Как сделать режим ребенку в 2 года

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Режим дня нужен ребенку не потому, что так написано в книжках или так сказал педиатр, и не потому, что так считают родители, а для того, чтобы нервная система ребенка функционировала и развивалась гармонично.

Это значит, что родителям придется идти путем проб и ошибок, постоянно анализировать поведение и реакции ребенка и, самое главное, правильно интерпретировать их.

К счастью, за первые шесть месяцев, родители успели познакомиться со своим малышом и теперь понимают его лучше, чем в первый месяц.

1. Режим дня. Нужен ли он? Какой режим дня оптимален для детей второго полугодия жизни?

Режим дня, конечно, нужен. Он задает правильный ритм функционирования систем организма. Но ритм каждого ребенка может отличаться от усреднено-книжного.

На втором полугодии жизни важно понимать следующее: во время бодрствования ребенок должен быть весел и активен, а если он начал капризничать, то нужно выяснить причину.

1.1. Наиболее частые причины капризов во втором полугодии жизни – это:

  • усталость (тогда нужно уложить спать и убаюкать),
  • голод (тогда нужно накормить),
  • потребность в общении (телесном контакте, разговоре, игре),
  • дискомфорт, связанный со здоровьем или с необходимостью смены подгузника (нужно устранить раздражающий фактор).

Зная приблизительный график ребенка – сколько ему требуется на сон, как быстро он может проголодаться – можно подобрать для него оптимальный индивидуальный режим дня.

2. Что дает ребенку режим дня?

Дело не только в том, что ребенку нужно отдыхать, использовать время сна для восстановления сил и обработки полученной во время бодрствования информации, но и в том, что это задает определенную ритмику всему организму.

  • ЖКТ. Например, для того чтобы у ребенка не возникли запоры, важно, чтобы приемы пищи были в одно и тоже время.
  • Нервная система. И для того, чтобы нервная система работала эффективно, ребенка необходимо укладывать спать в одно и тоже время.
  • Режим кормлений и сна. А вот сколько раз в день кормить, как часто укладывать спать, как долго спать или бодрствовать – это уже индивидуально. Кому-то требуется больше времени на сон или несколько дневных перерывов в сутки. А кому-то меньше.

Каждый месяц эти потребности у ребенка могут изменяться, количество сна сокращаться, промежутки между приемами пищи увеличиваться. И в этом случае важно ориентироваться не на книги или советы родственников, а на самочувствие ребенка.

3. Дневной сон. Сколько спать днем?

Количество и кратность дневного сна должна определяться индивидуально. Главным критерием тут является настроение ребенка. Если ребенок бодр и весел, но при этом не желает ложиться спать по графику, описанному в книге или статье, то не нужно настаивать. А вот если ребенок начинает капризничать, то пора ложиться спать.

К счастью, организм малыша сам стремится к созданию определенного индивидуального ритма сна и бодрствования. И если не ломать, а подстраиваться под этот естественный ритм, то даже если режим ребенка будет идти вразрез с тем, что написано в книгах, ориентиром должен быть ребенок, а не усредненный совет.

4. Ночной сон. Сколько спать ночью? Кормить или не кормить ночью? Спать со светом ночника или без?

То же самое можно сказать и про ночное кормление. В шесть месяцев, скорее всего, без него не обойтись. Да и не надо. А ближе к году, возможно, особенно если уже введены каши, то можно изменить график ночного сна, накормив ребенка кашей перед сном. Тогда он, возможно, не проголодается ночью и проспит без перерыва до утра.

5. Что делать, если ребенок перепутал день и ночь?

Это не является проблемой для здоровья ребенка, но это большая проблема для родителей, особенно если им надо днем проявлять какую-то активность, например, ходить на работу, в магазин, поликлинику.

6. Ребенок плохо засыпает. Что делать?

Если ребенок плохо засыпает, то возможны следующие причины.

6.1. Перевозбуждение.

Это одна из самых частых причин. Вряд ли взрослый человек, после просмотра футбольного матча, триллера или дискотеки сможет быстро заснуть. Так же и ребенок. Игра с родителями, страх, вызвавший плач, гимнастика и прочие варианты активного бодрствования, влияющие на эмоции или двигательные функции, мешают засыпанию.

6.2. Голод.

Иногда проблема засыпания связана с голодом. Трудно уснуть, если организм хочет есть.

Ликвидировать эту проблему довольно просто – достаточно следить за промежутком между приемами пищи. Хорошо, если этот промежуток составляет около 3-х часов (для детей постарше – 4-х часов).

Если ребенок хочет есть чаще, особенно на грудном вскармливании, то, скорее всего, нужно увеличить объем пищи, добавить прикормы, смесь, кашу (в зависимости от возраста). Недостаток грудного молока, количество которого довольно трудно контролировать, – одна из частых причин голода.

Голод может возникнуть так же, если у ребенка режутся зубы и ему больно есть. Тогда, съев несколько ложек или немного выпив грудного молока, он отказывается продолжать прием пищи. Просто, потому что ему больно.

При этом нужно помнить, что десна может начать болеть до того, как вылезающий зуб будет виден родителям.

6.3. Дискомфорт (шум, беспокойство, свет, отсутствие мамы или укачивания).

Множество причин может вызывать дискомфорт у ребенка и мешать ему засыпать. Так же как и взрослым, ребенку второго полугодия жизни, может мешать шум, яркий свет, резкие звуки, неудобное положение, одежда или постельное белье, отсутствие ощущения безопасности. Кроме этого, переполненный подгузник тоже не способствует засыпанию.

6.4. Сбитый режим, отсутствие ритма.

Выше уже было сказано, что важно не столько то, когда и как часто вы укладываете ребенка спать, а то, происходит ли это в одно и тоже время или нет.

6.5. Ребенка укладывают спать не вовремя, ориентируясь на чужие советы, а не на состояние ребенка.

Нам всем нужны ориентиры, и многие родители ориентируются на советы из книг, на советы родственников и знакомых, на советы доброжелателей из соцсетей, но забывают ориентироваться на желания и потребности своего ребенка.

6.6. Проблемы со здоровьем (газы, боль в животе, запор, насморк и т.д.)

Мешать засыпанию могут и проблемы со здоровьем. И не всегда эти проблемы требуют вмешательства врача. Иногда достаточно весьма простых и легко доступных мер.

Насморк. Возможно, вы уже сталкивались в первые шесть месяцев с тем, что ребенку мешает спать заложенный нос или сопли.

Прорезывание зубов. На втором месте среди проблем с носовым дыханием на первом году жизни стоит прорезывание зубов.

Прорезывание зубов может быть болезненным, и уже само по себе вызывать проблему с засыпанием. Кроме этого, при прорезывании зубов может возникнуть насморк, который затруднит засыпание.

Боли в животе. Часто детям до года мешают заснуть боли в животе. Это не только колики, которые обычно проходят ко второму полугодию, но и газы, и каловые массы в кишечнике. При этом газообразование и задержка стула могут быть взаимосвязаны. И первое, что нужно сделать для решения этой проблемы – установить режим кормления. Если ребенка кормят всегда в одно и тоже время, то активность газообразования и риск возникновения запоров уменьшаются.

7. Причины плохого сна.

Кроме проблем с засыпанием, могут возникнуть и проблемы со сном.

7.1. Перевозбуждение.

Одна из причин может заключаться в перевозбуждении, эмоциях, пугающих сновидениях.

Ребенок – это живой человек со своими эмоциями, переживаниями и индивидуальной электрической активностью мозга. Ребенок имеет право ворочаться во сне, вздыхать, смеяться, стонать. Обычно в этом нет ничего страшного, но иногда это должно вызвать настороженность родителей, особенно если ребенок во сне активно ворочается, стонет, скрипит зубами или чешется. В этом случае имеет смысл обратиться к врачу.

При этом важно помнить, что ни один из перечисленных симптомов в отдельности не является признаком какого-либо заболевания. И даже когда дети во сне скрипят зубами – это может не иметь никакого отношения к глистам и может быть даже вариантом нормального здорового сна.

Состояние ребенка необходимо оценивать в комплексе, в динамике, учитывая множество факторов. Поэтому, если вас беспокоит сон ребенка, то нужно посоветоваться с врачом. Только врач сможет учесть и проанализировать совокупность симптомов и решить – есть заболевание или нет.

7.2. Внешние факторы.

Разумеется, причинами плохого сна могут стать те же самые факторы, что и при засыпании: шум, наполненный подгузник, боли в животе, голод и т.д.

8. Гигиена перед ночным сном.

Посоветуйтесь со своим малышом. Прислушайтесь к его мнению. Это поможет найти оптимальное решение любой проблемы.

9. Какой распорядок должен быть у ребенка второго полугодия на время бодрствования?

Когда ребенок не спит, время бодрствования можно разделить на несколько больших промежутков.

9.1. Самостоятельное времяпровождение.

9.2. Общение.

Изучение этого мира и развитие ребенка требуют общения. Для начала – с родителями, братьями и сестрами. Возможно, с бабушками и дедушками. И, если есть, с домашними животными. Выделите время на это и полноценно общайтесь. Разговаривайте, прикасайтесь, дайте потрогать себя. Это действительно важно.

9.3. Развивающие игры и гимнастика.

В режиме дня нужно выделить небольшое время для активного физического и интеллектуального развития. Изучите методики, рекомендуемые для возраста вашего ребенка, и уделите этим занятиям немного времени. 5-15 мин несколько раз в день. Этого будет вполне достаточно.

9.4. Гигиенические процедуры.

Используйте для общения и развития гигиенические процедуры. Купание – прекрасный способ для изучения воды, плавающих и тонущих игрушек, мыльной пены, температуры, да и просто для веселья.

9.5. Прием пищи.

По большому счету, в режиме дня ребенка нет ничего сложного. Правильный режим дня малыша требует лишь дисциплинированности родителей, внимательности к реакциям ребенка и верной интерпретации сигналов, которые транслирует ваш малыш.

Приведенный к единому знаменателю режим для всех детей в семье способен творить чудеса: у родителей внезапно появляется время не только на полноценную чистку зубов два раза в день или рабочие совещания, но и на забытые с рождением второго ребенка удовольствия — например, спокойный просмотр кинофильмов от одних титров до других.

Как обычно бывает: все беременные барышни слегка снисходительно смотрят на тех, кто еще не был в интересном положении. Мол, жизни ты еще не знаешь, токсикоза у тебя не было и шнурки можешь завязать себе сама. Но стоит родить первенца — и беременность перестает казаться школой жизни. Первые полгода постоянно мучает вопрос — а почему, собственно, никто не предупредил обо всем вот этом? Ну, потом, как водится, привыкаешь и с чувством легкого превосходства смотришь на окружающих — не знают же жизни, по ночам на фитболе с младенцем не прыгали!

Проходят годы (например, лет десять, как в нашем случае), дышать становится все легче, правильно организованного времени хватает и на ребенка, и на работу, и на увлечения. Именно в этот момент и возникает крамольная мысль — а не завести ли второго?

На момент реализации этой мысли моя старшая дочь только пошла в третий класс. Школа — в 20 минутах ходьбы через железную дорогу и парочку оживленных магистралей. Музыкальная школа 3-4 раза в неделю тоже не в пешей доступности. И еще немножечко спортивных занятий для тонуса и профилактики сколиоза. И тоже, разумеется, не в соседнем дворе. Позволить себе няню, которая раньше тащила на себе всю эту филигранно отлаженную логистику, я после выхода во второй декрет не могла. Поэтому после выписки из роддома мы с младенцем оказались один на один с многочисленными маршрутами сопровождения старшего ребенка — папа беззаветно пропадал на работе.

Примерно через месяц хаотичной беготни по городу с коляской и автокреслом я поняла, что у меня дергается глаз и нужно как-то структурировать происходящее в ясные и четкие планы на неделю.

Как распланировать время

Некоторые наши лайфхаки довольно спорны и плохо применимы в семьях с небольшой разницей в возрасте у детей. Но нашей семье эти нехитрые правила существенно облегчили жизнь.

1. Необходимость наличия режима в нашем случае рассматривалась как исходная аксиома. В первые месяцы мы постарались максимально скорректировать режим в интересах старшего ребенка. Связывали мы это не с необходимостью во что бы то ни стало не пропустить очередную тренировку, а с психологическим комфортом старшенькой: нам не хотелось, чтобы дочь решила, что с момента появления малыша в семье ее интересы и ее привычное и устоявшееся расписание для родителей больше не важны.

2. Параллельно мы начали постепенно приучать старшего ребенка к самостоятельности. Сначала — дойти до школы только небольшую безопасную часть пути или в гордом одиночестве сделать уроки, пока мама гуляет с младшим. Сейчас дочь в пятом классе. Она самостоятельно встает утром, готовит себе завтрак и уходит в школу, пока остальные члены семьи спят. На стадион она тоже ходит сама. Единственной нашей головной болью осталась музыкальная школа, которая расположена слишком далеко. Правда, в случае необходимости дочка уже может доехать туда одна на автобусе.

Общие реперные точки режима для всех

3. Чтобы семья оставалась семьей, а не несколькими отдельными планетами, вращающимися каждая по своей орбите, мы решили выделить общие реперные точки режима для всех. Обязательными стали совместные обеды по выходным и ежедневные ужины всей семьей.

В общем, не ожидайте слишком многого от поучительных бесед с детьми.

5. Мы даже не пытались делить любовь и внимание между детьми поровну. Пожалуй, это самый спорный совет, но я убеждена — в жизни каждого ребенка есть периоды, когда поддержка нужна больше, и периоды, когда все стабильно и можно побыть просто включенным наблюдателем, готовым прийти на помощь в случае необходимости.

Каждый малыш нуждается в определенных условиях воспитания, которые едины для всех возрастов, но содержание их меняется по мере того, как он подрастает. Одним из этих условий является правильная организация режима, отвечающего возрасту ребенка. Если сон, кормление, прогулки, занятия, купание и др. изо дня в день проводятся в одно и тоже время, то организм приспосабливается к такому распорядку. Правильный режим – основа жизни ребенка, главное условие сохранения его здоровья.

Известно, что режим способствует созданию у детей уравновешенного, бодрого, эмоционально положительного состояния. В первые два месяца после рождения ребенок спит и бодрствует в кроватке, с третьего – его лучше выкладывать в манеж. Очень важно, чтобы малыш ежедневно бывал достаточное время на свежем воздухе. Лучше всего, если в этих условиях вам удастся организовать дневной сон. С возрастом малыш уже меньше спит, больше бодрствует, сокращается число необходимых кормлений. И в связи с этим постепенно усложняется его режим. Не забывайте о том, что каждый ребенок индивидуален, и в зависимости от установившегося времени пробуждения после ночного сна возможны и различные варианты режима. Однако при переходе с одного режима на другой, при введении прикорма и закаливания всегда придерживайтесь следующих правил: соблюдайте последовательность режимных процессов - сон, кормление, бодрствование; учитывайте реакцию малыша на все новое, что вы ему предлагаете; изменяйте режим постепенно, но настойчиво.

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

• режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

• время пребывания на воздухе в течение дня;

• продолжительность и кратность сна;

• продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

• свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При

Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гигиенически рациональном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протяжении всего периода бодрствования высокой работоспособности.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка. Эмоциональное состояние ребенка, его радости и неудачи отражаются на процессах роста и развития. Психическая напряженность, депрессии, психологическая травма всегда приводят к торможению роста. Такие психологически сложные для ребенка ситуации, как поступление в ясли, детский сад или школу могут затормозить рост на несколько недель. Полоса школьных неудач или семейных конфликтов может приводить к значительному отставанию в росте. Это связано с включением при доминировании состояния тревоги и депрессии нейроэндокринных механизмов, блокирующих процессы роста детей.

Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня. Первый - адекватная физическая подвижность, обеспечивающая ту степень вертикальной и перемежающейся по направлению механической нагрузки на скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Мышечная работа активизирует и выделение гормонов - стимуляторов роста. Избыточная вертикальная нагрузка, возникающая, например, при переноске тяжестей, дает противоположный эффект - торможение роста. Поэтому врачи должны постоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни гипокинезии, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии.

Вторым важным моментом режима дня является достаточность сна. Именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка.

В первые месяцы жизни ЦНС отличается функциональной слабостью. Внешние раздражители являются сильными для нервной системы ребенка и вызывают ее быстрое истощение. В связи с этим активное бодрствование ребенка осуществляется незначительное время (5-7 ч) и через каждые 1,5-2 ч. ребенок засыпает. При правильной организации жизни ребенка уже к концу 1-го месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна.

Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна. Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холодное и переходное время года.

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

• в 7-10 лет - 11-10 ч.;

• в 11-14 лет - 10-9 ч.;

• в 15-17 лет - 9-8 ч.

У значительной части учащихся отмечается недосыпание. Оно связано с ранним началом занятий в 1-ю смену (8 ч. 30 мин. и даже в 8 ч. 00 мин.) и соответственно ранним подъемом детей, а также с поздним отходом ко сну. Более позднее засыпание обусловлено продолжительным приготовлением уроков и длительным просмотром телепередач, видеофильмов.

Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания вегетативной реактивности, значительно снижается работоспособность

Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.

Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе.

В соответствии с периодами повышения и спада интенсивности физиологических функций должен строиться режим дня школьников. Основными компонентами их режима дня являются учебные занятия в школе и дома, отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе, регулярное и достаточное питание, гигиенически полноценный сон. Обязательно должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятия музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт и спортивные развлечения, общественная работа, самообслуживание, помощь семье).

Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. Домашние учебные занятия - важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма. Учащимся 2-й смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака.

Работоспособность повышается, если учащиеся приступают к домашним заданиям после 1,5-2-часового пребывания на свежем воздухе. При этом желательно 1-ю половину этого времени использовать для игр и спортивных развлечений средней интенсивности, а 2-ю - провести в спокойных прогулках.

Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35-45 мин. занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч. необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.

Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем - 2,5-3 ч, в старшем - 2-2,5 ч. В современных условиях перегрузки школьников чаще всего нарушается именно этот компонент режима дня: сокращается время пребывания на открытом воздухе, снижается двигательная активность детей.

Свободное время учащиеся используют сообразно своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьников младшего возраста - 1-1,5 ч., среднего и старшего - 1,5-2,5 ч. в день. В это время дети читают художественную литературу, рисуют, конструируют, вышивают, смотрят телевизионные передачи, занимаются на ПК, общаются с друзьями.

Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада интенсивности физиологических функций. Занятия по собственному выбору, как правило, проходят с интересом и выполняются детьми с увлечением. Однако и их следует регламентировать по длительности и интенсивности, особенно такие, как игра на ПК, просмотр телепередач. Это обусловлено развитием выраженного утомления у детей и подростков.

Занятия в различных кружках должны соизмеряться с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья детей. Не рекомендуется участие школьников более чем в 2 кружках.

В свободное от занятий время учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в доме. Школьники младших классов могут убирать комнаты, мыть посуду, ухаживать за комнатными растениями. Более старшие школьники могут ухаживать за младшими детьми в семье, принимать участие в приготовлении пищи, уборке квартиры, уходе за домашними животными, выполнять садово-огородные и другие работы.

В школах дети также могут привлекаться к самообслуживанию и общественно полезному труду. Дети 7-9-летнего возраста должны содержать в чистоте обувь и платье, производить уборку постели, несложные работы по уходу за помещением (проветривание, вытирание пыли, подметание влажным способом, поливка цветов), уход за участком школы (сбор листьев, шишек, посадка и поливка цветов, растений, уход за уголком живой природы).

У детей 10-11-летнего возраста по сравнению с 7-9-летними детьми степень самообслуживания расширяется за счет следующих видов деятельности: мелкий ремонт одежды и стирка своих вещей (трусы, майки, носки, платки), поддержание чистоты и порядка на участке школы (подметание дорожек, сгребание листьев), собирание вредителей растений, уборка урожая высокостебельчатых растений при обязательном наблюдении педагога, знающего правила сбора растений, ягод и грибов.

Дети 14-15 лет могут в дополнение к указанным видам деятельности привлекаться к дежурству на кухне, чистке овощей, мытью столовой и чайной посуды, работам по благоустройству участка (посадка деревьев и кустарников, подвязывание растений, устройство изгороди), посильному участию в устройстве и оборудовании спортивных и учебно-опытных площадок.

Категорически запрещается привлекать учащихся к работам, связанным с риском для жизни (сбрасывание снега с крыш, мытье окон, протирка осветительной арматуры и др.), а также небезопасным в эпидемиологическом отношении (уборка туалетных помещений, уборка и вывоз мусора и др.) и превышающим их физические возможности (мытье полов в начальных классах, стирка крупных предметов вручную вплоть до 15-летнего возраста).

© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ , 2022

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
Адрес: 350000, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, д. 100

Читайте также: