Как сделать проект овос

Обновлено: 02.07.2024

Строительство объектов на территории России должно соответствовать требованиям безопасности окружающей среды и человека. Сегодня экологическое сопровождение строительства – востребованная и нужная услуга. Она защищает юрлица и ИП от штрафов и приостановок деятельности за возможные нарушения в ходе строительства. Не допустить нарушений и защитить объекты от возможных трудностей помогают специальные экологические организации.

Как избежать штрафов при строительстве

В ходе строительных работ образуются вредные выбросы в атмосферный воздух и отходы. К источникам выбросов относят сварочные работы, пыль, метало- и деревообработку, покраску, работу специальной техники и генераторов. Чаще всего объектам строительства присваивают 3 категорию негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).

При проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных и иных объектов нужно соблюдать санитарные правила (ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”). Важно предусматривать создание благоприятных условий для населения – как на этапе планировки, так и при застройке городских и сельских поселений.

Работы прекращаются в строгом порядке, если санитарно-эпидемиологические требования нарушаются, либо их вовсе невозможно выполнить. Это обязанность ответственных лиц за проектирование и строительство объектов. Финансирование, само собой, тоже останавливается.

Штрафы за отсутствие ПМООС, за нарушения в ходе строительных работ, за несоблюдение экологических требований и т.д. достигают 200 000 рублей и более. Подробнее со всеми штрафными санкциями за нарушения при строительстве можно ознакомиться в КоАП РФ и УК РФ.

Вот почему так важно, чтобы у застройщика имелась вся требуемая законом экологическая документация, которую помогают разрабатывать специалисты в ходе экологического сопровождения.

Проведение ОВОС

Обязательное проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) закреплено в статье 32, ФЗ №7 “Об охране окружающей среды”.

На этом этапе разрабатывается особый Перечень мероприятий по охране окружающей среды, или проще – ПМООС.

Кроме того, согласно требованиям Градостроительного кодекса, для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются инженерные изыскания. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция ОКС не допускаются без инженерных изысканий.

Инженерные изыскания выполняются для получения:

1) Материалов о природных условиях территории строительства и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения

Это необходимо для разработки решений относительно территории строительства;

2) Материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих объектов

Это нужно для проектирования инженерной защиты таких объектов, и для разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции;

3) Материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты

А также для разработки решений о проведении мероприятий, выполнения земляных работ. Это позволяет решить вопросы, возникшие при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.

Разработка раздела ПМООС

В состав ПМООС входит текстовая и графическая части (Постановление № 87).

В текстовой части содержатся:

  • Результаты оценки воздействия на окружающую среду
  • Сами мероприятия по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия на период строительства и эксплуатации
  • Результаты расчетов приземных концентраций выбрасываемых веществ
  • Предложения по ПДВ и ВРВ
  • Решения по очистке сточных вод
  • Мероприятия отдельно по защите каждого компонента окружающей среды (воздух, вода, почвы и т.д.)
  • Программа ПЭК (М) и расчет затрат на выполнение мероприятий.

Графическая часть ПМООС включает ситуационную карту-схему района строительства с указанием:

  • Границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта;
  • Границ СЗЗ и селитебных территорий;
  • Карты-схемы с источниками выброса;
  • Карты-схемы с результатами расчета рассеивания выбрасываемых веществ;
  • И карты-схемы с нанесенными точками, постами отбора проб воды.

Разработанный раздел ПМООС экологи направляют на экспертизу, как и результаты инженерных изысканий. Это не требуется лишь в случаях, указанных в частях 2, 3, 3.1, 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса. Экспертиза может быть государственной, а может проводиться в специально аккредитованных частных организациях.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

Раздел ОВОС и общественные слушания

Для объектов строительства проводится экологическая экспертиза. Процедура нужна для установления соответствия документации, обосновывающей планируемую хозяйственную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) проводит Росприроднадзор. Какие именно объекты необходимо направлять на такую экспертизу, указано в статье 11 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”. ГЭЭ может быть федерального и регионального уровней. Это зависит от типа строящегося объекта.

Требования к материалам ОВОС определены в Приказе Минприроды России от 01.12.2020 № 999 “Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду”. Там же описывается процедура подачи материалов на общественные слушания.

Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать 2 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика.

Сроки и стоимость ОВОС и ПМООС

Разработка ПМООС занимает от 10 календарных рабочих дней. Стоимость разработки ОВОС и ПМООС начинается от 80 000 рублей и рассчитывается индивидуально. На формирование цены влияет:

  • Размер и расположение площадки;
  • Количество источников выбросов и другие параметры объекта.

Экологическое сопровождение проектов строительства в ходе экспертизы – один из сложнейших этапов при согласовании проектов. Как правило, застройщик не разрабатывает проектную документацию самостоятельно. Лучше доверить это компетентным разработчикам экологической компании. Специалисты ЭкоПромЦентра проведут разработку и сопровождение экспертизы проекта строительства во всех инстанциях.

Процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) является одним из значимых аспектов ограничения неблагоприятного воздействия на фон окружающей среды.

ОВОС для запланированной промышленной деятельности или других хозяйственных мероприятий представляет собой процесс, направленный на предупреждение неблагоприятных влияний на экологию при реализации намечаемого производства, оценку возможных экологических и санитарно-гигиенических последствий.

Вам необходима разработка ОВОС, если вы собираетесь:

  • размещать свое предприятие (или может санаторий) на особо охраняемых природных территориях;
  • заниматься производством оборудования по обезвреживанию отходов;
  • создать предприятие по обезвреживанию или размещению отходов (полигон отходов);
  • создать промышленное предприятие 1 категории

Результаты разработки ОВОС представлены:

  • Полной информацией об особенностях и масштабах влияния на экологическую обстановку намеченной деятельности и производства;

Мы создаем цифровую модель будущего предприятия и оцениваем её влияние.

Мы рассматриваем размещение производства на разных земельных участках, предлагаемых Заказчиком. Этот шаг экономит миллионы рублей и годы рабочего времени.

В лицензионном программном продукте мы создаём цифровую версию будущего производства и оцениваем степень его влияния на окружающую среду в части выбросов и физических факторов – шум, вибрация, электромагнитные излучения и т.д.

Мы предлагаем Решения или так называемые Мероприятия для снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Например, шумоизоляционные щиты, как на КАД или фильтры,


вплоть до смены технологии производства на технологию из справочника НДТ (наилучших доступных технологий)


Осуществление ОВОС происходит в несколько этапов:

1. Концепция намеченной деятельности. В ходе начального этапа проведения ОВОС происходит информирование общественности о намечаемой деятельности заказчика, которая определенным образом отразится на качестве экологического фона на оговоренной территории. Этап общественных слушаний.

2. Определение вероятного воздействия на экосистему. В ходе второго этапа ОВОС определяются всевозможные воздействия от запланированного производственного предприятия на окружающую среду, учитывая природные условия на определенной местности.

3. Определение последствий в социальной, экологической, экономической, и прочих сферах деятельности от запланированного производства на заявленной территории в определенный отрезок времени;

4. Разработка сверхштатных мер и мероприятий с целью предотвращения негативных экологических и санитарно-гигиенических воздействий и последствий в природной среде;

6. Материалы ОВОС одобряются заказчиком и с полным пакетом обосновывающей документации передаются для Государственной экологической экспертизы в Росприроднадзор.


В первую очередь, необходимо учитывать, что Приказом Минприроды России № 999, установлены требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по:

1) любой планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в целом,

2) объектам государственной экологической экспертизы, в частности.

Таким образом, принципиальным отличием Требований, Минприроды России № 999, от Положения, Госкомэкологии России № 372, является применимость Требований:

— не только к отношениям, связанным с разработкой обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы,

— но и к отношениям, связанным с разработкой обосновывающей документации по иной (любой) планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.

юридических лиц будет возложена обязанность по проведению оценки воздействия на окружающую среду, фактически, любой планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности в соответствии с положениями данного Приказа.

Действующим в настоящее время Положением, утв. Приказом Госкомэкологии России № 372, установлено лишь типовое содержание материалов ОВОС.

В свою очередь, Приказом Минприроды России № 999 определены детальные (подробные) требования к содержанию окончательного варианта материалов оценки воздействия.

Одним из начальных этапов проведения ОВОС (после утверждения технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду) является проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду.

Проведение данного анализа состояния территории включает, в частности, определение наличия территорий и акваторий с особыми условиями природопользования.

Требованиями, утв. Приказом Минприроды России № 999, предусмотрена необходимость обеспечения (заказчиком или исполнителем работ по оценке воздействия) информирования общественности о планируемой (намечаемой) хозяйственной или иной деятельность для цели проведения общественных обсуждений:

1) предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду (или объекта экологической экспертизы, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду);

2) проекта Технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

При этом по результатам общественных обсуждений в обязательной порядке должен производиться анализ и учет замечаний, предложений и информации, поступивших от общественности.

В рамках Требований, утв. Приказом Минприроды № 999, устанавливается необходимость размещения уведомления о проведении общественных обсуждений на 4-х уровнях:

б) на региональном уровне — на официальном сайте территориального органа Росприроднадзора и на официальном сайте органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ;

в) на федеральном уровне — на официальном сайте Росприроднадзора (в случае проведения ОВОС в отношении объекта ГЭЭ федерального уровня);

г) на официальном сайте заказчика (исполнителя), при наличии.

Таким образом, на заказчиков или исполнителей работ по проведению оценки воздействия будет возложена обязанность по размещению (опубликованию) уведомления о проведении общественных обсуждений на официальном сайте заказчика (исполнителя), при наличии.

При этом устанавливается требование, в соответствии с которым уведомление о проведении общественных обсуждений должно быть размещено в надлежащих источниках не позднее чем за 3 календарных дня до начала планируемого общественного обсуждения, исчисляемого с даты обеспечения доступности объекта общественных обсуждений для ознакомления общественности.

По сравнению с текущим регулированием Приказом Минприроды № 999 устанавливаются новые требования к содержанию уведомления. В числе прочего, в уведомлении должны содержаться:

сведения об исполнителе работ по ОВОС;

некоторые дополнительные сведения о заказчике (ОГРН, ИНН, контактная информация, контактные данные ответственных лиц);

некоторые дополнительные сведения об органе местного самоуправления, ответственном за организацию общественных обсуждений;

срок проведения общественных обсуждений.

Кроме того, в случае проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний в уведомлении будет обязательным указывать дату, время, место проведения общественных слушаний.

В случае проведения общественных обсуждений в форме опроса — сроки проведения опроса, а также место размещения и сбора опросных листов (если оно отличается от места размещения материалов), в том числе в электронном виде.

На основании п. 7.9.4 Требований, утв. Приказом Минприроды России № 999, продолжительность общественных обсуждений должна составлять:

1) не менее 10 календарных дней по проекту Технического задания (вслучае принятия заказчиком решения о проведении его общественного обсуждения) или по предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду в отношении:

— планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности наобъектах, которые не могут быть отнесены к объектам I-III категорий (не соответствуют критериям отнесения),

2) не менее 30 календарных дней (без учета дней проведения общественных слушаний) — по предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду или объекту экологической экспертизы, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду.

Требованиями, утв. Приказом Минприроды России 999, определены особенности оформления протокола общественных слушаний.

Так, на основании Требований в случае если общественные обсуждения проводятся в форме слушаний, по итогам таких общественных обсуждений должен быть оформлен протокол общественных слушаний.

Требованиями, утв. Приказом Минприроды России № 999, предусмотрено, что протокол оформляется в течение 5 рабочих дней после завершения общественных обсуждений соответствующим органом (-ами) местного самоуправления и подписывается представителем (-ями) соответствующего органа местного самоуправления, представителем (-ями) заказчика (исполнителя), представителем (-ями) общественности.

Также следует подчеркнуть, что в рамках Требований предусмотрена необходимость приложения к протоколу общественных обсуждений (в форме опроса) опросных листов (которые заполняются и подписываются опрашиваемым, за исключением случаев проведения опроса в дистанционном формате), представителями заказчика (исполнителя) и органа местного самоуправления.

При этом требованиями установлены сроки доступности для общественности материалов по объекту общественного обсуждения:

— не менее чем за 20 календарных дней до дня проведения общественных слушаний,

-не менее 10 календарных дней после дня проведения общественных слушаний.

Требованиями предусмотрено нововведение в части необходимости заполнения (составления, ведения) журналов учета замечаний и предложений общественности, в которых органами местного самоуправления совместно с заказчиком (исполнителем) фиксируются (начиная со дня размещения указанных материалов для общественности и в течение 10 календарных дней после окончания срока общественных обсуждений) все полученные замечания, предложения и комментарии общественности, в том числе в местах размещения объекта обсуждения.

При этом к обязанностям заказчика или исполнителя (в части ведения журнала учета замечаний и предложений) будет отнесена необходимость:

— или формирования (составления) обоснованного ответа о принятии (учете) предложений,

— или мотивированного отклонения замечания, предложения.

Таким образом, заказчик или исполнитель работ по проведению оценки воздействия обязан:

— не только обеспечивать подготовку журналов учета замечаний и предложений общественности,

— но и обеспечивать учет замечаний, предложений, информации, поступивших от общественности с подготовкой мотивированного отклонения замечаний, предложений (в случае, если какие-либо замечания, предложения отклонены).

Приказом Минприроды России № 999 определены:

1) как общие требования к содержанию материалов оценки воздействия (обязательные для всех лиц, планирующих (намеренных) осуществлять хозяйственную и иную деятельность;

2) так и специальные требования к содержанию материалов оценки воздействия в отношении отдельных видов хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которых является объектом экологической экспертизы.

Важно обратить внимание на то, что:

— устанавливая требования к [итоговым, окончательным] материалам оценки воздействия на окружающую среду,

— фактически Приказом Минприроды России № 999 устанавливаются требования к объему работ, проводимых в рамках оценки воздействия на окружающую среду.

При этом объем таких работ будет напрямую зависеть от вида деятельности, в отношении которого проводится оценка воздействия на окружающую среду.

— перечня технологических процессов, характеризующих планируемую к применению технику или технологию;

— принципиальной схемы действия, характеризующей планируемую к применению технику или технологию;

— качественных и количественных показателей, характеризующих планируемую (намечаемую) хозяйственную и иную деятельность, в том числе прогнозируемых объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

— условий применения техники или технологии с указанием числовых показателей применения, а также критичных параметров.

В свою очередь, при подготовке описания окружающей среды, которая может быть затронута планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам), необходимо будет составить описание окружающей среды всех предполагаемых районов применения объекта, а в случае реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на территории всей Российской Федерации по почвенно-климатическим зонам.

— определения технических характеристик планируемого к реализации объекта экологической экспертизы, включающие в том числе количественные и качественные показатели выбросов и сбросов загрязняющих веществ в рамках планируемой (намечаемой) деятельности (по веществам);

— определения перечня технологических процессов, планируемых к применению в рамках планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (с обоснованием выбора);

— проведения инженерных изысканий в целях установления физико- химических показателей состояния окружающей среды и последующего принятия решения по реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.

— анализа соответствия технологических процессов требованиям наилучших доступных технологий;

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — обязательное условие безопасной хозяйственной деятельности любого предприятия или организации в России. По результатам оценки вы сможете принять экологически ориентированное управленческое решение о реализации планируемой деятельности — строительстве, реконструкции и эксплуатации предприятия

Проект оценки воздействия на окружающую среду поможет:

  • оценить уровень влияния производственного процесса предприятия на экологическую ситуацию
  • предотвратить возможные опасные последствия и обеспечить своевременное проведение мероприятий для минимизации вредного влияния на здоровье людей и окружающую природу

Больше информации о наиболее важных аспектах проведения оценки воздействия на окружающую среду в нашем лаконичном и структурированном справочнике: Подробнее об ОВОС





Работаем с заказчиками разных видов деятельности – от строительных компаний до нефтехимических предприятий



Что включает в себя ОВОС

  • Определение необходимого уровня экологической, социальной оценки воздействия от намечаемой хозяйственной деятельности
  • Исследование состояния окружающей среды, ее наиболее уязвимых компонентов (включая все виды инженерных изысканий)
  • Социально-экономическую оценку планируемой деятельности
  • Оценку воздействия на окружающую среду с учетом альтернатив реализации, целей, способов их достижения
  • Проведение общественных слушаний, изучение общественного мнения по проекту хозяйственной деятельности
  • Разработку мероприятий, которые уменьшают, смягчают или предотвращают негативные воздействия. Оценка их эффективности, возможности реализации
  • Сопровождение рассмотрения материалов ОВОС в рамках проведения градостроительной экспертизы проектной документации, Государственной экологической экспертизы

Цели проекта ОВОС

ОВОС по национальным стандартам:

  • Прохождение Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) проектной документации
  • Прохождение градостроительной экспертизы проектной документации (ЭПД)

Environmental and Social Impact Assessment (ESIA) (ОВОС и СС) по международным требованиям:

  • Положительное решение по финансированию объекта с привлечением средств Международной финансовой корпорации (МФК), входящей в Группу Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)

Преимущества заказа ОВОС в EcoStandard group

  • Опыт разработки технически сложных проектов
  • Опыт взаимодействия с общественностью в сложных объектов
  • PR-поддержка строительства и реконструкции проектов
  • Опыт согласования проектов в экспертизах разного уровня
  • Расчета ущерба водным объектам и его согласование в Росрыболовстве
  • Опыт работы над проектами в разных регионах
  • Нацеленность на результат
  • Наличие собственной лаборатории для проведения изысканий
  • Если объект подлежит ГЭЭ, мы разработаем и согласуем ОВОС, а также поможем с общественными слушаниями

Этапы работ

Вы получаете все необходимые документы. Мы оказываем бесплатную консультационную поддержку даже после окончания проекта

Разрешительная документация



Закажите ОВОС

Заполните онлайн-форму и наши специалисты свяжутся с вами

Проекты












Журнал


Сроки сдачи сведений, отчетные организации, требования и способы подачи данных - эксперты EcoStandard group рассказывают, чем отличается предоставление сведений в региональные кадастры отходов в разных уголках страны



В современном мире проблема сбора и утилизации мусора стоит очень остро. Неконтролируемое обращение с отходами, с бытовыми или с промышленными, представляет опасность для экологии. Один из инструментов контроля над обращением с ними — это ПНООЛР

Справочник ОВОС

При проведении ОВОС объектов заказчиков EcoStandard Group руководствуется следующими принципами охраны окружающей среды и регулирования природопользования:

Наши эксперты окажут поддержку на протяжении всего процесса согласования проекта ОВОС до получения положительного заключения

1 этап — составление уведомления, предварительная оценка и составление технического задания, включая:

  • подготовку и передачу в органы власти документации, содержащей описание планируемой деятельности
  • информирование общественности и заинтересованных сторон о намечаемой деятельности через СМИ и другие источники информации
  • проведение предварительной ОВОС

2 этап — проведение исследований по ОВОС и подготовка заявления о воздействии на окружающую среду

3 этап — проведение общественных слушаний для ознакомления с материалами по ОВОС намечаемой деятельности

4 этап — подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС и предоставление на государственную экологическую экспертизу

Разработка материалов ОВОС обязательна для прохождения государственной экологической экспертизы

  • государственная экологическая экспертиза
  • общественная экологическая экспертиза (по инициативе граждан и общественных организаций или органов местного самоуправления)

Государственная экологическая экспертиза проводится с целью оценки соответствия намечаемой экологической деятельности экологическим требованиям. Кроме того, в том числе на основании положительного заключения ГЭЭ выдается разрешение на ведение намечаемой деятельности и на получение отдельных видов лицензий

Соблюдение основных принципов при проведении экологической экспертизы позволяет получить полные, точные и обоснованные выводы. К этим принципам относятся:

  • презумпция (признание) потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и другой деятельности
  • обязательность проведения ГЭЭ до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы
  • комплексность оценки воздействия на природную среду хозяйственной и другой деятельности и его последствий
  • достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу
  • обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы
  • независимость экспертов при осуществлении полномочий в области экологической экспертизы
  • научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы
  • гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения
  • ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы
  • проекты строительства, реконструкции, ликвидации объектов I категории НВОС
  • новая техника и технология, продукция, сырье и материалы, вещества
  • проекты стандартов и нормативов

Полный перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня перечислен в ст. 11 ФЗ № 174-ФЗ, регионального уровня — в ст. 12 ФЗ № 174-ФЗ

Читайте также: