Как сделать права на трек

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Порядок и особенности процедуры

Законодатель предусматривает несколько способов подстраховки от плагиата:

  1. Прохождение регистрационной процедуры в Российском авторском обществе. Этот вариант считается самым надежным и представляет собой классическую форму легализации прав. Фактически такой способ не является оформлением права на песню, но служит основанием получения вознаграждения за использование творчества третьими лицами и допустимым доказательством при судебном разбирательстве.

При обращении в РАО потребуется заявление с идентифицирующими данными, фонограммы в формате аудио или трек-лист, характеристика песни, включая информацию о жанре, формате, названии, оригинальности, соавторах и исполнителях. Если произведение основано на переработке творчества других лиц, требуется документ о разрешении правообладателя первоисточника на проведение трансформации. В таком разрешении указывается сумма гонорара за использование продуктов творчества. Если регистрируется саундтрек к фильму, требуется приложение музыкальной справки и договора с киностудией.

  1. Запись нот и слов. Такой способ защиты обусловлен двух компонентной структурой песен. Для представления мелодии распечатываются все инструментальные партии, включая голоса, оформленные в MIDI-редакторах. Слова песни помещаются в трек с вокальной мелодией.

Созданные листы запечатываются в конверт и передаются нотариусу, который имеет право хранения документов в несгораемом сейфе. Это достаточное доказательство авторства при возникновении споров о праве при условии, что другие лица не запатентовали такие права ранее. Важно отметить, что нотариуса не обязательно информировать о содержимом конверта. Информация может остаться конфиденциальной. Нотариальное заверение – это исключительно свидетельство владения композицией, но не подтверждение факта ее создания.

  1. Почтовая отправка заказного письма с диском, музыкальными треками и записями песен на собственный адрес. Обязательное условие – не открывать конверт и хранить его в первоначальном виде. Это юридический способ легализировать документ и использовать его в качестве доказательства при возникновении споров за авторство.

В числе других способов подтверждения авторства важно выделить публикации, в которых упоминается песня, при условии проставления даты. В последнее время, с учетом тенденций развития технологий, особую популярность получил вариант электронного депонирования. Он подразумевает отправление композиции на сервер – в этом случае автоматически проставляется дата и цифровая подпись.

Ни один из способов не гарантирует полную безопасность, но существенно повышает шансы на отстаивание собственных интересов в суде.

Проверка музыки на авторские права

Использование чужой музыки без предварительной проверки ее авторства может повлечь юридические последствия. Это квалифицируется как правонарушение и запрещается

законодательно. Такое ограничение распространяется как на опубликованные, так и на закрытые, архивные композиции.

Если высвеченные позиции после ввода параметров поиска уже охраняются авторским правом, появится соответствующее окошко с оповещением об ошибке и ответственности за использование трека без разрешения.

Легализация прав на музыку – сложная правовая категория. Защищенный контент можно использовать только в добросовестных целях, а именно: для обучения, исследования, комментирования, информирования или критики.

Авторское право – один из самых сложных и деликатных вопросов юриспруденции. Закон не всегда стоит на стороне того, кто создал произведение, но всегда поддерживает того, у кого творческий продукт оказался в начале. К счастью, большинство авторов заблаговременно запасается доказательствами своего первенства.

Как зарегистрировать авторские права на песню

  • Как зарегистрировать авторские права на песню
  • Как доказать авторство
  • Как получить авторские права на свою песню
  • Как оформить авторские права на стихи

Распечатайте ноты песни (вместе с подтекстовкой и вокальной линией) или запишите аудиофайл на диск. Сама по себе эта операция не защитит ваше авторское право, но, храня композицию только в виртуальном виде, вы себя не обезопасите.

Отправьте распечатанную партитуру или диск себе по почте. Можете использовать виртуальную почту, но гораздо надежнее обычная: при отправлении на конверте ставится штемпель с датой. Благодаря ему вы и сможете доказать свое авторство.После получения письма не вскрывайте его. Это потребуется только в том случае, если ваша песня будет украдена и присвоена третьим лицом: вы представите конверт прямо в зале суда, а вскрытие покажет вашу правоту.Виртуальная почта тоже датирована, но, к сожалению, такое доказательство слишком эфемерно и не всегда может вам помочь.

Посетите нотариуса. Конечно, заверение партитуры обойдется вам недешево, но позже юрист докажет, что партитура была вашей в конкретный день. Плагиатор, если и попытается присвоить песню, не сможет доказать обратное.Прежде чем посетить юриста, свяжитесь с ним и спросите, сколько экземпляров требуется. Некоторые конторы оформляют акт при условии наличия двух экземпляров (диск, бумага или другой носитель).

Авторское право - это уникальное право создавать копии эксклюзивного оригинала. Авторским правом на музыку обладает композитор - как создатель мелодии музыкального произведения. Правовые аспекты авторского права на музыку. Законом об авторских правах запрещается использование любых чужих объектов авторского права вне зависимости от объема.

Авторские права на музыку. Тарифы РАО и ВОИС, цены здесь. Что важно знать? Вы имеете право использовать музыку в торговых зонах (публичное исполнение фонограмм) без согласия правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения. Воспроизведение музыки для сопровождения бизнеса без выплат владельцам авторских и смежных прав является незаконным и может привести к серьезным последствиям.

Егор, авторское право уже возникает, когда вы пишите свою композицию или песню. Вы создали песню - вы ее автор. Если у вас уже есть опубликованные композиции, или храняться в архивах - то здесь тоже ваше авторское право.

То есть это исключительное право на композиции и песни, тут уже возникают личные имущественные и неимущественные права. Это право публиковать под вашим именем. Но сейчас много случаев мошенничества. Поэтому лучше всего вам пройти регистрацию в РАО (Российское авторское сообщество).

Также есть еще несколько способов: публиковать песни (альбомы) с проставлением конкретной даты, иметь в наличии корреспонденцию с нотами и текстами в обычном бумажном варианте с почтовым штампом (если вы вели с кем тематическую переписку), электронное депонирование.

Вот присмотритесь к депонироанию - вы отправляете песню на сервер, там автоматически записывается дата загрузки и в обязательном порядке будет проставлена цифровая подпись.

Текст

Текст

В последнее время выходит все больше трибьютов, треки известных групп обрастают каверами, а сэмплы успели стать основополагающим элементом для нескольких музыкальных жанров. При этом многие музыканты по-прежнему не знают, как легально использовать чужое творчество и не увязнуть в судебных разбирательствах. Какие основные понятия авторского права стоит запомнить артисту, чтобы сделать свой кавер? Как очистить сэмпл? Как, наконец, защитить себя от обвинений в плагиате?


Юристка компании Nevsky IP Law, специалист по праву интеллектуальной собственности и защите креативного бизнеса


Руслан Иванов

Руководитель отдела по работе с артистами и репертуаром в DNK Music


Основные правовые понятия

Любое музыкальные произведение относится к объектам авторского права. Причем закон защищает не только произведение в целом, но и его отдельные части (музыку, текст, название трека или альбома), если они — результат творчества артиста.

Так, у автора появляются права, которые остаются с ним навсегда и не могут быть переданы другим людям или компаниям — их называют личными неимущественными правами (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения и другие). Есть еще права имущественные — их можно предоставлять третьим лицам. Например, артист может отдать права на синхронизацию или разрешить лейблу дистрибутировать свою музыку. За счет имущественных прав автор и зарабатывает на созданном им произведении.

Один из главных принципов авторского права — получение согласия правообладателя на любое использование произведения или его части. Из этого правила есть исключения — музыкальный материал можно свободно заимствовать в информационных, научных, учебных или культурных целях. Здесь имеется в виду цитирование музыки или иллюстрирование чего-либо с ее помощью. В любом случае такое использование не подразумевает получение коммерческой выгоды.

Подробнее о правах, которые есть у специалистов, учавствующих в создании, записи и исполнении музыки, читайте в нашей инструкции.

Как очистить права на сэмпл?

Елена Гладкова: Сэмпл — это охраняемая часть музыкального произведения. Сэмплы и биты часто создаются и существуют в сети сами по себе, то есть, без привязки к какой-либо существующей песне. И закон считает их отдельными произведениями.

Поэтому на сэмпл, который может длиться лишь пару секунд, распространяется тот же уровень правовой охраны, что и на симфонию. Очистка прав на сэмпл подразумевает серьезную проверку всей документации или вообще ее подготовку с нуля, так как для его использования необходимо иметь соответствующее право или разрешение правообладателя.

Как и в отношении любого другого произведения, очистка начинается с поиска правообладателей. Затем следует проанализировать все цепочки договорных отношений с авторами и изготовителями фонограмм, вступить с ними в переговоры, чтобы получить согласие на использование сэмпла в новом произведении и, в отдельных случаях, определить вознаграждение правообладателя за такое использование (роялти). Весьма показателен пример группы Public Enemy — их песни принесли больше убытков, чем доходов как раз из-за того, что музыканты слишком беспечно отнеслись к подбору сэмплов и не смогли оплатить все лицензии.

Руслан Иванов: Важно понимать, что при использовании мелодии или текста нужно очищать только авторские права. Если речь о сэмпле, то уже необходимо очищать и смежные права. Я часто сталкивался музыкантами, которые считают, что если они взяли сэмпл из трека в 3 секунды или, например, текст в две строчки, то о правах можно не задумываться. Очистить права — значит обратиться к правообладателю и договориться об условиях использования. Нужно оговорить, какой кусочек будет взят, как будет звучать фонограмма, в каком формате будут происходить выплаты. В общем, согласовать все условия.

Очищать права на тот или иной сэмпл лучше всего при помощи профессионалов, но артисту это под силу и самому. Главное — понять, что такое сэмпл. Это не самая простая задача: зачастую трудно сказать, является ли сэмпл объектом авторских прав или смежных, является ли звуковой материал вообще каким-либо произведением, потому что в сэмпле может отсутствовать творческий вклад артиста. Если это просто какой-то звук длиной в полсекунды, вряд ли приложил к его созданию какое-либо творческое усилие. Если же это отрывок в 2-3 секунды, у которого есть какая-то отличительная особенность, и его тяжело воспроизвести или повторить, то он становится объектом авторского права.

Как сделать ремикс на трек и не нарушить авторские права?

Если в случае с Imanbek была изменена уже существующая звуковая дорожка, то в ситуации с Моргенштерном, оригинальный трек не меняли, а фактически записали новый. То есть, получили новую фонограмму. С точки зрения права ее даже сложно назвать переработанной фонограммой. Скорее эту запись следует считать принципиально новым треком, который пересекается с предыдущим разве что названием и битом.

Если музыкант делает классический ремикс, происходит переработка существующей фонограммы — иными словами, переработка объекта смежных прав. В этом случае, разумеется, нужно обращаться к правообладателю, который владеет правами на эту фонограмму.

Елена Гладкова: В первую очередь стоит найти правообладателей соответствующего произведения — как правило, это издательства или лейблы. В процессе обсуждения условий сотрудничества нужно понять границы использования произведений, особенности допустимой переработки и размер вознаграждения. В будущем это позволит избежать претензий и неожиданных трат. Лучше заранее получить соответствующие гарантии от правообладателя и определить, какую информацию об авторах следует указать в ремиксе, чтобы не нарушить чьи-либо личные неимущественные права (например, права на авторство).

Если же ремиксы выходят официально, то артист, его лейбл или команда сами предлагают другим музыкантам переосмыслить трек. В этом случае отрегулировать вопрос с правами максимально просто.

Вообще формат ремикса постепенно вымирает: гораздо легче сейчас записать кавер.

Как договориться о правах, чтобы исполнить или записать кавер?

Елена Гладкова: Прежде всего, необходимо сначала выяснить, кто является правообладателем оригинала и как с ним связаться для обсуждения условий. Вероятность того, что вам разрешать использовать произведение бесплатно, крайне маловероятна. Поэтому стоит изначально оценить собственные перспективы и обоснованность выплаты серьезного вознаграждения правообладателю. Если же игра стоит свеч, то можно приступать к переговорам о цене и деталях использования.

Вадим Хохлов: В случае с каверами и очисткой прав, для того, чтобы перепеть композицию, существуют исключения. Без согласия автора можно сделать только пародию на композицию. В остальных же случаях нужно (независимо от того, коммерческая ли это история или нет) получать согласие у того, кто обладает авторскими правами на произведение. Если вы получаете доход с незаконно записанного кавера, автор может взыскать с вас компенсацию. При этом, отсутствие извлечения выгоды из использования произведения не отменяет факта нарушения прав.

В случае с исполнением кавер-версий на концерте такая же история. В статье 1270 ГК РФ перечислены способы использования какого-либо объекта авторских прав: в том числе публичное исполнение. Поэтому публично исполнять чью-либо песню без лицензии от правообладателя недопустимо.

Что делать в случае конфликта с автором оригинала и как не попасть под плагиат?

Елена Гладкова: Если вы использовали чужое произведение, и у вас возник конфликт с автором, необходимо вступить с ним в переговоры и постараться урегулировать спор во внесудебном порядке. Сам процесс таких переговоров поможет понять, какая стратегия потребует минимальных затрат и приведет к лучшему результату — выплата компенсации сразу или же судебный процесс.

Наличие или отсутствие плагиата в каждом случае решается индивидуально. В судебных разбирательствах нередко привлекают экспертов в музыкально-патентоведческой сфере, которые проводят исследования и представляют заключения.

Единственной универсальной рекомендацией может стать сотрудничество с надежными артистами, которые не будут использовать чужое творчество без согласия правообладателя. С таким подходом плагиат в треке не станет для вас неприятной новостью.

Владельцы магазинов, кафе, ресторанов, спортивных клубов включают музыку для посетителей и получают за это штрафы в десятки и сотни тысяч рублей. А всё потому, что те, кто использует музыку для бизнеса, нарушают авторские права. Разбираем шесть законных способов получить музыку для бизнеса.

  • Автор: Надежда Климова
  • Редактор: Ирина Ситникова
  • Иллюстратор: Ivan Might

Руководитель бара обратился к юристу. Тот сказал, что есть только одна возможность избежать штрафа — получить подписанное разрешение на воспроизведение от правообладателя.

Сейчас разрешение с автографом певца висит на стене рок-бара, а эта история стала довольно известна в интернете.



Эта история со счастливым концом: владелец бара избежал штрафа, а популярность заведения только возросла. Но так бывает не всегда.

Почему нельзя включать музыку из плейлиста

У каждого музыкального произведения есть автор, а у автора — авторские права. Это значит, что только он имеет право зарабатывать на своей музыке. А ещё он может разрешить другим людям её использовать — за деньги или бесплатно (ст. 1255 ГК РФ).

Если автор продаёт кому-то право распоряжаться своей музыкой, покупатель получает смежные права на произведение. Например, звукозаписывающая компания подписывает с автором договор и выпускает диски с его песнями. Владельцы смежных прав получают право распоряжаться произведением (ст. 1303 ГК РФ).

Если вы включаете плейлист там, где работаете с клиентами, значит, используете музыку для бизнеса. По закону это коммерческое использование музыкальных произведений. За него нужно платить правообладателю, иначе вы нарушите авторские и смежные права (ст. 1326 ГК РФ).

Не имеет значения, скачали вы музыку с торрентов, поставили лицензионный диск, запустили плейлист в соцсетях или включили радио. Неважно, кто включил музыку: если официант-стажёр вставил свою флешку в музыкальный центр, отвечать всё равно владельцу бара.

Как получить музыку за деньги

1. Заключить договор с РАО и ВОИС

Чтобы безопасно использовать музыку для бизнеса, подпишите договор с двумя организациями: Российским авторским обществом (РАО) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Это государственные посредники между правообладателями и теми, кто использует музыку в коммерческих целях. РАО защищает авторские права, а ВОИС — смежные.

РАО и ВОИС по умолчанию защищают права всех музыкантов, кроме тех, кто подписал отказ. Это значит, что если вы заключаете договор с государственными посредниками, то можете включать у себя в кафе или ресторане практически любые российские и зарубежные композиции.

Если подписать договор с РАО и ВОИС, бизнесмену придётся каждый месяц готовить отчёты. В них нужно перечислить все треки, которые предприниматель включал у себя на точке. Эти данные нужны посредникам для того, чтобы рассчитать сумму вознаграждения для каждого правообладателя.

2. Заключить договор с компанией-посредником

Предприниматель может заключить договор с частной компанией-посредником. Они договариваются с правообладателями двумя способами:

  1. Напрямую с исполнителем или музыкальной студией.
  2. Выбирают часть композиций из базы РАО и ВОИС и подписывают с ними договор.

Если частный посредник договаривается с правообладателями напрямую, может возникнуть путаница. Например, кафе каждый месяц платит частному посреднику и ставит треки из его базы. Вроде бы всё законно, но если проверка от РАО или ВОИС обнаружит, что владелец кафе платит не авторскому обществу, а кому-то другому, может возникнуть спор. Ведь по умолчанию именно РАО и ВОИС защищают интеллектуальные права на территории России. Если мирно договориться не получится, дело может дойти до суда.

Чтобы избежать проблем, стоит заключать договоры с крупными компаниями, которые защищают своих клиентов от исков РАО и ВОИС.



Предположим, предприниматель открывает кафе в Москве. Площадь — 200 м², количество посадочных мест — 25. Он собирается включать запись, живой музыки в кафе не будет.

Где взять музыку бесплатно

1. Использовать треки с открытой коммерческой лицензией

Лицензия — это документ, в котором правообладатель говорит, как можно использовать композицию. Чтобы бесплатно включать трек в своём кафе или ресторане, вам нужна музыка с открытой коммерческой лицензией — Creative Commons. Найти такую музыку можно на сайтах-библиотеках, например, Soundcloud.

Как скачать бесплатную музыку с Soundcloud:

1. Зайдите на сайт и зарегистрируйтесь или авторизируйтесь через социальные сети:



2. Введите в строке поиска исполнителя или название песни:



3. Перейдите в раздел Tracks:







Риск открытой лицензии
Сайты-библиотеки разрешают использовать музыку для бизнеса, но если эти композиции есть в базе РАО и ВОИС, может возникнуть конфликт. Придётся доказывать свою правоту в суде — это время и деньги. И не факт, что предприниматель победит и ему не придётся платить.

2. Ставить старую музыку

Авторские права действуют 70 лет после смерти автора. Если этот срок истёк, произведение считается народным достоянием и его можно использовать для бизнеса бесплатно (ст. 1282 ГК РФ).

Но смежные права работают и для старой музыки. Обычно они принадлежат звукозаписывающей компании. Например, если лейбл выпустил сборник симфоний Моцарта в 2001 году, использовать их бесплатно нельзя — придётся договариваться с владельцем смежных прав.

Найти старую запись, для которой прекратили действовать авторские и смежные права, практически нереально, поэтому этот способ используют редко.

3. Договориться с правообладателями напрямую

Этот путь выбрал владелец рок-бара Underground из истории в начале статьи. Правообладателем может выступать как музыкант, так и звукозаписывающая компания. Договор нужно оформить в письменном виде, чтобы было что показать проверяющим.

Найти выход на звёзд российского или мирового масштаба может быть непросто — а вот договориться с местными исполнителями вполне реально. Условия договорённости могут быть любыми, если они подходят обеим сторонам. Но бизнесмен сможет использовать только те композиции, о которых он договорился с правообладателем.

4. Писать музыку самому

Автор произведения может использовать своё творчество любым способом, если это не противоречит закону. Так что, если вы пишете музыку, никто не может запретить вам включать её в своём кафе, ресторане или спортклубе.

Что будет, если нарушить закон

Представители РАО и ВОИС могут прийти к бизнесмену с проверкой. Если они заподозрят, что музыка играет нелегально, то снимут это на видео и соберут доказательства того, что бизнесмен получает с клиентов деньги. Это может быть счёт из ресторана или кассовый чек. Затем они отправят владельцу бизнеса претензию с требованием заключить договор. Если предприниматель её проигнорирует, РАО и ВОИС могут подать в суд по интеллектуальным правам.

Бизнесменам, которые незаконно используют музыку для бизнеса, грозит штраф от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽ или в размере двойной стоимости права использовать произведение (ст. 1301 ГК РФ).

Памятка

Два законных способа получить музыку за деньги:

  1. Заключить договор с государственными посредниками — РАО и ВОИС.
  2. Заключить договор с частным посредником.

Договор с государственными организациями стоит дороже, зато предприниматель сможет включать любую музыку, какую захочет. У частных компаний цены ниже, но и базы музыкальных композиций меньше.

Читайте также: