Как сделать практическую работу по географии 10 класс

Обновлено: 02.07.2024

Цель работы: закрепление знаний учащихся о главных направлениях растениеводства мира, географии распространения его отраслей и крупнейших производителей продукции растениеводства, закрепление навыков оформления работы в виде таблицы.

Используя текст учебника В.П. Максаковского (с. 129-134), Ю.Н. Гладкого и С . Б. Лаврова (с. 120-122), А.П. Кузнецова 9рис. 9 на с. 17), учебное пособие в.П. Максаковского « Географическая картина мира (ч. 1. с. 47-48, 213-226) или другую справочную литературу, заполните таблицу .

Сделайте вывод о размещение основных отраслей растениеводства мира.

Вариант 1. Культуры: пшеница, картофель, сахарная свекла, хлопчатник , кофе и гевея.

Вариант 2: Культуры: рис, банан, соя, сахарный тростник, лен и чай.

Вариант 3. Культуры: кукуруза, рожь, подсолнечник, апельсин, джут и какао.

Практическая работа № 4

Определение стран-экспортеров основных видов промышленной продукции.

Цель работы: формирование представлений учащихся о многополюсности современного мирового хозяйства.

Оборудование : учебник, статистические материалы, атлас, контурные карты.

На контурной карте мира, используя атлас ( с. 2-3), учебник В.П. Максаковского (с.344, табл. 16) или таблицу 18, заштрихуйте различными цветами главные центры мирового хозяйства.

Самостоятельно подберите масштаб для круговых диаграмм (диаметр кругов), отражающих долю каждого региона в мировом ВВП.

постройте диаграммы на карте, изобразив их на карте в соответствии с центрами мирового хозяйства.

Подпишите центры мирового хозяйства и напишите их долю в мировом ВВП.

Сделайте вывод о размещении главных центров мирового хозяйства.

Главные центры мирового хозяйства к концу ХХ века.

Центры мирового хозяйства

ВВП по паритету покупательной способности, млрд. долл. США

Доля в мировом ВВП в ℅

Страны Ближнего Востока

Практическая работа № 2

Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран.

Цель работы: закрепление знаний учащихся о типах воспроизводства населения и их географических аспектах.

Оборудование: учебник, справочная литература, тетрадь.

1. Используя ученик В.П. Максаковского (с. 53-59), ю.Н. гладкого и С.Б. Лаврова(§ 10) или статистические данные таблицы 1, определите тип воспроизводства и демографичекий этап для каждого региона (страны).

Сравните особенности воспроизводства в двух регионах мира, указанных в приведенных ниже вариантах.

Назовите причины этих особенностей.

Назовите демографические последствия данной ситуации в этих регионах и пути решения возможных проблем .

Сделайте вывод о различиях воспроизводства населения по регионам мира.

Вариант1. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Зарубежной Европы и стран Африки.

Вариант 2. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Зарубежной Азии и стран СНГ.

Вариант 3. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Южной и Восточной Азии.

Вариант 4. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Северной и Латинской Америки.

Вариант 5. Объяснение процессов воспроизводства населения Австралии и стран Океании.

Основные показатели воспроизводства населения по регионам мираи страны рекордсмены в 1998 году.

Страны и регионы

Коэффициент естественного прироста, ‰

Австралия и Океания

Практическая работа № 1

Обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности населения и размерам территории

Цель работы: закрепление представлений учащихся о многообразии стран современного мира, отработка навыков работы с атласом и контурными картами.

Оборудование: политическая карта мира, атлас и контурные карты по географии для 10 класса.

Вариант 1. обозначение на контурной карте крупнейших по территории и по численности населения стран мира.

Используя атлас (с. 2-3), форзацы учебника в.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира2 или дополнительную литературу, подпишите на контурной карте название и закрасьте красным цветом первые десять стран по площади территории и синим цветом- по численности населения. Подпишите их столицы.

Выпишите страны, вошедшие в эти группы и по площади территории, и по численности населения.

Сделайте вывод о размещении крупнейших стран по регионам мира и по их отношению к социально- зкономическим типам.

Вариант 2. Обозначение на контурной карте островных, полуостровных и внутриконтинентальных стран и их столиц.

Используя атлас (с. 2-3), подпишите на контурной карте названия стран, обозначьте границы и заштрихуйте красным цветом островные, зеленым- полуостровные, желтым- внутриконтинентальные страны, подпишите их столицы.

Назовите регионы, в которых преобладают страны, различные по географическому положению.

Вариант 3.Обозначение на контурной карте развитых и развивающихся стран.

Сделайте вывод о размещении этих типов государств по регионам мира.

Вариант 4. Обозначьте на контурной карте богатейшие и беднейшие страны мира.

Сделайте вывод о размещении этих стран по регионам мира и их отношении к различным социально-экономическим типам.

Страны мира с самыми высокими и самыми низкими показателями ВВП на душу населения, 1998 г.

ГДЗ по географии 10 класс практические работы Витченко А.Н.

Как учебный предмет география преследует следующие цели:

  1. Приобретение учащимися знаний, необходимых как для повседневной жизни, так и для дальнейшего профессионального образования.
  2. Развитие интеллектуальных способностей и практических умений.
  3. Ознакомление с многообразием географического пространства.

Помимо этого дисциплина воспитывает экологическую культуру и дает понимание того, как взаимосвязаны человеческое общество и природа.

Что ожидает детей в решебнике практических работ по географии для 10 класса от Витченко

Приступая к освоению курса, десятиклассники познакомятся с общей картиной социально-экономического развития различных стран. Ребята рассмотрят:

  • основные природные ресурсы и их расположение;
  • мировое население, воспроизводство и миграционные процессы;
  • влияние научно-технической революции на структуру хозяйства;
  • характеристику и виды природопользования.

Полезные свойства онлайн-сборника

Навигация по онлайн-ресурсу удобная и понятная. Расположение упражнений имеет полное соответствие, и отыскать необходимую информацию не составит никакого труда. Систематическое применение ГДЗ даст возможность вникнуть во все специфические особенности предмета и наверстать упущенное в самые кратчайшие сроки без ущерба для успеваемости.

Стрелками покажите основные пути транспортировки железных руд;

Условными знаками обозначьте крупнейшие мировые центры и районы чёрной металлургии;

Используя карты атласа, заштрихуйте страны с большими показателями производства стали на душу населения (более 100 кг);

Красным цветом подчеркните страны, в которых металлургия развивается на собственном сырье, синим цветом - на привозном и зелёным - на собственном и привозном;

Вариант 3. Цветная металлургия мира (на примере алюминиевой промышленности).

Используя атлас (стр. 18), статистические данные таблицы "Крупнейшие страны - производители бокситов, и металлического алюминия в 2000 году", на контурной карте мира постройте картодиаграмму добычи бокситов и выплавки алюминия в 2000 году;

Стрелками покажите основные пути транспортировки бокситов;

Условными знаками обозначьте крупнейшие центры и районы металлургии алюминия;

Красным цветом подчеркните страны, в которых металлургия алюминия развивается на собственном сырье, синим цветом - на привозном и зелёным - на собственном и привозном;

Крупнейшие страны - производители бокситов и металлического алюминия в 2000 году.Добыча бокситов

Вариант 4. Машиностроение мира.

Используя карты атласа (стр. 19), заштрихуйте страны с высоким уровнем развития машиностроения;

Условными знаками нанесите на карту и подпишите названия крупнейших центров машиностроения мира;

Стрелками покажите основные пути транспортировки продукции машиностроения;

Вариант 5. Химическая промышленность мира.

используя данные таблицы "Основные показатели химической промышленности мира в 1998 году ", на контурной карте мира постройте картодиаграмму производства основных видов продукции химической промышленности;

Используя карты атласа (стр. 20), заштрихуйте страны с высоким уровнем развития химической промышленности;

Условными знаками нанесите на карту крупнейшие центры химической промышленности мира и подпишите их названия;

Стрелками покажите основные пути транспортировки химического сырья и продукции химической промышленности;

Красным цветом подчеркните страны, использующие собственное сырьё, синим - привозное, зелёным - собственное и привозное;

Основные показатели химической промышленности мира в 1998 году.Производство химических волокон

Практическая работа № 14.

Построение картодиаграммы крупнейших производителей главных зерновых культур.

Крупнейшие производители основных зерновых культур в 2000 году.Производство пшеницы

Стрелками разного цвета нанесите на контурную карту основные пути транспортировки основных зерновых культур;

Обозначьте границы и подпишите названия крупнейших стран - производителей, экспортёров и импортёров пшеницы, кукурузы и риса;

Практическая работа № 15.

Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах мира и оценка степени его развития.

Используя карты атласа (стр. 23), определите общий уровень развития транспорта страны или региона (в зависимости от номера варианта);

Определите уровень развития водных видов транспорта, назовите важнейшие судоходные реки и каналы, крупнейшие морские порты;

Дайте характеристику уровня развития воздушного транспорта, назовите крупнейшие аэропорты;

Определите структуру транспорта, долю ведущих видов транспорта в грузо- и пассажирообороте страны или региона и назовите причины, влияющие на развитие и работу отдельных видов транспорта;

Опишите проблемы, с которыми сталкивается страна или регион, связанные с развитием транспорта;

Назовите основные перспективы развития транспорта;

Вариант 1. Особенности развития транспорта в Германии.

Вариант 2. Особенности развития транспорта в Японии.

Вариант 3. Особенности развития транспорта в Мавритании.

Вариант 4. Особенности развития транспорта в США.

Вариант 5. Особенности развития транспорта в Бразилии.

Вариант 6. Особенности развития транспорта в Австралии.

Практическая работа № 16.

Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей мирового хозяйства.

1. Работа выполняется в письменном виде в форме реферата или сочинения по типовому плану.

Факторы, влияющие на размещение отрасли.

Регионы мира., выделяющиеся наилучшими и наихудшими показателями развития этой отрасли.

Крупнейшие страны - производители продукции отрасли.

Крупнейшие страны - производители на душу населения.

Главные центры ( районы ).

Проблемы и перспективы развития отрасли.

2. Тему работы (отрасль хозяйства) учащиеся выбирают самостоятельно.

Практическая работа № 17.

Составление проекта международного туристического маршрута.

На контурной карте мира или соответствующего региона условными знаками нанесите некоторые уникальные объекты природы и общечеловеческой культуры, которые Вы предлагаете посетить;

Выберите вид (или виды) транспорта, на котором (-ых) Вы предполагаете провести круиз;

Нанесите на карту маршрут Вашего международного круиза с посещением указанных Вами достопримечательностей;

Вариант 1. Составление туристического маршрута по странам СНГ.

Вариант 2. Составление туристического маршрута по странам Зарубежной Европы.

Вариант 3. Составление туристического маршрута по странам Зарубежной Азии.

Вариант 4. Составление туристического маршрута по странам Африки.

Вариант 5. Составление туристического маршрута по странам Северной Америки.

Вариант 6. Составление туристического маршрута по странам Южной Америки.

Вариант 7. Составление туристического маршрута по Австралии и Океании.

Вариант 8. Составление туристического маршрута кругосветного путешествия.

Практическая работа № 18.

Обозначение на контурной карте главных экономических регионов мира.

Нанесите на контурную карту мира границы и подпишите названия главных экономических регионов мира: СНГ, Зарубежную Европу, Зарубежную Азию, Африку, Северную Америку, Латинскую Америку, Австралию и Океанию.

Образец выполнения работы:


Практическая работа № 19.

Составление картосхемы районов загрязнения природной среды в США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.

Используя карты атласа ( стр. 41 ), нанесите на контурную карту США государственные границы страны.

Различными цветами заштрихуйте основные районы деградации природной среды в результате деятельности человека: под воздействием добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, танкерного флота, испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС и т.д.

Подпишите названия наиболее загрязнённых рек, озёр, каналов и морских акваторий.

Назовите пути решения экологических проблем в США и меры, которые следует предпринять правительству США для улучшения экологического состояния страны.

Практическая работа № 20.

Влияние природных факторов

на развитие хозяйства, особенности жизни и быта населения

в макрорегионах США.


а) выделите характерные черты экономико-географического положения;

б) назовите особенности природных условий (рельефа и климата), влияющих на жизнь, быт и деятельность человека и хозяйство региона;

в) перечислите природные ресурсы, которыми обеспечен данный регион;

г) опишите особенности размещения, состава, городского и сельского населения, трудовых ресурсов, жизни и деятельности населения региона и назовите крупнейшие города региона;

д) назовите отрасли промышленной и сельскохозяйственной специализации региона;

Вариант 1. Северо-Восток США.

Вариант 2. Средний Запад США.

Вариант 3. Юг США.

Вариант 4. Запад США.

Практическая работа № 21.

главных промышленных и сельскохозяйственных районов

Используя текст учебника, карты атласа ( стр. 44 ), обозначьте государственную границу Канады, подпишите приграничные страны, моря и океаны, омывающие её берега, выделите Северный полярный круг.

Условными знаками нанесите основные месторождения полезных ископаемых Канады (нефти, природного газа, железных, медных, никелевых, полиметаллических, молибденовых руд, золота и платины, калийных солей и асбеста ).

Условными знаками отметьте регионы, обеспеченные лесными, рыбными, агроклиматическими, почвенными, водными и гидроэнергетическими ресурсами.

Условными знаками нанесите на карту крупнейшие центры обрабатывающей промышленности, отразив его специализацию.

Заштрихуйте основные сельскохозяйственные районы Канады.

Стрелками разного цвета покажите пути экспорта и импорта сырья и готовой продукции.

Практическая работа № 22.

Составление программы освоения новой территории

в Латинской Америке.

Используя текст учебника, карты атласа (стр. 45 - 46), справочную и дополнительную литературу, составьте программу освоения одного из районов нового освоения Латинской Америки по следующему плану:

Актуальность освоения данной территории.

Экономико-географическое положение района нового освоения.

Природно-ресурсный потенциал региона.

Проблемы освоения региона.

Главные опорные центры ( "ядра" ) освоения территории.

а) по развитию промышленности;

б) по развитию сельского хозяйства;

в) по развитию транспорта;

Характер изменения облика территории и решение проблем, связанных с процессом освоения региона.

Вариант 1.Программа экономического развития Амазонии в XXI веке.

Вариант 2.Программа экономического развития Патагонии в XXI веке.

Практическая работа № 23.

Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы

На контурную карту Европы нанесите важнейшие месторождения полезных ископаемых Зарубежной Европы.

Условными знаками обозначьте на карте основные регионы размещения неминеральных ресурсов: лесных, рыбных, агроклиматических, гидроэнергетических, геотермальных.

На отдельном листочке, вложенном в карту, выпишите наиболее и наименее обеспеченные природными ресурсами страны Зарубежной Европы.

Назовите основных поставщиков и укажите наиболее предпочтительные для европейских стран пути перемещения основных видов сырья: нефти и газа, угля, руд чёрных и цветных металлов.

Подпишите на карте красным цветом страны с преобладанием эмиграции, а синим - иммиграции.

Стрелками покажите главные пути перемещения мигрантов по территории Зарубежной Европы.

Различными цветами заштрихуйте территорию стран Северной, Средней, Южной и Восточной Европы

Зелёным цветом подчеркните на карте страны - члены Европейского Союза.

Образец выполнения работы на контурной карте:


Цифрами на карте обозначены:

1 - Нидерланды 7 - Албания

2 - Чехия 8 - Португалия

3 - Венгрия 9 - Швейцария

4 - Хорватия 10 - Австрия

5 - Югославия 11 - Бельгия

6 - Болгария 12 - Люксембург

Практическая работа № 24.

Составление картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Европы.

На контурной карте Европы подпишите названия соседних регионов, а также морей и океанов, омывающих её берега.

Обозначьте условными знаками главные районы добывающей промышленности европейских стран.

Условными знаками обозначьте на карте важнейшие промышленные районы Зарубежной Европы, отразив их промышленную специализацию. Не забудьте подписать названия промышленных районов !

Условными знаками обозначьте страны, в структуре энергетики которых преобладают ГЭС и АЭС.

Различным цветом заштрихуйте территорию стран с разными типами сельского хозяйства.

Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее меняющимся потребностям и активно влияет на ее состояние. Именно образование реагирует на решение как национальных, так и общемировых проблем, оно оказывает влияние на развитие интеграционных и дезинтеграционных тенденций, поддерживает или, напротив, тормозит их, упреждая развитие событий, способствует духовному единению и взаимопониманию людей, так как напрямую связано с развитием личности человека, формированием его духовных и нравственных ценностей.

География, как история и литература, несет колоссальную мировоззренческую нагрузку, в том числе в деле преодоления таких кризисных явлений, как зафиксированный социологами глубокий кризис российской идентичности.

Значение географии определяется:

пониманием современного мира как многоликого, но единого, неделимого;

осмыслением места России в мире, осознанием включенности каждого в жизнь своей страны;

формированием географического мышления, которое дает возможность видеть объекты и явления в тесной связи и взаимозависимости от времени и пространства;

формированием географических образов территории.

Главной составной частью школьной географии была и остается практическая направленность. Она выражена особым вниманием к формированию специфических для географии умений и навыков в тесном единстве с системами теоретических и эмпирических знаний.

Большую роль в реализации практических методов играют практические работы. Практическая работа – это форма организации учения школьников, один из видов учебной деятельности школьников. Практические работы включаются в учебные программы и проводятся, как правило, после изучения темы или раздела курса. Различают обучающие практические работы, выполняемые под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, показывает образец их выполнения и дает задание, предусматривающее воспроизведение действий и их закрепление по ходу выполнения тренировочных практических работ. Тренировочные работы нацелены на закрепление и совершенствование умений, часть из которых может перейти в навык, т.е. автоматизированное действие, выполняемое под контролем внимания. С целью контроля за тем, как учащиеся овладели необходимыми умениями, проводят итоговые практические работы, задания которых рассчитаны на перенос действий в условия, сходные с обучающими. При этом хорошо успевающим учащимся целесообразно предлагать перенос действий в новые условия, в новую для них ситуацию. По мере овладения соответствующими навыками учащиеся могут проводить практические работы самостоятельно, работы приобретают исследовательский характер.

В старшей школе практические работы подводят итоги деятельности школьников за все годы изучения географии. Рассмотрим несколько практических работ по различным темам 10 = 11 классов.

Практическая работа № 1

Географическая карта. Географическая номенклатура.

Географическая карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Географическая номенклатура – это список географических объектов, который необходимо знать учащимся по той или иной теме.

Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для решения практических задач.

Оценить умение работы с географической картой и контурной картой и фрагментами карт.

Последовательность выполнения работы.

1. Теоретическая часть: географическая карта, значение географических карт, высказывания о географических картах.

2. Практическая часть:

определение географических координат объектов;

работа со шкалой глубин и высот;

определение расстояний, направлений на географических картах;

на контурной карте России подписать названия государств, с которыми граничит Российская Федерация;

с помощью географической карты сравнить две территории по различным признакам (рельеф, внутренние воды) по типовому плану;

определение по фрагментам географической карты страны мира;

работа с географической номенклатурой: нахождение объектов на географической карте.

Практическая работа №4

Понятие ресурсообеспеченность.

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира.

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Оно выражается либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.

Природные ресурсы – совокупность объектов, пригодных для использования человеком.

Цель работы: проверить и оценить умение анализировать экономические карты, статические материалы, делать на основе проведенного анализа обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы:

используя различные источники географических знаний, оценить природные ресурсы различных стран мира;

на основе анализа карт, таблиц, текста учебников, статистических материалов учиться составлять характеристику ресурсообеспеченности отдельных стран; оформить результаты работы в табличной и знаковой формах;

Читайте также: