Как сделать ребенка чемпионом по плаванию

Обновлено: 03.07.2024

Мастер спорта по плаванию, заслуженный тренер РФ Сергей Федоров знает это не понаслышке. Его воспитанник стал серебреным призером на олимпиаде в Пекине. А сегодня он работает в Корове и растит молодую поросль.

Есть дети, они как поплавки, вот эти дети в будущем могут чего-то добиться. Мы с 1-го класса детей набираем, и нам уже видно, кто чего может добиться, просто надо дальше развиваться. Но не многие родители с нами согласны. Большинство хотят, чтобы дети просто научились плавать.

Любая тренировка по плаванию начинается в спортзале, без сильных мышц, хорошей физической подготовки в бассейне делать нечего. Большие надежды Сергей Петрович связывает с Настей Авдеевой. В свои 11 лет девочка уже демонстрирует отменную выдержку и высокую работоспособность.

Она очень работоспособная, может много сделать по сравнению с другими детьми, другие уже как бы устали, а она может еще дополнительное задание выполнить. И плюс у нее врожденное чувство воды, гребок хороший и т.д. Она двигается в воде, а не как многие другие барахтается на месте, она двигается.

Настя занимается плаванием уже пятый год. В бассейн ее привел дедушка. Как бывший учитель физкультуры он был убежден, что плавание отлично развивает все группы мышц. А Настя всегда любила воду. В ее спортивной карьере уже немало побед, она имеет 1-й взрослый разряд по плаванию. Впервые поняла, что может выигрывать еще пару лет назад. И ей это очень понравилось.

Ну вот, у нас были соревнования областные, к нам приезжали из разных городов, и меня поставили на дистанцию 200 м вольным стилем. А там девочки большие были, ну думаю, буду за ними тянуться. Поняла по первой дорожке, и оказалось, что проплыла по второму разряду, как мне потом сказал тренер. Обогнала их всех, и тогда поняла, что рост это не важно, главное техника, главное твоя работа.

Тренеру Настя доверяет на все 100, и беспрекословно его слушается. На занятия ходит 6 раз в неделю и всегда с удовольствием.

Это колобашки – плавание на руках, чтобы ноги не работали, не разводились. Они держат ногами колобашку и плывут только за счет рук.

100 м кролем, 50- на спине, 100 опять кролем, и следующие 50 переходят на брас. Так 4 раза и только на руках. В этом возрасте, говорит тренер, ребята должны плавать разными стилями, мягко, спокойно, а главное много.

Наступает момент, когда дети вырастают и их надо вывозить на соревнования, чтобы они видели, что ничем не хуже других. На соревнования чаще всего приезжают в крупные города, на крупные соревнования, и зачастую теряются.

И тут без поддержки родных не обойтись. Ведь выезжают на соревнования в этом возрасте ребята в основном за собственный счет. Да и обеспечить ребенку режим и сбалансированное питание тоже немаловажно. Так, что победы юного спортсмена, это победы не только его тренера, но и родителей.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Сразу нужно отметить, что при прогнозировании способности к плаванию ориентировка только на спортивный результат недостаточна. Как известно, спортивные успехи в детском и юношеском возрасте не являются гарантией достижения высокого мастерства в будущем. Преимущество одного ребенка перед другим может быть вызвано разной быстротой созревания, и этот фактор, если его не учитывать, может существенно исказить точность прогноза. Сложившаяся практика отбора в ДЮСШ по результатам выполнения контрольных упражнений детьми одного и того же паспортного возраста создает преимущества акселератам и ограничивает дорогу в большой спорт детям с несколько замедленным развитием, потенциально обладающим ничуть не меньшими спортивными способностями.

Ненадежны для определения истинной одаренности пловца и такие критерии, как быстрота освоения техники или большой стаж занятий.

Основой для прогнозирования является стабильность некоторых показателей, свидетельствующих о способности к плаванию. Стабильными называют такие признаки, которые сохраняют свое значение в процессе роста и развития ребенка, юноши или девушки. К ним относятся: рост (длина тела), физическая работоспособность, подвижность в суставах, силовые возможности. Иногда эти показатели называют консервативными, потому что они плохо поддаются изменению в результате тренировки и в большей мере определяются наследственностью. Именно поэтому они служат надежными ориентирами при спортивном отборе в отличие от неконсервативных признаков. Последние могут быть значительно улучшены в процессе занятий, и на них надо опираться лишь при определении степени тренированности и состояния спортивной формы. Безусловно, и стабильные показатели улучшаются под влиянием тренировки, однако величина их изменения во многом зависит от природных предпосылок.

Рост. Для прогнозирования имеет большое значение возможность по росту ребенка предсказать рост взрослого человека (рисунок). Из данных, приведенных на рисунке, видно, что возрастной диапазон от 8 до 12 лет является оптимальным для прогнозирования величин роста в будущем (коэффициент корреляции 0,8—0,9). Например, мальчики к 12 годам достигают 86% от своего будущего роста. Прогнозируя на основании этих зависимостей рост и телосложение детей, следует рассматривать полученные величины скорее как показатель ожидаемого развития, а не как точное предсказание.



Коэффициенты корреляции между величинами роста у одного и того же лица в детском и зрелом возрасте. Сводный график, составленный по данным зарубежных авторов:
1 — Дж. Танкера, 2 — Р. Д. Тадденхема и М. Я. Снидера,5 — К. Симмонса, 4 и 5 Ф. К. Шуттельворта

Необходимо учитывать, что разные части тела человека растут с различной скоростью. Так, стопа в любом возрасте оказывается ближе к размеру взрослого, чем голень, а голень — ближе, чем бедро (Дж. Таннер). Поэтому, например, длина стопы в сочетании с другими размерами может служить более надежным показателем при прогнозировании роста, чем сам рост.

Физическая работоспособность. Для успеха в плавании (как и в других циклических видах спорта) огромное значение имеет физическая работоспособность (и, следовательно, выносливость) спортсмена. Можно ли, оценивая у ребенка природные предпосылки к развитию этого качества, прогнозировать будущее его развитие?

Приведем экспериментальный материал, характеризующий стабильность показателя выносливости у детей 11—18 лет, которые находились под наблюдением в течение 8 лет (Ульбрих). Были рассчитаны коэффициенты корреляции между частотой сердечных сокращений у одних и тех же детей, выполнявших стандартную нагрузку в разном возрасте:

Возраст (лет) Коэффициенты корреляции
11—18
12—18
13—18
14—18
15—18
16—18
17—18
0,6189
0,6335
0,4571
0,5804
0,4575
0,7365
0,7579

Полученные результаты свидетельствуют о том, что показатели физической работоспособности достаточно стабильны. Таким образом, успешное прогнозирование развития этого качества в будущем (у взрослого спортсмена) может быть сделано в возрасте: у девочек до 11 лет, у мальчиков до 12 лет.

Следует иметь в виду, что в периоде полового созревания (девочки 11—12 лет, мальчики 13—15 лет) прогнозирование физической работоспособности, как и роста, менее надежно.

Как известно, спортивный результат является интегральным показателем физической работоспособности. Причем высокие достижения в плавании на средние и длинные дистанции свидетельствуют о хорошо развитой в организме пловца аэробной производительности, тогда как успешные выступления на коротких дистанциях — о высоких анаэробных возможностях.

Чтобы определить прогностическую значимость спортивных результатов, показанных в юные годы, были рассчитаны коэффициенты корреляции между высшими достижениями сильнейших пловцов мира (США, Австралии и Европы) в плавании на 100 и 1500 м вольным стилем и их результатами в юношеском возрасте:

Возраст (лет) Коэффициенты корреляции
100 м 1500 м
14
15
16
17
18
0,26
0,29
0,38
0,39
0,40
0,36
0,44
0,75
0,56
0,60

Проведенный анализ показал, что между лучшим результатом сильнейших пловцов мира и их юношескими достижениями на дистанции 100 м существует слабая связь, тогда как для дистанции 1500 м эта зависимость выражена достаточно сильно. Следовательно, стабильность аэробного компонента выносливости значительно выше.

Поэтому высокие спортивные результаты, показанные в юношеском возрасте в плавании на средние и длинные дистанции, будут иметь прогностическое значение для дальнейших успехов, тогда как в плавании на 100 м такой прогноз нужно делать очень осторожно, по результатам, показанным не ранее 16—18 лет.

Подвижность в суставах. Хорошие пловцы, как правило, обладают высокой степенью подвижности в суставах. Для определения стабильности этого показателя у одной и той же группы сильнейших пловцов 11—14 лет измерялась в течение четырех лет пассивная подвижность в голеностопном суставе. Между результатами повторных измерений рассчитывались коэффициенты корреляции, средние величины характеристик и стандартные отклонения от средних величин для каждой возрастной группы (табл. 1).

Таблица 1. Пассивная подвижность в голеностопных суставах у юных пловцов
Возраст (лет) Коэффициент корреляции между повторными измерениями Среднее значение (градусы) Стандартное отклонение
11
12
13
14

0,917
0,928
0,885
189,75
190,92
193,83
202,83
12,46
15,87
17,93
15,46

Достоверная зависимость между повторными измерениями пассивной подвижности в голеностопных суставах указывает на высокую стабильность этого признака, а следовательно, и на возможность прогнозирования его развития.

Показатели силы. Одновременно с подвижностью в суставах на той же группе юных пловцов определялись силовые характеристики по показателям становой силы и силы тяги в воде (табл. 2).

Таблица 2. Силовые показатели юных пловцов
Возраст (лет) Коэффициент корреляции между повторными измерениями Среднее значение (кг) Стандартное отклонение
Становая сила
11
12
13
14

0,805
0,721
0,684
63,44
69,00
74,66
81,70
9,07
5,78
5,04
6,85
Сила тяги в воде
11
12
13
14

0,835
0,749
0,786
10,50
11,89
13,75
16,49
1,72
2,75
2,86
3.73

Достоверная зависимость между величинами, полученными при повторном измерении силовых характеристик, также свидетельствует о высокой стабильности этого качества, что позволяет с достаточной уверенностью прогнозировать его развитие.

Таким образом, есть основание полагать, что определять потенциальные способности к плаванию с большей, чем это было до сих пор, уверенностью можно, ориентируясь на показатели роста, физической работоспособности, подвижности в суставах и силы. Приводим средние величины этих показателей у сильнейших юных пловцов трех возрастных групп (табл. 3).

При прогнозировании способности к плаванию необходимо проверить у пловца исходный уровень развития всех показателей, перечисленных в табл. 3. Измерения проводятся с точностью, достаточной для практической работы. При оценке способности надо сравнивать результаты детей, прошедших обследование.

Наиболее перспективными в отношении плавания следует считать детей, имеющих лучшие показатели по всем тестам или высокие в одном-двух и несколько менее высокие в остальных. Если цифровые показатели измерений в 10—12-летнем возрасте соответствуют нормативам, представленным в табл. 3, то можно с достаточной уверенностью прогнозировать динамику развития этих характеристик в последующие годы. Для ориентировочной проверки темпов прироста этих показателей в табл. 3 приведены средние данные для возрастных групп 13—14 и 15—16 лет.

Рекордсменом Европы в плавании баттерфляем на 200 м Рогер Пыттель (ГДР) стал в 1974 г., когда ему исполнилось 17 лет, но уже за несколько лет до этого у него был определен высокий уровень способности к плаванию

Однако высокий уровень способности к плаванию сам по себе не является гарантией успеха. Отличные работоспособность, подвижность в суставах и сила не будут реализованы в спортивный результат, если молодой человек не имеет мотивационной основы, не обладает сильной волей, громадным желанием, интересом, любовью к плаванию, помогающими терпеть трудности, переносить тяжелые тренировки и временные неудачи, соблюдать строгий режим жизни. Ребенок должен понять, что плавание — это не только развлечение, активный отдых, но и серьезная работа.

Положительную роль играет отмена старой и введение новой системы поощрения тренеров, согласно которой высокие оценки они получают за подготовку абсолютных победителей и призеров всесоюзных и международных соревнований, а не за чемпионов в возрастных группах.

Все это обеспечивает целенаправленную подготовку юных пловцов без форсирования, преждевременно расходующего физические и психические ресурсы молодого организма.
Н. Ж. Булгакова, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК, Москва

1. Физиологические особенности юных пловцов 10-14 лет

У девочек с 10-11 лет начинается период полового созревания. Резко ускоряется рост тела в длину, начинается так называемый скачок роста. Причиной этому является действие гормонов гипофиза - одной из важнейших желез внутренней секреции.

Мужские половые гормоны, наоборот, в значительно большей мере стимулируют рост ткани, чем процессы окостенения. Этим объясняется тот факт, что девочки в процессе полового созревания быстрее заканчивают свой рост по сравнению с мальчиками.

В возрасте 11-13 лет интенсивно развиваются сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Под влиянием систематических занятий спортом, именно к пубертатном периоде происходит выраженный (и почти линейный по годам) прирост таких показателей производительности систем дыхания и кровообращения, как ударный и минутный объемы сердца, максимальное потребление кислорода, кислородный пульс и др. Аэробные возможности организма юных спортсменок достигают к 13 годам 80-85% уровня возможностей тренированного взрослого женского организма.

Организм юных спортсменов в препубертатный период и разгар пубертатного периода малоустойчив к гипоксии, скоростным упражнениям "до отказа". Увлечение подобными нагрузками может стать причиной перенапряжения, тем более что спортсмены этого возраста отличаются повышенной реактивностью и эмоциональностью, громадным желанием добиться высоких целей в спорте и вместе с тем переоценкой своих сил.

2. Развитие скоростных качеств и способностей юных пловцов и повышение их уровня специальной силовой подготовленности

Скоростные способности пловца характеризуются умением проплывать короткий отрезок дистанции с абсолютно высокой скоростью. Удержать такую скорость квалифицированный взрослый пловец может на отрезке не более 75 м, пловец-подросток - на отрезке не более 50 м.

Скоростные способности неразрывно связаны с техническим мастерством пловца. Вне рационального варианта техники плавания, рационального выполнения старта и поворотов нет и высоких скоростей. Совершенство темпового варианта техники плавания избранным способом, умение выполнять движения с максимальной мобилизацией, без излишнего мышечного напряжения, сохраняя точность, координированность и оптимальную амплитуду, - важнейшая предпосылка высокого уровня скоростных способностей.

Максимальная скорость движений пловца зависит также от специальной силовой подготовленности, от мощности анаэробных алактатных источников энергии: запасов АТФ, креатинфосфата, миоглобина в мышечных клетках, скорости развертывания биохимических анаэробных реакций.

Воспитанию скоростных способностей юных пловцов, и прежде всего на этапе базовой подготовки, способствует развитие так называемых элементарных форм проявления быстроты в упражнениях на суше; быстроты двигательной реакции; способности развивать максимальный темп движений, выполнять с высокой скоростью однократные "взрывные" движения (например, выпрыгивания вверх, броски набивного мяча, отталкивания руками и ногами от пола в положении лежа). Разносторонняя физическая подготовка пловцов-подростков на суше создает хорошие предпосылки для развития скоростных способностей в более зрелые годы.

Для развития скоростных способностей применяются нагрузки зоны V - плавание на коротких отрезках (15 - 25 м) с максимальной мобилизацией сил. Доля подобных нагрузок не превышает в учебно-тренировочной группе 2-3%, а в группе спортивного совершенствования-4-5% от общего объема плавания.

Используя данные нагрузки, руководствуются следующими методическими правилами:

1) спринтерские упражнения выполняются с акцентом на технике плавания, стартов, поворотов; используются так называемые контролируемые скорости плавания, при которых спортсмен способен сохранять точность и свободу движений;

2) продолжительность плавания с предельной скоростью не превышает в одной попытке 15-20 с;

3) между отдельными "порциями" спринтерской работы планируют паузы отдыха, оптимальные для восстановления; при появлении признаков утомления скоростные упражнения заканчивают или переходят на более легкие режимы их выполнения;

4) спринтерские упражнения планируют на основную часть урока; один-два спринтерских отрезка можно проплыть в заключительной части занятия, если оно не было утомительным;

5) чтобы избежать образования косного стереотипа движений, спринтерские упражнения выполняют в различных сочетаниях, формах, условиях;

6) в работе с пловцами добиваются постепенного, но неуклонного повышения из года в год абсолютной скорости плавания на контрольных отрезках.

Основные методы для воспитания скоростных способностей - это повторный, контрольно-соревновательный, переменно-дистанционный.

При плавании с предельной скоростью нередко наблюдается скованность движений. Причиной этого бывают:

1) эмоциональное возбуждение, в частности желание проплыть действительно "во всю силу";

2) координационная сложность задания, возникающая в силу недостаточно освоенной техники плавания;

Упражнения, направленные на повышение скорости движения, планируют после разминки, в первой части занятия, а в тренировочном микроцикле - после дня отдыха или занятий с небольшой нагрузкой. В практике спортивного плавания часто случается так, что пловцы показывают высокие результаты на коротких отрезках дистанции в конце тренировочного занятия.

Упражнения для воспитания скоростных качеств выполняются на суше и в воде. Вот некоторые примеры таких упражнений.

Общеподготовительные упражнения

Упражнения для плечевого пояса

1. И. п. - партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии 3-5 м. Быстрая передача и ловля мяча.

2. И. п. - основная стойка, лицом к стенке на расстоянии 0,4 - 0,5 и 0,7 м. В быстром темпе сгибание и разгибание рук в упоре на пальцах, толчком о стенку.

3. И. п. - упор лежа на бедрах поперек скамейки с опорой руками о пол. В быстром темпе разгибание рук с одновременным хлопком. Вдох делать при разгибании рук, выдох - при сгибании.

4. И. п. - выпад вперед лицом к гимнастической стенке, руки впереди, пальцы захватывают концы эластичного бинта, середина которого закреплена за рейку на высоте пояса. В быстром темпе отводить руки назад, не сгибая их в локтевых суставах.

Упражнения для разгибателей туловища

1. И. п. - основная стойка, лицом к перекладине высотой 1,8 -]2,0 м. Прыжком быстро подтянуться в вис прогнувшись прямым хватом.

2. И. п. - упор сидя сзади, ноги вместе. В быстром темпе разгибание в тазобедренных суставах с отведением головы назад и прогибанием в пояснице.

3. И. п. - вис прогнувшись на перекладине. В быстром темпе поднимать и опускать ноги, сгибая и разгибая их сначала в коленных, затем - в коленных и тазобедренных суставах, потом только в тазобедренных.

4. И. п. - лечь на спину, ноги на весу врозь, руки вдоль туловища с опорой о пол. В быстром темпе сводить и разводить скрестно прямые ноги, чередуя сверху и снизу правую и левую ноги.

Упражнения для разгибателей ног

1. И. п. - основная стойка в середине лежащего обруча. Прыжки из круга в круг в различных направлениях.

2. И. п. - основная стойка, обруч лежит сбоку. Прыжки через обруч в различных направлениях.

3. И. п. - основная стойка. Прыжки с ноги на ногу через препятствие. Следить за полным выпрямлением толчковой ноги и сгибанием маховой ноги в колене.

4. И. п. - низкий присед. В быстром темпе передвижение прыжками на двух ногах в низком приседе по кругу или по отрезкам прямой.

Упражнения общего воздействия

1. И. п. - партнеры в низком приседе на линии круга лицом друг к другу, один из них с мячом. Передвижение по кругу в низком приседе с передачей мяча двумя руками от груди между партнерами.

2. И. п. - партнеры в низком приседе на линии круга лицом друг к другу, оба с мячами. Передвижение вправо и влево по кругу с передачей двух мячей одновременно двумя руками от груди верхом и низом от пола с отскоком.

3. И. п. - высокий старт. Максимально быстрый бег на дистанцию 60 м, возвращение шагом.

4. И. п. - высокий старт. Челночный бег с ускорением на отрезках по 15-20 м 3--4 раза.

Упражнения для развития быстроты движений при выполнении стартов

1. Стартовый прыжок с тумбочки (из воды) с первыми плавательными движениями, с акцентом на предельно быстрой; реакции на стартовый сигнал.

2. Стартовый прыжок с тумбочки (из воды) по сигналу, проводимый с первыми плавательными движениями, с акцентом на скорости выполнения подготовительных движений и отталкивания.

3. Стартовый прыжок с тумбочки (из воды) с акцентом на максимальной мощности толчка ногами и мощности первых плавательных движений.

4. Стартовый прыжок с тумбочки (из воды), проводимый с первыми плавательными движениями, с акцентом на максимальной дальности полета.

Упражнения для развития быстроты движений при выполнении поворотов

1. Наплывание с максимальной скоростью на поворотный щит с акцентом на быстроте вращения.

2. Выполнение поворотов с разбега по бортику бассейна с акцентом на быстроте вращения.

3. Стоя лицом к гимнастической стенке, по сигналу имитация поворота "маятником".

4. Лежа на спине, касаясь рукой поворотного щита, по сигналу выполнять быстрое вращение с отталкиванием.

Упражнения для развития быстроты движений в процессе дистанционного плавания

1. Вращение прямыми руками с максимальной скоростью.

2. Вращение прямыми руками с максимальной скоростью с легкими гантелями, резиновыми амортизаторами и другими устройствами.

3. Повторное проплывание отрезков длиной 12,5; 25; 50 м со скоростью 90-100% от максимальной.

4. То же упражнение, но с помощью одних ног.

3. Тренировка юных пловцов в учебно-тренировочных группах

Спортивная тренировка по плаванию представляет собой единый целенаправленный педагогический процесс, продолжающийся в течение многих лет и посвященный достижению наивысших результатов. Она предусматривает не только повышение физического развития юного пловца, совершенствование его техники и тактики, но и воспитание морально-волевых качеств.

Учебно-тренировочная работа состоит из теоретической подготовки, общей и специальной физической подготовки, плавательной и морально волевой подготовки.

Первые несколько лет занятий в бассейне, когда организм ребенка еще не оформился, основной задачей является изучение техники спортивных способов плавания и постепенное повышение тренированности средствами общей плавательной подготовки, общей и специальной физической подготовки. В это время еще не ведется тренировка в определенном способе плавания на избранную дистанцию, а закладывается основа для такой специализации в будущем.

Одной из главных особенностей подготовки юных пловцов является многолетнее планирование тренировочного процесса. Перспективным планом предусматривается постепенное повышение уровня физических и функциональных возможностей пловцов от одного спортивного сезона к другому. При такой планомерной тренировке создаются условия для всесторонней физической подготовки, овладения техникой плавания и достижения высоких спортивных результатов.

Подготовку юного пловца ни в коем случае нельзя форсировать, так как в результате этого не только прекращается спортивный рост, но и ухудшается его здоровье. Нельзя спешить с подготовкой пловца, особенно первые годы занятий, когда организм ребенка еще полностью не сформирован.

Дети в бассейне

Плавание — один из самых полезных видов спорта, который укрепляет мышцы, повышает иммунитет, благотворно воздействует на психику. Человек, который не умеет плавать, не может до конца оценить всю прелесть отдыха на море, речке или озере. Научиить ребёнка плавать можно, отдав в секцию в бассейн, а можно самостоятельно. Давно доказано, что в детском возрасте навыки плавания закрепляются гораздо быстрее, чем во взрослом. Однако обучение плаванию детей — также непростой процесс, который имеет свои правила и особенности.

В каком возрасте правильно учить детей плаванию и почему не стоит этого делать, если ребенку меньше 4 лет

Согласно мнению специалистов, учить детей плавать следует не ранее четырёх лет. Только к этому возрасту у детей достаточно развиваются мышление, анализ и координация движений, что способствует успешному обучению плаванию. Малыши более младшего возраста попросту не смогут чётко выполнять правила, которые являются основой обучения.

Достаточно, если ребёнок до четырёх лет просто научится не бояться воды. Такая особенность здорово ему поможет в дальнейшем быстро научиться плавать. Преодолению страха способствуют различные мероприятия:

  • обливание ребёнка с головой водой во время принятия душа;
  • нырки за игрушками в воду в ванне;
  • игры с песочком на мелководье;
  • плескание в надувном бассейне.

Малыш в надувном бассейне

Игры в надувном бассейне — отличный способ приучить малыша не бояться воды

Как не нужно обучать ребёнка плаванию

Перед тем, как обучать ребёнку плаванию, следует чётко знать методы, которые не следует применять. Это позволит ускорить процесс обучения и избежать печальных последствий.

К распространённым ошибкам родителей относятся:

  • экстремальные методы. Например, экстремальным вариантом является забрасывание ребёнка в воду против его воли. Родители, используя такой метод, ожидают, что ребёнок, чувствуя опасность, по волшебству мгновенно научится плавать. Такие действия могут привести к развитию у ребёнка аквафобии — панического страха перед купанием, входом в воду и плаванием;
  • навязывание детям необходимости научиться плавать. Если ребёнок не хочет обучаться в данный момент, не стоит его принуждать ни действиями, ни уговорами. Обучение плаванию будет успешным лишь тогда, когда ребёнок будет готов к нему психологически. Когда это произойдёт, ребёнок сам попросит вас научить его держаться на воде;

Ребенок плавает вместе с мамой

Плавание должно доставлять ребёнку положительные эмоции, а не быть принудительным занятием

  • острых воспалительных заболеваний;
  • высокой температуры тела;
  • симптомов интоксикации организма: тошноты, рвоты, диареи;
  • бронхиальной астмы в стадии обострения;
  • кожных инфекций;
  • кожных высыпаний аллергического происхождения;
  • почечной или сердечной недостаточности;
  • вывихов суставов;

Плавательная доска

Плавательная доска — полезное приспособление, при помощи которого ребёнок быстрее научится держаться на воде

Алгоритм обучения плаванию в бассейне

Оптимальное место для обучения ребёнка плаванию — неглубокий бассейн. Открытые естественные водоёмы имеют неровное дно, что может затруднить процесс обучения. К тому же большая площадь водоёмов, а также некоторые природные факторы (ветер, волны) у многих детей могут вызывать или усиливать страх перед водой.

Чтобы ребёнок чувствовал себя уверенным и защищённым, вода в бассейне не должна подниматься выше уровня его груди. А также важно, чтобы протяжённость бассейна была 5 метров и более. При такой длине бассейна у ребёнка будет возможность выполнять необходимые упражнения.

Перед началом обучения приобретите для ребёнка очки для плавания, которые защитят глаза от попадания воды.

Порядок обучения ребёнка плаванию в бассейне:

Упражнения в бассейне для обучения правильному дыханию

Обучать ребёнка правильному дыханию в бассейне можно при помощи комплекса полезных упражнений

После освоения начальных элементов можно переходить к обучению ребёнка плавать определённым стилем.

Как обучить ребёнка самостоятельно плавать в море, озере и других водоёмах

Обучение ребёнка плаванию в море и других водоёмах осуществляется по тем же правилам, что и в бассейне. Чтобы такое мероприятие было успешным и безопасным, придерживайтесь полезных рекомендаций:

  • перед тем, как начать обучать ребёнка плаванию, обследуйте дно водоёма. Дно должно быть довольно ровным, не содержать острых камней и других опасных предметов;
  • выбирайте время для обучения, когда на пляже мало людей. Столпотворение народа в море или другом водоёме сделает процесс обучения невозможным;

Пляж, переполненный отдыхающими

В море, где купается много людей, научить ребёнка плавать невозможно

Если ребёнок боится заходить в море или другой водоём, можно привлечь его к купанию при помощи некоторых игр в воде:

Какие стили плавания может освоить ребёнок

Самый подходящий стиль плавания для начинающего пловца — кроль. Такие стили плавания, как брасс и баттерфляй сложны в исполнении и не подходят для обучения плаванию. Плавание кролем заключается в попеременных широких гребках руками вдоль оси тела и поочерёдном поднимании и опускании ног. Плавать кролем можно как на груди, так и на спине.

Плавание кролем

Кроль — самый подхлдящий стиль при обучении плаванию

Начинать обучение ребёнка кролю проще с облегчённых техник:

  • движения ногами такие же, как при плавании кролем на груди. Исходное положение рук — вытянутые вперёд. Прямые руки одновременно совершают гребок вниз, доходят до уровня бёдер, сгибаются в локтях и кистями вперёд под грудью возвращаются в исходное положение. А также руки могут работать и по-другому: прямые руки одновременно доходят до бёдер через стороны, далее сгибаются в локтях и возвращаются в исходное положение;
  • ноги двигаются так же, как при плавании кролем на спине. Исходное положение рук — вытянутые вдоль туловища. Руки сгибаются в локтях вдоль туловища, вытягиваются за голову так, чтобы ладони были повёрнуты наружу, через стороны возвращаются в исходное положение.

Облегчённые техники плавания кролем на груди

Облегчённые техники плавания кролем на груди заключаются в одновременном движении руками

Очень важно, чтобы взрослый, который будет обучать ребёнка, сам хорошо владел тем или иным стилем плавания. Ведь невозможно научить другого тому, чего не умеешь сам.

Рекомендации специалистов

В интернете можно найти полезные видеоматериалы, в которых специалисты советуют, как грамотно научить ребёнка плавать.

Читайте также: