Как сделать ребенка левшой

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Как видно из этих слов, родители очень переживали за детей-левшей и боялись, что тем будет трудно жить с этой особенностью. Кому-то удавалось переучить такого ребенка, но какой ценой! У переученных левшей возникали трудности в обучении, невроз, проявляющийся в нарушении сна и аппетита, тиках, заикании, энурезе. В результате — потеря учебной мотивации, снижение активности, замкнутость, высокая тревожность. Некоторым везло: в лучшем случае после переучивания ребенок справлялся с негативными последствиями и использовал полноценно обе руки. Некоторым не очень: нередко дети-левши сохраняли на всю жизнь глубокую травму, низкую самооценку, ощущение собственной неполноценности и тот самый невроз. Для такого явления сейчас есть даже свое название: декстрастресс. Это состояние невротизации, возникающее у леворуких детей при ограничении естественных движений для насильственного переучивания. Массовый отказ от переучивания вызван именно открытием этого явления.

Актуальные вопросы, связанные с леворукостью, можно поделить на две основные категории: нормально ли это и что делать, если ребенок левша?

Исходя из накопленных знаний, можно сказать, что леворукость — это не патология, а индивидуальный вариант нормы, который часто зависит от врожденных особенностей строения мозга ребенка. Ни к отклонениям в развитии, ни к снижениям способностей человека леворукость не ведет. Педагоги и психологи едины в своем мнении: детей-левшей нельзя переучивать!

Давайте разберемся, в чем же особенность работы мозга левшей. Головной мозг состоит из двух полушарий, одно из них является ведущим. Доминирующая рука связана с ведущим полушарием, противоположным по отношению к ней. То есть если ведущее полушарие правое, то ведущая рука левая, и наоборот. Левое полушарие — аналитическое, логическое, обрабатывает информацию последовательно, действует рационально. Оно решает задачи, формулирует гипотезы, анализирует, вырабатывает понятия, суждения, отвечает за речь, чтение и письмо. Это ведущее полушарие для ребенка-правши.

Правое полушарие — образное, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимает ее как целостный образ. Оно оперирует невербальными сигналами, перерабатывает и хранит информацию о чувственных образах, художественном видении мира. Для правого полушария характерно доминирование интуиции. Правополушарному человеку важно не то, что сказано, а то, как это сказано, он тонко чувствует интонацию. Правое полушарие ведущее для ребенка-левши.

Почему у одних людей ведущая рука правая, а других левая? На этот вопрос однозначного ответа нет, но ученые выделяют несколько факторов:

Генетическая предрасположенность: кто-то из родителей, бабушек, дедушек левша. В этом случае вероятность рождения ребенка-левши очень высокая.

Нарушения, травмы, полученные во время беременности и родов.

Вынужденная леворукость после травмы правой руки, при повреждениях мозга, подражание значимым взрослым.

Как определить ведущую руку

Еще до школы нужно понять, какая рука у ребенка ведущая, потому что еще до поступления в первый класс дети учатся писать. До четырех лет большую часть действий дети производят обеими руками, функции головного мозга еще не имеют четкой локализации. К пяти годам укрепляются связи между полушариями головного мозга и телом, формируется стойкое предпочтение ведущей руки. Что делать, если этого не произошло, и вы пока не можете понять, какой рукой ребенку удобнее пользоваться? Используйте специальные методы определения ведущей руки:

Наблюдайте за ребенком: какой рукой он ест, какой берет игрушки, машет на прощание, чистит зубы.

Предложите ребенку сжать пальцы рук замком. Сверху будет большой палец ведущей руки.

Пусть ребенок нарисует круги одновременно обеими руками. Круги у ведущей руки будут более четкими, ровными.

Попросите ребенка взять кружку со стола, полить цветы, достать книги с полки, открыть/ закрыть замок у входной двери, намотать нитку на катушку, разрезать бумагу ножницами. Важно, чтобы предметы находились на одинаковом расстоянии от левой и правой руки, имели доступ со всех сторон. Более информативно предлагать ребенку незнакомое дело. Если ребенок выполняет действия левой рукой, при этом его движения точные, значит перед нами левша.

Как нужно учить левшу

Леворукость — это не нарушение, это индивидуальная особенность функционирования мозга. Она не может быть препятствием для развития и обучения ребенка и достижения успеха в жизни. Миру известны люди, выдающиеся профессионалы, которые были левшами: Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Пабло Пикассо, Билл Гейтс, Уинстон Черчилль, Наполеон, Чарли Чаплин, Фридрих Ницше и многие-многие другие.

Однако леворукие дети обладают рядом особенностей, которые необходимо учитывать при обучении. Родителям и учителям можно дать следующие рекомендации.

Учитывайте темперамент ребенка

Левши более чувствительны и эмоциональны, поэтому многие из них выбирают творческие профессии: это актеры, музыканты, художники, поэты. При этом они сильнее реагируют на стресс, склонны к повышенной тревожности и депрессиям.

Как правило, левши медлительны. Не торопите и не ругайте их, запланируйте больше времени для адаптации к миру правшей и для усвоения сложных действий, особенно чтения и письма. В обучении обязательно используйте различные творческие задания, рисунки, схемы, наглядные пособия для лучшего понимания материала. Подавайте материал пошагово, показывайте ребенку алгоритм действий. Отслеживайте направление ряда слева-направо в играх и различных действиях. Обратите внимание на организацию рабочего места: для левой руки необходимо пространство, свет должен падать справа

Взрослым важно быть внимательными к ребенку-левше. Не показывайте негативного отношения к леворукости. Помните, эта особенность — индивидуальный вариант нормы, как цвет глаз. Ваша задача — развить чувство уверенности у ребенка, поддержать его самооценку. Не старайтесь переучить ребенка. Это может привести к дополнительным трудностям в обучении и к серьезным нарушениям здоровья.

Совершенствуйте образовательную среду

Попробуйте использовать специальные письменные принадлежности и прописи для леворуких детей. Они могут сделать образовательную среду более комфортной. В наше время модернизируются и активно производятся для использования левшами привычные всем предметы: ножницы, ручки, прописи, точилки и линейки, компьютерные мыши и клавиатуры и даже гитары, швейные машинки и хоккейные клюшки!

Чаще всего у левшей возникают трудности в овладении письмом. За этот навык отвечает левое полушарие, и у правшей именно из него поступают сигналы при письме к ведущей руке. У левшей они должны пройти через мост (мозолистое тело) между полушариями, так как левой рукой управляет правое полушарие. На это требуется больше сил и времени. Отсюда возможны задержки в развитии речи и трудности с письмом.

Важно обратить внимание на удобную постановку руки при письме: кисть левой руки с ручкой находятся под строкой. При таком способе ребенок не смазывает написанное, видит образец, ему не нужно выворачивать кисть руки. Единственный минус: буквы имеют наклон влево, что противоречит требованиям каллиграфии. Кроме того, у 85% леворуких детей встречается проблема зеркального письма.

Не требуйте писать безотрывно, соединяя между собой все буквы. Для помощи ребенку предлагайте ему игры с буквами, их вылепливание и рисование. Вместе пишите буквы и слова на песке, на столе, в воздухе.

Развивайте обе руки

Используйте сильные стороны левшей

Преимущества левшей ярко проявляются в творчестве благодаря активному правому, образному полушарию. Такие дети могут достичь хороших результатов и в спорте благодаря моторной асимметрии: бокс, теннис, фехтование, игровые виды.

Обучение ребенка-левши требует от окружающих взрослых больше внимания и терпения. Настройтесь на позитивный лад, в ваших силах организовать для ребенка комфортное обучающее пространство!

Леворуких людей — всего 10% от населения земного шара, а весь мир приспособлен для праворукого большинства. Ознакомьтесь с советами по воспитанию и обучению детей с ведущей левой рукой.

Быть левшой в современном мире легче и проще, чем раньше, а в какой-то степени даже почётно. Среди леворуких людей много гениев современности, социологические исследования сообщают нам, что левши больше зарабатывают, а сами левши действительно часто — очень талантливые и неординарные личности.

А чем же отличаются дети-правши от детей-левшей с точки зрения психологического развития?

У леворукого ребёнка может возникнуть пространственная путаница, так как у них хуже развито пространственное воображение. Но, как и всем подрастающим малышам, им хочется знать как можно больше. Именно поэтому левши часто задают вопросы, фиксируют внимание на одном и том же фильме, сказке, отрывке текста. Это не делает ребёнка-левшу несообразительным. Просто малышу приходится выстраивать у себя в голове логические цепочки. Ему сложнее докопаться до истины. А всё потому, что за логику отвечает левое полушарие, которое у левшей развито меньше.

В воспитании и обучении детей с ведущей левой рукой тоже есть свои особенности.

Десять советов для родителей,
чтобы им стало проще понимать своих маленьких гениев

1. Напоминайте ребёнку о том, какая рука — правая, а какая — левая.

Левша плохо понимает, какая рука левая, а какая правая. Купите ребёнку яркий браслет или часы. Можете сделать какое-то украшение вместе с ним. Та рука, на которой браслет — левая. Ребенок быстро сможет сориентироваться при наличии такого напоминания.

2. Не заостряйте внимание на том, что ребенок — левша.

Не стоит заострять внимание на том, что ребёнок левша. Малыш не должен чувствовать себя чужаком среди сверстников. Родителям стоит постараться действовать как можно незаметнее, помогая ребёнку справляться с трудностями. Например, можно попросить учителя посадить ребёнка слева за партой, чтобы ему не мешалась правая рука соседа.

3. Приучайте ребёнка использовать обе руки.

С самого юного возраста левшу стоит приучить к работе обеими руками. Это не значит, что нужно отнимать у левой руки её ведущую роль. Поможет игра с мячом, игра на музыкальных инструментах, все те увлечения, в которых задействованы обе руки.

4. Не торопите маленького левшу.

Ребёнок-левша всегда будет медлительнее правши. Торопить, кричать, показывать своё недовольство — бесполезно. Быстрее леворукий ребёнок от этого не станет. Он начнёт нервничать, суетиться, паниковать. В результате, ребёнок не сможет сосредоточиться на домашнем задании.

5. Повторяйте и закрепляйте знания.

Специалистами доказано, что для левшей очень важна систематизация знаний. То есть, если праворукий ребёнок может пропустить некоторые нюансы, но освоить тему урока в целом, то для левши это невозможно. Каждый новый материал должен усваиваться поэтапно, с повторением и закреплением.

6. Организуйте учебное пространство под левшу.

Следует обратить внимание на правильную организацию рабочего места. Свет и учебники должны находиться с правой стороны.

7. Обучайте ребёнка-левшу по схемам и правилам.

Леворукому ребёнку всегда сложнее анализировать, поэтому предлагайте в процессе обучения простые и понятные схемы. Правила по решению задач лучше сделать схематичными, или вообще составить элементарную памятку по этапам выполнения задания.

8. Повторяйте и закрепляйте школьный материал дома.

Больше всего проблем возникает у левши в обычной школе. Большое количество детей в классе не всегда позволяет найти индивидуальный подход к ребёнку. Родители должны быть готовы к тому, что большую часть материала придется заново объяснять дома.

9. Уделите внимание письму.

Ребёнку-левше практически всегда сложно научиться писать. Школьник может не дописать строчку, писать зеркально. Проблемы возникают и при копировании, переписывании какого-либо текста. При чтении леворукие дети могут начать делать это с середины предложения. Поэтому особое внимание нужно уделить выработке привычки читать и писать слева-направо. Обращайте внимание ребёнка на то, что именно так делать правильно. Можно использовать для помощи картинки с сюжетами, обычные игровые кубики.

10. Используйте закладку при чтении.

При обучении чтению или просто работе с книгами, родители должны использовать закладку или линейку. Левше очень трудно следить за строчками в тексте и не теряться, не перескакивать дальше.


Пн-Пт: с 08:00 до 19:00
------------------------------
Сб: с 08:00 до 14:00
(приём дежурного врача,
вызов врача на дом)
------------------------------
Вс: с 08:00 до 14:00
(приёма нет, только
вызов врача на дом)

Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного и школьного возраста. Нейродиагностика подростка нейропсихологом в Москве.

Давайте разберемся, что это за феномен такой — левшество и кто такие левши.

ЛЕВШЕСТВО ИЛИ ЛЕВОРУКОСТЬ — ЭТО ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ЛЕВОГО ПАРНОГО ОРГАНА, КОТОРОЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ПО РУКЕ (ЛЕВОЙ), НО И ПО НОГЕ (МОТОРНОЕ ЛЕВШЕСТВО), ГЛАЗУ ИЛИ УХУ (СЕНСОРНОЕ ЛЕВШЕСТВО).

У левшей левая часть тела развита лучше, чем правая; они пишут, едят, чистят зубы и т.п. левой рукой, при игре в футбол предпочитают бить левой ногой, целятся левым глазом.

Этот феномен является следствием доминирования правого полушария головного мозга над левым.

ВТОРОЕ: ЛЕВШУ НЕ СЛЕДУЕТ ПЕРЕУЧИВАТЬ. РОЛИ МЕЖДУ ПОЛУШАРИЯМИ МОЗГА РАСПРЕДЕЛЯЕТ САМА ПРИРОДА. ЛЮБАЯ ПОПЫТКА ИЗМЕНИТЬ ТО, ЧТО ЗАЛОЖЕНО ЕЮ, ВЕДЕТ К ТРАВМАМ.

Однако нельзя не признать: наш мир — мир правшей по преимуществу. И левшам в нем нужно адаптироваться, что далеко не просто, особенно детям.

Поэтому третий вывод, который нам следует сделать, это то, что, вместо попыток переучивания, нужно всячески помогать маленьким левшам приспособиться к жизни в мире правшей. О чем идет речь?

Во-вторых, необходимо по возможности адаптировать окружающее пространство под специфику левши, в частности, соответствующим образом устроить рабочее место для учебы в классе и дома.

В-третьих, следует понимать психологические особенности левшей.

Поэтому дети-левши, как правило, более эмоциональны и ранимы, нежели их сверстники-правши.

Они по-разному воспринимают мир и мыслят. Левши оперируют цельными образами, им трудно делить и обрабатывать информацию небольшими незавершенными порциями.

Поэтому, например, маленькие левши могут долго не начинать говорить. Но когда такой ребенок заговорит, его речь будет гораздо более правильной, нежели у правши, и он будет при этом использовать готовые сложные речевые формы.

ИМ НЕПРОСТО ДАЕТСЯ МАТЕМАТИКА, ВЫЧИСЛЕНИЯ, НО ГЕОМЕТРИЮ И СТЕРЕОМЕТРИЮ ОНИ ОСВАИВАЮТ ГОРАЗДО БОЛЕЕ ОХОТНО.

Левши – весьма творческие натуры. Левшами были Бетховен и Бах, Юлий Цезарь и Александр Македонский, Леонардо да Винчи и Эйнштейн, Микеланджело и Пикассо. Конечно, из этого перечисления не следует, что все левши — потенциальные гении, но, как правило, у них с раннего детства развивается тонкий музыкальный слух, художественный вкус, чувство гармонии.

Эти характерные черты левшей, их повышенная эмоциональность, могут сделать их более уязвимыми. Приходится признать, что и в наше время, когда леворукость уже не считается отклонением от нормы, отношение к левшам, особенно в детских коллективах, может быть, как минимум, неоднозначным. Они могут подвергаться разного рода унижениям, оскорблениям со стороны сверстников.

Поэтому, если вы заметили, что у вашего маленького левши появились проблемы в школе, он стал замкнутым, неохотно возвращается в класс, часто бывает расстроен без видимых причин, — нужно обратиться к детскому психологу.

Специалисты смогут вовремя определить причину дискомфорта и при необходимости — помогут вашему ребенку вновь обрести уверенность в себе, повысить самооценку, научат его, как противостоять глупости и жестокости окружающих.

В статье описаны особенности развития и способы изучения особенностей леворуких детей дошкольного возраста. Рассматриваются взгляды современных практиков на развитие особенностей и воспитания леворуких детей. Кратко сформулированы общие рекомендации по вопросу воспитания леворуких детей.


1. Иншакова О. Б. Леворукий ребенок // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 1. - С. 72 - 75.

2. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник, новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 10. - С. 62 - 69.

Асимметрия - является составляющей в развитии леворуких поэтому межполушарную асимметрию следует рассматривать в тесной связи с развитием леворукости дошкольников.

Проблемой леворукости занимались ученые в разных областях знаний. Широко известны научные исследования по проблемам леворукости из области психофизиологии, нейропсихологии, дифференциальной психофизиологии таких авторов, как Е. П. Ильин, А. В. Семенович, Ж. М. Глозман, А. П. Бизюк, Ю. В. Микадзе. Психолого-педагогическими проблемами особенностей обучения и воспитания леворуких дошкольников занимались следующие отечественные и зарубежные ученые: А. Т. Айрапетянц, М. М. Безруких, И. С. Макарьев, А. В. Семенович, Ш. А. Сулейменова, Р. А. Жукова. Прикладные задачи диагностики леворукости у детей составляли предмет исследований таких авторов как А. В. Семенович, Т. В. Пятница, О. В. Аксюта, И. К. Боровская, И. В. Ковалец, Ю. В. Пашкова. В многочисленных работах этих авторов основное значение придается разным факторам возникновения леворукости: наследственным, социальным, геоэкологическим и другие.

Некоторые исследователи большую роль в право- леворукости отводят культурным факторам, условиям воспитания. В многих высказываниях этих ученых говорится о сочетании роли социокультурных и наследственных факторов. На сегодняшний день во многих странах мира леворуких дошкольников не переучивают, а создают все условия для жизни и получения профессий, таким образом помогая ребенку развиваться полноценно, не ущемляя его индивидуально-личностные особенности.

Изучая причины предрасположения к леворукости, невозможно не отметить один очень важный момент - асимметрию полушарий головного мозга, в связи с чем, важно рассмотреть основные функции правого и левого полушарий мозга и связанной с ними специфики организации моторики.

В концепции Е. А. Михайловой установлено, что у леворуких детей возникают специфические формы дизонтогенеза, проявляющиеся в речевом недоразвитии, нарушении чтения, письма, счета, оптико - пространственных, психомоторных функций и т.д. Леворукость является фактором риска при обучении письменной речи не сама по себе, а в связи с определенными нарушениями и отклонениями в развитии ребенка. Далеко не все леворукие дети будут иметь трудности при овладении учебной деятельностью.

Аналогичное мнение имеет и Е. И. Николаева, которая приводит в пример исследование, в котором были изучены устойчивость внимания, объем памяти, скорость сенсомоторной реакции, развитие моторики кисти ведущей руки и уровень адаптации у детей старшей группы детского сада перед выпуском в школу и через год, в конце первого учебного года. Автор описывает, что «дети с правым типом профиля имели лучшие показатели познавательных способностей по сравнению с детьми со смешанными показателями (в выборке не оказалось детей с левым и симметричным типами профиля). Но дети со смешанным типом профиля были более адаптированы к школе.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что дошкольники с выраженными признаками леворукости более эмоционально восприимчивы. Для леворуких детей комфортные условия деятельности не влияют на проявление их высоких умственных способностей. Однако конфликты, препятствия при сближении с коллективом могут в значимой мере изменить результаты их интеллектуальной деятельности.

Таким образом, многие специалисты считают, что в процессе воспитания и обучения леворуких детей должны учитываться их индивидуальные познавательные, психические, эмоциональные особенности. Важным фактором, определяющим создание специфических условий развития, является своевременное выявление леворуких детей уже в дошкольном возрасте.

Рассмотрев данные методики по изучению леворукости у детей дошкольного возраста, мы можем сделать вывод о том, что они помогают нам определить ведущую руку и полушарие или степень леворукости.

Исходя из анализа дополнительной методической литературы, мы можем обобщить рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию и развитию леворуких детей. Авторы не рекомендуют родителям и педагогам демонстрировать свое отношение к леворукости, так как леворукость является индивидуальным вариантом нормы; переучивание леворукого ребенка может привести к нарушениям эмоциональной сферы ребенка, поэтому необходимо с пониманием относиться с уникальности ребенка; уделить внимание развитию крупной и мелкой моторики правой и левой рук; способствовать формированию навыка ориентировки в пространстве и на плоскости, а также развитию зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации.

Итак, проанализировав литературу, мы можем утверждать, что леворукость как дисфункциональное проявление доминантности полушарий мозга не является причиной умственных и психических отклонений у детей среднего дошкольного возраста. Процесс развития познавательных процессов леворуких дошкольников будет происходить с меньшими психологическими проблемами при условии специальной подготовки педагога и поддержки индивидуальных особенностей ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Читайте также: