Как сделать самоанализ урока литературы

Обновлено: 07.07.2024

3.Воспитательные:
- через образ главного героя поставить вопрос нравственного воспитания,
воспитания прекрасного в человеке;
- воспитывать любовь к своим близким, животным, к природе;
- воспитывать интерес к чтению, к музыке.

При планировании типа урока и его структуры были учтены индивидуальные, возрастные и психологические особенности учащихся, объем учебного материала, формы работы на уроке. Индивидуальные особенности не в полной мере учтены, т.к. как класс не знаю, но учтена информация учителя о детях, наблюдения при встрече с детьми.

Все этапы урока логически связаны между собой.

5. На уроке были использованы следующие методы:
•словесные методы (слово учителя, беседа);
•наглядные методы (мультимедийная презентация, листы с заданиями);
•проблемные методы (проблемные вопросы и задания);
•метод стимулирования и мотивации:
а) эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха);
б) познавательные (постановка проблемных вопросов, выполнение творческих заданий);
в) социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах
своей работы).
•метод контроля и самоконтроля:
а) устный (фронтальный опрос).

Методы обучения на уроке соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала; материально-техническому обеспечению урока; индивидуальным особенностям, возможностям и обученности учащихся; бюджету времени.
Домашнее задание – творческое, тесно связано с темой урока.
Данные методы создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика и прививают любовь к чтению.

6. На уроке были реализованы следующие принципы:
- доступности;
- наглядности;
- использование информационных технологий и ТСО;
- связь обучения с реальной жизнью.

7. При проведении урока использовались следующие формы организации работы:

- фронтальная;
- работа в группах.

На уроке была создана благоприятная атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. Ритм и темп урока были оптимальными, действия учителя и учащихся – завершенными.
В течение урока виды деятельности учащихся менялись, при этом оптимально сочетались различные методы и приемы обучения. Были созданы условия для продуктивной работы и развития самостоятельности мышления учащихся. Удалось полностью реализовать все поставленные цели и задачи.
Урок был эмоциональным и вызвал интерес к изученной теме, предмету, о чем свидетельствует обратная связь – флажки на корабле.

Главное пространство, в котором протекает деятельность учителя в школе – это урок во всех его проявлениях. Пространство урока – это сцена, на которой можно пережить минуты триумфа и горечь поражений; оно всегда заполнено деятельностью учителя и учеников.

Именно на уроке учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Поэтому очень важно уделять большое внимание как анализу, так и самоанализу, как отдельного урока, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения.

Повышение квалификации учителя, во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою деятельность и деятельность своих коллег.

Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутым результатом.

Анализ урока - разбор и оценка урока в целом или отдельных его сторон. Анализ урока необходим:

  • для повышения профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания;
  • внедрения чего-то нового в практику работы учителей школы;
  • как средство контроля и обучения учителя в работе;
  • с целью оценки всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке.

Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке.

От умения анализировать не только свой собственный урок, урок коллеги, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать педагогическое мастерство, производительность педагогического труда.

Существует множество видов анализа и у каждого - своя цель.

1 - краткий (оценочный) анализ

- это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;

2 - структурный (поэтапный) анализ -

это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

3 - системный анализ -

это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения;

это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;

5 - структурно-временной анализ -

это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 - комбинированный анализ -

это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 - психологический анализ

это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

8 - дидактический анализ - (реализация принципов дидактики, отбор методов,

это анализ основных дидактических категорий приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

9 - аспектный анализ -

это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Примеры аспектов урока: реализация учителем триединой задачи урока;

  • использование развивающих методов на уроке;
  • изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся;
  • пути развития познавательного интереса;
  • формирование общеучебных методов и навыков у школьников;
  • проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся;
  • организация проблемного обучения на уроке и т.п.;

10 - комплексный анализ -

это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).

Мы видим, что любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо. Но самое главное - реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке ребята, должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Формы разбора урока могут быть самыми разными.

Наиболее рациональна, как нам кажется, такая схема:

а) самоанализ (сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет);

б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;

в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;

г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический, воспитательный и предметный аспекты тесно взаимосвязаны.

Анализ – это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Чтобы воздействие на педагога со стороны руководителя и коллег было действенным и приносило положительные результаты, необходим глубокий анализ школьной практики и прежде всего урока как ведущей формы процесса обучения.

  1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:
    а.Темы урока;
    б. Цели урока;
    в. Возможностей класса;
    г. Возможностей самого учителя;
    д. Учебно-материальной базы.
  2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
  3. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).
  4. Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).
  5. Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).
  6. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).
  7. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.)
  8. Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.

Казалось бы, что об уроке уже все сказано, но развивающийся и изменяющийся мир вокруг нас требует и нашего развития, поиска новых решений в том, что уже давно избито и изучено. Но крайне редко урок анализируется с точки зрения здоровье-сберегающего аспекта, физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья. А делать это надо, помня, что сегодня из школы выходят лишь 11% здоровых детей. А в нашей школе 39 учащихся это дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. Анализ здоровье-сберегающего аспекта и физиолого-гигиенических позиций урока - один из наиболее актуальных аспектов в рамках ФГОС и в частности нашей школы.

Современный школьник России только в начальной школе посещает порядка четырех тысяч уроков. Именно от построения урока и особенностей учебного материала зависит формирование полноценной личности. На любом уроке мы не только обучаем, но и, обучая, воспитываем.

Талантливый педагог выстраивает урок не только с точки зрения донесения информации, но и включает в него воспитательные элементы, которые помогут не только в социализации его в обществе, но и в дальнейшем процессе самовоспитания и самопознания.

Именно воспитание признано обеспечить развитие и духовное обогащение личности. Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает учащимся познавать себя как личность, помогает становлению Человека)

Примерная схема анализа воспитательной направленности урока.

1. Использование воспитательных возможностей содержания материала.

2. Дополнение учебного материала историческими фактами.

3. Формирование мировоззрения на уроке.

4. Формирование нравственных качеств личности.

5. Воспитание у учащихся добросовестного отношения к труду и учению.

6. Оценка воспитательных возможностей методов и приемов обучения.

7. Использование воспитательных возможностей оценки труда учащихся.

8. Влияние личности учителя.

9. Характер деятельности и общения учащихся на уроке.

10. Резервы повышения воспитательных возможностей урока.

Наряду с анализом урока или его элементов крайне важно услышать самоанализ урока учителем, его оценку собственной педагогической деятельности.

Умение анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.

Рассмотрим самоанализ деятельности учителей русского языка, литературы (самоанализ уроков)

Памятка - алгоритм для самоанализа урока.

  1. Каков был замысел, план урока и почему?
  2. Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как он работает на последующие уроки, темы, разделы? Как был определен тип урока и почему?
  3. Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?
  4. Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?
  5. Почему была избрана именно такая структура урока?
  6. Обоснование хода урока, деятельность учителя и учащихся. Почему был сделан акцент именно на данном содержании, выбрано именно такое содержание методов, средств, форм обучения? Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками) и почему?
  7. Какие условия были созданы для проведения урока (учебно-материальные, морально-психологические, гигиенические, эстетические
  8. Были ли отклонения от плана в ходе урока, если да, то почему?
  9. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки учащихся? Самооценка урока.
  10. Каковы причины неудач и недостатков проведенного урока?
  11. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?

Памятка самоанализа урока.

Памятка учителю при анализе своего урока

Приучите себя к самоанализу урока.

Пусть не уйдут из поля вашего зрения следующие вопросы:

1. Работа по формированию учебных навыков и умений:

  • работа с книгой;
  • использование справочников и словарей;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;
  • самостоятельная работа.

2. Сколько учащихся не справилось с самостоятельной работой? Как вы поработали с учащимися по ликвидации пробелов в их знаниях?

3. Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями учащихся на уроке? Учли ли вы следующее:

  • не преобладали ли фронтальные опросы?
  • как давно вы использовали ТСО, наглядные средства для оптимизации учебно-воспитательного процесса?
  • включили ли вы повторение в опрос? Делаете ли вы это в системе?
  • каково соотношение в составе опрошенных слабых и сильных учеников?

Если, согласно Ш.А. Амонашвили, ученик – это душа, ищущая свет, а учитель – носитель света, то Урок – это пространство и время, в которых происходит их слияние, единение.

Список литературы.

1. Алферов Ю., Курдюмова И., Писарева Л. Как оценить урок? Сельская школа, 1999, № 5, с. 43-44.

2. Анализ урока (психологический, педагогический и методический аспекты) Методическая разработка для учителей, методистов педагогической практики, студентов-практикантов дневного и заочного отделений. - Липецк, 1994, кафедра педагогики, кафедра профессиональной подготовки учителя труда.

3.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.

4. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. Новокузнецк, 2002.

5. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах (выпуск 8), Новокузнецк, 2005.

6. Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя. Завуч., № 1, 2000, с. 96-100.

При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 4В класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.

Цель урока(предметная): научить оценивать поступки и принимать свою поведенческую позицию.

Цель деятельности учителя: создать условия для формирования ключевых компетенций учащихся, которые составляют основу умения учиться.

Планируемые результаты:

• научатся анализировать поступки героев

• Познавательные УУД: учащиеся делают выводы о результате совместной работы, обобщают полученные знания, осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме;

• Регулятивные УУД: учащиеся принимают и сохраняют заданную учебную цель, учитывают заданные учителем ориентиры, осуществляют итоговый и пошаговый контроль, вносят коррективы в свои действия, адекватно принимают оценку взрослого, взаимодействуют со взрослыми и сверстниками;

• Коммуникативные УУД: учащиеся оформляют свои мысли в устной форме, высказывают своё предположение, слушают собеседника, задают вопросы, контролируют действия партнёра, эмоционально позитивно относятся к процессу сотрудничества;

• осознают ответственность ученика за общее благополучие класса.

Тип урока: Урок систематизации знаний

( общеметодологической направленности)

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный.

Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, аудиозапись.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является стратегия выхода из затруднения. На этом этапе использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения :

по виду источника информации:

словесные (объяснение, беседа с учащимися);

наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);

практические (работа с творческими тетрадями)

по виду учебной деятельности:

проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем)

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.

Урок начинается с организационного момента. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил эмоционально настроить учащихся на урок, помог учащимся предположить тему урока .

На этапе актуализации знаний был проведен небольшой анализ произведения, который включал элементы самопознания. Учащиеся именно на этом этапе зафиксировали затруднение, сказав, что сложно было оценивать себя…

Следующий этап – составление плана, стратегии по разрешению затруднения и реализация выбранного проекта. Основной этап урока Задача данного этапа – формирование предметных, метапредметных и личностных УУД.

Для разрешения затруднений учащимся были предложены проблемные вопросы. На данном этапе основные формы работы –фронтальная. Здесь же учащиеся выполнили упражнение с шариками, которое позволило им освободить от чувства обиды.

На этапе самостоятельной работы с проверкой по эталону было предложено сочинить пословицы, работа проводилась в парах. Метод тестирования учащихся позволил каждому индивидуально оценить полезность урока, свою деятельность на уроке. Подвести итоги.

Этап рефлексии в конце урока прошёл в форме высказываний. Ребята по кругу высказывались одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по своему успешен. Учащиеся, на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т.к урок позволил учащимся раскрыться, поработать над собой . Создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.


При переходе на новые стандарты, учитель может испытывать затруднения в ходе конструирования урока, при создании моделей уроков разного типа в соответствии с основными идеями ФГОС. Не вызывает сомнений, что совершенствование мастерства учителя и учебного процесса в целом во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Самоанализ может позволить выявить причины недостаточной эффективности при решении тех или иных учебно-воспитательных задач, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.

Содержимое разработки

«Каждый урок должен быть для наставника задачей,

которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:

на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,

К. Д. Ушинский

При переходе на новые стандарты, учитель может испытывать затруднения в ходе конструирования урока, при создании моделей уроков разного типа в соответствии с основными идеями ФГОС. Не вызывает сомнений, что совершенствование мастерства учителя и учебного процесса в целом во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Самоанализ может позволить выявить причины недостаточной эффективности при решении тех или иных учебно-воспитательных задач, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.

Учитель, не владеющий навыками осмысления своих профессиональный действий, не умеющий мысленно оглянуться и восстановить ход проведенного урока, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.

Самоанализ урока дает возможность:

правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Учитель может использовать следующие критерии самоанализа урока.

Схема самоанализа урока по ФГОС

(Вывод о степени её соответствия стандарту, учебной программе и учебно-тематическому планированию)

Место данного урока в теме.

Как этот урок связан с предыдущим.

Как урок работает на последующие уроки.

Особенности обучающихся, которые преподаватель учитывал при подготовке к уроку.

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса: количество слабоуспевающих, сильных учащихся и т.д.

Соответствие целей теме и типу урока.

Соответствует цели урока, не соответствует цели урока.

Цель урока определяется учителем, цель урока согласуется в обсуждении с учеником, оформляются несколько целей урока. (учителем для себя, учеником для себя).

Соответствует типу урока, не соответствует типу урока.

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных ЗУНов,

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Урок применения предметных ЗУНов

Применение предметных ЗУНов в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Систематизация предметных ЗУНов, универсальных действий (решение предметных задач)

Урок повторения предметных ЗУНов

Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД

Проверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачи,

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Непосредственное изучение явлений окружающего мира

Урок решения практических, проектных задач

Практическая направленность изучения теоретических положений

Содержание урока в соответствии с поставленной целью.

Соответствует, не соответствует.

Учитель (умеет, недостаточно умеет, не умеет) отбирать содержание учебного материала согласно поставленным целям и результатам обучения.

Организационное начало урока

Количество времени, затраченное на организационное начало урока.

Количество присутствующих на уроке ___________ из ____________ человек.

Готовность учащихся к уроку

Подготовленность классного помещения.

Каким образом происходит обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом)

Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др.)

Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал).

Структура урока соответствует его типу, целевому назначению.

Структура урока не соответствует его типу, целевому назначению.

Логичны ли связи между этапами.

Соразмерность этапов урока выдержана, не выдержана.

Методы обучения, выбранные для объяснения нового материала.

Соответствие методов обучения цели урока.

Какие методы обучения применялись на уроке:

Объяснительно-иллюстративный – рассказ, беседа, самостоятельная работа, описание.

Репродуктивный (по образу) – пересказ, списывание с доски по образцу, работа с книгой.

Проблемный – объяснение с опорой на наглядность.

Исследовательский – работа с книгой по поиску информации.

_Частично-поисковый – беседа с выводом.

Формы обучения, выбранные учителем

Формы обучения, выбранные учителем:

рассказ, беседа, самостоятельная работа, пересказ, лекция, тест, конференция, лабораторная работа, соревнование, контрольная работа, путешествие, семинар, зачёт, экскурсия, анализ работы учащихся, консультация, проверка домашнего задания и т.д.

Средства обучения, выбранные учителем.

Средства обучения, выбранные учителем:

учебные книги, справочники, словари, тетради с печатной основой, таблицы, чертежи, схемы, карты, картины, муляжи, модели, ТСО, спец.оборудование, индивидуальные карточки, дидактический материал и т.д.

Отражение на уроке основных дидактических принципов

Дидактические принципы, используемые на уроке:

-последовательности и систематичности;

- сознательности и активности;

- связи теории и практики;

- учета возрастных особенностей и индивидуальных особенностей;

- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;

-принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности;

Педагогические технологии, применяемые на уроке

Педагогические технологии, применяемые на уроке:

Технология формирования типа правильной читательской деятельности к самостоятельной деятельности (продуктивного чтения);

Технология оценивания учебных успехов.

Как учитель стимулирует интерес к учению.

Учитель стимулирует интерес:

через познавательную книгу, учебную дискуссию, занимательные элементы, межпредметную связь, практическую направленность, соревнование и т.д.

Какие именно личностные результаты и УУД формируются в процессе урока

1. Личностные (нравственно-оценочные). Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.

2. Регулятивные (организационные). Умения организовывать свою деятельность.

3. Познавательные (интеллектуальные). Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.

4. Коммуникативные (коммуникативные). Умения общаться, взаимодействовать с людьми.

Проверка усвоения учебного материала.

Проверялось интуитивно-визуально, выборочно, содержательно.

Применялись: пересказ изложенного, тест, ответы на вопросы, самоконтроль, самостоятельная работа, взаимоконтроль.

Проверки учебного материала не было.

Работа с классом

Применение диалоговых форм общения.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.

Осуществление обратной связи: ученик – учитель.

- Обратная связь на уровне контроля (учитель спрашивает – ученик отвечает).

- Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи.

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию.

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Характер учебных заданий

Репродуктивный (выполнение по образцу);

Репродуктивный с включением самостоятельной работы

Поисковый, творческий (должно быть не больше половины)

Система оценивания достижений учащихся

- Самооценка учащихся на основе словесной характеристики;

- Включение учащихся в обсуждение ответа;

- Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку.

(активны все, активна группа учащихся, большая часть класса пассивна)

Уровень усвоения знаний

1 уровень информация дана в готовом виде

2 уровень применяется знания по образцу

3 уровень творческое применение знаний

(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

Психологические основы урока

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.

Результативность соответствует типу урока.

Урок первичного предъявления новых знаний

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения предметных ЗУНов

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных ЗУНов

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Применение ЗУНов при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов

Урок решения практических, проектных задач

Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира

2. Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем.

- Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками.

- Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза.

1. Объяснено и задано до звонка; задано своевременно, но не объяснено; задано после звонка; не задано.

Дифференциация, представление права выбора.

Задания, подобные классным. Объем не более 25-30 % от классной работы

Контекстные задания, для решения которых необходима информация (мотивирующие на более сложные задания).

Подведение итогов деятельности

Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили.

Учитель организует рефлексию:

- ученики высказываются по поводу результата урока;

- ученики оценивают результат и процесс деятельности;

- ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъектное значение результатов деятельности.

Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде.

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя.


-75%

Читайте также: