Как сделать семейную социограмму

Обновлено: 05.07.2024

1. Определение типа структуры семьи. При обработке подсчитывается ко­личество баллов, полученных при суммировании четных и нечетных утверж­дений. Количество баллов, полученное при суммировании нечетных пунктов, определяет уровень семейной сплоченности, четных — уровень семейной адап­тации. Тип семейной системы определяется двумя параметрами — суммарны­ми оценками по шкалам сплоченности и семейной адаптации в соответствии с нормами оценок, стандартизированных на различных выборках (см. табл. 5).

2. Определение уровня удовлетворенности семейной жизнью. Разница между идеальными и реальными оценками по двум шкалам (сплоченности и адапта-

ции) определяет степень удовлетворенности испытуемого семейной жизнью. В настоящее время не существует никаких эмпирических норм для определе­ния оценки расхождения идеального и осознаваемого. Высокая оценка рас­хождения указывает на низкую семейную удовлетворенность. Расхождение должно быть рассчитано для каждого индивидуума по сплоченности и адапта­ции, а общая опенка может быть получена в результате сложения этих двух оценок. Обратная зависимость полученных результатов является оценкой се­мейной удовлетворенности.

ФИО________________________________________________________

Дата исследования ;_

Инструкция

Вариант А.Опишите Вашу реальную семью (супруги и дети). Прочитайте следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.

Вариант Б.Теперь оцените эти высказывания с точки зрения идеальной се­мьи, то есть такой, о которой Вы мечтаете.

Бланк опросника

Утверждение 1 почти никогда редко 3 время от времени часто 4 5 почти всегда
1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью
2. При решении проблем учитываются предложения детей
3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи
4. Дети самостоятельно выбирают форму поведения
5. Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу
6. Каждый член нашей семьи может быть лидером
7. Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом
8. В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел
9. Мы любим проводить свободное время все вместе
10. Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе
11. Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу
12. В нашей семье большинство решений принимается родителями
13. На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семьи
14. Правила в нашей семье изменяются
Утверждение почти никогда редко 3 время от времени 4 часто 5 почти всегда
15. Нам трудно представить себе, что мы могли бы предпринять всей семьей
16. Домашние обязанности могут пере­ходить от одного члена семьи к другому
17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений
18. Трудно сказать, кто у нас в семье лидер
19. Единство очень важно для нашей семьи
20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи

К расширенным возможностям методики следует отнести исследования более частного уровня, а именно диагностических параметров шкал сплочен­ности и адаптации (табл. 4).

Оценка параметров шкалы FACES-3

Диагностические параметры № утверждений Шкала
Эмоциональная связь 1,11,19 Семейная сплоченность
Семейные границы 5,7
Принятие решений
Время
b Друзья
Ь Интересы и отдых 13, 15
Лидерство 6,18 Семейная адаптация
г Контроль 2, 12
Дисциплина 4,10
Роли 8,16,20
b Правила

Конкретные результаты исследования могут быть полезны при оказании психологической помощи семьям, находящимся в кризисном состоянии, при выдвижении гипотез и определении направлений дальнейшей работы. В рам­ках психопрофилактики семейных нарушений подобная методика помогает быстро выявить семьи из группы риска, разработать конкретные приемы пси-хокоррекционной работы.

Группу риска, на наш взгляд, прежде всего, будут составлять семьи с ри­гидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющим­ся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризую­щих новый этап жизненного цикла семьи. Подобная структура затрудняет

Нормы оценок и средние показатели для FACES-3

(Шкала семейной адаптации и сплоченности)

Примечание. X — средние показатели; SD — стандартные отклонения от средних.

проживание кризисных периодов и продвижение семьи по стадиям жизнен­ного цикла. В эту группу войдут также семьи, структура которых хаотична и не сбалансирована, что свидетельствует о пребывании семьи в ситуации кри­зиса (например, вследствие рождения ребенка, развода, потери источников дохода, перемены места жительства и действия других ненормативных стрес­соров). В этом состоянии семья может находиться в течение такого периода времени, которое ей необходимо для адаптации к кризисной ситуации. Про­блемным данное состояние становится тогда, когда система застревает в со­стоянии хаоса надолго.

Шкала может также служить инструментом, позволяющим выявить степень эффективности работы, проведенной с семьей. Изменения типа функциони­рования семьи (переход к более сбалансированному состоянию) и снижение уровня неудовлетворенности семейным функционированием говорят о том, что семья обрела способность адекватной коммуникации и более эффектив­ного преодоления стресса (кризисного состояния).

Описание методики

Для проведения обследования испытуемым выдают бланки (на каждом блан­ке нарисован круг диаметром ПО мм). Задание выполняется индивидуально. Испытуемым предлагается нарисовать в виде кружочков самих себя и других членов семьи.

Интерпретация результатов

Авторами предложены критерии, по которым производится оценка резуль­татов тестирования:

□ число членов семьи, попавших в площадь круга; П величина кружков;

□ расположение кружков относительно друг друга; П дистанция между ними.

Далее внимание обращается на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок, выполненный для обозначения испытуемым самого себя, говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший — о понижен­ной самооценке. Величина кружков других членов семьи говорит об их значи­мости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Изображение ис­пытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, сим­волизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоцио­нального отвержения. Наиболее значимые члены семьи изображаются испы­туемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка


Существуют различные варианты проведения данной методики. Так, напри­мер, И. М. Никольская в процессе семейной диагностики предлагает испыту­емому последовательно нарисовать несколько вариантов семейной социограм-мы (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003):

1. Стандартная социограмма, на которой изображены сам испытуемый и все члены его семьи.

2. Социограммы, на которых могут отсутствовать определенные члены се­мьи и/или присутствовать люди и объекты, которые к семье номиналь­но не принадлежат.

3. Социограммы, которые относятся к разным этапам жизненного цикла семьи.

Институт практической психологии Ольги Гаркавец

Институт практической психологии Ольги Гаркавец

Институт практической психологии Ольги Гаркавец запись закреплена

Семейная социограмма Э. Г. Эйдемиллера

Члены семьи выполняют задание индивидуально.

Авторами предложены критерии, по которым производится оценка результатов тестирования:

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков относительно друг друга;

4) дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет забыт. В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тесто поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.



Степень искажения представления о семье, которую демонстрирует тот или иной ее член, может быть весьма различной. В семье, где имеет место острый конфликт, нередко наблюдаются прямо противоположные мнения не только о том, что должно быть в семье, но и о том, что есть. Конфликтующие, описывая одни и те же стороны жизни семьи, искренне и убежденно рисуют совершенно разные картины.

Истинное положение семьи сложно преломляется через описанные и прочие фильтры и предстает в рассказах и наблюдаемом поведении членов семьи в искаженном виде. Задача психотерапевта на данном этапе – хорошо изучить фильтры информации и уметь учитывать их искажающее воздействие.

Этап III. Выявление психотравмирующей ситуации. Психотерапевт, опираясь на имеющееся у него достаточно надежное и полное представление о семье, сосредоточивает свои силы на выявлении психотравмирующей ситуации. Он пытается дать ответ на вопрос: какие из многочисленных сторон семейных отношений воздействуют на индивида психотравмирующим образом?

Этап IV. Коррекционный семейный диагноз. К началу IV этапа психотерапевт хорошо представляет себе семью пациента и психотравмирующую ситуацию. Цель этапа – ответить на вопрос, какие изменения в жизни семьи могут привести к изменению психотравмирующей ситуации, снятию ее травматичности. Ведущим методом является мысленное экспериментирование. Психотерапевт пытается получить ответ на следующие вопросы.

2. Чем обусловлено неудовлетворительное состояние семейной системы, которую необходимо подвергнуть коррекции? Если в результате диагностического исследования оказывается, что желательна коррекция системы межличностной коммуникации, то необходимо ответить на следующий вопрос: каковы барьеры коммуникации, факторы, затрудняющие ее, делающие ее менее эффективной? Если же желательна коррекция системы семейной интеграции, возникает вопрос: что ей мешает? При установлении состояния семейных систем в изучавшихся нами семьях и при выявлении факторов, нарушающих их функционирование, мы широко использовали специальные психологические методики, приведенные в соответствующих разделах (см. главу 2).

Результатом этого являются, во-первых, трудности в установлении потенциальных психотравмирующих ситуаций, из-за которых психотерапевт нередко не определяет действительную психотравмирующую ситуацию и, во-вторых (и в особенности), неспособность к мысленному экспериментированию – установлению предпочтительных путей коррекции семейных отношений, а это приводит к тому что путь коррекции оказывается неверным.

Нами предложены критерии, по которым производится оценка результатов тестирования:

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков относительно друг друга;

4) дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет забыт. В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, большую информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий).

Рис. 19. Лена – дочь, Петр – отец, Я – мать девочки

Другой пример иллюстрирует динамику семейных взаимоотношений в процессе семейной психотерапии.

Рис. 20
Рис. 21

С любезного разрешения автора публикуем модификацию данного теста и результаты его применения (см. приложение 12).

Семейная социограмма

Оценка результатов варианта идеальной семьи производится по тем же критериям, что и варианта реальной семьи.

Нами предложены следующие критерии, по которым можно более подробно оценить особенности внутрисемейных отношений по оценкам результатов психодиагностики вариантов реальных и идеальных семей (см. приложение 12).

1. Число членов семьи, не попавших в площадь реальной или идеальной семьи. Критерий указывает на наличие бессознательных негативных чувств к этим членам семьи, отсутствие эмоционального контакта с ними (они как бы отсутствуют во внутреннем мире исследуемого) (рис. 1; 17), конфликтные отношения. В некоторых случаях данные члены семьи могут быть нарисованы, но очень тоненькой, дрожащей линией, в реальной семье и отсутствовать в идеальной.

4. Изображение в круге кружка персонажа, который к реальной семье официально не принадлежит (например, члена родственной семьи, подруги или друга, сказочного персонажа и пр.) говорит нам о неудовлетворительных потребностях по отношению к данному лицу. Можно предполагать, что субъект реализует желания в своей фантазии, в воображаемом общении с данным персонажем, который отображает и в варианте идеальной семьи (рис. 1; 13).

5. Расположение кружков относительно друг друга связано с дистанцией психологической. Кто субъекту ближе всех в психологическом отношении, того он изображает ближе к себе пространственно, располагая напротив себя. Кружки, которые непосредственно соприкасаются друг с другом, говорят о тесном психологическом контакте данных членов семьи (рис. 4), другие таким контактом не обладают. Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отклонении испытуемого, переживании эмоциональной отверженности (рис. 1; 5). Изменение дистанции между кружками в реальной и идеальной семье предполагает неудовлетворение эмоциональных взаимоотношений в семье (рис. 5).

6. Пространство круга – это аналог жизненного пространства. Как и в реальной жизни, в плоскости круга каждый человек бессознательно стремится занять собой столько места, сколько, по его мнению, он заслуживает. Иными словами, если у него низкая самооценка, то он занимает мало места в реальном мире (рис. 5; 9), напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свободно и занимают достаточную часть круга (рис. 12). Удовлетворенность своим жизненным пространством испытуемый нам сообщает, занимая одинаковое пространственное расположение в реальной и идеальной семье. Если исследуемый занимает различное место в разных вариантах социограмм, это может говорить нам о неудовлетворенности им жизненного пространства.

7. Эгоцентрическая направленность личности предполагает изображение своего кружка в центре круга большего размера, чем у других членов семьи (рис. 6; 14; 15). Данное положение прослеживается как в реальной семье, так и в идеальной.

9. Если члены семьи в виде маленьких кружков изображены внизу круга, это указывает на сочетание низкой самооценки с низким уровнем притязаний (рис. 8А). Если маленький по размеру кружок помещен наверху круга, а большая часть круга пустая, то низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний (рис. 9А). Изменения месторасположения кружков в реальной и идеальной семье говорят о желании исследуемого уменьшить или увеличить самооценку и уровень притязаний.

10. Конфликтность как трудноразрешимое противоречие, возникающее между испытуемым и всеми членами семьи и связанное с несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей, диагностируется при изображении только одного своего кружка в варианте идеальной семьи. Рядом с собой может быть изображение в качестве члена семьи кого-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов. В варианте реальной семьи пациент свой кружок может вообще не нарисовать или изображает его в стороне от всех членов семьи (рис. 1; 14).

11. Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего в круге расположен кружок члена семьи, обладающего, по мнению испытуемого, наибольшей властью в семье (хотя его кружок может быть самым маленьким по размеру). Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна. В идеальном варианте семейной социограммы прослеживается присутствие желания исследуемого распределить, передать или сохранить власть в семье (рис. 10; 16).

12. Член семьи, вызывающий у субъекта наибольшую тревогу, изображается в виде сильно заштрихованного кружка либо его контур обведен несколько раз (рис. НА). Изображение членов семьи в виде ровных, незаштрихованных кругов в идеальной семье, сообщает о желании исследуемого улучшить взаимоотношения в семье и избавиться от данной тревоги (рис. 11Б).

Психотерапевт предлагает каждому члену семьи изобразить графически свое представление о семье с помощью определенных символов. Генограмма включает имена и возраст всех членов семьи. В ней даются даты рождений, смертей, браков, разводов и разрывов в отношениях. В свою очередь, психотерапевт на основании расспросов и наблюдения составляет генограмму семьи. В качестве примеров приведем генограмму трех поколений семьи В. Митрофанова и А. Хорошевой (рис. 22).

Пояснения к генограмме трех поколений семьи Митрофанова и Хорошевой.

Василий Митрофанов родился в 1911 г. Анна Хорошева родилась двумя годами позже. В 1930 г. они вступили в брак. У них родились в 1934 г. две девочки близнецы, затем у Анны был выкидыш в 1937 г., а в 1939-м родился сын Василий.

Анна, их дочь, вышла замуж в 1954 г. за Филиппа Задорова, 1932 г. р. У них в 1959 г. родился сын Вячеслав. Сестра Анны Елена в 1960 г. вышла замуж за Карпа Сидорова. Родившаяся в 1963 г. их дочь Римма через год умерла.

Василий Васильевич Митрофанов был женат дважды. В 1962 г. он женился на Вере Корбут, через два года развелся. Детей у них не было. Вторая его жена Ольга Липовская родилась в 1940 г. Они вступили в брак в 1966 г. Ольга была беременна сыном Петром, родившимся через месяц после свадьбы. В 1971 г. у них родился сын Павел. С 1968 по 1969 г. у супругов был разрыв, Василий жил у своих родителей.

Сын В. В. Митрофанова Петр свои отношения с Еленой Вишняковой не оформлял, а вскоре после рождения сына Алексея расстался с ней.

Задание читателю: какие гипотезы вы выдвинете о семейном функционировании представителей разных поколений, просмотрев эту генограмму? Постарайтесь, чтобы гипотез было не меньше трех.

Другой пример. На совместный прием с известным семейным психотерапевтом Киршти Хааланд (Норвегия) и лечащим врачом С. И. Чаевой пришла семья в составе матери и троих детей. Сын Алеша 13 лет конфликтовал с братом 11 лет. Отец алкоголизировался, на сеанс не пришел. Психотерапевты предложили Алеше как старшему из пришедших мужчин нарисовать генограмму семьи, используя специальные обозначения. Первоначально генограмма выглядела так (рис. 23).

Рис. 22. Генограмма трех поколений
Рис. 23

Далее психотерапевты спросили: кто еще есть в семье, кто важен для тебя? Алексей вспомнил бабушку и дедушку которые уже умерли (рис. 24).

Рис. 24

Далее психотерапевты начали выяснять, кто еще есть в семье, хочет ли Алеша еще кого-то нарисовать. После его отказа К. Хааланд нарисовала на доске других родственников. В итоге генограмма этой семьи выглядела следующим образом (рис. 25).

В этой генограмме обращает на себя внимание то, что отец помещен Алексеем в подсистему детей, а в родительской подсистеме осталась одна мать. Два сына, Алексей и Миша, оказались эмоционально удаленными от обоих родителей.

Для графической конкретизации психологических коммуникаций в семье используется целый ряд условных обозначений, предложенных Джоном Хайуэллсом (1971), Сальвадором Минухиным (1974), Э. Г. Эйдемиллером (1987). Степень тесноты связи (привязанность, психологическая зависимость), проявляемая одними членами семьи по отношению к другим, и степень выраженности конфликта между членами семьи представлены следующим образом (рис. 26):

Рис. 25
Рис. 26

Направление связи – кто по отношению к кому проявляет обозначаемые чувства – указывается стрелкой. Например, прямые взаимные конфликтные отношения между отцом и матерью подростка могут быть выражены так (рис. 27):

Рис. 27

Пример взаимоотношений в треугольнике, состоящем из отца, матери и мальчика-подростка, приведен ниже (рис. 28).

Рис. 28

Как показывает наш опыт, использование графических методов для экстернализации членами семьи неосознаваемых представлений о характере взаимоотношений предоставляет большую диагностическую информацию для психотерапевта и – что самое главное – существенно катализирует процесс семейной психотерапии.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Кроме формальных критериев интерпретации социограмм, рекомендуется использовать и содержательные критерии, которые были разработаны украинскими психологами Мирославой Гасюк и Галиной Шевчук.

Этот критерий отображает наличие оптимальной психологической дистанции между членами семейной системы, непосредственность коммуникативных связей, отсутствие внутрисемейных коалиций и изолянтов.

Формальные признаки критерия. Мужчина рисует всех членов семьи семейной системы; возможно также изображение родительской семьи, но без создания коалиций или симбиотических связей. Величина колец пропорциональна общей композиции рисунка; расположение – центральное или верхнее, но ближе к центру.


Расположение колец визуально воспринимается як некая целостная фигура, что свидетельствует о четкой структурированности семейных отношений.

Также этой семейной системе присуща иерархичность поколений, что формирует семейные подсистемы: родительскую и детскую. Подсистема родителей занимает высший ранг, а наиболее доминантной фигурой выступает отец.


В этом случае можно говорить об очень тесных (симбиотических) связях в семье, то есть о чрезмерной психологической близости между членами семьи.

Включенность будущего ребенка в семейную социграмму свидетельствует о высоком уровне подготовленности семьи (в частности отца) к рождению ребенка.

Этот критерий раскрывает определенную совокупность взглядов и ожиданий отца относительно места и роли ребенка в семье.

О ценности ребенка свидетельствуют место его расположения и величина круга (чем больше круг – тем больше ценность).

Расположение круга ребенка за пределами общей композиции семейной системы или внизу тестового поля свидетельствует об игнорировании или об отвержении ребенка.


Очень много ожиданий и надежд мужчина возлагает на своих детей, располагая их большие по размерам круги в центре и вверху.


Мужчина изображает свою семью в центре круга, кольца находятся на оптимальной дистанции друг от друга, что свидетельствует о целостности и структурированности семейных отношений.

Свой круг он изображает больше всех остальных, что свидетельствует о его доминантном положении в семье.

Круг, который обозначает ребенка, он рисует на очень близком расстоянии к своему кругу, при этом размер круга ребенка по величине соответствует размерам круга жены. Это свидетельствует об очень высокой ценности ребенка для мужчины и о больших надеждах на него.

Читайте также: