Как сделать русский медвежонок

Обновлено: 05.07.2024

Конкурс вызвал интерес: в первый год в нём поучаствовали 64 тысячи школьников. На следующий — ещё в четыре раза больше. Потом начался резкий рост: на пике в игре участвовало 2,7 миллиона человек.

Игра проводится не только в России, но и за границей — примерно в 50 странах, отмечает Игорь Рубанов. В некоторых государствах, как в Казахстане или Эстонии, конкурс организуют общенациональные комитеты, в некоторых, как в США, местные.

Почему задания конкурса часто критикуют родители школьников, и что на претензии отвечают организаторы

На конкурсе школьники решают 30 заданий (2 и 3 классы — 26), которые делятся на три группы сложности. Каждая задача предполагает пять вариантов ответа, верным может быть только один. Задания из первой группы оцениваются 3 балла, из второй — в 4, из третьей — в 5.

Это не олимпиада и не экзаменационное тестирование. Это игра-конкурс, основная цель которого ― привлечь детей к предмету и показать, что на самом деле в русском языке много очень интересного и увлекательного. Проверка знаний не является целью этой игры, поэтому мы стремимся давать больше таких заданий, с которыми дети не сталкиваются в школе, заданий, расширяющих кругозор и заставляющих думать.

Возмущение родителей вызывают и вопросы, содержащие слова из иностранных языков. Например, в конкурсе встречалось задание, в котором следовало найти общую особенность пар букв p/q и b/d. В оргкомитете подчеркивали, что для решения таких задач достаточно знать русский язык.

Когда мы не правы, мы извиняемся. Иногда нам действительно указывают, что в задаче два правильных ответа, но за 20 лет такое случалось не более десяти раз. В таком случае мы принимаем второй ответ. Ошибки бывают у всех, и мы их признаем, если это действительно ошибки.

Выигрывает в конкурсе тот, кто решает больше всего задач правильно или набирает максимум баллов (120). Победители определяются на разных уровнях — школы, региона и страны — по каждому классу отдельно. Призёры получают дипломы II или III степени, все остальные — сертификаты об участии.

Я с охотой участвовал вообще во всех олимпиадах и конкурсах, потому что мне интересно решать задачки. РМ — это такие же задачки, только из области языкознания. Мне приходилось применять логику и аналитический подход к гуманитарной дисциплине — это заходило больше всего. Но практической пользы от победы в конкурсе мало.

С сертификатами же ситуация абсолютно иная. Если в какой-то год выиграть конкурс не удавалось, то практической пользы от простого участия в игре не было.

Никакой прямой пользы от сертификатов я не получила, хотя у меня их много. Но они очень эффектно смотрелись в школьном портфолио (для количества). Ещё считаю, что факт победы не стыдно упомянуть в своей анкете в Tinder и как аргумент в любом споре. А если серьёзно, конкурс привил мне любовь к языкознанию и филологии: в девятом классе даже ездила на всероссийскую олимпиаду по русскому языку.

Я понимаю, что вероятно после этих слов взрослые люди меня осудят, а возможно и побьют при выходе из подъезда, но я не могу не сказать

ДОРОГИЕ ШКОЛЬНИКИ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ НИКОМУ НЕ НУЖНЫ БУДУТ ВАШИ ГРАМОТЫ С РУССКОГО МЕДВЕЖОНКА И КОНКУРСА ЧТЕЦОВ НА 9 МАЯ

не нужно хвастаться своими достижениями по жизни, если у вас даже нет папочки с грамотами из школы, чем можно гордиться, если вас не награждали за активное участие в жизни класса и лучшую поделку из желудей, ещё скажите, что сертификат русского медвежонка не висит у вас в рамочке

Некоторые пользователи твиттера рассказывали, что участие в конкурсе пригодилось им во время самой учёбы — помогло улучшить оценки за четверть, освободило от уроков или порадовало полезными подарками.

@the_265 @philphillin Ну хоть во время учебы пригодились
Наша матиматичка когда приходили результаты говорила "ну вот у тя спорная по геометрии но у тебя 2 место в области так что поставлю тебе три пятерки и у тебя выйдет пять в четверти"

@the_265 @yoki_seity Они мне пригодились во время учебы в школе. Поскольку я была ботаничкой, каждый раз после подобных олимпиад учителя уважали меня все больше и больше, и мне многое сходило с рук

Русский медвежонок — самый популярный в стране конкурс школьников по русскому языку. Участвуют в конкурсе все желающие, без какого-либо предварительного отбора. Конкурс проводится в пяти разных возрастных группах: 2 и 3, 4 и 5, 6 и 7, 8 и 9, а также 10 и 11 классы. Участникам в игровой форме предлагается в каждом из заданий выбрать один из пяти предложенных вариантов ответа.

Знаменитый португальский курортный остров имя которого даже носит сорт вина, включил российских туристов в

Таиланд договорился о поставке российской вакцины против Covid-19, Sputnik V. Ей дополнят 10 миллионов

Роспотребнадзор рекомендовал работодателям разделять рабочие потоки и разобщать коллектив, путем размещения сотрудников на разных


Решений писать не нужно: достаточно выбрать из пяти предложенных вариантов ответа правильный и отметить его номер на специальном бланке. Все участники игры получат соответствующие сертификаты, а лучшие — призы.

1. Какое слово сильно отличается от остальных по значению?

  • (А) носорог;
  • (Б) осьминог;
  • (В) стремглав;
  • (Г) утконос;
  • (Д) трубкозуб.

2. Какое выражение точно не термин?

  • (А) сложное слово;
  • (Б) сложное предложение;
  • (В) простое предложение;
  • (Г) простое число;
  • (Д) простое упражнение.

3. Какое слово по смыслу лишнее?

  • (А) миллиампер;
  • (Б) милливольт;
  • (В) милликулон;
  • (Г) миллиом;
  • (Д) миллион.

4. Какое название жителя города образовано не так, как остальные?

  • (А) берлинец;
  • (Б) пекинец;
  • (В) бакинец;
  • (Г) лондонец;
  • (Д) дублинец.

5. Что обычно делает не человек?

  • (А) акает;
  • (Б) ёкает;
  • (В) икает,
  • (Г) окает;
  • (Д) якает.

6. Лера купила сапоги из замши. А как их назвать по-другому?

  • (А) замшивые;
  • (Б) замшелые;
  • (В) замшевые;
  • (Г) замшаные;
  • (Д) замшеные.

7. Чем ___, лучше помириться. В этой фразе мы пропустили глагол. Найдите в ответах однокоренное ему слово.

  • (А) воробей;
  • (Б) ворона;
  • (В) индюк;
  • (Г) петух;
  • (Д) голубь.

8. В каком примере слово ба означает совсем не то, что в остальных?

(А) Она ступила шага два и оторопела, увидя падчерицу. — Ба! —
вскричала она, — а ты зачем здесь? (В. Нарежный)

(Б) Вынырнув на свет, девочка с этюдником через плечо, с листом
картона под мышкой прикладывает ладошку козырьком к глазам и кричит
задорно: — Ба! Поесть чё-т найдётся?! (В. Ярмолинец)

(В) Минуту спустя Скудронжогло показался в дверях гостиной. Ба,
брат, ты здесь! — сказал он, увидев Платонова. (Н. Гоголь)

(Г) За дверью сада по ступеням лестницы слышны торопливые шаги.
Кто это бежит так? Ба! Станицин! (И. Тургенев)

(Д) Она качалась, вытягивалась, словно пытаясь удержаться на дереве.
Ба, да это же старая знакомая — Древесная змея! (С. Сахарнов)

9. Оля выписывала из словаря слова в две строчки: Голосище, мужичище, сапожище, холодище… Заборище, морозище, пожарище, сугробище, … Какое слово можно добавить в первую строчку?

  • (A) народище;
  • (Б) болотище;
  • (В) позорище;
  • (Г) заводище;
  • (Д) кулачище.

10. Для этого знака использовались разные названия: молчанка, черта, чёрточка, знак мыслеотделительный. А как он называется сейчас?

  • (A) дефис;
  • (Б) тире;
  • (В) дробь;
  • (Г) минус;
  • (Д) многоточие.

11. В четырёх анекдотах пропущены формы одного и того же слова, а в пятом — другого. Найдите анекдот, в котором пропущено не то слово, что в остальных четырёх.

(А) ___ — это такое слово, которое пишут вместо того, правописание которого не знают,

(Б) Раньше я был просто бедным, но потом купил словарь ___ и стал нищим, неимущим, несостоятельным.

(В) Хватит. Надоело Достаточно. Больше не буду перед сном читать словарь ___.

  • (А) автобус;
  • (Б) бульдозер;
  • (В) велосипед;
  • (Г) самосвал;
  • (Д) троллейбус.

13. Какой глагол чаще остальных встречается после тире?

  • (A) выстрелить;
  • (Б) стрельнуть;
  • (В) выпалить;
  • (Г) пальнуть;
  • (Д) пульнуть.

14. Какое слово не может быть сравнительной степенью?

  • (А) вернее;
  • (Б) позднее;
  • (В) раннее;
  • (Г) свежее;
  • (Д) синее.

15. В каком словосочетании притяжательное прилагательное образовано неправильно?

  • (А) пифагоровы штаны;
  • (Б) авгиевы конюшни;
  • (В) ариаднoвa нить;
  • (г) бикфордов шнур;
  • (Д) торричеллиева пустота.

16. По-французски — Этьен, по-венгерски — Иштван, по-испански — Эстебан, а по-русски — ___.

  • (А) Иван;
  • (Б) Эдуард;
  • (В) Ефим;
  • (Г) Тимофей;
  • (Д) Степан.

17. Тетрадь для работ по математике физике и астрономии. Какое существительное здесь не заимствовано из греческого языка?

  • (A) тетрадь;
  • (Б) работа;
  • (B) математика;
  • (Г) физика;
  • (Д) астрономия.

18. Какой жанр так назвали потому, что когда-то это было повествование на языке, произошедшем от латыни?

  • (А) повесть;
  • (Б) роман;
  • (В) элегия;
  • (Г) баллада;
  • (Д) басня.

19. Какое слово начинается не совсем так, как остальные?

  • (А) …вация;
  • (Б) ….земец;
  • (В) ….сказание;
  • (Г) …ходь;
  • (Д) все слова в (А)-(Г) начинаются одинаково.

20. Какое из перечисленных слов может быть формой глагола?

  • (А) боль;
  • (Б) горе;
  • (В) горесть;
  • (Г) грусть;
  • (Д) печаль.

22. В каком примере даны антонимы?

  • (А) завиральный — противовирусный;
  • (Б) пожарный — противопожарный;
  • (В) действие — противодействие;
  • (Г) ток — противоток;
  • (Д) показание — противопоказание.

23. Что может, как правило, сделать только живое существо?

24. Даны предложения из художественной литературы, в каком из них в выделенном слове содержится ошибка?

(A) Долгую минуту стоял абсолютно неподвижно, вспоминая, всё ли взято. (Анатолий Азольский)

(Б) Не проходит дня, чтобы я тебя не вспомянул. (Виктор Астафьев)

(В) Помятуя о просьбе военрука, Витька обогнул школу и через открытый вход в тир беспрепятственно проник внутрь. (Алексей Иванов)

(Г) Витька, не к ночи будь помянут, научил собирать улики и подтверждать алиби. (Ольга Новикова)

(Д) Было также многозначительно упомянуто о его проекте, уже несколько лет лежавшем под сукном… (Людмила Улицкая)

25. Какое слово никогда не имело общего корня с остальными?

  • (А) вселенная;
  • (Б) всемерный;
  • (в) всероссийский;
  • (Г) завсегдатай;
  • Д) повседневный.

26. Сколько в списке правильных устойчивых выражений: Тришкин халат, с гулькин хвост, Валтасаров дар, Прокрустова ложа, Сизифовы муки?

  • (А) ни одного;
  • (Б) одно;
  • (В) два;
  • (Г) три;
  • Д) четыре.

27. Слова древо и ведро — анаграммы, т.е. состоят из одних и тех же букв. А сколько в них одинаковых звуков?

  • (А) один;
  • (Б) два;
  • (В) три;
  • (Г) четыре;
  • (Д) пять.

28. Готовясь к экзамену по русскому языку отличница Машенька записывала со слуха отрывок из радиопостановки одной пьесы XIX века. Позже, проверяя себя, она обнаружила, что одна реплика у неё записана иначе, чем в тексте пьесы, хотя смысл при этом остался практически тем же самым. Что написала Машенька?

  • (А) — Слушаюсь;
  • (Б) — Извольте;
  • (В) — Прощайте;
  • (Г) — Довольно;
  • (Д) — Клянусь.

29. Глаголы сравнивать, закапывать, засыпать обладают довольно редким свойством. Какой из глаголов также обладает этим свойством?

  • (А) застывать;
  • (Б) отрывать;
  • (В) рассаживать;
  • (Г) достраивать;
  • (Д) вырезать.

30. Кристина выписывала фрагменты фраз из одного текста:

1) Действие Четырнадцатой песни разворачивается в двух небесах:

2) в Небе Солнца (завершая беседы с мудрецами, которые начались ещё
в Десятой песни)

3) и в Небе Марса (начиная важнейшую автобиографическую тему
поэмы, которая продлится до середины Восемнадцатой песни…).

В каком примере Кристина сделала орфографическую ошибку?

Общее время на работу – 75 минут или 1 час и 15 минут.

За каждое задание начисляются баллы. Их подсчет, и, соответственно, результаты будут отправлены участникам непосредственно в школы, где проводились работы.

Русский медвежонок 2021 2-3 класс задания с ответами

Вставьте вместо прочерка нужное слово.

  • (А) медвежонок;
  • (Б) поросёнок;
  • (В) аистёнок;
  • (Г) индюшонок;
  • (Д) лягушонок.
  1. Найдите лишнее по смыслу слово.
  • (А) квадратный;
  • (Б) красный
  • (В) круглый;
  • (Г) прямоугольный;
  • (Д) треугольный.
  1. Малыш называл животных в книжке: собака — гав-гав, свинья — хрю-хрю, лягушка — ква-ква, зайчик — прыг-прыг, барашек — бе-бе. Какое название малыш придумал не так, как остальные?
  • (А) гав-гав;
  • (Б) хрю-хрю;
  • (В) ква-ква;
  • (Г) прыг-прыг;
  • (Д) бе-бе.
  1. Какое слово образовано от названия дерева?
  • (А) калина;
  • (Б) малина;
  • (В) осина;
  • (Г) рябина;
  • (Д) дубина.
  1. Найдите лишнее по смыслу название мебели.
  • (А) стул;
  • (Б) стол;
  • (В) табуретка;
  • (Г) кресло;
  • (Д) диван.
  1. В каком слове нужно вставить не такую букву, как в остальных?
  • (А) ёж_к
  • (Б) ж_раф;
  • (В) ж_ребёнок;
  • (Г) ж_вотное;
  • (Д) уж_н.
  1. В какой паре оба слова называют одно и то же?
  • (А) бараны — баранки;
  • (Б) суши — сушки;
  • (В) сельди — селёдки;
  • (Г) ложи — ложки;
  • (Д) ножи — ножки.
  1. Что может быть и у яйца, и у ореха?
  • (А)желток;
  • (Б) листок;
  • (В) скорлупа;
  • (Г) ядро;
  • (Д) ничего из (А)-(Г).
  1. Какое из слов не образовано из двух слов?
  • (А) вездеход;
  • (Б) дымоход;
  • (В) пароход;
  • (Г) переход;
  • (Д) теплоход.
  1. Я в____ на ____ Какое слово наиболее вероятно пропущено два раза в этой фразе?
  • (А) сапожках;
  • (Б) ботиночках;
  • (В) носочках;
  • (Г) колготочках;
  • (Д) тапочках.

Задачи, оцениваемые в 4 балла.

Задачи, оцениваемые в 5 баллов.

За ворота вышел кот, Кот по кличке бегемот. Если прыгнет на ворота, Ростом будет с бегемота.

Вася прочитал и сказал, что в одной строчке есть ошибка. Прав ли Вася?

(A) только первый;

(Б) только второй;

(В) только третий:

(Г) первый и второй;

(Д) первый и третий.

Загадка у меня к вам есть, Загадка непростая. Какую букву можно есть, Когда она пустая?

  • (А) З,
  • (Б) И,
  • (В) К,
  • (Г) О,
  • (Д) Р.
  1. Маленький Лёва считает, что, когда чего-то ждёшь, ОНО надувается, ОНО — это:
  • (А) время,
  • (Б) спокойствие,
  • (В) безделье,
  • (Г) волнение,
  • (Д) терпение.
  1. Слова спаниель и апельсин анаграммы, то есть состоят из одних и тех же букв. А сколько в них одинаковых согласных звуков?
  • (А) ни одного;
  • (Б) один;
  • (В) два;
  • (Г) три;
  • (Д) четыре.
  1. Четыре загадки описывают один и тот же предмет, а пятая — другой. Найдите её.

(А) Одной ручкой — всех встречает, Другой ручкой — всех провожает.

(Б) Кто приходит, Кто уходит — Все её за ручку водят.

(В) Ходит, ходит, А в избу не заходит.

(Г) To назад, то вперёд Ходит, бродит пароход. Остановишь — горе! Продырявит море!

(Д) У меня знакомых — тьма, Не могу их счесть сама, Потому что кто пройдёт, Тот и руку мне пожмёт.

Читайте также: