Как сделать повесть

Обновлено: 07.07.2024

Написать собственную книгу просто. Сложно в это поверить? Главное знать, что делать и уметь работать с материалом. Я хочу поделиться с вами 10 простыми, но реально работающими советами, после которых написать книгу не составит труда.

10. Написать книгу может каждый

Именно так. Помните как говорил легендарный Гюсто в мультфильме "Рататуй": "Готовить может каждый". Я заменю всего одно слово: "Писать может каждый".

9. Писательству нужно учиться

Я не отрицаю, что отдельные личности имеют большой талант. Но это вовсе не значит, что наличие таланта за нас решает все проблемы. Часто бывает так, что человек собственным трудом достигает большего результата, чем тот, кто имеет способности.

Писать хорошо с первой попытки просто невозможно. Если вам кажется, что Пушкин или Достоевский садились за стол и сразу писатели шедевры, то вы глубоко ошибаетесь. Пушкин очень часто делал правки и возвращался к неудачным местам после. А Достоевский во время работы над "Бесами" переделывал практически всю книгу.

8. Читайте книги осознанно

Человек, который много читает имеет больше шансов написать хорошую книгу. У него есть четкое представление о литературе в целом, об особенностях текста и о жанрах в отдельности.

Если вы читаете невнимательно или не придаете особого значения тексту, то такое чтение полезным назвать нельзя. Чтение книг должно быть осознанным. Для этого советую вам выделять наиболее яркие цитаты.

Также для тех, кто собирается сам стать писателем будет полезно такое упражнение: возьмите лист бумаги и разделите прочитанное вами произведение на части. Четко выделите завязку, кульминацию и развязку. Проанализируйте, как разные писатели раскрывают своих героев и выходят из сложных ситуаций.

7. Записывайте все, что видите!

Жизнь неиссякаемый источник идей. Если внимательно приглядеться к тому, что происходит вокруг, то можно найти сюжет не для одной, а сразу для 10, а то и сотни книг.

Для этого заведите блокнот и всегда носите его с собой. Записывайте интересные ситуации, яркие фразы, внешности и характеры. Возможно, при создании книги эта информация вам очень понадобится.

6. Прежде чем сесть за книгу, заранее все продумайте

На белом листе бумаге распишите все основные моменты. Особое внимание уделите началу, середине и концу. Обозначьте их, как основные точки. Остальные события должны вести к главным, раскрывать их и дополнять.

Продумайте, какими будут ваши герои. Для первого раза не пытайтесь раскрыть много персонажей. Пусть это будет один герой, но очень яркий. Второстепенные персонажи не должны быть лишними, они должны влиять на главного персонажа и раскрывать его.

5. Для того, чтобы писать, нужно писать

Если вы не начнете писать, то книги вам точно не видать. Заставляйте себя каждый день писать, хотя бы 1000-2000 знаков. Пусть это будут мысли, рассуждения, оценки, описания.

После написания материала, его нужно перечитать. Сначала полученный текст может показаться очень интересным, однако, торопиться не стоит. Подождите пару дней и перечитайте его снова. После чего внесите поправки.

Пишите даже если вам не хочется писать. Сначала будет получаться плохо, а затем все лучше и лучше. Не берите на себя то, что не сможете выполнить. Лучший способ отточить навык до мастерства - рассказы.

4. Пишите о том, что знаете

У каждого человека есть сильные стороны. Это то, что мы знаем, лучше других и в чем разбирается на "отлично". Необязательно работать именно над художественным произведением, возможно, у вас получится отличная книга о науке для тех, кто в ней плохо разбирается.

Если вы врач, то пишите об организме человека так, чтобы было просто и интересно. Если учитель, рассказывайте интересные истории о детях и давайте советы. Если дворник, то пишите обо всем, что видите. Главное, научится замечать важное.

3. Оживите своих героев

Недостаточно придумать своего героя, его надо оживить. Герой должен быть таким, чтобы читатель верил в том, что он реально существует. Чтобы погружаясь в чтение, читатель мог любить и ненавидеть персонажа.

Чтобы герои были живыми, сделайте так, чтобы они были не только плохими или хорошими, а чтобы у них были, как положительные, так и отрицательные качества.

Проше всего описывать реальных людей с реальными характерами. Начните с себя. Пусть вы будете главным героем.

2. Не бойтесь переписывать!

Перед вами чистый лист и вот вы набираете или рукой выводите первую строчку. Затем появляется абзац, страница и вот готова первая глава.

Страшно, но перечитывать придется, причем точно не один раз. Если вы недовольны результатом, то перепишите, попробуйте разные варианты. Главное, не опускайте руки!

1. Доверяйте внутреннему голосу и верьте в себя!

Мнение других играет для нас огромное значение, но даже если близким что-то не нравится, это не значит, что вы бездарь и пора все бросать. Сначала результат может быть не таким, каким вы ожидали, но это не повод опускать руки.

Чтобы не терять силы и мотивацию, советую вам изучать биографии творческих людей. Они самый яркий пример того, как люди, в которых не верил никто, добились колоссальных успехов.

Пишите, учитесь, открывайте для себя все новое. Для писателя самыми важными являются такие навыки, как наблюдательность, умение выбирать главное и отсеивать ненужное, трудолюбие, любознательность и целеустремленность.

Спасибо, что дочитали до конца. Теперь вы можете начать писать собственную книгу. Для того, чтобы убедится в своих силах, предлагаю вам пройти простой тест, который покажет сможете ли вы написать свою книгу.

--> FISHKINET

"Баллада о борьбе", Владимир Высоцкий


На днях впервые открыл для себя великую "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого, которая оказала на меня просто-таки магическое воздействие. Вот когда не в теории, а на практике убеждаешься: для истинно духовной силы нет ни временных, ни пространственных границ, ни любых других иллюзорных преград. Ведь попав со страниц книги в мир настоящих людей, в котором каждый, буквально каждый готов отдать всё и даже сверх того ради большой общей цели, общей победы, ты растворяешься в нём, чувствуешь себя своим. И неожиданно для себя понимаешь, что можешь даже остаться в нём - он тебя не отвергает. Просто стань таким же. Стань достойным его. Стань Человеком, Настоящим Человеком. Это мир, где нет слов "подвиг", "героизм", потому что всё общество живет в состоянии одного большого подвига. Нет слова "я", потому что каждый забыл о себе и печётся лишь о тех, кто волею жестокой военной судьбы оказался в данный момент рядом. Нет слова "не могу", потому что есть великая мечта, которая МОГУче любой физической немощи, мечта одна на всех, ради которой стоит жить и умереть. Да и самой смерти нет, потому что мёртвые воюют наравне с живыми.

Повесть о настоящем человеке"Да ведь они до сих пор воюют!" - осенило вдруг. За меня, за нас с вами. Это ведь они и такие, как они, составляют сейчас "бескрайнее воинство мира духовного". И тут на глубинном уровне ощущаешь, понимаешь, осознаёшь, что это не выдуманный автором мир, не мифический, не книжный. Он реальный, он открыт для тебя. Его герои реальны, они разговаривают сейчас с тобой, как мы с вами; они смотрят на тебя с верой, надеждой, с немым требованием. Они великодушно готовы поделиться с тобой своей могучей духовной силой, потому что ещё при жизни на нашей планете усвоили одну простую Истину: отдавая, жертвуя, ты только укрепляешься, помогая бескорыстно другим, ты помогаешь себе. Только так ты очеловечиваешься. И ведь на самом деле нет того места, где они сейчас (вверху, внизу, на небе), и того места, где мы сейчас. Нет разъединения. Мы суть одно - достаточно только открыться и сломать в себе условные барьеры, границы, которые старательно воздвигались нами же на протяжении жизни.

Более того, тот мир не бездействует, он зовет тебя. Затихни, прислушайся. Это лётчик Алексей Маресьев разговаривает со всем Настоящим, что есть в тебе. Почувствуй, как укрепляется твой дух. Это всё Настоящее в тебе откликается на зов.

«Но над юдолью мерзости и тлена

Подъемлется, в страдальческом усилье

Высвобождаясь наконец из плена,

Удивительно, но только через день после прочтения заметил про себя, что в повести нет ни одного откровенно негативного героя, при том, что и люди-то все совершенно обычные - со своими слабостями, недостатками, ошибками. Даже главный герой не раз допускал осечки и терпел поражения, да не только в воздухе. Это ли не свидетельство того, что плохих людей просто нет, и что мы должны верить в каждого человека, а не делать свои скоропалительные выводы, суждения, выносить приговоры всем и каждому с высоты собственного эгоцентризма. А каждое падение любого из нас можно рассматривать как подготовку плацдарма для ещё более высокого и вдохновенного полета. Ведь ошибка - это так свойственно человеку, а поражение - это всего лишь шанс заучить урок и стать ещё сильнее.

Есть в повести один интересный, хотя и не особо приметный с виду диалог. Ведут его "свежеиспечённый" солдат, новичок на фронте, и опытный фронтовик, собственно, главный герой.

Интересно, узнал ли кто себя в этом молодом залихватском вояке? Да что там - всё человечество напоминает сейчас беспечного юнца, которому и море по колено, и горы по плечо. А ведь времена-то во многом схожи с описываемыми в повести. Сейчас, спустя более семи десятков лет, над миром снова нависла смертельная угроза, скорее, даже ещё более опасная. И опять от общества в целом и каждого его представителя в отдельности требуется напряжение всех волевых усилий, сплочение в единый монолитный организм - только так вызов может быть преодолен. Ведь война ведётся без объявления оной, хитро и искусно. Информационно. И враг невидим. А каждый из нас, осознает он это или нет, является её участником.

Без малого год прошёл с тех пор, как мировое сообщество, благодаря докладу "О проблемах и последствиях глобального изменения климата на Земле", было осведомлено о нависшей угрозе. На кону - сотни миллионов, возможно, миллиарды жизней. Становится понятным, что при полном бездействии власть имущих разных государств, усилий нескольких десятков отчаянных людей недостаточно для распространения информации в том масштабе, который соответствует её важности. Каждый, к кому пришла эта информация, может осознанно сделать выбор, чью сторону принять. Лишь с одной оговоркой: бездействие (точнее более важные заботы) - это тоже выбор и тоже участие в войне. Думаю, не надо подсказывать, на чьей стороне. Вероятно, не мы выбирали, но мы с вами родились именно в это время, и попали именно на эту войну. И всё-таки каждому из нас оказано немалое доверие. В нас поверили. Пускай каждый ответит себе на вопросы (только по-честному!): ощутил ли я ту меру ОТВЕТСТВЕННОСТИ за жизни людей, за собственную жизнь, которая на меня возложена? Достаточно ли я делаю для общей победы? А ведь от усилий каждого воина-вестника зависит общий исход сражения за наши же жизни.

Победа в нашей общей борьбе будет достигнута. Мы не можем проиграть, когда с нами, за нас, по ту сторону завесы такие ЛЮДИ, как Алексей Маресьев. Вопрос только в том, будешь ли ТЫ ощущать себя полноценным её соучастником? Буду ли я? Ощутишь ли ты ни с чем не сравнимый вкус общей победы, ради которой положено всё, отданы все силы? Не сачкуй сейчас, чтобы не оказаться лишним на празднике жизни потом.

Вернусь ещё раз к "Балладе о борьбе" Высоцкого: "Разберись, кто ты - трус иль избранник судьбы". Я бы даже позволил себе перефразировать, ведь сейчас самое время наконец выяснить для себя, кто ты - трус или Настоящий Человек. Война не терпит половинчатости, неопределенности.

А закончу цитатой ещё одного лётчика, ещё одного Настоящего Человека, ещё одного нашего "нездешнего", но так близко чувствуемого соратника:

Сразу скажу: как возникает замысел книги, я ответить не могу. И как приходят ко мне идеи, я тоже не знаю. Это как вспышка, озарение. Я встречал писателей, которые обладали феноменальной начитанностью, обширными знаниями в области литературы и искусства. Но их книги больше походили на фанфики знаменитых книг.

То есть если вы начитаны и умны, не факт, что вы сможете придумать гениальную идею.

Но не стоит опускать руки. Я написал специальную статью о том, как придумать идею книги, Буду рад, если она вам будет полезна.

Бумага, Шрифта, Старый, Антиквариат, Запись, Письма

С амое сложное — придумать идею, остальному научить можно.

Кратко, о чем я пишу про придумывание идей

Замысел вашей книги должен быть близок читателю, затрагивать актуальные проблемы. Нужно решить для себя: зачем вы хотите написать эту книгу? Какова ее миссия? Нужно также попытаться выделиться среди миллионов писателей. Поверьте, это возможно. Следуя принципу Парето, 80% писателей пишут низкосортную литературу, и только 20% пишут на совесть.

Ещё я бы хотел отметить то, что очень небольшое число авторов имеют и отстаивают в книгах свою гражданскую позицию.

Меня удивляет, что детские писатели жалуются на отсутствие проблем, которые можно описать в книге. Только вдумайтесь: в России они не находят проблем!

Стол, Чернила, Образования, Бумаги, Сбор Винограда

Идея — основа книги, так как написать книгу может и средний писатель.

Откройте глаза, братья по перу! Да куда ни глянь — одни проблемы! И такие авторы пишут кисельно-сиропные книги, от которых читатель может заработать только сахарный диабет. Пары страниц достаточно, чтобы понять: автор не имеет своего мировоззрения.

Как это ни странно, чем фантастичнее книга, тем больше реальных проблем оно должно затрагивать. Книги, которые не затрагивают людские проблемы, долго не живут.

Да и ещё важный момент: все, что описывается в этом пособии ниже, имеет целью раскрыть вашу идею!

Продумываем план книги

Для удобства я вам посоветую писать план, словно вы пишете оглавление книги. Глава первая — об этом, глава вторая — о том и так далее. Это очень удобно — сразу становится ясно, ваша идея тянет на рассказ, повесть, роман, а может, и трилогию?

План помогает держать под контролем архитектонику произведения. Чтобы одна глава у вас не была на 50 страниц, а другая на 5.

Придумываем сюжет книги

Если кратко, то сюжет — это описание тех событий, которые происходят в вашей книге. Каждый пункт плана советую вам расширить и подробно расписать, что будет происходить и в какой последовательности.

Сюжет — очень важный компонент книги. Он задает динамику произведению и раскрывает основное содержание. Нельзя слишком сильно затягивать его, раздувать. Это грозит потерей у читателя интереса к книге.

Youtuber, Blogger, Сценарист, Отчаянные, Скучный

Над сюжетом придется поломать голову

Я часто встречаю авторов, у которых очень образный язык, но сюжет… После прочтения книги его даже сложно сформулировать в двух словах!

На протяжении сотен страниц по факту ничего не происходит! Такого лучше не допускать.

События должны сменять друг друга, увлекая читателя в ваш мир. Этому и помогает сюжет.

Как написать сюжет книги?

Чтобы вы не плутали в вопросах, а как написать сюжет, даю вам подсказку. Она отработана веками, но её можно видоизменять. По этой структуре сочинялись мифы, сказки и почти все произведения мировой литературы.

1. Описываете исходную ситуацию. Герой живет обычной жизнью (он может быть неудачником, либо у него, наоборот, всё хорошо);

2. В жизни у него полный порядок (или, наоборот, всё плохо);

3. И вдруг… Тут нужно описать неожиданное происшествие, которое ломает привычный уклад жизни героя;

4. Из-за этого привычная жизнь вашего героя меняется;

5. Далее нужно описать, какие конфликты и с кем возникают у героя. Видов конфликтов много: внешние (с окружающим миром, конкретным человеком) и внутренний конфликт (сомнения, страхи, угрызения совести). Главное, чтобы появилась реальная угроза, которая опасна для героя;

6. Пик конфликта, когда герою грозит опасность, причем лучше сделать героя бессильным перед этой угрозой;

7. И тут наступает развязка;

8. Герой оказывается в новом положении.

Если вы будете придерживаться этой схемы, то уже не потеряете интерес вашего читателя. Главный секрет: постоянно держать и не отпускать внимание читателя, не давать ему скучать. Наполните вашу книгу тайнами (саспенсом).

Герои книги

Заяц, Зло, Снежный Ком, Персонаж Фильма

Персонаж должен быть живым и интересным

Как сделать героя книг реальным?

1. Начать лучше с характера. Если это положительный герой, то на 80% характер у него должен быть хороший, но 20% обязательно нужно разнообразить чем-то отрицательным. Допустим, герой ревнивый, подозрительный, злопамятный. Если герой отрицательный, то наоборот, 80% занимают вредные черты характера. Если хотите, то можете описать и положительные качества (на ваше усмотрение).

Отрицательных героев легче описывать. И ещё они обладают определенным шармом.

Положительных героев нельзя превращать в кисельно-сладких, иначе читатель сразу потеряет к ним интерес и даже будет рад, если отрицательный персонаж его погубит.

2. Необычная внешность. Он может быть очень высоким, низким. Худым или полным. Что-то должно запомниться читателю во внешности.

Детектив, Люди, Пуаро, Человек, Лица, Знаменитый

Пример отлично героя — Эркюль Пуаро

3. Речь героя. Он может картавить, шепелявить, говорить грубо, заискивать — всё зависит от характера. Очень важно, чтобы в диалоге речь героев была разной.

5. Страхи героя. Если у вашего героя всё хорошо, то это, конечно, хорошо. Но читатель опять-таки быстро потеряет к нему интерес. В идеале нужно добиться того, чтобы страхи героя совпадали со страхами вашего читателя. Тогда читатель узнает себя в нём и будет ему сопереживать.

6. Пороки героя. Об этом важном элементе в пособиях для графоманов часто просто не упоминается. А меж тем пороки героя отличают его от других людей. Это может быть страсть к деньгам, выпивке, женщинам.

7. Миссия героя книги. Часто в рукописях молодых и даже опытных писателей я встречаю много героев, цель которых в книге непонятна. То есть они выбегают на сцену, стоят и опять убегают. Зачем они нужны? Какую пользу книге приносят? В героических фэнтези-книгах цель понятна: спасение мира. В реалистичных книгах целью может быть борьба за выживание. Или писатель может внести отрицательного героя, чтобы подчеркнуть положительного. В любом случае лучше обходиться небольшим количеством персонажей, если с помощью них вы сможете раскрыть идею книги.

К сожалению, многие современные авторы пишут быстрее, чем печатает принтер, потому об этом попросту и не думают. Потому русскую литературу могут погубить многочисленные Васи Пупкины.

Сбор материала для книги

Если вы пишете историю, основанную на реальных событиях, то нужно тщательно изучить все детали. Возможно, вы не станете их все использовать, но хуже не будет.

Детектив, Поиск, Человек, Увеличение, Расследование

На поиск материла следует затратить много времени

В зависимости от сложности, на сбор может уйти от месяца до года и даже больше. Если вы пишете книги фэнтези, то надо больше читать мифы, легенды и сказания. Потому что все книги фэнтези основаны на мировой мифологии. Пару десятков фэнтези-книг достаточно, чтобы понять: авторы черпают всё из мифов. И если вы будете учиться только у авторов фэнтези, то ваши книги априори будут вторичными.

О том, как создать свой фэнтези-мир по шагам, — отдельная статья.

Написание черновика

Когда у вас собрано достаточно материала, самое время приступить к написанию черновика произведения. Я советую писать без остановки и не тратить время на вычитку книги. Потому что в процессе написания у вас может несколько раз поменяться и идея, и сюжет.

После написания черновика обязательно дайте ему немного отлежаться. Во-первых, и вы отдохнете от книги, а во-вторых, и книга отдохнет от вас. Поверьте, если работа встала, а вы будете насиловать себя и мучиться, чтобы что-то придумать, толку от этого будет ноль. Если работа замерла, то смело беритесь за другое произведение или просто читайте в свое удовольствие.

Придание книге глубины

Итак, черновик у вас готов. Если вы хотите придать своей книге многоплановость, то советую вам внести в нее следующие элементы:

1. Отсылки к классике русской и зарубежной литературы. Конечно, не в лоб, но можно тонко намекнуть на произведения других писателей. Такие отсылки, конечно, должны быть уместны. Они подчеркнут, что вы начитанный автор. И, как мне кажется, доставят удовольствие настоящим ценителям литературы. Это всё на ваше усмотрение.

2. Библейские мотивы.

Пишущая Машинка, Изолированный, Ностальгический, Старый

Многоплановость будет только плюсом для книги

5. Хорошее знание человеческой психологии. Очень важно, чтобы у вас в книге была вся гамма человеческих характеров: жадность, злость, зависть и прочие. Если у вас будут одни кисельно-сиропные персонажи, поверьте, книга наскучит ещё на первой странице.

Работа с языком

Когда черновик у вас полностью готов и вы перестали вносить изменения, можно приступать к вычитке книги.

Если кратко, то ваш текст нужно избавить от следующих паразитов, которые мешают книге:

Шрифта, Ведущий Набор, Печать Книги, Гутенберг, Буквы

Книгу нужно тщательно вычистить и выполоть от словесных сорняков и паразитов

Работа над книгой с редактором и корректором

Если вам кажется, что произведение совершенно во всех отношениях, то покажите его корректору и редактору. Вы сразу увидите, что над ним ещё работать и работать.

Но выбирать корректора и редактора нужно аккуратно.

Самое главное — не допускать, чтобы редактор, словно хирург-первокурсник, резво полосовал вашу книгу.

Когда вы договорились по цене за услугу, то высылайте первую главу и смотрите, насколько хорошо справляется редактор.

Если он отредактировал главу быстро, — смело отказывайтесь: скорее всего, он просто не вчитывался в ваше произведение.

Если с грамматическими ошибками не поспорить — они очевидны, то что касается работы с тканью книги, — тут дело ваше. И вы несете, как автор, ответственность за всё написанное.

Ошибки, Редактирование, Школы, Красные Чернила

Все правки нужно обсуждать с редактором

От каких редакторов надо бежать?

2. Если объем вашего произведения увеличился, — меняйте редактора.

5. Также, если редактор не разбирается в вашей системе символистики, нумерологии, философии и устройства фэнтези-мира, то смело отказывайтесь от его услуг. Это показывает, что редактор опять-таки работает на скорость. После такого редактирования вы потратите больше время на исправление текста.

Дайте вашей книге немного отлежаться

Поверьте: книга как дорогое вино, от года становится только лучше на вкус. Вы растёте, становитесь опытным, начитанным, и можете позже вернутся и улучшить книгу.

Если вы дополните книгу, то выделяйте в Word изменения жёлтым цветом, чтобы вашему редактору было легче корректировать и редактировать эти отрывки.

И напоследок хотел бы заметить, что ни один литературный вуз не сможет помочь вам написать великое произведение. Писатели ХIХ века создавали прекрасные книги без специального образования.

Главный совет: больше пишите и читайте хорошие, проверенные временем книги!

Кажется, что написать книгу может только кто-то ну очень особенный. Как вообще люди это делают? Конечно, чтобы создать своё произведение, нужны и немалые знания, и недюжинное воображение, и сила воли, и усидчивость, и, несомненно, умение излагать свои мысли на бумаге. Если всё это у вас есть, пришло время выпустить бестселлер. А мы дадим несколько советов, которые помогут вам написать свою книгу.

О чём писать

Если вы автор специализированной или бизнес-литературы, найдите тему, которая вас захватывает, в которой вы разбираетесь или можете привлечь экспертов для помощи.

Можно собрать в книге мудрость многих людей или советы, которые дали вам ваши родители и которые помогли вам добиться успеха в жизни. Можно написать о своём жизненном опыте и профессиональном пути или описать биографию знаменитых личностей.

А может быть, вы давно хотите поведать людям о вымышленных мирах и их героях, открыть фантазийный мир прошлого, настоящего или будущего? Это тоже отличные темы для книги, которая обязательно найдёт своего читателя.

Неважно, проза это, стихи или нон-фикшен, совет один: начинайте!

Составьте план или набросайте сюжет

План книги или сюжет, если вы задумали художественное произведение, поможет вам легче продвигаться в написании и создать в итоге целостный текст.

План может выглядеть по-разному: следующие друг за другом пункты, напоминающие привычное содержание книги, карта мыслей или просто последовательность событий. Если вы пока не готовы составить план, запишите все идеи, которые роятся у вас в голове, на отдельных карточках, а потом попробуйте собрать их в единую картину.

Также вам могут быть полезны короткие справки с описанием ключевых черт и характеристик главных героев произведения. Такая картотека позволит сделать персонажей более живыми и нагляднее показать характеры.

Как начать писать книгу

Начать несмотря ни на что. Мало времени? Нет подходящего места, чтобы уединиться? Мысли путаются, и вы не понимаете, какой будет первая глава? Оставьте эти отговорки и садитесь за любой стол, нареките его рабочим и начинайте писать.

Многие авторы пишут нелинейно: начинают с середины, с конца, перескакивают с мысли на мысль. Такая методика позволяет поддерживать градус заинтересованности и эффективности работы. Пишите то, что пишется, а уж потом вы расположите главы в нужном порядке, обрамите их вступлением и заключением.

Сначала пишите, потом редактируйте

Как не отвлекаться

Насколько это возможно, создайте себе идеальные условия для написания книги. Что помогает вам писать? Тишина, белый шум, классическая музыка? Сделайте всё, что в ваших силах, чтобы обеспечить себе безупречные условия.

Заведите для себя ритуал. Например, Джек Керуак перед началом работы зажигал свечу, а закончив писать, задувал её. Зажжённая свеча была сигналом для мозга — время творить. Придумайте свой ритуал, который настроит вас на работу: начинайте в одно и то же время или слушайте любимое музыкальное произведение перед работой.

Как не забросить написание книги

Сделайте публичное заявление. Друзьям, близким или подписчикам в соцсетях расскажите, что начали писать книгу и планируете закончить её к такому-то сроку. Публичные обязательства не дадут вам расслабиться.

Пишите каждый день. Что бы ни происходило, какое бы настроение у вас ни было, пишите хотя бы по 20–30 минут ежедневно. Постарайтесь не разрывать цепочку. Если поначалу муза во время вашей работы будет где-то блуждать, будьте настойчивы. Продолжайте писать, конструировать сюжет или собирать материалы. Со временем муза начнёт приходить вовремя.

Объём многих книг — не более 30 тысяч слов. Если за полчаса вы будете успевать написать 150 слов, то 30 тысяч слов напишете чуть более чем за 12 стандартных рабочих дней.

Как писать интересно

Больше историй! Люди любят истории из личного опыта, они доверяют им. Будьте хорошим рассказчиком.

Избегайте клише, устойчивых выражений и скучного официального языка. Не громоздите сложные слова в лихо закрученные конструкции. Придумывайте свои образы и метафоры, чтобы увлечь читателя свежестью своего стиля. Пишите простыми предложениями, чтобы книгу было легко читать. Создавайте и развивайте свой собственный узнаваемый стиль: ритм, язык, изобразительные средства.

Где искать вдохновение

А вам оно не нужно. Правда. Воспринимайте написание книги как работу. Она может быть лёгкой и приятной, а иногда тяжёлой и нудной, но это работа, и вам приходится её делать, если вы хотите (подставьте нужное) донести свои идеи, образы и истории до аудитории, создать настоящий бестселлер, заработать денег, стать известным автором и творить дальше.

Если вы будете писать только тогда, когда у вас есть вдохновение, этот процесс может затянуться на годы, а может и не закончиться вовсе.

Впрочем, можно немного подстегнуть свой мозг к творчеству. Попробуйте больше гулять. Говорят, ноги — колёса мыслей. Ко многим писателям идеи приходили именно во время прогулок на свежем воздухе. Общайтесь с людьми, слушайте музыку, позавтракайте в любимом кафе. А может быть, вдохновение приходит, когда вы делаете какую-то работу по дому или в саду?

А ещё наблюдайте за окружающим миром, он так часто подкидывает истории и сюжеты, нужно только успевать их ловить. Держите наготове маленький блокнот или смартфон, чтобы фиксировать мысли, наблюдения, идеи, которые посетили вас. Если записывать всё, что происходит вокруг, очень скоро вы наберёте материал на несколько книг.

Уверены, что вдохновили вас взяться наконец за написание книги. Желаем удачи и ждём с нетерпением ваш шедевр!

Как писать книги: пошаговый план

Я прочитала немало руководств по написанию книг, сценариев и разных историй о том, как писать книги. Изучив разные подходы, я выбрала для себя наиболее удобную стратегию. Она помогает мне проработать структуру произведения и создавать интересных персонажей. Все это делает работу над книгой целенаправленной и регулярной.

В этой статье я решила поделиться пошаговой инструкцией по тому, как писать книги. Если захочешь ей воспользоваться, то советую идти по порядку, от первого пункта к последнему. Мой метод подойдет не всем, но я надеюсь, что в нем есть интересные идеи. Итак, как писать книги по моей схеме:

1. Замысел

2. Тема

Самый короткий этап, который заключается в том, что я формулирую все будущее произведение в одно слово. Зачем это нужно, станет ясно дальше. Например, для романа Когда исчезает солнце — это выбор, для рассказа Сказочная любовь — самооценка.

3. Этический вопрос

Ответом на этический вопрос будет кульминация произведения, в которой становится понятна позиция автора. Если он считает, что ради власти можно пойти на все, то в финале героя ждет успех. Если же у него другое мнение, то нас ждет трагическая концовка или же герой вовремя откажется от своих убеждений и поймет что-то важное о жизни.

4. Система персонажей

Что объединяет всех персонажей и двигает сюжет вперед? Это их отношение к этическому вопросу. У каждого из героев должна быть четкая позиция на этот счет, и эти позиции не должны совпадать. Возьмем пример из прошлого пункта: вопрос о власти. В таком романе у нас появится:

  • герой, которому не хочется предавать свои принципы, но он вынужден это делать;
  • персонаж, который готов на все и не испытывает моральных угрызений;
  • герой, который презирает тех, кто идет по головам и никогда так не поступит;
  • приспособленец, который меняет свою точку зрения в зависимости от обстоятельств;
  • герой, который в свое время выбрал погоню за властью и пострадал от этого;
  • тот, кто выбрал принципы и пожалел об этом.

Это условное перечисление, которое пришло мне в голову за пару минут, но оно уже позволяет создать историю. В какой бы комбинации эти персонажи не встретились, у них обязательно произойдет конфликт.

Я сравниваю персонажей, прописываю их ценности, взгляды, характер, отношение к этическому вопросу. Чем больше информации, тем лучше, это поможет лучше ориентироваться в мире истории и понимать, как тот или иной герой будет действовать в определенных обстоятельствах. Кстати, я подготовила шпаргалку для писателей Система персонажей — она поможет тебе разобраться с этой темой

5. Поиск конструирующего принципа истории

Конструирующий принцип позволяет ориентироваться в сюжете, понимать, как будет развиваться история. Помимо вышеперечисленных идей можно использовать принцип путешествия, дневника и многие другие. Подробнее об этом в статье Конструирующий принцип истории: как писать интересные книги

6. Прописывание ключевых точек

Стандартные вещи: побуждающее происшествие, сюжетные повороты, кульминация. Обычно можно встретить руководства, основанные на трехактной структуре. В ней есть кульминация в первом акте (завязка), переломный момент в середине истории, кульминация в конце второго акта (она же самая главная кульминация) и развязка, однако я не следую им строго. У меня обязательно есть побуждающее происшествие, кульминация и сколько угодно сюжетных поворотов между ними с постепенным наращиванием напряжения.

Благодаря этому шагу я вижу, куда мне нужно вести историю и на что нужно обратить внимание. Обычно я отдельно рисую скелет истории, а также записываю все идеи для сюжетных поворотов.

7. Аутлайн

8. Работа над рукописью

После проработки мира истории я принимаюсь за ее создание. У меня есть определенные нормы, которые я должна написать за день — от 2 до 4 тысяч знаков в зависимости от произведения. Это немного, но так как для меня, как и для многих других, писательство — это не основное занятие, подобный темп позволяет регулярно работать над произведением без ущерба для других сфер жизни.

При работе над рукописью я люблю использовать трекеры писательства — графики, в которых я отмечаю дни, когда работаю над книгой и количество написанных знаков. Для этого я делаю шаблон-сетку в блокноте по дням месяца и закрашиваю ячейку, если в этот день я что-то написала. Наиболее удобным мне показался вариант цветной статистики: норму я обозначаю оранжевым цветом, все, что больше — красным, все, что меньше — желтым.

Я не создаю черновики рукописей, сразу пишу финальный вариант, который потом редактирую в нужных местах. Такой способ не всем подойдет, но я много внимания уделяю подготовительной работе, поэтому у меня нет необходимости несколько раз переписывать произведение.

После того, как я написала и отредактировала книгу, я полностью отстраняюсь от истории на месяц (или на две недели, если очень срочно). За это время я отвлекаюсь от сюжета, детали выветриваются из головы, да и вообще я не думаю о книге.

10. Перечитывание рукописи

Я отмечаю несостыковки, опечатки, странные формулировки предложений и т.д. После небольшого перерыва получается заметить даже то, что раньше не бросалось в глаза. Нелишним будет очистить текст от лишних слов: для этого посмотри шпаргалку для писателей со списком слов-паразитов.

11. Финальная редакция

На этом этапе я исправляю ошибки и несостыковки, обнаруженные на предыдущем этапе. По сути, для меня это конец работы над историей — больше я в ней ничего не правлю и отпускаю в свободное плавание.

Конечно, работа над книгой гораздо сложнее и занимает много времени. В этот план написания истории я включила самые, на мой взгляд, важные этапы работы, которые позволяют подойти к произведению осмысленно, создать интересных персонажей и раскрыть важную тему. Надеюсь, эта инструкция на тему как писать книги будет тебе полезна, и ты выловишь в ней хотя бы несколько полезных приемов для себя и будешь их использовать.

Если тебе нравятся мои статьи, переходи на мою страницу в Boosty — там ты найдешь дополнительные материалы для писателей: советы, идеи для сюжета, шпаргалки, которых нет на моем сайте. Если мои статьи тебе помогли, можешь оставить там же небольшое пожертвование на публикацию одной из моих книг, я буду очень рада 🙂

Читайте также: