Как сделать режим дня дошкольника

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а, так же, рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

У ребёнка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определённые промежутки времени и сопровождается ритмичными изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

Известно, что в каждом учреждении дошкольного образования есть распорядок дня. Сон, игры, прием пищи и занятия проводятся в строго определенные часы. Перед тем, как отдавать малыша, родителям следует устроить распорядок дня дома таким образом, чтобы время сна и еды приходилось на те же часы, что и в детском саду. Для этого папам и мамам необходимо знать, какой распорядок в учреждении дошкольного образования.

Организация распорядка дня в учреждении дошкольного образования производится таким образом, чтобы у детей в зависимости от возраста было достаточно времени для активных игр, занятий и отдыха. Распорядок дня ребенка может быть различным, но каждое учреждения дошкольного образования придерживается единых общих правил.

Время свободной деятельности предусмотрено для самостоятельных игр. Также, дети играют друг с другом во время прогулки на свежем воздухе. Если на улице плохая погода, то вместо прогулки дети проводят время в группе.

Огромное значение в распорядке дня играет не только время приема пищи, но и состав блюд. Приблизительное меню в обязательном порядке должно включать: молочные продукты, овощи, фрукты, мясные и рыбные продукты, хлеб. Родители могут заранее поинтересоваться, чем кормят детей в конкретном учреждении.

Во время тихого часа все дети отдыхают. Даже если ребенок не хочет спать днем, то он просто лежит на кровати. Как правило, время дневного сна составляет от 2 до 2,5 часов.

Большое значение для полноценного развития ребенка играют занятия. Длительность занятий, как правило, не превышает 30 минут, чтобы ребенок не успел устать.

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня не только в дошкольном учреждении, но и дома в выходные дни. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий очень важно для дошкольника.

Одним из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего является режим жизни. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает ребёнка к аккуратности, точности, порядку. Правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.

Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима детского сада. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй и третий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.

режим-дня-дошкольника

В настоящие дни в дошкольных учреждениях по-прежнему стараются придерживаться установленного плана дня, однако, многие родители впадают в крайности. Взрослые все чаще дают полную свободу выбора детям, полагаясь на желания сына или дочки в том, как они хотят провести свой день. Как известно, любая крайность опасна, будь то полная свобода выбора или строжайший режим дня.

Взрослым стоит потратить не более часа своего времени, чтобы совместно с ребенком составить примерный план каждого дня. Привлеките к этому занятию ребенка – это будет довольно увлекательно и интересно!

Объясните чаду для чего вообще нужен план дня, спросите, чтобы он хотел сделать в тот или иной день. Таким образом, родители смогут учесть и услышать личные пожелания ребенка и, обоюдно решить куда можно вписать совместную прогулку, чтение книг или время на настольные игры. Кроме приятного времяпрепровождения не стоит забывать и об обязанностях по дому, подготовке к школе.

Время на сон

Прежде всего впишите в график вашего чада время, когда он будет отдыхать. Обозначьте примерное время отхода ко сну и часы, в которые малыш будет вставать утром. Учитывайте, что в возрасте 5-7 лет ребенок должен спать ночью в районе 10 часов, а также днем — на протяжении 1,5 часов.

малыш-спит

Некоторые дети отказываются от дневного сна довольно рано, в этом нет ничего страшного, не стоит заставлять чадо насильно ложиться днем в кровать. Пойдите на уступки, увеличьте на час время ночного сна, а днем выдели 40-60 минут на тихое времяпрепровождение после обеда.

Прием пищи

Далее в распорядке дня ребенка стоит отметить часы, когда он будет принимать пищу. Дети, которые только планируют посещать школу, питаются 5 раз в день. Три раза – это основные приемы пищи и два дополнительных, в виде второго — легкого завтрака и полдника. Старайтесь, чтобы детское меню было разнообразным, для перекусов предлагайте фрукты и овощи, а не конфеты.

Прогулки

К сожалению, многие взрослые после выделения время на сон и питание собственного ребенка, все оставшуюся часть дня стараются распределить на посещение секций и кружков, забывая о прогулках на свежем воздухе. Не стоит пренебрегать этим важным моментом в жизни вашего чада. Гуляя во дворе, парке, ребенок получает массу новых впечатлений, его организм обогащается свежим воздухом.

Во время прогулки ребенок также может выплеснуть неизрасходованную энергию и пообщаться со сверстниками. В идеале ребенок должен гулять не менее 4 часов в день, но в связи с загруженностью родителей, это не всегда удается. Возьмите за правило гулять хотя бы один раз в день на протяжении 1,5-2 часов, согласитесь, что это будет лучше, чем ничего!

Дополнительные занятия, секции и кружки

Создавая режим дня ребенка дальше, смело вписывайте в оставшееся время те секции и кружки, которые вы выбрали совместно с чадом. В этом вопросе главное не перегружать детку, пусть лучше будет 2-3 секции, но их посещение по-настоящему станет приятным временем для дошкольника.

ребенок-рисует

Дома родители также могут самостоятельно заниматься с ребенком по специальным пособиям, которые помогут привить детке элементарные знания по математике, окружающему миру, подскажут, как научить ребенка читать и писать. Учитывайте также, что оптимальным временем в течении которого может концентрироваться ребенок 5-7 лет является 20-40 минут, после этого ему необходимо переключиться на активную деятельность.

Свободное время

Ежедневно у ребенка должно быть свободное время, его можно потратить на игры, чтение книг, проведение настольных игр. В выходные дни можно заранее планировать вместе с чадом посещение музеев, кино, походов в гости и кино.

С учетом всех вышеперечисленных пунктов, приблизительный режим дня ребенка может выглядеть следующим образом.

Пример режима дня ребенка

rezhim-dnya-rebenka

  • 6.30 — 7.00 – время подъема, короткой зарядки и, конечно, гигиенических процедур
  • 7.00 — 7.30 – пора завтрака
  • 7.30-8.30 – свободное время, возможно проведение развивающих занятий дома
  • 8.30-8.45 – легкий перекус (второй завтрак)
  • 8.45-10.00 – помощь по дому, чтение книг, свободная деятельность или посещение секций
  • 10.00-12.00 – пора гулять
  • 12.00-13.00 – возвращение с прогулки, обед
  • 13.00-14.30 – время тихого часа или спокойных игр (чтение книг)
  • 14.30-15.00 – снова еда — полдник
  • 15.00-16.00 – опять на прогулку
  • 16.00-18.30 – посещение секций, игры
  • 18.30-19.15 – ужин
  • 19.15-19.45 – спокойные занятия
  • 19.45-20.45 – гигиенические процедуры, купание
  • 20.45-21.30 – чтение перед сном
  • 21.30 – отход ко сну.

Подобный режим дня ребенка может в каждой семье естественно может варьироваться. Если ребенок посещает детский сад, все равно не стоит пренебрегать составлением такого графика на будние дни, а также выходные, куда вы сможете вписывать походы в гости и прочие интересные занятия для всей семьи.

Распорядок дня помогает чувствовать ребенку себя более комфортно, увереннее, любой поход в гости или к доктору лучше также заранее проговаривать с малышом, чтобы это не стало для него стрессом или неприятной неожиданностью.

Распорядок дня дошкольника поможет сослужить хорошую службу для ребенка, когда он пойдет в школу. На этом статья заканчивается, надеемся она понравилась вам и будет для вас полезна! Всего вам доброго и до встречи в новых статьях!

Режим дня дошкольника

В жизни почти каждой семьи наступает момент, когда малыш начинает ходить в детский сад. Это волнующий и очень серьезный этап в жизни детей и их родителей, к которому желательно подготовиться заранее.

Качественная подготовка к садику очень важна для сохранения здоровья и успешного развития ребенка. Но не менее пристальное внимание следует уделить соблюдению режима дня.

Режим дня ребенка-дошкольника – это оптимальное чередование отдыха и активности: сна, прогулок, питания, обучения, игр.

Соблюдение режима дня в жизни дошкольника обеспечивает высокую работоспособность ребенка. У него выстраивается определенный биологический ритм, формируется система чередующихся условных рефлексов. Это облегчает организму выполнение его работы, физиологически подготавливая организм к предстоящей деятельности, будь то сон, прием пищи и т.п.

Отсутствие стабильного режима создает большую нагрузку на нервную систему детей, что приводит к переутомлению и перевозбуждению от усталости. Особенно неблагоприятно отклонения в режиме дня сказываются на состоянии ребенка, имеющего какие-либо особенности развития, так как функциональные возможности его организма могут быть снижены.

  • Бодрствование: максимальная продолжительность 5,5–6 часов;
  • Сон: 11–12 часов, из них около 1,5–2 часов может приходиться на дневной сон (более подробно можно почитать здесь);
  • Питание: 4–5 приемов пищи с интервалом в 3,5–4 часа;
  • Прогулки: зимой желательно 3–4 часа, летом 5–6 часов;
  • Образовательная деятельность: рекомендуется в промежутки с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Продолжительность занятий определяется возрастом и возможностями ребенка;
  • Игры и отдых: рекомендуется чередовать подвижные и спокойные игры.

Организация режима дня дошкольника, и в частности режима детского сна может вызвать у родителей трудности. Консультанты по детскому сну BabySleep дают ответы на самые частые вопросы по организации сна дошкольника.

Ребенку тяжело вставать по утрам

Одна из частых проблем детсадовских детей состоит в том, что ребенок не просыпается утром самостоятельно. Его приходится будить, это сопровождается плохим настроением, капризами или даже слезами.

Введите ритуал пробуждения – ежедневно повторяющиеся действия, которые помогают малышу окончательно проснуться. Такой ритуал может включать, например, поцелуй и объятия с родителями, любимую песенку, пожелание доброго утра. Можно готовить для малыша маленький сюрприз по утрам.

Все же желательно, чтобы ребенок просыпался утром самостоятельно. Если малыша постоянно приходится будить, следует перенести укладывание на ночь на более раннее время.

Ребенок спит днем в детском саду, но вечером засыпает с трудом

Трудности с соблюдением режима в выходные

Возможно самым сложным для родителей является невозможность организации привычного режима малыша в выходные дни. Поднять с кровати прежде всего себя, а затем и ребенка рано утром в выходной, а потом уложить малыша на дневной сон – задача не из легких.

В идеале следует придерживаться режима, принятого в детском саду, и в выходной день. Это позволит не нарушать биологические ритмы ребенка, и он не будет в понедельник утром чувствовать себя утомленным. Мотивацией могут служить результаты научных исследований: поведенческие проблемы чаще возникают у хуже спящих дошкольников (в частности, с меньшей продолжительностью сна связаны такие проблемы, как агрессия, вызывающее поведение, гиперактивность и другие).

Режим дня дошкольника

Скорее всего совсем четко придерживаться принятого в садике времени дневного сна в выходной день не получится. Но важно следить за появлением признаков усталости у ребенка, так как уставшие, но не переутомленные дошкольники засыпают легко и как правило не сопротивляются укладыванию.

Если в течение 20–40 минут ребенок так и не заснул, можно дать ему спокойно пободрствовать примерно час. Вероятно, в этот период у него появятся признаки усталости, и он заснет. Но если для дневного сна уже слишком поздно, то лучше просто раньше уложите его спать на ночь.

При отсутствии дневного сна важно, чтобы днем малыш немного отдохнул от активности, например, полежал в кровати, послушал спокойную сказку, помечтал, и не общался в этот период с другими детьми.

Организация режима дня, который не нарушается и в выходные дни – важное условие физического и психологического здоровья ребенка.

Если следовать садовскому режиму не получается, следите за тем, чтобы ребенок обязательно высыпал в выходные свою суточную норму сна. В воскресенье необходимо обеспечить раннее укладывание, чтобы понедельник не воспринимался детьми как слишком тяжелый день и следовать садовскому режиму было попроще.

Если у вас не получается самостоятельно наладить режим дня ребенка, вам нужна помощь в организации режима дня, то вам поможет индивидуальная консультация родителей дошкольников. На консультации вы получите исчерпывающую информацию по этому вопросу и индивидуальные рекомендации с учетом именно вашей ситуации.

P.S. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях: как вы и ваш ребенок привыкали к режиму детского сада? Какие были сложности и как удалось их решить?

Консультанты по детскому сну


Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

10 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Бесплатные консультации и советы в наших соцсетях

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

1-й в России информационный портал о сне ребенка: режим дня, ритуал перед сном, как уложить ребенка спать без слез, как научить засыпать самостоятельно, совместный сон с ребенком, как приучить ребенка спать в кроватке, что делать, если ребенок плохо спит, нарушение сна у детей, скачки развития, безопасный, здоровый сон, работа консультантов по сну и многое другое.

Публикации и рекомендации консультантов по сну Центра детского сна и развития BabySleep носят исключительно информационный характер, не являются медицинскими, не заменяют предписаний вашего лечащего врача и могут быть не применимы к детям, у которых имеются проблемы со здоровьем или развитием. Если у вашего ребенка наблюдаются вторичные инсомнии – проблемы сна, отражающие наличие каких-либо заболеваний, чаще неврологических – обязательно обратитесь к врачу!

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Режим дня дошкольника

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма, определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:

– пребывание на открытом воздухе (прогулки);

– воспитательная и учебная деятельность;

– игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);

– самообслуживание, помощь семье;

При проведении режимных процессов необходимо придерживаться следующих правил:

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.

4. Формирование культурно-гигиенических навыков.

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Основные принципы построения режима дня:

1. Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.

2. Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Поэтому в НЧДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня.

3. Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года

ЧТО ТАКОЕ РЕ ЖИМ ДНЯ В ДЕТСКОМ САДУ?

Значение режима дня для ребёнка

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления. Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму -- смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинакова. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14--16 ч. Неслучайно, поэтому, занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности. Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5--6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ДНЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В понятие "суточный режим" входят длительность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие детей и подростков, оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.

В связи с началом раннего обучения и его интенсификацией отклонения отмечаются в режиме дня дошкольников, формируя функциональные и другие нарушения в состоянии здоровья.

Основным гигиеническим принципом построения рационального режима дня является его строгое выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму воспитания и обучения.

Согласно современным представлениям теории функциональных систем организма, выработка динамического стереотипа, а также и его смена происходят постепенно, в течение определенного периода времени, при многократно повторяемых условиях [7]. Отмечено, что чем меньше ребенок, тем труднее формируется динамический стереотип, и маленький ребенок более чувствителен к любым изменениям в нем.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья (табл. 1). В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), группу кратковременного пребывания или нет. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников, так как известно, что именно в этот период происходит перевод информации из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития. Время отхода ко сну в зависимости от возраста рекомендуется в пределах от 20:30 до 22:30 часов.

Таблица 1. Продолжительность сна у детей

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) - наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4-4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).

Воспитательная деятельность.

При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка . У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период - с 8:00 до 12:00 часов и вечерний - с 16:00 до 18:00 часов.

Программами обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие занятия . В младшей группе продолжительность занятий составляет 10-15 минут (10 занятий в неделю), в средней группе (4-5 лет) - по 20 минут (10 занятий в неделю), в старшей группе (5-6 лет) - два занятия в день по 20-25 минут с перерывом 10 минут. В подготовительной группе (6-7 лет) - 3 занятия в день проводятся по 25-30 минут, приобретая характер обучения. Продолжительность и кратность занятий в течение дня и недели для детей, не посещающих ДОУ, должна соответствовать рекомендуемой, как и для детей организованных коллективов. Гигиеническими исследованиями показано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление.

В настоящее время для дошкольников имеется большой выбор дополнительных образовательных услуг. Гигиенисты рекомендуют проводить занятия по дополнительному образованию для детей 4-го года жизни не чаще одного раза в неделю, продолжительностью не более 15 минут; для детей 5-6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю и не более 25 минут; для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю, продолжительностью не более 30 минут. Недопустимо проводить эти занятия за счет времени прогулок и сна.

Игровая деятельность и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций, индивидуальных склонностей и развитию творческих способностей. Необходимо обязательно давать ребенку время для свободных занятий по собственному выбору (чтение литературы, занятие музыкой, рисованием, спортом, общественной работой).

Игровой деятельности дошкольников отводится время в утренние часы до завтрака, во время прогулок в первой и второй половинах дня, после дневного сна и вечером перед сном. Игры должны быть разнообразными, индивидуальными и групповыми, ролевыми, дидактическими, подвижными. Так, дидактические игры аналогичны учебным занятиям, характеризуются малой подвижностью, обеспечивают эмоциональную окраску бодрствования. Подвижные игры, особенно на открытом воздухе, способствуют укреплению организма, повышают его выносливость, совершенствуют движения. Ежедневно свободное время дети могут проводить сообразно своим интересам, заниматься любимым делом. Подобный отдых доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, снимает психологическое напряжение. Необходимо помнить, что просмотры телевизора и работа на компьютере создают условия для значительной нагрузки зрительного анализатора.

Время на самообслуживание, помощь семье также должно выделяться в режиме дня. Дети дошкольного возраста могут выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помощи в уборке посуды и помещений (не более 15 минут в день). Как дома, так и в школе учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в уборке помещений, уборке посуды, поливке растений, уходу за младшими детьми и др. Обучение самообслуживанию и привлечение к общественно полезному труду необходимо начинать с первых лет пребывания в школе. Категорически запрещено привлекать детей к работе, сопряженной с риском для жизни, небезопасной в эпидемиологическом отношении (уборка туалетов) и превышающей физические возможности детского организма. Продолжительность такой работы у дошкольников должна составлять не более 30 минут.

Приемы пищи и личная гигиена являются обязательными компонентами режима детей любого возраста. В понятие режим питания входит строгое соблюдение времени приемов пищи и интервалов между ними, рациональная в физиологическом отношении кратность приемов пищи, правильное распределение количества и качества пищи по приемам. При несоблюдении интервалов между приемами пищи нарушается нормальная желудочная секреция, снижается аппетит. Дошкольники без отклонений в состоянии здоровья должны принимать пищу 4-5 раз в день с интервалом в 3,5-4 часа

Соблюдение рационального режима дня детьми и подростками способствует укреплению и улучшению состояния их здоровья, а также повышению эффективности учебной и воспитательной деятельности.

Читайте также: