Как сделать понятийный аппарат

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Чтобы не вводить читателя в заблуждение, в самом начале этого произведения сделаю оговорку по поводу того, что на сегодняшний день никто не знает достаточно хорошо, как устроен механизм, формирующий сознание и понятие. Много существует умозрительных предположений и исследований самых разных научных направлений, но обобщающей теории нет. Умозрение – умение видеть умом – доступно не каждому человеку, поскольку уже предполагает способность к глубокому мышлению. Мышление же – ассоциативный процесс, где сцепленные между собой понятия овладевают вниманием не единовременно – все сразу, а последовательно, следуя одно за другим.

Я хочу поделиться с читателем простой умозрительной схемой возникновения понятийного аппарата в мозге человека, которая кое-что объясняет, но далеко не всё. Классиками марксизма-ленинизма давно обозначен путь познания. Оно осуществляется отражением действительности в сознании, обобщением этого отражения и переходом к практической деятельности. С такой научной логикой не поспоришь. Однако же в жизни конкретного человека все эти движения происходят одновременно. Только что родившийся малыш осваивает окружающий его мир сразу и действием, и формированием ассоциативных связей (понятий), и непосредственным восприятием (ощущением) его.

Понятно, что сознание и мышление, образуются на материальной основе – безусловных и условных рефлексах. Об этом говорил академик И.П. Павлов. Следовательно, и сознание, и мышление – материальные феномены. Но не надо передёргивать, полагая, что сама мысль материальна. Будучи материальным феноменом, сознание нематериально. Мозг не выделяет мысль как поджелудочная железа пищеварительные ферменты. С таким архаичным представлением о мышлении человечество разделалось раз и навсегда, хотя некоторые чудаковатые люди продолжают в это верить.

Мною предлагается простая умозрительная (но не спекулятивная) схема механизма образования понятий. С момента начала новой жизни, благодаря очень сильному эмоциональному, иному контакту матери и её ребёнка, сразу формируется абстрактный (отвлечённый) уровень восприятия (понимания) окружающего мира. Это по аналогии можно сравнить с форматированием жёсткого диска компьютера и выстраиванием файловой системы, где каждое понятие подвергается первичному кодированию, то есть обозначению. Можно представить себе и другую аналогию на примере строительства сот пчёлами для предстоящего мёдосбора. Пусть читатель сохранит в себе некоторый уровень критичности по отношению к тому, о чём я говорю. Всякая аналогия хороша тем, что проста и понятна, но и опасна, поскольку рискованна.

Любое исследование, открытие, размышление начинается с удивления, недоумения вопроса. Сегодняшняя изменчивая жизнь богата вопросами, на которые надо найти ответы, возникающими проблемами, которые могут помочь с определением темы исследования.

Условно этапы конструирования логики исследования можно разделить на 3 этапа. Так, В.И.Загвязинский, Р.Атаханов выделяют такие этапы как подготовительный ( методологический), основной ( собственно проведение исследования), и заключительный ( оформительский). Именно на подготовительном этапе важно грамотно сформулировать понятийный (методологический) аппарат исследования, а именно определить направление, сферу исследования, формулировать гипотезу, поставить цели и задач исследования, определить методы исследования.

Именно работа на подготовительном этапе определяет направление исследования, а грамотная формулировка основных понятий, цели и задач исследования позволяет более четко построить план проведения исследования. Зачастую на этом этапе у педагогов и детей, которые впервые начинают исследовательскую деятельность, возникают трудности в грамотном определении и формулировке методологического аппарата. Для того, чтобы грамотно сформулировать понятийный аппарат исследования, необходимо разобраться в самих определениях проблемы, гипотезы, цели, задачах и подобрать для их решения методы.

Данные методические рекомендации включают не только определения понятий, но и примеры формулировки методологического аппарата исследования.

Что же входит в понятийный аппарат научного исследования? Это такие понятия как проблема, аспект, актуальность исследования, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методика, практическая значимость, новизна исследования.

Любое исследование начинается с определения проблемы, которая стоит либо перед конкретным ребенком, либо перед обществом в целом.

Проблема (от греч. problema — задача) сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов( большая советская энциклопедия):

  • это вопрос, противоречащий существующим знаниям в данной науке
  • это неизвестное в науке, в практике то, что предстоит понять, открыть, доказать.
  • это противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов. В связи с этим научная проблема - это противоречивая ситуация, требующая разрешения.

Проблема исследования может быть сформулирована в результате анализа научной литературы. Если удается определить, какие теоретические положения и практические рекомендации уже наработаны в интересующей области знания и смежных науках, то удастся определить и проблему исследования. Обычно проблема раскрывает лишь часть темы, существенные и недостаточно изученные вопросы.

Проблему часто отождествляют с вопросом. В основном это верно. Каждая проблема - это вопрос. Но не каждый вопрос - это проблема. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема - это противоречивая ситуация, требующая разрешения

Например если рассмотреть проблему в межличностных отношениях , то можно рассмотреть такие вопросы как: почему возникают трудности во взаимоотношении детей и взрослых, во взаимоотношениях среди сверстников, от чего зависят налаживание хороших взаимоотношений в коллективе и т.д.

Сформулировать проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно, и что еще пока не известно о предмете исследования.

Заключенное в проблеме противоречие отражает тема, ее формулировка одновременно уточняет проблему. Вытекающие из проблем темы должны быть более конкретизированными. Формулируя тему, автор размышляет над тем, как назвать научную работу.

Научная новизна.

Как уже отмечалось, целью проведения исследования является получение нового для общества знания. Следует отметить, что, когда речь идет о исследовательской деятельности школьников, то новизна результатов может иметь субъективный характер и определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю.

Как выбрать тему исследования?

Аспект (лат. aspectus - взгляд) точка зрения, с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, проблема, перспектива. Например: социокультурный, психологический, правовой онтогенетический (детская речь), коммуникативный, риторический, физиологический и т.д.

Основным критерием выбора проблемы для исследования является ее актуальность, т.е. формулировка того, почему данную проблему необходимо в настоящее время изучать.

Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи.

Исследователю надо доказать, что именно данная проблема должна быть исследована в настоящий момент, что именно она самая насущная, показать, как другие исследователи (ученые и практики) работают над этой проблемой, раскрыть суть проблемной ситуации. Освещение актуальности не должно быть многословным, но достаточно убедительным.

Из чего следует и из чего не следует исходить при раскрытии актуальности темы исследования? Можно назвать два основных направления ее характеристики:

1. Не изученность выбранной темы: исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела

2. Возможность решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.

3. Как выдвигать гипотезы?

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
б) она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Пример: Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения, рост табакозозависимости подростков Гипотеза: мы предполагаем, что табакокурение влияет не только на состояние дыхательной системы, но и снижает умственную работоспособность школьников.

Что такое предмет и объект исследования?

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, то, что существует вне нас, независимо от нашего сознания и является предметом познания

Объектом исследования может являться явление, процесс, сфера действительности - непосредственные носители проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность.

При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет - это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

А) Проблема шум в школе во время перемен и здоровье учителей. Цель изучить влияние школьных шумов на учителей и их воздействие на поведение учителей. Объект: поведение учителей в педагогической деятельности. Предмет исследования: восприятие школьных шумов учителями и их воздействие на поведение в педагогической деятельности.

Б) Объект исследования: межличностное общение. Предмет исследования: роль и функции визуальных знаков внешнего облика в общении .

В) Объект исследования: моральные суждения школьников различного возраста, высказанные. Предмет исследования: динамика устойчивости моральных суждений школьников в возрастном плане (возрастная устойчивость) и в ситуации психологического "давления" взрослых и сверстников (ситуативная устойчивость)"

Другой подход к определению объекта и предмета исследования предполагает объект определять через испытуемых, а предмет - через то, что у них изучается.

Например : объект- учащиеся 15-16 лет, тогда предмет- профессиональная ориентация школьников.

Как сформулировать цель и задачи исследования?

Цель - это будущий предполагаемый результат, который мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Цель – отвечает на вопрос:

Что мы хотим узнать? Это то, что мы хотим получить при проведении исследования, образ будущего, предполагаемый результат

Примеры:

Вариант 1.

Гипотеза: магнитные бури негативно влияют на здоровье, а именно на успеваемость школьников, психоэмоциональное и физиологическое состояние школьников

Цель исследования: изучить влияние магнитных бурь на успеваемость, психоэмоциональное и физиологиеческое состояние школьников 15 лет

Объект исследования: школьники 15 лет

Предмет исследования: успеваемость, психоэмоциональное и физиологическое состояние школьников

Вариант 2.

Гипотеза: применение специального комплекса упражнений будет способствовать улучшению психоэмоционального и физиологического состояния организма людей во время магнитных бурь.

Цель исследования: изучить влияние магнитных бурь и выяснить эффективность применения специального комплекса упражнений для профилактики и коррекции неблагоприятного состояния организма у лиц 40 – 55 лет во время магнитных бурь.

Объект исследования: процесс изменения психоэмоционального состояния и физиологическое состояние сердечнососудистой системы людей 40-55 лет.

Предмет исследования: комплекс специальных упражнений для профилактики неблагоприятного психоэмоционального состояния у людей во время магнитных бурь

Задачи исследования - это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.Задачи должны конкретизировать поставленную цель. Формулировка задач отвечает на вопрос: Что надо сделать для достижения цели? Глаголы, часто используемые при постановке целей и задач: исследовать, изучить, сравнить, выявить, выяснить, оценить, выбрать, проверить, определить, провести, обосновать, проанализировать, показать, раскрыть, рассмотреть, разработать, создать, дать рекомендации и т.д.

Цель исследования: изучить влияние магнитных бурь и выяснить эффективность применения специального комплекса упражнений для профилактики и коррекции неблагоприятного состояния организма у лиц 40 – 55 лет и школьников 16 лет во время магнитных бурь.

  1. Выявить психо-эмоциональное состояние у лиц 40 55 лет и школьников 16 лет до и во время магнитных бурь.
  2. Выяснить особенности физиологического состояния организма у лиц 40 – 55 лет и школьников 16 лет до и во время магнитных бурь.
  3. Подобрать комплекс мероприятий для профилактики и коррекции неблагоприятного психофизического состояния во время магнитных бурь на основе изучения специальной литературы по данной теме.
  4. В условиях эксперимента апробировать выбранный комплекс упражнений по профилактике и коррекции неблагоприятного состояния организма во время магнитных бурь у обеих групп.
  5. Сравнить психоэмоциональное состояние и физиологическое состояние сердечнососудистой системы у двух групп до и после эксперимента и выявить его эффективность.
  6. Разработать практические рекомендации для профилактики неблагоприятного влияния магнитных бурь на состояние здоровья организма.

Пример №2

Целью данной работы является описание и анализ причин и закономерностей сознательной смены профессии как феномена профессионального развития.

Общая проблема изучения сознательной смены профессии была конкретизирована в следующих задачах исследования:

  1. Систематизация психологических причин сознательной смены профессии и оценка их как признаков профессионального развития.
  2. Анализ динамики представлений о требованиях трудовой деятельности в процессе профессионализации.
  3. Анализ динамики выраженности профессиональной направленности в процессе профессионального развития.
  4. Анализ динамики взаимосвязи профессионально важных качеств в процессе овладения профессией.
  5. Построение модели сознательной смены профессии.

Метод исследования - это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете.

Отвечают на вопрос: Как мы будем решать задачу? Как узнать об интересующем предмете исследования? Различают теоретические, общенаучные методы и эмпирические методы. Методы эмпирического исследования (наблюдение, опросные методы, эксперимент и др.) основаны на опыте, практике. Суть эмпирических методов состоит в фиксации и описании явлений, фактов, видимых связей между ними. Теоретические методы и методы научного познания предполагают глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей, использование гипотез и др.: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, поиск аналогий, дедукция, индукция, обобщение, абстрагирование, моделирование, конкретизация, метод выдвижения гипотез, метод продуцирования идей.

Таким образом, от того насколько педагог владеет понятийным и методологическим аппаратом исследования зависит грамотность и ясность определения и постановки цели, задач исследовательской работы школьников, соответственно влияет на правильный выбор методов исследования.

Проблема, тема, актуальность, объект, предмет исследования. Основное предположение гипотезы. Теоретическая значимость, защищаемые положения. Критерий теоретической значимости. Совокупность отношений и свойств, которая существует в теории и практике.

Рубрика Биология и естествознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.10.2013
Размер файла 23,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Республики Беларусь

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Марины Сергеевны Ковзелевой

Кандидат педагогических наук, доцент

Проблема, тема, актуальность, объект, предмет исследования

Цели и задачи исследования. Гипотеза

Теоретическая и практическая значимость, защищаемые положения

Список использованных источников

1. Проблема, тема, актуальность, объект, предмет исследования

Научное исследование - особая форма процесса познания систем и целенаправленное изучение объектов с использованием средств и методов науки, завершающийся формированием знаний об объекте.

Научные исследования проводятся, прежде всего, в интересах практики и дальнейшего развития теории. Они предпринимаются также для преодоления определенных трудностей в процессе познания новых явлений, объяснения ранее неизвестных фактов и для выявления неполноты старых способов объяснения известных фактов [2. с. 53].

Определение проблемы исследования - достаточно сложная задача. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в проблемных ситуациях, требующих своего решения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений.

В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике. В научном исследовании сущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим осмыслением. Если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения.

Правильная постановка и ясная формулировка проблемы очень важна, ибо она в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Сформулировать научную проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

Не менее важно в начале исследования правильно сформулировать тему.

Тема - это отражение проблемы в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очеркивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылку успеха работы в целом [5, с.33].

В формулировке темы следует показать движение от достигнутого наукой к неизвестному, отразить столкновение старого знания с новым.

Нужно описать степень разработанности темы в научной литературе.

Здесь необходимо привести названия основных источников, охарактеризовать сложившиеся подходы и методы, отметить и оценить индивидуальный вклад в разработку проблемы различных ученых. Вместе с тем следует сказать, что еще осталось неразработанного в ней, так, чтобы было понятно, с какой целью лично вы за нее беретесь [4, с.14].

Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи.

Все рассматриваемые характеристики научного исследования взаимосвязаны между собой. Они как бы дополняют и корректируют друг друга. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования, т.е. потребности ответить на вопрос: почему данную проблему нужно изучить в настоящее время?

Следует различать актуальность научного направления в целом и актуальность самой темы внутри данного направления. Актуальность направления, как правило, не нуждается в сложной системе доказательств. Иное дело - обоснование актуальности темы. Необходимо достаточно убедительно показать, что именно она среди тех, что уже исследовались, самая насущная. При раскрытии актуальности темы исследования, можно выделить два основных направления ее характеристики. Первое связано с не изученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно по тому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуально связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.

Освещение актуальности должно быть немногословным - показать главное - из чего и будет видна актуальность.

Объект и предмет исследования. Объект исследования - эта та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации [5, с.33].

Объект педагогического исследования выступает как данное, тот процесс или явление, который порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения. В общем виде это ответ на вопрос: что рассматривается, что именно изучается?

Предмет исследования - это то, как именно рассматривается объект, какие элементы, связи, свойства, отношения объекта рассматриваются в работе. В педагогических исследованиях определение предмета относится, прежде всего, к технологии организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса. Поскольку один и тот же может быть предметом разных исследований, определение предмета означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях с точки зрения того или иного исследователя, и допущенных возможностях их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете исследования указывается также возрастная, социальная, половая характеристика детей в соответствии с темой работы.

Таким образом, в качестве предмета выступает определенная сторона рассматриваемого объекта; то, что изучается студентом в его работе. Помочь ему в этом может удачная, четко сформулированная тема работы, в которой первые слова подсказывают, что именно изучается [1, с.8].

2. Цели и задачи исследования. Гипотеза

Подлинная исследовательская деятельность возникает лишь тогда, когда действия исследователя целенаправленны и внутренне мотивированы.

Для достижения цели обычно намечают три-четыре задачи, а их формулировки являются отправной точкой для формулировки разделов, глав курсовой и дипломной работы. В качестве первой задачи выступает раскрытие структуры, причин и истории выдвижения и развития изучаемого явления. Достигается она на основе изучения и анализа литературы по теме. Вторая задача раскрывает пути, формы, условия и методы его экспериментального преобразования, а третья - разработку методик, рекомендаций для практиков.

Таким образом, постановка задач уже требует наличие представления о ходе исследования и возможных результатах, последовательности действий по достижению поставленных целей, то есть по существу основывается на гипотезе исследования [1, с.9].

Следующим важным этапом работы над исследованием является выдвижение гипотезы исследования.

Гипотеза - это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто.

Гипотеза это предполагаемое решение проблемы.

~ описательные (предполагается существование какого-либо явления);

~ объяснительные (вскрывающие причины его);

Также выделяют ряд стадий конструирования гипотезы. Первоначально исследователь фиксирует возникновение проблемной ситуации, затем доказывает возможность объяснить причины нового явления с помощью известных приемов и средств научного исследования; всесторонне изучает новое явление, формулирует научное предположение о возможной причине его возникновения, одновременно определяет средства, логически вытекающие из предполагаемой причины. На заключительной стадии происходит опытно-экспериментальная проверка соответствия этих следствий фактам действительности, т.е. гипотеза признается основательной только тогда, когда выведенные следствия начинают соответствовать реальным фактам.

Гипотеза отличается от предположения. Она должна соответствовать следующим методологическим требованиям: логической простоте и непротиворечивости, вероятности, широты применения, концептуальности, научной новизны и верификации [5, с.35].

Первое требование - логической простоты - предполагает, что гипотеза не должна содержать в себе ничего лишнего. Её назначение объяснить, как можно больше фактов возможно меньшим числом предпосылок, представлять широкий класс явлений, исходить из немногих оснований. Требование логической непротиворечивости расшифровывается следующим образом: во-первых, гипотеза есть система суждений, где ни одно из них не является формально-логическим отрицанием другого; во-вторых, она не противоречит всем имеющимся достоверным фактам; в-третьих, соответствует установленным и устоявшимся в науке законам. Однако последнее условие нельзя абсолютизировать, иначе оно станет тормозом для развития науки.

Требование вероятности гласит, что основное предположение гипотезы должно иметь высокую степень возможности ее реализации. Иначе говоря, гипотеза может быть и многоаспектной, когда помимо основного предположения имеются и второстепенные. Некоторые из них могут и не подтвердиться, но основное положение должно нести в себе высокую степень вероятности. Требование широты применения необходимо для того, чтобы из гипотезы можно было бы выводить не только те явления, для объяснения которых она предназначена, но и возможно более широкий класс других феноменов. Требование концептуальности выражает прогностическую функцию науки: гипотеза должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозировать дальнейшее развитие теории. Требование научной новизны предполагает, что гипотеза должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми. Требование верификации означает, что любая гипотеза может быть проверена [6]. Как известно, критерием истины является практика. Наиболее убедительны те гипотезы, которые проверяются опытно-экспериментальным путем, но не исключается также возможность проверки с помощью логических операций и умозаключений. Опираясь на эти требования, можно сформулировать ряд практических рекомендаций для описания гипотезы исследования: она не должна включать слишком много предположений (как правило, делается одно основное предположение, крайне редко -- больше); в неё нельзя включать неоднозначные или не уясненные самим исследователем понятия и категории; при формулировке гипотезы следует избегать оценочных суждений; гипотеза должна адекватно отвечать на поставленный вопрос, соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений; оформление гипотезы должно быть стилистически безупречным, а также логически простым; гипотеза предполагает соблюдение преемственности с уже имеющимся знанием [5, с.35].

На стадии завершения исследования необходимо подвести итоги, четко и конкретно определить, какое новое знание получено и каково его значение для науки и практики. В этом случае в качестве главных критериев оценки результатов научной работы выступают научная новизна, теоретическая и практическая значимость, готовность результатов к использованию и внедрению.

исследование гипотеза теория практика

3. Теоретическая и практическая значимость, защищаемые положения

Следующие два критерия определяют значимость результатов исследования для науки и практики.

Критерий теоретической значимости определяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области теории и истории педагогики. Он дает возможность судить о сущности и закономерности процессов и явлений, непосредственно связан с научной новизной и степенью сформированности теоретических положений, т.е. концептуальностью, доказательностью сделанных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки вопросов прикладного плана. Нередко определение новизны и теоретической значимости считаются одним целым, в лучшем случае дело фактически сводится к научной новизне.

Критерий практической значимости определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов исследования в практику. Прикладная значимость результатов зависит от числа и категорий лиц, заинтересованных в результатах научного труда, масштаба внедрения, степени готовности к этому результатов исследования, предполагаемого социально-экономического эффекта.

Критерий готовности результатов научного исследования к использованию и внедрению определяет степень этой готовности:

~ результаты работы готовы к внедрению, разработаны нормативные материалы, программы, учебные пособия;

~ результаты исследования в основном готовы к внедрению, разработаны необходимые указания, методические предписания;

~ результаты не готовы к внедрению.

Таковы основные требования к оценке результатов научного исследования [7. с. 20].

Завершая обзор методологических характеристик компонентов понятийного аппарата научного исследования, нужно подчеркнуть, что все они взаимосвязаны, дополняют и корректируют друг друга. Проблема проявляется в теме исследования, которая должна так или иначе отражать движение от достигнутого наукой к новому, содержать момент столкновения старого с новым. В свою очередь, выдвижение проблемы и формулировка темы предполагают определение и обоснование актуальности исследования. Объект исследования обозначает область, избранную для изучения, а предмет -- один из аспектов ее изучения. В то же время можно сказать, что предмет -- это новое знание, которое намеревается получить исследователь. В определенном смысле предмет выступает как модель объекта.

Взаимосвязь и взаимозависимость всех рассмотренных компонентов находит свое выражение в замысле, логике и методике проведения научного исследования.

Список использованных источников

1. Анищенко, О.А. Студент и книга : пособие. В 2 ч. Ч. 2. Как писать и оформлять курсовые и дипломные работы по педагогике / О.А. Анищенко. - 2-е., дораб. и исправ. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2008. - 44 с.

2. Баскаков, А.Я., Методология научного исследования : учеб. пособие /А.Я. Баскаков, Н.В. Туленков. - 2-е изд. - Киев : МАУП, 2004. - 208 с.

3. Крутов, В.И. Основы научных исследований / В.И. Крутов - М.: Высшая школа, 1989. - 400 с.

5. Кузнецов, И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления. / И.Н. Кузнецов - Минск : Амалфея, 1998. - 272 с

6. Лудченко, А.А. Основы научных исследований / А.А. Лудченко, Я.А. Лудченко, Т.А. Примак. - Казань : КОО, 2001. - с. 113

7. Сабитова, Р.Г. Основы научных исследований / Р.Г. Сабитова. - Владивосток : ТИБОТ, 2005. - 185 с.

Подобные документы

Суть теоретической ямы, основы "ямной" научной парадигмы. Сознание ограниченности выбранной системы познания мира, гипотетическое предположение об ошибочности утверждения. Лженаучность самоорганизационного учения, споры относительно основ эволюционизма.

реферат [26,6 K], добавлен 16.01.2010

Основные методы вычленения и исследования эмпирического объекта. Наблюдение эмпирического научного познания. Приемы получения количественной информации. Методы, предполагающие работу с полученной информацией. Научные факты эмпирического исследования.

реферат [29,9 K], добавлен 12.03.2011

Сущность процесса естественнонаучного познания. Особые формы (стороны) научного познания: эмпирическая, теоретическая и производственно–техническая. Роль научного эксперимента и математического аппарата исследования в системе современного естествознания.

доклад [21,7 K], добавлен 11.02.2011

Вестибулярный аппарат человека: общая характеристика и особенности строения. Адекватные раздражители рецепторов вестибулярного аппарата. Вращательная, термальная и механическая пробы для исследования вестибулярного аппарата. Оценка координации движений.

презентация [371,5 K], добавлен 12.09.2015

Теоретические основы, предмет, объект и закономерности биологии. Сущность, анализ и доказательство аксиом теоретической биологии, обобщенных Б.М. Медниковым и характеризующих жизнь и отличающуюся от нее нежизнь. Особенности генетической теории развития.

реферат [47,8 K], добавлен 28.05.2010

Принятие решения о научном исследовании. Формулирование гипотезы, выбор методологии. Составление программы и плана исследования. Обработка результатов эксперимента. Подтверждение или опровержение гипотезы. Составление модели явления, ее верификация.

реферат [225,5 K], добавлен 10.01.2014

Понятие и содержание генетики как научного направления, предмет и методы ее исследования, история становления и развития в мире. Теоретические предпосылки формирования генной инженерии, ее специфические признаки и значение, практическое применение.

В 1960-е гг. McKinsey активно внедряла в практическую деятельность компаний положения А. Чандлера о достоинствах многодивизиональной структуры и о вторич- ности организационной структуры но отношению к стратегии.

В 1970—1980-е гг. различные модели анализа портфеля бизнесов и продуктов, прежде всего матрица BCG, приобрели большую популярность среди топ-менеджеров США и Западной Европы. Это было обусловлено тем, что актуальными стали задача управления диверсифицированными компаниями, проблема принятия решения об инвестициях в одни бизнесы и ухода из других в условиях ограниченных финансовых ресурсов.

  • • прибыль СБЕ зависит от привлекательности отрасли и сильных сторон СБЕ;
  • • конкурентная позиция СБЕ в ее отрасли определяется как привлекательностью отрасли, так и сильными сторонами СБЕ.

Привлекательность отрасли оценивалась по нескольким показателям: размер отрасли; ценовые тенденции; рост рынка; диверсификация рынка; конкурентная структура; нормы прибыли; технические и инновационные тенденции; социальные факторы; экологические требования; правовые аспекты.

Сильные стороны СБЕ также оценивались но нескольким показателям: размер рынка; рост рынка; доля рынка; конкурентная позиция; прибыльность; технологическая позиция; деловой образ; кадровый потенциал.

Компания Arthur D. Little разработала матрицу (ADL-LC) для обоснования принятия решений по стратегиям отдельных бизнесов корпорации (холдинговой структуры). На пересечении измерений двумерной матрицы (X: рыночная/конкурентная позиции: слабая; прочная; заметная; сильная; ведущая; У: стадии жизненного цикла (зрелости) отрасли: рождение; развитие; зрелость; старение) позиционируются бизнесы, определяются их ключевые характеристики и стратегии развития.

Читайте также: