Как сделать расширительный бачок на компрессор зил 131

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

В двигателях внутреннего сгорания температура газов в цилиндрах в период сгорания рабочей смеси достигает 1800—2000 °С. Средняя же температура газов за рабочий цикл при полной нагрузке составляет 600-1000 °С.

Газы, обладающие столь высокой температурой, сильно нагревают детали двигателя (гильзу, цилиндры, поршни, клапаны), вследствие чего их нормальная работа может нарушиться. Чрезмерный нагрев деталей двигателя ухудшает наполнение цилиндров горючей смесью, вызывает преждевременное воспламенение рабочей смеси и детонацию. При перегреве двигателя резко ухудшается смазка трущихся деталей, так как высокая температура вызывает разложение и выгорание масла (при температуре 200—250 °С масло теряет смазывающие свойства и при недостатке смазки возникает трение, нарушаются нормальные зазоры, уменьшается механическая прочность деталей, и двигатель может выйти из строя). Для обеспечения нормальной работы двигателей внутреннего сгорания применяется искусственное охлаждение.

Однако чрезмерное охлаждение двигателя влечет к увеличению потерь тепловой энергии, ухудшает испарение топлива, что приводит к падению мощности и снижению экономичности двигателя. Таким образом, как перегрев, так и переохлаждение нарушают нормальную работу двигателя. Поэтому система охлаждения должна обеспечивать высокую интенсивность охлаждения и поддерживать нормальный тепловой режим двигателя. Практикой установлено, что для поддержания нормального теплового режима двигателя, температура охлаждающей жидкости в рубашке блока цилиндров должна быть в пределах 80—90 °С. Этот температурный режим является оптимальным, обеспечивающим устойчивую и экономичную работу двигателя.

Жидкостная система охлаждения состоит из: радиатора; расширительного бачка; вентилятора; жалюзи; термостата; насоса с крыльчаткой; патрубков; датчика указателя температуры жидкости; сливных краников.

Теплообменником, в котором тепло от жидкости передается воздуху, является радиатор. Он состоит из: верхнего бачка; сердцевины; нижнего бачка; каркаса.

Радиатор двигателя ЗИЛ-131 трехтрубчато-ленточного типа, при этом:

  • • в верхний бачок радиатора впаяны: наливная горловина, закрываемая пробкой, патрубок для подсоединения гибкого шланга, подводящего охлаждающую жидкость к радиатору;
  • • в нижний бачок радиатора впаян патрубок отводящего гибкого шланга. К верхнему и нижнему бачкам припаяны боковые стойки, соединенные пластиной, припаянной к нижнему бачку. Стойка и пластины образуют каркас радиатора;
  • • сердцевина радиатора трубчато-ленточная. Широкая гофрированная лента помещается между трубками и припаивается к ним. Это значительно увеличивает площадь поверхности охлаждения.

Радиатор соединен с рубашкой охлаждения двигателя гибкими штангами, которые прикреплены к патрубкам стяжными хомутами. Такое соединение допускает относительное смещение двигателя и радиатора.

Радиатор закреплен на раме автомобиля на резиновых подушках и укреплен тягами. Заливная горловина радиатора герметически закрывается крышкой. Перед радиатором расположены жалюзи с вертикальными створками, управляемые рукояткой из кабины.

Система охлаждения оборудована расширительным бачком, который закрывается крышкой с паровоздушным клапаном. Паровой клапан открывается при избыточном давлении 1,0 кгс/см 2 , что обеспечивает повышение температуры кипения воды в системе до 119 °С. После остановки двигателя жидкость охлаждается. Пар конденсируется, в системе осаждения образуется разряжение.

При снижении давления на 0,01—0,13 кгс/см 2 открывается воздушный клапан.

При разрушении резиновых прокладок клапанов и радиатора система охлаждения становится открытой, и вода закипает при температуре 100 °С.

Работа парового и воздушного клапанов предотвращает возможное повреждение радиатора под действием как внешнего, так и внутреннего давления.

Водяной насос (рис. 2.10) служит для создания принудительной циркуляции жидкости в системе. Насос укреплен на переднем торце блока цилиндров, приводится в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. Это же ремень вращает насос гидроусилителя. Водяной насос — центробежного типа. Он состоит из чугунного корпуса; корпуса крыльчатки; вала крыльчатки; уплотнения. Вал вращается на шарикоподшипниках, запрессованных в корпус. От смещения шарикоподшипники удерживаются втулкой и стопорными кольцами. Для удержания смазки в подшипниках и для защиты их о загрязнения они имеют уплотнения. На одном конце вала болтом укреплена пластмассовая крыльчатка. На другом конце вала установлены разрезная конусная втулка и на шпонке — шкив привода насоса. Уплотнение вала в корпусе осуществлено самоподвижным сальником, состоящим из графитизированной текстолитовой шайбы резиновой манжеты, пружины и двух обойм. Сальник вращается с крыльчаткой, так как выступы шайбы входят в прорези хвостовика крыльчатки.

Пружина через резиновую манжету прижимает шайбу к шлифованной плоскости корпуса. К корпусу насоса шпильками крепится крышка с кронштейном и подводящим патрубком. Внутренняя полость корпуса насоса двумя патрубками, отлитыми вместе с корпусом, соединяется с водяными рубашками секций блока. Чтобы избежать попадания воды в полость подшипников в случае просачивания ее через уплотнение, в корпусе насоса предусмотрено сливное отверстие, а на валике — водосбрасывающий бурт.

Для равномерного распределения воды по всей водяной рубашке и направления ее к более нагретым деталям в блок вставлена водораспределительная труба из нержавеющей стали.

Вентилятор служит для создания тяги воздуха через сердцевину радиатора. Он состоит из: валика со ступицей; шкива с лопастями.

Водяной насос

Рис. 2.10. Водяной насос:

  • 1 — упорная шайба;2— распорная втулка;3— вентилятор;4— шкив вентилятора;
  • 5 — ступица шкива водяного насоса;6— шкив водяного насоса; 7 — пробка;8— масленка;
  • 9 — корпус подшипника;10— водосбрасыватель;11— корпус водяного насоса;
  • 12 — крыльчатка водяного насоса;13— самоподжимной сальник;14 —упорная шайба;
  • 15 обойма;16—валик водяного насоса;17 —конусная втулка;
  • 18 — масленка для смазывания подшипников вентилятора

Вода по подводящему каналу подступает к центру вращения крыльчатки, и увлекаемая крыльчаткой вода приобретает вращательное движение под действием центробежной силы, отбрасывается к стенкам корпуса и через два выходных канала под напором поступает в водяную рубашку двигателя.

(диффузор), внутри которого вращается вентилятор. Вентилятор шестилопастный с отогнутыми концами лопастей. Шкив вентилятора установлен на переднем конце вала водяного насоса на подшипниках, что позволяет при преодолении глубоких бродов отключать вентилятор, не останавливая компрессор и водяной насос. Вентилятор вращается ремнем от шкива КВ. Этот же ремень вращает генератор. От шкива водяного насоса приводится в действие компрессор.

Для регулирования теплового режима работы двигателя применяют термостаты и жалюзи.

Схема работы термостата

Рис. 2.11. Схема работы термостата

Термостат с твердым наполнителем помешен в корпус отводящего патрубка и состоит из: корпуса; клапана; штока; мембраны; баллона; направляющей втулки. К корпусу постоянно пружиной прижимается клапан, шарнирно соединенный со штоком. На клапане термостата делается выемка для выхода воздуха при заливке жидкости в систему. Клапан опирается на резиновую мембрану, которая зажата между баллоном и направляющей втулкой. Внутреннее пространство баллона заполнено твердым наполнителем: церезин с медной стружкой, обладающий большим коэффициентом объемного расширения.

Пока двигатель не прогрет, наполнитель в баллоне находится в твердом состоянии и клапан термостата закрыт. Охлаждающая жидкость, минуя радиатор, направляется к водяному насосу. При повышении температуры до 70 °С и более объем наполнителя увеличивается и нажимает на мембрану. Она выгибается вверх, давит через буфет на шток, который поворачивает клапан, вследствие чего объем охлаждающей жидкости наполнителя уменьшается и клапан термостата под действием возвратной пружины закрывается.

Для регулирования потока воздуха, проходящего через сердцевину радиатора, служат жалюзи радиатора. Управляются жалюзи из кабины водителя. Ручка управления расположена под щитом с левой стороны кабины. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку на себя. Закрывать жалюзи следует при прогреве двигателя, а также при движении в случае понижения температуры охлаждающей жидкости, в остальном жалюзи остаются открытыми.

Для слива воды из системы охлаждения имеется четыре сливных крана. Один — на нижнем соединительном патрубке радиатора, два — в нижней части водяной рубашки обеих секций блока, один — на котле предпускового подогревателя.

Для контроля за системой охлаждения на щитке приборов имеется температурный указатель с датчиком, ввернутым в водяной канал двигателя, и сигнальная лампочка перегрева, загорающаяся при достижении водой температуры 115 °С. Датчик сигнальной лампы ввернут в штуцер верхнего бачка радиатора.

Пожарные. Спасатели. Гараж начкара

Пожарные. Спасатели. Гараж начкара

Пожарные. Спасатели. Гараж начкара запись закреплена

Всем привет. Такая ситуация. На ЗИЛу 131 начал тосол пениться и выкидывать, аж через расширительный бочек, странность в том, что выкидывает в тот момент, когда отпускаешь педаль газа после больших оборотов или когда глушишь двигатель, под нагрузкой уровень жидкости падает, думаю если газы выходили из под головы или паука то постоянно бурлило бы, в любом случае разобрать двигатель всегда успеем, хочу начать искать причину от простого к сложному, масло чистое, никто из водителей не признается, что двигатель перегревали, смущает то, что на кануне заливали герметик в радиатор чтобы не тёк, не знаю совпадение или нет течь перестал, но начало пениться, тосол слили, на видео уже вода с остатками тосола, и продолжает пениться. Мужики кто чего скажет?

Татьяна Мордвинова

Снимай ремни и без помпы. Будет бурлить в радиаторе газами то скорее прокладка или голова

Читайте также: