать длинное плавное повествование эпоса. Их принято считать самыми грандиозными и формальными метрами.

Англоязычный пример дактилового гексаметра в количественном измерителе:

Вниз в | глубокая темнота | dell сидел и | старая корова | жевать | бобовый стебель

Предыдущая строка следует правилам греческой и латинской просодии. Слоги, содержащие долгие гласные, дифтонги и короткие гласные, за которыми следуют два или более согласных, считаются длинными; все остальные слоги считаются короткими. Такие значения могут не соответствовать ритмам обычного разговорного английского языка.

μῆνιν ἄειδε, θεά, ηληϊάδεω Ἀχιλῆος

Разделение линии на метрические единицы:

μῆνιν ἄ | ειδε, θε | ά, Πη | ληϊά | δεω Ἀχι | λῆος
mênin á | эйд, | á, Pē | lēïá | deō Akhi | леос
дактиль, дактиль, спонди, дактиль, дактиль, спонди.

Обратите внимание, как окончания слов не совпадают с концом метрической стопы; в начале строки это заставляет акцент каждого слова располагаться посередине ступни, играя против ictus.

οἰωνοῖσί τε πᾶσι, Διὸς δ 'ἐτελείετο βουλή, οἰω | νοῖσί τε | πᾶσι, Δι | ὸς δ 'ἐτε | λείετο | βουλή, oiō | noîsí te | pâsi, Di | òs d 'ete | leíeto | бул

Гомер также изменил формы слов, чтобы они соответствовали гекзаметру, обычно используя диалектную форму: птолис - это эпическая форма, используемая вместо аттического полиса, как это необходимо для метра. Имена собственные иногда принимают форму, соответствующую метру, например Пулудамас вместо метрически нежизнеспособных Полудам .

ἐσθλὸν δ 'οὐτέ τί πω εἶπας ἔπος οὔτ' ἐτέλεσσας esthlòn d 'outé tí pō eîpas épos oút' etélessas

Здесь слово ἔπος ( эпос ) первоначально на ионийском языке было πο in ( wepos ); дигамма , затем потеряла, удлиняется последний слог предыдущего εἶπας ( eipas ) и удаляет видимый дефект в метре. Дигамма также спасла перерыв в третьей ступне. Этот пример демонстрирует устную традицию гомеровских эпосов, которая процветала до того, как они были записаны где-то в 7 веке до нашей эры.

Несмотря на редкие исключения в раннем эпосе, большинство более поздних правил композиции гекзаметров берут свое начало в методах и практиках Гомера.

Самый ранний пример гекзаметра в Латинской поэзии в Анналы из Энния , который установил его в качестве стандарта для последующих латинских былин. Позднее республиканские писатели, такие как Лукреций , Катулл и даже Цицерон , писали гекзаметровые сочинения, и именно в это время были прочно утвердились многие принципы латинского гексаметра, которым последовали более поздние писатели, такие как Вергилий , Овидий , Лукан и Ювенал. . Вергилия открытие линии «сек для Энеиды является классическим примером ::

Как и их греческие предшественники, классические латинские поэты избегали большого количества разрывов слов на концах ног, за исключением четвертого и пятого, где это поощрялось. Чтобы сохранить ритмическую близость, латинские поэты избегали размещения односложного или четырехсложного слова в конце строки. С цезурой также обращаются гораздо более строго: женская цезура Гомера становится чрезвычайно редкой, а цезура второй ступни всегда сочетается с цезурой четвертой ступни.

Один из примеров эволюции латинской формы стиха можно увидеть в сравнительном анализе использования спондей во времена Энния и Августа. Неоднократное использование сильно спондиозной лески вызывало неодобрение, так же как и использование большого количества спондилов на обеих первых ногах. Следующие строки Энниуса не были бы сочтены допустимыми более поздними авторами, так как они обе содержат повторяющиеся спонды в начале следующих друг за другом строк:

Однако именно от Вергилия исходит следующая знаменитая, сильно спондицирующая линия:

четвероногие | данте пу | трем сони | ту квати | т язык | кампум

илли ин | тер сэ | се мул | та ви | бракхия | терпеть

ipsa Io | vis rapi | dum iacu | lāta ē | nūbibu | s ignem

Эта линия состоит почти из всех дактилей, кроме спонди на -lata e . Это изменение ритма в сочетании с резкой элизией призвано подчеркнуть грохот удара молнии Афины.

Вирджил иногда отклоняется от строгих правил измерения, чтобы произвести особый эффект. В одном примере из I.105, описывающем корабль в море во время шторма, Вергилий нарушил метрические стандарты и поместил односложное слово в конце строки:

. и ундис dat latus; | Insequi | tur cumu | lō prae | ruptus a | quae mōns.

Партури | день | время | время | rīdicu | lus mūs,

Другой забавный пример, в котором говорится о важности этих правил стиха, приводится позже в том же стихотворении (строка 263):

Nōn quī | vīs videt | inmodu | lāta po | ēmata | юдекс

Стихотворные нововведения писателей-августинцев тщательно подражали их последователям в Серебряном веке латинской литературы . Сама форма стиха тогда мало изменилась, поскольку качество гекзаметра поэта оценивалось по стандарту, установленному Вергилием и другими поэтами Августа, уважением к литературному прецеденту, заключенному в латинском слове aemulātiō . [2] Отклонения обычно рассматривались как идиосинкразии или отличительные черты личного стиля, и более поздние поэты им не подражали. Ювенал , например, любил время от времени сочинять стихи, в которых чувствовался разрыв между четвертой и пятой ногами (вместо обычных положений цезуры), но эта техника, известная как буколическая диэрезис, не прижилась у других поэтов.

В поздней империи писатели снова экспериментировали, добавляя необычные ограничения к стандартному гекзаметру. Ропалический стих Авзония - хороший тому пример; Помимо следования стандартному образцу гексаметра, каждое слово в строке на один слог длиннее предыдущего, например:

Spēs, deus, aeternae statiōnis conciliātor, sī castīs precibus veniālēs invigilāmus, привет, отец, ōrātis plācābilis adstipulāre.

Также примечательна тенденция поздних грамматиков тщательно анализировать гекзаметры Вергилия и более ранних поэтов. Трактат о поэзии Диомеда Грамматика является хорошим примером, поскольку в этой работе (среди прочего) дактильные гекзаметровые стихи классифицируются способами, которые позже были интерпретированы под рубрикой золотой линии . Независимо от этих двух тенденций форма становится в высшей степени искусственной - больше похожей на разгадываемую головоломку, чем на средство личного поэтического выражения.

К средневековью некоторые писатели приняли более расслабленные версии метра. Бернар Клюни , например, использует его в своей книге De Contemptu Mundi , но игнорирует классические условности в пользу акцентных эффектов и предсказуемой рифмы как внутри стихов, так и между ними, например:

Hora novissima, tempora pessima sunt - vigilemus.
Ecce minaciter imminet арбитр ille supremus.
Imminet imminet ut mala terminet, aequa coronet,
Recta remuneret, alarmia liberet, aethera donet.
(I.1-4: Это последние дни, худшие из времен: давайте бодрствовать.
Взгляните на грозное прибытие верховного Судьи.
Он идет, он идет, чтобы положить конец злу, увенчать справедливых,
Наградить право , освободи беспокойство и дай небеса.)

Это | лес при | меваль. | бормотание | сосны и | болиголовы

Хм. Чисто мужской дневник. и хоть. \"Немойберег\"..но собеседник интересный..Только бы знать. где ваш берег. Тогда многое по стихам можно узнать о хозяине дневника.

Триолет Стоит на ринге, как боксёр, В любую непогоду. И смотрит фото режиссёр, Не отрывая хитрый взор: Стоит на ринге, как боксёр, Уже давно, с каких-то пор, Здесь света проводник народу Стоит на ринге, как боксёр, В любую непогоду. )

Хотелось бы познакомиться с автором, но в разделе \"О себе\" нет ничего. Хотя - нет! Там же просьба о цитирование, а это уже кое-что.

-Интересы

боль сердца поэзия поэзия сочным и точным словом поэтические игры поэтические формы ритмические фигуры русская поэзия словарь словарь поэтических форм современная поэзия современная русская поэзия стихи стихотворные метры

-Сообщества

-Статистика

Гекзаметр (в силлабо-тоническом стихосложении) - это стихотворный размер, подражающий звучанию героического дактилического каталектического (усеченного) гекзаметра античной поэзии, состоящего из шести стоп с одним длинным и двумя короткими слогами каждая (дактиль), кроме последней усеченной на один короткий слог (хорей):

ŪUU ŪUU ŪUU ŪUU ŪUU ŪU

В русской поэзии строгому античному гекзаметру сопоставлен шестистопный дактиль с усеченной последней стопой:

/_ _ /_ _ /_ _ /_ _ /_ _ /_

Античные поэты в своих гекзаметрах иногда заменяли четырехморные стопы дактиля на четырехморные же стопы спондея (два длинных слога ŪŪ ), что давало 32 ритмических варианта стиха.

Для передачи этой замены в русской поэзии часто использовались силлабо-тонические варианты хорея /_ (т.н. хореические модуляции) и спондея (дибоя) / / , отмеченные во многих исследованиях. Хотя почти незамеченными остались другие трехсложные размеры с ударением на первом слоге: антанапест / /_ , амфимакр /_ / и трибой / / / , позволяющие в русском стихосложении не терять слоги внутри заменяемых стоп. Помимо вышеприведенных замен существует также более редкая замена стопы дактиля на стопу трибрахия: _ _ _ .

Современный русский гекзаметр - это всё тот же шестистопный дактиль с заменами, но с более свободным слогосоставом последней стопы (мужские, женские, дактилические рифмы).

Боль одиночества тонкою язвою в сердце - насечкой.
Думала, каменным стало, уставшее от нелюбви.
Нет! Сердцу хочется счастья и радости вмиг! и на вечность!
Жить в яром пламени! Кто я, познавшая слезы свои?

Василиса_Иванова.

О чем еще нужно упомянуть, так это о цезуре (словораздел, обозначается ||). В гекзаметре самая часто используемая цезура - в середине стиха:

/_ _ /_ _ /_ _ || /_ _ /_ _ /_

/_ _ /_ _ /_ || _ /_ _ /_ _ /_

А в катрене, размещенном выше, две цезуры (имеющие свои межстрочные внутренние рифмы):

/_ _ /_ _ || /_ _ /_ _ || /_ _ /_

Плавающий же словораздел дает преимущества перехлестывающего звучания:

Лодью прими, золоченых бортов две ладони, о, Море,
Воле твоей отдаем всё, что в них - и мужей, и живот.
Примешь волной, подними и неси в даль-подаль к Неба столу,
Примешь в волну, к дну возьми своему под высок моресвод.

Берег сыпучий, сырая земля, гор высоких изломы
Волотов боле не носят, так что нам по безднам ступать?
Волны над небом, и небо над волнами. Други, мы дома,
Узел к узлу на ладони лодеи, судьба наша - спать.
Немойберег, Поэтические_игры.

Читайте также: