Как сделать практическую работу по географии 6 класс

Обновлено: 04.07.2024

  1. Используя политическую карту атласа и диаграммы 1 и 2, в контурных картах на политической карте полушарий красным цветом обозначьте границы, чёрным цветом подпишите названия крупнейших стран мира по площади территории и численности населения и подпишите их столицы.

Красным цветом подчеркните названия стран - лидеров по площади территории, а синим - по численности населения.

Теперь мы должны выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства. Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах
Для каждой из горных пород, предложенных учителем, определите свойства, перечисленные ниже, и впишите их в таблицу 1.
Цвет; цвет черты на матовой стороне фарфоровой пластинки; сложение (плотная, пузырчатая, пористая, рыхлая, сыпучая); масса (тяжелая или легкая); твердость (очень мягкая – царапается ногтем; мягкая — не царапается ногтем, не царапает стекло; твердая — царапает стекло); растворимость в воде; растворимость в кислоте (шипит, если капнуть на породу кислотой); наличие следов органического вещества.

· Порода сероватого, красноватого или зеленоватого цвета, с вкраплениями кристаллов черного и белого цвета – ГРАНИТ.

· Порода сероватого или розового цвета, характерно чередование разноцветных прослоек из разных минералов – ГНЕЙС.

· Легкая, мягкая порода, оставляет черную или бурую полосу на матовой стороне фарфоровой пластинке – КАМЕННЫЙ УГОЛЬ.

· Светлая порода, состоящая из скелетов мелких морских организмов. Растворяется в кислоте – ИЗВЕСТНЯК.

· Бесцветная, прозрачная или слегка окрашенная порода. Растворима в воде. Соленая на вкус – КАМЕННАЯ СОЛЬ.

· Белая. серая или красноватая порода, состоящая из мелких зернышек минералов, растворима в кислоте – МРАМОР.

· Плотная твердая порода, состоящая из скрепленных между собой мелких обломков минералов размером 0,1-2 мм – ПЕСЧАНИК.

· Землистая порода, состоящая из мельчайших частичек минералов, легко растирается пальцами в порошок. Легко впитывает воду, становясь пластичной – ГЛИНА.

Классифицируйте рассмотренные горные породы по происхождению (магматическая; метаморфическая; осадочная: обломочная, химическая, органическая) и впишите в таблицу 1.
Например:

Используя карты атласа, на контурной карте полушарий нанесите простым карандашом крупнейшие горы и вершины Земли:

Используя карты атласа, на контурной карте полушарий нанесите простым карандашом крупнейшие равнины Земли:

3. Между какими географическим объектами ( равнины, моря, океаны и т.д.) находятся горы (по сторонам горизонта);

  1. На каком материке и в какой его части находится равнина;
  2. Протяжённость равнины с севера на юг и с запада на восток;
  3. Площадь равнины;
  4. Между какими географическим объектами ( равнины, горы, моря, океаны и т.д.) находится равнина (по сторонам горизонта);

Используя карты атласа, справочные материалы и предложенные типовые планы описания реки, опишите одну из крупнейших рек мира.

  1. Название реки ;
  2. Положение реки на материке ;
  3. Местоположение и географические координаты истока ;
  4. Общее направление течения ;
  5. Длина реки ;
  6. Крупнейшие левые и правые притоки ;
  7. Характер течения реки ;
  8. Куда впадает река ;
  9. Вид устья и его географические координаты ;
  10. Использование реки человеком.
  1. все материки ( чёрным цветом ) и все океаны ( синим цветом );
  2. реки: Амазонка, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы;
  3. водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
  4. озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр;
  5. каналы: Панамский, Суэцкий.

В отдельной тонкой тетради в клетку начертите календарь погоды на текущий месяц и ежесуточно отмечайте в нём:

  1. температуру воздуха;
  2. облачность;
  3. осадки;
  4. направление ветра.

В конце месяца начертите график изменения температуры воздуха и подсчитайте среднюю температуру воздуха за этот месяц.

1. На основе следующих данных постройте график суточного хода температуры воздуха 21 марта 2010 года в городе Нижнем Новгороде:

А. Используя данные календаря погоды за месяц (по усмотрению учителя), постройте розу ветров. Для этого:
1. Начертите в тетради пресекающиеся линии, показывающие основные и промежуточные стороны горизонта. Подпишите названия сторон горизонта.
2. По результатам наблюдений на этих линиях от центра графика отложите в масштабе 1 клеточка (0,5 см) — 1 день количество дней, в течение которых преобладал ветер определенного направления. Например, за месяц ветер северного направления дул 3 раза, то есть от центра графика по линии, направленной на север, необходимо отложить 3 клеточки и поставить точку * .
3. Повторите действия из пункта 2 для всех направлений.
4. Полученные точки ветров на соседних направлениях соедините линией.
5. В центре графика подпишите количество безветренных дней.
Б. По розе ветров определите преобладающие ветры.

Цель: изобразить здание школы в масштабе.

Оборудование: планшет (лист фанеры или картонка с приколотым на него листом бумаги формата А4), карандаш, линейка, рулетка.

Ход работы

1. Выберите масштаб, в котором вы будете изображать школу (рекомендуемый масштаб: 1 : 1000 или 1 : 2500).

2. С помощью рулетки определите длину своего шага в сантиметрах. Переведите сантиметры в метры.

3. Измерьте шагами длину каждой стены школы в метрах.

4. Переведите метры в сантиметры и изобразите здание школы на планшете.

5. Подпишите численный и именованный масштабы, в которых изображена школа.

6. Оформите работу и сдайте её учителю.

Тема. План местности

Практическая работа-2.

Определение направлений и азимутов по плану местности

Азимут-это угол между расстоянием на север и заданный предмет


Для определения азимута вам понадобятся транспортир, желательно прозрачный, линейка и карандаш ,план местности

Азимут – это угол между меридианом местоположения и направлением на предмет. Он выражается в градусах от 0 до 360 и отсчитывается по часовой стрелке. 3

1.Положите линейку на карте таким образом, чтобы точка вашего местонахождения и ориентир оказались на линейке, и прочертите карандашом линию до пересечения ее с ближайшим меридианом

2 Приложите к линии меридиана транспортир его основанием.

3. Доведите центральную риску до пересечения с начерченной линией – направлением на ориентир.

4. На дуге транспортира, в месте пересечения с той же линией, снимайте показания в градусах. Это и будет азимутом.


000000000000

Тема. План местности

Практическая работа-3.

Составление плана местности методом маршрутной съемки.

Практикум на местности (выполняется по группам)

Цель: научиться составлять план местности методом маршрутной съемки.

Оборудование: планшет, карандаш, линейка, компас, циркуль-измеритель.

Ход работы

1. Определите маршрут своего движения. Объекты, находящиеся вблизи маршрута движения, должны быть доступны для съёмки.

2. Разбейте маршрут на отрезки с учетом поворотов.

3. С помощью компаса ориентируйте планшет.

4. Выберите масштаб плана и подпишите его.

5. С помощью компаса определите направление, в котором идет первый отрезок маршрута, и проведите его на планшете.

6. Измерьте шагами длину первого отрезка маршрута.

7. Переведите измеренную длину в сантиметры в соответствии с масштабом. Изобразите отрезок на планшете.

8. Определите расстояния до всех видимых объектов. Переведите их в сантиметры в соответствии с масштабом. С помощью условных знаков обозначьте объекты на планшете.

9. Повторите все необходимые операции (пункты 5-8) на других отрезках маршрута.

10. Оформите план и сдайте его учителю.

Тема. Географическая карта

Практическая работа-4

Основные понятия

Градуснаясеть на карте или глобусе образуется при пересечении параллелей и меридианов

Меридиан –условная линия на карте или глобусе, которая соединяет северный и южный полюса. Меридиан- полуденная линия. Параллели –это условные линии на карте, проведённые параллельно экватору- самой большой параллели.

Экватор –самая длинная параллель. Она делит земной шар на северное и южное полушария. Географическая широта–длина дуги в градусах от экватора до заданной точки.

Географическая долгота- длина дуги в градусах от нулевого меридиана до заданной точки

Практическая работа-5

Тема. Атмосфера

Практическая работа-6

Тема. Атмосфера

Практическая работа-7

Тема. Атмосфера

Практическая работа-8

Построение розы ветров


1.Начертите систему координат, в которой основные оси будут отражать четыре главные стороны света – север, восток, юг и запад. Затем, через центр координат проведите дополнительные две оси и отметьте на них промежуточные стороны света: северо-восток, юго-восток, северо-запад и юго-запад. На каждой оси отложите равномерные деления, символизирующие условное количество дней. Если рассматривается месячный период, интервалы координат могут отражать один день.4

2.Выберите масштаб:1 см-1 день. Подсчитайте количество дней, на протяжении которых ветер дул в определенном направлении, и отложите их на каждой из осей. Количество дней каждого направления отметьте точкой. Затем аккуратно соедините полученные точки прямыми, чтобы получился замкнутый многоугольник. Количество безветренных дней (штиль) отметьте в кружке центре диаграммы. Если на протяжении изучаемого отрезка времени в каком-то из направлений света ветра не было, соединительная линия в это месте должна прерваться.

3.В результате работы вы получите розу ветров для вашего региона за исследуемый период. Ее лучи будут неравномерны, и наиболее длинные из них покажут преобладающее направление движения ветров на изучаемой территории.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, дневник погоды.

1. Организационный момент

2. Постановка целей урока

3. Актуализация опорных знаний:

  • дать определение понятию “климат”, “погода”, “ветер”;
  • вспомнить причины, влияющие на формирование разных типов погоды;
  • что такое визуализация числовых данных;
  • какие данные нужны для построения диаграмм;
  • какие типы диаграмм вы знаете;
  • вспомнить элементы графиков.

4. Практическая работа

I. Построение графика хода температуры (алгоритм выполнения работы для учеников Приложение 1)

Откройте редактор электронных таблиц Microsoft Excel (при стандартной установке MS Office выполните Пуск/Программы/Microsoft Office /Microsoft Excel).

Для оформления шапки таблицы выделите третью строку (нажатием на номер строки), задайте перенос по словам командой Формат /Ячейки /вкладка Выравнивание / Переносить по словам, выберите горизонтальное и вертикальное выравнивание – по центру

В ячейках третьей строки, начиная с ячейки A3, введите названия столбцов таблицы – “Дата”, “Температура воздуха”. Изменение ширины столбцов производите из главного меню командами Формат/ Столбец/Ширина или перемещением мышью в строке имен столбцов (А, В, С и т.д.).

На Листе 1 создайте таблицу температуры города по образцу. В ячейке А4 задайте формат даты (Формат/ Ячейки/вкладка Число/числовой формат Дата, выберите тип даты с записью месяца в виде текста – “март”. В ячейку А4 введите месяц, далее скопируйте его вниз по столбцу автокопированием.

Заполните столбцы В, С таблицы исходными данными согласно Заданию

Построим график хода температуры данного населенного пункта. Для этого используем возможности встроенной в Microsoft Excel программы “Мастер диаграмм”.

Выделим с помощью мыши набранную таблицу с учетом заголовков. Так мы указываем Мастеру диаграмм источник данных для построения графика. Затем находим на панели инструментов, в верхней части экрана, кнопку с изображением стилизованной диаграммы (или Вставка/Диаграмма…). В отдельном окне запускается Мастер диаграмм, который начинает диалог с пользователем, состоящий из 4 шагов. На 1-м шаге Мастер диаграмм просит выбрать тип диаграммы, выбираем сверху “Стандартные”, слева “График”. Щелкаем по кнопке “Далее”

На 2-м шаге определяется источник данных для построения графика. Но мы это уже сделали, выделив таблицу данных перед запуском Мастера диаграмм. Поэтому щелкаем мышью по кнопке “Далее”.

На 3-м шаге необходимо оформить наш график, настроив его параметры: название, подписи осей. Для ввода названий и подписей осей нужно щелкнуть в соответствующем поле (там появится текстовый курсор) и набрать на клавиатуре необходимый текст. Щелкаем по кнопке “Далее”

На 4-м, заключительном шаге, необходимо указать, как расположить график (на отдельном листе или на имеющемся). Щелкаем по кнопке “Готово”

В тетрадях самостоятельно запишите вывод:

  • о max и min температуре за предлагаемый период;
  • о количестве дней с положительной и отрицательной температурой;
  • о закономерности изменения температуры за предлагаемый период.

II. Построение розы ветров (алгоритм выполнения работы для учеников Приложение 2)

Откройте редактор электронных таблиц Microsoft Excel.

Для оформления шапки таблицы выделите третью строку (нажатием на номер строки), задайте перенос по словам командой Формат /Ячейки /вкладка Выравнивание / Переносить по словам, выберите горизонтальное и вертикальное выравнивание – по центру

В ячейках третьей строки, начиная с ячейки A3, введите названия столбцов таблицы – “Направление ветра”, “Количество дней”. Изменение ширины столбцов производите из главного меню командами Формат/ Столбец/Ширина или перемещением мышью в строке имен столбцов (А, В, С и т.д.).

Заполните столбцы В, С таблицы исходными данными согласно Заданию

Построим розу ветров данного населенного пункта.

Выделим с помощью мыши набранную таблицу с учетом заголовков. Так мы указываем Мастеру диаграмм источник данных для построения графика. Затем находим на панели инструментов, в верхней части экрана, кнопку с изображением стилизованной диаграммы (или Вставка/Диаграмма…). На 1-м шаге Мастер диаграмм просит выбрать тип диаграммы, выбираем сверху “Стандартные”, слева “Лепестковая”. Щелкаем по кнопке “Далее”

На 2-м шаге определяется источник данных для построения графика. Но мы это уже сделали, выделив таблицу данных перед запуском Мастера диаграмм. Поэтому щелкаем мышью по кнопке “Далее”.

На 3-м шаге необходимо оформить нашу лепестковую диаграмму, настроив её параметры: название, подписи осей. Для ввода названий и подписей осей нужно щелкнуть в соответствующем поле (там появится текстовый курсор) и набрать на клавиатуре необходимый текст. Щелкаем по кнопке “Далее”

На 4-м, заключительном шаге, необходимо указать, как расположить график (на отдельном листе или на имеющемся). Щелкаем по кнопке “Готово”

В тетрадях самостоятельно запишите вывод:

  • сколько дней дул северный ветер;
  • сколько дней было без ветра;
  • ветер, какого направления преобладал за предлагаемый период;
  • сколько дней может использовать Мэри Поппинс, чтобы улететь с западным ветром;
  • о влиянии погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.

5. Подведение итогов

Обучающиеся сдают работу в виде файлов на компьютере и записей в тетради, содержащих выводы, анализ построенных графиков.


Учащиеся познакомились и при выполнении практической работы, подготовили свои материалы, как у них получилось, предлагаю с этим познакомиться.

Век двадцать первый крут и сложен,
Он обжигает горячо..
Но Апокалипсис отложен –
Чего же, братцы, ждать ещё?
Пойдем искать по белу свету
То место, где пока нас нет,
Покрутим ножками планету,
Которой много-много лет.
Перелетим над океаном
Туда, где пальмы и тепло.
Приедем в сумраке туманном
В пиратский город Сен-Мало.
Да мало ль мест на этом свете,
Где мы мечтали побывать!
Мир слишком сер без путешествий.
Начнем дороги открывать.

Путешествия и походы с активным способом передвижения (пешком, на лыжах, в лодке, на автомобиле, и т. д. ) вырабатывают навыки походной жизни, приучают ориентироваться на местности, что не мало важно при изучении географии, а также знакомят всех с разнообразными формами рельефа в любое время года.
Путешествие, во время которого учащиеся знакомятся со своей родиной, ее богатствами, красотой её природы, оставляют в памяти неизгладимое впечатление, а собранные гербарии, коллекция насекомых, личные дневники и путевые журналы, видеофильмы, презентации — это лучший подарок школе и педагогу.
Вот пришло время учащимся подготовиться к своей второй практической работе по географии - Составление краткого географического рассказа об одном из путешествий. На уроке мы рассматривали рисунки, фотоотчёты, презентации и даже мини=фильмы. Прошу не судить строго моих подопечных, так как они только начинают знакомиться с такой наукой, как география, уверенна, что самое лучшее ещё у нас впереди.

так озаглавила свой первый мини-фильм моя ученица Галина 6"д" класс. Знакомимся и вместе путешествуем.

Многие учащиеся подготовили презентации, в которых поведали нам о своих путешествиях и прекрасной живописной России. Предлагаю вашему вниманию несколько отчётов.

Читайте также: