Как сделать рефлексию в конце урока начальные классы

Обновлено: 05.07.2024

Классификация рефлексии.
1. По содержанию:
• Устная рефлексия
• Письменная рефлексия.
2. По цели:
• Рефлексия эмоционального состояния
• Рефлексия деятельности
• Рефлексия содержания.
3. По функции:
• личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная)
• интеллектуальная рефлексия .
4. По типу урока:
• После усвоения зун
• Промежуточная рефлексия
• Контрольная рефлексия
• Итоговая рефлексия.
5.По способам проведения:
• Анкета
• Вопрос
• Символ
• Таблица
• Ситуация
• Рисунок.
5. По форме деятельности:
• Фронтальная (выборочная)
• Индивидуальная
• Групповая
• Коллективная

Функции рефлексии в педагогическом процессе:

1. Диагностическая
2. Проектировочная
3. Организаторская
4. Коммуникативная
5. Смыслотворческая
6. Мотивационная
7. Коррекционная.

Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше.
Б. Дизраэли

Этапы обучения рефлексии

1 этап – анализ своего настроения,
анализ своих успехов
2 этап – анализ работы
одноклассников
3 этап – анализ работы группы

Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной. Такая рефлексия отражает человеческую сущность:
физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Приёмы рефлексии.
Рефлексия деятельности.
• Что на вас произвело наибольшее впечатление?
• Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?
• Что нового вы узнали на уроке?
• Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?
* что я делаю?
* зачем я делаю?
* как я делаю?
* что нового я узнал?
* каким способом я это узнал?
* чему я научился?


"Дерево предсказаний"
Правила работы таковы: ствол дерева – тема, вид деятельности, ветви - утверждения, которые ведутся по направлениям - "да" и "нет" (количество "ветвей" не ограничено), и "листья" - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)


“ Пятерочка - 1 “
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.

”Слон”
Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.
Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность.


В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

"Ключевые слова"
На доске прикреплены "ключевые слова" урока, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности. Например слова: оценка, задача, сосед, учитель и т.д.

Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно


Можно предложить детям более широкий спектр цветов: красный, жёлтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзину или вазу.

Эмоционально – художественная рефлексия.
Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.


Эмоционально – музыкальная рефлексия.
Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

Проведение:
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.
Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 15 мин.
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры.
Проведение:
Этот метод помогает выяснить впечатления от урока или семинара по следующим вопросам:

• Хорошо…
• Интересно…
• Мешало…
• Возьму с собой…

Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.

Автор: Градиль Вера Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 207
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Использование приемов рефлексии на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование

Использование приемов рефлексии на уроках в начальной школе.

одно из условий формирования регулятивного универсального учебного

развивающего

обучения
- принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап
рефлексии.

рефлексии
: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п. Вообще-то рефлексия – это не просто перематывание назад, как в видеомагнитофоне, событий прошедшего, так как по целям, задачам и способам ее организации существуют
разные

Рефлексивная

контрольно-оценочная

В конце урока каждый учитель должен уметь определить эффективность проделанной работы, то есть узнать, как прочитанный материал усвоили учащиеся. Ребенку же этот прием помогает систематизировать знания и сравнить успехи с достижениями соседа по парте.

Рефлексия – официальное требование федерального государственного стандарта. Учителю здесь отводится роль непосредственно организатора. Ученики, в свою очередь, выступают действующими лицами.

В этой статье подробнее рассмотрим понятие рефлексии, ее цели, приведем примеры приемов, которые можно использовать на уроке.

Цели рефлексии

В дословном переводе рефлексия – размышления по поводу своему внутреннего состояния, это так называемый самоанализ, важный в части усвоения знаний. Задача хорошего педагога не просто рассказать то, что он знает, а достучаться до детей, научить их думать и запоминать.


В то же время далеко не все учителя считает, что это нужно осуществлять на практике. Часто они просто раздают детям смайлики, обозначающие грусть и удачу, чтобы оценить результат своего труда. Считается, что данный подход является самым неэффективным, несмотря на простоту.

Что же на самом деле такое рефлексия? Это этап урока, на котором ученику необходимо самостоятельно оценить свои знания, поделиться эмоциями от услышанного, проанаилизировать полученные сведения. Школьник должен подумать, насколько полезной является информация и необходимо ли ее усваивать вообще.

Важность рефлексии в конце урока проявляется в следующем:

  • Какие цели достигнуты;
  • Какие знания получены;
  • Как информация может использоваться в будущем;
  • Можно ли корректно оценить свою работу и труд одноклассников;
  • Развитие привычек самоконтроля;
  • Стимулирование критического мышления;
  • Формирование осмысленного подхода ко всему происходящему.

Учитель пользуется рефлексией, чтобы определить план своей дальнейшей работы, оценить сильных и слабых учеников, а также найти подход к ним. Прием может осуществляться абсолютно на любом этапе урока, в конце пройденной темы.

Разновидности рефлексии

Существует множество классификаций рефлексии. Рассмотрим ее разновидности по содержанию:

По виду деятельности принято различать следующую рефлексию:

  • Индивидуальная;
  • Групповая;
  • Фронтальная;
  • Коллективная.

Последняя считается наиболее эффективной. К этому виду работу дети привыкают постепенно. Класс можно разделить на небольшие группы для закрепления знаний и выполнения определенных задач. Часто учителя прибегают и к индивидуальному варианту.

По целевому назначению существует такая классификация:

Каждый учитель в процессе накопления опыта работы пользуется своими методами рефлексии.

Примеры рефлексии в начальной школе по ФГОС

Карты со смайлами

Ученикам могут раздаваться карты серьезными, веселыми, грустными смайлами, о которых мы уже упоминали в начале нашей статьи. Такие стикеры эффективны для оценки пройденного материала. Однако их рекомендуется использовать только в начальной школе.

Внимание! Карты со смайлами – самый простой прием рефлексии. Он позволяет учителю понять, понравился ли школьникам проведенный урок, был ли он интересным, веселым и содержательным.


Также на практике можно использовать не только смайлы, но и следующие элементы:

  • Палец. Положительная оценка – большой вверх, негативная – вниз;
  • Картинки солнышка. Если ярко светит солнце, все получилось, солнце и тучка – все понятно, но есть некоторые вопросы, тучка – материал не усвоен;
  • Гномик. Если он улыбается, занятие прошло успешно, грустный – урок был скучный и не увлекательный.

Согласно статистике, часто применяется методика смайлов и солнышек с тучками.

Лестница успеха

Лестница изображается на большом листе картона. Ученикам раздаются изображения трех человечков, один из которых имеет опущенные руки, второй –руки, разведенные в стороны, третий – руки, поднятые вверх.


В том случае, если урок прошел неудачно, ребенок закрепляет на нижнюю ступеньку первого человечка, средне – оставляет второго в середине лестницы, успешно – фигурка с руками, поднятыми вверх, закрепляется на самой вершине.

Вагончики получения впечатлений

В классе на доске закрепляется поезд, состоящий из нескольких вагончиков. Каждый из них должен выступать своеобразным символом разного этапа уроков.

Детям раздается несколько грустных и веселых смайликов, которые должны распределяться по необходимым вагончикам. Если материал не понятен – это грустное изображение, понятен – веселое.


Интересно знать! Описанный выше способ имеет альтернативу в виде картинки с цветочной поляной. Ученикам раздаются картинки бабочек, которые садятся на цветок-задание, которое понравилась больше всего.

Дерево чувств

Этот прием считается самым эффективным в рефлексии в конце урока в соответствии с ФГОС. Чтобы применить его на практике, педагогу потребуются картинки со следующими элементами:

Если урок прошел удачно, а у детей не осталось вопросов, но поднялось настроение, то на доске закрепляется яблоко зеленого цвета. Если имеются проблемы – то присутствует красный оттенок фрукта.


Чтобы более глубоко понять настроение ученика, можно расширить палитру цветов. С точки зрения психологии, оттенки обозначают следующее:

  • Оранжевый – радость;
  • Зеленый – спокойствие;
  • Черный – проблемы и плохое настроение;
  • Синий – неудовлетворение и грусть;
  • Желтый – дела обстоят нормально;
  • Фиолетовый – напряжение и тревога.

Чтобы развивался критический подход к анализу ситуации, рекомендуется использовать определенные виды рефлексии, которые направление на увеличение степени осознанности учеников. Им внимание будет уделено ниже.

Вмести все в одно предложение

Учитель должен предложить один из вариантов начала предложение, а ребенок должен его закончить в любой удобной форме – устной или письменной. Примеры:

  1. Сегодня я узнал…
  2. На уроке я научился…
  3. Мне было трудно…
  4. Мне было непонятно…
  5. Теперь я знаю, что…
  6. Меня удивило…
  7. Я бы хотел узнать, почему…

Таблица де Боно

Задача педагога заключается в том, чтобы научить ребенка самостоятельно оценивать полученные знания.


Анкетирование

Данный вид рефлексии используется для учеников всех возрастов. Детям предлагается дать ответы на вопросы о разных этапах успешного процесса и аргументировать собственную точку зрения.

Давайте рассмотрим примерный список вопросов:

  1. На уроке я делал…
  2. Своей работой я доволен/не доволен потому что…
  3. Этот урок показался мне…
  4. За урок я бы поставил себе, потому что…
  5. Материал урока я освоил…
  6. Мое настроение после занятия…

Данный вопрос предполагает, что события могут развиваться по альтернативному сценарию. В результате у ребенка появляется поле для многогранной фантазии. Этот вид рефлексии эффективен в конце урока по литературе или русскому языку.

  1. Что было бы, если бы Герасим не был глухим?
  2. Что было бы, если бы Обломов был более деятелен?
  3. Что было бы, если бы Тарас Бульба поступил с сыном не так жестоко?

Соответствующая техника заставит учеников размышлять над той или иной ситуацией.

Синквейн

Этот прием является очень популярным в современной педагогике. Речь идет о стихотворении из пяти строк без привычной рифмы. Впервые технику начали использовать в США в минувшем веке, когда активно распространялась мода на японскую поэзию.

В конце урока можно предложить учащимся написать свою вариацию синквейна на базе прослушанного материала. Алгоритм здесь следующий:

  • 1 строка должна отражать основную тему занятия, обязательно присутствие ключевого слова;
  • 2 строка – два прилагательных, описывающие базовое понятие;
  • 3 строка – три глагола, ответственных за совершенное действие;
  • 4 строка – короткое предложение о сути всего происходящего;
  • 5 строка – синоним ключа.

Совет! Не стоит зацикливаться на одном и том же споосбе рефлексии. И Вам, и детям, должен был интересен этот процесс.

Самопроверка

Этот прием предполагает самостоятельную проверку учеником работу соседа по парте. Дети в устной форме должны задать друг другу вопросы, спросить, что получилось, а что – нет, поставить импровизированные оценки. Педагогу здесь отводится роль наблюдателя.

Как правильно использовать рефлексию

Первым советом является постоянная смена приемов. Если бесконечно используется одна и та же техника, вероятность, того, что детям перестанут быть интересны уроки педагога является высокой, к тому же оценки школьников станут предсказуемыми.

Задача учителя состоит в том, чтобы так называемая корзина идей проходила этапы обновления, а класс постоянно развивался и думал, а не сидел на одном месте.

Справка! Важно обеспечить не только комфорт работы учителя с детьми, но и обратную связь.

Также не стоит забывать о том, что давать знания, необходимо по возрасту. Конечно, такие методы как смайлы или вагончики у учеников средней и старшей школы вызовут только смех. Рекомендуется усложнять, упрощать задания, делать их более информативными или красочными. Процесс должен получиться максимально творческим.

Применение одинаковых маркеров хорошо/плохо. В рамках одного из уроков учитель сказал школьников, что яблоко красного цвета говорит об успехе, а в рамках другого – свидетельствует о не усвоении материала.

Такие приемы только запутают учеников, особенно в начальной школе. В связи с этим перед началом профессиональной деятельности стоит выработать для себя характерные признаки рефлексии.

Больше о приемах рефлексии Вы узнаете в следующем видео:

refleksiya-po-fgos-v-nachalnoj-shkole-vidy-i-primery

Рефлексия — обязательный этап урока по ФГОС, имеющий важное значение в обучающем процессе. Преподавателю рефлексия поможет определить эффективность урока и уровень усвоения школьниками информации, детям — систематизировать знания. Расскажем о видах рефлексии, а еще дадим несколько примеров.

Виды рефлексии

По содержанию

  1. Устная — ученики рассказывают о своих эмоциях и выводах.
  2. Письменная — ученики заполняют анкету, пишут короткое эссе.
  3. Символическая — используются карточки с картинками или смайликами.

По виду деятельности

  1. Коллективная — участвует весь класс.
  2. Групповая — класс делится на группы.
  3. Фронтальная.
  4. Индивидуальная — самая важная.

Целевая

  1. Эмоциональная — учитель оценивает настроение класса.
  2. Рефлексия деятельности — используется при проверке домашнего задания или закреплении материала.
  3. Проверка усвоения материала — школьники отвечают на вопросы в устной или письменной форме.

Как правило, рефлексия проводится перед окончанием урока, но учитель может использовать метод в любой момент занятия.

Примеры рефлексии на уроках в начальной школе

Конечно, нельзя использовать постоянно одни и те же приемы, они скоро надоедят детям, копилочка должна постоянно обновляться, опытные учителя собрали коллекцию из более 40 способов рефлексии.

Предлагаем вашему вниманию фильм “Рефлексия”, размещенный на youtube-канале Татьяны Погодаевой.

Онлайн-книги

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Мастер-класс

"Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе"

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;

Дать представление о классификации рефлексии;

Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;

Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

Ход мастер – класса.

I . ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ

- Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.
Меня зовут Татьяна, мое качество трудолюбие. (Представление участников)
- А теперь Вы.

Познакомились. Давайте оценим, на сколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилась, то поднимите карточки с показом большого пальца вверх, а если нет, то - вниз.

А теперь выйдите, пожалуйста к нам те, у кого на обратной стороне карточки есть буквы. Соберите из них слово, встаньте так, чтобы мы могли его прочитать. (Рефлексия)

II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:

III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:

Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

В своей деятельности я использую разные виды рефлексии.

рефлексия настроения и эмоционального состояния

(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)

карточки с изображением лица;

показ большого пальца вверх или вниз;

рефлексия деятельности

(этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

рефлексия содержания учебного материала

(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

Своей работой я:

не совсем доволен…

я недоволен, потому что…

Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

они мне нравятся больше остальных…

я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями

они легче остальных заданий

Сегодня на уроке я…

этот урок дал мне для жизни…

больше всего понравились задания…

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:

А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 1-2 классах. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить, при этом используем здоровьесберегающие технологии.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА МАСТЕР - КЛАССА:

В заключении мне хотелось бы рассказать одну притчу.

“ Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

Так все в наших руках. Именно мы можем сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.

VI. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе, предлагаю поднять зеленую карточку, а если это все вас не тронуло – желтую.

Читайте также: