Как сделать родной язык 9 класс

Обновлено: 02.07.2024

Оформление : распечатка текстов, эпиграф, материалы для групповой работы, инструментальная музыка для сопровождения работы.

Тема урока, целеполагание. Эпиграф: …"Как чистый воздух -

Как свет, когда к нему привык,

Понятный и родной язык!".

5. Слово учителя.

История праздника имеет трагическое начало. Дата 21 февраля выбрана неслучайно: именно в этот день в 1952 году погибли пять студентов, которые принимали участие в демонстрации за предоставление родному им бенгальскому языку статуса государственного в тогдашнем Пакистане, часть которого позже стала независимым государством Бангладеш. Прошло почти полвека, и Генеральная конференция ЮНЕСКО провозгласила, что ежегодно, начиная с 2000 года, 21 февраля будет отмечаться Международный день родного языка.

Этот день был установлен, чтобы способствовать признанию и использованию именно родного языка, особенно это касается языков национальных меньшинств. А ведь именно родной язык — основной признак нации, потому что формирует национальный менталитет, является живым свидетелем истории народа, хранит его культурные достижения, является определяющим фактором жизни человека и общества. Родной язык — это одновременно и культура, и оформление мысли.

- Как вы думаете, какие проблемы, связанные с родным языком, существуют у нас?

Записываем на доске

6. Стадия Содержания.

В каждой группе должно быть столько человек, сколько фрагментов текста выделяется для чтения и осмысления. В нашем случае вопросов – 3, значит, фрагментов текста так же будет 3. В группе у нас находится 3 ученика. Каждый член группы получает свою карточку (под номером 1, 2, 3). Все участники групп самостоятельно прочитывают свой текст. Выписывают из него самое важное, существенное в виде ключевых слов, словосочетаний или тезисов. Продумывают презентационную схему рассказа. Предполагается, что эта схема на следующем этапе работы поможет донести информацию до других членов группы. Схема может иметь вид таблицы, опорного конспекта, плана, списка ключевых слов, рисунка, графической формы и т.д.
Все учащиеся собираются в экспертные группы (группа специалистов по одной и той же карточке): все участники под №1 – в одну группу, под №2 – в другую и т.д. Экспертные группы обсуждают прочитанные тексты и дорабатывают презентационные схемы (выбирают наилучший вариант этой схемы).

Группа возвращается к вопросам, записанным на доске, и обсуждает возможные ответы с учётом той информации, которая была представлена на карточках.

Учитель выдаёт группам список жанров: сценарий мультфильма, сказка, памятка, статья в книгу рекордов Гиннеса, протокол допроса, просто статья, объяснительная, письмо, эссе, рассказ родителям, заметка в детский журнал, тезисы к ученической конференции, телеграмма.

Первая группа отвечает на один вопрос, вторая – на второй и т.д. Оформить свой ответ нужно в одном из жанров. На подготовку творческого отчёта – 10 минут.

Слово учителя – дополнения.

По данным ЮНЕСКО в мире существует 6000 живых языков. Половина из них находится на грани исчезновения. 96% языков использует только 4% населения. Ежегодно вымирает десяток языков, и эта тенденция в дальнейшем будет усиливаться. Ученые утверждают, что для выживания языка необходимо, чтобы на нем говорило как минимум 100000 человек. Объединение племен в государство достигалось в ущерб языкам: для единства страны необходимо было заставить людей говорить на одном языке. Как бы там ни было, во все времена языки зарождались, существовали, потом вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда раньше они не исчезали настолько быстро!

С возникновением новых технологий национальным меньшинствам стало еще тяжелее добиться признания их языков. Язык, не представленный в Интернете, больше не существует для современного мира. 81% страниц в Интернете опубликовано на английском. Дальше с большим отставанием идут немецкий и японский язык (каждый по 2%), потом французский, испанский и скандинавские языки (по 1% соответственно). Остальные все вместе взятые языки вряд ли составляют 8% веб-страниц.

Потеря языка — это утрата самобытности. В целях защиты языков и удовлетворения языковых интересов национальных меньшинств Совет Европы разработал и принял Европейскую Хартию региональных языков или языков национальных меньшинств

Возвращение к ожиданиям.

Уму и сердцу язык проводник,
Без него попадёшь ты в тупик.
Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,
Ты без него уже не ты.

Язык твой как родная мать,
Которую не унижать нельзя, не оскорблять.
Его ты должен, друг, благодарить
За то, что правильно умеешь говорить.

Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,
Люби его за то, что он могуч.
Язык твой – щит, твоё общенье.
Не допусти к нему пренебреженья.

Не дай повесить родному языку чужой ярлык.
Наследие твоё – твоя земля и твой язык
И искажать его невеждам не давай,
Об этом ты, дружок, не забывай.

И закончить урок хочется словами:

Родной язык. Он впитан с молоком.

Звучит, как музыка, нам сердце услаждая.

В Международный день родного языка

На языке родном тебе мы пожелаем:

Люби язык, храни на день и на века!

Не забывай мелодию родного языка.

Материалы для работы в группах.

1.Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года, отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

2.Казалось бы, в России – иное положение. Здесь сохранялись все языки и наречия, а Советская власть многим из малых народов подарила письменность и литературу. Сегодня и здесь – крах! Наша многонациональная страна превращается в страну малоязычную — 136 языков в России находятся на грани исчезновения, в то время как 20 из них уже признаны мертвыми. Такие данные значатся в Атласе исчезающих языков мира, опубликованном на сайте ЮНЕСКО. Проблема исчезновения редких языков кроется в самом жизнеустройстве, ну и в укрупнении регионов — об этом неоднократно говорили и лингвисты, и общественные организации. Чем сильнее рваческие капиталистические отношения, чем больше территориальная единица (выгода!) — тем меньше она заботится о малых языках. Возможно, тувинский на фоне русского не так заметен для многонаселенной страны. Но это не значит, что он менее важен для местной культуры.

У каждого человека, у каждого народа есть свой родной язык. Язык, который он должен знать, язык, на котором говорят его предки, язык, на котором будут говорить его потомки. Каждый человек должен хранить и уважать его. Даже при переезде в другую страну нужно не забывать откуда ты родом и на каком языке говоришь, ведь это – твоё наследие.

Мой родной язык – русский. Этот великий язык имеет огромную историю и могущество, он разнообразен и интересен. Чего стоит разнообразие слов, правил, таких как орфография, орфоэпия, пунктуация, приставки, предлоги, причастные и деепричастные обороты, абзацы и многое-многое другое! Интерес к великому русскому слову мне прививали с детства. Вполне возможно именно поэтому он мой любимый предмет в школе.

Великий русский язык хранит множество подвигов совершенных героями прошлого, настоящего и будет хранить в будущем. Такие люди как Петр I, Иван Грозный, Иосиф Виссарионович Сталин, Владимир Ильич Ульянов (Ленин), люди изменившие ход истории, воистину Люди с большой буквы!

Каждый народ, его судьба прямо связана с его языком. По-настоящему хранить и ценить родной язык могут только его носители, ведь они понимают, что их язык – лучший. У каждого народа это свой язык. Каждый народ должен его любить и уважать, это его прямая обязанность. Самый главный и важный дар которым наделен человек – его родной язык..

Я горжусь тем, что я – носитель моего родного, могучего Русского языка.

Вариант 2

Язык - это то средство общения, с помощью которого мы можем показывать свою речь, доносить свою мысль, и у всех народов он разный. Где-то говорят на индийском, а где-то - на русском. И как раз таки русский язык - мой родной язык.

Русский язык мне очень нравится. Он не такой сложный, как например, английский, ведь его легче понять. Он очень богат и красив, в нём есть тысячи прекрасных слов, которые можно выразить в любой момент. Благодаря русскому языку созданы тысячи книг, сняты сотни фильмов, которые смотрят по всему миру. Русский язык - универсален. Он используется не только в России и ближних странах, а и в других частях света. Нередко увидеть в Америке человека, разговаривающего на русском, поэтому русский очень распространённый язык.

Если затрагивать начало русского языка, то никто точно не знает, когда он появился, но уже на протяжении 2000 лет он постоянно пополняется и обновляется людьми, называемыми лингвистами. Огромный вклад в русский язык вложили такие известные лингвисты и не только, как: В. И. Даль, М. В. Ломоносов, С. И. Ожегов и другие. Месяцами они работали над тем, как сделать русский язык лучше, удобнее, и, сюда по всему, у них это получилось. Возможно, без них не было бы такого русского языка, который мы видим сейчас, всех тех прелестей, которых у нас не было ещё 100 лет назад.

Русский язык не мог не затронуть и политическое дело. Каждый день тысячи людей, чьей профессией является переводчик, трудятся изо дня в день чтобы перевести русскую речь на другой язык, или наоборот. Несмотря на популярность других языков в странах, власти страны пытаются вытеснять другие языки, оставляя только свой родной язык. Сейчас такого нет, но когда-то данные действия происходили. Хорошо, когда в твоём городе все разговаривают на одном языке, ты всех понимаешь, но, когда в городе появляется иностранец - это ещё интереснее, не так ли?

Русский язык - это очень надёжный язык. Его даже можно назвать одним из лучших языков мира. Если подумать, то невозможно представить любое государство без ихних традиций, их традиционных блюд, их родного языка, и Россия здесь - не исключение. Без родного языка не было бы самого народа. Родной язык является важнейшим средством общения в стране. Он, являясь доступным, может постоянно усовершенствоваться, выходя на новый уровень. От таких усовершенствований далеко не ушёл и русский язык. Я смело могу заявить, что я горжусь моим родным языком - русским языком!

Сочинение на тему Русский язык - мой родной язык

Свой родной язык мы слышим с момента своего рождения, с первых дней жизни и до самой смерти. На нём разговаривают наши родители, бабушки и деды, на нём же будут общаться наши дети, внуки и правнуки. Именно поэтому очень важно сберечь его в достойном виде, ведь Родной язык, это наследство, которое хранится и передаётся из поколения в поколения, он собирает в себя всю историю народа, впитывает его настроение, мысли и события.

Я считаю, что каждый уважающий себя и свою Родину гражданин должен ценить и оберегать свой родной язык, который сопровождает его с самых первых дней ,на котором человек разговаривает со своими родителями и друзьями, на котором он учился читать свои первые строчки в книгах.

Мой родной язык (русский)

Мой родной язык (русский)

Популярные сочинения

На мой взгляд, счастье это не материальная субстанция. Его нельзя потрогать. Счастье – это особое состояние души человека. Хотя для некоторых счастье бывает вполне материальным – крутая машина или мотоцикл,

Любовь - это самое прекрасное чувство на земле, которое способен испытать человек. Любовь заставляет нас с вами делать необдуманные поступки, хорошие и не очень.

Мне нравится эта картина, но на самом деле это иллюстрация к сказке. И в ней есть загадка! То есть не всё сразу видно и понятно. Я точно не сразу заметил женщину в платке.

Автор: Липина Ольга Владимировна

Населенный пункт: г. Бийск

План-конспект урока

Цель урока: формирование у учащихся представления о процессе развития русского языка.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с историей происхождения русского языка; объяснить, какое место среди славянских языков занимает русский язык;
  2. учить определять тему и основную мысль текста; отбирать нужный материал в соответствии с определённой задачей; совершенствовать навык выразительного чтения, умения пересказывать текст, устно и письменно выражать свои мысли;
  3. создать условия для воспитания любви и уважения к русскому языку.

Формы работы и методы обучения: индуктивный (от простого к сложному), словесные, наглядные, иллюстративно-объяснительные, частично-поисковый, работа с текстом, беседа, развитие речи учащихся, выразительное чтение, пересказ, работа в парах, фронтальный, индивидуальный, самостоятельная деятельность учащихся, составление схемы, письменный.

Оборудование: ПК, проектор, экран, раздаточный материал (карточки с текстом, карточки с заданием для работы в группах, индивидуальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация. Целеполагание.

- запись числа и темы урока;

- постановка цели урока;

Что звуки [ж] и [ш] на самом деле – исконно мягкие?

В русском языке таится множество интересных фактов. Неудивительно, ведь он прошел долгий путь развития и сильно изменился за это время.

Как же появился русский язык?

III. Работа по теме урока.

1. Работа с текстом.

Прочитайте текст. Сформулируйте его тему и основную мысль.

1) Русский язык постоянно развивается. 2) Он имеет более чем тысячелетнюю историю, и эта история продолжается и в наше время.

3) Началось все с того, что 5-6 тысяч лет назад существовал единый праиндоевропейский язык. 4) Этот праязык стал основой, корнем для образования индоевропейской семьи языков.

5) Индоевропейская семья языков включает самые разные ветви. 6) И к ней относятся многие известные нам языки. 7) Это и латинский, и испанский, и итальянский. 8) Греческий, персидский, немецкий, литовский… 9) Но главное – к индоевропейской семье языков относится славянская ветвь. 10) А к ней относится русский язык. 11) И все остальные славянские языки тоже.

12) Все славянские языки делятся по территориальному признаку на южнославянские, западнославянские и восточнославянские. 13) Восточнославянский язык – его также называют древнерусским – выделился из праславянского диалекта к 6 веку нашей эры. 14) Его развитие в основном тесно связано с государством Киевской Руси – к 9 – 11 вв. в это государство входили все восточные славяне. 15) При этом древнерусский язык не был единым, в его составе выделялись диалекты, которые потом и стали самостоятельными языками.

23) Древнерусский, или восточнославянский язык, просуществовал до 14 в., после чего разделился на три самостоятельных языка. 24) Из древнерусского языка выделились белорусский, русский, украинский языки.

25) Таким образом, уходя корнями в праиндоевропейский язык, пройдя периоды сосуществования с другими славянскими, а позже – с другими восточно-славянскими языками (белорусским и украинским), вот уже более пяти с лишним веков (с начала XV века) русский язык развивается как самостоятельный, отличный от языков других восточных славян. 26) Период с 14 по 17 век называют великорусским или старорусским периодом в истории русского языка.

27) С XVII века в связи с объединением феодальных княжеств в единое государство Московскую Русь и образованием русской нации русский язык начинает функционировать как язык национальный. 28) Становление и развитие национального русского языка происходило прежде всего под влиянием многих факторов, связанных с развитием русского общества и русского государства, а также под воздействием контактов с другими языками. 29) Безусловное влияние на формирование национального русского языка оказало и развитие науки, требовавшей появления специальных слов – терминов.

36) С XIX века в составе национального русского языка сформировался современный русский литературный язык, нормированный и обработанный в лучших произведениях русской художественной культуры.

40) В начале XX века под воздействием серьезнейших перемен в российском обществе (революция 1917 года; переход к новой экономике и политическому строю, новой социалистической идеологии) в русском языке произошли существенные изменения, касающиеся прежде всего его лексики и стилистики. 41) Огромные пласты слов, обозначавших предметы и понятия дореволюционной России, в советский период развития русского языка перешли в состав устаревших и (дворянин, Дворянское собрание, фрейлина, гувернёр и др.), а им на смену пришли сотни неологизмов, связанных с обозначением советской действительности (Совет народных депутатов, революционный комитет, продразвёрстка и др.); многие слова изменили свое значение и стилистическую окраску.

  1. И в дальнейшем исторические и общественно-политические события (Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война и др.) отражались на судьбе русского языка, который на рубеже XX – XXI веков вступил в новый – современный – этап своего развития. (О. Загоровская)

- Опираясь на текст, назовите основные этапы истории русского языка и составьте схему его развития.

Учащиеся определяют тему текста и его основную мысль, затем называют и записывают в тетрадь основные этапы истории русского языка и его развития.

2. Составление в тетради схемы развития русского языка и его истории.


4. Выполнение упражнения в группах (на карточке)

Прочитайте ряды слов. Найдите значение известных вам слов в толковом словаре, определите, к каким периодам истории русского общества и истории русского языка они относятся. Укажите примерное время появления этих слов в русском языке.

1) Князь (правитель княжества), междоусобица, гридница.

2) Дворянин, городовой, помещик, городничий, полицмейстер, гусар.

3) Колхоз, рабфак, красноармеец, продразвёрстка, раскулачивание, нэп.

5) Космонавт, космический корабль, корабль-спутник, космодром.

6) Перестройка (в обществе), постсоветский, посткоммунистический.

5. Орфографический и пунктуационный практикум.

Язык есть собстве(н,нн)ость (не)раздельная целого народа. Переходя от человека к человеку от пок…ления к пок..лению из века в век он хр…нится народом как его драгоце(н,нн)ое сокровище которое по прихотям час(?)ных желаний (не)может сделат(?)ся н… богаче н… беднее (не)может н… умножиться н… ра(с, сс)тратиться.

Язык (не)подвержен в судьбе своей случайностям. Всё что в нём есть и всё что в нём проичсходит всё зако(н,нн)о как и во всяком произведении природы. Можно (не)понимать а потому и (не)признавать этой зако(н,нн)ости но от этого законы языка (не)перестанут быть законами.

…Изм…няют(?)ся народы изм…няют(?)ся и языки их. … История языка (не)раздельная с историей народа должна входить в народную науку как её (не)обх…димая часть.

IV. Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

У каждого человека на земле есть место, где он живет. В этом месте живет много людей. Все эти люди говорят между собой на каком-то языке. Для них это родной язык.

В России все люди говорят между собой на русском языке. Только задумайтесь, до какой же степени красивый русский язык. Многие называют наш язык соловьиным. На русском языке писало множество великих писателей: Лермонтов, Пушкин, Гоголь. Только задумайтесь, невероятное количество произведений было переведено на иностранные языки. Но согласитесь, никакой иностранный язык не сможет сравниться с великим и могучим русским языком, нашим родным языком.

Словно музыка льется этот прекрасный зык. Все звуки сливаются воедино и получается прекрасная песня. Слушать её - одно удовольствие, не так ли? Он впитал в себя гул дубрав и лугов, полей и лесов, ароматный, пьянящий запах родной земли. Следить за историей русского языка - само удовольствие. Он развивался издавна и преображался по ходу истории.

Наш язык - наибольшее сокровище. Это великое достояние каждого человека. В нашем языке много уникальных слов, которые перевести на любой другой - невозможно.

Кто-то считает, что родной язык - часть этноса, то есть исторически сложившееся понятие, кто-то считает, что это тот язык, на котором мы говорим с самого рождения и до самой смерти, а кто-то, что родной язык это тот, на котором ты говоришь, если живешь в другом государстве. Споры на эту тему могут идти бесконечно. Но каждый человек должен сам выбрать для себя, что именно значит для него "родной язык".

Но на самом деле очень грустно вспоминать тот факт, что родной язык можно и вовсе забыть. Допустим если жить очень долго на какой-то другой территории с другими языками, то спустя какое-то время без практики можешь забыть значения каких-то определенных слов. Тебе уже будет сложней говорить и выражать свои мысли на родном языке. Вот тогда-то и наступает критическая точка. Ты уже не знаешь, что для тебя родной язык и что для тебя родина и родной язык в целом. Так давайте же не будем отклоняться от своих корней и не забывать родное достояние - язык!

Читайте также: