Как сделать продленку интересной

Обновлено: 05.07.2024

Может ли группа продлённого дня стать нескучной, занимательной и увлекательной необходимостью? Способна ли современная продлёнка вызвать у детей положительные эмоции и стойкое желание её посещать? Есть ли способ повысить рейтинг группы продлённого дня и вернуть утерянный к ней интерес? В чём кроется секрет нескучной продлёнки? Попробуем в этом разобраться.

Поэтому к педагогу группы продлённого дня формируется соответствующее отношение — присмотрел, чтобы раньше времени не убежали из школы, чтобы шапки надели на прогулку в прохладный день, сводил в столовую пообедать, уроки проверил да и ладно…

Эффективность работы группы продлённого дня во многом зависит от отношения самого ребёнка к школе, от его желания посещать группу. Желание же посещать ГПД может возникнуть у школьника только в том случае, когда там будет весело и интересно, когда вся жизнедеятельность группы будет грамотно спланирована, наполнена современными, запоминающимися, интересными, полезными, весёлыми мероприятиями, играми и событиями, ведь хорошее настроение — залог физического и нравственного здоровья ребёнка, его успехов в учёбе и труде.

Ведущая идея проекта

Для того чтобы понять, каким образом вернуть утерянный интерес детей к посещению группы продлённого дня, как способствовать поднятию рейтинга продлёнки как важного связующего звена в образовательном процессе учреждения образования, необходимо прежде всего узнать желания и интересы самих детей, их увлечения, предпочитаемые виды досуга. Важно соблюдать главный принцип: современным детям — современное образование и воспитание.

А какие они — современные дети?

Как показали исследования, 85 % урочного времени они проводят в сидячем положении, и, как следствие, в свободное от уроков время в огромной степени начинает проявляться их гиперактивность. Значит, нужно дать детям возможность больше двигаться. Здесь на помощь воспитателю ГПД придут различные по форме проведения спортивные часы, где важно (на мой взгляд) сделать основной упор на мероприятия соревновательного характера, которые так нравятся детям, — состязания, соревнования, спортивные игротеки, эстафеты (наиболее любимая форма проведения спортивного часа).

Не нужно забывать и о том, что современным детям просто необходимы прогулки на свежем воздухе, которые способствуют снятию умственного напряжения, усталости, восстановлению сил и работоспособности. Здесь также важно, чтобы прогулка прошла с пользой, а не превратилась в беспорядочную беготню по игровой площадке и бесполезному лазанью по игровым сооружениям. Разнообразят и принесут пользу учащимся такие виды прогулок, как: оздоровительные прогулки, прогулки-наблюдения, прогулка-творчество, прогулки-задания, прогулкифантазии, прогулки-экскурсии.

Современные дети — это индивидуальности со своим внутренним миром, своими эмоциями, своим мировоззрением. Детское творчество — одна из форм деятельности ребёнка, в процессе которой в полной мере проявляется его индивидуальность, фантазия, креативность и эмоциональность, где он вправе отступить от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментировать и создавать нечто новое для себя и других. А когда ребёнок видит результат своего творчества, это даёт ему множество положительных эмоций — гордость своими достижениями, уверенность в себе, желание дальше заниматься творчеством. У воспитателя ГПД есть удивительная возможность помочь детям проявить свои творческие способности с разных сторон, организовав в группе мероприятия различной творческой направленности — художественноизобразительной, песенно-музыкальной, актёрскосценической, коммуникативной.

Игра — постоянная и неизменная спутница детства, поэтому с детьми нужно больше и чаще играть. Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых, способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого — умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным и надоевшим. И не нужно говорить о том, что современные дети не умеют и не любят играть, — их нужно просто заинтересовать, научить, привлечь их интерес и внимание.

Учитывая всё вышесказанное, у меня возникла идея составить календарно-тематический план работы ГПД на основе игрового сюжета и реализовать задуманное на практике в форме игрыпутешествия по станциям.

Для воплощения задуманной идеи в жизнь необходимо сгруппировать весь накопленный и подобранный методический материал в различные тематические недели; тематические же недели, в свою очередь, объединить и связать между собой единой игровой сюжетной линией (в моём случае это будет игра-путешествие по странам, городам, царствам, замкам и т. д) со своими правилами, целями, формами стимулирования и поощрения, визуальным сопровождением.

Почему я выбрала сюжетную линию игры-путешествия? Да кто из детей не любит путешествовать, пусть и виртуально, исследовать малоизвестные, таинственные места, узнавать интересные факты, фантазировать и видеть необычное — в обычном?

Планирование — главный этап в профессиональной конструктивной деятельности педагогавоспитателя, ведь важно не просто выполнить с детьми домашнее задание и занять их игрой, заполнив тем самым свободное время, но и грамотно и логично спланировать работу, которая будет способствовать интеллектуальному и физическому развитию детей, обогащать их эмоционально, а главное, вызовет у ребёнка устойчивое желание посещать ГПД.

При разработке и составлении календарнотематического плана работы воспитателю необходимо опираться на следующие принципы:

  • целостности — тематические недели должны быть целостными и законченными, иметь чётко очерченные начало и конец (можно придумать основную идею и девиз недели);
  • последовательности — мероприятия каждого дня тематической недели должны соответствовать основной теме недели, дополнять и обобщать друг друга соответствующей информацией; каждая тематическая неделя должна плавно перетекать в следующую в соответствии с сюжетом выбранной игровой линии;
  • доступности — весь запланированный материал должны иметь определённую возрастную адресность;
  • комплексности — события должны охватывать всех учащихся, посещающих ГПД;
  • активности и сознательности — весь запланированный материал должен не только носить развлекательный характер, но и активизировать познавательные процессы участников.

При составлении календарно-тематических планов работы ГПД мы, воспитатели, вправе в полной мере проявить своё воображение, творчество и фантазию, насытив жизнь группы интересными, современными, запоминающимися формами и методами работы с учётом возрастных особенностей учащихся и их предпочтений.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой основополагающую цель — составить календарно-тематический план работы ГПД на основе игрового сюжета и реализовать его в виде игры-путешествия по станциям, сделав упор на современные по форме проведения, интересные и запоминающиеся по своему содержанию, разнообразные по видам деятельности мероприятия.

Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач:

  • 1) определить игровую линию, под сюжет которой будет логически выстроено календарнотематическое планирование ГПД на полугодие;
  • 2) выделить приоритетные направления образовательновоспитательного процесса в ГПД;
  • 3) грамотно подобрать формы и методы организации воспитательного процесса, учитывая современные педагогические технологии, предпочтения и возрастные особенности учащихся, посещающих ГПД;
  • 4) создать комфортные, благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • 5) спрогнозировать возможный результат долгосрочного применения игровой сюжетной линии в работе группы продлённого дня.

Предполагаю, что отойдя от стандартного составления календарно-тематического плана работы ГПД (как правило, это не связанные между собой по содержанию и смыслу мероприятия и тематические недели), собрав весь запланированный материал в единую сюжетную линию, связав его тематически и представив в форме игры-путешествия по станциям с обязательным включением различных форм стимулирования и поощрения, это повысит интерес и внимание учащихся к происходящему в группе, их желание активно участвовать в жизнедеятельности группы, что, как следствие, повысит и их уровень желания её посещать.

Антураж игрового проекта

Правила игры.

На каждой станции (тематической неделе) проводится целый ряд мероприятий, посвящённых основной теме недели, по различным видам деятельности, здесь существуют свои правила и задания, выполняя которые дети зарабатывают определённые бонусы (на каждой станции — свой отличительный бонус): жетоны, монетки, смайлики, сердечки, яблочки, звёздочки.

В начале каждой недели на информационном стенде вывешивается плакат с анонсом предстоящих мероприятий, с которым могут ознакомиться как дети, так и их родители.

Ежедневно воспитателем ГПД назначается помощник — капитан воздушного судна, который помогает организовывать и проводить весь запланированный на день материал и является правой рукой воспитателя.

Открытые и изученные детьми станции отмечаются на заранее изготовленной карте путешествия разноцветными флажками.

Этапы реализации проекта

В реализации задуманного проекта на практике в условиях ГПД выделила четыре основных этапа: организационный, подготовительный, практический и заключительный.

Организационный этап включает:

  • 1) опрос родителей учащихся, а также самих детей, посещающих ГПД, с целью выявления их предпочтений, пожеланий, наиболее приемлемой тематики спортивных и воспитательных мероприятий, экскурсий, прогулок и т. д.;
  • 2) изучение современных форм, видов, методов проведения запланированного материала;
  • 3) определение приоритетных направлений воспитательной деятельности — экологическое, нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое, творческое, физкультурно-оздоровительное, здоровьесберегающее;
  • 4) подбор или разработку необходимого сценарного материала, подготовку дидактического материала с учётом возрастных особенностей учащихся по различным видам деятельности — познавательной, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентированной, трудовой, творческой, коммуникативной;
  • 5) классификацию всего накопленного материала по тематическим группам с учётом приоритетных тематических направлений, планирование из собранного материала определённой тематической недели (с учётом существующих календарных праздников).

Подготовительный этап включает:

Практический этап включает в себя непосредственное применение и использование составленного плана работы ГПД с игровым сюжетом, на практике.

Заключительный этап — определение эффективности, действенности и целесообразности применения и использования календарнотематического плана работы с игровым сюжетом на практике, выявление уровня желания учащихся посещать группу, анализ отзывов родителей о деятельности ГПД, определение степени интереса детей к проводимым мероприятиям и игровой сюжетной линии в целом.

Результативность и эффективность применения игрового проекта на практике

Критериями результативности и эффективности применения игровой сюжетной линии в календарно-тематическом планировании работы ГПД, на мой взгляд, являются следующие:

  • уровень увлечённости и заинтересованности учащихся ко всему, что происходит в группе;
  • степень активности детей, их желания участвовать во всём, что запланировано в группе, их непосредственная помощь в процессе воплощения проекта в жизнь;
  • стабильный или растущий уровень желания детей посещать группу.

Уровень желания детей посещать ГПД я определяла в три этапа.

Первый этап — начало сентября.

В этот период наблюдался низкий уровень желания оставаться в группе — лишь 46 % из 15 учащихся хотели посещать ГПД. Здесь, конечно, имел место фактор адаптации учащихся, ведь это ребята І класса, которые только начинали привыкать к укладу, распорядку и требованиям школьной жизни.

Второй этап — конец 1 четверти.

Заметен резкий рост уровня желания посещать группу — 73 % учащихся с удовольствием здесь остаётся, им нравится весь воспитательный процесс, происходящий в условиях ГПД.

Третий этап — конец ІІ четверти.

Уровень желания детей посещать группу остаётся стабильным и доходит до 86 %. Наблюдается даже недовольство некоторых детей (а иной раз и слёзы), когда родители приходят их пораньше забрать.

Уровень заинтересованности и увлечённости учащихся, их желания участвовать во всём, что происходит в группе, я определяла методом опроса как самих детей, так и их родителей.

Детям были заданы следующие вопросы:

Чем тебе нравится группа продлённого дня (если, конечно, нравится)?

  • a) тем, что в ней можно отдыхать (3 %);
  • б) тем, что здесь много друзей (6 %);
  • в) тем, что здесь весело и интересно (91 %).

Понравилась ли тебе игра-путешествие по станциям, которая проходила в группе всё это время?

  • a) да, понравилась (89 %);
  • б) не знаю (8 %);
  • в) не понравилась (3 %).

Ты бы хотел(а) продолжить играть в эту игру по станциям с этими же правилами и дальше или уже надоело?

  • a) да, хотел(а) бы (87 %);
  • б) не знаю (8 %);
  • в) нет, эта игра уже надоела, хочу что-то другое (5 %).

Родителям были заданы следующие вопросы:

Рассказывает ли Вам ребёнок о том, чем он занимается в ГПД и как проходит его день?

  • a) да, рассказывает всегда (98 %);
  • б) иногда (2 %);
  • в) не рассказывает никогда (0 %).

С какими чувствами Ваш ребёнок рассказывает о происходящем в группе?

Эффективность работы ГПД, стойкое желание детей её посещать, принимать активное участие в жизни группы зачастую во многом зависят от деятельности педагога-воспитателя, его способности привлечь внимание и заинтересовать учащихся чем-то новеньким, необычным, нестандартным, его умения наполнить жизнь группы интересным замыслом, сюжетом и превратить обыденность в игру. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным и надоевшим.

Не стоит забывать и об эффективности и целесообразности применения в условиях ГПД системы стимулирования и поощрения, ведь это действенный способ мотивировать учащихся проявлять себя, показывать свои способности, знания и умения не только на уроках, но и в группе. Все дети любят, когда их хвалят, а родителям приятно, когда старания и усердия их детей поощряются грамотами и дипломами.

Таким образом, секрет нескучной продлёнки кроется в отношении самого педагога-воспитателя к своей работе, его желания сделать жизнь группы интересной и увлекательной, его способности творчески мыслить и действовать, а также в его безграничной преданности детям и своей профессии.

Вопрос организации детского досуга, как учебного, так и развлекательного, стоит весьма остро. Дело в том, что у современных родителей с их графиком работы часто не хватает времени на то, чтобы полноценно сделать с ребенком уроки или поиграть в его любимую игру. Судите сами: стандартный рабочий график взрослого человека — это пребывание в офисе с девяти утра до шести вечера. Уроки у первоклассников начинаются в 8.30 утра и заканчиваются около полудня. Для того, чтобы встроиться в это детское расписание, одному из родителей приходится отказываться от работы. Другой вариант — искать няню или полагаться на помощь бабушек.

На случай, когда ни один из перечисленных вариантов родителя не удовлетворяет, существует продленка. Психологи говорят, что занятия в группе продленного дня помогают школьнику стать более самостоятельным, ответственным, общительным и творческим. Ведь правильная продленка — это не только выполнение домашнего задания со школьником, но и организация его игрового досуга — лепка, пение, прогулки на свежем воздухе и так далее.

Студия MAMARADA получилась особенной, не похожей на стандартную продленку. Во-первых, само пространство продумано до мелочей. Видно, что к дизайну интерьера здесь подошли с особой любовью и пониманием того, что на самом деле хотят видеть дети. Во-вторых, руководство студии вступило в бой за грамотных преподавателей, которые смогут сделать процесс учебы интересным для ребенка.

По словам Татьяны, на деле студия будет выглядеть еще лучше, чем на фотографиях

Я думаю, что правильная продленка — это баланс развлечений и образования. Ребенок должен и домашнее задания сделать, и поиграть со сверстниками. Только так мы подарим ему счастливое детство. Под такой нестандартный запрос мы и искали преподавателей. Поиск на рекрутинговых сайтах результата не дал, и я выбрала самый надежный способ — искать преподавателей через друзей и знакомых, т.е. через тех людей, на мнение которых я могу положиться. Сейчас я с уверенностью говорю: у нас топовые сотрудники, имеющие стаж работы более 20-ти лет и квалификацию, подтвержденную различными сертификатами. С некоторыми из этих преподавателей уже занимаются мои дети, — продолжает Татьяна Мошталева.

В MAMARADA заботятся не только об интересном досуге ребенка, но и о комфорте родителей. Преподаватель студии сам забирает детей из близлежащих школ (МБОУ СОШ №1, МАОУ Гимназия № 2) и отводит их в группу продленного дня (детей, обучающихся в других районах города, родители привозят самостоятельно, прим.ред.) Там они вместе делают уроки, гуляют, обедают, играют и параллельно занимаются внеклассной образовательной деятельностью. Например, в стенах MAMARADA можно подтянуть почерк ребенка или его речевые навыки. Если ребенок учится со второй смены, то ему также будут рады на продленке: преподаватель позанимается с ним с самого утра и отведет в школу к 12.00 или 13.00, в зависимости от того, во сколько начинаются уроки.

Фото: на телевизоре можно будет транслировать учебные видео для детей

Теперь о пространстве для проведения праздников. Оно появилось тоже благодаря старшей дочери Татьяны Мошталевой. Когда Еве исполнялось шесть лет, Татьяна забронировала одну из городских студий.

Тихий-тихий ужас ждал нас вместо дня рождения! Во-первых, грязные полы. Белые девчачьи колготки через полчаса превратились в серые. Не отстирались, пришлось выбросить. Во-вторых, посуды для всех не хватило. Несмотря на то, что мы предупреждали администрацию о количестве гостей и никого лишнего с собой не привели. Убила техника безопасности, вернее, ее отсутствие. Рядом с игровой зоной была расположена батарея. Точно в том месте, где ребенок оказывался, скатившись с детской горки. Один из детей и рассек себе бровь об эту батарею. В общем, той детской студии спасибо — мы точно поняли, как делать НЕ НАДО. И еще поняли, что если в Екатеринбурге нет достойного пространства для детей и родителей, надо его создать, — делится опытом Татьяна Мошталева.

В MAMARADA детское пространство оформлено, во-первых, стильно (настолько стильно, что его можно даже не украшать шарами), во-вторых, безопасно, в-третьих, интересно. Здесь есть множество локаций для красивых фотографий (прозрачная качель-шар, подоконники-диваны, огромные пуфы). Будет мини-кухня со всей необходимой техникой и стильной посудой.

Фото: прозрачный кресло-шар наверняка полюбится маленьким гостям MAMARADA

Особая гордость студии — цифровая анимация. Это специальная система, где звуковая и световая установки смонтированы под потолком (дети лишены возможности споткнуться о напольные колонки).

В нашу систему зашита программа встроенной дискотеки. Песни (разумеется, детские) меняются, свет подстраивается под звук, картинки на экране соответствуют происходящему. Все в совокупности дает вау-эффект. А еще есть встроенная программа-игра. Герои на экране танцуют под музыку, а дети повторяют за ними, — резюмирует Татьяна.

Как записаться в продленку MAMARADA и сколько стоит провести детский праздник, можно узнать на официальной странице MAMARADA в Instagram .

Какие проблемы возникают при выполнении домашних заданий и нужна ли "умная продленка"?


Проблемы домашних заданий

Проблема 1. Ребенок боится делать домашние задания сам, откладывая этот процесс на неопределенный срок. Его приходится уговаривать или заставлять.

Такое поведение может быть вызвано одной из двух причин:

1. Ребенок действительно не понимает и не усваивает учебную дисциплину. Это происходит по причине пробелов в знаниях или низких способностей ребенка. В этом случае ребенку нужна помощь.

2. Ребенок боится реакции родителей: крики, оскорбления, угрозы и пытается отдалить во времени неизбежное поведение.

Проблема 2. Ребенок постоянно забывает записывать домашнее задание. Родителям приходится связываться с другими детьми и их родителями или ждать рассылки от учителя.

Хроническая забывчивость характеризует крайнюю безответственность. Учитель в классе не просто диктует задание на дом, но и записывает на доске и объясняет особенности выполнения. Иногда он дозирует задания в упражнениях или дает творческие усложнения. Незнание заданий говорит о том, что ребенок не следил за мыслью учителя, а, скорее всего, был занят другими делами или отвлекся.

Другой причиной забывчивости является то же самое банальное желание отложить выполнение домашних заданий. Пока мама все выяснит – пройдет время.


Проблема 3. Ребенок не понимает заданий.

Возможно, что учитель плохо объяснил, в этом случае можно попытаться самим разобраться или спросить у других родителей или педагога.

Если же другие дети из класса спокойно выполняют задания, значит дело именно в вашем ребенке: он просто не умеет систематизировать информацию и действовать по инструкции. В этом случае ребенка нужно учить. Читаем задания, разбираем, что и в какой последовательности нужно делать. Выполняем поэтапно.

Проблема 4. Ребенок просит вас помочь, не вникая в суть вопросов.

Проблема 5. Ребенок не старается при выполнении домашнего задания.

Очевидно, что решение большинства проблем под силу родителям. Но, к сожалению, на собственных детей часто не хватает времени и сил.


Продленка – явление не новое. Большинство нас, взрослых, выросли из продленки, где мы играли, дружили, делали уроки. Однако качество выполнения домашней работы в школьных продленках оставляет желать лучшего. Но что мы хотим, если этот процесс никто не контролирует так, как дома. Воспитатель группы продленного дня не обязан следить за выполнением домашней работы.

Парадокс: продленками в школах руководят молодые педагоги или наставники, а опытные школьные учителя во второй половине дня ищут дополнительный заработок за привычную им работу в детских центрах развития. Они могли бы это успешно делать в своей школе со своими учениками, но предпочитают маленькие группы чужих детей.

Надо ли учить уроки с ребенком?

Преимущества:

1. Ребенок находится под контролем педагога. Профессионал окажет квалифицированную помощь и проконтролирует правильность выполнения.

2. Педагог профессионал быстро выявит академические проблемы у ребенка и ликвидирует пробелы в знаниях при необходимости.

3. Занятия подчинены строгому расписанию, и ребенок привыкает к режиму.

4. Ребенка не нужно уговаривать делать работу, он делает ее по распорядку, вместе с другими детьми.

5. Родителям совершенно комфортно, пока дети находятся под присмотром профессионалов.

6. Сохраняются дружеские отношения между родителями и детьми.


Недостатки:

1. Ребенок снимает с себя ответственность за выполнение работы. Любая ошибка – результат плохой работы педагога.

2. Дети с детства включаются в денежные отношения, запоминая правило: сделать хорошо можно только за деньги. Ему качественно помогают, потому что родители платят.

3. Ребенок перестает вникать в учебную деятельность на уроках в классе, так как привыкает к тому, что все заново индивидуально объяснят вечером на продленке.

4. Здесь его не ругают, не ставят оценок. Денежные отношения подразумевают другой тип отношений.

5. Родители не включаются в процесс школьного обучения. Теряется связь между детьми и родителями.

6. Подрывается авторитет школьного учителя, так как в центрах развития убеждают, что у них работают лучшие педагоги.

Как видите, плюсы и минусы уравновешены. Вместе с квалифицированной помощью мы получаем отсутствие ответственности и самостоятельности. У каждой медали две стороны.

Ваши дети вполне могут самостоятельно выполнять домашние задания, а вы вполне можете сами правильно помогать своим детям.

Учимся легко. Как мотивировать ребенка на учебу?

Если ребенок не хочет учиться, если ему скучно и лень, это становится большой проблемой для родителей. Как активировать волшебную мотивацию и помочь детке получать удовольствие от учебы? – попробуем разобраться!

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлены игры, которые не отнимают много времени и сил у воспитателя, но приносят ощутимую пользу, помогая сформировать комфортную атмосферу в группе, в которой свободно будут чувствовать себя дети, испытывающие трудности в коммуникации.

Развивающие игры и упражнения для активизации познавательных процессов.

Игры, расширяющие состояние внимательности у детей.

что изменилось в классной комнате по сравнению с предыдущим днем?

что изменилось на столе в положении предметов? (Время на рассмотрение 10 секунд).

что изменилось в нашем кружке. (Дети садятся в кружок, один человек закрывает глаза. Ведущий дает знак, и два человека меняются местами. Надо найти изменения.)

по цвету волос (от светлого до темного);

по первой букве фамилии (имени) – по алфавиту;

по дате рождения и т. п.

Детям предлагается запомнить свое место в различных вариантах построения. По команде ведущего должны найти свое место в шеренге.

Занятия на развитие мыслительных способностей.

Придумать слова с заданной буквой:

Перечислить объекты с заданным признаком:

белого (зеленого, красного) цвета;

прямоугольной (круглой) формы.

Занятия на тренировку памяти.

По такому же принципу составление рассказа по заданной теме: добавляя свое предложение, нужно сначала повторить все сказанное раньше.

Занятия на развитие воображения

Игры на развитие коммуникативных способностей

Игры на развитие чувственной сферы детей

Игры, активизирующие позитивное восприятие жизни.

Для помощи детям с низкой энергетикой, депрессивностью необходимы игры, активизирующие позитивное восприятие жизни:

Все эти игры не отнимают много времени и сил у воспитателя, но приносят ощутимую пользу, помогая сформировать комфортную атмосферу в группе, в которой свободно будут чувствовать себя дети, испытывающие трудности в коммуникации.

Читайте также: