Как сделать разрезную композицию

Обновлено: 02.07.2024

В создании композиции художник может максимально полно проявить свои творческие возможности. Независимо от того, насколько хорошо вы научились рисовать предметы, животных, фигуры людей или пейзажи, пока вы не научились правильно выстраивать композицию рисунка, удовлетворяющая вас картина может получиться только случайно. Интеллектуальный процесс определения того, как отдельные элементы картины соединяются в единое целое, — это то, что отличает хорошего художника от начинающего.

Есть много способов достижения эмоциональной композиции, и этот урок ни в коем случае не исчерпывает всех возможностей, но вы откроете для себя несколько освященных веками методов. Конечно, художник быстро развивает свой собственный взгляд на организацию элементов картины таким образом, чтобы результат был достаточно интересным, но существуют уже наработанные методы, с которыми стоит ознакомиться.

Часто особую силу композиции придает ощущение баланса или, иногда, дисбаланса. В этом уроке обсуждается, как разделить поверхность вашего рисунка таким образом, чтобы обеспечить интересный баланс форм. Глава заканчивается конкретным упражнением, позволяющим попрактиковаться в композиции, которое должно помочь вам освоить основы.

Разделение листа бумаги на части

Это упражнение показывает, как разделить лист бумаги так, чтобы можно было построить сбалансированную композицию. Это ни в коем случае не единственный способ добиться такого результата, но, вероятно, самый простой на данном этапе.

Первый шаг — взять лист бумаги формата А3 или А4 и сложить его пополам. Постарайтесь сделать это как можно точнее, потому что на этом основываются все прочие измерения. Разверните лист и проведите линию по сгибу, а затем разделите оба прямоугольника диагоналями от угла к углу. Там, где они пересекаются, проведите горизонтальную линию по всему листу от центра к центру, доходя до краев листа. Теперь у вас есть лист, разделенный пополам по вертикали и горизонтали, причем вы сделали это без каких-либо измерений — просто, но эффективно.

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

Теперь вы можете нарисовать две диагонали по всему листу, от обоих углов. Если вы сделали все достаточно аккуратно, эти линии должны пересекаться в центре.

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

После того, как вы провели последние линии, начертили горизонтали и вертикали, основная большая диагональ пересекает два набора диагоналей половинок листа. Это будет третье разделение листа, который уже разделен на половинки и четвертушки. Теперь у вас есть шаблон для разделения любого листа бумаги одинакового размера на половинки, четвертушки и трети. Дальнейшие примеры покажут вам простые способы использования этого шаблона для создания композиций.

Разделение листа бумаги: практика

В первой композиции дерево расположено на расстоянии одной трети листа от правого края и на две трети от левого края. Его корни находятся в самой низкой четверти листа. Поперек картины в нижней трети тянется забор примерно до середины картины. Линия горизонта на заднем плане проходит в одной трети от верха изображения. На расстоянии примерно одной трети от левого края картины стоит одинокое дерево. Как вы можете видеть, все это создает вполне гармоничное, сбалансированное изображение.

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

Следующая картина — натюрморт, нарисованный в аналогичном формате. На этот раз самая большая ваза располагается на вертикали, отделяющей левую треть листа, в одной четверти листа сверху и в одной четверти листа снизу. Остальные предметы сосредоточены в основном на вертикали, отделяющей правую треть листа, а некоторые из них лежат на линиях трети и половины от низа листа. И снова мы видим хорошо сбалансированную композицию.

Две оставшиеся картины нарисованы на листе альбомного формата. Первый рисунок — композиция с двумя людьми, один человек сидит, а другой — стоит. Стоящая фигура находится на вертикали, отделяющей правую треть листа, и почти касается верхнего и нижнего его краев. Сидящая фигура изображена у стены, которая на треть выступает из левого края картины. Эта простая композиция уже создает напряжение между двумя фигурами и выглядит достаточно интересно.

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

Последний пример — это городской пейзаж, в котором одно здание на переднем плане находится справа, занимая примерно одну треть листа. Основание этого здания расположено примерно в трети листа от нижнего его края. Другой основной блок изображен слева. Его ширина равна примерно трети ширины листа бумаги, верхний его край отстоит от верха листа бумаги примерно на четверть его высоты, а нижний — примерно на половину высоты листа. Затем я нарисовал одинокий блок вдали на площади на средней вертикали и чуть ниже отметки четверти листа по горизонтали. Небольшая растительность в левом нижнем углу помогла смягчить жесткие края зданий.

Как вы можете видеть на этих примерах, простое разделение листа бумаги на трети, четвертушки и половинки может дать вам ряд полезных композиционных схем.

Композиции с фигурами людей

Теперь мы намерены приступить к созданию полнофигурной композиции. Это будет сделано очень практичным способом, возможно, вы даже захотите повторить композицию, которую я здесь представлю, в своих работах или просто сделать что-то подобное, не обязательно воспроизводя мою картину. Я покажу вам, шаг за шагом, как я это делаю, и вы сможете использовать ту же систему при создании своих картин.

ШАГ 1

Я начал с использования двух слегка отличающихся форматов, представляя простую и хорошо известную мне сцену. Если вы решите написать свою собственную картину, изображая нечто, хорошо вам знакомое, это придаст особое правдоподобие композиции.

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

На одной картине я разместил три фигуры в саду. Ближайшая фигура — женщина, стоящая на коленях у клумбы, с садовым инструментом в руке. Она находится почти в центре, чуть левее от него, чтобы создать некоторое свободное пространство справа.

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

В этом пространстве располагаются фигура мужчины, сидящего в шезлонге в глубине композиции. Слева к стоящей у клумбы женщине приближается еще одна. Деревья в соседнем саду расположены почти от края до середины картины примерно в трети высоты листа от его верха.

Я снова решил нарисовать знакомую сцену — художника и его модель, добавив еще одну фигуру, чтобы немного усложнить сюжет.

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

Художник сидит за столом, расположенным в центре помещения, а его модель — спереди справа. Я решил, что его моделью будет девушка, а другая фигура человека, входящего в комнату, — мужчиной.

Фигура модели самая большая, ее ноги не видны. Она сидит в правом углу картины, занимая примерно треть композиции по диагонали. Вторая по величине фигура — художник, но его тело от пояса и ниже скрыто столом. Третья фигура находится почти в центре картины, но дальше всех; мужчина проходит через дверной проем.

ШАГ 2

Сделав черновые наброски, я все еще не мог решить, какой из них использовать, поэтому я нарисовал их более тщательно и с большим количеством деталей. На это может уйти достаточно много времени, но именно на этом этапе вы решаете, как все будет выглядеть. Возможно, в процессе рисования одной картины вы вдруг решите, что вы предпочитаете другую — в этом случае вы можете остановиться и просто сосредоточиться на выбранном вами варианте. Неважно, что вы переключаетесь с одного рисунка на — суть этого упражнения в принятии окончательного решения.

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

ШАГ 3

Я решил повторить работу художника, рисовавшего модель, и теперь мне нужно было рассмотреть ее более подробно.

Сначала я определил, как на самом деле будет выглядеть главная фигура. В идеале мне стоило найти человека, который бы позировал для меня, и нарисовал бы его после того, как он сядет и примет правильную позу для композиции. Я бы тщательно нарисовал модель с натуры. Если бы это было невозможно, я бы работал с моими ранее сделанными рисунками или использовал фотографию.

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

Как вы можете видеть, я дважды нарисовал голову модели в разных положениях, а также сделал набросок ее ближайшей ко мне руки. Все это станет источником полезной информации для окончательной композиции.

Затем я перешел к работе над двумя другими фигурами, продумывая, как будет выглядеть сидящий художник и второй человек, который входит в комнату. Как вы можете видеть, я опробовал разные положения головы входящего человека.

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

ШАГ 4

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

ШАГ 5

Теперь наступает заключительный этап, когда можно заняться рисованием деталей, вплоть до самых мелких. Используйте свою копию картины, чтобы убедиться, что все формы выполнены правильно, и начинайте наносить самые темные тона, чтобы вы могли видеть, как возникает глубина пространства. Не торопитесь, потому что качество всей вашей работы зависит от того, насколько внимательно и тщательно вы будете работать на этом завершающем этапе. Итак, теперь у вас есть законченная композиция со всеми предварительными набросками, которые вы сделали. Сохраняйте их некоторое время, потому что они могут быть полезны в дальнейшем. В старых художественных ателье наброски картин всегда хранились в течение довольно долгого времени, потому что их затем снова и снова использовали в других композициях.

В создании композиции художник может максимально полно проявить свои творческие возможности. Независимо от того, насколько хорошо вы научились рисовать предметы, животных, фигуры людей или пейзажи, пока вы не научились правильно выстраивать композицию рисунка, удовлетворяющая вас картина может получиться только случайно. Интеллектуальный процесс определения того, как отдельные элементы картины соединяются в единое целое, — это то, что отличает хорошего художника от начинающего.

Есть много способов достижения эмоциональной композиции, и этот урок ни в коем случае не исчерпывает всех возможностей, но вы откроете для себя несколько освященных веками методов. Конечно, художник быстро развивает свой собственный взгляд на организацию элементов картины таким образом, чтобы результат был достаточно интересным, но существуют уже наработанные методы, с которыми стоит ознакомиться.

Часто особую силу композиции придает ощущение баланса или, иногда, дисбаланса. В этом уроке обсуждается, как разделить поверхность вашего рисунка таким образом, чтобы обеспечить интересный баланс форм. Глава заканчивается конкретным упражнением, позволяющим попрактиковаться в композиции, которое должно помочь вам освоить основы.

Разделение листа бумаги на части

Это упражнение показывает, как разделить лист бумаги так, чтобы можно было построить сбалансированную композицию. Это ни в коем случае не единственный способ добиться такого результата, но, вероятно, самый простой на данном этапе.

Первый шаг — взять лист бумаги формата А3 или А4 и сложить его пополам. Постарайтесь сделать это как можно точнее, потому что на этом основываются все прочие измерения. Разверните лист и проведите линию по сгибу, а затем разделите оба прямоугольника диагоналями от угла к углу. Там, где они пересекаются, проведите горизонтальную линию по всему листу от центра к центру, доходя до краев листа. Теперь у вас есть лист, разделенный пополам по вертикали и горизонтали, причем вы сделали это без каких-либо измерений — просто, но эффективно.

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

Теперь вы можете нарисовать две диагонали по всему листу, от обоих углов. Если вы сделали все достаточно аккуратно, эти линии должны пересекаться в центре.

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

После того, как вы провели последние линии, начертили горизонтали и вертикали, основная большая диагональ пересекает два набора диагоналей половинок листа. Это будет третье разделение листа, который уже разделен на половинки и четвертушки. Теперь у вас есть шаблон для разделения любого листа бумаги одинакового размера на половинки, четвертушки и трети. Дальнейшие примеры покажут вам простые способы использования этого шаблона для создания композиций.

Разделение листа бумаги: практика

В первой композиции дерево расположено на расстоянии одной трети листа от правого края и на две трети от левого края. Его корни находятся в самой низкой четверти листа. Поперек картины в нижней трети тянется забор примерно до середины картины. Линия горизонта на заднем плане проходит в одной трети от верха изображения. На расстоянии примерно одной трети от левого края картины стоит одинокое дерево. Как вы можете видеть, все это создает вполне гармоничное, сбалансированное изображение.

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

Следующая картина — натюрморт, нарисованный в аналогичном формате. На этот раз самая большая ваза располагается на вертикали, отделяющей левую треть листа, в одной четверти листа сверху и в одной четверти листа снизу. Остальные предметы сосредоточены в основном на вертикали, отделяющей правую треть листа, а некоторые из них лежат на линиях трети и половины от низа листа. И снова мы видим хорошо сбалансированную композицию.

Две оставшиеся картины нарисованы на листе альбомного формата. Первый рисунок — композиция с двумя людьми, один человек сидит, а другой — стоит. Стоящая фигура находится на вертикали, отделяющей правую треть листа, и почти касается верхнего и нижнего его краев. Сидящая фигура изображена у стены, которая на треть выступает из левого края картины. Эта простая композиция уже создает напряжение между двумя фигурами и выглядит достаточно интересно.

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

Последний пример — это городской пейзаж, в котором одно здание на переднем плане находится справа, занимая примерно одну треть листа. Основание этого здания расположено примерно в трети листа от нижнего его края. Другой основной блок изображен слева. Его ширина равна примерно трети ширины листа бумаги, верхний его край отстоит от верха листа бумаги примерно на четверть его высоты, а нижний — примерно на половину высоты листа. Затем я нарисовал одинокий блок вдали на площади на средней вертикали и чуть ниже отметки четверти листа по горизонтали. Небольшая растительность в левом нижнем углу помогла смягчить жесткие края зданий.

Как вы можете видеть на этих примерах, простое разделение листа бумаги на трети, четвертушки и половинки может дать вам ряд полезных композиционных схем.

Композиции с фигурами людей

Теперь мы намерены приступить к созданию полнофигурной композиции. Это будет сделано очень практичным способом, возможно, вы даже захотите повторить композицию, которую я здесь представлю, в своих работах или просто сделать что-то подобное, не обязательно воспроизводя мою картину. Я покажу вам, шаг за шагом, как я это делаю, и вы сможете использовать ту же систему при создании своих картин.

ШАГ 1

Я начал с использования двух слегка отличающихся форматов, представляя простую и хорошо известную мне сцену. Если вы решите написать свою собственную картину, изображая нечто, хорошо вам знакомое, это придаст особое правдоподобие композиции.

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

На одной картине я разместил три фигуры в саду. Ближайшая фигура — женщина, стоящая на коленях у клумбы, с садовым инструментом в руке. Она находится почти в центре, чуть левее от него, чтобы создать некоторое свободное пространство справа.

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

В этом пространстве располагаются фигура мужчины, сидящего в шезлонге в глубине композиции. Слева к стоящей у клумбы женщине приближается еще одна. Деревья в соседнем саду расположены почти от края до середины картины примерно в трети высоты листа от его верха.

Я снова решил нарисовать знакомую сцену — художника и его модель, добавив еще одну фигуру, чтобы немного усложнить сюжет.

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

Художник сидит за столом, расположенным в центре помещения, а его модель — спереди справа. Я решил, что его моделью будет девушка, а другая фигура человека, входящего в комнату, — мужчиной.

Фигура модели самая большая, ее ноги не видны. Она сидит в правом углу картины, занимая примерно треть композиции по диагонали. Вторая по величине фигура — художник, но его тело от пояса и ниже скрыто столом. Третья фигура находится почти в центре картины, но дальше всех; мужчина проходит через дверной проем.

ШАГ 2

Сделав черновые наброски, я все еще не мог решить, какой из них использовать, поэтому я нарисовал их более тщательно и с большим количеством деталей. На это может уйти достаточно много времени, но именно на этом этапе вы решаете, как все будет выглядеть. Возможно, в процессе рисования одной картины вы вдруг решите, что вы предпочитаете другую — в этом случае вы можете остановиться и просто сосредоточиться на выбранном вами варианте. Неважно, что вы переключаетесь с одного рисунка на — суть этого упражнения в принятии окончательного решения.

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

ШАГ 3

Я решил повторить работу художника, рисовавшего модель, и теперь мне нужно было рассмотреть ее более подробно.

Сначала я определил, как на самом деле будет выглядеть главная фигура. В идеале мне стоило найти человека, который бы позировал для меня, и нарисовал бы его после того, как он сядет и примет правильную позу для композиции. Я бы тщательно нарисовал модель с натуры. Если бы это было невозможно, я бы работал с моими ранее сделанными рисунками или использовал фотографию.

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

Как вы можете видеть, я дважды нарисовал голову модели в разных положениях, а также сделал набросок ее ближайшей ко мне руки. Все это станет источником полезной информации для окончательной композиции.

Затем я перешел к работе над двумя другими фигурами, продумывая, как будет выглядеть сидящий художник и второй человек, который входит в комнату. Как вы можете видеть, я опробовал разные положения головы входящего человека.

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

ШАГ 4

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

Художественная композиция: основы, особенности и элементы

ШАГ 5

Теперь наступает заключительный этап, когда можно заняться рисованием деталей, вплоть до самых мелких. Используйте свою копию картины, чтобы убедиться, что все формы выполнены правильно, и начинайте наносить самые темные тона, чтобы вы могли видеть, как возникает глубина пространства. Не торопитесь, потому что качество всей вашей работы зависит от того, насколько внимательно и тщательно вы будете работать на этом завершающем этапе. Итак, теперь у вас есть законченная композиция со всеми предварительными набросками, которые вы сделали. Сохраняйте их некоторое время, потому что они могут быть полезны в дальнейшем. В старых художественных ателье наброски картин всегда хранились в течение довольно долгого времени, потому что их затем снова и снова использовали в других композициях.

Композиция в скрапбукинге

Почему так важна композиция при создании работы? Композиция (от лат. compositio – составление, связь) обеспечивает логичное и красивое расположение элементов, из которых состоит целое, помогая передать основную идею работы.

Композиционное мастерство для скрапбукера, как и для художника, фотографа или дизайнера, является основой творческого профессионализма. В любом виде творчества изучение теории поможет вам в будущем сэкономить время на анализе своих ошибок и устранение пробелов в знаниях. Но все же, главную роль в освоении композиции играет практика. Понять и прочувствовать правила и принципы композиции вы сможете только на собственном опыте.

Сегодня в уроке мы коснемся самых важных именно для скрапбукинга составляющих гармоничной композиции.

Для начала давайте рассмотрим элементы, из которых состоит скрап-страница. Стоит отметить, что не каждая страница содержит сразу все элементы, это зависит от предпочтений и замысла автора. Перед началом работы подберите элементы, которые вы бы хотели использовать в работе. Они должны подчеркнуть выбранную вами фотографию и помочь передать основную идею работы.

Композиция в скрапбукинге

1. Фон – основной самый нижний лист бумаги, на который приклеиваются остальные элементы страницы. В качестве фона вы можете выбрать лист скрап-бумаги, цветной картон, бумагу для пастели, в общем, этот выбор определяется предпочтениями автора и его видением конкретной работы.

2. Заголовок – слово или фраза, которые помогают передать смысл страницы. Обычно заголовок пишут большим размером шрифта. Но не всегда используется печатный шрифт. Заголовок еще можно сделать с помощью штампов, бусинок с буквами, вышить, написать объемным контуром и т.д.

3. Журналинг (англ. Journaling) – это описание того, что происходит на фотографии, или описание ваших эмоций, которые вызывает выбранный снимок. В качестве журналинга вы можете использовать не только свой рассказ, но отдельные слова и фразы, цитату, отрывок стихотворения. Если заголовок используется многими, то журналингу уделяют мало внимания. Хотя именно журналинг, даже длинной в одно предложение, поможет восстановить в памяти событие через десять-двадцать лет.

4. Подложка – элемент страницы, который лежит под фотографией. Положка может быть больше фото по размеру, может быть узкой полоской, может состоять из нескольких отрезков бумаги, но функция у подложки одна – выделить снимок и привлечь к нему внимание зрителя.

5. Украшения: в качестве декора на странице могут выступить цветы, бусины, брадсы, веточки, высечки, наклейки, пуговицы, тесьма, кружево и т.п. Выбор украшений зависит, прежде всего, от вкуса автора и тематики страницы.

Композиция в скрапбукинге


Правила композиции
Правильно построенная композиция дает нам возможность ознакомиться со всеми элементами страницы, не напрягает наш взгляд и плавно проводит его от периферии к центру.

Цельность композиции является самым важным признаком гармоничной композиции. Цельность композиции выражается в нахождении связей между фотографией, декором, названием и журналингом, которые должны сочетаться между собой по:

- стилю
- цвету
- содержанию

Композиция в скрапбукинге

Для наглядности первого правила рассмотрим Пример 1. Хотя все элементы на странице создают сбалансированную композицию, они не связаны воедино ни посредством стиля, ни по цветовой гамме, ни по смыслу. Бросаются в глаза красный цветок и зеленая пуговица в середине большого соцветия, которые никак не поддерживают цвета фоновой бумаги и фотографии. Люстра, украшенная жемчугом, не вяжется с остальными украшениями по стилю, т.к. больше подошла бы для Шебби Шик, в то время как высечки вокруг фотографии можно отнести к стилю Винтаж. Полоска с геометрическим узором под снимком смотрится грубовато на фоне изящных рисунков основной бумаги, кроме этого, узор выполнен совсем в другой цветовой гамме.

Создавая страницу, помните, что такие мелкие, на первый взгляд вроде бы и незначительные погрешности, первыми бросаются в глаза зрителю, и портят общее впечатление от работы. Именно умение привести все элементы страницы к общему стилю, цвету и смыслу, поможет добиться цельности композиции.

Правило №2. Наличие доминаты:
в каждой работе должен быть ярко выраженный смысловой центр композиции.

Смысловой центр — это центр, содержащий главный сюжетный элемент (или группу элементов), т.е. та часть, которая выражает вашу идею. При оформлении скрап-страницы, в большинстве случаев смысловой центр будет связан с фотографией. Именно она – главный элемент композиции, и вокруг нее должны выстраиваться все второстепенные элементы: декор, заглавие, журналинг.

Помимо этого, в работе присутствуют еще геометрический и композиционный центры. Разберемся, что есть что.

Композиционный центр - центр, позволяющий управлять вниманием зрителя. В скрапбукинге он не всегда предназначен для раскрытия основной идеи страницы (хотя может быть использован и для этой цели, например, заглавие и журналинг). Композиционные центры способствуют формированию законченной композиции, как единого целого, и помогают удерживать наше внимание внутри работы, направляя взгляд от периферии к смысловому центру.

Геометрический центр – это точка пересечения диагоналей прямоугольного или квадратного изображения. Здесь особых разъяснений не требуется.

Композиция в скрапбукинге

Во втором примере рассмотрены типичные ошибки относительно выделения доминанты в работе и пути их решения.

* Типичная ошибка начинающего скрапбукера - отсутствие смыслового и композиционного центров. Элементы хаотично разбросаны по странице, взгляд мечется по поверхности, нет ничего, за что он может зацепиться. Наше внимание рассеивается, в итоге, возвращаться к такой странице нам уже совсем не хочется. Основная проблема начинающих - это стремление заполнить каждый угол на странице, расположить всё так, чтобы места живого на ней не осталось, и в такой ситуации, собственно, наверно, говорить о какой-то неудачной композиции трудно, так как её попросту нет.

Совет 1. Группируйте элементы. Данный прием является самым распространенным и основным при составлении композиции.

Совет 2. Не бойтесь пустого пространства в работе. Подсознательно в качестве фона мы воспринимаем то, чего больше. Одинаковое количество фона и украшений обычно вызывает дискомфорт.

** После группировки страница смотрится легче и приятнее. Мы определили смысловой центр композиции - первое визуальное пятно. Но, несмотря на группировку украшений, наша страница выглядит скучновато и статично. Наш взгляд прикован к фотографии, больше двигаться ему просто некуда. Особенно это заметно, если взгляд человека на снимке направлен в объектив. Мы смотрим на лицо, глаза в глаза, а боковым зрением охватываем весь окружающий декор, который вместе с фото формирует смысловой центр данной страницы. Для движения нам не хватает дополнительного визуального пятна – композиционного центра. Наличие нескольких визуальных пятен и создает динамику в работе.

Совет. Не пренебрегайте композиционными центрами. Их умелое расположение поможет задать нужную траекторию движения взгляда, удержать внимание зрителя и сформировать законченную композицию.

*** В третьем варианте мы выделили на скрап-странице два визуальных пятна, благодаря чему композиция стала более привлекательной и приятной для восприятия. Заглавие выделилось в отдельный композиционный центр, к которому снова и снова возвращается наш взгляд. Мы привыкли делать на скрап-страницах смысловой центр больше по размеру, чем композиционный. Но это не является правилом, и, конечно, зависит от замысла дизайнера и его видения композиции. Скрап-страница – это история, иллюстрированная история, и что лучше раскроет ее смысл – это уже всецело выбор автора. Визуально можно сделать доминирующим любую составляющую страницы - фото, заголовок, журналинг и т.п.

Совет. Старайтесь создавать на странице центры разные по размеру, это не только создаст динамику в работе, но и сделает пространство на странице комфортным для восприятия.

Для скрапбукинга правило уравновешенности так же важно, как и предыдущее. Грамотно расставленные акценты на скрап-странице необходимо еще гармонично соединить друг с другом. Что значит уравновешенность в композиции – это сбалансированность всех элементов на композиционном пространстве.

Представьте себе весы, на одну чашу которых вы поставили гирю, а вторая осталась пустой. Что вызывает у вас такая картина - некомфортное чувство дисбаланса, которое можно устранить, если поставить на вторую чашу такую же по весу гирю (получится симметричная композиция) или несколько небольших гирек (получится ассиметричная композиция). Ассоциация с весами всегда поможет гармонично распределить элементы по странице и внести устойчивость в вашу работу.

В скрапбукинге, как и в живописи, мы выстраиваем все элементы в определенном направлении – вдоль композиционных осей, которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя. Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными (уводящими в глубину работы). Для скрапбукинга актуальны первые три. Мы можем создавать композицию вдоль одной оси, а может выбрать несколько направлений.

Композиция в скрапбукинге
Композиция в скрапбукинге
Композиция в скрапбукинге

Совет 1. Для сбалансирования композиции используйте в смысловом и композиционном центрах одинаковые по фактуре, цвету или текстуре, но разные по размеру элементы. В странице с горизонтальной осью левый зеленый цветок уравновешен по горизонтальной оси таким же элементом справа, но меньшего размера. Это не значит, что применить здесь можно только цветок, его при необходимости можно заменить подходящим по цвету и размеру другим украшением.

Совет 2. Особое внимание уделяйте уравновешенности в асимметричных композициях. Симметричная композиция гармонична сама по себе, ее основная черта - равновесие, достаточно определиться с композицией с одной стороны оси, а затем просто зеркально отобразить ее по другую сторону оси. Но симметричная композиция статична, в то время как асимметрия предполагает движение, поэтому она интереснее для зрителя.

Совет 3. Чтобы найти погрешности в своей работе, попробуйте прищурить глаза и посмотреть на страницу, ваш взгляд выловит самые темные и самые светлые пятна на поверхности - может необходимо что-то передвинуть или убрать/добавить. Можно еще оценить работу как делают это художники: отойти от работы и посмотреть на нее издалека. Недочеты композиции также сразу бросятся в глаза.

Композиция — это фундамент любой хорошей работы. Изучайте правила, а затем нарушайте их.

Что такое композиция?

Говоря по-простому, композиция — комбинирование частей или элементов для формирования целого. Задача хорошей композиции — расстановка элементов в рисунке для лучшего взаимодействия со зрителями, поддержки их интереса и получения реакции.

Правила хорошей композиции необходимо понимать, потому что мы хотим заинтересовать зрителя и намеренно направлять его взгляд по элементам нашего изображения, а также, что самое главное, точнее выразить идею, историю или суть.

Рассмотрим наш величайший источник вдохновения — природу. Мы не знаем, какие силы движут природой, но мы должны признать существование неких принципов, которые руководят нами и обычно определяют, что нас привлекает, а что отталкивает. Эти ключевые принципы влияют на природу эффективного дизайна и композиции.

Визуальная иерархия

Композиция в рисунке, картине или дизайне должна следовать визуальной иерархии — порядку расположения объектов, грубо говоря. Например, если вы рисуете пейзаж с человеком, собакой и замком, то необходимо решить, какой из этих элементов будет главным, какой — второстепенным, а какой отойдет на третий план. Используя различные типы композиционных правил и структур, описанных в этом руководстве, вы сможете укрепить желаемую визуальную иерархию.

Правила композиции

Числа Фибоначчи

Числа Фибоначчи — это последовательность, в которой, начиная с 0 и 1, каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел (0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д.).

Эта математическая последовательность часто используется в компьютерных системах и нередко встречается в природе, начиная от принципа разветвления дерева и заканчивая ростом цветов и человеческими пропорциями.

Золотое сечение

Результатом этого определения является число φ (фи) =1,681, которое используется в природе при делении или умножении органического материала.

Срединная линия

Срединная линия — композиционное правило, при котором изображение делится пополам, вертикально или горизонтально. Точка фокуса обычно расположена где-то на этой линии, и визуальные элементы по обе стороны от этой линии сбалансированы соответствующим образом. Это правило используют не всегда, однако оно может быть крайне эффективным в более простых композициях при расположении ключевых элементов вдоль срединной линии.

Правило третей

Правило третей — не единственное верное, однако оно — идеальный инструмент для создания хорошей композиции, при котором ключевые элементы располагаются на точках пересечения сетки 3х3. Это хороший “путеводитель” и способ сделать изображение интереснее.

Правило нечетных чисел

Это неписаное правило, однако считается, что нечетное количество объектов привлекательнее четного. Если у вас больше одного объекта на изображении, лучше выбрать композицию с как минимум тремя элементами, и обычно это именно три, поскольку при пяти, семи и более объектах может начаться визуальный беспорядок.

Типы композиционных структур

Сами по себе эти правила — отличное начало для составления хорошей композиции, однако есть еще много других нюансов, которые стоит учитывать. Назовем это композиционными структурами. Они опираются на точки фокуса в вашем изображении.

С одной точкой фокуса

Структура с одной точкой фокуса подразумевает, что у вашего изображения только одна главная точка фокуса. Обычно она расположена на главном объекте, к которому вы хотите привлечь внимание зрителя в первую очередь. Все остальное в изображении поддерживает эту точку.

Это структура с одной точкой фокуса от легендарного Фрэнка Фразетты:

Точка фокуса находится на срединной линии композиции; наше внимание тут же притягивают глаза всадника. Глаза лошади находятся на горизонтальной срединной линии, возможно, чтобы удержать ещё немного внимания.

Для дополнительного визуального интереса Фразетта добавляет глубины на фон и рисует орлов, летящих сквозь дым. Художник использует более светлые тона для передачи дальности. Более того, четкий силуэт и сильные формы объекта создают замечательную графическую композицию, которая притягивает зрителя.

Другой пример структуры с одной точкой фокуса — картина Дейва Рапозы, который, судя по всему, тоже использует композицию срединной линии.

И снова взгляд следует по вертикальной срединной линии, она притягивает взгляд! Совпадение ли, что рука тоже располагается на срединной линии?

Если мы разобьем изображение на формы, то заметим, что в нем создается симметрия за счет сторон треугольника, расходящихся от головы. Треугольник символизирует силу и стабильность, что дополняет суть персонажа, изображенного на иллюстрации.

Небольшая асимметрия вступает в игру за счет линий меча и ноги, добавляя небольшое разнообразие и визуальный интерес к статичной величественной позе. Мы также можем заметить контраст в дизайне форм; они гармонично сочетаются с легким разнообразием в деталях, которые меняют ритм. Облака на фоне нарочно расставлены таким образом, чтобы выступать в качестве направляющих линий и указывать на лицо персонажа.

Несмотря на то, что это композиция по срединной линии, можно заметить в ней и правило третей. Например, лицо расположено в районе второй трети верхней половины изображения.

С множественными точками фокуса

Построение из нескольких точек подразумевает, что в рисунке есть несколько точек фокуса. Каждая точка может быть одинаково важна, но чаще всего все же встречается одна главная точка фокуса, поддерживаемая второй, третьей и последующими точками.

В этом изображении Пётр Яблонски использует структуру с несколькими точками фокуса, которые расположены в сочетании со срединной линией и правилом третей в композиции.

Первая точка, которую мы видим в иерархии — это лицо мужчины. Мы обращаем внимание в первую очередь на него, потому что в этой части изображения больше контраста между светлыми и темными тонами, а также потому, что он стоит прямо над одной из точек пересечения в правиле третей.

Следующее лицо, на которое мы обращаем внимание — дама с сигаретой, которая кажется главным персонажем на картине, однако автор предпочел показать ее второй. Она сидит между двумя точками пересечения в правиле третей, и ее глаза идеально соотносятся с горизонтальной срединной линией. Также можно заметить, что кончик ее сигареты находится прямо в точке пересечения срединных линий, превращаясь во вторичную фокуса, которая постоянно перетягивает наше внимание к центру изображения.

Иллюстрация Джессики Ойхенарт содержит структуру с несколькими точками фокуса в композиции со срединной линией:

И снова мы замечаем, как взгляд следует вдоль вертикальной срединной линии. Это не типичная композиция по правилу третей. Однако, если мы разобьем на трети верхнюю половину изображения, мы увидим, что глаз персонажа находится рядом с одной из точек пересечения. Такой эффект демонстрирует важность третей как таковых.

Лицо персонажа — главная точка фокуса за счет позы, контраста света, тени, необычного цвета глаз и количества деталей, сконцентрированных вокруг. Следующая точка фокуса располагается на изгибе ее фигуры, подчеркивая соблазнительную натуру персонажа. Художник явно хотел, чтобы эта мысль пришла к вам в голову. Далее нас уводят к фону, где происходит схватка, затем к луне и обратно, к точке, где персонаж мучает свою жертву.

Также в нижней части изображения есть несколько второстепенных точек фокуса, которые помогают обрамить объект и удержать наш взгляд. Некоторые из них выглядят спорно с точки зрения визуальной иерархии и уже субъективно зависят от зрителя.

Визуальный интерес иллюстрации усилен чувством глубины, которое передал художник. Есть и особый смысл в том, чтобы использовать размытие на руке на переднем плане и на фрагменте с бойцами на заднем плане. Пересечение перекрывающих элементов фигуры тоже работает на глубину. Создается впечатление точно поставленной перспективы, и диагонали зданий добавляют ритма и напряжения изображению. В картине соблюдается очень сильная визуальная иерархия.

Рамочная структура

Рамочная структура состоит из нескольких элементов, окружающих главный объект или точку фокуса. Эту схему используют для удержания интереса зрителя.

Картина Карлы Ортиз — пример классической рамочной структуры, которая также соответствует правилу третей даже несмотря на то, что главная точка фокуса, лицо героини, немного правее левой верхней точки пересечения. При этом тело девушки находится точно на левой нижней точке пересечения.

В лице героини самый сильный контраст между светлыми и темными тонами, а также с количеством деталей на небольшом пространстве. Это особенно выделяет его на изображении. Наконец, фигура персонажа будто бы обрамлена воронами, деревьями и лестницей, которая уводит наше внимание на задний план.

В изображении потрясающее чувство глубины, и замок на заднем плане также позволяет фигуре лучше выделиться. Замок менее контрастен, что указывает на его удаленность. Вот вам практический совет: объекты, удаленные от зрителя, менее контрастны за счет воздушной перспективы.

Можно обратить внимание и на дизайн одежды, чьи линии уводят зрителя от воронов к лестнице. Деревья вдалеке едва намечены паттерном и цветом. Это удерживает фокус и внимание зрителя на более важных элементах и позволяет глазам отдохнуть. Ещё это помогает зрителю заполнить пространство элементами из своего воображения.

Это изображение хорошо сбалансировано. Например, левый верхний прямоугольник достаточно детальный, в то время как правый нижний более темный и простой.

Эта иллюстрация Якуба Розальски использует рамочную структуру и правило третей:

Точка фокуса — женщина слева на переднем плане, поскольку она помещена прямо на левой нижней точке пересечения прямых.

Вертикальные полосы ее юбки также привлекают к ней внимание зрителя. Однако главным объектом на изображении является механическая фигура, обрамленная силуэтами людей в поле и двумя механическими объектами по бокам. Яркая светлая точка на центральном механизме также привлекает наше внимание. Человеческие фигуры располагаются на нижней трети изображения, а верхушки роботов находятся на второй трети изображения, усиляя работу третей.

Во многих цепляющих изображениях используется глубина. Мы можем заметить её и на нашем примере: на картине есть четкое разделение на передний, средний и дальний план, чья скромная детализация стимулирует наш мозг додумывать элементы.

Путевая структура

Путевая структура — это серия точек фокуса, разбросанных по всему изображению с целью подвести зрителя к главной фокусной точке. Иногда все точки фокуса одинаково важны для композиции и создают в ней визуальный путь или петлю.

Рисунок Эйтана Заны использует множество типов композиции. В первую очередь это правило третей, примененное к главной точке фокуса. Именно человеческая фигура является самой яркой, и, будучи контрастной по отношению к фону, она бросается в глаза ещё сильнее. Здесь же можно наблюдать и золотое сечение, которое помогает разместить элементы композиции. В областях фокуса их больше, но, по мере удаления от центра, детали постепенно рассеиваются.

Перед нами композиция с одной точкой фокуса, но она усилена элементами, нанизанными на путевую конструкцию направляющих линий. Множество других точек фокуса разбросаны вокруг центральной. Впрочем, на тему композиции тут можно и поспорить: кому-то она покажется рамочной, поскольку отмеченные розовым фрагменты полностью окольцовывают главную точку фокуса.

Также добавлен ряд интересных деталей: прямые и закругленные элементы отлично смотрятся вместе, а очерченные струи водопадов помогают разделить и сбалансировать остальную часть сцены с окружающей темнотой. Синим выделена главная линия, эта тень врезается в изображение и направляет взгляд к главной фокусной точке.

А в этой картине Якуба Розальски жёсткая композиция, достигнутая с применением множества правил:

Два всадника на лошадях создают наводящую структуру, становясь дополнительными точками фокуса. Если посмотреть на изображение как на пример композиции со срединной линией, можно заметить, что лошади расположены на пересечениях, а всадник в центре — рядом с вертикальной линией. Верхняя часть головы второй лошади лежит на срединной вертикальной линии, которая ко всему прочему разделяет небо и землю. Всадник на второй лошади размещен на картине согласно правилу третей.

В целом, это изображение построено интересно, с хорошо проработанной глубиной и деталями, пересекающимися элементами, ведущими линиями и хорошим соотношением пустых и заполненных областей, что дает взгляду возможность отдохнуть. В настроении иллюстрации тоже есть контраст; красивая природа сталкивается с несущими опасность вооруженными людьми.

Симметричные и асимметричные структуры

В симметричных структурах обе стороны изображения отражены относительно центральной линии. Когда одна сторона частично отличается от другой, что нарушает зеркальность изображения, возникает асимметрия.

Леонардо Да Винчи (Leonardo Da Vinci)

Симметричная композиция не очень популярна в наши дни, однако была чрезвычайно широко распространена в более ранние периоды и обычно ассоциируется с религиозными работами. Симметрия символизирует единство, баланс и святость. Примером является Тайная Вечеря Леонардо да Винчи, которая использует единую точку фокуса и симметричную структуру с композицией срединной линии.

Первым в глаза бросается расположение Иисуса, находящегося в самом центре изображения, в то время как остальные фигуры равномерно распределены относительно срединной линии. Иисус выделяется за счёт контрастного светлого окна за ним.

Все линии перспективы сходятся на лице Иисуса. Левая часть намного темнее правой, и, возможно, это помогает сбалансировать изображение. В свою очередь, фигуры по обе стороны отличны друг от друга, что вносит во фреску элемент асимметрии.

Другая картина эпохи Возрождения за авторством Рафаэля сочетает в себе структуру с одной точкой фокуса, ведущие линии и рамочную структуру внутри композиции срединной линии:

Точка схода лежит примерно в начале пути, по которому идут философы, что определяется углами наклона других объектов, обозначенных жёлтыми линиями. Розовые линии показывают, как фигуры обрамлены окружающими их объектами внутри картины, и интерес к изображению возникает благодаря разнообразию форм.

Структура ведущих линий

В этой структуре существуют четкие линии, вслед за которыми взгляд зрителя следует по определенной части или частям изображения.

В изображении Карлы Ортиз прослеживается золотое сечение в сочетании с правилом третей, и, вероятно, со срединной линией, разделяющей картину на светлые и темные части. Композиция структурирована направляющими линиями, которые будто обрамляют главный объект и команду корабля. Это еще и структура с одной точкой фокуса, однако взгляд все же пробегает по членам команды, что позволяет обозначить визуальные рамки вокруг девушки и поддержать интерес зрителя.

Опять же, для визуального интереса в изображении присутствует приятное чувство глубины, и силуэты таких объектов, как горы, канаты и паруса не сильно детализированы, однако в них достаточно визуального контекста. Благодаря этому детали в важных частях иллюстрации, например, лицо, выделяются особенно сильно, и наш взгляд всегда будет возвращаться к девушке.

Это изображение, нарисованное Петром Яблонски, ломает все правила:

Эта картина отображает нечто необычное, странное. Просто сверхъестественно! Если мы попробуем наложить типичные композиционные построения, то кажется, будто ничто не работает на этом рисунке, но, тем не менее, он все еще следует композиционным правилам.

Фактически, изображение полагается на сочетание композиционных элементов, а не на правила. Самая главная структура, использованная здесь — это направляющие линии, которые указывают на главную точку фокуса, которой является фигура у окна. Она выделяется еще и тем, что предстает самым ярким объектом на изображении. Эта фигура расположена в странном месте, куда обычно не помещают главные точки фокуса.

Главная точка фокуса также обрамлена дверью слева и зловещей тенью, падающей от объекта вне картины. Этот прием используется, чтобы стимулировать воображение зрителя и приоткрыть происходящее за рамкой изображения.

С точки зрения визуального интереса эта работа очень хорошо сбалансирована, и здесь соблюдено единство разнообразных деталей, со множеством горизонтальных, вертикальных и диагональных линий, которые контрастируют друг с другом. Автор работал в ограниченной цветовой палитре, однако разнообразие оттенков внутри неё впечатляет.

Заключение

Чтобы получить хорошую композицию, нужно понимать правила и учить основные структуры, если вы хотите создавать притягательные изображения. Эти принципы оперируют на подсознательном уровне и сильно влияют на зрителя, когда дело доходит до привлечения его интереса.

Составляя композицию, помните:
  • Какие композиционные правила и структуры вы используете, как основу?
  • На чем вы хотите сосредоточить максимум внимания?
  • Где располагаются точки фокуса?
  • Хорошо ли в рисунке прослеживается визуальная иерархия?

В каждой номинации три призовых места и ценные призы для победителей: монитор, планшеты и Inspiration box. Работы участников отсмотрит разработчик и издатель игр MYTONA — лучшим кандидатам может быть сделано предложение о сотрудничестве. Подробности тут.

Для того, чтобы создать гармоничную и красивую работу - будь то открытка, страничка или объект альтер-скрапа, мы можем воспользоваться некоторыми правилами композиции, сохранившимися со времен древней Греции и Рима.

1. Принцип Золотого сечения. Правило третей .

Золотое сечение - деление величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине. Оптимальным является отношение 1:1,6. Считается, что человеческому взору более приятны объекты, содержащие эту пропорцию.


Существует упрощенный принцип Золотого Сечения - правило третей . Оно гласит, что изображение выглядит интереснее, когда изображённые на нём предметы или его зоны разделены воображаемыми линиями, которые делят изображение на трети — как по вертикали, так и по горизонтали, в пропорциях 2:3 или 1:2, которая и дает правило третей.


2. Правило левой руки .

Давно подмечено, что европейский человек следует глазами из левого верхнего угла композиции в правый нижний. Все, что лежит на этой полосе имеет второстепенное значение, а данные углы притягивают интерес зрителя.


Соответственно, размещение декоративных элементов в узлах внимания по этой диагонали – самое выигрышное положение для акцентирования внимания на этих деталях. С другой стороны, расположение элементов на правой диагонали, внимания зрителя оставят на фоне (красоте бумаги).



3. Средства композиции.

а) Линия. Разные линии влияют на человека по-разному: ломаные раздражают, горизонтальные приносят безмятежность, диагонали – динамику, вертикальные подчеркивают величественность, изогнутые успокаивают.


б) Пятно. В зависимости от размера и размещения пятна (любого объекта с четкими границами) относительно ко всей работе создается ощущение наполненности, пустоты, большого пространства либо наоборот - тесноты.




в) Ритм - это гармоничное чередование пятен и линий. Монотонный ритм используется в спокойной композиции, рваный ритм поможет создать динамику, перспективу, задаст направление.


Советы по применению.

1. В случае комбинирования двух видов бумаги - разного цвета, текстуры и т.д. всегда смотрится выигрышнее вариант, если стык бумаги приходится на линию внимания. По тому же принципу действуем, если приклеиваем ленту, тесьму и т.д.





3. Центральным принципом правила третей является то, что помещать доминанту в центр работы неидеально. Но что если вы хотите подчеркнуть симметрию? существует множество ситуаций, в которых лучше игнорировать правило третей. Например, вы можете захотеть показать противостояние или нарушить баланс.



5. Считайте до трех! Это количество главных элементов выглядит более гармонично. На примере: букет, рамка, голубой бант.

Читайте также: