Как сделать пустотелую форму

Обновлено: 04.07.2024

Скульптуры из бетона – прекрасное решение для украшения двора загородного дома, приусадебного участка, территории дачи. Несмотря на то, что настоящие скульпторы не очень любят бетон ввиду некоторых особенностей, для самостоятельного изготовления простых скульптур в домашних условиях материал подходит как нельзя лучше.

Правильно залитая скульптура из бетона получается прочной и долговечной, может быть окрашена в любой оттенок, не боится воздействия внешних агрессивных факторов, обладает большим весом, что делает невозможным кражу изделия. Немаловажно и то, что производство бетонных скульптур обходится сравнительно недорого, а для всех этапов работ не понадобятся какие-то особые навыки, знания, инструменты, материалы.

Все, что нужно для изготовления фигуры из бетона своими руками, можно найти в мастерской или купить в ближайшем супермаркете. Технологий создания скульптур из бетонного раствора существует несколько и каждый мастер выбирает ту, что больше всего подходит для его целей и позволяет получить наилучший результат.

Получить простые и незамысловатые фигурки из бетона сможет каждый мастер. Главные этапы – приготовление всего необходимого, правильный замес бетонного раствора, быстрая и качественная заливка, сушка в оптимальных условиях. После набора монолитом прочности он уже не боится ничего и будет стоять долго, сохраняя идеальный внешний вид.

поделки для сада из бетона

Необходимые материалы

До того, как сделать скульптуру из бетона, необходимо позаботиться обо всем, что может понадобиться в процессе работы: инструменты, материалы, эскизы, емкости, дополнительные средства.

  • Выбор эскиза и метода создания скульптуры – начинать лучше с простых и доступных вариантов, так как реализация масштабных проектов далеко не всем под силу. При выборе фигуры обязательно учитывают величину и ландшафт территории, дизайн архитектурного ансамбля, возможность гармонично вписать скульптуру в экстерьер. Так, для детских площадок делают милые фигурки гномов или зверей, для сада – грибы и подставки под цветник, для ворот часто выбирают львов и т.д.
  • Создание самого эскиза – если нет способностей, желательно нарисовать будущую фигуру хотя бы схематически. Чем точнее будет передана задумка на бумаге, тем проще потом будет рассчитывать размеры, определять порядок действий.
  • Опытные мастера советуют создавать 3d-модели фигур в уменьшенном виде из пластилина, куска глины. Так удастся более реально представить процесс создания фигуры, все верно рассчитать, точно определить размер и масштаб.
  • Инструменты – бетономешалка и емкости для приготовления бетонной смеси (либо миксер, специальная насадка на дрель), лопатки различного размера, шпатель, мастерок, кусачки, плоскогубцы. Если планируется скульптуру заливать, понадобится форма (можно купить или сделать самостоятельно).
  • Материалы – вода, песок, цемент, пластификатор для приготовления бетонной смеси, полиэтиленовая пленка для защиты двора, стальная или алюминиевая проволока для производства каркаса объемных фигур, грунтовка и краска для придания фигуре эстетичного вида.

Технологии производства

Планируя создание будущей скульптуры из бетона своими руками, важно правильно выбрать подходящую технологию производства. В домашних условиях реализовать можно три метода: лепка вручную, каркасная, заливка в формы.

Лепка вручную – способ, который не требует особых приспособлений и инструментов, но предполагает наличие определенных навыков и важность приготовления раствора правильной консистенции. При условии, что смесь не слишком жидкая и не очень густая, из нее удобно и хорошо лепить, вполне возможно создать небольшие поделки. Обычно такой вариант выбирают для создания массы мелких фигур для украшения сада, цветочных горшков, подставок под клумбы и т.д.

Каркасный метод наиболее сложный, но зато дает возможность создавать настоящие шедевры. Так, сначала из проволоки создают объемный каркас будущей фигуры, потом его покрывают бетонной смесью (облепливают, грубо говоря), придают смеси форму, ждут высыхания и раскрашивают, придавая нужный цвет, рисуя те или иные элементы (при создании зверушек – рисуют глаза, уши, нос и т.д.). Метод подходит для создания скульптур любого размера.

создание фигурок из бетона

Технология заливки в форму самая простая, так как требует лишь наличия формы и четкого соблюдения всех этапов. Важно правильно и точно залить в емкость бетонный раствор, потом выждать высыхания и аккуратно достать готовое изделие. После ему позволяют полностью набрать прочность, окрашивают по желанию и т.д.

Формы можно сделать самостоятельно или купить уже готовые. Обычно такой метод используют для создания фигур небольшого размера, но высокой сложности.

Тонкости каркасного способа

Каркасное изготовление скульптур, несмотря на наличие определенных нюансов, не предполагает каких-то особых сложностей. Скульптуру делают на базе конструкции из проволоки, выступающей основой изделия. Модель из проволоки обычно повторяет лишь основные элементы конструкции, так как преследует цель создания основы, на которой можно вылепить все нужные детали.

как сделать бетонную фигуру

Несмотря на то, что часто для создания фигур используют любые ненужные элементы (ящики, тряпки, древесину), лучше всего делать каркас из алюминиевой/стальной проволоки. Способов создания модели существует несколько. Маленькие и средние по размеру фигуры делают из алюминиевой основы, используя обычную связку благодаря эластичности материала.

А вот стальная проволока предполагает реализацию комбинированного метода – определенные части каркаса связывают плоскогубцами, другие соединяют методом сварки. Лучше всего делать фигуры по каркасной технологии пустотелыми.

  1. Возможность сэкономить материалы – когда речь идет про производство больших фигур, бетона понадобится слишком много (при выборе заливки и внутри тоже).
  2. Легкость – при необходимости транспортировки фигуры изделие весом в несколько сотен килограммов придется передвигать с привлечением спецтехники.
  3. Более эффективное покрытие каркаса бетоном, аккуратность.

Бетонная скульптура по каркасной технологии создается достаточно просто: сначала делают каркас из проволоки, его обтягивают строительной сеткой с точной передачей объемов и форм. Потом на каркас мастерком и шпателем наносят бетон. Новый слой добавляется лишь после высыхания предыдущего. Наносить бетон на скульптурный каркас нужно аккуратными и легкими движениями.

Потом бетону дают полностью высохнуть и набрать прочность. Если есть какие-то недочеты, их исправляют до окончательного схватывания смеси – удаляют подтеки, неровности и т.д.

Заливка в готовые формы

Бетонную смесь можно залить в форму, которая позволит получить фигуру определенного объема, конфигурации. Готовые формы можно купить или сделать из каких-то емкостей своими руками. Чаще всего мастера сами делают то, что им нужно, так как ассортимент в магазинах достаточно сильно ограничен. Как и в случае с каркасом, вовсе не обязательно заливать в формы какие-то сложные конструкции – достаточно сделать общую форму, а потом все остальное выполнить вручную.

Так, небольшие грибы заливают с использованием старого таза, пластиковой бутылки. Шапка заливается в таз, ножку делают путем заливки смеси в пластиковую бутылку (после затвердения материала достаточно просто разрезать бутылку). Проявив смекалку и воображение, из подручных средств можно создать самые разные интересные фигуры, которые потом достаточно просто обработать.

заливка бетонных скульптур в формы

  • Песок тщательно просеивают, чтобы исключить вероятность попадания в раствор крупных фракций, мусора.
  • Песок и цемент смешивают в пропорции один к трем, если есть возможность выбрать между серым/белым цементом учитывают пожелания по цвету. На белой основе все краски смотрятся более яркими и насыщенными, но серый цемент стоит меньше.
  • В смесь песка и вяжущего постепенно доливают чистую воду, можно добавить пластификатор (исходя из пропорции 200 миллилитров на 50 килограммов цемента).
  • Раствор перемешивают очень аккуратно и тщательно, по консистенции готовая смесь должна быть похожа на густую сметану.

После того, как бетон залит в форму, ее накрывают пленкой и дают высохнуть в течение 12 часов. Желательно защитить от влаги, дождя. Потом изделие можно достать из формы, позволить ему набрать прочность и покрасить.

как делать скульптуры из бетона

Идеи поделок для начинающих

Начинать стоит с самых простых фигур и скульптур. Это могут быть грибы, гномы, звери, разные персонажи из сказок. Причем, когда речь идет о ярких фигурках, учитывать стоит не столько сложность выполнения самой скульптуры, сколько придание ей яркости и соответствия эскизу. Так, обычный гриб – это ножка и полукруг, а вот схожесть с задумкой ему придает правильное окрашивание.

То же касается животных и персонажей из сказок – сами формы несложные, а вот красиво расписать сделанные фигурки умеют не все. Ниже представлено множество вариантов простых поделок, с которых можно начать создание скульптур и изделия из бетона.

Бетонный грибок

Грибы тоже бывают разными – из бетона можно сделать боровик или мухомор, украсив сад и приусадебную территорию. Точную копию модели грибов получить вряд ли получится, да это и не нужно. Грибы ведь не идеальны в природе. Гораздо важнее добиться сходства фигурки с самой идеей и придать ей красивый вид. Для скульптуры используют бетон, по консистенции напоминающий чуть подтаявшее сливочное масло.

  • В песке сделать глубокой миской углубление.
  • Положить на дно лист лопуха (он сделает поверхность шероховатой).
  • Взять пластиковую бутылку либо свернутый в трубку рубероид/линолеум.
  • Залить обе части бетоном.
  • После того, как все элементы подсохли, можно залить новым раствором верхушку и объединить оба элемента.
  • Выждать 2 дня до полного высыхания, на протяжении которых статуэтка должна быть накрыта пленкой.

Обычно для полноценной композиции создают несколько грибов разного размера и размещают их по территории. Можно сделать настоящие грибные поляны, которые очень красиво смотрятся на зеленом газоне.

скульптуры из бетона своими руками

Использование листьев

Для создания фигур из бетона можно использовать листья мальвы, ревеня, лопухов и иных растений. Таким образом получаются красивейшие заготовки из бетона. И вовсе не обязательно искать формы по всей Москве – часто в магазинах представлен гораздо более скудный ассортимент, чем может придумать человеческая фантазия.

  • Замешивание раствора из 1 части портландцемента и аналогичных по объему трех частей песка, добавление воды до тех пор, пока смесь не получится по консистенции напоминающей творог.
  • Засыпка в миску невысокой горки из песка, укладка сверху целого листа растения.
  • Заливка листа цементным раствором.
  • Отделение листа после высыхания и получение красивой рельефной поверхности.
  • Покрытие изделия краской в соответствии с задумкой.

Таким же образом получают бетонные шары, имитации валунов, фигурки в виде полусфер.

Важно потом правильно окрасить изделие, чтобы оно получилось действительно красивым и оригинальным. Так, листья красят не только зеленой, но и золотой краской, делая шикарные подставки под клумбы.

Создание скульптуры из бетона – это возможность не только сэкономить на покупке готового изделия, но и интересный, увлекательный процесс. При условии соблюдения технологии и выполнения всех этапов фигурки получаются прочными, надежными и красивыми.

Силикон стал главным материалом 21 века. Он присутствует в нашей жизни гораздо больше, чем нам кажется. Силикон используют в пром. производстве, космическом и автомобилестроении, ремонте и строительстве (герметизация), медицине (контактные линзы), косметологии (средства по уходу, инъекции), кулинарии (прихватки, формы) и электронике.

Свойства силикона

Группа синтетических силиконовых полимеров обладает множеством полезных для человека качеств. Главное из которых – инертность. Силикон сам не оказывают никакого действия, он лишь образует тонкую воздухопроницаемую пленку.

Силикон :
- Эластичен;
- Устойчив к деформации;
- Имеет легкий вес;
- Прочный;
- Не прилипает (отсутствие адгезии);
- Имеет минимальную усадку;
- Не передает тепло и электричество;
- Химически инертный;
- Простотой в уходе;
- Не способствует размножению бактерий;
- Имеет длительный срок службы.

Эти свойства силикона делают его универсальным материалом для широкого диапазона работ.

2. Силиконовые формы: варианты применения

В последние 10 лет вырос интерес к силикону как материалу для формования полиэфирных и эпоксидных смол, литья парафина, олова, полиуретанов, штукатурки, бетона, воска, парафина, гипса, жидких пластиков и мыла, полимерной и самоотвердевающей глины.

Из силикона можно создать различные формы – молдинги:

- для выпечки (только из пищевого силикона);
- для льда (только из пищевого силикона);


- для скульптур, статуэток;

- для строительных форм (фасадная плитка, формы под искусственный камень);


- для декора мебели и предметов интерьера;


- для различных поделок из жидкого пластика, эпоксидной смолы и т.д.


3. В чем преимущество создания силиконовых форм своими руками?

1. Оригинальность
Повышение спроса привело к появлению большого количества готовых форм из силикона: в хозяйственных магазинах можно встретить формы для льда, мороженного, кексов и т.д. В строительных магазинах появились формы под лепнину, кирпич, камень.

Зачем тогда делать формы самостоятельно?
Создание собственной силиконовой формы актуально, когда среди готовых форм нет необходимого вам типа, рисунка, объема. В других случаях лучше взять готовую форму, поскольку цена готовой силиконовой формы и цена формы, которую вы сделаете самостоятельно, будет примерно одинакова.

2. Экономия
Рассмотрим вариант применения силиконовых форм для отливки форм под плитку, иск. камень, кирпич – для отделки помещений. Используя силиконовые формы, вам не нужно будет покупать дорогостоящие готовые изделия. Достаточно приобрести материалы (цемент или гипс) для отливки собственных форм.

3. Как сделать самостоятельно форму из силиконового герметика

Сегодня мы расскажем вам, как самостоятельно сделать форму из не пищевого силиконового герметика.

1. Приготовьте необходимые материалы : силиконовый герметик , канцелярский нож, герметичный контейнер или матрицу для заливки, масло/мыльную воду/крем для рук и оригинальный предмет, с которого будет сделана форма.

2. Этапы работ

- Подготовительный. Подготовьте поверхность оригинала: очистите ее от загрязнений, если поверхность пористая, то обработайте лаком или шпатлевкой. Проверьте, насколько герметичен контейнер. Контейнер можно сделать из жесткого материала, ДСП, деревянных дощечек или стеклопластика.

- Заливка. В зависимости от того, какую форму вы хотите получить, вы можете сделать 3D слепок, сделать тонкий силиконовый рельеф или односторонний отпечаток оригинала.

Для односторонней формы поместите оригинал в контейнер, обработайте его маслом или кремом. залейте силиконовым герметиком . Рекомендуется в случае применения большого объема герметика наносить силикон послойно, делая паузу 15 минут между слоями. Особое внимание уделите верхнему слою, чтобы он получился ровный.

- Готово. Подождите, пока силикон высохнет. Время указано в инструкции вашего герметика. Разберите контейнер и выньте заготовку. Форма готова.

Разница изготовления объемной формы состоит в том, что в самом начале вы должны поместить на дно контейнера скульптурный пластилин, поместить наполовину в пластилин оригинал, а вторую половину – залить силиконом и выждать, пока он застынет. После - снимите фигуру с силиконом из формы, уберите пластилин и положите силиконовым слоем вниз. Нанесите крем или масло на половину, где раньше был пластилин. Залейте вторую половину оригинала силиконом. После застывания – разрежьте форму вдоль с помощью канцелярского ножа и выньте заготовку.

Теперь Вы можете заливать форму гипсом, парафином, воском, бетоном, гипсом или другим материалом и создавать различные фигуры. Формы из силикона отличаются хорошей эксплуатацией и неприхотливы в уходе.

Тема про формование заинтересовала всех. И многие спрашивают: как из чего делаем форму для гипса. Смотрите, делал все из формопласта. Концов, выходов, чтобы приобрести материал, нет. Но покажем на маленьком примере, как получить в домашних условиях.

Найдена бутылочка с двуглавым орлом. И планируется из нее сделать слепок из гипса. Что для создания формы надо? Коробочку на быструю руку смастерил, она кривая, внутри форма и нигде стенок не должна касаться. Использован силикон, неважно белый или черный. И понадобится Fairy. Для чего? Все и покажем.


Берем капельку Fairy. начинаем обмазывать заготовку формы. Но слой не должен утопать, слегка всё покрыто. Силикон не пристает сильно к стеклу, особенно к пыльному. А Fairy играет роль смазки.

Бутылочка обработана. Хвостик сделал специально, называется ледник. Будут отверстия, в которые заливать гипс для многоразовой формы.

Начинаем набирать силикон без строительного пистолета. Вовнутрь пошел, чем плотнее набьется, тем лучше, от толщины зависит удобность формы. Набрал силиконовую. Единственный минус метода – долго делается. И начинаем втыкать в форму свою заготовку. Должна находится посредине. И начинаем ее чуть-чуть расталкивать, шевелить, чтобы хорошо силикон прилегал, если где-то пустота, то раковины в изделии готовом.
Далее с 5 минуты


Гипс широко применяется во многих отраслях промышленности. Особенно часто этот материал используют в строительстве, медицине и архитектуре. Но работа с гипсом требует определенных умений и знаний. Как делают гипсовые изделия, описано в этой статье.


Особенности гипса

Гипс считается уникальным материалом, который легко обрабатывается и способен принять любую форму. Из жидкого пластичного гипса можно сделать практически любую фигуру. После застывания изделие выглядит особенно красиво.

При соединении сухого гипса с водой получается масса, по консистенции похожая на тесто. Она быстро твердеет и отлично сохраняет заданную форму. Во время затвердевания раствор немного увеличивается в размерах и выделяет небольшое количество тепла. Эта особенность очень важна. Дело в том, что расширяющийся гипс начинает заполнять все выемки, повторяя с максимальной точностью форму.

Еще одним важным свойством гипса является его экологичность. Так, для приготовления основы для лепки требуется всего лишь сухой гипс и обычная вода. Простота использования и безопасность для окружающей среды сделали гипс особенно популярным.

Из гипса делают разные архитектурные украшения, элементы декора, фигуры. Для создания изделий используют специальные формы. Их делают из дерева, цемента, пластика, эпоксидной смолы, пластилина, металла. Но наиболее удобными и практичными в применении считаются силиконовые формы для заливки гипса. Они пользуются большим спросом и позволяют создать уникальные гипсовые изделия.


Что такое силиконовая форма для гипса

Формы из силикона имеют много преимуществ. Во-первых, к ее поверхности не прилипает гипсовый раствор. Это очень важно, поскольку не нарушается целостность изделия. Таким образом, гипсовые поделки, вылитые в силиконовой форме, имеют идеальный внешний вид. Никакой другой материал не обладает такими свойствами. Во-вторых, силиконовая форма для гипса очень эластичная и износостойкая. Ее можно использовать много раз, не нарушая целостности. В-третьих, форма из силикона легко отделяется от застывшего изделия. Это значит, что силиконовая форма для гипса не требует смазки перед заливкой. Для мастеров это очень удобно и существенно упрощает работу.


Как сделать силиконовую форму для гипса

Готовые силиконовые формы можно купить в строительных магазинах. Но можно изготовить самостоятельно. В этом случае мастер имеет возможность создать форму по собственной креативной задумке.

Изготовление силиконовой формы для гипса осуществляется по определенной технологии.

Сначала нужно сделать контейнер для заливки. Для этого можно использовать дерево, ДСП, стеклопластик и любой другой материал. Или можно взять уже готовую емкость. Затем следует тщательно склеить детали формы, чтобы они хорошо держались и не было щелей.

На следующем этапе нужно взять скульптурный пластилин и равномерно выложить до половины контейнера. Делать это следует аккуратно, чтобы поверхность была гладкой и без дефектов.

Затем в пластилин надо поместить модель, под которую делается форма. Очень важно в пластилине сделать карандашом небольшие дырочки, чтобы во время отливки не смещались части формы.

Теперь нужно измерить объем требуемого силикона. Подсчитать количество необходимого материала можно по размерам контейнера.

Затем нужно смазать поверхность модели мыльным раствором или восковой смазкой. Для создания силикона нужно смешать жидкий раствор диоксида кремния и кислотный отвердитель согласно инструкции на упаковке и вылить массу тонкой струей на пластилин с моделью. Когда верхняя часть формы затвердеет, можно удалять пластилин. Но делать это следует аккуратно, чтобы не повредить поверхность формы.

Теперь нужно вновь смазать поверхность модели и формы, приготовить силиконовую массу и сделать форму для верхней части модели.

Силиконовая форма для гипса готова.


Стоимость готовых силиконовых форм

Сегодня многие фирмы выпускают готовые силиконовые формы для гипса. Цена на них в зависимости от сложности и размера составляет от 200 рублей и выше. Так, за простую форму для декорирования помещения в виде ракушки или листочка нужно заплатить 290–320 рублей. Более сложные формы большого размера стоят значительно дороже. Например, цена на форму для изготовления декоративного камня составляет от 900 до 1500 рублей за кв. м. Есть посредники, которые предлагают формы из силикона китайского производства по оптовым ценам.

Керамика связана с историей человека с древних времен. Именно по предметам из глины и их фрагментам дошла до нас история жизни древних народов. Да и сами первые люди, согласно мифам о сотворении мира, были созданы Богом по образу и подобию своему из глины.
Самое интересное, что многие способы создания керамических изделий сохранились с незапамятных времен и претерпели не самые кардинальные изменения. Конечно, современные керамисты, в дополнение к традиционным способам создания керамических работ, открывают новые техники лепки, стремятся к использованию новых материалов и способов декорирования. Мир керамики удивительно разнообразен, богат различными техниками и открытиями. Это дает учителю возможность обучить детей множеству способов лепки, разным подходам к форме, к декорированию, научить чувствовать материал. Знание свойств глины, большого количества приемов лепки, как объемных, так и плоскостных вариантов создания работы, предоставляет каждому ученику одинаково высокий шанс для реализации его творческих возможностей, создаются условия для максимального развития детей с разными способностями.
Данное пособие по художественной керамике является результатом обобщения работы автора на протяжении многих лет с детьми ремесленно-художественного отделения ДШИ №2.
Составная часть образовательного процесса на отделении – керамика, взаимосвязана с историей народных промыслов, историей изобразительного искусства, композицией, рисунком, живописью.
Срок обучения в школе – 3 года. Возраст детей от 9 до 16 лет. Группы обучающихся – разновозрастные.

Цель моей работы с детьми: развить в детях способности к творческому восприятию и мышлению.

  • Создать условия для самовыражения учащихся, развить их воображение и фантазию;
  • Научить практической работе с фактурами;
  • Закрепить приёмы стилизации и трансформации образа.
  • Создать условия для развития импровизации в ходе выполнения практической работы
  • Развить способности применять полученные знания в любой практической работе;

Одним из важнейших разделов при обучении керамике в нашей школе, является обучение созданию пустотелой скульптуры. На протяжении учебы, дети осваивают следующие способы создания пустотелой скульптуры:

1. Лепка из жгутов. Один из самых старых способов создания сосудов и пустотелой скульптуры. Дети знакомятся с ним еще в дошкольном возрасте. Образ лепится из заранее подготовленных жгутов и лент. Жгуты накладываются один на другой по спирали. Каждый следующий жгут кладут на внешний край предыдущего. Полученные стенки разглаживают как изнутри, так и снаружи стекой. Способ универсальный, т.к. позволяет легко сужать и расширять фигуру в необходимых местах, может быть использован при изготовлении любой формы.

2. Лепка из пустотелого шара. Это также, один из первых способов, использованных человеком для создания некрупных изделий. Способ заключается в следующем: небольшой кусок глины делится на 2 части, из которых формируются шарики. По центру шара большим пальцем делается углубление почти до самого дна, остальные пальцы лежат на внешней стороне шара. Постепенным пошаговым движением по кругу формы раздвигаем боковые стенки. Два готовых полушария тщательно склеиваются шликером. Образ дополняется необходимыми деталями ( голова, руки, ноги и т.д.). При обучении этому способу дети получают знания по стилизации образа.

3. Лепка из куска с последующей выборкой глины. Данный способ предполагает создание законченного образа из достаточно крупного куска. Затем фигура разрезается металлической струной на 2-3 части. Петлеобразной стекой вынимаются излишки глины изнутри, и облегченные части фигуры склеиваются шликером (жидкой глиной).

4. Лепка из пласта. Данный способ является одним из наиболее популярных способов изготовления художественной керамики в настоящем времени. Из раскатанного пласта ребенок формирует либо готовый образ, либо его детали. Освоение этого способа способствует раскрепощению ребенка, полету фантазии, отходу его от реального представления образа к стилизованному. Развивает образно-ассоциативное мышление, учит думать и выражать свои мысли в характерной только для этого человека форме.

6. Лепка из фактурных пластов (фактурных налепов). Сравнительно молодой и достаточно востребованный сейчас способ лепки. Способ предоставляет большие возможности для создания стилизованных образов, предполагает полет мысли, фантазии ребенка, требует особого подхода к формообразованию. К преимуществам и отличительным чертам способа относятся:

а) огромные возможности для фантазии и импровизации;
б) большая степень обобщения образа;
в) сравнительная быстрота исполнения;
г) прекрасные возможности для декорирования;
д) легкость изделия по массе;
е) эффектность работы;
ж) достаточно широкий спектр приложения (скульптура, сосуды, декоративные тарелки, панно).

Данную работу я хочу посвятить знакомству именно с этим способом лепки, раскрыть особенности создания художественного образа и технические приемы работы данным способом. Начать знакомство со способом лепки из фактурных пластов предлагаю с лепки животного.

Создание образа.

1. Создание эскиза

Для того, чтобы слепить животное в данной технике, нам, прежде всего, необходимо создать ряд эскизов и зарисовок, т.к. удачный эскиз– решение половины поставленных задач. Ребятам объясняется, что данная техника невозможна для лепки реалистичного животного. Предлагается создать стилизованный образ животного. Для начала им необходимо выбрать объект стилизации, изучить форму, фактуру и даже характер животного. Обнаружив характерные черты животного, ребенок должен удалить в процессе стилизации все несущественное. Например: при лепке жирафа, достаточно сделать очень длинную шею и характерный декор, для барана самыми значимыми будут рога. Излишнее насыщение деталями будет мешать цельности образа, усложнять его общее восприятие. Самый оптимальный вариант – одновременное присутствие условностей изображения и узнаваемости образа.

  • утрировать природную форму, доводя ее до максимальной остроты (предельно округлить тело мышки или активно вытянуть шею жирафа);
  • изменять соотношение пропорций, увеличивать в размере наиболее важные детали;
  • допускать разные условности: отсутствие конечностей, преломление формы и т. д.


2. Практическая работа над образом

1. Подготовка к работе

Для создания задуманного образа нам необходимо приготовить: глину, 2 влажные тряпки, фактурные ткани, скалку, стеки, шликер. Можно использовать любые сорта глин средней жирности. Причем глина должна быть хорошо очищена, тщательно промята, не должна прилипать к рукам. Шликер приготовим заранее. Для этого возьмем небольшой кусок глины, размешаем его с водой до однородного сметанообразного состояния, 2-3 раза пропустим через сито.

2. Лепка животного

1) Заготавливаем пласты с фактурной поверхностью, не менее 4-5 видов. Раскатываем пласт, расположив глину на ткани, накрыв ее сначала также тканью. Снимаем верхнюю ткань, накрываем пласт фактурной тканью, прокатываем еще раз заготовку. Толщина заготовок должна быть 5-7 мм. Небольшие пласты можно раскатывать на бумаге. Инструмент для раскатывания – обычная скалка



2) Раскатываем еще один пласт толщиной 10 мм. Это заготовка для донышка, основания скульптуры.



3) Вырезаем из него круг, проделываем в середине небольшое отверстие. Небольшое отверстие необходимо для того, чтобы выходящие при обжиге газы не разорвали работу.



4) Отрывая от фактурных пластов небольшие кусочки, начинаем формировать нижние конечности животного, пока это просто лента высотой от 50 до120мм высотой. Высота конечностей зависит от задуманного образа, у жирафа она будет, естественно, выше, чем у барана. Кусочки наклеиваются немного внахлест, перемежаются разными фактурами, места приклеивания смазываются шликером. По окончании этой процедуры вы можете, при желании, наметить ноги. Для этого необходимо в переднезадней и боковых сторонах ленты, по середине, немного прогнуть пальцем нашу заготовку внутрь.







5) После набора необходимой высоты конечностей, приступаем к формированию шарообразного туловища. Придерживаем место присоединения туловища одной рукой, второй приклеиваем изнутри фактурный кусок и отгибаем его наружу. Формируем шар (овал), оставив незакрытой только место, где у животного начинается шея. Следите за тем, чтобы между фактурами не было зазоров, промежутков, так как это не придаст прочности вашей работе. Также будьте внимательны к толщине ваших пластов. Если они разнятся по толщине, то постарайтесь использовать более толстые при лепке конечностей и нижней части туловища. В противном случае конструкция может просто обрушиться под собственной тяжестью.










7) Склеиваем из 4-5 фактурных кусков небольшой лоскутный пласт. Сворачиваем его в кулек, склеиваем по шву. Получилась голова животного, которую мы приклеиваем шликером на намеченное место.







8) Осталось приклеить на шликер небольшие треугольники – уши и из двух шариков сделать глаза. Из полоски глины смоделируйте гриву и хвост. Их лучше приклеить с помощью стеки.









Наша лошадка готова. Бережно перенесите ее в место сушки.



Необходимо помнить при создании работы об усадке при сушке и обжиге, которая, в зависимости от вида глины может составлять от 3 до 10%.

3. Сушка работы

Это очень ответственный момент. Сушить изделия необходимо в специально отведенном месте, недоступном для сквозняков. Нельзя ставить влажные изделия возле батарей парового отопления. Изделие должно сохнуть медленно, постепенно. Быстрая сушка ведет к возникновению напряжения внутри глины между быстро высохшими и давшими усадку тонкими деталями и еще влажными. Это может привести к деформации, появлению трещин и разрывов. Поэтому сушить изделие первые два-три дня желательно под тряпкой, газетами или полиэтиленовой пленкой.

4. Обжиг работ

Очень важная и последняя стадия работы над керамическим изделием. Обжигают работы в горнах, русских, муфельных, газовых и электрических печах. В нашей школе электрические печи с датчиком и регулятором температуры.
Керамические изделия, выполненные способом лепки из фактур, подвергают обжигу дважды.
Первый обжиг (утильный, бисквитный) производится после окончательной просушки работ, для получения прочного черепка. Второй (политой) – для закрепления на нем глазурей (полив) и разных цветовых покрытий. Температура утильного обжига доводится обычно до 800-900 °С, политого – до 1000-1100 °С.
Качество обжига зависит от того, как поместить работы в печи. Располагать их надо аккуратно, друг над другом, используя при необходимости подставки (из той же глины) и опоры. Более тяжелые изделия размещаются внизу, более легкие – наверху. Между изделиями должно быть свободное пространство, по которому будут циркулировать разогретые газы.

Сырые изделия могут прикасаться друг к другу, глазурованные не должны соприкасаться, чтобы при плавлении глазурей не произошло их спекание.

Во избежание пережога, работы должны находиться на расстоянии 2-3 см от нагревательных элементов.

Температура в печи до 400 °С должна повышаться очень медленно, так как черепок теряет физически связанную воду и дает значительную усадку. После этого можно немного ускорить процесс до 600 °С и выдержать в этом состоянии около часа, чтобы стенки изделий не разрушились. Далее температура повышается до желаемой, причем, от 800 до 900 °С обжиг снова должен идти медленно. По достижении необходимой температуры печь можно выключить и дать ей остыть до комнатной температуры.

5. Декорирование изделия












Заключение

Это пособие можно взять за основу в работе керамистам, руководителям кружков и студий, преподавателям школ искусств, любителям, которые только собираются осваивать данную технику. Возможен вариант использования его как руководства к действию в предложенном виде и вариант развития его, исходя из собственного опыта, видения и условий работы.

Для создания гипсового лепного декора для украшения дома, а также для изго-товления различных сувениров методом литья, используются разнообразные формы. Умение самому создать такую пригодится и в бизнесе, и в реализации творческих идей.

Формы бывают деревянными, цементными, пластиковыми или металлическими, иногда их делают из смол или пластилина.

Тем не менее самыми распространенными благодаря удобству и практичности считаются полиуретановые и силиконовые формы.

Как выбрать силикон для отливки гипсом

Другим параметром, который стоит выбрать, является твердость. Существует несколько вариантов твердости по специальной шкале (шкала Альберта Шора), но обычно вещества для работы с мягкими материалами обозначают буквой А, для работы с твердыми – буквой D.

Также разделяют и числовое значение показателя твердости. Силикон с показателем от 10 до 15 подойдет для работы с небольшими легкими формами, показатель от 20 до 70 значит, что из такого силикона можно отлить форму для тяжелой статуи или другого крупного изделия. Буквенные и цифровые обозначения присутствуют в названии силикона, обращайте на них внимание при выборе.

Где купить силикон

Поиск материала не составляет проблемы, популярное вещество найти легко. Тем не менее выбор поставщика важен и если вы не находите подходящей марки или вида силикона, то не стоит исключать заказ материал, так как стоимость его доставки относительна невысока и можно заказать компаунд у качественного поставщика.

Например:

Изготовление силиконовых форм для гипса, процесс

При подготовке к созданию изделия важно также понимать, какой будет ваша модель: плоской или объемной (3d). Для плоской нет никаких особенных требований, объемную же собирают из двух частей (половин). Затем вокруг модели устанавливается опалубка. Или модель/фигуру можно положить в подходящую емкость, если позволяют размеры. Заливается силикон, отсчитывается нужное время, которое указывается на упаковке или в инструкции. Оптимальным временем затвердевания считается от 30 до 50 минут.

Также модель можно обмазать компаундом, такой способ годится для крупных фигур: высоких статуй или колонн. Некоторые специалисты рекомендуют применять обмазку при обилии мелких узоров/деталей для лучшей прорисовки.

Где купить и как искать формы для заливки гипсом

Разумеется, делать форму самостоятельно не обязательно, существует множество готовых вариантов, начиная от имеющихся дома предметов на выбор, заканчивая иностранными поставщиками.

Многие используют формы, предназначенные для изготовления мыла. Охотно продают формы их прямые поставщики, в том числе и через Instagram и другие соцсети. Например:

Формы продаются в специализированных магазинах и у производителей продукции.

ЛАЙФХАК:

Также мы советуем обратиться к иностранным производителям, которые не воспринимают такие заказы как угрозу на рынке и без проблем продают формы. Например:

Читайте также: