Как сделать рабочий лист для урока начальной школы

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 04.10.2024

эти события о бучения целиком содержатся в структуре урока открытия новых знаний .

Проанализи ровав имеющуюся информацию, мы пришли к выводу о том, что «Рабочий

учащихся, полноценный обучающий материал для работы н а занятии. Главная задача

обучения может быт ь увлекательным, что если у ченик приложит некоторые усилия, он

испытает рад ость от процесса обучения, от процесса понимания и собственны х успехов.

- перечень зада ний на прове рку памяти (тесты, откр ытые воп росы и тд).

- Тема (чаще всего пустое поле, к оторое необходим о заполнит ь);

- Инструкция (п онятная максималь но, соответствующая возрасту

- Целеполаган ие (исп ользуем опорные слова для детей младшего школьног о

- Задания (оче нь простое – простое –сложное – твое со бственное за дание.

Рядом с заданием вся теоретическая информация, которая необходима ребенку,

детей, их увлече ния. Исходя из эт ого, придумыва ем интересны е названия номе рам

заданий (опе рация №1, шаг № 1, дело№1, улика 1 и тд). Всё э то способствует

- развитие самостоятельности и возможность научить учащихся процессу

учения. Ни каж дый ре бенок мож ет и готов работать самост оятельно. Дома могут

уникальный инструмент, благодаря которому кажды й ребенок вовлечен в п роцесс

- возможность переда ть от ветствен ность за процесс и результа т

обучения ре бенку. На данных уроках м еняется роль учителя. Мы отходим от функци и

у него есть все инструменты для т ого, ч тобы успешн о разобраться с новой темой ;

- индивидуальный подхо д заключается в том, что каждый учащийся имеет

в собственном т емпе и определя ть цель своей деятель ности ;

- возможность испо льзовать ос ознано цифровые д евайсы ;

- учитель може т уделять время учащи мся, которые в этом ну ждаются .

Активность учителя на правлена на слабых детей, д етей с особенност ями, если

таковых несколько в классе, то можно со зда ть микро - гр уппу и помо чь реб ятам

- возможность выявить слабы е зоны в н ашей работе и работе учащихся .

Например, н еумение читать и нструкцию , отсутствие смыслового чтения, не уме ние

развития, выведенной Л.С. Выготск им. Ученик, приходя к нам на урок открытия н ов ых

знаний, ориентиров очно находиться на первой ступеньк е «Когда - нибудь научусь и

является таким инструме нтом, который позволяет обучающем уся, используя

запрограммирова нную в нем помощь, разобраться с темой и перешагнуть н а

осуществлять обучение на расстоянии без непосредственног о контакта между уч ителем

учителя, который помога ет решать множество задач в рамках системно -

деятельностного подхода и пом огает детям п онять, что учёба = удовольств ие.

Контрольно-оценочная деятельность в педагогическом процессе никогда не должна быть и не будет прекращена ни на каком этапе обучения, она не должна и слабеть, она должна только качественно меняться.

5-балльная система оценки, существующая в школе, по своей сути является 3-х балльной.

Слайд 2. И мы часто сталкиваемся с проблемой: ЧТО поставить ученику за работу на уроке, если он сегодня “поднялся” на одну ступеньку выше, но все еще не “дотягивает” до желаемой “4” или “5”, или даже “3”, но “рост” ученика заметен. Как не дать угаснуть тому огоньку, который теплится в нем?

Этим вопросом педагоги нашей школы стали заниматься задолго до того времени, когда в школу пришел ФГОС. Сначала школа I-ой, а затем и II-ой ступени работала над поиском решения этого вопроса. Еще в рамках эксперимента по безотметочному обучению в основной школе мы рассматривали разные подходы к уроку, к формам и методам контроля, оценки и самооценки обучающихся на уроке. вот тогда совместными усилиями педагогов и учеников школы стали появляться листы оценки, самооценки, рабочие листы к отдельным урокам и темам.

Слайд 3. Часто рабочий лист к уроку включал уже тогда элементы оценивания на разных этапах урока, итоговую самооценку ученика, оценку учителя, имел набор образцовых заданий, был своего рода ориентиром при изучении некоторых тем курса отдельного предмета. Вместе с тем Рабочие листы становились постепенно своего рода диагностической картой по изучению предмета, демонстрируя при этом личностный рост ученика, связь с другими предметами.

  • где прописаны все задания, которые ученики могут выполнить на уроке; чёткие указания, как и что должны ученики сделать за урок;
  • где ученику предоставляется возможность самостоятельного формулирования целей и задач предстоящего урока;
  • условие самостоятельного освоения учебным материалом, часто с предложением нескольких маршрутов для этого;
  • возможность оценить свою работу (сравнить с эталоном, образцом выполнения. ).

Слайд 5. Рабочий лист может быть в 2-х видах: одинаковый для всех учащихся класса или индивидуальный.

Слайд 6. Индивидуальный Рабочий лист содержит инструкции и материалы, предназначенные для отдельных учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Поскольку преподавание информатики предполагает немалое количество практических и творческих работ, то Рабочие листы дают возможность сделать их максимально индивидуальными.

Слайд 6 второй щелчок.

В ходе изучения графического редактора Paint в 5 классе Рабочий лист составляется на основе заполненного учащимися Листа умений работать в ГР Paint, тогда и Рабочий лист к уроку практической работы составляется индивидуально для каждого ученика, Слайд 6 третий щелчок . где может быть не только задание для практической работы, но и подробный обучающий алгоритм её выполнения и результат, особенно для тех, кто не опытный пользователь этой программы. Видя перед собой конечный результат, ученик может планировать темп работы индивидуально, а учитель – контролировать формирование практических навыков у каждого ученика.

Слайд 7. Использование индивидуальных рабочих листов позволяет каждому ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем, то есть ученик становится активным участником процесса обучения. На уроке “Строение кольчатых червей на примере дождевого червя” каждый выбирает вариант работы в зависимости от сложности, но на листе даны также общие вопросы, и обучающийся может предположить, каков должен быть итог урока, какой вид работы поможет в достижении целей.

Слайд 8 На уроке “Центры происхождения культурных растений и домашних животных” вариант определяется успешностью выполнения теста по ранее изученной теме.

На современном уроке реализуется системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов. Рабочие листы помогают сделать процесс обучения именно деятельностным и реализуют образовательную функцию урока. В структуру листа сегодня включаются задания на формирование различных УУД.

Слайд 9 Это может быть контролирующий блок с заданиями разной степени сложности, направленный на контроль и актуализацию знаний, блок формирования новых понятий и терминов, включающий задания по структуризации материала, работе с терминологией, по составлению кластеров разного уровня. Кроме того, есть элементы, соответствующие требованиям стандартов второго поколения – самооценивание работы на уроке. И что очень важно – практически весь урок обучающиеся самостоятельно, опираясь на схему рабочего листа, изучают новый материал.

Слайд 10 Рабочие листы могут включать задания более высокого уровня, требующие умения анализировать, сравнивать, применять знания в новых ситуациях. Вся работа на этом уровне построена на том, что теоретические основы материала изучаются на примерах, практических заданиях, обучающиеся добывают знания самостоятельно, делают выводы и сравнивают их с теорией учебника или иного источника. Задания рабочего листа могут дополнять и иллюстрировать материал уроков, на которых изучаются наиболее сложные темы, что позволяет расширить информационное пространство урока, а также сделать процесс усвоения материала более эффективным. Кроме того, заполнение листа непосредственно по ходу урока позволяет сразу теоретические знания переводить в практическую форму.

Каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала. Кроме того, рабочий лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение.

Слайд 11 Стимулом к изучению предмета и получению знаний может быть и личная значимость материала для каждого школьника, поэтому, например, на уроке “Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора” Рабочий лист включает задания и информацию именно практической направленности.

В настоящее время все большее значение приобретает самообразовательная функция урока. Поэтому работа ученика должна быть в первую очередь осознанной.

Слайд 12 На уроке природоведения в 5 классе “Карлики и гиганты” по ходу чтения текста в рабочем листе предлагается не просто заполнить таблицу, а поработать в знаковой системе (технология РКТМЧП). Знакомство с текстом в этом случае становится осмысленным, происходит сложный процесс анализа уже имеющихся знаний, сравниваются знакомые факты с теоретической основой.

Слайд 13 На уроке “Становление систематики” в 9 классе ученики сами определяют цель урока, а в (Слайд 14) 7 классе “Диаграммы” самостоятельно формулируют тему урока, ставят цели и планируют изучение темы.

Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность в системе уроков. Использование рабочих листов в системе даёт возможность реализовать и эту функцию, поскольку он представляет собой некий план к самостоятельной работе ученика, в основе которого лежит логика процесса усвоения знаний: (Слайд 14 второй клик мыши) восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия. В этом случае очень важно, чтобы обучающийся видел не только план работы на уроке, но и мог по нему определить цели, а также личную значимость получаемых знаний. На этом этапе учитель реализует функцию тьютора, организующего и сопровождающего процесс обучения. Работа с листами может быть не только индивидуальной, но и предусматривать достижение целей в микро- и макро-группах, что помогает социализации обучающихся, формирует коммуникативные компетенции детей.

Слайд 15 Развивающая функция урока направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности. Поэтому в рабочий лист включаются проблемный вопрос, развивающие задания (Рабочий лист к уроку “Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники”)

Несомненно, при использовании Рабочих листов необходимо корректировать и план урока, прописывая все этапы работы с Рабочими листами. Слайд 16 Только тогда можно контролировать формирование основных компетенций учащихся, предвидеть результат, контролировать и сопровождать процесс обучения.

Отдельно нужно сказать о преимуществах, которые дает работа по Рабочим листам учителю. Если обучающийся работает непосредственно в Рабочем листе, то есть возможность оценить как каждый вид работы в отдельности, так и выполнение работы в целом. Учитель может оценить индивидуальные возможности каждого, прослеживать формирование УУД и участие в процессе обучения, видеть пробелы в изучении темы, корректировать процесс обучения индивидуально, что делает обучение более эффективным. Использование Рабочих листов на уроках и анализ их позволяет проследить личностный рост каждого ребёнка. Работа по алгоритму облегчает и процедуру самооценивания для ученика, поскольку по заполненному листу обучающийся может оценить весь объём выполненной им работы, планировать дальнейшие успехи.

Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.

Разработанный специально к уроку, рабочий лист помогает ученику разобраться в композиции урока, увидеть, от чего и к чему он в процессе учёбы "двигался". Значит, ученику легче сделать выводы по уроку, "пробежав ещё раз глазами" по своей работе, оценить, насколько он был активен на уроке, насколько продуктивно "учился", есть возможность оценить себя, одноклассников, корректировать оценку в оде урока, серии уроков.

Процесс разработки и подготовки как урока, так и Рабочего листа ОЧЕНЬ трудоёмкий!

Учитель на таком уроке не выполняет главенствующую роль, не является основным “вещателем” знаний, а становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как ученики становятся учителями, исследователями и сотрудниками.

Что делать с заполненными Рабочими листами?

Из опыта работы мы пришли к выводу, что Рабочие листы можно накапливать в портфолио по предмету (как результат продвижения обучающегося), Слайд 18 можно сводить промежуточные данные по учащимся, полученные в Рабочих листах, в сводные таблицы “Достижения результатов освоения программы” по классу для получения полной картины по предмету.

Слайд 19 Таким образом, проанализировав основные момента работы с Рабочими листами, можно уверенно говорить о выполнении основной функции учителя на современном уроке как организатора, управляющего процессом познания, сопровождающего процесс обучения, создающего условия и образовательную среду для каждого ребёнка. Ведь, по словам Конфуция, “самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь”.

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Главная | Технологии для учителя и преподавателей | Интерактивные рабочие листы как новый способ познавательной активности детей (на примере поиска весеннего пробуждения природы)


преподаватель Нижнетагильского педагогического колледжа №2, Отличник Просвещения, Ветеран педагогического труда.

Современному учителю и родителю, чтобы разнообразить самостоятельную деятельность учащихся, могут пригодиться Интерактивные рабочие листы (ИРЛ). В зависимости от поставленной учебной задачи и способности учителя сконструировать ИРЛ, работа с интерактивными листами может включать в себя полный цикл учебных активностей – от погружения ученика в тему, и постановки проблемы до оценивания результатов ученической работы.

Интерактивным рабочим листом (ИРЛ) принято называть цифровое средство организации учителем учебной деятельности обучающихся с помощью облачных сервисов и веб-инструментов.

Авторами идеи являются Людмила Рождественская и Мария Смирнова.

Разработать ИРЛ может любой учитель на любом предметном содержании, набор способов для разработки листа можно попытаться выделить:

  • включение элементов теста: открытые и закрытые задания.
  • организации работы с текстом.
  • проблемные задания с пошаговым выполнением.
  • задания, направленные на умение классифицировать, структурировать.

Обратная связь от учителя в технологии ИРЛ чаще всего имеет вид комментариев на полях уже заполненного рабочего листа, либо развернутого текста с анализом результатов целой группы (включающего примеры и пояснения), предназначенного для сообщества класса, группы и т.д.

  1. Интерактивный лист, кроме рабочей части, всегда содержит название/подпись и короткую инструкцию для работы с ним.
  2. Конструкция листа рассчитана на преобразование исходного материала листа, в активную работу ученика с ним.
  3. Работа с листами подразумевает свободное использование любых источников информации, как бумажных, так и Интернет-источников.
  4. Результаты работы разных учеников с рабочими листами всегда различаются между собой, вероятность одинакового заполнения крайне мала.
  5. Заменить объекты на уже созданном листе можно в считанные секунды – и вот готов уже новый лист.

Сервисы для создания ИРЛ:

  1. Google-формы – Это может быть документ, либо рисунок, либо презентация. В данном случае была использована форма google-рисунок. С помощью стандартной панели инструментов, выбирая в ней коллекции фигур, таблиц, стрелок, линий, а также средств для их раскрашивания, можно создавать практически любые красочные и запоминающиеся листы. – открытые вопросы, множественный выбор ответа, сопоставление, установление соответствия, упорядочивание, заполнение пропусков в тексте, заполнение комментариев к изображению, таблицы, аудиозапись фрагмента.

С ребенком 5 лет идем гулять на улицу и берем с собой камеру, чтобы запечатлеть “признаки весны”.


Когда весна будет более заметна, кроме камеры возьмём еще один инструмент – “весноискатель”.



В сервисе Wizer оформляем находки в ИРЛ, который поможет вовлечь ребенка в систематизацию собственных наблюдений.


Другие интерактивные листы:

Современные технологии позволяют сохранять, модифицировать, вносить коррективы хоть миллион раз. Даже малыши, которые только учатся читать, с удовольствием будут перемещать по экрану карточки, решать задания, а старшеклассники с головой уйдут в разбор темы.

На главную страницу

— Курсы для преподавателей — Учимся создавать рабочие листы в сервисе Canva

Здесь преподаватели русского языка, логопеды, психологи, учёные делятся с коллегами и с родителями учеников своим опытом. На наших вебинарах вы узнаете о самых эффективных методах обучения. Поймёте, какие оригинальные упражнения, направленные на повышение грамотности, можно выполнять с детьми в школе и дома.

Учимся создавать дидактические материалы для уроков гуманитарного цикла на сайте Canva с Натальей Путинцевой (карточки, рабочие листы, видеозаставки, презентации). Отличное визуальное оформление вызовет восторг у ваших коллег и учеников. Практическое занятие! В течение вебинара, следуя инструкции, каждый из участников создаст материал для занятий, освоит основные функции и сможет поделиться своей работой с другими педагогами. Сразу можно будет задать вопрос, если что не получится.

Начало занятия - 11 января 2021 года, в 18 ч. мск.

Карточка, выполненная в Canva

Карточка, выполненная в Canva

Чтобы зайти на вебинар или посмотреть запись, нажмите на эту зелёную кнопку.


Количество часов: 3
Преподаватели: Наталья Путинцева

Читайте также: