Как сделать предохранитель из лампочки

Обновлено: 08.07.2024

Поиск КЗ или как не спалить очередной предохранитель

alvikagal Posts: 4644 Joined: 18 Sep 2013, 01:58 Your CAR: ВАЗ-21099 1,5л. SECU version: official SECU-3i TBZ Location: Украина, Павлоград Has thanked: 620 times Been thanked: 992 times Contact:

Поиск КЗ или как не спалить очередной предохранитель

Данная статья не является инструкцией или пособием для поиска неисправностей в электрических цепях.

Вступление.
Решил написать для автолюбителей, которые пытаются сами делать всё в своём авто, что конечно не всегда правильно, т.к. лучше, чтобы выполнял работу квалифицированный специалист (лучше узкого профиля , а не тот, который всё может починить). Но так как мы из разных соображений лезем сами ремонтировать, модернизировать авто, то лучше это делать с полным пониманием работы исполнительного механизма или участка цепи. Про механизмы я молчу, а вот насчёт электрики хочу обратить внимание, что это опасное вмешательство, которое может повлечь за собой большие неприятности и самое страшное - если авто сгорит.
Я не раз видел, когда приезжали ко мне авто, в которых вместо предохранителей вставлены 5 копеек или проложена проводка не по правилам, а именно висит и трётся об кузов авто. Я предупреждал таких водителей, чтобы они обратились к автоэлектрику, чтобы он навёл полный порядок в этом. Я не автоэлектрик (а просто инженер-электромеханик) и этим не занимаюсь, т.к. за это нужно брать большие деньги (пропорционально) т.к. это большая ответственность, но в своём авто менял проводку сам (т.к. доверить не могу другому) и уложил её в гофру и согласно схеме.
Поэтому перед тем как лезть самому в проводку автомобиля и исправлять неисправности, хорошенько подумайте о возможных последствиях.

Электрический предохранитель — электрический аппарат, выполняющий защитную функцию. Предохранитель защищает электрическую цепь и её элементы от перегрева и возгорания при протекании высокой силы тока.

Думаю сталкивались с такой ситуацией, когда сгорел предохранитель, мы его достали и поставили такого же номинала и он опять сгорел.
Такое бывает когда:
1. Поменяли потребитель в этой цепи на потребитель большей мощностью. Например заменили в фарах обычные лампочки 55/60Вт. на галогенки 90/100Вт.
2. В цепи сгорел потребитель или постепенно выходит из строя, а именно возможно появилось межвитковое замыкание, или витковое замыкание на корпус, или КЗ (короткое замыкание).
3. Плохое сопротивление изоляции проводки, что вызывает кратковременные КЗ или полное КЗ.
4. И т.п.

И вот тут стоит выбор:
1. Поставить предохранитель большего номинала (с запасом или жучёк-перемычку), думая что нагрузка больше, т.к. поставили мощнее потребитель в эту цепь.
- Ничего этого делать самостоятельно категорически нельзя, если не имеете специального образования и знаний в этой области. т.к. установленный заводом изготовителем предохранитель и проводка этого участка электрической цепи рассчитана на установленный потребитель и изменять мощность потребителя и ток плавкого предохранителя нельзя!
2. Обратиться к специалисту. - Это самый безопасный вариант, не смотря на то, что он более затратный.
3. Изучить схему и участок цепи, который защищает предохранитель, что сгорает. Затем проверить потребители и проводку на наличие КЗ и найдя причину и устранив, опять поставить предохранитель.

Т.к. поиск причины - это сложный процесс, то нужно иметь специальные инструменты, ну а если выбор пал на третий пункт то, чтобы избежать последующего сгорания предохранителя понадобится его заменитель - лампочка с проводами на концах с ножевыми контактами (для современных предохранителей).
Лампочку нужно подбирать для каждого участка цепи, чтобы точнее определить есть неисправность или она уже устранена.
Можно рассчитать по току рекомендуемого предохранителя.
Мощность лампочки рассчитывается по формуле :
P=U*I
, где
I - ток предохранителя = 10А.
U - напряжение участка цепи = 12,6В. (в нашем случае напряжение борт.сети)
P=12,6*10=120Вт.
Это будет в паралель 2 лампочки по 55Вт., получим 110Вт. или 8,7А при КЗ в цепи. Можно использовать оба контакта двухнитевой лампочки ближнего дальнего света с маркировкой 55/60w, будет 115Вт.

Берём нужную лампочку и вставляем в патрон с проводами у которых на конце ножевые контакты соответственной толщины (не толще и не тоньше) как у предохранителя, чтобы был хороший контакт и не ослабить разъём.
Отключаем напряжение с этого участка цепи. Если это участок цепи напрямую запитан от аккумулятора, то сначала снимаем клемму с аккумулятора и когда нужно будет подать напряжение - одеваем обратно.
Вставляем ножевые контакты вместо предохранителя и включаем этот участок цепи. Способ включения зависит от участка.
1. Если лампочка загорается в полнакала, значит потребляемая мощность цепи больше, т.е. возможно КЗ даже витковое, что увеличивает потребляемый ток, но сохраняет работоспособность электроприбора до поры пока не сгорит от перенагрузки.
2. Если горит в полный накал - значит полное КЗ.
3. Если лампочка моргает во время включения и тухнет (возможно слегка останется накал, значит всё нормально (если конечно лампочка не сгорела).

Так я делаю после замены сгоревшей детали в электронике, где сгорает предохранитель.
Это экономит предохранители и выгораемые детали при КЗ (короткое замыкание).

Данная информация предоставлена исключительно в ознакомительных целях и может быть использована только на ваш страх и риск.

По сути вопрос должен звучать — Как проверить Блок Питания чтобы ничего не спалить.
Для того чтобы по сто раз не объяснять одно и то же, напишу и оставлю здесь.

Обычно при первом включении любого блока питания, будь то компьютерный БП, телевизор, зарядное,… в разрыв питания, часто вместо предохранителя впаивается лампа накаливания.

Уточню. Для чего нужна лампа вместо предохранителя.

Если в схеме Короткое Замыкание, чтобы не выбило компоненты. При повышении тока, лампа зажигается, сопротивление спирали увеличивается, что не дает сгореть полупроводникам после лампы. Всё это ТОЛЬКО В МОМЕНТ ВКЛЮЧЕНИЯ. То есть лампа включается КРАТКОВРЕМЕННО, ПРИ ПЕРВОМ ВКЛЮЧЕНИИ, если явного КЗ нет и лампа не горит постоянно, а кратковременно загорается и тухнет — всё, дальше ЛАМПА ОБЯЗАТЕЛЬНО УБИРАЕТСЯ.

Поэтому, когда я читаю про какие то манипуляции с телевизором, с лампой вместо предохранителя, я понимаю что реально толку не будет. Я не знаю как себя поведёт аппарат при включении и ничего не могу посоветовать. Поэтому, еще раз — включил, проверил, КЗ нет — убирай лампу. Есть вероятность что что нибудь сдохнет, но появляется вероятность что оно заработает.

Еще один вариант. Когда ремонтом занимаешься регулярно. Делается отдельная розетка, последовательно с которой включается лампа 220 вольт 500 ватт. Именно для первой проверки аппарата. Проверяется по той же схеме: включил, проверил, КЗ нет — в другую розетку.

Запись опубликована в рубрике Solutions, Ремонт железа с метками Блок питания, БП, КЗ, лампа, проверка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.



Таблица зависимости тока плавления от диаметра проволоки

Правда, где можно найти необходимые проволочки диаметром от 3 микрон (0,03 мм) информации не было.


Однако повезло, и провод диаметром 0,03 мм был обнаружен в катушке рамки неподлежащей восстановлению измерительной головки. Откуда он и был взят с применением мощной часовой лупы, ацетона и некоторой доли терпения.



Следующим этапом было вскрытие предохранителей. Это стало возможным только после нагрева металлических колпачков паяльником. Теперь, умудрённый практическим опытом, знаю, что снимать нужно только один из них. Следующим этапом в торцевой части колпачков, при помощи хорошо разогретого паяльника с тонким жалом, были освобождены от олова отверстия, через которые пропускается непосредственно провод выполняющий функцию плавкого предохранителя.


Первая операция ремонта. Проволочка нужного диаметра длиной равной двойной длине ремонтируемого предохранителя пропускается через отверстие в первом колпачке, стеклянный корпус и запаивается. С непременным предварительным удалением лаковой изоляции с края (если осталась после ацетона).


Вторым действием является постановка колпачка на стеклянный корпус при помощи клея (удобней всего марка БФ-6).


Конечная операция, пропускание провода в отверстие второго колпачка и также пайка с последующей клейкой. Сразу после пайки необходим контрольный прозвон предохранителя мультиметром.


После обрезки торчащих снаружи концов проволочек — предохранителей можно разложить готовые к использованию изделия ровными рядками, но так чтобы они ни в коем случае они не перепутались, и полюбоваться на творение рук своих. Особенно порадовало то, что удалось отремонтировать миниатюрные экземпляры. Иногда такие очень бывают нужны.


И последнее действо – с металлических колпачков, теперь уже исправных предохранителей, при помощи надфиля была удалена прежняя маркировка (теперь знаю, что делать это гораздо удобней в самом начале ремонта). Всё разложено по пакетикам и готово к использованию.

Эпилог: в случае крайней необходимости ремонт предохранителей это реально, даже номиналом в 0,5 А. Наличие микрометра обязательно.

Электричество, сантехника, установка бытовой техники. Просто о сложном

Ремонт плавкого предохранителя приходится делать, когда оный сгорел, а магазин закрыт или находится далеко, но использовать электроприбор без предохранителя, и это должен знать каждый, далеко не безопасно. Частично вопроса плавких предохранителей я касался в этой статье , где рассматривался принцип и назначение предохранителей.

В основном мы коснемся маломощных предохранителей. Но принцип их одинаковый. Керамическая или стеклянная трубка (может быть и другой современный материал), внутри которого находится проволочка или пластина, а в мощных предохранителях типа ПН-2 пространство вокруг проволоки может быть заполнено кварцевым песком или другим дугогасительным материалом. В маломощных предохранителях обычно никакого заполняющего материала нет.

Как разобрать предохранитель.

Исходя из вышесказанного, есть четыре варианта:

Все остальные предохранители конструктивно похожи. Если все же у вас возникла проблема и вы не можете подступиться к предохранителю, напишите вопрос в комментариях. На сайте я как минимум раз в сутки, так что ответ вы получите оперативно.

Расчет плавкого предохранителя онлайн.

Осталось только определить, из чего сделать проволочку и как ее рассчитать.


Так и расчетами в виде онлайн-калькулятора, который я размещу чуть ниже. Для начала поговорим о расчетах. Если вам еще неизвестно о длительно допустимом токе, то вам нужно познакомиться с этим понятием, а если известно, то вы удивитесь внимательно посмотрев на таблицу. Например, провод сечением 2,4 мм² выдерживает ток 300 ампер. Казалось бы, почему тогда его защищают автоматом на 25 ампер? Дело в том, что при 300 амперах он очень сильно нагревается. Если бы на нем была изоляция, она давно превратилась бы золу при таком токе.

Диаметр провода для предохранителя.

Как определить диаметр провода. Для этого существует три метода:

  1. Использовать такое устройство, как микрометр. Он позволит очень точно определить диаметр проволоки. В зависимости от класса точности аж до сотых долей миллиметра.
  2. Воспользоваться линейкой. Метод довольно грубый, но что делать, когда под рукой микрометра нет. Не знаю, у кого как, а я его видел только в руках у учителя труда в школе и иногда на производстве. Для этого вам нужно намотать проволоку на карандаш очень плотно, виток к витку (или любой другой предмет, можно даже на саму линейку, хотя лучше всего использовать для этого гладкую металлическую поверхность, так проще витки прижимать друг к другу). Чем больше вы намотаете, тем точнее будут расчеты, но больше 5 см смысла наматывать нет. Точнее уже не станет, а считать витки будет сложнее. В общем, тут надо знать меру. Дальше нужно длину получившейся намотки (в миллиметрах) поделить на количество витков.
  3. Этот способ немного точнее второго, но тоже имеет свои погрешности. Если под рукой имеется многопроволочный провод известного сечения, нужно сечение провода разделить на количество проволочек и вы получите пока всего лишь сечение одной проволочки, а дальше подставить в формулу:

Что нужно знать об этой формуле?


Вы можете обратить внимание, что добавился странный коэффициент 1,885. Дело в том, что сечение провода каким-то странным образом не соответствует математической формуле для вычисления площади круга и если не применять данный коэффициент, то у вас получится совсем другой результат. Можете мне поверить. Я не просто вставил эту формулу откуда-то, я провел вычисления (и не одно, прежде чем написал её сюда). Для тех, кому будет интересно повторить, потребуется микрометр и куча различных проводов . Возможно, ваш коэффициент станет более точным, но в пределах этой цифры. Этот коэффициент справедлив для медного провода, для алюминиевого он будет 1,309, для других материалов возможно тоже будет другой. (В интернете встречаются разные формулы, но как я говорил, мне неизвестно откуда они взялись, я провел свои расчеты, прежде чем дать эту формулу). Ну и как же без практической части. Допустим, у нас имеется провод 0,5 мм² и 15 проволочек. 0,5/15=0,033 мм² сечение одной проволочки, теперь подставляем результат в формулу и получаем 0,282 мм. Смотрим в таблицу и находим, что проволочка диаметром 0,25 выдерживает 10 ампер, значит наша будет выдерживать около 12 ампер.

Я специально взял провод для примера сечением 0,5 мм² и разделил его на очень большое количество жил, чтобы вы имели представление, насколько тонким должен быть провод, чтобы получить предохранитель номиналом 1 ампер, к примеру. Настолько тонкий провод уже сложнее просто намотать на предохранитель, его легко порвать. На заметку : сейчас сечение китайского провода может быть еще меньше по диаметру, поэтому для предохранителей лучше поискать наш советский проводочек.

Индикатор перегорания предохранителя.


Чтобы сделать простейший индикатор перегоревшего предохранителя, вам потребуется: паяльник, небольшой расчет, светодиод или неоновая лампочка и резистор. Светодиод или лампочку с резистором можно выковырять из старой плиты, выключателя с подсветкой и т.д. В общем, из всего того, что светится от напряжения 220 вольт. Где будет нагрузка, а где питающая цепь в этой схеме абсолютно неважно, поскольку переменный ток 100 раз в секунду меняет свое направление, следовательно, будь это светодиод или лампочка, они все равно будут светиться, если перегорит предохранитель. Чтобы узнать номинал сопротивления придется воспользоваться расчетами. V — напряжение сети, в нашем случае 220 вольт (для расчета лучше пользоваться значением 240), Vled — напряжение светодиода, I — рабочий ток светодиода. Последние два значения придется искать в справочной литературе. А после того, как вы рассчитаете сопротивление, нужно будет добавить 20% (светодиод очень нежная штука и не любит перегрузки).

Теперь нужно посчитать мощность резистора, поскольку падение напряжения бесследно не проходит и резистор начинает выделять тепло. Если взять резистор меньшей мощности, то он не будет успевать отдавать тепло в окружающую среду. Как следствие, он начнёт перегреваться и в конечном итоге сгорит.

Могу вас поздравить, теперь вы научились такому навыку, как ремонт плавкого предохранителя.

Ну и по славной доброй традиции вопросы:

Что будет если взять автомобильный предохранитель и установить в сеть 220 вольт? Можно ли заменить стеклянный предохранитель автомобильным?

  • На предохранителе стоит значение тока. Из школьного курса физики известно, что проводник нагревается, когда по нему протекает ток. Следовательно, проводник подбирается не по напряжению, а по току. Это означает, что и автомобильный предохранитель на 1А и предохранитель для бытовых электроприборов на 1А расплавятся одинаково и при одинаковом значении тока. Только здесь есть заковырка: автомобильный аккумулятор рассчитан на напряжение 12 вольт и его конструктивное исполнение не предусматривает возникновения дуги . Поэтому можно допустить обратную градацию (вместо автомобильного поставить бытовой), но не наоборот.

За сим, прощаюсь с вами.

С наилучшими пожеланиями, Я!

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • ЗОЖ и лечебное голодание (1)
  • онлайн калькуляторы (3)
  • Основы электротехники (6)
  • Отзывы и пожелания (1)
  • Прочее (3)
  • Ремонт в доме (3)
  • Ремонт своими руками (7)
  • Рубрики сайта (4)
  • Советы электрика (24)
  • Установка бытовой техники (11)
  • Установка и подключение (6)
  • Электробезопасность (4)
  • Электропроводка и ее соединения (7)
  • Это должен знать каждый (1)

Как со мной связаться

По телефонам:
89145792216 (доступен WhatsApp)
89140486361

Время работы
Понедельник—Суббота: 8:00–20:00
Воскресенье: выходной
Срочный вызов (в течение часа), если такая возможность имеется оплачивается по двойному тарифу.
Вызов вне рабочего времени от 1500 рублей.

Наибольшее распространение получили плавкие предохранители. Они дешевы и просты в изготовлении и в случае короткого замыкания в сети обеспечивает защиту проводки от возгорания.

Когда перегорает плавкий предохранитель, требуется быстро его заменить. Не всегда имеется запасной предохранитель на нужный ток. Проще всего защитный предохранитель выполнить из провода соответствующего диаметра. Причем диаметр провода для необходимого тока плавления (защиты) можно выбрать из таблицы, где приведены значения для разных металлов. В качестве основания для закрепления (припаивания) плавкой вставки может использоваться каркас перегоревшего.


Всем, кто хочет сделать по-быстрому автомобильное ЗУ, можем порекомендовать простейшее решение: трансформатор с выходным напряжением около 14 В, на выходе диодный мост и подключенный с сетевой стороны через патрон с лампой на стандартные ~ 220 В. Ток зарядки (Q / 10) выбирается вкручиванием лампочки соответствующей мощности (в среднем надо 60 Вт).

Зарядное для авто из лампочки и трансформатора

Такое зарядное устройство имеет падающую характеристику при увеличении напряжения на аккумуляторе. При полной зарядке ток падает до небольшого значения, что предотвращает повреждение аккумулятора. Кроме того, лампочка информирует о состоянии заряда:

  • сильно горит – полностью разряжена,
  • умеренно горит – частично разряжена,
  • слабо светится – аккумулятор заряжен.

Простое, дешевое и эффективное решение, подходящее практически для всех свинцово-кислотных аккумуляторов, в том числе автомобильных. Вот оригинальная статья из зарубежного журнала. Иногда лампу берут не сетевую, а 12-ти вольтовую и ставят её после трансформатора, как на схеме далее:

Зарядное для авто из лампочки и трансформатора

Или ещё упрощают конструкцию ЗУ, установив только 1 диод, вместо 4-х. Расчёты зарядных режимов смотрите по ссылке.

Зарядное для авто из лампочки и трансформатора

Итак, нужно будет найти силовой понижающий трансформатор на напряжение 14-15 вольт (больше немного можно, меньше – нельзя). Потому что заряжая аккумулятор 12 вольт ему будет не достаточно 12 вольт, ведь полностью заряженным аккумулятор будет считаться при 13-14 вольтах. Трансформатор должен быть достаточно мощным, где то 200 ватт. Если вы планируете заряжать аккумулятор током в 1-2 Ампера, то трансформатор можно взять и на 100 ватт.

Предохранитель в цепи служит защитой от случайного короткого замыкания. Ведь бывает и такое. Теперь стоит сказать о лампочках: чем больше мощность лампы, тем выше ток заряда будет. Приведена таблица ниже по току и мощностям лампочек:

Зарядное для авто из лампочки и трансформатора

Ток рассчитывается по закону Ома. Ток = мощность/напряжение. Ведь лампочка – это как сопротивление. В качестве сопротивления в лампе такой элемент, как нить накаливания, сделанная из вольфрама. При этом лампочка в данном случае служит еще не только как сопротивление, но и как индикатор заряда. Ключ (тумблер) ставим на ток 5 ампер. Теперь перейдем к диодному мосту, который выпрямляет переменный ток в постоянный.

Он должен быть обязательно рассчитан на ток зарядки плюс запас. Если ток зарядки 10 Ампер, то диодный мост должен быть на ток не меньше 15 А, и соответственно на напряжение тоже должен быть рассчитан. Диодный мост можно купить готовый или собираем мост из диодов и диоды ставим любые, но чтобы соответствовали току и напряжению.

Далее следует поставить предохранитель, который защитит цепь от короткого замыкания. И в итоге можно подключать аккумулятор к зарядке. Для контроля тока можете установить амперметр в разрыв цепи. И тогда переключая лампочки, сможем увидеть реальный ток заряда аккумулятора. При зарядке мы будем наблюдать, как лампочки будут постепенно тухнуть – это будет считаться, что аккумулятор заряжается.

Опасная схема сетевой зарядки

Зарядное для авто из лампочки и трансформатора

И главное предупреждение: по Сети гуляет схема зарядного без трансформатора, где АКБ подключается сразу в 220 вольт через диод и лампу – это дичь полнейшая, которая может закончится грандиозным взрывом аккумулятора в случае порчи и короткого замыкания диода (от чего никто не застрахован). Или дети/животные подбегут и схватятся за аккумулятор, испытав на себе действия фазы. Так что лучше не рисковать и поставить развязывающий трансформатор!

Если остались вопросы и замечания по схеме – пишите в комментариях, будем разбираться. Всего доброго!

Читайте также: