Как сделать политическую рекламу

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

В начале июня президент России подписал указ, по которому 1 июля (голосование начнется 25 июня. — Прим. ред.) считается официальным днем проведения голосования по поправкам в Конституцию РФ. Как показывает практика, для достаточной явки нужно провести масштабную рекламную кампанию. Так правительство напоминает, что каждый в ответе за будущее своей страны.

Можно предположить, что ролик рассчитан на консервативно настроенных россиян, но едва ли можно оправдать этим неприкрытый сексизм и пренебрежение к роли женщины в семье.

Как агитируют инфлюенсеры

Она отметила не только негативное отношение к внесению поправок в Конституцию, но и явное недоверие к такой политической рекламе.

Как регулируется политическая реклама

Другое требование — запрет на привлечение к агитации лиц моложе 18 лет . Тут можно вспомнить видео, в котором снялись супруги Плющенко вместе с сыном Александром, хотя по закону он сможет участвовать в агитации только через 11 лет.

Специалист по информационному праву Nevsky IP Law

Сейчас урегулировано только предоставление эфирного времени и печатных статей в государственных СМИ в целях информирования граждан о подготовке и проведении голосования — эти нормы есть в самом Законе о поправке.

Что касается агитации по поправкам в Конституцию, то мы в очередной раз столкнулись с тем, что нет прямого запрета на проведение [агитации], но невозможно четко определить, какими нормами она регулируется . Конституционный суд РФ указал, что общероссийское голосование имеет особую юридическую природу. Это со всей вероятностью не позволяет считать его референдумом и применять к агитации нормы Закона о референдуме.

Если попытаться применить Закон о референдуме к агитации по предстоящему голосованию, мы столкнемся с трудностями. Например, расходы на проведение агитации оплачиваются из фондов референдума, а сама агитация проводится инициативными группами — все эти понятия никак не относятся к общероссийскому голосованию по поправкам.

Глава Фонда открытой новой демократии

Что такое политическая реклама

Политическая реклама — это онлайн- или офлайн-контент с целью получить определенный профит: сподвигнуть избирателя на определенное поведение, спасти или уничтожить репутацию конкретного политика, пролоббировать закон или инициативу, а также банально увеличить свой политический вес.

Правила и требования — если не углубляться в законодательство — весьма просты: чем эффективнее реклама добивается поставленной цели, тем лучше . Чаще всего это зависит от охвата. Иногда, правда, целевой аудиторией может быть вообще один человек, поэтому важна заложенная идея и убедительная подача продукта.

На выборах деньги берут из рекламного бюджета кандидата или партии. Стоимость может быть любой, тут много переменных: охват, производство, контент и площадка. Формально рекламой (даже не рекламой, а информированием) голосования о внесении поправок в Конституцию занимается ЦИК, и оплачивается она из его бюджета.

Влияет ли реклама на количество голосов

Прошли времена, когда меткая разовая политическая реклама кардинальным образом влияла на мнение избирателя. Сейчас стоит говорить об эффективности комплексного политического продвижения —долгосрочного и результативного в перспективе. Ну и не стоит забывать про нативные форматы, они уже намного эффективнее официозной рекламы.

В политических кампаниях наиболее распространены два запрещенных приема: это серое финансирование тех или иных материалов и черный пиар (оплата не через избирательный фонд). Стоит также отметить, что нарушений первого типа в последние годы стало меньше — как только избирательные комиссии перестали стесняться снимать за подобное кандидатов с выборов.

Что касается рекламы с сюжетом про ЛГБТ, то она неприятна мне по личным убеждениям, не говоря уже об избитости идеи. Зачем опять играть на этом вымышленном страхе избирателя?

Довольно странно использовать в 2020 году тему гомофобии как реально действующий посыл на фоне роста цен, пандемии, кризисов и прочих малоприятных вещей. Меньше всего россиян волнуют двое целующихся на улице мужчин.

Эффективна ли реклама у блогеров и в группах с мемами

В нашем регионе скоро будут выборы. Хочу на них подзаработать, размещая политическую рекламу в своем раскрученном блоге.

1. Это законно?

Если вы не нашли себя в этом списке, то вам можно поучаствовать в предвыборной агитации.

2. Каким законом регулируется размещение политической рекламы в новых медиа?

Так что ориентируемся на этот закон.

3. И всё? Больше нет никаких законов по предвыборной агитации в интернете?
4. То есть, следуя данным рекомендациям, я могу свободно разместить в своем блоге предвыборные материалы любого кандидата?
5. То есть, все так же, как и в СМИ?

Не совсем. Законом установлен одинаковый срок агитационного периода, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. СМИ, желающие принять участие в освещении избирательной кампании, обязаны опубликовать сведения о размере и других условиях оплаты услуг не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Данные сведения и уведомление о готовности предоставить услуги для проведения предвыборной агитации в тот же срок должны быть представлены в избирательную комиссию, организующую выборы, или указанную в законе нижестоящую избирательную комиссию.

Расценки на публикации агитационных материалов должны быть одинаковы для всех кандидатов, при этом блогер может отказать какому-либо кандидату без особого объяснения причин, а СМИ — не может.

Избиркомы. У них есть полномочия следить, нарушает ли кто-то в интернете правила агитации. Если они найдут такие нарушения, то сделают скриншоты и передадут в правоохранительные органы. Блогер, нарушивший избирательное законодательство, может быть привлечен к административной ответственности и оштрафован ( ст. 5.5 , 5.10 или 5.12 КоАП ). Кроме того, избирательные комиссии могут обратиться в суд, чтобы получить разрешение на блокировку сайта с любой незаконной информацией о выборах.

8. А если я не заключал ни с кем из кандидатов договор о размещении агитационных материалов, но в день тишины или в день выборов напишу в своем блоге, за кого я призываю голосовать и почему, это будет нарушением?

Здесь и здесь также собрана информация о том, можно ли агитировать в блогах за того или иного кандидата или нет, кому можно, и что за это может быть.

Большинство политических лидеров нашей страны для общения с аудиторией используют либо очень консервативные каналы (телевидение, официальные пресс-релизы, офлайн-встречи), либо социальные сети. Но иногда возникает ситуация, когда пользователям нужен комплексный контент, дайджесты, подробные оповещения. Тогда партии могут использовать политический email-маркетинг.

Организация email-рассылки для политической организации отличается от обычного email-маркетинга. Здесь и другие условия отправки, и сильная зависимость от того, что происходит в мире.

Сегодня мы рассмотрим, как разные политические партии в России, в США и в Европе ведут свои рассылки. Мы разбираем письма нейтрально, без политической позиции. Если мы критикуем email-канал партии, это не значит, что мы критикуем её позицию. Даже если у партии Email Pacifists будут прекрасные рассылки, мы их просто похвалим (и разделаемся с ними позже).

Прежде всего обозначим несколько общих особенностей, с которыми столкнётся любая политическая партия, если она решит запускать email-рассылку.

ESP не любят ребят, которые занимаются гемблингом, микрокредитами и политикой. Это зоны повышенного риска с точки зрения репутации — платформы следят за репутацией IP, с которых происходит отправка. Если на рассылку прилетает много жалоб, репутация IP падает, и это сказывается на рассылках других компаний, которые отправляют письма с того же IP-адреса. Оппоненты могут пожаловаться на политическую партию, даже если рассылка сделана по всем правилам.

Подобные враждебные акции негативно сказываются и на доставляемости писем. Отчасти поэтому у политических партий могут быть проблемы с выбором платформы.

Все эти условия прописаны в политике конфиденциальности платформы. Поэтому перед выбором сервиса лучше прочитать список того, что нельзя делать на платформе, либо уточнить информацию у менеджера.

Платформы для отправки писем часто пишут, что рассылки от политической партии разрешены, но запрещена политическая пропаганда. В таком случае лучше не рисковать и искать платформу с более свободными взглядами на политику, потому что любую рассылку от политической партии можно квалифицировать как пропаганду.

Практически любая большая enterprise-платформа с множеством функций не имеет таких ограничений. Но этот вариант мало кому подойдёт. Даже у большой партии не так сильно развит email-маркетинг, чтобы переплачивать только за возможность отправлять письма и ненужные механики. Но всё не так плохо — у нас всё равно остаётся достаточно платформ, с которыми можно сотрудничать.

Этот сервис не запрещает политику напрямую, но строго следит за репутацией и жалобами. Особенно на первом этапе. У них есть система банов на каждый случай, поэтому за порядком в рассылке нужно следить: база должна быть подписана и лояльна, в письмах — полезный и актуальный контент. Этих правил лучше придерживаться на любой платформе.

На этой платформе довольно свободные правила относительно того, кто может отправлять рассылки. Но в этом и минус — многие клиенты жаловались, что письма попадают в спам из-за низкой репутации IP. Сейчас ребята борются с этим: например, установили дополнительную аутентификацию при входе и регистрации, чтобы банить недобросовестных отправителей.

Сервис для триггерных рассылок. Как показывает практика, хорошо подходит и для политиков. Особенность в том, что это не совсем платформа для классических рассылок. Она заточена именно под триггеры, которые отправляются по запросам. Но, если технически ваши рассылки несложные, проблем быть не должно.

Дональд Трамп ведёт себя экспрессивно — как в социальных сетях, так и в реальной жизни. Его email-рассылка не стала исключением. Она эмоциональная, порой даже агрессивная. Имя отправителя постоянно меняется, но воинственный тон остаётся в каждом письме.

В письме менеджер президентской кампании Дональда Трампа отправляет конфиденциальную предвыборную стратегию с секретным опросом. И, скорее всего, это манипуляция: мы точно знаем, что человек, который получил это письмо, никогда не подписывался на рассылки от Дональда Трампа. И вдруг он получает конфиденциальную стратегию.

Сами по себе письма от штаба Дональда Трампа состоят из текста и таблиц. В них нет сложных графических элементов, и это нормально для политической рассылки. Но когда появляется какая-то графика, это выглядит не очень аккуратно.

Посмотрите на варианты ответа на вопрос. Обычный пользователь заметит, что негативно оценить кампанию нельзя, а значит, нельзя получить и адекватный фидбек от аудитории. А вот email-маркетологи обратят внимание на то, что пункты в опросе сделаны в виде radiobuttons, которые практически нигде не работают. Они не будут работать и здесь: интерфейс опроса предполагает, что пользователь выберет ответ и нажмёт на кнопку. По факту, каждый вариант ответа — ссылка. Причём, ссылка везде одна и та же. Это обманывает ожидания пользователей.

В футере письма обычно пишут контакты для связи, размещают кликабельные иконки соцсетей или ссылки на них, иногда — меню и ссылку для отписки. Часть этой информации есть в письмах от штаба Дональда Трампа, но даже футер у них получился достаточно эмоциональным и большим: он занимает примерно столько же места, сколько и остальной текст.

Что нехарактерно для футера в письме, так это большое количество возможностей для подписки. Можно подписаться по СМС, записаться в волонтёры.

Но в футере нигде нет ссылки с отпиской. Она обязательно должна быть в каждом письме, если вы делаете легальную рассылку. Добавьте к этому тот факт, что человек не подписывался на рассылку, и вы получите много жалоб на спам.

Вообще, количество эксклюзивных предложений в рассылке очень велико. Например, вот письмо лично от Дональда Трампа с эксклюзивным предложением для самых активных сторонников:

С одной стороны, рассылка лично от политика должна развивать доверие. С другой — понятно, что вряд ли президент лично сидел и писал письмо. Как в обычных, так и в политических рассылках есть тонкая грань применения этого приёма. Можно поставить в качестве отправителя политического лидера, если он общается со своей аудиторией напрямую.

Например, это сработало бы в рассылке Навального. Потому что соцсети он ведёт от своего имени, в роликах появляется сам.

Но вызывает сомнение, что глава государства будет лично писать вам письмо и обращаться по имени. В таких случаях хорошо подходит письмо от имени главы штаба или предвыборной кампании. Проблема рассылки Трампа в том, что там слишком много отправителей. Ты никогда не знаешь, от кого ещё получишь письмо. Только в тех письмах, что у нас есть, мы видим рассылки от:

  • Дональда Трампа;
  • отца Дональда Трампа;
  • менеджера предвыборной кампании Трампа;
  • команды Трампа;
  • команды Майка Пенса, вице-президента при Трампе.

Такой напор может сбивать с толку. Примечательно, что в одном из писем мы видим изменённый футер. Он гораздо меньше, аккуратнее, и в нём есть ссылка для отписки:

Это письмо выглядит немного аккуратнее, чем остальные. Скорее всего, его сделала другая команда. Потому что за 50 дней до выборов всё так же приходили письма без ссылки для отписки.

Опросы лучше делать с помощью специальных форм. Например, Google Forms или Survey Monkey. В письме можно просто дать ссылку на форму — в письмах очень мало интерактивности, а AMP работает не на всех почтовых платформах.

Об агрессивной риторике в письмах сложно судить. Возможно, это как раз то, что нужно для целевой аудитории рассылки. Но кого-то это явно оттолкнёт. В рассылке встречается ряд офферов, которые внимательный пользователь расценит как манипуляцию. Мы считаем, что лучше избегать этого — особенно, если речь идёт о политическом email-маркетинге. Доверие избирателей всегда стоит больше, чем Click Rate.

В письмах с пользователем общаются с помощью текста, графики и немного — дизайна. Всё выглядит аккуратно. По структуре письмо уже больше похоже на рассылку. В ней есть аккуратный футер с соцсетями и ссылкой для отписки. Кнопки с донатом сделаны в два ряда: так на них уходит меньше скроллов.

Сама рассылка носит скорее характер открытого письма, нежели личного. В письме обращаются не к одному подписчику, а сразу ко всей группе — folks. И это неплохой вариант: мало кто поверит, что исполнительный директор штаба лично пишет письмо.

Иногда имя отправителя меняется — тогда человека представляют в самом начале письма. Показывают его фотографию, и в тексте рассказывается, кто он.

На основании ст.2 данного закона в качестве предвыборной агитации выступает деятельность, которая происходит во время избирательных кампаний, для которой важно побудить избирателя к тому, чтобы проголосовать за необходимого кандидата, ряда кандидатов или же против него (них).

В состав предвыборной агитации входит:

  • призыв к тому, чтобы голосовать за необходимого кандидата или ряд кандидатов;
  • высказывание предпочтений по отношению к определенному кандидату или избирательным объединениям;
  • отображение вероятных последствий в ситуациях, когда определенного кандидата выберут, определенный список кандидатов допустят или не допустят к распределению депутатских мандатов;
  • популяризация данных, в которых отчетливо главенствует информация об определенном кандидате, избирательных объединениях, при этом имеет место ряд позитивных или негативных комментариев;
  • популяризация данных относительно работы кандидата, которая не имеет отношения к его профессиональной деятельности или выполнению его служебных обязанностей;
  • работа, которая способствует формированию отношения избирателя к кандидату, избирательным объединениям, которые выдвинули кандидата, списку кандидатов в положительном или отрицательном свете.

Разница между предвыборной агитацией и информированием избирателей

Важно видеть разницу между предвыборной агитацией и информированием избирателей, основная цель которого распространение объективных данных относительно хода подготовки и проведения выборов, референдумов, сроков и порядка осуществления избирательных действий, законодательства РФ относительно выборов и референдумов, кандидатов, избирательных объединений.

Информировать избирателя допустимо для ряда следующих субъектов:

  • органов государственной власти, органов местного самоуправления (но важно помнить, что для них недопустимо осуществлять информирование относительно кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков);
  • избирательных комиссий;
  • компаний, которые осуществляют выпуск СМИ;
  • физических и юридических лиц.

Существует ряд принципов информирования избирателя. Речь идет об объективности, достоверности, равенстве кандидатов, свободе массовой информации.

Стоит отметить, что для закона не свойственно предъявлять требования объективности к ряду агитационным материалов.

Предвыборная агитация может проводиться несколькими способами. Так, ее можно запустить на ряде каналов компаний телерадиовещания, в нескольких периодических печатных изданиях, проводить агитационные публичные мероприятия, выпускать и распространять агитационные материалы.

Общие правила проведения предвыборной агитации

Среди общих правил осуществления предвыборных агитаций выделяют следующие:

Специальные правила проведения предвыборной агитации

Среди специальных правил осуществления агитаций на теле- и радиоканалах выделяют следующие:

Существует также ряд специальных правил агитации, которые применяются к периодическим печатным изданиям. Вот некоторые из них:

  1. Для редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий, которые распространяются на территории, где проходят выборы, референдумы, и которые выходят не меньше, чем один раз в неделю, важно определять определенное количество печатных площадей для того, чтобы на них размещались агитационные материалы. Закон устанавливает, какой будет общий минимальный объем площадей такого рода, будет предоставлена данная площадь на бесплатной или платной основе.
  2. Для редакций государственных и муниципальных газет и журналов, которые выходят не менее одного раза в неделю, важно зарезервировать печатные площади для осуществления агитации, на платной основе. Закон устанавливает общую площадь печатной площади, которая будет резервироваться. Важно отметить, что все субъекты агитации должны иметь равные условия по размещению в изданиях.
  3. Агитационные материалы не должны содержать редакционные комментарии, заголовки и иллюстрации, которые не были согласованы с размещающимся политическим субъектом.
  4. Все агитационные материалы, которые размещаются в газетах и журналах, должны содержать данные относительно источников оплаты материала или данные относительно заказчика публикаций на бесплатной основе.
  5. Для редакций газет и журналов, которые размещают на своих страницах агитационные материалы (в качестве исключения выступают редакции, которые основаны кандидатом или избирательным объединением) недопустимо озвучивать свои предпочтения относительного какого-то политического субъекта при помощи изменений тиража и периодичности выпуска газеты или журнала.

Характеристика специального правового регулирования предвыборной агитации

При характеристике специального правового регулирования политической рекламы при помощи агитационных публичных мероприятий можно сказать следующее:

  • на бесплатной основе и на одинаковых для всех субъектов агитации происходит предоставление государственных и муниципальных помещений для того, чтобы проводить агитационные мероприятия;
  • заявка на то, чтобы выделить помещение для агитации, должна быть рассмотрена владельцем данного помещения в течение трех дней;
  • для субъекта агитации допустимо произвести аренду помещения, основываясь на договоре здания и помещения, которое принадлежит гражданам и компании, не беря во внимание форму собственности для того, чтобы провести агитационное публичное мероприятие;
  • недопустимо проводить агитацию в воинских частях, военных компаниях и учреждениях.

Среди специальных правил, которые определяют выпуск и распространение материалов печатной, аудиовизуальной и иной формы, состоит в следующем:

  • важно чтобы все агитационные материалы были изготовлены в рамках территории РФ;
  • все субъекты агитации должны иметь равные условия на изготовление агитационных материалов;
  • для всех печатных и аудиовизуальных материалов важно указать название, юридических адрес и другую информацию о субъекте, который изготовил эти материалы, название компании, которая заказала данные материалы, а также данные относительно тиража и даты выпуска данных материалов, а также информацию относительно оплаты их печати из средств необходимого избирательного фонда;
  • перед тем как начнется распространение всех агитационных материалов, их важно предоставить избирательной комиссии, при этом приложить к ним информацию относительно места нахождения компании, которая изготовила и заказала данные материалы;
  • недопустимо изготавливать агитационные материалы, не сделав предварительную оплату из средств избирательных фондов;
  • для органов местного самоуправления важно выдать ряд специальных мест, на которых будут размещены печатные агитационные материалы. Разместить агитационные материалы на ряде объектов, которые являются государственной или муниципальной собственностью, можно на бесплатной основе;
  • для печатных агитационных материалов допустимо размещаться в других помещениях, но на это необходимо иметь согласие собственника и владельца данных объектов;
  • для компаний, индивидуальных предпринимателей, которые оказывают ряд рекламных услуг, важно дать субъектам агитации одинаковые условия на то, чтобы разместить агитационные материалы;

недопустимо размещать агитационные материалы на объектах, которые имеют историческую, культурную или архитектурную ценность. Также недопустимо размещать данные материалы на зданиях, в которых находятся избирательная комиссия, помещениях для голосования.

Ограничения для политических субъектов в предвыборной агитации

  • призывать совершать действия, которые принято характеризовать в качестве экстремистской деятельности, обосновывать и оправдывать экстремизм. Помимо этого, важно знать, что в качестве экстремистской воспринимается деятельность, которая направлена на то, чтобы захватить и присвоить властные полномочия, унизить национальное достоинство, осуществить массовые беспорядки и т.д.;
  • проводить агитацию, которая даст рост социальной, расовой, национальной и религиозной розни, будет унижать национальное достоинство, пропагандировать исключительность, преобладание или дефективность людей на основании их мнения относительно религии, социальных, расовых, национальных, религиозных или языковых принадлежностей;
  • проводить агитацию, во время которой будет происходить популяризация нацистской атрибутики;
  • проводить агитацию, которая не соответствует законодательству РФ относительно интеллектуальной собственности;
  • подкупать избирателя, посредством вручения ему денег, подарков, ряда других материальных ценностей и льгот;
  • проводить лотереи и иные основанные на риске игры, где выигрыш приза напрямую зависит от того, как пройдет голосование, какие будут результаты выборов, референдума.

Исключительно из средств избирательных фондов должна оплачиваться коммерческая реклама, в которой используется фамилия или изображение кандидата, а также реклама, в которой используется название, эмблема, другая символика избирательных объединений, которые выдвинули кандидата. Недопустимо использовать данную рекламу, которая была оплачены из средств избирательных фондов, в день, когда проходит голосование, и за день до начала голосования.

Недопустимо для кандидатов и иных политических субъектов во время хода избирательной кампании осуществлять благотворительную деятельность.

Для кандидатов, избирательных объединений, ряда их доверенных лиц и уполномоченных представителей недопустимо просить других физических и юридических лиц оказать материальную, финансовую помощи или услуги для избирателей.

Для агитационных материалов недопустимо содержать в себе рекламу коммерческого характера.

Для кандидатов недопустимо применять эфир, который предоставлен для того, чтобы размещать свои агитационные материалы, для других целей, в том числе для осуществления призыва отдать голос против какого-либо кандидата, негативного комментария относительного другого кандидата и др.

Из практики осуществления предвыборных агитаций можно сказать, что часто встречаются следующие явления:

  • предвыборная агитация стартовала до того, как начался данный период, установленный законом;
  • в агитации принимают участие должностные лица органов государственной и муниципальной власти;
  • агитация проходит под видом оповещения избирателя;
  • агитация оплачивается не из средств избирательных фондов;
  • агитационные материалы выпускаются и распространяются, не соответствуя закону. Так, к примеру, в них могут содержаться заведомо ложные данные.

Но, в общей сложности, важно обозначить достаточно обширную регламентацию законом правил проведения предвыборных агитаций. Учитывая сходство содержания и методов внедрения, для политической и коммерческой рекламы применимы разные правовые рычаги регулирования. На это важно обратить внимание, работая в рекламной индустрии.

Важно помнить не только о ряде правил, которые необходимы для формирования и популяризации рекламы, но и разной степени ответственности, которая наступает при нарушении данного свода правил.

Читайте также: