Как сделать расширенную осаго

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

В России все знают про ОСАГО и каско, но мало кто понимает, зачем нужен ДСАГО — полис добровольного страхования автогражданской ответственности. Cам по себе ДСАГО никогда не работает, зато он всегда может прийти на помощь и ОСАГО, и каско. Я расскажу, как правильно его использовать и как он может помочь водителю.

Виды автомобильных страховок

Автострахование можно условно разделить на следующие виды.

ОСАГО — автострахование, обязательное для всех. За выезд на дорогу без такого полиса предусмотрен штраф. Размер штрафа зависит от того, есть ли договор страхования и кто вписан в полис. Если договора нет, причем неважно — вообще никогда не было или просто забыли продлить, придется заплатить 800 Р . А если полис был, но машиной управлял человек, который не вписан в этот полис, — 500 Р .

Главный плюс ОСАГО: если человек виновен в ДТП, ущерб пострадавшей стороне за него выплатит страховая компания, но только в пределах 400 000 Р . Все, что свыше, виновнику придется компенсировать из своего кармана и оплачивать ремонт своей машины в любом случае придется самостоятельно. Пострадавшему тоже удобно: не нужно бегать за виновником и пытаться взыскать с него стоимость ремонта. О том, что такое ОСАГО и от чего оно защищает, мы рассказывали в отдельной статье.

ДСАГО — добровольное страхование автогражданской ответственности, которое защищает ответственность страхователя перед другими участниками дорожного движения. ДСАГО очень похоже на ОСАГО, но в большинстве случаев работает, только если покрытия по ОСАГО не хватает, чтобы возместить ущерб.

Что такое ДСАГО

Это добровольное автострахование ответственности автовладельца. Называют его по-разному : ДСАГО, ДГО, ДАГО. В статье мы будем называть его ДСАГО, но под этим названием будем понимать все виды полисов добровольного страхования гражданской ответственности владельца. Бывает, что ДСАГО выписан на одном бланке с каско, но даже в такой ситуации работают они по-разному : каско защищает автомобиль страхователя, а ДСАГО — других участников движения, их имущественные интересы. Как работает такой полис страхования — проще всего объяснить на примере.

Перед тем, как нанести визит в офис страховой компании для оформления полиса ОСАГО, автолюбителям будет нелишним прикинуть, в какую сумму обойдется страховка. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в правилах расчета страховой премии по ОСАГО с учетом всех поправок 2020 года.

Помимо базового страхового тарифа на цену страховки влияют множество других переменных – возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению машиной, и т. п. Важно, что с 5 сентября 2020 года размер страховой премии определяется по новым правилам (Указание Банка России от 28 июля 2020 г. № 5515-У "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств"; далее – Указание).

Расчет страховой премии производится по формуле:

Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС, где:

ТБ – базовый тариф. Указание закрепляет "вилку" базовых тарифов для каждой категории транспортных средств – от мопедов до тракторов (Приложение 1 к Указанию). Законодатель дал страховым компаниям возможность индивидуализировать базовые ставки тарифов для конкретного водителя в пределах установленного коридора (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"; далее — Закон об ОСАГО). Так, за полис придется заплатить дороже, если водителя неоднократно в течение года до заключения договора ОСАГО штрафовали за проезд на красный свет, превышение допустимой скорости более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу — за исключением случаев, когда эти нарушения повлекли ДТП (в такой ситуации изменится коэффициент КБМ, подробно о котором ниже) или были зафиксированы камерами.

К сожалению, закон не расшифровывает понятие неоднократности нарушений, поэтому страховые компании смогут решать данный вопрос по своему усмотрению.

Все учитываемые факторы страховая компания должна отразить в своей методике расчета премии и указать на официальном сайте. Добавим, что если страховщик решит изменить базовый страховой тариф, это никак не отразится на водителях, уже заключивших с ним договоры автострахования, то есть доплачивать они ничего не будут (п. 3 ст. 8 Закона об ОСАГО).

Для транспортных средств категорий "В" и "ВЕ", принадлежащих гражданам либо ИП и не используемых в качестве такси, минимальный базовый тариф равен 2471 руб., максимальный – 5436 руб.(Приложение 1 к Указанию). Для расчета будем применять максимальный размер тарифа (5436 руб.).

КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Он определяется по месту жительства собственника автомобиля, указанному в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства, либо в паспорте гражданина. Для Москвы этот коэффициент составляет 1,9, для Санкт-Петербурга – 1,72. Максимальный коэффициент (1,99) установлен для Мурманска и Челябинска, минимальный (0,64) – для Еврейской автономной области, Республики Тыва, Чукотского автономного округа, Республики Крым, Севастополя, Байконура и т. д. (с полным перечнем коэффициентов этого вида можно ознакомиться в п. 1 Приложения 2 к Указанию).

КБМ – так называемый коэффициент "бонус-малус". Он отражает, были ли в период действия прошлых договоров ОСАГО страховые случаи по вине водителя. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться. Водителя из нашего примера отличает безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа – поэтому коэффициент "бонус-малус" у него будет максимальным (0,5), что соответствует 15-му классу. Проще говоря, полис ОСАГО он сможет купить со "скидкой" в 50% по сравнению с водителем, который только сел за руль.

КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя. Стаж водителя начинает исчисляться с момента выдачи водительского удостоверения (а если были замены водительского – с момента выдачи первого удостоверения). Дороже всех полис ОСАГО обойдется молодому водителю в возрасте до 21 года включительно со стажем вождения менее года – КВС составит в этом случае 1,93.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Если страховой полис дает право управления автомобилем нескольким водителям (но их число при этом ограничено и фамилия каждого прописана в страховке), то будет использоваться КВС, который окажется максимальным среди всех водителей. Иными словами, при расчете стоимости полиса страховые компании будут ориентироваться на самого неопытного из всех указанных в страховке водителя.

Если же выдается полис без ограничения количества водителей, допущенных к управлению, КВС будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических.

В нашем примере этот коэффициент будет равен 0,94 (п. 5 Приложения 2 к Указанию).

КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Если страховка предусматривает ограничение по количеству водителей, которые допущены к управлению автомобилем (вне зависимости от фактического их количества), коэффициент составит 1. В случае, если оформляется полис ОСАГО "без ограничений", то есть с допуском к управлению неограниченного круга водителей, этот коэффициент будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических (п. 4 Приложения № 2 к Указанию).

КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя. Мощность автомобиля определяется по паспорту транспортного средства или свидетельству о его регистрации. Если в этих документах нужные сведения отсутствуют, страховая компания будет вынуждена ориентироваться на данные из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников.

Мощность автомобиля в нашем примере равна 148 л.с., поэтому будет использоваться КМ, равный 1,4 (табл. 2).

Таблица 1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории "В", "BE") (п.3 Приложения № 2 к Указанию)


Выплаты по ОСАГО часто не хватает для ремонта машины после ДТП.
Если виновником ДТП были Вы, то пострадавший может потребовать от Вас заплатить недостающее. От этого Вас защитит дополнение к ОСАГО – добровольное страхование автогражданской ответственности (ДоСАГО, ДГО, ДАГО, ДСГО). Но эффективно оно будет работать только при соблюдении следующих правил.


1. Предложениям страховых компаний, учитывающих износ машины при расчете выплаты по ДоСАГО, предпочитайте страховки без учета износа. При покупке полиса убедитесь, что износ в данной программе действительно не учитывается.

2. Предпочитайте ДоСАГО со страховой суммой не меньше миллиона рублей. В противном случае степень защиты заметно снизится, хотя экономия на цене будет небольшой. На стоимость полиса ориентируйтесь в последнюю очередь: низкая цена не увеличивает шансы на хорошую защиту.


Ознакомьтесь с мнением клиентов в проекте Народный top. Рейтинг страховых компаний.


Перед покупкой полиса проверьте состояние лицензии страховщика.

ДСАГО

Оформите заявку на услугу, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы по оформлению страхового полиса.

Содержание

Расширенное страхование ДСАГО — это дополнение к обязательной страховке машины. С его помощью можно увеличить сумму покрытия ущерба и выплаты пострадавшим в ДТП.

Срок действия такого договора совпадает со сроком действия полиса ОСАГО. При этом они могут быть оформлены как в одной, так и в разных страховых компаниях.

Отличия от ОСАГО

Главное отличие расширенной страховки от обычной заключается в том, что она оформляется добровольно по желанию собственника автомобиля. При этом страхователь сам выбирает максимальный размер возмещения.

Еще одно отличие — прайс на заключение дополнительного договора ОСАГО устанавливает не закон, а сам страховщик. Поэтому в разных компаниях сумма за оформление полиса может быть различной.

Зачем нужно добровольное страхование автогражданской ответственности

Лимит выплаты по ОСАГО установлен законом. Часто этой суммы бывает недостаточно, чтобы покрыть убытки от ДТП. Расширенное ОСАГО позволяет увеличить эту сумму.

Максимальный размер страховой выплаты по полису автовладелец выбирает сам. Он может составлять от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. Дополнительная страховка начинает действовать только тогда, когда обязательная не покрывает полученный ущерб.

Пример использования расширенного ОСАГО

Автовладелец оформил два страховых договора: стандартный и дополнительный. Предел выплаты по полису ОСАГО составляет 400 тысяч рублей. По ДОСАГО страхователь установил сумму в 2 миллиона рублей.

Автомобиль попадает в ДТП, ущерб по которому оценен в 1 миллион рублей. В таком случае выплата будет осуществляться следующим образом:

  • Полис ОСАГО покрывает установленную сумму в 400000 рублей.
  • Оставшаяся страховая выплата 600000 рублей покрывается полисом ДСАГО.

В таком случае автовладелец получает от страховщика полное возмещение ущерба после ДТП. Если бы он не оформил расширенное дополнительное страхование автогражданской ответственности, то он получил бы выплату только в 400 тысяч рублей, поскольку именно такая максимальная сумма предусмотрена для обязательного страхования.

Какой ущерб покрывает ДСАГО

Расширенное ОСАГО покрывает ущерб, причиненный третьим лицам. В эту категорию входит:

  1. Вред имуществу (автомобилю, зданиям, дорожным знакам и т.д.);
  2. Ущерб здоровью и жизни других водителей, пассажиров и пешеходов.

Полис ДАГО не является универсальным. Существуют некоторые ограничения в его действии. Например, в возмещении будет отказано, если водитель в момент совершения ДТП был пьян или скрылся с места происшествия.

Кому будет полезно автострахование ДГО

Оформление ДСАГО актуально для следующих категорий граждан:

  • Жителей Москвы и других крупных городов с оживленным автомобильным движением;
  • Тех, кому приходится часто бывать в местах, где много дорогих автомобилей;
  • Начинающим и неуверенным водителям;
  • Частым участникам ДТП;
  • Склонным к агрессивному вождению.

Дополнительная автостраховка может помочь любому водителю сэкономить деньги при совершении ДТП.

Тарифы и выплаты по страховому полису

В отличие от обязательного страхования, тариф по которому установлен на законодательном уровне, цену дополнительного ОСАГО назначает страховщик.

Стоимость полиса зависит от:

  1. Страховой суммы;
  2. Региона проживания собственника;
  3. Характеристик автомобиля;
  4. Стажа и возраста водителя;
  5. Фактов участия в ДТП;
  6. Срока действия договора.

Также при расчете полиса, страховщик может учесть общее состояние автомобиля и степень износа запчастей.

ОСАГО

Действующий полис гарантирует водителю, что причиненный ему ущерб будет компенсирован страховой компанией. Владельцу машины не придется самостоятельно урегулировать эти вопросы.

Электронный полис ОСАГО является аналогом бумажного документа и имеет полную юридическую силу. При желании, автовладелец может самостоятельно распечатать договор на бумажном носителе и хранить вместе с остальными документами на транспортное средство. Электронный полис может быть распечатан как в монохромном, так и в цветном варианте.

С 2019 года бумажные бланки полисов обязательного страхования имеют розовый цвет. Что касается электронного полиса, то он может быть любого цвета – не только розовым, но также черно-белым, голубым или зеленым. На данный момент, не существует строгих требований в отношении оформления электронного полиса ОСАГО. Документ не нуждается в заверении, его не обязательно распечатывать на бумажном носителе. При проверке документов достаточно показать бланк полиса в электронном виде на экране смартфона или назвать серию и номер документа.

Впервые оформление Е-ОСАГО стало доступным для автовладельцев в 2015 году. Водители получили уникальную возможность заключить договор со страховой компанией дистанционно, без визита в офис. В январе 2017 году страховые обязали оформлять электронные полисы. С этого момента компании не могут отказать в просьбе выдать электронный бланк.

Готовый документ поступает в электронном виде по указанному клиентом адресу электронной почты, также он становится доступен в личном кабинете клиента на официальном сайте, выбранной страховой компании. Клиент всегда может получить доступ к документу, использовать его в цифровом виде или распечатать на бумажном носителе.

Между программами КАСКО и ОСАГО имеются существенные различия. Страховые компании настоятельно рекомендуют иметь оба полиса, чтобы исключить максимальное количество рисков. ОСАГО является обязательным, а КАСКО – добровольным видом страхования. КАСКО может иметь обязательный характер лишь в случае с автокредитованием. Наличие полиса КАСКО не освобождает автовладельца от необходимости заключать договор ОСАГО.

Две страховые программы имеют принципиальные отличия по нескольким показателям. В первую очередь, это сам объект страхования. При ОСАГО водитель страхует свою автогражданскую ответственность, а КАСКО защищает транспортное средство от уничтожения, причинения ему ущерба и угона. Эксперты в области автострахования настоятельно рекомендуют иметь оба полиса автострахования, чтобы максимально обезопасить себя.

Расчет стоимости также осуществляется разными способами. При покупке ОСАГО конечная цена полиса определяется водительским стажем клиента, мощностью двигателя машины, регионом регистрации водителя и стажем его безаварийной езды. При подсчете стоимости КАСКО следует ориентироваться на марку и модель транспортного средства, год его изготовления и стоимость. Имеет значение стаж и возраст водителей. КАСКО всегда обходится дороже ОСАГО.

Еще один немаловажный фактор – это размер выплат при ДТП и получатель компенсации. Программа КАСКО ограничивает максимальный размер компенсации суммой в 500 тысяч рублей, причем денежные средства полагаются пострадавшей стороне. При КАСКО возмещение будет выплачено в адрес страхователя – автовладельца, оформившего полис. Сумма компенсации определяется условиями договора со страховой компанией.

Читайте также: