Как сделать пунктуационный разбор предложения

Обновлено: 04.07.2024

Пунктуация — раздел науки, который изучает порядок использования и правила расстановки знаков препинания, систематизирует знаки препинания.

Общий порядок разбора текста с пояснениями

Чтобы выполнить анализ предложения по расстановке знаков препинания, необходимо отличать простые предложения от сложных, сложные союзные от бессоюзных предложений, знать, какие необходимо использовать знаки препинания в них. Надо уметь определять однородные члены предложения, иметь понятие о частях речи.

Для разбора текста необходимо иметь багаж знаний, знать правила синтаксиса и пунктуации русского языка, быть знакомым с теорией пунктуации.

Как делается, знаки препинания

Анализ пунктуации предложения включает в себя либо самостоятельную работу по расстановке знаков препинания, либо объяснение, почему использован тот или иной знак препинания. При объяснении использования знаков препинания прописывается то правило, на которое опирается ученик. Предложение и его грамматические основы часто изображаются схематически.

Помните, что объектами такого исследования служат знаки препинания и внутри, и в конце предложения.

Какие знаки препинания использовать?

  1. В конце предложения используется точка, вопросительный или восклицательный знак, многоточие. Использование того или иного знака объясняется целью предложения и интонацией.
  2. Внутри предложения могут быть использованы запятая, двоеточие, тире, кавычки, точка с запятой, скобки.

Обычно знаки препинания используют:

  • для выделения однородных членов предложения;
  • на стыке простых предложений в составе сложного;
  • в прямой речи, диалоге, цитировании;
  • при обособленных членах предложения;
  • в сравнительных оборотах;
  • при обобщающем слове и др.

Примеры пунктуационного разбора

Никогда еще в своей жизни Чередниченко так не волновался, как волновался, наблюдая за гибкой, смелой циркачкой. Он полюбил ее. Чередниченко был холост, хоть разменял уже пятый десяток. То есть он был когда-то женат, но что-то такое получилось у них с женой — разошлись. [. ]

Он был человек самолюбивый и честолюбивый, знал, что к пятидесяти годам станет заместителем директора небольшой мебельной фабрики, где теперь работал плановиком. Или, на худой конец, директором совхоза.

Пример разбора.

1. Никогда еще в своей жизни Чередниченко так не волновался, как волновался, наблюдая за гибкой, смелой циркачкой.

Третья запятая используется между однородными прилагательными: циркачки (какой?) гибкой, смелой.

2. Он полюбил ее.

Простое повествовательное предложение, в конце предложения ставим точку.

3. Чередниченко был холост, хоть разменял уже пятый десяток.

4. То есть он был когда-то женат, но что-то такое получилось у них с женой — разошлись.

Сложное предложение с союзной и бессоюзной связью.

5. Он был человек самолюбивый и честолюбивый, знал, что к пятидесяти годам станет заместителем директора небольшой мебельной фабрики, где теперь работал плановиком.

Это сложноподчиненное предложение с двумя придаточными. Главная часть осложнена однородными сказуемыми (был, знал). Предложение повествовательное, в конце использована точка.

Первая запятая стоит между однородными сказуемыми (был, знал).

Вторая запятая используется перед союзом что, отделяет придаточное изъяснительное.

6. Или, на худой конец, директором совхоза.

Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д. )
3. Начертите схему предложения, включив в неё графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

[По природе стыдлива и робкая] , она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

Схема: [ / обособленное определение /, подлежащее сказуемое] .
Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.

Пунктуационный разбор - объяснение условий постановки знаков препинания.
(грамматические, смысловые ..)

Образец пунктуационного разбора предложения

[Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, ^ с кургана смотревших на него] . (Л. Толстой)

Объяснение знаков препинания

2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;

3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.

Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д. )
3. Начертите схему предложения, включив в неё графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

[По природе стыдлива и робкая] , она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

Схема: [ / обособленное определение /, подлежащее сказуемое] .
Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.

Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д. )
3. Начертите схему предложения, включив в неё графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

[По природе стыдлива и робкая] , она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

Схема: [ / обособленное определение /, подлежащее сказуемое] .
Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.

Схема пунктуационного разбора предложения
1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков) .

2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного) .

3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Образец пунктуационного разбора предложения

[Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гри­вы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, ^ с кургана смотревших на него] . (Л. Толстой)

Объяснение знаков препинания

2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;

3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное при­частным оборотом и стоящее после определяемого слова

Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д. )
3. Начертите схему предложения, включив в неё графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

[По природе стыдлива и робкая] , она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

Схема: [ / обособленное определение /, подлежащее сказуемое] .
Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.

Проще будет и понятней просто подчеркнуть все запитые и точки (восклицательный знак! или вопросительный ?).
И всё.

Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д. )
3. Начертите схему предложения, включив в неё графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

[По природе стыдлива и робкая] , она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

Схема: [ / обособленное определение /, подлежащее сказуемое] .
Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.

Надо объяснить почему тот или иной знак препинания стоит в этом месте
Например: Я пью. Надо объяснить почему там стоит точка.

ТОЧКУ ОБЪЯСНЯТЬ НЕ НАДО.

вы чё совсем рехнулись ?

Пунктуационный разбор предложения
Схема пунктуационного разбора предложения
1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков) .

2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного) .

3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.
Образец пунктуационного разбора предложения

[Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гри­вы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, ^ с кургана смотревших на него] . (Л. Толстой)

Объяснение знаков препинания

2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;

3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное при­частным оборотом и стоящее после определяемого слова.

Морфологический разбор частей речи
В каждом билете имеется и другое практическое задание - морфологический разбор. Трудным для абитуриентов кажется сама схема разбора той или иной части речи, порядок разбора. Ничего не надо запоминать механически, надо только понять, что сначала называются наиболее общие признаки частей речи, а потом частные признаки данной формы. Постарайтесь сохранить общую логику разбора.
Мы предлагаем схемы разбора (примерные) и образцы морфологической характеристики слов из предложения, приведенногоо выше (Помните: без текста никакого разбора частей речи быть не может!) .
Образцы морфологического разбора.
Имя существительное:
- начальная форма (именительный падеж, ед. ч.) ;
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- род;
- тип склонения;
- падеж;
- число;
- роль в предложении.
Образец разбора:
Хлеб - имя существительное, н. ф. - хлеб, нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе, является прямым дополнением. (Если сообразили, можно уточнить, что в данном значении не имеет формы множественного числа. )
Имя прилагательное:
- начальная форма (И. п. , ед. ч. , м. р.) ;
- разряд (качественное, относительное или притяжательное) ;
- полное или краткое (только о качественном) ;
- степень сравнения (только о качественном) ;
- род (только у единственного числа) ;
- падеж;
- число;
- роль в предложении.
Образец разбора:
Пустое - имя прилагательное, н. ф. - пустой; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, именительном падеже, является сказуемым.
Имя числительное:
- начальная форма (И. п. для количественного, И. п. , ед. ч. , м. р. -для порядкового) ;
- разряд по значению (количественное, порядковое) ;
- разряд по составу (простое, сложное, составное) ;
- падеж;
- род и число (у порядковых и некоторых количественных) ;
- роль в предложении.
Образен разбора в предложении "прошло три года":
Три - имя числительное, н. ф. - три, количественное, простое, в именительном падеже, рода и числа не имеет, подлежащее.
Местоимение:
- начальная форма (И. п. , ед. ч. , если изменяется по родам и числам) ;
- разряд по значению;
- род (если есть) ;
- падеж;
- число (если есть) ;
- роль в предложении.
Образец разбора:
С него - местоимение, н. ф. - он, личное, 3-го лица, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе, обстоятельство места.
Глагол:
- начальная форма (инфинитив) ;
- возвратный или нет;
- переходный или нет;
- вид;
- спряжение;
- наклонение;
- время (только у изъявительного наклонения) ;
- лицо (у настоящего, будущего времени и повелительного наклонения) ;
- род (у прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе) ;
- число;
- роль в предложении.
Образец разбора:
Убрали - глагол, н. ф. - убрать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, сказуемое.
Причастие (форма глагола настолько "особая", что требует самостоятельной схемы разбора) :
- начальная форма (И. п. , ед. ч. , м. р.) ;
- от какого глагола образовано (инфинитив) ;
- вид;
- время;
- возвратное или нет (о действительном) ;
- переходное или нет (о действительном) ;
- краткое или полное (о страдательном) ;
- род (только в ед. ч.) ;
- падеж;
- число;
- роль в предложении.
Образец разбора в предложении "Смотрю на падающий снег":
Падающий - причастие, н. ф. - падающий, от глагола "падать", несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в мужском роде. винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.
Деепричастие (также очень своеобразная форма глагола) .
- от какого глагола образовано;
- вид;
- возвратность;
- переходность;

Пунктуационный разбор предложения (пунктуационный анализ) ‒ это выделение в нем знаков препинания и объяснение их постановки.

Данный разбор включает следующие этапы:

  • выделение имеющихся знаков препинания;
  • объяснение необходимости их постановки на основе правил русского языка;
  • определение роли данных знаков в предложении.

1. Обозначение имеющихся знаков препинания

В предложениях используются знаки:

Непарные:

  • точка;
  • запятая;
  • восклицательный знак;
  • вопросительный знак;
  • двоеточие;
  • тире.

Парные:

Каждый знак обозначаем цифрой. Например:

Падал легкий снежок, (1) санки с детворой быстро неслись с горки. (2)

Ах, (1) как стремительно летит жизнь! (2)

2. Обоснование необходимости постановки пунктуационных знаков

Часто для этого нужно выделить грамматическую основу, в которую входят:

  • подлежащее (главный член предложения, обозначающий того, о ком или о чем говорится в предложении;
  • сказуемое (главный член предложения, раскрывающий, что делает предмет, что с ним происходит, каково его состояние).

С утра пригревало солнце, (1) звонко чирикали воробьи. (2)

Иногда необходимо обозначить не только главные, но и второстепенные члены предложения:

В корзине лежали грибы: (1) подберезовики, (2) маслята. (3)

3. Роль знаков пунктуации в предложении

Объяснение роли знаков препинания в предложении может быть следующим.

Утенок, (1) переваливаясь с боку на бок, (2) добрался до озера. (3)

Знаки (1) и (2) служат для выделения деепричастного оборота. Он обозначает добавочное действие, при чтении в этих местах делается пауза. Знак (3) нужен для обозначения конца предложения.

Дарья, (1) ты почему опоздала на работу? (2)

Знак (1) отделяет обращение (Дарья) от остального текста. Знак (2) является вопросительным. Он символизирует окончание предложения, а также то, что в нем содержится вопрос и его следует произносить с соответствующей интонацией.

В русском языке существуют различные языковые разборы, в том числе пунктуационный. Данная статья поможет понять, что такое пунктуационный разбор и в чем его специфика, как разобрать предложение и в чем заключается значение пунктуационного разбора.

Пунктуационный анализ разбор предложения

Пунктуационный анализ предложения является методом изучения такого раздела языкознания, как пунктуация. Нельзя путать пунктуационный и синтаксический разборы, так как они преследуют разные цели: синтаксический – проанализировать предложение, пунктуационный – проанализировать знаки препинания.

Порядок пунктуационного анализа

Пунктуационный разбор помогает понять пунктограммы, их роль и функцию в предложении. Такой вид разбора помогает не только правильно расставлять знаки препинания, но и объяснять причины данной постановки.

При разборе необходимо аргументировать не только наличие знаков препинания, но и их отсутствие там, где можно ошибиться и поставить их. Пунктуационный разбор помогает рассмотреть отдельные части предложения, их взаимосвязь между собой.

Определенный порядок пунктуационного разбора позволяет мыслить последовательно и системно. Так как пунктуационный разбор чаще всего бывает устным, он развивает монологическую речь.

  1. Объяснить употребление знака препинания.
  2. Указать его тип по функции (выделительный, отделительный, разделительный).
  3. Определить, одиночный он или парный.

Пунктуационный анализ разбор предложения

Первый пункт учит видеть знаки препинания, остальные пункты учат аргументировать причины постановки или непостановки знака препинания. Это необходимо помнить перед тем, как разбирать предложение.

Если в предложении есть несколько знаков препинания, которые выполняют одинаковую функцию, то они группируются и объясняются один раз.

Это интересно: Предложение с однородными членами широко употребляется в устной и письменной речи.

Примеры пунктуационного разбора

Для пунктуационного разбора используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, в которые самостоятельно нужно вставить знаки препинания и объяснить их.

Он думал о том, (1) как все прекрасно. (2)

1 – запятая разделяет части сложного предложения: придаточное предложение от главного.

2 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.

Небо кажется фиолетовым.

3 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.

Следующий образец пунктуационного разбора позволяет увидеть группировку знаков препинания по функциям:

Он видел, как девушка кормила голубей, слетевшихся к ней, как беззаботно было на улице.

1, 3 – запятые разделяют части сложного предложения: придаточные предложения от главного.

2, 3 – запятые выделяют обособленное согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом.

4 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.

Пунктуационный анализ разбор предложения

Образец № 1 письменного анализа

Люди принялись разводить огонь: один принёс сухую жердь, изрубил её на поленья, другой притянул целый ворох хворосту с речки, а третий достал кремень и огниво (С. Аксаков).

Пунктуационный анализ разбор предложения

Сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и сочинительной), повествовательное, невосклицательное; отделительный знак — точка.

  1. I : II — бессоюзное сложное предложение БСП (II часть — пояснение); знак разделительный, одиночный.
  2. (0), (0) — однородные члены предложения, связанные бессоюзной связью; знак разделительный, одиночный.
  3. 2 — 3 — бессоюзное сложное предложение БСП (смысловые отношения — одновременность событий); знак разделительный, парный.
  4. 3 — 4 — сложносочиненное предложение ССП (смысловые отношения — сопоставление, выражены союзом а); знак разделительный, одиночный

Образец № 2 письменного анализа

Спросив,1 (которая посмирнее),2 Пьер влез на лошадь,3 схватился за гриву,4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и,5 чувствуя,6 (что очки его спадают)7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев),8 поскакал за генералом,9 возбуждая улыбки штабных,10 с кургана смотревших на него.

Грамматические основы:

  1. Пьер влез, схватился, прижал и поскакал – грамматическая основа главного предложения
  2. которая (= лошадь) посмирнее (союзное слово которая выступает в функции существительного).
  3. очки спадают
  4. он не в силах отнять

Объяснение знаков препинания

1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;

  1. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.

Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Он учит не только видеть пунктограммы (первый пункт плана пунктуационного разбора), но и объяснять причины, по котором поставлен или не поставлен той или иной знак препинания (второй пункт плана пунктуационного разбора), а также функции, которые выполняет определенная пунктограмма (третий пункт плана пунктуационного разбора).

Читайте также: