Как сделать полилог

Обновлено: 08.07.2024

Каждый текст представляет собой особую организацию речевой деятельности, которая зависит от количества участников общения (один – много). Отсюда выделение таких форм речи как монолог, диалог и полилог.

Монолог – форма речи, построенная как развернутое высказывание одного лица и рассчитанная на опосредованное восприятие, практически не связанная с реакцией собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Различают два основных типа монолога.

Первое – сознательное обращение к слушателю или аудитории, характерное для устной формы книжной речи: научная речь, судебная речь, устная публичная речь, художественная речь.

Второй тип – речь наедине с самим собой , не направленная непосредственно на слушателя и не рассчитанная на ответную реакцию собеседника.

Особые качества монолога:

- сильны мотивы индивидуального самовыражения;

- ослаблена установка на ответную реакцию собеседников;

- композиция монолога всегда более четкая, ее организация выше, чем в диалогических репликах;

- меньше случайного (случайных языковых средств).

Монолог характеризуется относительной завершенностью и, как правило, не требует непосредственной обратной связи. Монолог рассчитан на пассивное восприятие аудитории, но вряд ли с этим можно согласиться: трудно представить себе такого оратора, артиста или наставника, который не рассчитывал бы на реакцию своих слушателей.

Отсюда противоречивость монолога: с одной стороны, если человек заговорил, то он рассчитывает на общение, с другой – монолог абсолютно не приспособлен к непосредственному взаимодействию, поскольку предполагает, что слушающий только слушает, но не отвечает.

Для монолога типичны значительные по размеру фрагменты текста, состоящие из связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальное композиционное построение и относительную смысловую завершенность. Степень проявления этих признаков зависит от жанровой принадлежности (художественный монолог, ораторская речь, бытовой рассказ и др.) и от функционально-коммуникативной направленности (повествование, рассуждение, убеждение).

Методы изложения материала в монологе :

- индуктивный – изложение материала от частного к общему (этот метод нередко используется в агитационных выступлениях);

- дедуктивный – изложение материала от общего к частному (оратор в начале речи выдвигает какие-то предположения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах);

- метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов;

- концентрический – расположение материала вокруг главной проблемы (выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу);

- ступенчатый – последовательное изложение одного вопроса за другим (рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше к ней не возвращается);

- исторический – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли за какой-то период.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа:

Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.

Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв, речь-протест.

Основные коммуникативные ситуации употребления монолога – сфера искусства, ораторские выступления, обращение по телевидению и радио, ситуация обучения (речь учителя в классе и т.п.). В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко.

Диалог – форма устной или письменной речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами и характеризующаяся:

-ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора),

- контекстуальностъю (обусловленностью предыдущими высказываниями),

-малой степенью организованности (незапланированным характером).

Языковые особенности диалога:

- наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах;

- синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за счет предыдущего высказывания;

- обилие вопросительных и побудительных предложений в качестве соединительных, стимулирующих реплик.

Общие правила диалога:

- вопрос требует ответа;

- повеление требует ответа действием или словом;

- повествование требует внимательного молчания, когда слушающий извещает говорящего о том, что его речь принята и понята выражением лица, жестом, междометием, повтором слова.

Языковой состав реплик одного участника диалога нацелен на восприятие и активизацию второго, для чего используются элементы разговорного стиля, эллиптические конструкции, обращения, восклицания и вопросы, а в устном диалоге – богатая палитра интонаций. В то же время наблюдается и экономия языковых средств, поскольку сама ситуация требует быстрой ответной реакции, опоры на емкие и лаконичные высказывания. Поскольку диалогическая речь редко бывает подготовлена и скорректирована, в ней высока вероятность неудачного выбора слов и даже ошибок, нарушений литературной нормы.

Любой диалог имеет свою структуру: начало (завязка) – основная часть – концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку. В зависимости от содержания реплик и позиций его участников диалог может развертываться линейно, с некоторыми ответвлениями, причем дискуссионный диалог строится по контрарному принципу.

Зачастую используются повторы, междометия, частицы, лексика разговорного стиля и пр. Экспрессивность диалога, его выразительные возможности широко используются в художественной литературе, а в театральных пьесах он играет центральную роль.

Несмотря на стремление к информативности в диалоге, могут существовать и целиком ритуальные его формы (например, беседа о погоде). В любом случае должны быть предъявлены общие сведения, тематический репертуар, ключевые слова, исходные нормы и ценности, рамки возможных отклонений от темы. Также необходимо исходное различие в уровне знаний участников диалога или их осведомленности о предмете обсуждения. В противном случае информация перестает восприниматься как значимая и обмен ею становится невозможен.

Одной из разновидностей диалога является полилог, который с начала ХХ века стал рассматриваться как самостоятельный вид речевого общения. Термин восходит к древнегреческому языку и возник как добавление к понятию диалога. Полилог – это разговор многих, общение между несколькими лицами. Установлено, что полилог, как правило, не распадается на несколько диалогов. У него имеются собственные специфические признаки: количество участников не менее трех, единая тема, ситуативная связность, нелинейность.

Полилог, как и диалог, противостоит монологу в том, что в них при общении происходит смена говорящих и слушающих.

Привести пример известного монолога/диалога/полилога (на выбор) из жизни, книги, фильма (переписывать сам монолог/диалог/полилог не нужно), объяснить, почему этот монолог/диалог/полилог приобрел популярность (стал классикой?). Выполнить работу можно следующим образом:

1) название книги (фильма), автор/дата и место события (если приводите пример из жизни);

2) имя персонажа/реального человека;

3) чему посвящен монолог/диалог/полилог (правосудие, дружба, искусство, любовь, философские вопросы и т.п.), кратко изложить его суть;

4) какое влияние оказал данный монолог/диалог/полилог, почему стал популярным?

- А это мой младший брат Виктор. Рад вас познакомить. Витя, это Таня, моя подруга по театральной студии.

- Очень приятно, Виктор. Руслан часто вас вспоминает.

- И меня очень приятно, Танечка. О вас он никогда не рассказывал, а теперь я понимаю почему. Он хотел скрыть, что знаком с такой красивой девушкой!

- Что вы, не надо таких быстрых комплиментов.

- Да, Таня, мой брат умеет льстить. Я-то хорошо знаю его повадки.

- Руслан, а почему ты никогда не приглашаешь меня, своего родного брата, на свои репетиции? Может, сегодня я пойду посмотреть на ваши таланты?

- Можно подумать, Витя, ты раньше интересовался моим театром. Да триста лет ты мне там нужен!

- Чтобы братья не ссорились, давайте я сама приглашу на Виктора на репетицию. Она будет в шесть.

- Я очень благодарен, Таня. Вам я не могу отказать и обязательно приду. Увидимся!

Цель: формирование способности к истолкованию художественной детали в разных видах искусства и типах текста.

  • анализировать художественное явление, устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать умения исследовательской деятельности, аналитического и образного мышления посредством разноуровневых заданий;
  • воспитывать любовь и уважение к родному языку, литературе, живописи, музыке;
  • продолжить освоение пушкинского краеведения.

Оборудование: проектор, презентация, ноутбуки учащихся, столик с атрибутами, социальный плакат, коллаж “Каждый цвет уже намёк”.

Ход урока

Перед началом урока звучит музыка из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик” “Вальс цветов” .

Начинаем урок-полилог. Знакомо ли вам лексическое значение слова “полилог”?

Полилог - разговор между несколькими лицами. Термин возник при исследовании коммуникативных свойств языка как добавление к термину “диалог” (Лингвистический энциклопедический словарь).

Слайд 2. Чтобы разобраться, какие “голоса” будут звучать на уроке, обратимся к высказыванию академика Д.С. Лихачёва: “Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и музыке, чёрствых к добру, беспамятных к прошлому”. Отыскать пропущенное ключевое слово темы необычного урока помогут ваши размышления, суждения, догадки. Внимание на экран .

1 разговор (полилог) “У дыханья цветов есть понятный язык . ”

Слайд 3. Перед вами репродукции картин известных русских художников, современников А.С. Пушкина:

– “Девушка с горшком роз”

– “Девочка в маковом венке”

Кто авторы этих портретов? Какая художественная деталь объединяет эти работы?

Слайд 4. Перед вами фрагменты картин В. Тропинина и О. Кипренского:

– “Портрет А. Шишмарёва”

– “Девушка с горшком роз”

– “Портрет Е.С. Авдулиной”

– “Девочка в маковом венке”

Если бы мы знали тайный язык цветов, мы легко прочитали текст, зашифрованный в этих портретах.

Слайд 5. Во времена А. Пушкина в России пользовались популярностью “александровские” букеты в честь русского императора Александра I. Дамы носили букеты, которые были созданы из цветов, первые буквы их составляли имя АЛЕКСАНДР на французский манер. Без этих букетов ни одна порядочная дама не могла показаться в обществе. Маленькие букетики носили в волосах, побольше – на груди.

Слайд 6. Попробуем составить “александровский” букет из ранее заготовленного материала:

A – астра (анемон)

D – весёлые (анютины) глазки

Работа над коллажем в группах по 4 человека, обсуждение вопроса “Какой тайный смысл несут цветы” и выступление “Каждый цвет уже намёк”.

  • астра – величие
  • жасмин – непорочность
  • мак – воспоминание
  • ноготки – кокетство
  • тюльпан – гордость
  • роза – любовь
  • фиалка – скромность.

Эзопов язык любви использовали не только художники, но и поэты и писатели.

Слайд 7. Узнайте по художественным деталям автора и его произведение.

“На другой день нарвала она самых лучших ландышей и опять пошла с ними в город . Наступил вечер, и цветы были брошены в Москву-реку. “Никто не владей вами”, - сказала девушка, чувствуя какую-то грусть в сердце своём”. (Н. Карамзин “Бедная Лиза”)

Ландыш – символ пришествия Христа, непорочного зачатия.

“Ольга сорвала ветку сирени.

– Понюхайте, как хорошо пахнет! – сказала она.

– А вот ландыши, они лучше пахнут, говорил Илья Ильич . А у сирени запах приторный . ” (И. Гончаров “Обломов”)

Сирень – символ грустного расставания.

“Посмотри, Серёжа, рай-то какой!” – воскликнула Катерина Львовна, смотря сквозь покрывающие её густые ветви цветущей яблони на чистое голубое небо . ” (Н. Лесков “Леди Макбет Мценского уезда”)

Яблоня – символ грехопадения.

Таким образом, неприметный, ничего не значащий на первый взгляд цветок вырастает до образа-символа.

2 разговор (полилог) “Где наша роза, друзья мои?”

Слайд 8. О какой героине пойдёт речь, если она роскошная, гордая, царственная, стыдливая, холодная? В “Словаре эпитетов русского литературного языка” к слову “роза” приведено 37 эпитетов! А. Пушкин тоже обращался к этому цветку в стихах (“Роза”, “Лишь розы увядают . ”, “Соловей и роза”, “Есть роза дивная: она . ”). Но поэт быстро отошёл от этого образа. “Розы и слёзы” – непременные атрибуты поэзии тех, кто, по выражению Пушкина, пишет “темно и вяло”. В “Евгении Онегине” он замечает:

И вот уже трещат морозы
И серебрится средь полей .
(Читатель ждёт уж рифмы “розы”;
На, вот возьми её скорей).

Эта банальная рифма (морозы – розы и слёзы – розы) не вдохновляла поэта. И совсем уж трудно представить Пушкина с цветком в руке или петлице .

3 разговор (полилог) “Себя как в зеркале я вижу”

Слайд 9. Перед вами два известных портрета А. Пушкина работы В. Тропинина и О. Кипренского. “Вот поэт Пушкин. Видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостаёт только беспрестанного вздрагивания”. Художник О. Кипренский на портрете, заказанном А. Дельвигом летом 1827 года, сумел глубоко отобразить не только внешний вид поэта, но и его внутренний мир.

Реакция А. Пушкина была незамедлительной. Поэт, опасавшийся “мёртвой неподвижности” в передаче своего облика, высоко оценил портрет в дружеском послании “Кипренскому”.

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, –
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид. (наизусть)

Слайд 10. Рассмотрите внимательно портрет Пушкина.

  • на картине О. Кипренского Пушкин-романтик или
  • на картине О. Кипренского Пушкин-реалист?

Приведите два убедительных аргумента. Особое внимание обратите на художественные детали. Ребята работают в парах.

Слайд 11. Первое утверждение – Пушкин-романтик. Особая романтическая атмосфера:

– на заднем плане аллегорическая фигура Музы (символ творческого горения поэта);

– на переднем плане – шотландский плед. Эта характерная деталь вызывает ассоциации с Д. Байроном и В. Скоттом, английскими писателями-романтиками.

Слайд 11. Второе утверждение – Пушкин-реалист. Реалистически воссозданы живые черты поэта:

– проницательные глаза, тёмные вьющиеся волосы;

– в повороте головы – внутреннее движение.

4 разговор (полилог) “. сей неведомый цветок?”

Слайд 12. Почему эти два портрета В. Жуковского и А. Пушкина работы О.Кипренского рядом? Они были друзьями и литературными соперниками. Это нетрудно доказать, вспомнив стихотворения под названием “Цветок” (наизусть).

Провести сравнительный лингвистический и литературоведческий анализ стихотворений “Цветок” В. Жуковского и А. Пушкина (индивидуальное задание).

Слайд 13. Работа над стихотворением А. Пушкина “Цветок”.

Какова тема этого стихотворения?

Сколько раз звучит слово “цветок” и какова композиция небольшого по объёму лирического произведения?

  • 1 часть – 1 строфа – описание цветка, глаголы настоящего времени.
  • 2 часть – 3 строфы – состояние лирического героя, близкого автору, глаголы прошедшего времени.
  1. Что мечтает знать лирический герой? Хочет понять, что знал “сей неведомый цветок”. “Безуханное” растение представляется как аллегория прошлой жизни. Отсюда и особый синтаксис.
  2. Какие предложения по цели высказывания использует автор?
  3. Как выстроены вопросы во 2 строфе? Они даются в порядке нарастания их эмоционально-смысловой значимости.
  4. Как называется такая стилистическая фигура? Третья строфа отличается от предыдущей, потому что автор строит её на одних эпитетах. Удивительно, но перед нами романтические штампы.
  5. В чем же символический смысл пушкинского “Цветка”?

Цветок олицетворяет собой неразрывную связь между миром природы и человеком, художественная деталь превращается в образ-мотив, мотив памяти, сквозной мотив русской литературы.

5 разговор (полилог) “На родине А. Пушкина”

Слайд 14. Виртуальная экскурсия по музею-заповеднику “Михайловское”.

Слайд 15. Прочитайте отрывок из книги Семёна Гейченко “Завет внуку”.

  • О ком и о чём размышляет автор?
  • К какому стилю относится данный тест? Докажите.
  • Как вы понимаете выражение “тайным смысл цветов”?

Проанализируем синтаксис текста. Какие предложения по своему строению использует автор?

Обратите внимание на синтаксический повтор: “Случалось ли вам . Бродили ль вы . Как называется такой приём?

Найдите в двух последних частях простые предложения с обособленным приложением и вводным словом.

В 4 части найдите сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным сравнения.

В последнем предложении выделите грамматическую основу, в придаточном найдите два словосочетания по типу связи согласование.

6 разговор (полилог) “Цветы в нашей жизни”

Слайды 17, 18. Индивидуальная работа разноуровнего характера.

Определить вид подчинения .


  • Придумать афоризм, используя сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
  • Определить виды тропов.
  • Придумать к социальному плакату два предложения – простое и сложное.

Во время индивидуальной работы звучит музыка П.И. Чайковского “Вальс цветов”.

7 разговор (полилог) “Импровизация в цвете и цветах”

Слайд 19. “Одноминутное эссе”. Составьте пушкинский букет, используя опорные схемы (работа в парах) , . Часть обучающихся выполняет это задание на ноутбуках и сохраняет результаты своей работы в виде файлов в формате “jpg”.



Слайд 20. “Давайте говорить друг другу комплименты”. Оцените работу своих одноклассников в виде поздравления, используя различные средства выразительности (строчки из стихотворений А.С. Пушкина, открытку-цветок, двустишие, музыкальный подарок)

Заключительный разговор (полилог) “От художественной ДЕТАЛИ к художественному образу”. Вернемся к теме сегодняшнего полилога.

Без чего же невозможно представить образ ни в литературе, ни в живописи, ни в музыке?

Искусство говорит художественной деталью. Меняются времена, и новым поколениям, воспитанным на иных культурных традициях, всё труднее уловить тонкий смысл художественных деталей произведений искусства. Но если это удаётся, как нам сегодня, то всё произведение озаряется новым светом.

Слайд 21. В необычном по форме домашнем задании “Как соотносятся образы “Пушкин”, “красота” и “память” в нашей жизни? тоже важны детали.

Маленькая, но очень важная деталь . С каким чувством вы уходите с нашего урока? Поднимите тот цвет, который соответствует вашему настроению.

ПОЛИЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / POLYLOGICAL COMMUNICATION / ПОЛИЛОГ / POLYLOG / АЛГОРИТМ РАБОТЫ / ДИСКУССИЯ / DISCUSSION / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ПРОБЛЕМНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ROLE-PLAY OF PROBLEM TREND / ПРИЕМЫ РАБОТЫ / OPERATING PROCEDURES / SKILLS OF WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буров Илья Михайлович

Описано современное состояние подготовки к полилогическому общению , выделен ряд проблем обучения полилогу . Показаны алгоритмы работы с упражнениями, направленными на полилогическое общения в рамках разработанной методики. Рассмотрены дополнительные ресурсы сети Интернет для развития навыков ведения полилога .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буров Илья Михайлович

Роль обучения полилогическому общению в форме дискуссии при подготовке учащихся к общению в экзаменационных ситуациях

Использование обучающих компьютерных программ для достижения метапредметных и личностных результатов на уроках английского языка в начальной школе

Special aspects of polylogical communication at school: methods and practices

Modern actual status preparation of polylogical communication is described and several problems of training polylog are singled out in the article. The operating procedures with exercises focused on polylogical communication are shown as a part of method developed by us. Also several extra Internet resources for development skills of polylogical communication are shown.

1. Бархударов Л.С. Язык и перевод: Вопросы общей и частной теории перевода. Изд. 4-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2013. — 240 с.

2. Буковский С.Л. Творческий характер обучения устному речевому профессиональному общению на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе (экономический профиль) / / Вестник Университета Российской академии образования. — М., 2011. — № 4.

7. Стрелковский Г.М., Латышев Л.К. Научно-технический перевод: Пособие для учителей немецкого языка. — М.: Просвещение, 1980 — 175 с.

особенности подготовки к полилогическому общению в старших классах средней школы: методы и приемы

В ходе проведения Всероссийских вебинаров по методике преподавания иностранных языков был проведен опрос. В опросе приняли участие 300 учителей (диаграмма 1) по результатам было определено, что количество учителей преподающих в больших группах (от 15 и более учащихся) составляет 53% от числа опрошенных.

Среднее количество учащихся в группах по ИЯ

12 - 14 учащихся 15 - 19 учащихся

больше 20 учащихся (включая неделящиеся классы)

В связи с этим, мы приходим к выводу, что полилогическое общение может решать ряд задач и помочь в активном развитии устной речи у старшеклассников.

Рассмотрим задачи, которые помогает решить полилогическое общение:

— вовлечение в активное общение на уроке одновременно большего количества учащихся;

— увеличение времени активного говорения каждого учащегося;

— большее приближение ситуаций общения к реальной жизни.

Рассмотрим как полилогическое общение помогает решить перечисленные задачи

и как подготовить к нему учащихся.

Отметим, что полилог является коллективным речевым продуктом общения, обладающего такими характерными особенностями, как:

1) наличие общего для группы участников предмета и продукта деятельности (Вайсбурд М.Л.);

Предметом в данном случае выступает тема дискуссии, которая может быть выражена проблемой или задачей проблемной тематики. Продуктом деятельности являются: итог, решение проблемы, вывод и рефлексия.

Распределение функциональных мест может быть выражено различными способами:

— ролевым, т.е. распределением ролей между участниками полилогического общения

— позиционным, т.е. участники полилога занимают различные позиции, придерживаются различных точек зрения.

3) совокупность активных взаимодействий между участниками (Шувалова Н.В., 1991).

Количество взаимодействий (или связей) в группе будет значительно выше, чем в диалоге и тем более монологе.

4) сопоставление и быстрота принятия смыслового решения крайне высока, вследствие большего количества собеседников и необходимости высказать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу. При этом возрастает скорость анализа информации, поскольку нужно успеть не только проанализировать (услышать) речь собеседников, но и высказать свою позицию. [4 с. 106, 5, 6]

Подготовить к полилогическому общению возможно с помощью упражнений на групповое общение. Такие упражнения присутствуют в современных учебниках иностранного языка, но учителя не всегда в достаточной мере владеют технологией их проведения и не знают, как их применять для достижения наиболее эффективного результата.

Предлагаем на примере данного упражнения рассмотреть алгоритм работы, направленный на создание полилога при помощи приема ролевых игр проблемной направленности [7].

Mini-project: Role-play "In a host family

B 105 Work in groups of 5. Assign the roles find See "I I oh' to do a roli'-pl.iy" In ^Learning

Student A; You are the host father. L come from the us and you are

two children aged 14 a Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке: Учебное пособие для проведения спецкурса по обучению иноязычному общению в системе повышения квалификации учителей. — Обнинск: Титул, 2001. — 128 с.

6. Шувалова Н.В. Обучение групповому (полилогическому) общению на уроках английского языка: Автореф. дис. . к. п. н. — М., 1991

7. Полат Е.С. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под. ред. Миролюбова. — Обнинск: Титул, 2012. — 464 с.

8. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. Английский язык с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 10 кл. общеобраз. учрежд. — 3-е изд., испр. и перераб. — Обнинск: Титул, 2014. — 216 с.: ил.

9. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. Английский язык с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 10 кл. общеобраз. учрежд. — 3-е изд., испр. и перераб. — Обнинск: Титул, 2014. — 200 с.: ил.

модель обогащения духовного опыта студента в условиях поликультурной образовательной среды колледжа

Сложность и многогранность факторов, определяющих процесс обогащения духовного опыта и затрудняющих установление в нем закономерных связей, а, следовательно, препятствующих его успешному переводу из реально существующего в качественно новое состояние, актуализирует необходимость применения структурно-функциональной модели, позволяющей определить характеристики рассматриваемого объекта, процесса или явления с целью их улучшения, реализации способов конструирования либо управления ими.

Читайте также: