Как сделать поворот на 60 градусов геометрия

Обновлено: 08.07.2024

Теоретический урок по предмету математики для решения задач по теме "Параллельный перенос, поворот плоскости и подобные треугольники".

Содержание данной онлайн страницы электронного справочника для школьников:

  • – тема "Параллельный перенос" представлена на примере решения задач 145 - 148;
  • – в контрольных работах с номерами 149 - 154 данной рабочей тетради по математике рассматривается поворот плоскости вокруг точки на угол;
  • – повторение курса геометрии 9 класса в решениях приведено на примере заданий 155 - 173: углы треугольника, площадь треугольника через катеты и гипотенузу, вычисление радиуса описанной окружности, стороны ромба, подобные треугольники.

Параллельный перенос

Определение:

Параллельным переносом на вектор называется отображение плоскости на себя, при котором каждая точка M отображается в такую точку M1, что два вектора равны

=

Задача 145.

вектор

A → A1 : =

B → B1 : =

Теорема:

При параллельном переносе на вектор сохраняется расстояние между точками, т.е. параллельный перенос – движение.

f – параллельный перенос на вектор

M M1

N N1

Доказать:

Точка M переводится движением в точку M1 с условием, что два вектора равны: M M1: = MM1

Точка N переводится движением в точку N1 с условием, что два вектора равны: N N1: = NN1

Следовательно, полученные отрезки параллельны MM1 || NN1 и построенные отрезки равны MM1 = NN1

Значит, четырехугольник MM1N1N – параллелограмм.

Поэтому MN = M1N1, значит f – движение.

Задача 146.

A A1:

=

B B1:

=

C C1:

=

A A1: =

B B1:

=

C C1:

=

***

Задача 147.

точка D лежит на AC: D AC

точка C лежит на AD: C AD

BC B1D

б) Доказать: ABB1D – равнобедренная трапеция

1) От точки B проведем прямую a, параллельную вектору : a ||

2) Точка B переводится движением в точку B1

=

3) Проведем прямую B1D, параллельную отрезку BC:

Рассмотрим четырехугольник BB1DC.

Т.к. основания BB1 || CD и боковые стороны BC || BD параллельны, то BB1DC – параллелограмм (по определению)

По свойству параллелограмма:

основания BB1 = CD и боковые стороны BC = BD равны, но AB = BC, тогда AB = B1D

Т.к. BB1 || AD параллельны и AB B1D не параллельны, следовательно, ABB1D – трапеция (по определению).

Т.к. AB = B1D, то ABB1D – равнобедренная трапеция.

Задача 148.

Дано:

вектор

окр (O;R) окр (O1;R1)

ΔABC ΔA1B1C1

EFPQ E1F1P1Q1

как показано на рисунке.

Поворот плоскости вокруг точки на угол

Определение:

Поворотом плоскости вокруг точки O на угол α называется такое отображение плоскости на себя, при котором каждая точка M отображается в такую точку M1, что угол поворота

MOM1 = α и OM1 = OM.

O – центр поворота

α – угол поворота

Задача 149.

Дано:

α = 75° (против часовой стрелки)

O – центр поворота

1) A A1;

AOA1 = 75°

2) B B1;

BOB1 = 75°

Теорема:

Поворот является движением.

f – поворот

α – угол поворота (против часовой стрелки)

точка O – центр поворота

Тогда треугольники равны ΔOMN = ΔOM1N1 по двум сторонам и углу между ними:

MON = M1ON1

Тогда MN = M1N1, значит, f – движение.

Задача 150.

точка O – центр поворота

α = 180°

1) A A1;

AOA1 = 180°

2) B B1;

BOB1 = 180°

Задача 151.

точка A – центр поворота

α = 160° (против часовой стрелки)

1) B B1;

BAB1 = 160°

2) C C1;

CAC1 = 160°

Задача 152.

точка O – центр поворота

Построить:

1) A A1;

AOA1 = 120°

2) B B1;

BOB1 = 120°

Задача 153.

точка C – центр окружности (C; R)

точка O – центр поворота

угол поворота α = 60° (против часовой стрелки)

а) точка C и точка O не совпадают

б) точка C и точка O совпадают

Построить:

1) проведем луч CO

2) C C1;

COC1 = 60°

Т.к. точка О – центр поворота и точка С – центр окружности совпадают, то окружности (C;R) и (C1;R) будут тоже совпадать.

Задача 154.

Δ ABC – равнобедренный, равносторонний

D – точка пересечения биссектрис

D – центр поворота

угол поворота α = 120°

ΔABC ΔABC

Т.к. Δ ABC – правильный, то все углы в нем равны 60°.

Т.к. точка D – центр описанной и вписанной окружности, то

Δ ABD = Δ BDC = Δ DAC (по трем сторонам).

Следовательно, что ADB = BDC = CDA

A B

B C

C A

Таким образом, Δ ABC отображается на себя.

Повторение.

Задача 155.

ABC : BCA : CAB = 3 : 7 : 8

Найти: наибольший угол треугольника

Пусть x – коэффициент пропорциональности. Зная, что сумма углов в треугольнике равна 180°, составим и решим уравнение:

3x + 7x + 8x = 180

Наибольший угол CAB = 8 • 10 = 80°

Задача 156.

треугольник ΔABC – равнобедренный,

один угол больше другого:

ABC > BAC на 60°

Найти: угол при основании треугольника

Пусть x° – угол при основании треугольника. Зная, что сумма углов в треугольнике составляет 180°, составим и решим уравнение:

(x + 60°) + x + x = 180°

Значит, BAC = 40°.

Задача 157.

треугольник ΔABC – прямоугольный

c = 26 см – гипотенуза

a : b = 5 : 12

Найти: больший катет b

Пусть x – коэффициент пропорциональности. По теореме Пифагора составим и решим уравнение:

(5x) 2 + (12x) 2 = 26 2

25x 2 + 144x 2 = 676

b = 12 • 2 = 24 (см)

Задача 158.

C = 90°

b = 5 – катет

c = 13 – гипотенуза

По теореме Пифагора получаем:

a = = = = 12

Тогда площадь треугольника

SΔABC = • ab = =

= 30 (квадратных единиц)

Задача 159.

треугольник ΔABC – равнобедренный,

C = 90°

c = 4 – гипотенуза

Найти: площадь треугольника SΔABC = ?

SΔABC = • ab

Т.к. Δ ABC – равнобедренный, то углы при основании по 45° и катеты равны a = b.

По теореме Пифагора получаем:

c 2 = a 2 + b 2 = a 2 +a 2 = 2a 2

Тогда (4 ) 2 = 2a 2

Тогда площадь треугольника

SΔABC = • ab = =

= 8 (квадратных единиц)

Задача 160.

A = 90°

a = 6

Найти: радиус описанной окружности R = ?

Т.к. AH – медиана, то CH = c

По теореме Пифагора получаем:

c 2 = a 2 + b 2

c 2 = 36 +64

Тогда CH = c = = 5 (ед)

Точка H – центр описанной окружности

Т.к. R = AH, то R = AH = CH = 5 ед.

Задача 161.

C = 90°

соотношение острых углов

ABC : CAB = 1 : 2

AC = 4

Найти: радиус описанной окружности R = ?

Пусть x – коэффициент пропорциональности. Зная, что сумма углов в треугольнике составляет 180°, составим и решим уравнение:

Тогда CAB = 30°,

ABC = 2 • 30° = 60°

Следовательно, BC = AB

По теореме Пифагора получаем:

AC 2 + BC 2 = AB 2

AC 2 + = AB 2

AC 2 = AB 2

AB 2 = = 64

R = AD = BD = 8 : 2 = 4 (ед)

Задача 162.

C = 90°

радиус описанной окружности

Тогда AB = 2,5 • 2 = 5

По теореме Пифагора получаем:

AC = = = = 4 (ед)

Задача 163.

C = 90°

tg A =

0,6 = ; AC = 3 • = 5 (ед)

Задача 164.

A = 90°

Найти: ABC = ?

Решение:

Т.к. AH = AC, то Δ AHC – равнобедренный.

Точка H – радиус вписанной окружности, поэтому AH = CH, но AH = AC, следовательно, AH = CH = AC.

Тогда Δ AHC – равносторонний.

Значит, HAC = AHC = HCA = 60°.

ABC = 180° – (90° + 60°) = 30°.

Задача 165.

треугольник Δ ABC – правильный, равносторонний,

SΔABC = кв.ед.

Найти: длину биссектрисы BH = ?

Т.к. Δ ABC – правильный, то все углы по 60°.

Рассмотрим Δ ABC – равнобедренный, где

BAC = BCA = 60°.

Тогда BH – медиана, высота.

Значит, перпендикулярны отрезки BH AC.

Рассмотрим треугольники Δ ABH и Δ BHC.

AB = BC, по условию.

AH = CH, BH – медиана.

Значит, треугольники равны Δ ABH = Δ BHC.

Т.е. SΔABH = SΔABC = • = (кв.ед.)

SΔABH = AH • BH

Рассмотрим треугольник Δ ABH.

Т.к. BH – биссектриса, то угол ABH = 30°, поэтому

AH = AB

SΔABH = AB • BH =

AB • BH = (*)

По теореме Пифагора получаем:

AB 2 = AH 2 + BH 2

AB 2 = AB 2 + BH 2

BH 2 = AB 2

BH = AB (**)

Используя результат (**) в уравнении (*), получаем

AB • AB =

AB 2 =

AB =

Тогда AB • BH = • BH =

Задача 166.

треугольник Δ ABC – правильный, равносторонний,

радиус описанной окружности

R =

Найти: площадь треугольника

Рассмотрим Δ ABO (AO = BO = R) Δ ABO – равнобедренный.

Проведем из вершины O к AB высоту OH.

Рассмотрим Δ AOH, где AHO = 90°.

Т.к. HAO = 30°, то OH = AO OH = R

OH = • =

По теореме Пифагора получаем:

OH 2 + AH 2 = OA 2

+ AH 2 = ( ) 2 + AH 2 =

=

AH 2 = – = AH = =

Тогда площадь треугольника

SΔAOH = AH • OH = • • = =

Следовательно, SΔABO = 2 • SΔAOH = 2 • = (кв.ед.)

Тогда площадь треугольника

SΔABC = 3 • SΔABO = 3 • = = 2 = 2,25 (кв.ед.)

Задача 167.

Площадь ромба SABCD = 384

Соотношение диагоналей ромба:

Найти: сторону ромба AB = ?

SABCD = AC • BD

Пусть x – коэффициент пропорциональности. Тогда

SABCD = 3x • 4x

Следовательно, диагональ BD = 4x = 4 • 8 = 32

AC = 3x = 3 • 8 = 24

Поэтому половина диагонали AO = AC = • 24 = 12

BO = BD = • 32 = 16

По теореме Пифагора получаем:

AO 2 + BO 2 = AB 2

Сторона ромба AB = = = 20

Задача 168.

треугольник Δ ABD – равнобедренный,

основание AD = 16

Найти: площадь треугольника

SΔABD = AD • BH

Проведем высоту BH к основанию AD.

По свойству равнобедренного треугольника:

BH – медиана, биссектриса, высота.

Т.к. BH – медиана, то AH = DH = 16 : 2 = 8 (ед.)

Рассмотрим треугольник Δ ABH, где угол AHB = 90°.

По теореме Пифагора получаем:

AB 2 = AH 2 + BH 2

BH = = = = 6 (ед.)

Тогда площадь треугольника

SΔABD = AD • BH = •16 • 6 = 48 (кв.ед.)

Ответ: площадь треугольника SΔABD = 48 кв.ед.

Задача 169.

треугольник Δ ABC –равнобедренный,

основание AC больше высоты BH на 15: AC > BH на 15

Найти: основание AC = ?

Т.к. треугольник Δ ABC –равнобедренный, то BH – высота, медиана, биссектриса.

Тогда AC = AH + CH = AH + AH = 2 AH

Рассмотрим Δ ABH – прямоугольный.

Пусть AC = (x) ед. AH = ( ) ед.

Тогда AB = (x – 15) ед. (по условию).

По теореме Пифагора решим уравнение:

(x – 15) 2 = ( ) 2 + 15 2 x 2 – 30x + 225 = + 225

4 (x 2 – 30x) = x 2

4x 2 – 120x = x 2

3x 2 – 120x = 0 | : x

Таким образом, 40 ед. – длина основания.

Ответ: AC = 40 ед.

Подобные треугольники

Задача 170.

треугольник Δ ABC, два угла

A = 54°

B = 18°

CH – биссектриса угла C

Доказать: подобие треугольников

Δ BHC Δ ABC

C = 180° – ( A + B)

C = 180° – (54° + 18°) = 108°

Т.к. CH – биссектриса угла C, то

BCH = HCA = 108° : 2 = 54°

Рассмотрим Δ BHC

HBC = B = 18°

BCH = A = 54°

Тогда CHB = C = 108°

Поэтому треугольники подобны Δ BHC Δ ABC.

Задача 171.

верхнее основание BC = 4 см

нижнее основание AD = 10 см

диагональ BD = 8 см

часть диагонали BO = ?

соотношение периметров треугольников

= ?

Углы равны CBO = ODA как накрест лежащие при параллельных прямых BC и AD и секущей BD.

Углы равны BCO = OAD как накрест лежащие при параллельных прямых BC и AD и секущей AC.

Тогда треугольники подобны Δ BCO Δ AOD.

= = = =

= . Тогда 4AO = 10BO BO = AO

= = 0,4 = k

Пусть BO = x, AO = 8 – x. Тогда 10x = 4 • (8 – x)

x = 2 (см)

Следовательно, BO = 2 см.

= k = 0,4

Ответ: BO = 2 см, = 0,4.

Задача 172.

ΔABC ΔA1B1C1 ,

периметр треугольника:

P (ΔABC) = 12 +16 + 20 = 48 (дм)

Т.к. треугольники подобны, то

= =

= = = k (*)

Тогда соотношение периметров треугольников

= k (**)

Из равенств (*) и (**) следует

=

=

B1C1 = = 20 (дм)

Тогда =

=

A1B1 = = 15 (дм)

Задача 173.

ABCD – трапеция,

стороны трапеции пересекаются в точке M:

Рассмотрим треугольники ΔAMD и ΔBMC:

BAD = MBC, как соответственные при параллельных прямых BC и AD и секущей AB.

MCB = MDA, как соответственные при параллельных прямых BC и AD и секущей CD.

Буква И у нас -- ломаная. Назовем все углы буквами, потом каждую такую точку соединим с точкой поворота и повернем каждый образовавшийся отрезок на 60 градусов в заданном направлении. Соединим концы полученных отрезков. В пейнте, увы, не получается.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Говорят, что точка А ' плоскости получается из точки А поворотом вокруг точки О на угол φ , если OA ' = OA и  AOA ' = φ.

Преобразование плоскости, при котором данная точка О остается на месте, а все остальные точки поворачиваются вокруг точки О в одном и том же направлении (против часовой стрелки или по часовой стрелке) на заданный угол φ , называется поворотом вокруг точки О на угол φ .

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Симметрия n -го порядка Говорят, что фигура F

Симметрия n -го порядка

Говорят, что фигура F ' получается поворотом фигуры F вокруг точки О на угол φ , если все точки фигуры F ' получаются всевозможными поворотами точек фигуры F вокруг точки О на угол φ .

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Точка О называется центром симметрии n - го порядка фигуры F , если при повороте фигуры F вокруг точки О на угол фигура F совмещается сама с собой.

Упражнение 1 Изобразите точку A’ , полученную из точки A поворотом вокруг точки O на угол 90 о против часовой стрелки. В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: 3

Изобразите точку A’ , полученную из точки A поворотом вокруг точки O на угол 90 о против часовой стрелки.

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Упражнение 2 Изобразите точку A’ , полученную из точки A поворотом вокруг точки O на угол 270 о против часовой стрелки. В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: 4

Изобразите точку A’ , полученную из точки A поворотом вокруг точки O на угол 270 о против часовой стрелки.

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Упражнение 3 Изобразите отрезок A’B’ , полученный из отрезка AB поворотом вокруг точки O на угол 90 о по часовой стрелке. В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: 5

Изобразите отрезок A’B’ , полученный из отрезка AB поворотом вокруг точки O на угол 90 о по часовой стрелке.

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Упражнение 4 Отрезок CD получен поворотом отрезка AB на угол 90 о по часовой стрелке. Укажите центр поворота. В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: 6

Отрезок CD получен поворотом отрезка AB на угол 90 о по часовой стрелке. Укажите центр поворота.

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Упражнение 5 Изобразите треугольник A’B’C’ , полученный из треугольника AB С поворотом вокруг точки O на угол 90 о против часовой стрелки. В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: 7

Изобразите треугольник A’B’C’ , полученный из треугольника AB С поворотом вокруг точки O на угол 90 о против часовой стрелки.

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Упражнение 6 Изобразите треугольник, полученный поворотом треугольника ABC вокруг точки O на угол 90 о по часовой стрелке. В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: 8

Изобразите треугольник, полученный поворотом треугольника ABC вокруг точки O на угол 90 о по часовой стрелке.

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Упражнение 7 Изобразите треугольник, полученный из треугольника OAB поворотом вокруг точки O на угол 6 0 о против часовой стрелки. В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: 9

Изобразите треугольник, полученный из треугольника OAB поворотом вокруг точки O на угол 6 0 о против часовой стрелки.

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Упражнение 8 Изобразите треугольник, полученный из треугольника ABC поворотом вокруг точки O на угол 4 0 о по часовой стрелке. В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: 10

Изобразите треугольник, полученный из треугольника ABC поворотом вокруг точки O на угол 4 0 о по часовой стрелке.

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Упражнение 9 Треугольник DEF получен поворотом треугольника AB С на угол 90 о против часовой стрелки. Укажите центр поворота. В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: 11

Треугольник DEF получен поворотом треугольника AB С на угол 90 о против часовой стрелки. Укажите центр поворота.

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Упражнение 10 Изобразите четырехугольник, полученный поворотом четырехугольника ABCD вокруг точки O на угол 270 о против часовой стрелки. В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: 12

Изобразите четырехугольник, полученный поворотом четырехугольника ABCD вокруг точки O на угол 270 о против часовой стрелки.

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Упражнение 11 На какой угол нужно повернуть прямую, чтобы полученная прямая была: а) перпендикулярна исходной; б) параллельна исходной. В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: а) 90 о ; б) 180 о . 12

На какой угол нужно повернуть прямую, чтобы полученная прямая была: а) перпендикулярна исходной; б) параллельна исходной.

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Упражнение 12 Квадрат повернули вокруг точки пересечения диагоналей на угол 45 о . Какая фигура является общей частью полученного и исходного квадратов? В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: Правильный восьмиугольник

Квадрат повернули вокруг точки пересечения диагоналей на угол 45 о . Какая фигура является общей частью полученного и исходного квадратов?

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Ответ: Правильный восьмиугольник

Упражнение 13 Какие фигуры, изображенные на рисунке, при повороте переходят сами в себя? Укажите углы поворота. В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: а) 120 о ; б) 180 о ; в) 60 о ; г) произвольный угол; д) 72 о .

Какие фигуры, изображенные на рисунке, при повороте переходят сами в себя? Укажите углы поворота.

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

г) произвольный угол;

Упражнение 14 На рисунке укажите буквы латинского алфавита, имеющие центр симметрии 2-го порядка . В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: H , I , N , O , S , X , Z .

На рисунке укажите буквы латинского алфавита, имеющие центр симметрии 2-го порядка .

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Ответ: H , I , N , O , S , X , Z .

Упражнение 15 Центром симметрии какого порядка является точка пересечения диагоналей: а ) прямоугольника; б ) квадрата ; в) правильного пятиугольника ? В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ. а ) 2 -го порядка. б ) 4-го порядка. в ) 5 -го порядка.

Центром симметрии какого порядка является точка пересечения диагоналей: а ) прямоугольника; б ) квадрата ; в) правильного пятиугольника ?

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Ответ. а ) 2 -го порядка.

в ) 5 -го порядка.

Упражнение 16 Симметрией какого порядка обладают снежинки? В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: 6-го порядка.

Симметрией какого порядка обладают снежинки?

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Ответ: 6-го порядка.

Упражнение 17 Центром симметрии какого порядка является точка O для шестиугольника, изображенного на рисунке? В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: Второго .

Центром симметрии какого порядка является точка O для шестиугольника, изображенного на рисунке?

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Упражнение 18 Центром симметрии какого порядка является точка O для восьмиугольника, изображенного на рисунке? В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: Четвертого .

Центром симметрии какого порядка является точка O для восьмиугольника, изображенного на рисунке?

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Упражнение 19 Центром симметрии какого порядка является точка O для многоугольника, изображенного на рисунке? В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: Девятого .

Центром симметрии какого порядка является точка O для многоугольника, изображенного на рисунке?

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Упражнение 20 Центром симметрии какого порядка является точка O для звездчатого многоугольника, изображенного на рисунке? В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: Девятого .

Центром симметрии какого порядка является точка O для звездчатого многоугольника, изображенного на рисунке?

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ urok_48.doc

Ф.И.О. учителя: Безклейная Светлана Александровна

Класс: 9 Дата: 25.02.2020 Предмет: геометрия

Тема урока: Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот.

Повторить понятие движения и его виды;

развивать умения выполнять построения при повороте;

прививать любовь к геометрии через картины художника Мориса Эшера

Задачи:

научить строить виды движений (поворот).

Оборудование:

мультимедийная установка, презентация;

карточки для работы в классе и дома;

Ход урока.

1. Организационный момент.

(Учащиеся рассаживаются на свои места).

2. Ввод темы и целей урока:

Учитель: - Сегодня на уроке мы вспомним виды движения. Вы научитесь строить фигуры с помощью поворота. И, я думаю, без труда сумеете определять этот вид движения на рисунках, в природе и т.д.

Но сначала повторим, какие виды движения мы уже изучили на предыдущих уроках. Посмотрите на слайд. Здесь изображены различные виды движения. Назовите известный вам вид движения и соотнесите к нему рисунок.

Ученики: (Ответы учащихся)

- Осевая симметрия 2,4,6,7,9;

- Центральная симметрия 1,3,10.

- Параллельный перенос 5,8,11.

Учитель: - Если проанализировать виды отображений рисунков, то можно сделать вывод, что на них изображены известные нам движения. Как вы считаете, чему будет посвящен наш урок?

Итак, давайте определим цели урока. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

3. Изучение нового материала.

Учитель: - Преобразование , при котором каждая точка фигуры поворачивается на один и тот же угол вокруг заданной точки, называется поворотом. (слайды)

Учитель: - Точное определение поворота есть в вашем учебнике на странице 301, и есть на слайде.

Сейчас вы в тетрадях построите поворот точки М на угол в 60 0 вокруг точки О. При построении вы можете опираться на слайд.

Отметим точки М и О.

Проведем луч ОМ.

Отложим с помощью транспортира угол в 60 0 .

На проведенном луче циркулем отложим отрезок, равный ОМ.

Поставим точку М 1 .

Учитель просматривает работы учащихся.

Учитель: - А теперь попытайтесь на листах, которые лежат у вас на партах произвести более сложное построение - поворот отрезка АВ на угол в 120 0 . Если вы испытываете затруднение, обратитесь к алгоритму на экране

( появляется алгоритм весь полностью).

Учитель: - Отлично, большинство из вас справились с этой задачей. А теперь посмотрите на слайд, где выполняется поворот многоугольника, и попробуйте определить на какой угол нужно повернуть многоугольник вокруг своего центра, чтобы его вершины совпали.

Ученики: Квадрат на 90 0 . Равносторонний треугольник на 120 0 . Правильный шестиугольник на 60 0 .

Учитель: - Давайте, выполним 2 задание на листах. Поверните предложенный вам треугольник на угол в 90 0 вокруг одной из его вершин и вокруг точки О в его внутренней области (два чертежа). Можно показать порядок выполнения на доске с чертежным угольником.

Учитель: - Давайте посмотрим на экран и доску и сравним эти отображения. Что общего вы заметили в них?

Ученики: (Ответы учеников)

Учитель: Правильно. Фигуры при преобразовании перешли в равные фигуры. Значит, поворот также как и параллельный перенос является движением.

Учитель: - А теперь я предлагаю вам посмотреть, на картины художника Мориса Эшера, (слайд №19, если есть время можно рассказать учащимся о творческом пути художника гиперссылка на слайде) который создавал свои работы, используя виды движений. Скажите, какие виды движений вы увидели на этих картинах?

Ученики: (Поворот. Параллельный перенос. Центральная симметрия.)

4. Итог урока.

Учитель подводит итоги урока, опираясь на цели.

Учитель:

1.Итак, с каким новым видом движения мы сегодня познакомились? ( Поворот)

2.С помощью каких чертежных инструментом мы строили повороты фигур? (Транспортир, линейка, циркуль).

3. Как называется точка, вокруг которой производят поворот? (центр поворота).

Я думаю, что все вы научились определять этот вид движения и поэтому легко справитесь с домашним заданием. Всем ученикам выставляются оценки.

Ученики заполняют анкету по рефлексии.

5. Домашнее задание.

Читайте также: