Как сделать радиогазету

Обновлено: 04.07.2024

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Тихонова, Ольга Владимировна

Глава первая. РАДИОГАЗЕТЫ КАК ФОРМА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ.

Глава вторая. АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ О РАДИОГАЗЕТАХ

ПЕРИОДИКА, КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ).

§1. Освещение деятельности радиогазет в прессе (1925-1932гг.).

§2. Проблематика радиогазет в теории радиожурналистики.

Глава треть я.РАДИОГАЗЕТЫ В СОВРЕМЕННОМ

ВЕЩАНИИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ И ПРАКТИКИ.

§1. Радиогазеты во Всемирной сети Интернет: функции, типология.

§2. Радиогазеты в местном вещании: ретроспектива, современное состояние.

Радиорепортаж в программах местного вещания: на примере Ставропольского краевого радио 2007 год, кандидат филологических наук Григорова, Лилия Викторовна

Радио в многонациональной республике: исторический опыт, социальные функции, жанровая специфика: на примере радиовещания Дагестана 2009 год, кандидат филологических наук Чиненная, Тамара Юрьевна

Музыка в радиожурналистике: эволюция функций и образная система: 1924-2004 гг. 2005 год, кандидат филологических наук Шабунина, Наталия Юрьевна

Система жанров радиожурналистики: История, теория, особенности функционирования 2002 год, доктор филологических наук Смирнов, Владислав Вячеславович

Вопросы теории радиожурналистики на страницах профессиональной прессы 2007 год, кандидат филологических наук Шевченко, Ольга Николаевна

В системе средств массовой информации весомое место принадлежит радиовещанию. Оно давно уже стало неотъемлемой составной частью жизни общества, культуры и быта людей. С помощью информации, создаваемой масс-медиа и ставшей особым и постоянно действующим средством регулирования отношений в обществе, человек формирует свои взгляды, направляет свои действия.

Теоретические исследования в области устной, отчасти технической кино- и радиокоммуникации получили развитие в нашей стране в 1920 - начале 1930-х годов в работах философов, социологов, литературоведов и кинематографистов. Были сделаны также попытки связать достижения в области передачи аудио- и видеоинформации с фольклором, лубком, народным театрализованным представлением и обрядом, увидеть в литературе действие монтажных законов кино. Но в условиях авторитарной идеологии сфера теоретических работ в области массовой коммуникации пришла к затяжному кризису.

Содержание этапа становления нашего радиовещания, не имевшего аналогов в истории мировой, и в связи с этим накопленный практикой богатый опыт приобретают в наши дни особую ценность. Говорят, и это справедливо, что без прошлого нет настоящего.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью обратить внимание на исторический опыт как радиогазет 20-30-х годов прошлого столетия, так и на опыт функционирующих ныне местных радиогазет (тематика, острые проблемы современного вещания, специфика слушательской аудитории локального радио). Автору представляется, что обогащение таким профессиональным опытом всех категорий радиоработников, в особенности молодых журналистов, радиорежиссеров, операторов, музыкальных редакторов, может быть полезным для производственного и творческого потенциала.

Исследование, где реализуется взаимосвязь между исследуемым объектом как фрагментом истории и автором как представителем современности, посвящено прошлому и дню сегодняшнему. Актуально то, что необходимо сегодня во имя будущего.

В настоящей диссертации анализируется процесс становления, взятый в целом, в своем историческом движении. Фактор становления, развития и трансформации отечественной радиожурналистики, чем явилась радиогазета, имеет главное, концептуальное значение.

Сложным, многоаспектным объектом исследования в диссертации выступают не радиожурналистика вообще, не только передачи середины 1920 - начала 1930-х годов, а радиогазеты как явление. Эту форму передач породило стремление организаций, готовивших радиопрограммы, как можно быстрее, оперативнее и полнее передавать массовой аудитории информацию о важнейших политических, экономических и культурных событиях, о жизни и быте народных масс.

Рассматриваемая в диссертации проблематика, связанная с радиогазетами как явлением, впервые в теории журналистики выступает как предмет целостного исследования. Тема и проблематика диссертации постоянно расширялись, теоретически углублялись в процессе работы, в ходе освоения автором новых источников и научной литературы.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе обширного теоретического и практического материала раскрыть особенности (содержание, специфику), тенденции развития, трансформации важного феномена отечественной радиожурналистики - радиогазет, являвшихся в течение 1921-1932 гг. основной, наиболее распространенной, универсальной формой передач в нашей стране; не просто повторить публикации по теме (их немало), но сделать акцент на тех фактах, явлениях и процессах, которые еще не были в научном обороте, не находились в поле зрения теоретиков и историков отечественной радиожурналистики.

Автор привлекла исследования в области теории и истории радиовещания, представленные работами С.А. Абросимовой, Э.Г. Багирова, М.К. Барманкулова (Казахстан), А.И. Воробьева (в соавторстве с Г.А. Казаковым и А.И. Мельниковым), М.С. Глейзера, Т.М. Горяевой, П.С. Гу-ревича, В.Б. Дубровина (Санкт-Петербург), С.И. Исака (Молдавия), В.Н.

Козловского, Ф.Л. Крулицкого (Молдавия), М.С. Куржиямского, Ю.А. Летунова, Н.Н. Лужецкого, Б.П. Ляшенко, А.А. Максимова, А.Л. Минца, Н.Н. Митрофанова, И.В. Назарова, A.M. Николаева, В.П. Олейника (Украина), Н. Омашева (Казахстан), П.А. Острякова, М.Ф. Платова, Г.А. Поляновского, Е.Г Радкевича (Беларусь), Б.И. Рейнштейна, В.Н. Ружникова, Г.И. Сенкевича, В.В. Смирнова (Ростов-на-Дону), Н.А. Толстовой, М.С. Шалашникова, А.А. Шереля, Л.В. Шугало, Т.Э. Эрназарова, А .Я. Юровского, В.Н. Ярошенко.

В диссертации применяется комплексный подход, методы наблюдения и сравнения. Достоверность исследования обеспечивается широким охватом критической отечественной литературы, репрезентативностью анализируемых архивных материалов и документов.

Научная новизна работы определяется: во-первых, объектом и предметом исследования. Диссертация представляет собой первое в теории отечественной журналистики исследование, специально и полностью посвященное радиогазетам как форме отечественной радиожурналистики и вместе с тем важнейшему фактору становления, развития и трансформации отечественной радиожурналистики; во-вторых, новизной своей основной проблематики. Преемственность времен выразилась в сегодняшних радиогазетах, которые выходят преимущественно в местном вещании; их специфика впервые стала предметом научного исследования.

Если бы автор считала возможным и необходимым дать здесь полное перечисление всего нового в работе, то это вынудило бы ее последовательно назвать все составные части диссертации от названия до приложений, назвать или хотя бы бегло упомянуть великое множество фактов, событий, дат, имен.

Посвященная важным теоретическим проблемам диссертация вместе с тем имеет прямую практическую значимость для организации исследований, относящихся к различным аспектам функционирования радиожурналистики, для подготовки лекционных курсов и проведения других занятий по радиожурналистике на факультетах и отделениях журналистики вузов.

Фактология, анализ, выводы исследования прямо обращены к нескольким категориям заинтересованных читателей: преподавателям и научным сотрудникам, работающим в области радиожурналистики; молодым радиожурналистам-практикам; тысячам радиожурналистов-любителей, с увлечением создающих сегодня на местах современные радиогазеты.

Исследователи радио расходятся во мнении относительно начала массового вещания в России. Высказываются и суждения – правомерно ли в принципе называть конкретную дату.

21 августа 1922 года начались первые речевые передачи Центральной радиотелефонной станции в Москве.

12 октября 1924 года начались ежедневные передачи московской радиостанции имени А.С. Попова (Сокольническая радиостанция).

23 ноября того же 1924 года открылись регулярные радиопрограммы станции им. Коминтерна. В ряде исследований мы находим различные аргументы в защиту каждой из указанных дат как времени начала массового вещания.

Наиболее убедительной представляется точка зрения В.Б. Дубровина 1 , который за основу своих рассуждений берет первые радиотелефонные передачи, обращенные к массовой аудитории. К весне 1921 года инженерами Казанской базы радиоформирований А.Т. Угловым, В.Н. Чистовским и их коллегами был сконструирован усилитель, благодаря которому разговор по радиотелефону можно было передать через рупор, наподобие граммофонной трубы. Такие рупоры были установлены на двух площадях Казани 1 мая 1921 года, и через них передавались тексты некоторых газетных статей.

Особенности первого периода радиовещания вытекают прежде всего из специфических задач, которые стояли перед принципиально новым средством массовой информации. В свою очередь, эти задачи определялись реальными политическими, социальными и экономическими условиями жизни страны.

Развал экономики, отсутствие прочной и быстрой связи центра с районами республики, но более всего – поголовная неграмотность двух правящих классов, которым были обещаны неограниченные права и обязанности в управлении государством, а следовательно, и неограниченные возможности своего политического и культурного развития. Согласно официально объявленной правящей доктрине, процесс политического самосознания трудящихся масс был невозможен без хорошо налаженной информированности этих самых масс обо всех важнейших событиях в стране и за рубежом, а печатные каналы информации и пропаганды были не в состоянии удовлетворить потребности страны.

Принципиальное отличие аналогичных материалов, сконцентрированных в рамках радиогазеты продолжительностью в 45 минут звучания, было в первичности их обнародования и в том, что из бесформенного собрания разрозненных материалов они превратились в четко сверстанное звуковое издание.

В октябре 1925 года газеты сообщили о комплексной программе изучения аудитории с помощью специальных анкет, предпринятой Радиосоветом при Главполитпросвете 11 . Одновременно изучением потребностей различных социальных слоев населения – применительно к массовому вещанию – занялось Общество друзей радио: его активисты вели анализ возрастного состава слушателей, регулярности и нерегулярности слушания в зависимости от содержания передач 12 .

Несмотря на достаточно упрощенные – с современной точки зрения – методы, которыми велись указанные исследования, они дали основание считать, что материалы, передаваемые в эфир, не могут «удовлетворить всю массу радиослушателей: рабочих, крестьян, учащихся, служащих и интеллигенцию. Именно такой состав радиослушателей от неграмотного крестьянина до хорошо развитого городского интеллигента показывает, что нынешняя Радиогазета удовлетворительной быть не может.

Встал вопрос о создании нескольких радиогазет, имеющих каждая свою специфическую аудиторию. Совещание представителей всех заинтересованных учреждений признало такую дифференциацию радиоизданий необходимой. В решении от 26 февраля 1926 года было признано «желательным издание двух газет по радио:

1) рабочей – ежедневной, вместо выходящей радиогазеты, и

2) крестьянской, выходящей 3-4 раза в неделю 14 .

С одной стороны – это стимулировало улучшение содержания радиогазет, более аргументированную постановку общественно значимых вопросов, а следовательно, усиление роли радио в жизни людей.

Однако закрепление редакций радио как структурной части редакционных коллективов печатных изданий ставило под сомнение необходимость развития находившихся и так в зачаточном состоянии сугубо радийных методов воздействия на аудиторию. А в ряде случаев, особенно на местах, вело к упрощенному пониманию специфики канала.

Количество радиогазет все растет. Они возникают, создаются без всякой радиорабселькоровской и слушательской базы, без наличия средств и редакционных сил. Назвать такой рост достижением нельзя.

«Радиогазета должна быть не только короткой, но и весьма живой, интересной и понятной, иначе радиогазету не будут слушать. Чрезвычайно важна форма изложения. Для усиления живости радиогазеты мы допускаем в газете музыкальные номера, частушки с пением и балалайкой и прочее.

Наконец, не менее важна передача радиогазеты. Самый лучший номер может быть испорчен вследствие плохой декламации.

Нашу радиогазету передают декламаторы-актеры.

Один из них „ведет“ газету. Он является чем-то вроде конферансье, которые выступают во время концертов, литературно-музыкальных вечеров на „эстрадах“.

1. Недопустимые длинноты., огромные речевые периоды, пригодные, может быть, для книжной речи, но никак не пригодные для речи разговорной.

Возможность активизировать эмоциональное состояние аудитории, присущая радио, в еще большей степени проявилась в событийных трансляциях. Оговоримся сразу, что в это понятие мы вкладываем представление о трансляционных программах всех направлений, как общественно-политического, так и музыкально-эстетического содержания.

По социально-политическим направлениям событийные трансляции того периода целесообразно разделить на

Событийные трансляции имели ярко выраженную агитационную направленность, имитируя вовлечение масс слушателей в сферу важнейших событий политической, экономической, культурной жизни страны. И в то же время радиособрания и радиопереклички, появившиеся в эфире в конце 1924 – начале 1925 годов, привлекали возможностью установления эмоционального контакта.

«За границей, частично в Англии, этот второй вид радиовещания 35 нашел свое отражение, правда в весьма уродливой форме. Мы видим там ежедневные трансляции из ресторанов. Несмотря на поражающее однообразие, надоедливое убожество всех этих фокстротов – передачи все же дают слушателю своеобразное представление о соответствующей обстановке, откуда производятся трансляции. Так же и передача боя часов Вестминстерского аббатства переносит нас на ночную лондонскую площадь.

Возможность одновременного выхода в эфир из разных городов стимулировала появление радиоперекличек. Само это слово быстро и прочно вошло в лексикон: форма радиоперекличек показалась чрезвычайно перспективной 43 .

Драматургическое начало прослеживается и в эстетических трансляциях радио, к которым мы относим радиолекции по проблемам литературы и искусства, но более всего музыкальные радиоконцерты.

Декларируя программу музыкального широковещания 44 , его редакторы и организаторы в коллективной статье писали в 1925 году: «Уместны, даже необходимы, цикловые исторические концерты, с краткими, сжатыми пояснениями и широкими музыкальными программами, исчерпывающе охватывающими тот или иной период того или иного композитора, с попутной характеристикой эпохи, в которой композитор жил. В обслуживании всех праздников -одна из ударных задач широковещания.

Выступая на упомянутом диспуте о радиовещании в феврале 1926 года, А.М. Любович подвел итоги исследовательских работ в области музыкального вещания: «Мы ведем точный учет всех условий, улучшающих слышимость: расчет мест, занимаемых артистами, специальный подбор голосов, лучше звучащих по радио, составление программ из наиболее подходящих номеров. Музыкант и оратор приспосабливают себя к микрофону 46 . В результате создается замкнутая группа радиоартистов, которые „согласовывают“ каждое биение сердца с рамками студии.

Слушатель должен ограничиться механическим восприятием преподносимых ему номеров. Радиоартист, находящийся в студии, перед микрофоном, лишенный живого общения с аудиторией, никогда не сможет полностью использовать свои силы.

Как видно, речь шла уже не только о плохом техническом оснащении радиостудий, но и о профессиональной подготовленности мастеров искусств к работе у микрофона. На это обстоятельство следует обратить особое внимание. Безусловно, на выводы

Театральный спектакль, будь то драма, опера или оперетта, рождается и живет в прямой зависимости от реакций зрителей -это истина и для учеников Станиславского, и для актеров Таирова, и для школы Мейерхольда, и для представителей любого направления в искусстве.

Необходимо было решить техническую задачу наиболее объемной передачи звука из помещения, где проходит концерт, с тем чтобы добиться минимального вмешательства посторонних шумов в музыкальную ткань исполняемого произведения. Эту сложнейшую техническую и акустическую проблему после ряда экспериментов в зале Большого театра, Колонном зале Дома Союзов, в Большом зале консерватории блестяще разрешила группа инженеров и музыкантов во главе с А.Л. Минцем 48 . Была разработана схема установки параллельно работающих микрофонов (до шести одновременно); при этом была создана возможность автономно регулировать уровень сигнала, идущего от каждого микрофона. Так родилось микширование – техническое и художественное средство, позволяющее вести звуковой монтаж в процессе не фиксированной на пленку передачи.

С конца 1925 года музыкальные трансляции становятся постоянными и регулярными на всех существовавших тогда каналах советского радиовещания.

Анализ недельных программ позволяет представить место внестудийных радиоконцертов в сетке вещания:

Студия имени Коминтерна (Москва) – 3 трансляции в неделю.

Студия имени Попова 49 (Москва) – 4 трансляции в неделю.

Студия МГСПС (Москва) – 3 трансляции в неделю 50 .

Студия НКПиТ (Ленинград) – 4 трансляции в неделю.

Три из четырех основных радиостанций в стране предлагали своим слушателям радиоконцерты по воскресеньям примерно в одно и то же время – от 19 до 23 часов.

Тематически основную массу радиоконцертов можно объединить в четыре группы.

1. Произведения, отражающие историю разных народов. Как правило, эти программы приурочивались к юбилейным датам. Содержание концерта составляли сочинения классические, народные, реже современные.

2. Песенное творчество русского народа. Эти программы включали дореволюционные и современные песни.

3. Музыкальная этнография – песни и музыка народов СССР. Иногда целая передача посвящалась творчеству представителей одной народности или национальности, музыкальное богатство которой в такой программе выявлялось в возможно полном виде; реже программы этой группы соединяли в себе песни и танцы разных национальностей.

4. Цикловые концерты русской и западной классики.

Во всех указанных передачах словесные пояснения непременно сопутствовали музыке. Принцип композиционного построения радиоконцертов определял профессор С. Бугославский, приглашенный руководить их организацией и проведением:

На этом на первый взгляд несколько парадоксальном явлении есть смысл остановиться подробнее.

Эта точка зрения помогает нам объяснить некий феномен программирования радиопередач середины 20-х годов. Он заключается в том, что трансляции опер составляли большую часть содержания радиоконцертов, причем малограмотная и эстетически малоразвитая аудитория высказывала до этому поводу очевидное удовлетворение. А ведь по убеждению многих опера относится к элитарному жанру музыкальной культуры.

Распространение оперных трансляций в рамках радиоконцертов характеризуют следующие данные. За сезон 1927-1928 годов (сентябрь-май) внестудийных радиоконцертов было проведено 108, что составило 259,5 часа звучания в эфире. (Число аналогичных передач из студии – 106, что, соответственно, означает 174 часа 20 минут звучания в эфире.) 60 внестудийных радиоконцертов включали в себя трансляции 27 опер 60 .

  • Газета основана - 6 июня 2011 года
  • • Выпуск № 117
  • от 31 марта 2019

Предварительный усилитель (часть II)


Как мы уже говорили в первой части, чтобы получить высокие заявленные технические характеристики предварительного усилителя, необходимо выполнить рекомендации автора по монтажу и компоновке элементов.

Корпус для этой конструкции лучше выбрать металлический в целях экранирования схемы от внешних шумов и помех.

Трансформатор в блоке питания лучше использовать тороидальный, так как такие трансформаторы имеют низкий уровень электромагнитного излучения.

Кроме этого не забывайте про стандартные рекомендации по монтажу аудиоустройств: провода делать как можно короче, выбирать проводники правильного сечения, сигнальные цепи располагать дальше от цифровых и сервисных (коммутационных).

Теперь про особенности монтажа и сборки подробнее.

Предварительный усилитель (часть I)

Предварительный усилитель

В статье “Предварительный усилитель с претензией на Hi-End!” мы представили конструкцию Дугласа Селфа, которая обладала очень высокими характеристиками и богатым функционалом.

Но, судя по отзывам наших читателей, балансные входы и выходы, столь популярные в профессиональной аппаратуре, у радиолюбителей востребованы меньше. Да и регулятор тембра у аудиофилов не в почёте. Кроме того, Дуглас Селф пытался получить ультра низкие показатели шумов и искажений, используя доступную и дешёвую элементную базу. Из-за этого конструкция получилась относительно сложной.

Сегодня микросхемы нового поколения, которые обладают гораздо лучшими характеристиками, стали вполне доступны для радиолюбителей, что позволяет существенно упростить схему без ухудшения её параметров.

Представляем вам предварительный усилитель конструкции Питера Смита.

Маркировка радиоэлементов (импортных, активных)

18 сентября, 2017 • Рубрика: Разное

Маркировка радиоэлементов

В последние годы производители полупроводников оптимизировали номенклатуру своих изделий, и количество предлагаемых устройств несколько сократилось. Однако, это трудно заметить при просмотре каталогов компонентов, где количество различных устройств только одного типа может составлять не менее нескольких сотен. Для крупного, профессионального поставщика в каталогах будет доступно несколько тысяч полупроводников.

Именно поэтому при подборе элементов даже опытным радиоинженерам следует проявлять осторожность, потому что легко ошибиться, когда имеется так много компонентов одного типа, многие из которых имеют схожую маркировку. Иначе вы рискуете купить неправильный прибор/компонент или правильный компонент, но неправильную его версию.

Усилитель мощности Ultra-LD 200W (Часть III)

Усилитель мощности

Особенности схемотехники усилителя мощности Ultra-LD200W мы рассмотрели в первой части. Конструктивные особенности, которые оказались не менее важными для получения высоких параметров усилителя, мы рассмотрели во второй части статьи.

Надеемся, что платы спаяны, транзисторы закреплены на радиаторы и можно переходить к сборке блока питания, а также к проверке и настройке самого усилителя.

Усилитель мощности Ultra-LD 200W (Часть II)

26 апреля, 2017 • Рубрика: Усилители мощности

Транзисторный усилитель мощности

В первой части этого цикла статей мы представили принципиальную схему усилителя мощности Ultra-LD 200W. Подробно были рассмотрены схемотехнические и конструкторские приёмы, направленные на достижение, можно сказать, экстремально низких значений шума и искажений. Следует отметить, что усилитель выполнен по архитектуре Лина, но каждый узел в нём тщательно проработан и оптимизирован известным австралийским инженером Дугласом Селфом.

В этой части мы рассмотрим вопросы сборки усилителя. Хотя конструкция усилителя относительно простая, для получения заявленных параметров следует уделить особое внимание некоторым аспектам, на которых мы и остановимся подробно.

Усилитель мощности Ultra-LD 200W (Часть I)

12 апреля, 2017 • Рубрика: Усилители мощности

Усилитель мощности

Усилитель построен на транзисторах серии ThermalTrak от известного производителя On Semiconductor. Эти транзисторы представляют собой новую версию топовых моделей MJL3281A и MJL1302A и имеют встроенные диоды для организации термокомпенсированных цепей смещения выходного каскада.

В результате этого исключается регулировка тока покоя выходного каскада и отпадает необходимость в классическом умножителе напряжения для термостабилизации тока покоя выходного каскада и решается ряд конструктивных вопросов по снижению термического сопротивления радиатор-транзистор.

Как запустить свое радио. Советы профессионала

474525.jpg

Что нужно для создания собственного интернет-радио

Ответ предельно прост. В первую очередь необходимо определиться с идеей радио, тематикой. Какой посыл будет нести твоя станция. Следующий шаг – выбор платформы для радиовещания, в каком сервисе вы будете реализовывать свое радио. В-третьих, конечно же, сервер, через который будет осуществляться поток входящей и исходящей информации. Обязательно следует обзавестись сайтом для радио, в идеале, чтоб еще и приложение было разработано для прослушивания вашего радио с различных мобильных гаджетов.

4.jpg

Немаловажный элемент – наличие групп в социальных сетях (Инстаграм, Фейсбук, ВКонтакте и др.), через которые вы сможете привлечь гораздо больше целевой аудитории и более качественно с ней взаимодействовать. Отдельное внимание следует уделить аудио/видео-хостингам и стриминговым сервисам, ведь через них вы сможете распространять отдельно записанные программы, выпуски, рубрики вашего радио – так называемые подкасты. Тем самым, например, на площадке Youtube, Soundcloud, Apple Music и многих других сможете дополнительно монетизировать свой радиоконтент и двигать его в массы.

Какой микрофон выбрать для радиовещания

md305-1_1.jpg

Какое оборудование понадобится

Читайте также: