Как сделать краткую запись к задаче 3 класс компьютерный логических задач чем задач сколько

Обновлено: 05.07.2024

Класс: 3

Учебник: Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Учебник в 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник. 2015, Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Тетрадь для самостоятельных работ – М.: Академкнига /Учебник. 2016.

Продолжительность занятия: 45 минут

Тип урока: комбинированный, формирования умений

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Решение логической задачи без таблицы и с помощью таблицы.
  3. Физкультминутка.
  4. Практическая работа на тему “Решение логических задач с помощью таблиц”.
  5. Подведение итогов урока (выставление оценок).
  6. Домашнее задание.
  • Развивать логическое мышление и навыки применения таблиц для решения одного класса логических логических задач.
  • Формировать элементы информационной культуры.
  • Закрепить понятие истинности и ложности высказывания.
  • Использовать таблицы для записи решения логических задач;
  • Фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
  • Находить нужную информацию в таблице;
  • Создавать анимацию в программе созданий презентаций Microsoft PowerPoint 2013

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Решение логической задачи без таблицы и с помощью таблицы.

Материал учебника: Задания Д21 учебника

Решение задачи Д21 учебника разбираем подробно и решаем её в тетради (стр.36, №41), потом решение переносим на компьютер.

Задача.

В бокал, стакан, чашку и кружку нужно налить разные соки: в стакан и кружку – ягодные, в бокал и кружку – яблочный и малиновый.

Определить в какую посуду был налит каждый сок.

апельсиновый вишнёвый яблочный малиновый
бокал
стакан
чашка
кружка

Начинаем анализировать текст задачи. “В стакан и кружку – ягодные”. Это говорит о том, что в стакане и кружке нет апельсинового и яблочного соков (ягодные – вишнёвый и малиновый).

апельсиновый вишнёвый яблочный малиновый
бокал
стакан - -
чашка
кружка - -

Далее по тексту “в бокал и кружку – яблочный и малиновый”, то есть в стакан и чашку не налиты яблочный и малиновый соки

апельсиновый вишнёвый яблочный малиновый
бокал
стакан - - -
чашка - -
кружка - -

Теперь из таблице видно, что в бокал налит яблочный сок, получаем таблицу

апельсиновый вишнёвый яблочный малиновый
бокал +
стакан - - -
чашка - -
кружка - -
апельсиновый вишнёвый яблочный малиновый
бокал - - + -
стакан - - -
чашка - -
кружка - -

Из данной таблице видно, что в кружке – малиновый сок

апельсиновый вишнёвый яблочный малиновый
бокал - - + -
стакан - - -
чашка - -
кружка - - - +

Из данной таблице видно, что в чашке – апельсиновый сок

апельсиновый вишнёвый яблочный малиновый
бокал - - + -
стакан - - -
чашка + - -
кружка - - - +

Далее понятно, что вишнёвый сок налит в стакан

апельсиновый вишнёвый яблочный малиновый
бокал - - + -
стакан - + - -
чашка + - - -
кружка - - - +

Ответ: в бокале - яблочный сок, в стакане - вишнёвый сок, в чашке - апельсиновый сок, в кружке - малиновый сок.

Учитель демонстрирует свою презентацию, которая показывает ход решения задачи, используя анимацию, а также в данной работе есть анимационный эффект “триггер”, по которому начинается движение объектов (рисунков), а именно, кнопка “ОТВЕТ”, при нажатии на которую начинают двигаться ягоды и попадают в нужные сосуды.

Подробно решение задачи показано в Презентации 1.

Физкультминутка.

Практическая работа на тему “Решение логических задач с помощью таблиц”.

На выполнение практической работы отводится 20 минут, поэтому ученики выполняют эту работу, используя заготовку презентации. (Презентация 2).

Ученики учатся создавать анимацию в презентациях. Ученики подписывают титульный слайд, заполняют таблицу с решением, затем записывают ответ задачи и, наконец, создают анимацию.

Порядок появления объектов:

Появляется таблица с решением,

Ученики рисуют пути перемещения ягоды или фрукта к нужному сосуду. Этот эффект детям очень нравится и они с удовольствием выполняют данную работу.

Логика – это основа рационального мышления и фундамент для развития интеллекта ребенка. Решение различных логических задач дает возможность детям научиться анализировать ситуацию, находить взаимосвязи, отличать главное и второстепенное, формировать стратегию, применять в нужном месте свои знания и навыки.

Эти умения пригодятся не только в учебе, но и в реальной жизни. Рассуждая логически, ребенок может грамотно выразить свое мнение, подойти к решению той или иной задачи более осознанно, дать обоснование всевозможным явлениям, быстро сориентироваться в ситуации.

Поэтому решение логических задач должно быть неотъемлемой частью детского развития и образования. А для того, чтобы щелкать их как орешки, нужно понимать, какими приемами и методами пользоваться при решении.

Самое главное в решении логических задач

Почти у любой задачи есть несколько вариантов решения. Чтобы легко справляться даже с самыми непростыми заданиями, надо знать, какой способ будет наиболее подходящим в той или иной ситуации.

Понимание разных методов позволяет находить оптимальный вариант решения, что особенно важно в условиях ограниченного времени.

Все задачи на развитие логики можно разделить на группы:

Выбор способа решения зависит от того, к какой группе относится задание.

Известные техники решения логических задач

Рассмотрим подробно самые распространенные способы, которые могут использовать в решении логических задач ученики начальных классов:

Табличный метод

Задача:

У Сони, Маши, Антона, Кости и Юры есть домашние животные. У каждого из ребят живет или собака, или кошка, или попугай. Вот только девочки собак не держат, а у мальчиков нет попугаев. У Сони и Маши разные питомцы, а вот у Маши с Антоном – одинаковые. У Сони нет кошки. У Кости с Юрой живут одинаковые животные, а у Антона с Костей – разные. Какие животные живут у каждого?

Решение:

табличный метод решения логических задач

Ответ: У Сони попугай, у Маши и Антона кошки, у Кости и Юры собаки.

Круги Эйлера

Чтобы было легче разобраться в условиях задачи и найти решение, чертим круги, каждый из которых – отдельное множество.

Задача:

Решение:

Чертим два круга, каждый из которых – множество детей, прочитавших определенную книгу, а пересечение кругов – дети, прочитавшие обе книги.

круги эйлера

Ответ: 5 человек.

Метод рассуждений

Поочередно рассматриваем каждое из условий задачи и делаем логические выводы.

Задача:
На столе стоят вазы: голубая, зеленая, розовая и оранжевая. Третьей в ряду стоит та ваза, название цвета которой содержит больше всего букв. А зеленая стоит между оранжевой и розовой. Какая ваза стоит последней?

Решение:

решение логических задач путем рассуждения

Ответ: голубая ваза.

Начинаем раскручивать клубок с конца, а затем сопоставляем результат с условиями задачи.

Задача:

Маме, папе и сыну вместе 125 лет. Когда родился сын, маме был 21 год. А папа старше мамы на 2 года. Сколько лет сейчас каждому из них?

решение задачи с конца

Решение:

1. 21+2= 23 — было папе ( значит вместе родителям было 44 года)
2. (125 — 44) : 3 = 27 — возраст сына
3. 27 + 21 = 48 — возраст мамы
4. 48 + 2 = 50 — возраст папы

Ответ: 27, 48 и 50 лет.

Умназисты соревновались в поедании пирожков. Соревнование длилось ровно 45 минут. За это время все соревнующиеся в сумме съели 179 пирожков.

Посмотри на информацию о соревнующихся на рисунке. Можешь ли ты сказать, кто из умназистов занял почётное третье место?


Мы знаем, что Мышлен ел по 1 пирожку в минуту, значит за 45 минут соревнования он съел 45 пирожков (1 х 45 = 45).

Если Мышлен съел на 10 пирожков больше, чем Сообразебра, то Сообразебра съела 35 пирожков (45 – 10 = 35).

Если Ума-Коала съела на 5 пирожков меньше, чем Сообразебра, то Ума-Коала съела 30 пирожков (35 – 5 = 30).

Чтобы выяснить, сколько съели Грамотигр и Ква-Квариус, сложим все пирожки, которые съели Мышлен, Ума-Коала и Сообразебра. Получается 45 + 35 + 30 = 110 пирожков.

От общего количества съеденных пирожков вычтем съеденное тремя умназистами: 179 – 110 = 69. Значит, Ква-Квариус и Грамотигр вместе съели 69 пирожков.

Из условия мы знаем, что Грамотигр съел пирожков в 2 раза больше, чем Ква-Квариус.

Допустим, Ква-Квариус съел 23 пирожка, тогда Грамотигр съел в два раза больше, то есть 23 х 2 = 46 пирожков.

Теперь снова сложим их пирожки, чтобы проверить себя: 23 + 46 = 69. Сходится.

Значит, Грамотигр (46 пирожков) занял первое место, Мышлен (45 пирожков) – второе, а Сообразебра (35 пирожков) – третье.

Если вам понравилось, было весело интересно и полезно, то ждем вас на нашей онлайн платформе!
Умназия сегодня — это:

Ждем вас, будет весело и интересно!

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Развиваем логическое мышление через решение сюжетных математических задач в интерактивном игровом формате

В статье Как научить ребенка математике мы подробно писали, из каких 4 частей состоит любая задача и что нужно сделать в первую очередь, чтобы ребенок понял, чего от него хотят и как ответить на вопрос задачи. Уяснив алгоритм решения задач, ребенок сможет самостоятельно решить практически любую задачу, даже несмотря на то, что они все кажутся такими разными.

Основные типы задач по математике: краткий конспект

Рассмотрим самые распространенные виды задач в начальных классах.

1. Простые задачи на сложение и вычитание

К этой группе относятся несколько задач, но для всех есть общие рекомендации:

слагаемое + слагаемое = сумма
уменьшаемое — вычитаемое = разность

  • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность.
  • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Задачи с косвенным вопросом

Это самые коварные задачи из этой группы. Внимательно прочитайте условие — и поймете почему.

На стоянке у первого подъезда 7 машин. Это на 2 машины больше, чем на стоянке у второго подъезда. сколько машин на стоянке у второго подъезда.

2. Составные задачи на сложение и вычитание

Эти задачи решаются двумя и более действиями.

Есть несколько способов решения:

  • по действиям с пояснениями;
  • по действиям с вопросами;
  • выражением.

В решении таких задач главное:

  • найти главное и сделать краткую запись;
  • разложить эту задачу на несколько простых и составить план решения;
  • помнить главное: по двум данным находим третье.

3. Задачи на понимание смысла действий умножения и деления

  • Важно запомнить названия компонентов действий и понять их смысл:

1-й множитель х 2-й множитель = произведение
делимое : делитель =частное

  • Ребенок должен понимать, что 1-й множитель показывает, КАКОЕ число повторяется а 2-й множитель показывает — СКОЛЬКО РАЗ оно повторяется.

Это очень важно для правильной записи в задачах, иначе получится бессмыслица.

Советы о том, как научить ребенка осознанно относиться к умножению и делению, вы найдете в нашей статье Как научить детей быстро считать: математика до школы. Если возникли проблемы с решением задач на умножение — сдайте чуть-чуть назад, закрепите осознание этого арифметического действия.

4. Простые задачи на умножение и деление

  • Важно понять и запомнить: чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее.

5. Составные задачи на все 4 арифметические действия

6. Задачи на цену, количество, стоимость

7. Задачи на движение

Это отдельная обширная тема, вернемся к ней позже.

Типичные ошибки в решении задач

Ошибка №1. Ребенок невнимательно прочитал условие задачи.

Часто бывает так, что ошибки возникают от невнимательности. Так часто бывает в задачах с косвенным вопросом. Ребенок смотрит на цифры, вроде все логично, но… не верно.

Ошибка №2. Ребенок допустил ошибку в решении.

Когда в задаче несколько неизвестных, решение затрудняется, требуется выполнить не одно действие, а придумать целую цепочку рассуждений.

Ошибка №3. Неправильная запись ответа.

Часто ребенок пишет не то пояснение.

Творческий подход в решении задач

  • Учите ребенка рассуждать.
  • Придумывайте задачи с лишними или недостающими данными.

Пусть ребенок сам вычеркнет лишнее, те данные, которые не влияют на решение.

  • Дайте условие, а ребенок пусть сам придумает ответ.
  • Пусть ребенок сам составит обратную задачу.
  • Придумать несколько задач на одно решение.
  • Придумать, как решить задачу другим способом и объяснить его.

На школу надейся, а сам не плошай

  • Ученика нужно поставить в такие условия, чтобы он оказался в эпицентре событий, т.е., решая задачу, видел ее применение в жизни.

Задача родителей — помочь ребенку ПОНЯТЬ условие. Любым способом: хоть рисуй, хоть танцуй.

Интерес заставляет ребенка быть активным, а активность в свою очередь усиливает внимание.

  • При решении жизненных задач у ребенка помимо всего прочего развивается наблюдательность, речь, появляется рабочее настроение, развиваются творческие способности и самостоятельность.

Через некоторое время вы заметите, что ребенок различными способами комбинирует информацию, с легкостью составляет задачи сам, находя идеи в окружающем мире, а не высасывая из пальца.

  • Когда ребенка просят составить собственную задачу, нужно следить и за содержанием, и за решением. Задача должна быть осмысленной и целесообразной.

Дети мыслят не абстрактно, а конкретными образами. Пример 12-6 ни о чем не говорит, а вот ситуация, когда из 12 человек 6 уже купили билеты на футбольный матч — это совсем другое дело. Тут ребенок не задумываясь ответит, что оставшиеся шестеро очень рискуют, нужно поторопиться, иначе билетов может не хватить и придется сидеть у телевизора, вместо того, чтобы активно скандировать на трибунах в поддержку любимой команды.

Практические советы по решению задач от реальных мам

Татьяна, мама учеников 4 кл. и 6 кл.

Ольга, мама ученика 1 кл. и ученицы 4 кл.

Вероника, мама учеников 2 кл. и 4 кл.

Катерина, мама ученика 2 кл. и ученицы 5 кл.

Татьяна, мама ученицы 5 кл.

Наталья, мама ученика 5 кл.

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:


Данный видеоурок будет посвящён решению логических задач с помощью таблиц. Использование таблиц является одним из основных приёмов при решении многих видов текстовых задач. Ведь с помощью таблицы можно наглядно представить условие задачи и её ответ.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Решение логических задач с помощью таблиц"

Занятие будет посвящено решению логических задач с помощью таблиц.

Логические задачи занимают особое место в математике. Решение таких задач развивает логическое мышление, учит рассуждать.

Давайте рассмотрим несколько задач. При этом отметим, что при решении таких задач обычно не требуется вычислений.

При решении данной задачи удобно воспользоваться вот такой таблицей.


В первом столбце таблицы записаны имена мальчиков. В первой строке таблицы записаны виды транспорта, на котором ребята добираются домой после уроков.







Таким образом, ответ на вопрос задачи такой: Паша ездит на трамвае, Саша – автобусе, Серёжа – на троллейбусе.

Вторая задача. Бабушка, дедушка и внук Егор собирали урожай чёрной смородины, красной смородины и крыжовника. Каждый собирал только один вид ягод. Кто что собирал, если известно, что больше всего было собрано чёрной смородины, Егор отказался собирать ягоды с колючих кустов, а бабушка собрала ягод больше, чем дедушка и Егор вместе?

Решение. В первую очередь изобразим вот такую таблицу.


В первой строке таблицы записаны те, кто собрал урожай ягод. В первом столбце таблицы записаны названия ягод, которые собирали дедушка, бабушка и внук.




Таким образом, ответ на вопрос данной задачи будем таким: бабушка собирала чёрную смородину, дедушка – крыжовник, внук Егор – красную смородину.

Читайте также: