Как сделать прогнозный баланс

Обновлено: 05.07.2024

Финансовый контроль – важный аспект повышения эффективности деятельности организации. Один из методов планирования на предприятии – составление прогнозного баланса. Его готовят по общей форме, утвержденной приказом Минфина № 66н, или по образцу, разработанному компанией самостоятельно. Например, с использованием укрупненных строк. На основании заявленных в нем показателей в дальнейшем рассчитывают коэффициенты, позволяющие оценить результаты, достигнутые коммерческой структурой.

Назначение прогнозного баланса

Финансовое планирование не ограничивается прогнозированием денежных потоков. Руководство компании может ставить краткосрочные и долгосрочные цели относительно:

  • размера прибыли;
  • величины оборотных активов;
  • задолженности предприятия.

Эти цифры находят отражение в специальной форме – прогнозном балансе. Ее создание включает несколько этапов:

  • анализ финансового положения в компании по данным отчетности за истекшие периоды;
  • определение финансовых результатов и факторов, от которых они зависят;
  • поиск взаимосвязи показателей баланса;
  • оценка конъюнктуры рынка и характера ее изменения;
  • непосредственно построение прогнозной формы отчетности.

Готовый баланс используют для расчета финансовых коэффициентов, помогающих сравнивать достигнутые результаты с плановыми. Вторая задача этой формы отчёта – выявить существующие проблемы, решение которых не было запланировано руководством организации.

Порядок составления прогнозной формы

Создание прогнозного баланса начинают с определения желаемой величины собственного капитала. Как правило, аналитики исходят из неизменности трех величин:

  1. Уставного капитала.
  2. Резервного капитала.
  3. Добавочного капитала.

Исходя из этого, единственный показатель, способный повлиять на размер собственного капитала – прибыль фирмы. Ее рассчитывают, умножая прогнозируемую выручку на уровень рентабельности, рассчитанный за истекшие периоды.

Когда известна планируемая величина дохода, аналитик может воспользоваться методом процента от продаж. Его суть заключена в предположении, что ряд статей баланса будет меняться пропорционально изменению выручки.

В частности, положительная динамика дохода потребует увеличения стоимости основных средств, запасов. Будут заключены новые сделки с контрагентами, что приведет к росту дебиторской задолженности, денежных средств. Для приобретения необходимых активов фирме придется получать новые кредиты и займы (долгосрочные или краткосрочные).

Когда все строки определены, аналитик подсчитывает актив и пассив. Путем вычитания второго показателя из первого он определяет потребность компании во внешнем финансировании. Когда его размер найден, форму корректируют для достижения балансового равенства.

V. ФОРМИРОВАНИЕ СВОДНОГО ПРОГНОЗНОГО БАЛАНСА

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2015 N 941)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если участник оптового рынка осуществляет свою деятельность в субъекте Российской Федерации, части территории которого отнесены к различным ценовым, неценовым зонам или технологически изолированным энергетическим системам, при формировании прогнозного баланса в отношении указанного участника оптового рынка выделяются объемы производства (потребления, в том числе потребления населением и приравненными к нему категориями потребителей) электрической энергии (мощности) по каждой такой территории отдельно.

60. Прогнозные объемы покупки электрической энергии и мощности на оптовом рынке для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей определяются таким образом, чтобы отношение ежемесячного прогнозного объема потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей к объему электрической энергии, соответствующему среднему за данный месяц значению прогнозного объема мощности, определенного в отношении указанных категорий потребителей, не было ниже 500 и не превышало 625. Указанная величина рассчитывается в определяемом Федеральной антимонопольной службой порядке.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.05.2015 N 458, от 04.09.2015 N 941)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.05.2015 N 458, от 04.09.2015 N 941, от 01.12.2020 N 1977)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2015 N 941)

(см. текст в предыдущей редакции)

При формировании прогнозных объемов покупки электрической энергии на оптовом рынке Федеральная антимонопольная служба учитывает данные о фактическом потреблении электрической энергии субъектами оптового рынка в предшествующие периоды и изменения прогноза спроса по территориям субъектов Российской Федерации в периоде регулирования относительно предшествующих периодов.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2018 N 534)

Федеральная антимонопольная служба в прогнозном балансе определяет прогнозные величины заявленной мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии по сетям, отнесенным к объектам электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети, по информации, представленной организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и сформированной с учетом предложений потребителей услуг по передаче электрической энергии по сетям, отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети. При этом решение в отношении потребителей, не являющихся территориальными сетевыми организациями, могут приниматься суммарно по субъекту Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.07.2014 N 750; в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2015 N 941)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы четвертый - пятый утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.

(см. текст в предыдущей редакции)

Балансовые решения принимаются не позднее чем за 2 месяца до начала соответствующего периода регулирования. Срок принятия балансовых решений может быть продлен Федеральной антимонопольной службой, но не более чем на 30 дней.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.07.2014 N 750, от 04.09.2015 N 941)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 20.10.2016 N 1074.

(см. текст в предыдущей редакции)

При формировании прогнозного баланса для территориальных сетевых организаций используется величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) на соответствующий период регулирования, определяемая с учетом данных, предоставленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, исходя из динамики фактических потерь электрической энергии и величин, учтенных в сводных прогнозных балансах производства и поставок электрической энергии (мощности) предшествующих периодов регулирования, а также исходя из темпов их снижения, предусмотренных программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующей территориальной сетевой организации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.11.2013 N 1019; в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.2016 N 1074)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.10.2015 N 1116)

При формировании прогнозного баланса Федеральной антимонопольной службой на очередной период регулирования, начиная с периода регулирования, следующего за периодом, в котором в соответствующем субъекте Российской Федерации впервые заключен двусторонний договор купли-продажи электрической энергии и установлены предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенной на генерирующих объектах, расположенных на территориях таких технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, и потребляемой объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 г., объемы поставляемой и потребляемой электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах по таким договорам отражаются отдельно.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1947)

При формировании прогнозного баланса на очередной период регулирования в части определения объемов поставки (покупки) электрической энергии и мощности по заключенным в соответствии с пунктом 180 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности долгосрочным двусторонним договорам, начиная с периода регулирования, следующего за периодом, в котором такие договоры заключены, Федеральная антимонопольная служба по каждому участнику оптового рынка, заключившему такие договоры, помимо совокупного объема производства (потребления) электрической энергии и мощности, указывает в том числе помесячные объемы электрической энергии и мощности, поставляемые по таким договорам, на основании информации, предоставленной организацией коммерческой инфраструктуры в соответствии с пунктом 180 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1231)

61. Федеральная антимонопольная служба в текущем расчетном периоде регулирования принимает решение об изменении балансовых решений в случае получения уведомления об исключении организации из реестра субъектов оптового рынка и (или) о прекращении (отсутствии) в соответствии с правилами оптового рынка поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовый рынок в отношении соответствующей организации, а также в случае получения сведений о несоответствии показателей, использованных при утверждении указанных решений, требованиям, предусмотренным Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности на дату принятия соответствующих балансовых решений, в течение 20 дней с даты получения такого уведомления (сведений). Такое решение вступает в силу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было принято, но не ранее исключения организации из указанного реестра и (или) прекращения в отношении нее поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2015 N 941)

(см. текст в предыдущей редакции)

При получении от организации коммерческой инфраструктуры информации о перечне организаций, в отношении которых принято решение об их включении в реестр субъектов оптового рынка и (или) регистрации групп точек поставки на территории, ранее технологически не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, Федеральная антимонопольная служба в течение 30 дней принимает балансовые решения в части определения прогнозных объемов поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке с выделением объемов покупки электрической энергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) в отношении каждой группы точек поставки, с использованием которых такие организации планируют участвовать в торговле на оптовом рынке, а также устанавливает индикативные цены на электрическую энергию и мощность для населения и приравненных к нему категорий потребителей, если такие цены еще не установлены для субъекта Российской Федерации, в составе которого находится такая территория.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2018 N 761)

За исключением случаев, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, изменение прогнозного баланса, связанное с первым определением и (или) изменением прогнозных объемов в отношении субъектов оптового рынка, не осуществляющих покупку (поставку) электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке с применением регулируемых цен (тарифов) в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, может осуществляться не чаще 1 раза в квартал (за исключением I квартала, прогнозные объемы на который определяются в рамках решений, принимаемых в соответствии с пунктом 60 настоящего документа). Указанные решения принимаются не позднее чем за 10 календарных дней до начала очередного квартала и содержат одновременное изменение прогнозных объемов в отношении субъектов оптового рынка, осуществляющих покупку электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке с применением регулируемых цен (тарифов), обусловленное изменением объемов электрической энергии и (или) мощности, приобретаемых такими субъектами на оптовом рынке.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, от 07.03.2020 N 246, от 02.03.2021 N 299)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 07.03.2020 N 246.

(см. текст в предыдущей редакции)

Балансовые решения в части определения объемов поставки мощности по регулируемым ценам (тарифам) на основании регулируемых договоров на второе полугодие текущего года могут быть пересмотрены в текущем периоде регулирования не позднее 1 июня текущего года в случае получения не позднее 10 апреля текущего года уведомления организации коммерческой инфраструктуры, предусмотренного пунктом 14 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.

Заключительным этапом процесса составления сводного (консолидированного или основного) бюджета компании является формирование прогнозного баланса или бюджета по балансовому листу (англ. projected balance sheet, forecast balance; фин. tase - ennuste). ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Прогнозный баланс — это форма финансовой отчетности, отдельный вид бюджета, где содержится информация о прогнозируемом состоянии предприятия, его стоимости на конец бюджетного периода.

Во время его составления стоит учитывать тот факт, что практически все данные, необходимые для его расчета, представлены в Бюджете доходов и расходов (БДР), а также Бюджете движения денежных средств (БДДС). В основе прогнозирования лежит тщательный анализ текущих данных по доходам и расходам, активам и пассивам, и дальнейшее планирование прогнозных величин этих данных бюджета с учетом взаимосвязи между ними, а также их вероятных будущих изменений.

Используемые, при составлении прогнозного баланса, отчеты должны охватывать как минимум несколько периодов. Таким образом можно отследить повторяющуюся деятельность, которую в свою очередь довольно просто прогнозировать на будущие периоды.

Форма прогнозного баланса часто соответствует стандартной форме бухгалтерского баланса, но для удобства анализа данных ее преобразовывают в укрупненную (обобщенную, агрегированную, с менее подробной разбивкой по категориям) форму. Прогнозный баланс также как и бухгалтерский баланс, состоит из двух частей: активной (актив) и пассивной (пассив), обе стороны должны быть равны между собой. Следует иметь ввиду, что в бухгалтерском учете активы являются собственностью (имуществом) предприятия, а пассивы – его обязательствами; тогда как в бюджетировании активы – это ресурсы, вложенные в бизнес, а пассивы – обязательства, возникшие в процессе его деловых операций. При составлении прогноза, учитываются данные баланса на начало периода по каждой из статей баланса, а также их возможные изменения. Эти изменения можно рассчитать по следующей формуле:

Сальдо на конец периода = Сальдо на начало периода + Начисления (БДР) + Поступления (БДДС) – Выплаты (БДДС).

КОНЕЧНЫЙ БАЛАНС = НАЧАЛЬНЫЙ БАЛАНС + ДОХОД - РАСХОДЫ

При формировании бюджета по балансовому листу некоторые из статей баланса прогнозируется исходя из предположения, что они будут изменяться пропорционально изменению в объемах продаж.

Этапы составления прогнозного баланса:

  1. Планирование активов: увеличение активов связано с увеличением продаж. Так, если в бюджете запланирован рост продаж, то это приведет к росту активов.
  2. Анализ оборотных активов в зависимости от увеличения (уменьшения) объемов продаж. При этом производится оценка таких статей баланса как: запасы сырья и расходных материалов, незавершенного производства (незавершенной продукции) и готовой продукции, дебиторская задолженность, авансовые платежи поставщикам (предоплаты), денежные средства, расходы будущих периодов. Текущие активы предприятия предположительно увеличатся на столько же процентов на сколько и прогнозируемый объем продаж.

Увеличение стоимости внеоборотных активов происходит в результате приобретения машин и оборудования, а ее уменьшение рассчитывается исходя из размера планируемых амортизационных отчислений. К внеоборотным активам предприятия относятся: нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство и прочие внеоборотные активы.

Прогнозная балансовая стоимость внеоборотных активов = Балансовая стоимость запланированных основных средств и нематериальных активов – Амортизация за период- Балансовая стоимость реализованных основных средств

Расчет дебиторской задолженности: при увеличении сбыта как правило растет дебиторская задолженность.

Дебиторская задолженность на конец периода = Дебиторская задолженность на начало периода + Стоимость отгруженной, еще не оплаченной продукции – Денежные поступления за ранее отгруженную продукцию

Сумму долгов контрагентов перед организацией можно спрогнозировать с учетом изменений величины оборачиваемости дебиторской задолженности, беря во внимание просроченные и безнадежные долги.

Расчет кредиторской задолженности: увеличение продаж и как результат рост активов, приводит к увеличению обязательств по оплате сырья, материалов и комплектующих, а значит увеличивается и кредиторская задолженность.

Кредиторская задолженность на конец периода = Кредиторская задолженность на начало периода + Закупки за период – Оплаченные суммы за период

Формировать прогнозный баланс можно исходя из предположения, что обязательства увеличатся в плановом периоде в среднем на столько же процентов, как и прогнозируемый объем продаж. Плановую величину задолженности предприятия можно рассчитать с учетом изменений величины оборачиваемости кредиторской задолженности , принимая во внимание просроченную и безнадежную.

Налоги: при увеличении продаж растет доход, и как результат налоговые платежи также увеличиваются. Данные по налогам могут быть приведены в отдельном бюджете по уплате налогов. Расчет налогов может быть следующий:

Начисленный налог = Текущий остаток по налогам + Налоги за период – Выплаты по налогам

Собственный (или акционерный) капитал на конец планового периода = Собственный (или акционерный) капитал на начало периода + Прибыль (-Убытки) после уплаты налогов за период - Выплаченные дивиденды

Составляющие собственного капитала: уставной капитал, дополнительный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль (непокрытые убытки). Основной элемент собственного капитала – это уставной капитал, у некоторых предприятий это может быть паевой капитал.

Нераспределенная прибыль (НП) увеличивается за счет чистой прибыли (ЧП), оставшейся у предприятия после налогообложения. Данные по чистой прибыли можно взять из бюджета доходов и расходов, из балансов прошлых лет и прогноза о прибылях и убытках.

НП планируемая = НП отчетная + ЧП планируемая – Дивиденды

Нераспределенная прибыль (НП) = НП на начало периода + Чистая прибыль (убыток) - Дивиденды

Для чего нужен прогнозный баланс?

На основании полученных данных прогнозного баланса определяют будет ли предприятие нуждаться в дополнительном финансировании. Так если, в прогнозном балансе актив превышает пассив необходимо выяснить сколько пассивов не хватает, эта разница и будет представлять собой размер дополнительно необходимых фондов. Дополнительное финансирование может быть получено за счет увеличения собственного капитала, или же посредством увеличения долгосрочных и текущих обязательств.

На основе данных прогнозного баланса и бюджета прибылей и убытков (или бюджета доходов и расходов) рассчитываются основные финансовые показатели в планируемом периоде. Полученные финансовые коэффициенты сравниваются с соответствующими показателями предыдущих периодов для получения представления о финансовом положении компании. Например, на основании данных прогнозного баланса можно рассчитать финансовые коэффициенты:

Срочной и текущей ликвидности, которые позволяют оценить финансовую устойчивость предприятия; собственного капитала и финансового рычага, и получить представление о финансовой независимости и платежеспособности компании.

Прогнозный баланс предприятия имеет важное значение для потенциальных инвесторов и кредиторов, так как с его помощью можно:

Читайте также: