Как сделать проект в нанограде

Обновлено: 07.07.2024

В программах смогут принять участие школьники образовательных организаций ХМАО в возрасте от 14 до 18 лет.

Для участия необходимо до 10 октября:

• Написать мотивационное письмо объемом до 1500 знаков с рассказом о себе: как вас зовут, из какого вы города и где учитесь, чем увлекаетесь. Описать свой опыт участия в подобных программах. Если вы уже участвовали в Нанограде (федеральном или региональном), расскажите нам об этом. Укажите 3 причины, почему именно вы должны принять участие в программе.

• Дождаться официальных результатов, которые будут опубликованы 15 октября 2020 г.

Контактные лица по организационным вопросам:

Наноград — программа с большой историей и традициями.
Каждый год город путешествует по нашей стране и приземляется в разных регионах. За 10 лет Наноград побывал в Пензе, Казани, Москве, Тольятти, Саранске, Ульяновске, Сочи, Владивостоке и Ханты-Мансийске.

В 2020 году было решено, что программа будет существовать не в одной, а сразу в нескольких реальностях и множестве городов.





В основе Нанограда – идея города-технопарка, подразумевающей единство бизнеса с искусством, наукой и другими сферами. Жители города ежедневно посещают лекции и мастер-классы, встречаются с экспертами, а также занимаются в мастерских.

Как и в любом городе, в Наноградах кипит насыщенная культурная и спортивная жизнь: кинопоказы, интеллектуальные игры, концерты, дискуссии, состязания в различных видах спорта — каждый день горожан предельно насыщен событиями.

Мы изобрели колесо и открыли новые земли.

Мы построили мост и ступили на новые берега.

Мы взлетели над облаками и нашли новые города.

С помощью порталов мы путешествовали во времени, заглядывали за горизонт событий и даже узнали, что каждый из нас сделан из звёзд.

Мы – герои Нанограда. Мы знаем, что жизнь – это постоянное движение, но умеем останавливаться и смотреть на звёздное небо. Мы смотрим на небесные тела и знаем, какими причудливыми, какими прекрасными они могут быть, образуя созвездие. Даже находясь далеко друг от друга, звёзды одного созвездия всегда будут вместе.

Нельзя создать новую звезду, но можно открыть новое созвездие.

Как астрономы античности находили в бесконечном небесном мерцании знакомые образы, мы находим свои. Мы видим свет звёзд, которые сияют ярче, образуя наше новое созвездие – созвездие НАНО: Ростов-на-Дону, Елец, Москва, Пермь, Хабаровск, Белгород, Новосибирск, Ангарск, Тольятти, Лисий Нос, Ханты-Мансийск, Новокузнецк, Санкт-Петербург, Сургут.

Каждый из нас – часть этого созвездия. Подобно гравитации звёзд и планет, каждый из нас влияет на происходящее и друг на друга. И даже если это влияние скоротечно - подобно пролетающей комете — оно останется с нами навсегда. Все вместе мы создаём НАше НОвое качество жизни и точно знаем, что быть счастливыми можно в любых обстоятельствах – даже перед лицом холодного космоса, небытия и частиц в пространстве.


- Как у вас появилась идея запустить Наноград?

Ключевой частью ежегодного календарного плана этого проекта как раз и является Наноград. Настоящий технологический город, жизнь которого выстраивается взрослыми и детьми вместе. Тут своя мэрия, законы и правила, своё телевидение и газета. Свои символы, шутки, любимые словечки и танцы по вечерам. И наставники, которые по возрасту не особенно отличаются от детей, но уже очень много знают и умеют.

- В чем особенность Нанограда?

- Кураторами Нанограда являются студенты ведущих технических вузов. Нужно ли проходить для этого отбор?

- Как можно стать участником Нанограда?

- Помимо программы для школьников, у вас есть программа для учителей. Что она в себя включает и как вы обучаете преподавателей?

- Проекту уже 10 лет. Изменились ли цели и задачи за это время? Если да, то как?

- Изначально программа была рассчитана всего на три года, но в последствии всегда продлевалась в виду своей эффективности и востребованности. На каждом новом этапе мы ставили перед собой новые цели и задачи. Создание сетевой среды, разработка различных сетевых проектов и поддержка инициатив школ-участниц, методическое и экспертное сопровождение их реализации. На основе этих и других материалов созданы десятки учебно-методических и информационных материалов для организации учебного процесса в логике исследовательской и проектной деятельности, кейсовых практик. Разработана и постоянно пополняется база учебно-методических модульных кейсов для организации работы школьных R&D-сообществ. Главной задачей нынешнего этапа, который начался задолго до событий этого года, является перевод всего накопленного нами опыта в цифру. А что будет дальше, увидим в 2021 году.


Занятия проходили по 7 профилям: агротехнологический, геоинформационный, социально–экономический, инженерно–технический, технологический, электроэнергетический и биотехнический.


В течение смены у ребят были лекции и мастер–классы, в ходе которых они познакомились с геоинформационными системами и современными цифровыми геодезическими приборами, проверяли срок годности куриных яиц и анализировали качество воды, узнали о современных видах радиосвязи и радиопеленгации, а также о прогнозировании и программировании урожайности.


Кроме этого, школьники создавали агроробота, определяли виды семян, проводили опыты с растворами, пробовали себя в роли ландшафтного дизайнера. И это не весь перечень занятий. Ребятам не только рассказали о специальностях и направлениях, которые предлагает своим абитуриентам профильный университет, но и о перспективах проектной деятельности на базе вуза.



Школьники посещали лекции и практические занятия по химии и физики. На уроках по 3d-моделированию участники смены разработали собственные модели брелоков, которые забрали на память, а на программировании научились писать код для светодиода.


В течение смены у ребят были занятия по решению кейсов (проектов). У каждой команды был тьютор – наставник, который помогал правильно сформулировать тему, составить план решения и грамотно защитить свой кейс.

– Наша группа работала с кейсом, связанным с защитой учащихся и учителей от вирусов, то есть мы хотим уменьшить риск заражения путем технического усовершенствования класса, особой рассадки учеников и особой формы проведения уроков, – поделился учащийся 10-го класса МОУ СШ № 14 Егор Михайлов. – У нас много кейсов, благодаря им мы можем участвовать в разных программах, где требуется работа над проектами.


По словам руководителя направления Александра Голубка, успех образовательной программы был продиктован хорошо продуманным выбором проектов. Всего Университет ИТМО предложил три проекта, над каждым из которых трудились по пять школьников из разных городов России.



Каждый проект включал научную составляющую, инженерную, экономический просчет и социальный аспект. Это был комплексный продукт, прототип которого, по словам руководителей проектов, можно выводить на рынок. В конце смены состоялась выставка, где были представлены все 83 проекта. Работы под эгидой Университета ИТМО получили самые высокие баллы.

Титановые импланты

Руководитель проекта – Станислав Лукашенко, аспирант Университета ИТМО

Россия занимает первое место по производству титана, однако все качественные титановые импланты являются импортными и закупаются за границей, несмотря на то, что в России есть высококвалифицированные материаловеды, а также богатая культура и опыт работы с титаном.

При работе с титановыми имплантами, во-первых, очень важно выбрать нетоксичный сплав и чистую с экологической точки зрения технологию производства и обработки поверхности, во-вторых, важно уметь управлять их смачиваемостью.

В ходе работы над проектом школьники реализовали масштабные биологические тесты. Микро- и наноструктура поверхности исследовалась в цифровом оптическом и сканирующем силовом микроскопах, измерялся угол смачивания для поверхностей, подготовленных разными способами, а затем исследовалась динамика роста клеток, в зависимости от гидрофобности (гидрофильности) поверхности титана. В экспериментах использовались клетки подкожной соединительной ткани мыши, предоставленные Институтом цитологии РАН.

Наношампуни

Руководитель проекта – аспирант Университета ИТМО Михаил Жуков


С помощью нанокомплексов ребятам предстояло улучшить отечественный недорогой шампунь. Чтобы нормализовать структуру волоса, люди издавна используют отвары различных растений, обогащают шампуни растительными экстрактами. С развитием технологий в косметологии стали использоваться специальные добавки на основе наночастиц.

Обычно к шампуню прилагают одну добавку, но воспитанники Центра решили использовать сразу несколько. Изучить проблему детально ребятам помог сканирующий зондовый микроскоп NanoTutor – с его помощью ученики рассмотрели на наномасштабе кутикулы волоса, что позволило подобрать необходимые добавки. Всего Университет ИТМО привез с собой порядка десяти нанодобавок, но этого оказалось ребятам недостаточно, и некоторые добавки они создали самостоятельно.

После завершения работы над проектом руководитель Департамента проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО Нина Яныкина помогла юным разработчикам составить патент. По словам Михаила Жукова, получившийся проект – не только исследовательская и инженерная работа, здесь ребята также поработали с инструментами коммерциализации научной разработки. Более того, в рамках проекта школьники провели социологический опрос.

По завершении проекта школьники также подготовили научную статью, которая в скором времени будет опубликована. Также ученики сняли рекламный клип, пройдя таким образом полный цикл от идеи до вывода продукта на рынок с помощью маркетинговых инструментов. Подробнее о проекте можно прочитать здесь.


Защитные нанометки

Руководитель проекта – аспирант Университета ИТМО Филипп Комиссаренко

Другими словами, понять, что объект защищен, трудно даже с помощью оптики, если не знаешь, где находится метка. Создание нанометок осуществлялось с помощью сканирующего зондового микроскопа NanoTutor, который позволяет не только визуализировать поверхность, но и выполнять наногравировку в режиме динамической силовой литографии. Считывание изображения защитной нанометки осуществлялось с помощью оптического микроскопа в режиме темного поля. Для исключения возможности подделки защитной метки школьники предложили сделать метки индивидуальными. В рамках проекта ученики разработали программное обеспечение для автоматизированной обработки изображений и сравнения с базой данных, куда вносились индивидуальные изображения меток.



Читайте также: