Как сделать потенцирование
Добавил пользователь Alex Обновлено: 05.10.2024
В моём календарно-тематическом планировании на тему “Логарифмические уравнения” отводится 3 часа. Я их разбиваю следующим образом:
1 возможный вариант:
1 урок - лекция “Логарифмические уравнения. Основные методы их решения”. В конце лекции задаю блок уравнений обязательного уровня.
2 урок – решение уравнений различного типа и сложности (это зависит от уровня математической подготовки класса, использую индивидуальный подход).
3 урок – решение уравнений и зачётная работа с само- и взаимопроверкой, а также проверкой учителем.
2 возможный вариант:
1 урок - лекция “Логарифмические уравнения. Основные методы их решения”, но только два метода – на основании определения и потенцирования. Решение уравнений на применение этих методов.
2 урок – лекция “Логарифмические уравнения. Основные методы их решения”, два других метода – подстановки и логарифмирования. Решение уравнений на применение этих методов.
3 урок – решение уравнений и зачётная работа с само- и взаимопроверкой, а также проверкой учителем.
Вариант подачи темы зависит от подготовленности класса.
Лекция “Логарифмические уравнения. Основные методы их решения”.
Эпиграфом своей сегодняшней лекции я привожу слова Ричарда Олдингтона (1892 – 1962гг., английский поэт, прозаик, критик): “Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - всё, что может сделать учитель, это указать дорожки”.
А так же – русскую народную пословицу: “Кто говорит – тот сеет, кто слушает – тот собирает”.
В самом начале моей лекции я хотела бы обратить ваше внимание на следующее. При решении логарифмических уравнений применяют преобразования, которые не приводят к потере корней, но могут привести к приобретению посторонних корней. Поэтому проверка каждого из полученных корней обязательна, если нет уверенности в равносильности уравнений. Здесь возможны два подхода:
Проверка путём подстановки полученных решений в исходное уравнение.
Нахождение области допустимых значений уравнения (ОДЗ). Тогда корнями могут быть только те числа, которые принадлежат этой области.
В своей лекции я буду использовать оба этих подхода, а ваше право уже самим выбирать, какой лично вам больше нравится. Следует отметить, что при решении логарифмических неравенств возможен только один из них: ОДЗ!
Основные методы решения логарифмических уравнений.
Уравнение, содержащее неизвестное под знаком логарифма или (и) в его основании, называется логарифмическим уравнением.
Решение логарифмических уравнений на основании определения логарифма.
Определение логарифма: Логарифмом числа b по основанию а называется показатель степени, в которую нужно возвести основание а, чтобы получить число b. Т. е.
Таким образом, применяя его к нашей теме, мы получим следующее:
Число 16 удовлетворяет ОДЗ, значит 16 – корень исходного уравнения.
Проверка: - верно, значит число 4 – корень исходного уравнения.
По определению логарифма значит
А сейчас мы рассмотрим пример, в котором в основании логарифма уже не число, а выражение, содержащее переменную. Т. е. уравнение будет иметь вид при этом Хочу отметить особо, что рассуждения НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ!
С учётом ОДЗ получим, что решением данного уравнения является число 2.
Как мы видим, наличие выражения с переменной в основании влияет лишь на ОДЗ, а не на ход рассуждений. Кроме того, данное уравнение можно решать, не прибегая к нахождению ОДЗ, а просто в конце выполнить проверку.
Под потенцированием понимается переход от равенства, содержащего логарифмы, к равенству, не содержащему их.
Значит, только число 1 является решением исходного уравнения.
Если же в основании – выражение с переменной, то рассуждения не меняем! В этом случае уравнение будет иметь вид
И пример такого уравнения можно разобрать на предыдущем примере 5.
Значит, только число 1 является решением исходного уравнения.
ОДЗ для данного уравнения выглядит следующим образом:
Мы видим, что в этом уравнении рациональнее выполнить проверку, а не искать ОДЗ. Но ещё раз повторюсь, что при решении неравенств ОДЗ находить придётся ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Рассмотрим пример, который, на первый взгляд, не может относиться к данному типу уравнений.
Сделаем замену , получим воспользовавшись свойством логарифма (сумма логарифмов равна логарифму произведения подлогарифмических выражений: ), получим уравнение которое в свою очередь замечательно решается методом потенцирования, т.е. А это линейное уравнение, решив которое, получим
Замечу, что часто перед применением какого-либо метода решений, необходимо преобразовать уравнение, применив различные свойства логарифмов. Предыдущий пример, тому подтверждение.
Данный метод мы достаточно часто встречаем в математике, вспомните тригонометрические или показательные уравнения. Поэтому применение его при решении логарифмических уравнений я вам покажу на примере.
В этом уравнении рациональней найти ОДЗ:
Пусть , тогда уравнение примет вид
Значит или . А это уравнения, которые мы решим, используя определение: 1)
Мы видим, что оба корня удовлетворяют ОДЗ, значит оба числа являются решениями исходного уравнения.
Если в основании логарифма лежит выражение с переменной, то уравнение в общем виде будет выглядеть следующим образом:
И опять, вы сами выбираете: ОДЗ или проверка.
Приведём логарифмы к одному основанию – 7, пользуясь свойством перехода к новому основанию , получим:
, выполним подстановку , получим уравнение
Оба числа удовлетворяют ОДЗ.
Данный метод является “обратным” методу потенцирования, т. е. мы от уравнения без логарифмов переходим к уравнению, их содержащему.
Этот метод обычно используется, если в уравнении есть показательные функции, логарифмы – в показателе. Рассмотрим этот метод на примере.
Прологарифмируем обе части уравнения по основанию 3:
а теперь воспользуемся свойством логарифмов , получим
Выполним подстановку , получим уравнение
Оба числа удовлетворяют ОДЗ.
Этот пример показывает, что при решении логарифмических уравнений, возможна комбинация нескольких методов. А значит необходимо уметь пользоваться каждым из них. Научиться этому – теперь ваша задача.
- На основании определения логарифма.
- Метод потенцирования.
- Метод постановки.
- Метод логарифмирования.
Главным, по моему мнению, является метод, основанный на определении логарифма. Практически в каждом их других методов происходит “выход” на него. Кроме того, на примерах мы увидели, что все методы взаимосвязаны, в “чистом” виде при решении уравнений не используется ни один из них. Поэтому вам необходимо уметь пользоваться КАЖДЫМ!
№ п/п | Уравнения | Комментарии (даётся для слабых учащихся) |
1 | Пользуясь определением | |
2 | Пользуясь определением | |
3 | Потенциирование | |
4 | Потенциирование | |
5 | Потенциирование | |
6 | Потенциирование | |
7 | Применить свойства логарифмов и затем потенциировать | |
8 | Применить свойства логарифмов и затем потенциировать | |
9 | Пользуясь определением | |
10 | Пользуясь определением, выход на показательное уравнение | |
11 | Показательное уравнение, выход на логарифмическое |
Замечание: домашнее задание распечатано на листах для каждого ученика.
Число a b называется степенью с основанием a и показателем b.
Содержание
Натуральная степень
.
Существует алгоритм быстрого возведения в степень, выполняющий возведение в степень за меньшее, чем в определении, число умножений.
Целая степень
Рациональная степень
Действительная степень
Пусть .
В школе действительную функцию вводят, используя тот факт, что между любыми двумя рациональными числами существует иррациональное, а между любыми двумя иррациональными — рациональное. Тогда , где p , | p − q | , где ε — погрешность вычисления. Таким образом, для любого иррационального числа r подбираются два рациональных p и q с необходимой степенью точности и любое число между a p и a q принимается за ответ.
Другой подход основан на теории рядов и логарифмов. (см. определение комплексной степени)
Потенцирование
Потенцирование — это нахождение числа по известному значению его логарифма, то есть решение уравнения:
Из определения логарифма вытекает, что x = a b . Таким образом, потенцирование означает возведение основания логарифма в степень, равную значению логарифма. Например, если десятичный логарифм числа равен L , то искомое число равно 10 L .
Комплексная степень
Определим некоторые функции:
=\int\limits_1^x> " width="" height="" />
^x=\ln^ " width="" height="" />
теперь для вычисления a z можно использовать свойства степеней и логарифмов:
Степень как функция
Поскольку в выражении x y принимает участие две переменных, то его можно рассматривать как:
- функцию переменной x (при этом y — параметр). Такая функция называется степенной. Это — частный случай полиномиальной функции.
- функцию переменной y (при этом x — параметр). Такая функция называется показательной. Её частный случай — экспонента.
- функцию двух переменных.
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Потенцирование (математика)" в других словарях:
Потенцирование (Математика) — Потенцирование (в математике) ( de. Potenzieren, от Potenz степень) действие, заключающееся в нахождении числа по данному логарифму. Другими словами, это действие, обратное логарифмированию … Википедия
Возведение в степень — Возведение в степень бинарная операция, первоначально происходящая из многократного умножения натурального числа на самого себя. Обозначение: называ … Википедия
Показатель степени — Число ab называется степенью с основанием a и показателем b. Содержание 1 Натуральная степень 2 Целая степень 3 Рациональная степень … Википедия
Логарифм — График двоичного логарифма Логарифм числа … Википедия
Логарифмическая линейка — Логарифмическая линейка, Счётная линейка аналоговое вычислительное устройство, позволяющее выполнять несколько математических операций, в том числе умножение и деление чисел, возведение в степень (чаще всего в квадрат и куб) и вычисление… … Википедия
Десятичные логарифмы — Рис. 1. Графики логарифмических функций Логарифм числа b по основанию a определяется как показатель степени, в которую надо возвести число a, чтобы получить число b. Обозначение: . Из определения следует, что записи и ax = b равносильны. Пример … Википедия
Комплексные логарифмы — Рис. 1. Графики логарифмических функций Логарифм числа b по основанию a определяется как показатель степени, в которую надо возвести число a, чтобы получить число b. Обозначение: . Из определения следует, что записи и ax = b равносильны. Пример … Википедия
Логарифмическая таблица — Рис. 1. Графики логарифмических функций Логарифм числа b по основанию a определяется как показатель степени, в которую надо возвести число a, чтобы получить число b. Обозначение: . Из определения следует, что записи и ax = b равносильны. Пример … Википедия
Логарифмическая функция — Рис. 1. Графики логарифмических функций Логарифм числа b по основанию a определяется как показатель степени, в которую надо возвести число a, чтобы получить число b. Обозначение: . Из определения следует, что записи и ax = b равносильны. Пример … Википедия
Свойства логарифмов
Логарифмирование и потенцирование
, после чего просто убираем логарифмы и модули заодно:
Такие действия выполняют при решении некоторых дифференциальных уравнений
Логарифмическая функция и её график
Уравнения и неравенства с логарифмами
ну и давайте что-нибудь посодержательнее:
С геометрической точки зрения это означает, что график функции пересекает график (ось ) в точке .
И, конечно, проверка – подставим в левую часть исходного уравнения:
– в результате получена правая часть, ОК.
Уравнение вида тоже разрешимо из естественных соображений: логарифмы с одинаковыми основаниями равны, если , при этом корни должны быть ТАКИМИ, чтобы для них выполнялись условия . Так, для решения уравнения потенцируем обе части:
, откуда получаем корень , после чего обязательно подставляем его в исходное уравнение: – верное равенство.
А теперь рассмотрим такое уравнение: , где после избавления от логарифмов всё вроде бы хорошо: , однако корнями эти значения не являются, т.к. не входят в область определения логарифмов.
Задание 8
а) Решить графически:
б) Определить количество действительных корней уравнения
в) Почему уравнение мы можем сократить на два, но на два нельзя сокращать правую часть ? Пояснить аналитически и геометрически
г) Вычислить или упростить:
, пожалуй, хватит, а то уже извращение какое-то пошло :)
д) Решить аналитически:
и для особых любителей пример посложнее: .
Определение. Потенцированием называется нахождение чисел (выражения) по заданному логарифму числа (выражения).
Пропотенцировать выражение и найти x .
1) lg x = lg 2 + lg m + lg n
Сумму логарифмов заменим логарифмом произведения:
2) lg x = 5 lg a - 7 lg b
Используем правила, обратные логарифму степени и частного:
lg x = lg a 5 - lg b 7 = ln a 5 b 7
Любые нецензурные комментарии будут удалены, а их авторы занесены в черный список!
Читайте также: