Как сделать портрет на фотоаппарате nikon

Обновлено: 07.07.2024

Какие настройки лучше всего подходят для портретной фотографии? Другими словами, какие настройки вы можете постоянно использовать для создания потрясающих портретов?

В этой статье я расскажу вам все, что вам нужно знать о настройках портретной фотографии. Я расскажу как о портретной съемке при естественном освещении, так и о портретной съемке со вспышкой. И независимо от того, являетесь ли вы новичком в фотографии или опытным профессионалом, эти советы обязательно пригодятся вам.

Лучшие настройки камеры для портретной фотосъемки при естественном освещении

Хотя это не является обязательным требованием, я предлагаю вам начать с ручного режима. Таким образом, у вас будет больше творческого контроля над экспозицией – и, конечно же, вам может потребоваться немного больше времени для съемки ваших изображений, чем при съемке в режиме АВТО, но вы гораздо лучше, чем ваша камера, управляете тем, как будет выглядеть окончательное изображение.

Лучшее значение ISO для портретов

Я рекомендую вам сначала выбрать ISO, в основном потому, что его легко установить и забыть. Для портретной фотографии при естественном освещении ISO почти всегда должен быть базовым параметром вашей камеры (ISO 100, ISO 160 и ISO 200 – три наиболее распространенных базовых значения). Таким образом вы избежите чрезмерного шума и получите изображение максимально возможного качества.


При съемке при слабом освещении вам может потребоваться увеличить ISO, но делайте это аккуратно – увеличивайте ISO только после того, как вы расширили диафрагму и уменьшили выдержку.

Лучшая диафрагма для портретов

Далее я рекомендую вам определиться с идеальной диафрагмой. Не существует универсального подхода; вместо этого вам нужно будет определить, какой фон вам нужен: размытый или резкий.

Если вам нужен размытый фон, используйте диафрагму, например f / 1,4. Но если вы хотите, чтобы фон был в фокусе (или вы надеетесь максимизировать резкость изображения), выберите значение диафрагмы f / 4, f / 5,6 или f / 8.

В целом фотографы-портретисты предпочитают подход с размытым фоном, чтобы отделить объект съемки от фона. Так что, если вам нравится этот стиль, то широкая диафрагма – лучший вариант.

Однако будьте осторожны, не заходите слишком далеко. Вы же не хотите использовать такую малую глубину резкости, чтобы нос вашего объекта был не в фокусе!


Лучшая выдержка для портретов

На этом этапе вы установили ISO, исходя из соображений качества изображения, и вы установили диафрагму, исходя из эстетики.

Итак, что делать дальше? Нужно выбрать выдержку. Вот что вы делаете: просто проверьте экспонометр в камере и отрегулируйте выдержку, пока не получите центральное (т.е. хорошо экспонированное) значение. Затем сделайте пробный снимок и посмотрите на ЖК-экран и гистограмму своей камеры.

Убедитесь, что ваша гистограмма расположена как можно правее, но без засветки. Если изображение слишком темное, увеличьте выдержку.


После того, как вы выберете экспозицию, подумайте о продолжительности выдержки. И спросите себя: достаточно ли этой выдержки для четкого кадра? Не слишком ли? В конце концов, хорошо экспонированное изображение ничего не стоит, если оно получается смазанным.

Общее правило для съемки с рук без смаза – выдержка должна быть обратно пропорциональна двойному фокусному расстоянию вашего объектива. Например, если вы используете объектив 100 мм, вы должны установить максимальную выдержку 1/200 с, чтобы избежать дрожания камеры и размытия изображения. Можно и в два раза длиннее, если у вас крепкие руки, или короче, если позволяют условия освещения.

Из этого правила есть исключения. Если вы используете штатив, у вас есть стабилизация в камере или вы используете объектив со встроенной стабилизацией, тогда вы можете без проблем фотографировать с более длинной выдержкой. Однако, убедитесь, что скорость затвора соответствует этой рекомендации (и всегда делайте один или два пробных снимка, а затем увеличивайте масштаб ЖК-дисплея, чтобы убедиться, что все в резкости).

Кстати, если у вас слишком длинная выдержка, то по мере ее увеличения вам придется либо расширять диафрагму, либо повышать ISO, чтобы компенсировать потерю света. Любой из этих приемов хорошо работает, поэтому вам нужно определить, чем вы готовы пожертвовать – резкостью или качеством.


Лучшие настройки камеры для портретной фотосъемки со вспышкой

Портретная съемка со вспышкой может показаться сложной, но основные настройки на самом деле довольно просты. Обратите внимание, что они обычно остаются неизменными независимо от того, используете ли вы встроенную вспышку, съемную вспышку или студийный стробоскоп. Сейчас я опишу настройки для использования студийного света при съемке портрета без смешивания с естественным светом.

Лучшая выдержка для портретов со вспышкой

При съемке со вспышкой выдержка не имеет большого значения. Просто установите выдержку на скорость синхронизации вспышки, которая обычно составляет 1/200 с (если вы превысите значение скорости синхронизации, вы получите темную полосу, проходящую по краям ваших изображений). Вы можете уменьшить скорость синхронизации, но я обычно рекомендую придерживаться ее на протяжении всей фотосессии.


Лучшая диафрагма для портретов со вспышкой

Диафрагма – это одна из трех переменных, которые вы можете использовать для управления экспозицией портрета со вспышкой (с ISO и мощностью вспышки в качестве двух других). Технически вы можете выбрать диафрагму, исходя из соображений глубины резкости, но чем шире диафрагма, тем меньше мощность вспышки, необходимая для хорошей экспозиции, поэтому вам нужно быть осторожными, чтобы не выйти за эти пределы.

Хорошей отправной точкой является диафрагма f / 8 или около того, но не стесняйтесь регулировать ее в зависимости от ваших эстетических потребностей (или экспозиции).

Лучшее значение ISO для портретов со вспышкой

Как и при портретной съемке при естественном освещении, для оптимального качества изображения следует использовать как можно более низкое значение ISO. Так что установите ISO на базовую опцию вашей камеры и забудьте об этом. Вы можете подумать о повышении ISO, если вам нужно увеличить экспозицию, не меняя значений диафрагмы или мощности света, но в целом ISO должно оставаться неизменным.


Лучшая мощность вспышки для съемки портрета

При работе со вспышкой вам придется иметь дело с еще одной переменной: мощность вспышки. Вы можете менять значения мощности вашего стробоскопа для достижения правильной экспозиции при съемке портретов. Поэтому сначала определите выдержку, диафрагму и ISO. Затем отрегулируйте мощность строба, пока не получите хороший результат.

Еще один совет по настройке портрета



Лучшие настройки камеры для портретной фотографии: заключение

Что ж, теперь вы должны точно знать, какие настройки использовать для красивых портретных фотографий. А немного потренировавшись, вы станете профессионалом в съемке портретов. Так что отправляйтесь на съемку со своей камерой. Повеселитесь. И попрактикуйтесь в экспозиции!

  • Перевод статьи: Олеся Залевская
  • Фото в материале: Крейг Бекта
  • Фото обложки: Виталий Шохан

Рекомендуемое

Почему нельзя фотографировать спящих людей и другие предрассудки фотографов

Почему нельзя фотографировать спящих людей и другие предрассудки фотографов

Творческие порывы фотографа могут быть ограничены не только его собственной фантазией, но и общественными нормами. Какие из них реальные, а какие мнимые, читайте в статье.

рубрика: Совет 29.01.2018

Зимняя свадебная съемка на Минском море: фотоотчет

Зимняя свадебная съемка на Минском море: фотоотчет

10 февраля на Минском море прошел воркшоп по свадебной съемке, организованный фотошколой в рамках мастер-класса свадебного фотографа Артура Шах-Гусейнова. О том, как это было, в нашем фотоотчете.

рубрика: Обучение Фотоотчет 01.03.2018

15 самых дорогих фотографий мира стоимостью более 1 миллиона долларов (18+)

15 самых дорогих фотографий мира стоимостью более 1 миллиона долларов (18+)

Мы подобрали 15 фотографий, за которые люди готовы на аукционе отдать более миллиона долларов. В чем их фишка, судите сами.

рубрика: Вдохновение 16.03.2018

5 способов создания фона с эффектом кручения

5 способов создания фона с эффектом кручения

Как закрутить фон на фотографии и отделить основной объект кадра от фона? В статье мы поделимся пятью способами создания крутого фона с эффектом кручения – пользуйтесь!

рубрика: Инструкция Совет 25.03.2018

Разбор 120 фотографий от профессионального фотографа и преподавателя фотошколы: часть 1.

Разбор 120 фотографий от профессионального фотографа и преподавателя фотошколы: часть 1.

Можно учиться фотографии самостоятельно. Но критика и советы от профи могут помочь быстрее найти свои ошибки и больше их не допускать. О том, как наши преподаватели поддерживают учеников не только на занятиях, но и онлайн, смотрите в нашем материале.

рубрика: Обучение 31.07.2018

рубрика: Фотопроект 02.08.2018

Как фотографу начать снимать за границей?

Как фотографу начать снимать за границей?

Мечтаете снимать за границей, но не знаете, как осуществить мечту? Читайте статью, в которой есть все пути к съемкам в мировых столицах и самых живописных точках земного шара.

рубрика: Совет 16.05.2019

Фотографка Хейли Робертс показала, как фотошоп помогает ей убегать от реальности (20 фотоколлажей)

Фотографка Хейли Робертс показала, как фотошоп помогает ей убегать от реальности (20 фотоколлажей)

Творческая фотография и приемы фотоколлажирования иногда приводят к сказочным результатам! Смотрите сами!

рубрика: Вдохновение 14.07.2021

Как фотографировать интерьер для сайта, каталога или объявления об аренде / продаже недвижимости?

Как фотографировать интерьер для сайта, каталога или объявления об аренде / продаже недвижимости?

Подробно разберем, на что нужно делать акцент в интерьерной съемке для различных целей, как готовить интерьер к съемке, какую технику выбирать и какие правила нужно соблюдать при съемке интерьеров.

рубрика: Вдохновение Обучение 15.08.2021

В июне-2021 мы совершили тур по самым красивым уголкам Турции и отсняли тысячи сумасшедше красивых кадров!

рубрика: Фототур 30.09.2021

Разделы сайта
Контакты

пр-т Машерова, 11

Подпишитесь на рассылку новостей

Спасибо за то, что Вы с нами!

Проверьте Вашу почту (включая вкладки "промоакции" и "спам" и подвердите подписку :)

Мы в социальных сетях


Все права защищены © 2019

Подписаться на рассылку

Мы обещаем присылать Вам только самые интересные и полезные материалы не чаще двух раз в неделю.

Спасибо за заявку!

Наш администратор свяжется с Вами в ближайшее время.А пока держите подарок – рецепт 7 волшебных кадров!

Заявка на подарок

Спасибо!

Ваш подарок ждет Вас на почте, только подвердите подписку :)

До получения подарка остался 1 клик!

Проверьте свою почту и подтвердите подписку по ссылке в письме. Это нужно для того, чтобы Ваш адрес не попал в нашу базу по ошибке.

Подобрать курс

Мы с удовольствием ответим на все интересующие вас вопросы и поможем подобрать подходящий курс.

Форма успешно отправлена

Скоро мы с Вами свяжемся

Форма успешно отправлена

Скоро мы с Вами свяжемся

Ваша заявка отправлена.

Мы скоро свяжемся с вами!

В процессе обработки формы что-то поломалось.

Просим прощения за временные неудобства!

Политика конфиденциальности

Администрация Сайта с уважением относится к правам посетителей Сайта. Мы безоговорочно признаем важность конфиденциальности личной информации посетителей нашего Сайта. Данная страница содержит сведения о том, какую информацию мы получаем и собираем, когда Вы пользуетесь Сайтом. Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам личной информации. Настоящая Политика конфиденциальности распространяется только на Сайт и на информацию, собираемую этим сайтом и через его посредство. Она не распространяется ни на какие другие сайты и не применима к веб-сайтам третьих лиц, с которых могут делаться ссылки на Сайт.

Автоматически собираемая информация, не относящаяся к персональным данным

Иногда мы можем собирать информацию о Вас, не относящуюся к Персональным данным. Примерами такого рода информации могут служить тип используемого Вами веб-браузера, тип операционной системы, а также доменное имя сайта, посредством ссылки с которого Вы попали на наш Сайт. Сведения, которые мы получаем на Сайте, могут быть использованы для того, чтобы облегчить Вам пользование Сайтом, включая, но не ограничиваясь: организация Сайта наиболее удобным для пользователей способом; предоставление возможности подписаться на почтовую рассылку по специальным предложениям и темам, если Вы хотите получать такие уведомления; Сайт собирает персональные данные (далее Персональные данные), которые Вы предоставляете добровольно при заказе телефонного звонка либо размещении заказа на Сайте. Понятие персональные данные в данном случае включают информацию, которая определяет Вас как конкретное лицо, например, Ваше имя, номер телефона. Сайт не будет собирать данные, позволяющие идентифицировать Вашу личность (такие, например, как Ваша фамилия, адрес, номер телефона, адрес электронной почты), если Вы сами добровольно не предоставите нам такие данные. В случае предоставления Вами Сайту Персональных данных, будет хранить такую информацию о Вас только для связи с Вами. Кроме того, мы используем стандартные журналы учета веб-сервера для подсчета количества посетителей и оценки технических возможностей нашего Сайта. Мы используем эту информацию для того, чтобы определить, сколько человек посещает Сайт и организовать страницы наиболее удобным для пользователей способом, обеспечить соответствие Сайта используемым браузерам, и сделать содержание наших страниц максимально полезным для наших посетителей. Мы записываем сведения по перемещениям на Сайте, но не об отдельных посетителях Сайта, так что никакая конкретная информация относительно Вас лично не будет сохраняться или использоваться Администрацией Сайта без Вашего согласия.

Совместное использование информации

Администрация Сайта ни при каких обстоятельствах не продает и не отдает в пользование Вашу личную информацию, каким бы то ни было третьим сторонам. Мы также не раскрываем предоставленную Вами личную информацию за исключением случаев предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Отказ от ответственности

Помните, передача информации личного характера при посещении сторонних сайтов, включая сайты компаний-партнеров, даже если веб-сайт содержит ссылку на Сайт или на Сайте есть ссылка на эти веб-сайты, не подпадает под действия данного документа. Администрация Сайта не несет ответственности за действия других веб-сайтов. Процесс сбора и передачи информации личного характера при посещении этих сайтов регламентируется документом Защита информации личного характера или аналогичным, расположенном на сайтах этих компаний.

Контактная информация

Изменения на Сайте

Мы оставляем за собой право в любое время и без уведомления закрыть или изменить любую услугу на Сайте.

Правила использования материалов сайта

Авторские права

Условия использования материалов сайта

При использовании материалов необходимо указать ссылку на Правообладателя материалов, как на источник материалов следующим образом:

Использование материалов физическими лицами в некоммерческих целях

Использование материалов юридическими лицами в коммерческих целях

Не допускается копирование, распространение, передача третьим лицам, опубликование или иное использование в коммерческих целях материалов сайта без получения письменного разрешения фотошколы BLENDA или другого законного владельца интеллектуальных прав.

По всем вопросам получения согласия на использование материалов сайта просьба обращаться:

Какой объектив и какие настройки камеры выбрать для съёмки портрета? Новичка эти вопросы могут поставить в тупик. Сейчас мы это исправим.

В этой статье я рассмотрю основные настройки камеры и параметры объективов, которые необходимо знать для съёмки портретов.

Девушка в розовом балетном платье танцует в темном подъезде - Как настроить камеру для съёмки портретов?

Какой выбрать объектив?

Многие считают, что самое важное в съёмке портрета — это марка и модель камеры. На самом деле от объектива внешний вид портрета зависит гораздо больше.

Выбор объектива для портретной съёмки — дело чисто субъективное. Только от придуманного тобой образа зависит, с чем ты будешь работать — с телеобъективом, фиксом или даже широкоугольным объективом.

Для съёмки классического портрета с равномерно размытым фоном и красивым боке, можно использовать телеобъектив. В помещении выбирай фикс с фокусным расстоянием 50 или 85 мм. Эти же объективы подойдут для случаев, когда фон тоже должен стать составляющей образа.

Нужен более динамичный и нестандартный эффект — пробуй снимать на широкоугольный объектив. При этом помни об искажениях《шириков》— они наиболее заметны ближе к краям кадра. Поэтому компоновать кадр лучше так, чтоб модель была ближе к центру:

Девушка в белом на шпагате - как настроить камеру для съемки портретов?

Какой выбрать режим съёмки?

Если ручной режим ещё пугает, выбирай режим приоритета диафрагмы. Он позволит контролировать диафрагму, а остальные параметры экспозиции камера настроит сама.

Управляя диафрагмой, можно работать с малой глубиной резкости. Снимая портреты на открытом воздухе, проблем с освещением возникнуть не должно, поэтому выдержка будет не так важна как диафрагма.

При съёмке же в помещении или в условиях низкой освещенности, используй штатив и режим приоритета диафрагмы, либо переключиться на режим приоритета выдержки.

Не забывай проверять фокусировку, чтобы быть уверенным, что объект съёмки в фокусе.

Какое выбрать значение диафрагмы?

Оптимальной для портретов является диафрагма от f/2.8 и шире. Такие значения диафрагмы дают малую глубину резкости.

Использование малой глубины резкости направляет взгляд зрителя. Она размывает всё, кроме точки фокусировки. Негласное правило говорит о том, что на портрете это всегда должен быть ближайший к камере глаз модели.

Если остальная часть лица будет слегка не в фокусе, это поможет выделить глаза модели. Такой приём помогает создать связь между моделью на фото и зрителем.

Если хочешь получить оба глаза в фокусе, попроси модель повернуться лицом к камере — так оба глаза будут примерно на равном расстоянии от объектива и будут в фокусе.

Снимая пару или групповой портрет, немного прикрой диафрагму, например, до f/5.6 — так все люди на фото будут в фокусе.

Портрет семьи из 4 человек, улыбающихся и держащихся за руки во время прогулки

Какую выбрать выдержку?

В хорошо освещённом месте можно не думать о выдержке. Для исключения влияния на фото дрожания рук достаточно будет выдержки в 1/100 сек. Снимая со вспышкой можно использовать и более короткую выдержку.

Какой выбрать режим замера экспозиции для съёмки портрета?

Для портретной съёмки лучше всего подходит точечный режим замера. Он даёт полный контроль над тем, какая область кадра должна быть правильно проэкспонирована.

Снимая без вспышки, замер проводи по лицу модели. Со вспышкой же замер экспозиции нужно делать по фону, а вспышка уже подсветит лицо модели.

Какое выбрать значение ISO?

Более высокие значения ISO всегда увеличивают зернистость. Поэтому при съёмке стоит выбирать минимальное из доступных значений ISO. Идеально оставаться в пределах ISO 100 или 200, но при необходимости можно увеличить ISO и до 800. Современные камеры вполне прилично справляются с шумами на таких значениях ISO.

Вывод

Портретная фотография может быть невероятно разнообразной и предполагает экспериментирование. Вариантов настроек для съёмки портретов может быть множество. И они могут кардинально отличаться.

Эксперимент и импровизация — ключ к поиску своего стиля. Но основные настройки и рекомендации, приведенные выше, помогут правильно начать создание своих портретных фотографий.

Причина не резких фотографий в Nikon

Почему же фотографии не резкие

Может быть несколько причин нерезких и слегка замыленных фотографий. Многие фотографы любители грешат на свое неумение снимать, но как правило умение тут не причем.

1. Неточная автофокусировка

На самом деле резкие фото могут не получатся по причине постоянных промахов автофокуса (иногда конечно же причина может быть и в кривых руках фотографа, но обычно в любительских камерах стоит такой вид автофокусировки, что промахивается он не редко). Система автофокусировки в режим е AUTO самостоятельно выбирает точки для фокусировки, и они не всегда совпадают с тем, как кадр видит фотограф.

Я обычно не использую автоматический режим, а снимаю при дневном освещении в режиме A, а в настройках автофокуса стоит режим зоны “Одна точка”. При съемке я в начале фокусируюсь на объекте (очень часто это лицо, при этом наводить фокус нужно на контрастную часть объекта, на лице это может быть на глаз например, или губы) после чего я кадрирую снимок как мне угодно и спускаю затвор.

Еще один важный момент относительно фокусировки. Если вы хотите больше попадать в фокус, то вам необходимо понять теория фокусировки. Просто говоря правильное расстояние от камеры до объекта является залогом резких снимков, поэтому после наведения автофокуса ни в коем случае не отдаляйтесь и не приближайтесь к объекту съемки .

Советы по наведению фокуса:

  1. Используйте режим зоны автофокуса “Одна точка”.
  2. Наводите фокус на контрастную часть объекта (чтобы автофокус смог зацепится за нужный объект) после чего можно повернуть камеру в то положение, в котором вы хотели сделать кадр.
  3. После наведения автофокуса (обычно подтверждается звуковым сигналом “Бип”) не смещайтесь к объекту ближе или дальше.

Ниже пример фотографии, в которой фокус где-то перед лицом малыша. В кропе 100% (нижнее фото) очень хорошо видно, что лицо и глаза ребенка не в фокусе и снимок кажется размытым.

bad-focus-1

bad-focus

Неточный автофокус. Кроп 100%

Сбой работы камеры или объектива при фокусировке

Лично у меня был случай после покупки камеры Nikon d90, когда камера наводила фокус перед объектом съемки. К примеру, лицо на снимках оказывалось размытым. Слава Богу эту проблему я решил при помощи специальной программы для сервисных центров (все делала на свой страх и риск, и мне повезло=)). Подобные проблемы бывают как у камер, так и у объективов. Чтобы обнаружить данную проблему нужно сделать тестовые снимки специальной мишени, если там обнаружен сбой автофокусировки (фронтфокус – перед объектом, бекфокус – за объектом), то делаем еще следующее. Чтобы узнать сбоит камера или объектив делаем пробный кадр в режиме live view, если в этом режиме все хорошо, то проблема в камере, если же в этом режиме есть неточности в автофокусировке, то проблема в объективе.

А вот как выглядит бэкфокус на специальной мишени. В зоне резкости должен быть ноль, а по факту отметки которые дальше.

Пример бэкфокуса

2. Низкое качество объектива

3. Высокое ISO и шевеленка

Так же не стоит забывать про такой фактор как высокое значение ISO. При высоких ISO (для большинства камер это 1000 и выше), изображение снимков заметно замыливается. Что бы этого избежать, нужно в помещении почти всегда снимать со вспышкой. На улице так же желательно настраивать камеру так, что бы показатели ISO были максимально низкими от 100 и до 800. Но при съемке без вспышки появляется еще одна проблема — шевеленка. Шевеленка появляется на длинных выдержках, грубо говоря длиннее 1/200 (1/100, 1/80, 1/60 и т.д.). Для поддержания выдержки на коротком уровне иногда приходится поднимать ISO, поэтому в данной ситуации задача фотографа либо сбалансировать снимки, либо включить Auto режим .

Вот пример снимка с высоким ISO. Дабы не было шевеленки из-за длинной выдержки, мне пришлось в пасмурную погоду увеличить ISO до 1250. Конечно же как результат я получил уменьшение детализации снимка (смотреть ниже кроп 100%), как результат фото не смазано.

high-ISO

Фото с высоким ISO - 1250 crop 100%

Фото с высоким ISO – 1250

А вот как меняется детализация снимка с различными значениями ISO

Для увеличения кликните на изображение.

Снижение детализации снимка из-за высоких значений ISO

Как выжать из китового объектива больше качества

Как я уже писал, даже китовые объективы обладают приличной детализацией. Если вы хотите увидеть на снимке каждую ресничку, то для этого сделайте портрет, на котором лицо будет занимать треть или четверть кадра, если фокус будет наведен точно, то все должно получится. Снимая же общие фотографии получить детализацию мелких объектов сложно.

Также не ленитесь обрабатывать свои фотографии в специальных программах на подобии Lightroom, смотрите тут инструкцию по несложной обработке. Подобные программы позволяют частично увеличить резкость снимков, снизить шумы матрицы, и доработать массу других недочетов, которые есть почти в каждой фотографии.

Более кардинальным решением проблемы нерезких снимков в любительски камерах Nikon (Nikon d5100, d5200 или d3100, d3200) будет покупка объектива с фиксированным фокусным расстоянием, на рынке хватает недорогих и неплохих моделей, они так же отличаются хорошей светосилой f1.8, 2.0, 2.8. Например можно купить как широкоугольный объектив 24mm так и объектив со средней дальностью 35 или 50mm, бывают и дальнобойные объективы фиксы, но для повседневной съемки любительской камерой лучше не покупать больше 35 или 50mm.

Портрет — один из самых сложных и популярных жанров в фотографии. Это способ передать эмоции человека, выразить чувства, показать статус, позволить сыграть роль. За каждым хорошим портретом — сотни совершённых ошибок, часы обучения и десятки фотосессий. В портрете важно все, выделить какой-то особый критерий попросту невозможно. Но есть определённые азы, которых стоит придерживаться начинающему фотографу. О них и пойдёт речь далее.


Существует мнение, что хороший портрет можно снять только на профессиональную камеру, но это верно где-то на 90%. На самом деле даже неопытный пользователь вполне может обойтись без сверхсветосильных объективов с апертурой f/1.2 или пяти внешних вспышек с десятком отражателей, и при этом создавать превосходные портреты. Впрочем, на древнюю мыльницу тоже особо не поснимаешь — результат упирается в правильные настройки камеры, а у большинства мыльниц их попросту нет.

Что нужно для съёмки портретов?

В качестве примера в этой статье мы используем зеркальный фотоаппарат с матрицей APS-C, китовый объектив или светосильный фикс начального уровня. Зеркальные фотоаппараты, как правило, комплектуются китовыми объективами с фокусным расстоянием 18–55 мм, 18–105 мм или 18–135 мм и светосилой f/3.5 – f/5.6. Такого объектива за глаза хватит для домашних фото, но если вы хотите большего, то стоит присмотреться к фиксам.

Ещё одним бестселлером среди любителей портретной съёмки является модель с фокусным расстоянием на 35 мм. Его фокусное расстояние позволит фотографировать как дома так и в помещении, но в тоже время искажения будут на приемлемом уровне, а размытие фона на достаточно высоком. Как и в случае с полтинником, новичку лучше всего присмотреться к модели со светосилой в f/1.8.

Позаботившись об объективе, не забудьте о внешней вспышке. Касательно встроенной в фотоаппарат можно сказать одно — забудьте о ней. Даже недорогая модель внешней вспышки от китайского производителя может оказаться лучшим решением. В первую очередь во вспышке вас должны волновать три вещи: поворотная головка, возможность ручной настройки мощности и, желательно, встроенный рефлетор. Также стоит позаботиться о совместимости вспышки с фотоаппаратом.

Для лучшего результата можно порекомендовать присмотреться к студийным рефлеторам. Вас должны интересовать как минимум две модели: серебристый и золотистый. Размер тоже имеет значение, но для начала вполне подойдут модели с радиусом 90 или 110 см. В чем-то работа с рефлетором похожа на работу со вспышкой. Но при этом рефлетор не излучает свет, а просто его отражает. Так, серебристая модель будет передавать естественный дневной свет, а золотистая — тёплый, как при закате.

Что нужно знать о китовых объективах. Фокусное расстояние 18 мм f/3.5 хуже, чем 55 мм f/5.6. Связанно это с глубиной резкости — у параметра на 55 мм она будет заметно выше. Плюс, как уже говорилось выше, чем ближе по фокусным к 70-115 мм, тем меньше искажение лица. К большому сожалению, китовый объектив вряд-ли сможет обеспечить приемлемое размытие фона, поскольку его светосила недостаточна. Чтобы хорошо размыть фон понадобится светосильная оптика. Минимум — f/2.8. Самое красивое размытие фона даёт фикс, ведь в его конструкции не предусмотрено смещение линз, поэтому идеально подогнанная на заводе схема всегда даёт максимальный результат.

Ошибки, которые допускают при съёмке портрета

Ниже мы рассмотрим несколько наиболее популярных ошибок, которые с тех или иных причин допускают практически все молодые фотографы.

Первая ошибка — съёмка в упор

Чтобы понять на каком расстоянии фотографировать, нужно найти причину всех бед, а виной является перспектива, которая искажает лицо модели. Чем ближе вы снимаете портрет, тем более выраженным будет эффект искажения.

Фотографируя, старайтесь отходить от модели на максимально возможное расстояние и используйте оптический зум (если таковой имеется). Но не нужно отбегать на 15–20 метров, оптимальное расстояние будет в пределах 1.5–2.5 метра. Некоторые фотографы, чтобы добиться минимальных искажений, отходят дальше, а после кадрируют фотографию в фоторедакторе. Но в таком случае вы рискуете потерять в разрешении снимка.


Серия фотографий Стивена Иствуда наглядно демонстрирует, как именно меняется лицо на фотографии в зависимости от фокусного расстояния объектива

Вторая ошибка — неправильно выбранное время


Внешняя вспышка или рефлектор позволят осветить модель
даже если фон излишне яркий

Лучшим временем для съёмки портрета считаются предзакатные часы — за 2 часа до заката. В это время свет становится мягче, лучи падают под более настильным углом. К тому же вы сможете снимать против солнца.

Не забывайте, что важным атрибутом для съёмки в солнечную погоду является бленда. Не вдаваясь в сложные технические нюансы, можно сказать, что с её помощью фото может сделать более контрастным. Впрочем, при съёмке против солнца бленда становится абсолютно бесполезной.

Третья ошибка — пренебрежение фоном


Правильно подобранный фон или эффект боке позволяют
выделить фотографию

Новички часто не используют преимущества живого природного фона. Использование однотонного, серого, белого или другого искусственного фона вообще редко практикуется. Он слишком однообразен и скучен, используется преимущественно в студии.

Лучше всего для фона подходят листья деревьев, природные пейзажи, горы, поля рапса, узнаваемая по силуэту архитектура и т.д. Пробуйте, экспериментируйте, в первую очередь определитесь, что именно вам нужно: замылить фон или оставить едва различимую загадку для домыслов. Если требуется фон всё-таки выделить, то вам как фотографу нужно проследить, чтобы лицо модели не было темнее фона. Если источник света находится за спиною модели, то лучше использовать вспышку или рефлетор.

Немаловажным элементом фона является боке (часть фотографии, оказавшаяся не в фокусе). Но этот эффект сильно зависит от используемой оптики, от света, угла под которым он падает, количества его источников и их яркости. Если вы хотите получить красивое боке, то выбирайте место где много переходов от светлого к тёмному, старайтесь сделать так, чтобы источников света было как можно больше и чтобы они находились за спиной модели. Листья, сквозь которые пробираются лучи света, идеально справятся с этой задачей. Также можно попробовать летящие капли воды, огни ночного города, гирлянду и пр. Главная задача — не допустить, чтобы лицо модели было слишком тёмным, иначе фон перетянет внимание на себя.

Четвёртая ошибка — беспорядочное расположение модели


Использование правила золотого сечения при съёмке портретов

Нельзя просто взять и бездумно расставить модели там, где вам захотелось. Исключения бывают, но правило золотого сечения никто не отменял, а в портрете оно работает в полной мере.

Вы должны мысленно начертить четыре линии, которые имеют четыре точки пересечения (см. на рисунок справа). Когда вы снимаете поясной или ростовой портрет, то лицо модели желательно поставить так, чтобы оно находилось в одной из верхних точек.

Снимая лицевой портрет старайтесь разместить глаза так, чтобы они если не соприкасались с одной из верхних точек, то как минимум находились на расстоянии равном её диаметру. Это правило не гарантирует качественных снимков, но оно научит акцентировать внимание на нужных деталях. Есть ещё одно правило: не позволяйте носу модели выходили за овал лица. Нос не должен соприкасаться с фоном, он должен быть частью лица, как глаза или губы. Старайтесь не снимать слишком высоко или слишком низко от лица модели, вы должны быть примерно на его уровне.

Важна также и правильная расстановка. Если модель смотрит вправо, то лицо лучше расположить слева на снимке, если вниз — сверху.

Ошибка кадрирования


Пример правильного кадрирования кадра

Наверняка вы иногда встречаете фотографии, на которых у модели неестественно обрезаны руки, лоб некрасиво высоко или слишком длинный торс. В любом случае вам стоит обратить внимание на этот нюанс. На самом деле обрезать лишнее детали можно, важно лишь знать как это делать правильно. Например, нельзя обрезать на стыке конечностей (колено, локоть), но можно выше или ниже их. Нельзя кадрировать слишком отдалённо от плеч и лба.

Но даже научившись правильно кадрировать кадр, нужно знать как подать модель на фотографии, подсказывать ей, в какую позу стать, куда отвести взгляд, какую эмоцию показать. Модель не видит себя со стороны. Немаловажным будет и то, с какой позиции вы будите делать снимок, попробуйте представить снимок у себя в голове.

В заключение хочется сказать, что портрет учит терпимости. Все вышеописанное — только базовые советы, которые нужно знать каждому начинающему фотографу. Но это не аксиомы, не брезгуйте экспериментировать. Пробуйте, смотрите работы других фотографов, учитесь не только на своих ошибках, но и путём исследования нового. Вы удивитесь, насколько портрет может быть разносторонним, и как фотограф одним снимком может прыгнуть на целую голову выше. Если вам кажется, что у вас не получается, помните — вся магия в практике, и чем её больше, тем лучше будут ваши фотографии!

Как выбрать фотокамеру: определимся с типом
При выборе нужно учесть несколько глобальных факторов, прежде чем сравнивать конкретные модели.

Советы начинающему фотографу: что нужно знать о камере
Краткий список наиболее важный советов начинающему фотографу о камере и аксессуарах к ней.

Пять надежных и быстрых карт памяти SD
Пятерка хороших карт емкостью 32 ГБ для видеокамер, зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов.

Смартфон вместо камеры: ТОП-5 камерофонов
Мы выбрали пять смартфонов с продвинутой оптикой, которые могут заменить собой привычный фотоаппарат.

Читайте также: