Как сделать проблемный вопрос

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Познавательная роль вопроса бесспорна. По словам Ю.И. Зуева, „удачно поставленный вопрос и система вопросов порой являются той силой, которая движет целые области знания“. Д.П. Горский утверждает, что изучение действительности, решение тех или иных проблем, задач непременно предполагает постановку вопросов. С.Л. Рубинштейн видит в вопросе „первый признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания“3.

Особую роль играет вопрос в обучающей деятельности педагога. Вот как рассуждает об этом Ш.А. Амонашвили: „Вопрос, задаваемый педагогом детям, - это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характер отношений педагога с учащимися; можно познать самого педагога, ибо вопрос - это почерк его педагогического мастерства“.

С одной стороны, слово „вопрос“ так широко употребляется в обыденной речи и научном языке, его значение представляется настолько очевидным, что ни в „Педагогическом словаре“, ни в „Педагогической энциклопедии“ оно не разъясняется. С другой стороны, слово - термин „вопрос“ обозначает весьма сложное понятие. Проанализировав, применительно к предмету нашего разговора, имеющиеся в справочной литературе толкования слова „вопрос“, мы выделяем следующие два его значения:

  • 1) предложение или обращение, требующее ответа или объяснения;
  • 2) проблема, задача, требующая решения.

Первое значение - это словесная формулировка мысли, ее языковая оболочка; второму присуще иное содержание, отражающее некое непознанное явление реальной действительности. Если в первом значении вопрос является категорией лингвистической и логической, то во втором - гносеологической и психологической. Поэтому, изучая проблемный вопрос, обсуждать его надо с двух сторон: так как это „вопрос“, т.е. особый тип предложения, то нужно рассматривать его лингво-логическую сторону; а так как это „проблемный вопрос“ - содержательную. Первое значение поясняет проблемный вопрос с точки зрения формы, второе - с точки зрения содержания и смысла.

В течение десятилетий длится спор о логической природе вопроса. В логике принято считать, что предложение, указывающее на наличие или отсутствие у предметов или явлений определенных признаков или связей, является суждением. Но отвечает ли вопросительное предложение этому пониманию сущности суждения? Логик Н.И. Кондаков придает большое значение таким предложениям, он считает, что их назначение не в том, чтобы утверждать или отрицать что-либо, без чего нет суждения. „Сущность вопросительных предложений, - говорит он, - заключается в постановке вопросов“. И.И. Родак такое толкование сущности вопросов считает неоправданным, так как умаляется их роль в мышлении. Логика, классифицируя суждения по модальности, различает, в зависимости от характера устанавливаемой ими достоверности, проблематические и достоверные суждения. Те же виды суждений есть в вопросах. Значит, „вопрос всегда выражает суждение, именно поэтому так значительна его роль в мышлении“.

Об органической связи вопроса с суждением говорит В.И. Свинцов: „Опосредованно, в неявной форме, вопрос содержится в любом фрагменте знания, и каждое утверждение и отрицание могут рассматриваться как ответ на определенный вопрос. Любому рассуждению предшествует проблемная ситуация, выражением которой в мышлении и является вопрос“.

Для дидактики важно вскрыть не только логическую сущность вопроса, но и его синтаксическую форму.

Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения двух типов:

  • 1) предложения, в которых спрашивается о признаке (атрибутивном или предикативном); такие предложения оформляются при помощи местоимений какой, который, чей и т.п. в разных падежах, а также при помощи неопределенно - количественного числительного сколько;
  • 2) предложения, заключающие в себе вопрос о каком-нибудь неясном для говорящего обстоятельстве (времени, причины, места, образа действия, цели); такие предложения оформляются при помощи наречий зачем, отчего, почему, когда и т.д. Указанные формы проблемных вопросов являются наиболее универсальными в начальных классах.

Единство сущности и формы выделяет вопрос из потока речи, привлекает к нему внимание. В этом единстве заключается истинная природа вопроса.

Теперь рассмотрим вопрос с гносеологической и психологической позиций, важных для понимания его дидактической природы.

Единого взгляда на проблемный вопрос как психолого-педагогическую категорию не существует. И основное затруднение состоит вот в чем: считать ли проблемный вопрос формой проблемной задачи или это самостоятельная единица проблемного обучения? Одни исследователи (Ю.К. Бабанский, Э.Г. Мингазов, Г. Цумме) отождествляют понятия „вопрос“ и „проблема“, а термин „вопрос“ считают синонимом термина „задача“. Вот, к примеру, рассуждения Г. Цумме: „Под проблемой подразумевается вопрос, ответ на который интересен для учащихся и является для них важным и необходимым“. „Проблема - это… разновидность вопроса“, - вторит И.П. Климовенко.

Другие исследователи (Т.В. Кудрявцев, В.Н. Максимова, М.И. Махмутов, Н.В. Мочалова) утверждают, что проблемный вопрос является особой дидактической категорией, что в его сущности содержится эксплицитное (видимое) или имплицитное (подразумеваемое) противоречие. Большинство исследователей близки к точке зрения А.М. Матюшкина: „Проблемный вопрос - это вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действия, которые могут или должны быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия“. Несмотря на описанные расхождения, проблемный вопрос всеми авторами рассматривается как особый и ведущий элемент проблемного обучения.

В сегодняшних представлениях понятия „проблемный вопрос“ и „проблема“ соотносятся как форма и содержание: „вопрос является формой постановки проблемы“ (М.И. Махмутов).

Приведем несколько примеров проблемных вопросов: Почему корень растения растет вниз, а стебель - вверх? Почему у человека два глаза? Почему „к вам“ пишется раздельно, а „квас“ вместе? Почему кукла - неваляшка всегда встает „на ноги“?

В каждом из этих вопросов в скрытом виде есть некие исходные данные, „условие“, известное и неизвестное. К примеру, формулировка первого вопроса в свернутом виде содержит следующую информацию: корень и стебель одного и того же растения растут в разные стороны. Нужно объяснить причину этого противоречия. Точно так же расчленяются на данное и искомое все проблемные вопросы.

Взаимоотношения проблемной задачи и проблемного вопроса нуждаются в дальнейшем уточнении. Между ними есть существенные различия. Например, текст задачи содержит условие, в котором противоречия обнажены, а текст вопроса подразумевает это противоречие. Текст проблемной задачи, как правило, завершается проблемным вопросом. Условие задачи, в отличие от вопроса, может содержать больше элементов известного. Кроме того, обычно проблемные вопросы ставятся перед учащимися в ходе эври стической беседы, а задачи - при использовании всех методов проблемного обучения. Однако описанные различия не столь существенны. Проблемная задача и проблемный вопрос различаются не столько внутренней сущностью, сколько внешней формой. Однако считать, что проблемный вопрос - только одна из форм проблемной задачи, также нельзя. И проблемная задача, и проблемный вопрос - самостоятельные единицы проблемного обучения, которые представляют собой две различные формы постановки проблемы. Существенные черты проблемных вопросов выявляются при их классификации.

Все вопросы, применяемые в обучении, М.И. Махмутов делит на информационные (они требуют актуализации, воспроизводства или применения уже известных знаний) и собственно проблемные, содержащие еще не раскрытые учащимися проблемы, область неизвестного знания или способа, для приобретения которых требуется какое-то интеллектуальное усилие, определенным образом направленный мыслительный процесс11. Таким образом, вопросы различаются по степени актуализации познавательной деятельности учащихся.

Проблемные вопросы, в свою очередь, М.И. Махмутов классифицирует на основе дидактической цели, которую ставит перед собой учитель. Он называет следующие типы вопросов:

  • - проверяющие направленность внимания;
  • - направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний;
  • - помогающие ребенку находить различие и сходство в предметах и явлениях;
  • - помогающие отбирать факты для доказательств;
  • - помогающие находить и обобщать факты;
  • - направленные на подтверждение правила;
  • - направленные на нахождение причины явления и оценку его значения;
  • - направленные на проявление закономерности, описание явления во всех связях и в развитии;
  • - формирующие убежденность, развивающие навык самовоспитания.

В другой работе М.И. Махмутов описывает условия, при которых тот или иной вопрос становится проблемным. По его мнению, вопрос должен:

  • - иметь логическую связь как с ранее усвоенными понятиями и представлениями, так и с теми, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации;
  • - содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного;
  • - вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворительность имеющимся запасом знаний, умений и навыков.

Эта сторона вопроса особенно важна для нас, поскольку связывает познавательное затруднение с интересом и эмоциональностью восприятия.

Итак, по своему происхождению и основному значению вопрос - это продуктивная форма мысли, представляющая переход от незнания к более полному и точному знанию. Вопрос выражает противоречие между имеющимися знаниями и какими-либо новыми фактами, которые не укладываются в рамки наличных знаний. Пока противоречие не разрешено, человек находится в состоянии умственного напряжения. Осознанное противоречие, содержащееся в вопросе, служит движущей силой продуктивной познавательной деятельности. Преодолевая возникшее противоречие, познание продвигается вперед.

Поскольку навык учения закладывается уже на первых ступенях обучения, т.е. в начальных классах, то основная задача учителя на этом этапе - научить ребенка осознавать вопросы, синтезировать и анализировать их, уметь выделять в них противоречия, давать правильную логическую формулировку любого вопроса. Иными словами, систематическое применение проблемных вопросов в начальном обучении положительно сказывается не только на усвоении знаний, но и на умственном развитии учащихся.

Некоторые новые аспекты проблемного вопроса мы рассмотрим в главе V, посвященной эвристической беседе.



Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению.

Методы проблемного обучения — это?

Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа. Для обучения детей этот метод был предложен американским ученым и педагогом Джоном Дьюи в 1894 г. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам советского ученого С. Рубинштейна, который и предложил способ развития сознания детей через постановку познавательных проблем.

Особенности проблемного обучения в школах и педагогике вообще

Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:

  • Формирование у учеников необходимого объема ЗУН.
  • Развитие творческого мышления.
  • Развитие навыков самостоятельной работы.
  • Развитие способности к самообучению.
  • Формирование исследовательской активности.

Из недостатков методики можно выделить следующие:

  • стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;
  • требуется больше времени для усвоения нового материала (по сравнению с другими методами обучения);
  • уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения;
  • метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей уже есть база знаний.

Несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.

Когда возможно использование метода проблемного обучения?

Итак, суть метода проблемного обучения заключается в искусстве создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.

Самое сложное в этом методе — создать правильную проблемную ситуацию.

  • Во-первых, проблема, предлагаемая учащимся, должна быть доступной для детей этого возраста.
  • Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний.
  • В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие.
  • В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.

Способы создания проблемной ситуации на уроке

В зависимости от чувства, которые испытывают ученики при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением. Рассмотрим приемы подробнее.

С удивлением

1. Учитель одновременно предлагает противоречивые факты, теории по теме.

Например, при изучении романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание". Проблемный вопрос: Что спасет мир? Учитель предлагает несколько высказываний других классиков: Достоевский считает, мир спасет красота, Л. Толстой — что целомудренная женщина, в Библии говорится, что спасение мира — в любви.

2. Ученикам предлагается вопрос или задание, при решении которого выявляются противоречивые мнения детей.

Пример: На уроке биологии предлагается вопрос: Почему комнатные растения цветут и зимой, когда в живой природе происходят изменения и все живое засыпает?

3. Предложить задание или пример, содержащий ошибку, недостаточную информацию, переизбыток данных, противоречивые данные.

Например, на уроке математики в начальной школе при знакомстве с задачами предложить такую задачу: Ваня съел 5 яблок, а Маша съела больше яблок. Сколько яблок съела Маша?

4. Предложить рассмотреть явление, ситуацию с разных точек зрения (например, с позиции юриста, педагога, ученого, бизнесмена, эколога и т.д.).

С затруднением

1. Дается задание, отличающееся от тех, которые уже известны ученикам.

Например, на уроке математики вы изучали трапецию. Предложите теперь задачу, которую невозможно решить, не зная правила средней линии трапеции.

2. Предлагается практическая ситуация (из жизни), для решения которых у детей нет достаточных знаний.

Например, на уроке географии учитель задает вопрос: "Известно, что большинство рек впадают в моря и океаны. Почему же тогда океаны не переполняются и не затапливают сушу?".

Построение урока по методу проблемного обучения

1. Постановка проблемной ситуации, вопроса.

2. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Но! Учитель не должен сам указывать на противоречие. Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы.

3. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).

  • Собирание гипотез (приемы Дерево предсказаний, Корзина идей).
  • Создание дискуссии (по группам).
  • Организация поисковой деятельности (в учебниках, в справочниках, в интернете).
  • Поиск решения на основе наблюдений.

4. "Ага-реакция" — выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.

5. Применение нового знания и рефлексия. По сути — это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.

6. Проверка, контроль знаний.

Классификация методов проблемного обучения

В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения применяются следующие виды методов:

  • Частично-поисковой, или эвристический. Учитель сам формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учеников в обсуждение. Также учитель помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. Помощь учителя ограничивает самостоятельность учеников, поэтому они участвуют только частично. Тем не менее, это наиболее действенный метод организации урока по методике проблемного обучения в начальных классах или таких классах, где только начинают применять проблемное обучение.
  • Репродуктивный метод. Уроки строятся по аналогии с образцами. Например, при постановке проблемной ситуации учитель сначала приводит примеры проблемных ситуаций и указывает, как находить противоречия. То же самое и с формой организации поиска — сначала приводится пример, объясняющий, что нужно делать, чтобы найти ответ на вопрос, к каким материалам обращаться и т.д.
  • Метод проблемного изложения — это наиболее пассивный метод обучения. Главная роль принадлежит учителю: он сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Ученики при этом играют лишь роль наблюдателей. Но этот способ можно использовать при объяснении сложных тем, чтобы продемонстрировать детям ход рассуждения, логичность изложения материала, ход анализа.
  • Исследовательский метод — самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ ее решения — целиком самостоятельная работа учеников.

Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, опыт работы около 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Здравствуйте! Меня зовут Королёва Надежда Тихоновна. Я учитель начальных классов Солнечной СОШ №1.

Слайд 2

Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.

Cлайд 3

Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Суть проблемного обучения: ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

Главная цель: обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения, создать такие условия, чтобы ребенок хотел, любил и умел учиться.

Основное звено проблемного обучения: проблемная ситуация.

Слайд 4

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом.

Слайд 5

На столе лежат буклеты. Прошу воспользоваться ими в ходе нашего мастер-класса.

Слайд 6

Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение. Поэтому по реакции проблемные ситуации делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением.

Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с "удивлением"

Между двумя (или более) положениями

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку".

II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Слайд 7

Проблемные ситуации “с удивлением”

Приём 1. Одновременное предъявление классу противоречивых фактов.

2 класс. Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.

Учитель: Выполните вычисления по следующей программе:

1) Из числа 8 вычесть 3.

2) К полученной разности прибавить 4.

Итак, 8 – 3 + 4 = 9

Учитель: Выполни вычисления по следующей программе:

1) К числу 3 прибавить число 4.

2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.

Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).

Учитель: Ребята, сравните выражения (Побуждение к осознанию противоречия).

Ученики: Выражения одинаковые, а результаты разные.

Слайд 8

Приём 2. Столкновение мнений уч-ся.

Лесточек, мухолофка, сарока.

2. Разберите слово мухоловка по составу.

- Существуют ли слова с двумя корнями?

- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в этом слове?)

- Докажите что в этом слове два корня (Подбирают однокоренные слова)

- Как можно назвать такие слова?

- Почему их назвали сложные?

После столкновения двух разных мнений учащихся идёт побуждающий диалог. Далее нужно сравнить по учебнику.

Слайд 9

Учитель: Ученики:

- Послушайте и скажите: бывает ли так?

- Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды.

- Еще не бывают грибы выше берез.

- Ночью солнце не светит.

Удивление (возникновение проблемной ситуации).

Слайд 10

Прием №4 (невыполнимое задание)

Тема: Умножение.

Детям предлагаются задания на нахождение суммы одинаковых слагаемых. Затем предлагается решить задачу

На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек?

- Вы смогли записать выражение к задаче?

- Что будем сегодня делать? Какой вопрос исследовать? (будем искать другой способ решения)

Слайд 11

Тема: Умножение двузначного числа (Задание, не схожее с предыдущим)

3, 6, 12, 78, 8, 63, 9, 51

- Что это за числа?

- Выпишите в 1 столбик все однозначные числа и умножьте их на 7, во 2 столбик все двузначные и умножьте их тоже на 7.

- Вы смогли выполнить задание?

- Почему задание не получилось?

- Чем оно отличается от предыдущего?

- Какова тема сегодняшнего урока?

Здесь используется побуждающий диалог.

Работа в группах.

Решите пример 12* 3 (Учитель помогает каждой группе)

- С чего нужно начать? (Побуждает к гипотезе)

- Из каких разрядных слагаемых состоит число 12?

Слайд 12

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:

Давайте рассмотрим подробнее каждый метод.

Слайд 13

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

  • создания проблемной ситуации;
  • побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
  • побуждения к формулированию учебной проблемы;
  • принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Слайд 14

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации

представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие.

Существует несколько приёмов формулировки вопросов:

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Принятие ученических формулировок учебной проблемы

Демонстрация приемов с включением в деятельность педагогов

Давайте попробуем проследить этапы проблемного диалога на примерах.

Слайд 15

Демонстрация 3 яблок 1-красное, 1 – зеленое, 1 – желтое.

В: Что это? Что у них общего? (предъявление первого факта) Где вы можете их видеть?

Д: Это яблоки. Они растут в саду. Это фрукты. Они растут на деревьях.

В: Какого они цвета? (предъявление 2-го факта)

Д: Красное, желтое, зеленое (возникновение проблемной ситуации)

В: Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

Д: Все это яблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия)

В: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос).

Слайд 16

Перед детьми математическая игра = 1 кг. и пуховая подушка весом = 1 кг.

У: Перед вами математическая гиря и пуховая подушка. Что тяжелее? (вопрос на ошибку)

Д: 1.Подушка больше она тяжелее 2. Гиря тяжелее, она металлическая.

У: Давайте поговорим: взвешивание на весах (предъявление факта)

Д: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

У: Что вы сказали сначала?

У: А как оказалось на самом деле? Побуждение к осознанию противоречия

У: Какой же будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия)

Слайд 17

Подводящий к теме диалог

Второй путь к учебной проблеме заключается . А хотите са­ми догадаться, в чем его суть? Тогда начнем с примера.

  1. Спишите из упражнения слова: «забег, поход, подкоп. (записывают слова)
  2. Поставьте ударение. (ставят ударение)
  3. Подчеркните безударные гласные. (подчеркивают безударные гласные )
  4. Найдите безударные гласные. Обозначьте их. (обозначают)
  5. Какое правило о безударных гласных мы уже знаем? (О безударной гласной в корне)
  6. В какой части слова находятся безударные гласные? (в приставке)
  7. Значит, какая сегодня тема урока? (Безударные гласные в приставках)

Слайд 18

Нетрудно заметить, что в приведенном примере учитель работал методом диалога. Вот только каким был диалог? Таким же, как в предыдущих случаях? Побуждающим? Нет. Мы встретились с иным типом диалога — подводящим. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

В подводящем диалоге показывается логическая цепочка создания проблемной ситуации на методах сравнения, нахождения общего и различий.
В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычное), и мыслительные (проанализируй, сравни). Но последний вопрос учителя обязательно будет на обобщение, а ответом на него станет формулировка темы урока, ибо нет особого смысла подводить учеников к какому-то непонятному вопросу.

Слайд 19

ПРИМЕНЯЕМ МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ

Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный тра­диционный урок.

При использовании данного метода развивающий эффект отсутствует, но тема становится интересной и значимой для детей.

Слайд 20

Свяжите эту сказку с уроком математики и решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды. А какая тема урока может быть?

Слайд 21

Свяжите эту сказку с уроком русского языка. Какую тему вы можете изучать?

(безударные гласные в корне слова, этимология слова КОЛОБОК. производное от колоб "круглый хлебец")

Слайд 22

Свяжите сказку с уроком окружающего мира. Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Кто реально опасен для Колобка?

Слайд 23

Мы убедились, что учебную проблему можно поставить тремя методами.

Практическая часть

- А сейчас мы попробуем в группах создать проблемную ситуацию. Возьмём одну известную тему и посмотрим сколько проблемных ситуаций можно создать к одной и той же теме. Выбираем тему общую для всех групп.

(В группах по 4 человека создают проблемную ситуацию)

Слайд 24

Рефлексия

- Выберите подходящую пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему занятию.

  • Смелость города берёт.
  • Старая песня на новый лад.
  • Через тернии к звёздам.
  • О монах, ты идёшь трудной дорогой.
  • Учиться обучая.

Слайд 25

проблема текста

Проблема текста: как ее определить с примерами ЕГЭ по русскому языку — об этом наша статья. Задание 27 в ЕГЭ по русскому языку требует от выпускников написания творческой работы по предложенному тексту. Многих пугает этот вид работы, ведь сначала нужно найти проблему текста, затем прокомментировать ее, приведя два примера из прочитанного текста, не забыть написать несколько слов, устанавливающих взаимосвязь этих примеров, а еще найти авторскую позицию. Но, на самом деле, это проще, чем кажется. Главное в этом деле – усвоить несколько простых правил нахождения проблемы, а остальное станет очевидным само собой.

Для написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку важно уметь определить проблему текста. Она является ключом для успешного выполнения творческого задания. Неверно определенная проблема делает работу неполноценной, а выпускники теряют драгоценные баллы. Поэтому к вопросу нахождения проблемы в тексте нужно подойти крайне серьезно.

Что такое проблема текста?

Всем известно простое правило: если у нас возникают проблемы, их необходимо решить. То же самое и с проблемой текста. Проблема представляет собой злободневный вопрос, требующий решения. Чтобы верно определить проблему, необходимо понять текст. Еще в начальной школе учителя задавали вам вопросы: О чем прочитанный текст? Что хотел нам сказать автор? Позднее, в основном звене, вас познакомили с такими понятиями как тема текста и основная мысль. Давайте вспомним, что это такое.

  • Тема текста — это то, о чем говорится в тексте. Например, о животных, о памятнике, о празднике.
  • Основная мысль текста — это то, для чего автор написал текст, что он хотел донести до читателей. Например, автор хотел нам сказать, что необходимо заботиться о животных, сохранять памятники культуры, чтить обычаи и традиции празднования какого-либо праздника.

Затем вы сталкиваетесь с понятием позиция автора. Что это такое? А это и есть основная мысль текста.

Вы спросите, зачем столько лишней информации, если нужно говорить о проблеме, а не о теме и основной мысли текста? Дело в том, что проблема текста тесно связана с авторской позицией. Проблема есть вопрос, который можно задать к тексту. И на этот вопрос в тексте должен быть ответ, которым является авторская позиция.

Разновидности проблем

Как говорится, что победить врага, нужно его хорошо знать. Эти слова можно отнести и к проблеме текста: чтобы уметь ее находить, нужно знать, какие бывают проблемы. Рассмотрим разновидности проблем.

Нравственные проблемы

Духовная сфера общественной жизни. Моральная оценка поступков человека, подлинные и мнимые ценности, проблема конфликта поколений.

  • Влияние любви на человека.
  • Что делает человека жестоким?
  • Долг и ответственность в жизни человека.
  • Причины одиночества человека.
  • Нуждаются ли старики в заботе?
  • Проблема нравственного выбора.
  • Истоки непонимания между отцами и детьми.

Эстетические проблемы

Восприятие человеком прекрасного, умение видеть не только внешнюю красоту, но и внутреннюю.

  • Роль красоты в жизни человека.
  • Важна ли внешняя красота?
  • Что делает душу красивой?
  • Роль чтения в жизни человека?
  • Эстетический вкус.
  • Нужен ли интернет школьнику?
  • Проблема восприятия искусства.

Социальные проблемы

Это проблемы, связанные с социальной сферой жизни человека: права человека, общественный прогресс, роль науки в жизни общества.

  • Социальная несправедливость.
  • Проблема экстремизма.
  • Место человека в обществе.
  • Влияние компьютера на человека.
  • Что может сплотить людей?
  • Толерантное отношение к окружающим.
  • Проблема воспитания.

Философские проблемы

Философские проблемы затрагивают вопросы взаимоотношения человека и общества, сохранения исторической памяти, мировоззрения человека, религиозных убеждений.

  • В чем заключается смысл жизни?
  • Роль мечты в жизни человека?
  • Что делает человека счастливым?
  • Что такое доброта?
  • Когда человек чувствует себя любимым?
  • Выбор жизненного пути.
  • Сила веры.

Политические проблемы

Государственное устройство, политические взгляды, война и мир, революционные взгляды, политические реформы.

  • Проблема взяточничества.
  • Ущемление человеческих прав.
  • Нужны ли реформы в государстве.
  • К чему может привести недовольство властью.
  • Роль политики в жизни человека.
  • Проблема бюрократизма.
  • Проблема международных конфликтов.
  • Как избежать политических конфликтов?

Экологические проблемы

Взаимоотношение человека и природы, красота и богатство природы, экологические кризисы, влияние природы на человека.

  • Нужно ли беречь природу?
  • Что может сделать человек для сохранения природы?
  • Место человека в природе.
  • Может ли природа повлиять на душу человека?
  • Ответственность за братьев наших меньших.
  • К чему может привести небрежное отношение к природе?
  • Природа как источник прекрасного.

Как найти проблему текста?

Проблему текста найти не так сложно, как это кажется поначалу. Достаточно следовать предложенному алгоритму:

  1. Внимательно прочитать текст, попытаться понять, о чем он. Сформулировать это одним-двумя словами.
  2. Подчеркнуть главную информацию, исходя из темы, которую вы уже определили.
  3. Найти авторскую позицию: что же автор хотел донести до читателей своим текстом, для чего он рассказал об этом?
  4. Задать вопрос к позиции автора. Это и будет являться проблемой текста.

Во многих текстах затрагивается не одна проблема, а две и даже три. На какой из них остановить внимание? Какую взять в качестве источника размышления? Обратите внимание на ту, которая:

  • Находится в центре внимания автора, является основной. Ей буде посвящена большая часть текста;
  • Более подробно раскрыта и прокомментирована автором, примеры из текста не нужно выискивать, они на поверхности;
  • Знакома вам лучше других, вы можете говорить на эту тему свободно. К тому же вам нужно будет выразить свое отношение к авторскому, прокомментировав его примером. Если проблема хорошо знакома, с этим не будет сложностей.

Как сформулировать проблему?

Очень важно правильно сформулировать найденную проблему. Не стоит посвящать формулировке проблемного вопроса целый абзац. Вполне достаточно обозначить его одним предложением. Существует несколько способов формулировки проблем:

Определим проблему вместе

Видеть проблему с первых строк можно научиться. Для этого необходимо постоянно практиковаться. Даже при чтении параграфа по истории или географии вы можете готовиться к сочинению. Как? Очень просто: задавайте к нему вопросы, определяйте тему и основную мысль. И вы обязательно станете профессионалом в нахождении проблемы текста.

Ребята, если вы испытываете трудности при определении проблемы текста, который вам задал учитель, обращайтесь к нам. Мы не обещаем вам готовую проблему с комментарием. Но мы поможем разобраться с текстом и найти проблему. Пишите свои вопросы в комментариях, мы обязательно направим вас на верный путь.

Очень важно правильно сформулировать проблему текста, так как из-за неправильно сформулированной проблемы проверяющие эксперты поставят не только 0 баллов за формулировку проблемы, но и за комментарий по проблеме, и за формулирование позиции автора и отношения к ней автора сочинения.

Это значит, что вместо восьми максимальных баллов за содержание сочинения выпускник получит ноль баллов.

Из данной статьи вы узнаете, как сформулировать проблему текста, способы формулировки проблемы, какие речевые конструкции можно использовать при формулировке проблемы, а также часто встречающиеся ошибки школьников, связанные с формулировкой проблемы, и способы устранения подобных ошибок.

Как правильно сформулировать проблему текста

Задача формулировки проблемы

От правильной формулировки проблемы зависит дальнейшая работа над сочинением, а именно:

  • комментарий проблемы, основанный на 2 примерах из текста, связанных между собой смысловой связью;
  • отражение позиции автора исходного текста;
  • выражение своего обоснованного отношения к позиции автора.

Задача данной части сочинения – чётко сформулировать ту проблему текста, к которой можно подобрать примеры-иллюстрации из предложенного текста, указать автора и сообщить о прочтении текста.

У всех учеников возникает вопрос, какую проблему положить в основу сочинения?

Чтобы определиться с этим вопросом нужно сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно.

Способы формулировки проблемы

Существуют четыре способа формулировки проблемы.

Их использование зависит от стиля речи исходного текста, места формулировки проблемы в сочинении и выбора автора сочинения, какой способ ему применить.

Формулирование проблемы своими словами

Данный способ хорошо использовать как при анализе художественного стиля, так и публицистического.

Известный писатель А.Н. Толстой анализирует проблему значения роли Родины в жизни человека. (Текст №24)

Рассказ Л.А. Чарской ярко иллюстрирует проблему преданности близким людям. (Текст №2)

Формулирование проблемы в форме риторических вопросов

Проблему текста можно формулировать в форме риторических вопросов, после которых делается отсылка к исходному тексту.

Что значит для людей Родина? Какое значение она имеет в человеческой жизни? Эти вопросы задает писатель А.Н.Толстой в своей статье. (Текст №24)

В чём проявляется преданность людям? Кого можно назвать преданным человеком? Эти вопросы волнуют многих людей, в том числе и автора текста Л.А. Чарскую. (Текст №2)

Формулирование проблемы цитированием

Бывают случаи, когда в публицистическом тексте можно найти авторскую формулировку проблемы.

Тогда её можно процитировать в форме прямой или косвенной речи, а также при помощи вводной конструкции.

Формулирование проблемы ссылками на номера предложений

Если в исходном тексте есть авторская формулировка проблемы, то вместо цитирования можно просто указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.

Проблема отношения к отчему дому сформулирована В.П.Астафьевым в 16 предложении (Текст №18).

Наиболее распространённым и удобным является первый способ формулировки проблемы.

В тексте поднимается проблема повышения культуры речи людей.

Где в сочинении формулировать проблему текста?

Исходя из критериев оценивания сочинения, формулировку проблемы можно писать в любой части сочинения (введении, основной части, заключении).

Однако наиболее приемлемыми и общепринятыми являются два места: во введении в сочинение и в начале основной части сочинения.

Формулировка проблемы во введении

А именно, закончить введение формулировкой проблемы текста, которая будет прокомментирована в основной части сочинения.

В этом случае уместно сформулировать проблему в виде риторических вопросов, которые сразу зафиксируют внимание проверяющего сочинение на ключевых понятиях исходного текста.

Также данный способ подходит, если на экзамене попался сложный для понимания текст.

Как дети относятся к своим родителям ? Как воспринимают их? Эти вопросы неизбежно возникают в голове при прочтении текста Ю.Бондарева. (Текст №27)

В данном отрывке писатель поднимает проблему проявления человеколюбия на войне , а также сочувствия к своему врагу . (Текст №14)

Также во введении можно использовать второй способ формулировки проблемы путём цитирования автора.

Формулировка проблемы в основной части сочинения

Формулировку проблемы текста можно разместить в основной части сочинения непосредственно перед её комментарием.

Начиная основную часть с формулирования проблемы, автор сочинения может практически сразу переходить к комментированию проблемы, показывая таким образом свое умение читать и анализировать текст.

Рассказывая об участии доктора Юрия Живаго в бою, писатель поднимает проблему нравственного выбора человека на войне . Об этом говорит тот факт, что находясь в отряде красных партизан, доктор сочувственно следит за тем, как ведут себя белогвардейские мальчики и юноши, гибнущие во время боя. (Текст №3)

В таком случае можно воспользоваться любым способом формулировки проблемы, в зависимости от предпочтения автора сочинения.

Типовые речевые конструкции

Правильная формулировка проблемы является залогом получения высокого балла за написанное сочинение.

При обозначении выдвинутой проблемы можно использовать следующие словосочетания:

Поэтому использование типовых конструкций требует от автора сочинения определённых умений.

Как использовать типовые речевые конструкции?

  1. Из списка предложенных конструкций необходимо выбирать только те, которые более точно передают мысли автора сочинения или автора исходного текста.
  2. В готовые речевые конструкции важно правильно включать информацию исходного текста, в случае необходимости менять форму слов в них, не забывая о требованиях грамматики и культуры речи.
  3. Тщательно продумывать логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.

Грамотное использование речевых конструкций поможет выпускникам избежать типичных ошибок при формулировании проблемы текста.

Читайте также: