Как сделать полигонное удостоверение

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Со дня закрытия объекта прошло 30 лет. Около 1,5 млн человек признаны пострадавшими. Однако в стране до сих пор нет эффективных мер соцподдержки и достойных компенсаций. Такого мнения придерживаются не только сами пострадавшие, но и общественники. Закон, говорят они, давно устарел и содержит немало противоречий.

Единовременные компенсации получили свыше миллиона пострадавших от испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне. Их размер зависел от территории радиационного риска. Самая минимальная сумма, по данным Минтруда, – 3 тысячи тенге за каждый год проживания, максимальная – около 13 тысяч. Помимо единовременных выплат, в законе прописаны и другие льготы. К примеру, дополнительный отпуск и надбавка к зарплате. Однако они не распространяются на сменивших место жительства пострадавших. Этот факт возмущает Олжаса Касыма, который несколько лет назад переехал в столицу из Восточно-Казахстанской области.

Олжас Касым, пострадавший от испытаний на СИЯП:

- Полигонное удостоверение не дает никаких преференций и льгот, мне уже больше 30 лет. В Семее не было должных компенсаций, а здесь тем более. На работе я узнавал, дал им это удостоверение. Сказал, что по закону должны предоставлять экологический отпуск и надбавку. Но мне ответили, что не положено, так как льготы распространяются только на тех, кто проживает там.

Действующий закон принимали еще в начале 90-х. Тогда, по мнению юристов, так называемый нормотворческий процесс не был развит так, как сейчас. Поэтому противоречия в документе уже несколько лет порождают споры между пострадавшими и их работодателями. Еще пять лет назад в стране был создан прецедент. Тогда юрист Ануарбек Скаков через суд добился возмещения льгот в виде надбавок к зарплате. Однако в дело вмешалась Генпрокуратура, которая опротестовала решение суда.

Ануарбек Скаков, юрист:

- Генеральная прокуратура говорит, что компенсации – это отдельное понятие, меры социальной поддержки – это отдельное понятие. И, по мнению Генеральной прокуратуры, если вы сохраняете право на льготы и компенсации, то это не означает, что вы сохраняете право на меры социальной поддержки. На самом деле, это игра слов.

Такое противоречие в законе считают абсурдным и политологи. Право на социальный и медицинский пакеты, говорят они, должно действовать для такой категории граждан в любой точке страны. Помимо же денежных выплат, должны быть приняты и другие меры по реабилитации.

Досым Сатпаев, политолог:

- Когда человек, если он жил на этой территории, получал какие-то льготы, получал компенсацию, потом переезжает, в другой регион Казахстана и всего этого лишается. То есть где здесь логика? Потому что человек везет с собой те же самые болезни, которые получил именно потому, что родился когда-то здесь, именно в этой местности. Долгое время жил там, работал. В том числе работал на государственные интересы в тех или иных структурах.

В профильном министерстве считают, что это может привести к дискриминации людей с полигонными удостоверениями. Чиновники предлагают альтернативу.

Аскар Ниязов, руководитель Управления по делам соцзащиты отдельных категорий граждан МТСЗН РК:

- Законодательно в Трудовом кодексе предусмотрены коллективные договоры. Скажем так, если работодатель и работник достигнут соглашения между собой, чтобы предоставляли вот такие какие-либо дополнительные льготы, как пострадавшим в Семее, это поощряется. Работодатель имеет право предоставлять дополнительные льготы. Но законодательно обязать их очень сложно.

В этом году в Правительстве создали межведомственную рабочую группу, которой предстоит выработать предложения по изменению мер соцподдержки пострадавшим. Этому предшествовало большое исследование, над которым работали отечественные учёные. Уже несколько лет они изучают влияние полигона на здоровье пострадавших и их потомков. Однако разглашать результаты не имеют права. Всего же, по их мнению, радиационному воздействию подверглись свыше одного миллиона четырёхсот тысяч человек.

Талгат Мулдагалиев, директор НИИ радиационной медицины и экологии:

- Скажем так, процентов 30 – это население, которое прямому воздействию подверглось из этого числа, порядка 70 процентов – это люди во втором, третьем и уже в четвертом поколениях, то есть мы не исключаем. Необходимо наблюдать. Территория считается условно безопасной, то есть проживание здесь ничем не грозит. А вот с людьми, которые проживали и выехали, допустим, доза осталась в людях. То есть, о чем мы говорили. Те, кто подверглись, реализация будет через какое-то время. Можно сказать, идёт реализация у потомков во 2-3 поколениях.

В стране создан и государственный научный медицинский регистр. Его задача – определить дозу облучения каждого пострадавшего. Пока в нем данные о более 230 тысячах человек. В планах чиновников оказывать помощь пострадавшим в зависимости от величины индивидуальной дозы облучения. Но пока всё это на стадии обсуждения.

Авторы: Гульнара Ерманова, Ерзат Зайтхан, Жандос Султангазы, Марат Диханбаев.

29 августа 2016 года исполняется 67 лет со дня взрыва в 1949 году первой атомной бомбы в Советском Союзе, положившей начало ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, и одновременно - 25 лет со дня закрытия Семипалатинского испытательного полигона указом Президента Казахской ССР Назарбаева Н.А. от 29 августа 1991 года № 409.

Но, несмотря на принятие данного закона и политику Президента страны при реализации прав граждан на получение, установленных законом льгот, возникает ряд проблем, решить которые не удается до настоящего времени. Описание данных проблем приводится далее.

Правоотношения в сфере социальной защиты граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне регулируется, в определённой мере, следующими нормативными актами:

1. Конституция РК (ст.1, ст.14, ст.29, ст.31);

6. Правила регистрации граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, выплаты им единовременной государственной денежной компенсации и выдачи удостоверений, подтверждающих право на льготы и компенсации, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 февраля 2006 года №110.

Основные понятия:

Территории радиационного риска - территории, на которых эффективная эквивалентная доза облучения для населения превышает 0,1 бэр за весь период испытаний (зона чрезвычайного радиационного риска; зона максимального радиационного риска; зона повышенного радиационного риска; зона минимального радиационного риска; территория с льготным социально-экономическим статусом);

Пострадавшие вследствие ядерных испытаний ( согласно ст.10 Закона ):

- граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу на территориях, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами в период проведения воздушных и наземных ядерных взрывов (1949-1965 гг.), подземных ядерных взрывов (1966-1990 гг.);

- граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу на территории с льготным социально-экономическим статусом с 1949 по 1990г.;

- дети лиц, указанных во втором и третьем абзацах настоящей статьи, признанные инвалидами или имеющие заболевания, при установлении причинной связи между их состоянием здоровья и фактом пребывания одного из родителей в указанных в Законе зонах.

Экологические удостоверения - удостоверения, выданные лицам, указанным в ст.10 Закона, являющиеся документами, подтверждающими право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом.

Всего с 1949 по 1989 год на Семипалатинском полигоне было произведено около 500 ядерных испытаний, в которых было взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств. Суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных на Семипалатинском полигоне, более чем в 2500 раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Последний ядерный взрыв был произведен в 1989 году.

Указом Президента Казахской ССР от 29 августа 1991 года № 409 Семипалатинский испытательный ядерный полигон был официально закрыт.

Именно с целью возмещения ущерба здоровью населения, пострадавшего от ядерных испытаний была введения система мер социальной защиты, единовременная денежная компенсация и льготы постоянного характера (доплата к заработной плате, дополнительный отпуск и другие).

Виды льгот, установленных Законом ( ст.ст.12 - 15 Закона):

1. Единовременная денежная компенсация за ущерб, причиненный ядерными испытаниями.

Выплачивается всем пострадавшим, имеющим экологическое удостоверение в размере от 0,26 до 5,23 мрп (в зависимости от зоны радиационного риска) за каждый год проживания в зоне радиационного риска до 1990 года.

Таким образом, для человека, который 20 лет проживал в зоне повышенного радиационного риска (например, в г.Усть-Каменогорск) с 1970 года до 1990 года, единовременная компенсация составит около 33 тыс.тенге (по размеру мрп 2016г.).

2. Для пострадавших граждан, вышедших на пенсию до 1 января 1998 года, установлена надбавка к пенсии (но, только для зон чрезвычайного и максимального радиационного риска), в размере от 1,83 до 2,09 мрп.

3. Дополнительная оплата труда по зонам, в размере от 1,25 до 2 мрп в месяц (то есть от 2651 до 4242 тенге по размеру мрп 2016 года).

4. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск по зонам, в размере от 7 до 14 календарных дней в год.

5. Для женщин, проживающих на территориях, подвергшихся воздействию ядерных испытаний установлен более продолжительный отпуск по беременности и родам. Размер отпуска - 170 календарных дней при нормальных родах и 184 дня в случаях осложненных родов или при рождении двух и более детей.

6. Дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие на территориях, пострадавших от воздействия ядерных испытаний, имеют право на бесплатное оздоровление (по медицинским показаниям) в санаторно-оздоровительных учреждениях.

Проблемные вопросы при получении указанных льгот:

Закон, к ак было указано выше, был принят 1992 году (через несколько лет после закрытия полигона) и с тех пор существенных изменений не претерпел. Учитывая, что за 25 лет, прошедших со дня закрытия полигона, изменилось восприятие событий 40 летнего периода ядерных испытаний, особенно у той части населения страны, которое проживает на существенном отдалении от Семипалатинского полигона и появилось поколение граждан страны, которое может быть даже не знает о существовании данного испытательного полигона.

В результате несовершенства самого закона, в результате незнания исторических условий принятия данного закона, сложилась широкая практика, когда, пострадавшие от ядерных испытаний граждане, имеющие соответствующее экологическое удостоверение, не могут получить свои льготы после того как меняют место жительства, переезжают в другие области и города страны, которые не входят в перечень территорий, подвергшихся загрязнению в следствие ядерных испытаний.

Другими словами, если в г.Усть-Каменогорске или в г.Семей льготы предоставляются всему работающему населению (доп. оплата труда и дополнительный экологический отпуск), то при переезде в г.Астану или в г.Алматы (или другие города) эти льготы уже не предоставляются пострадавшим гражданам, несмотря на наличие у них экологического удостоверения, подтверждающего право на льготы.

Работодатели, обязанные по закону предоставлять данные льготы, отказывают в их предоставлении, ссылаясь на буквальное значение норм статьи 13 Закона и официальные письма уполномоченного государственного органа - ранее это было Министерство труда и социальной защиты населения, теперь это Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан.

Именно из-за таких разъяснений Министерства, многие пострадавшие от ядерных испытаний граждане, не могут получить предоставленные им законом льготы после переезда с территорий радиационного риска в другие регионы (в том числе в г.Алматы, г.Астана). Однако, указанные выводы уполномоченных органов не соответствуют смыслу Закона и государственной политике в сфере социальной защиты населения, пострадавшего от ядерных испытаний.

«Категории граждан, перечисленные в статье 10 настоящего Закона, имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, в размерах, определенных статьями 12 , 13 , 14 , 15 настоящего Закона.

Действие настоящего Закона распространяется на граждан, проживающих в районах и городах Семипалатинской области и соответствующих районах Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами вследствие испытаний ядерного оружия.

Из смысла приведенной статьи можно сделать следующие выводы:

1) Все льготы и компенсации, перечисленные в статьях 12, 13, 14, 15 Закона, являются единым комплексом мер по возмещению ущерба здоровью граждан, пострадавших от ядерных испытаний и имеющих экологическое удостоверение;

2) Статьи 12, 13, 14, 15 Закона определяют только размер льгот, а не категории лиц, имеющих право на эти льготы;

3) Право на льготы, указанные в статьях 12, 13, 14, 15 Закона имеют все граждане, перечисленные в ст.10 Закона в равной степени (то есть пострадавшие от ядерных испытаний);

4) Выезд с территорий радиационного риска на другое место жительства в Казахстане не лишает права на получение льгот, предусмотренных Законом.

Таким образом, учитывая, что Закон прямо устанавливает факт причинения невосполнимого ущерба здоровью людей (согласно преамбуле Закона) и согласно ст.2 Закона граждане, перечисленные в статье 10 Закона, имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, в размерах, определенных статьями 12, 13, 14, 15 настоящего Закона, логично сделать вывод, что предоставление льгот и компенсаций, установленных в ст.13 Закона (дополнительный оплачиваемый отпуск и дополнительная оплата труда) осуществляется пострадавшим от ядерных испытаний гражданам, вне зависимости от места их проживания на территории Республики Казахстан, так как согласно п.2 ст.14 Конституции РК никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Но, государственные органы трактуют указанные выше нормы иначе.

Таким образом, профильное министерство просто вырывает из контекста отдельные нормы Закона, избирательно читает статьи и не придерживается общего смысла Закона. По мнению министерства, есть якобы два вида льгот:

- для всех пострадавших от ядерных испытаний граждан (вне зависимости от их места жительства) - это единовременная денежная компенсация по ст.12 Закона, размер которой в приведенном выше примере составил 33 тыс.тенге;

- льготы только для проживающих на территории радиационного риска граждан (видимо основанием для получения этих льгот является не полученный вред здоровью, а сам факт проживания на указанных территориях) - это дополнительная оплата труда, отпуск и т.д.

А кто указан в ст.10 Закона? Приведем точную цитату данной статьи:

«Статья 10. Категории граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний, на которых распространяется действие Закона

К пострадавшим вследствие ядерных испытаний относятся:

граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу (в том числе срочную) на территориях, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами в период проведения воздушных и наземных ядерных взрывов (1949-1965 гг.);

граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу (в том числе срочную) на этих территориях в период проведения подземных ядерных взрывов с 1966 по 1990 года;

граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу (в том числе срочную) на территории с льготным социально-экономическим статусом с 1949 по 1990 год;

В данной статье как раз говорится про проживавших, работавших или проходивших службу на территориях, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами в период проведения ядерных взрывов. То есть как раз все указано в прошедшем времени, так как значение имеет факт получения вреда от проводимых ранее ядерных испытаний.

Но, продолжая вырывать отдельные нормы из общего контекста Закона, уполномоченные государственные органы в своих разъяснениях по обращениям граждан указывают, что якобы льготы и компенсации, предусмотренные законом, это только единовременная денежная компенсация, установленная в статье 12 Закона.

Но почему же в ст.13 Закона указано, что право на льготы имеет население проживающее (в настоящем времени) на данных территориях радиационного риска?

Очевидно, что слишком узкое понимание норм ст.13 Закона невозможно, так как её необходимо рассматривать вместе с остальными положениями Закона, смысл статьи 13 Закона может быть ясен только в контексте всего Закона, его целей и истории принятия.

Как известно, последний ядерный взрыв на Семипалатинском полигоне был произведен 19 октября 1989 года, а полигон официально был закрыт 29 августа 1991 года. Но, прекращение испытаний ядерных и водородных взрывных устройств, вовсе не означает, что деструктивные процессы в окружающей среде прекратились. Действие ядерного оружия основано на использовании энергии, высвобождающейся в результате неуправляемой цепной реакции деления тяжелых ядер или реакции термоядерного синтеза, а для осуществления цепной реакции используются либо уран-235, либо плутоний-239 период полураспада которых составляет тысячи лет.

Таким образом, в 1992 году, на момент принятия Закона, территории, прилегающие к Семипалатинскому полигону, находились под сильным влиянием радиоактивного фона. Естественно, что в ст.13 Закона были установлены льготы для всех проживающих на данной территории граждан, без уточнения в отношении проживавших там ранее, так как в ст.10 Закона, прямо указаны лица, имеющие статус пострадавших от испытаний и имеющие право на льготы, устанавливаемые Законом.

В данной связи, совершенно не логично, что лица, в настоящее время проживающие на указанной территории, но не проживавшие там в период ядерных испытаний, имеют право на льготы по ст.13 Закона, а лица, реально пострадавшие от многолетних ядерных испытаний, но выехавшие с данных территорий, таковых льгот не имеют.

Следовательно, вывод Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан о территориальной ограниченности предоставления дополнительной оплаты труда и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска опровергается содержанием, выдаваемого государством экологического удостоверения.

Таким образом, Научно-исследовательский институт радиационной медицины и экологии подтверждает сохранение негативного эффекта, причиненного здоровью граждан, выехавших за пределы регионов, подвергшихся радиационному воздействию (например, при переезде в г.Астану или г.Алматы), а это значит, что переезд в экологически чистый район не может служить основанием для отказа в предоставлении льгот, призванных обеспечивать возмещение ущерба здоровью пострадавших граждан.

Судебная практика:

Следующим обстоятельством, заслуживающим внимания в данном контексте, является судебная практика соседних государств. Общеизвестно, что многие жители г.Семей Восточно-Казахстанской области в 90-х и 2000-х годах переехали на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (в г.Новосибирск, г.Томск и т.д.). В связи с этим судебной системой России была сформирована единообразная судебная практика по защите прав пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, так как Российская Федерация, является официальным правопреемником СССР, а, следовательно, также несет ответственность за последствия ядерных взрывов, проводимых Советским Союзом.

Так, в результате многочисленных судебных исков бывших граждан СССР, пострадавших от ядерных испытаний, Конституционным Судом Российской Федерации было принято принципиальное решение о том, что даже после распада СССР, прибывающие в Россию граждане бывших советских республик имеют право на получение от правительства России установленных законодательством РФ льгот и компенсаций.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. №404-О указано:

Конечно законодательство Российский Федерации имеет свои особенности, но принципиальный поход к данной проблеме должен быть единым. Республика Казахстан также обязана гарантировать свои гражданам право на охрану здоровья, на социальное обеспечение и на возмещение вреда, причиненного в результате радиационного воздействия.

Доказательством достоверности и обоснованности данных выводов является тот факт, что Решением Алматинского районного суда города Астана от 21.04.2016 года были удовлетворены исковые требования о взыскании дополнительной оплаты труда и компенсации за непредоставленный дополнительный оплачиваемый экологический отпуск. Дело рассматривалось в г.Астане по иску лица, имеющего экологическое удостоверение гражданина, пострадавшего от ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне. Постановлением апелляционной инстанции от 29.07.2016г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, в связи с чем решение Алматинского районного суда города Астана от 21.04.2016 года вступило в законную силу 29 июля 2016г.

В правовом и социальном государстве такое положение является недопустимым, и приведенная выше судебная практика Казахстана и России свидетельствует о необходимости изменения сложившейся ситуации в сторону законности и защиты прав граждан.

На сайт городского акимата от населения города Усть-Каменогорск часто поступают вопросы, касающиеся Полигонного удостоверения личности, которое выдается гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне. В частности, граждан интересует, могут ли они восстановить Полигонное удостоверение личности в ЦОНе, что для этого нужно?

- Да, в ЦОНе можно восстановить этот документ. Услуга называется - регистрация граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, выплата единовременной государственной денежной компенсации, выдача удостоверений.

Если вы утеряли Полигонное удостоверение личности, то для получения дубликата необходимо подать заявление в ЦОН. Для этого нужно иметь при себе следующие документы: удостоверение личности, адресную справку, документы, подтверждающие факт и период проживания на территории Семипалатинского испытательного полигона в период 1949 по 1965, 1966 по 1990 годы. Это может быть архивная справка, справки сельских округов, диплом об окончании учебного заведения, военный билет, свидетельство о рождении, аттестат об образовании, трудовая книжка и т.д. Если вышеуказанные документы не сохранились, то надо предоставить решение суда об установлении юридического факта и периода проживания на территории, подвергавшейся воздействию ядерных испытаний.

Граждане России подвергшиеся воздействию радиации, имеют право на получение льгот. Существует несколько различных категорий льготников в зависимости от того, где они получили это облучение. Законодательно в РФ социальной поддержкой обеспечены следующие категории граждан получивших воздействие радиации в результате:
1. Чернобыльской катастрофы (почему-то называемой аварией) 1986г.;
2. Аварии 1957г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
3. Тоцкого общевойскового учения 1954 г.;
4. Испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне 1949-1963г.г.

Посвящается памяти моего отца майора ТС бортинженера ВВС ДА Королькова Владимира Михайловича 1931-1996 "Кочегара" из "Чебаков"

Но есть и законы конкретно по Семипалатинскому полигону,

Вот на этом этапе и начинается путаница. Во всём виновата наша юридическая безграмотность, а порой и нежелание просто прочитать документы и выстроить в голове ясную картину.
Поясню,
На одном из социальных интернет-ресурсов количество участников по тематике социальной защиты связанной с Семипалатинским полигоном приближается к 20 тысячам человек. Многие из этих людей посещают наш сайт Чаган, но практически каждый день раздаются одни и те же вопросы, типа, где меняют "Полигонное" удостоверение РК на российское, почему мне не меняют. почему мои документы не берут в ОСЗ, скажите, а мне положены льготы есть Полигонное, жил там-то. Наш посёлок не входит в перечень, что делать. Я служил, почему меня не признают, я таскал приборы в скважину. Не хотят смотреть справку о дозе НИИ РК и т.д. и т.п.

Все это заставило нас расписать всё заново, прямо-таки по-порядку

Поэтому просто начинайте читать и изучать все нормативные документы связанные с этим законом и постепенно всё станет на свои места.

В казахском законе льготы относятся к гражданам Казахстана и их величина оценивается по другим критериям, нежели в РФ. Эти льготы "привязаны" к ЗОНАМ, каждая со своей дозой. В российском законе критерии другие.
Привожу выдержку из казахского закона (ссылку на сам закон см. выше)

Статья 4. Классификация территорий, подвергшихся
воздействию радиоактивных осадков при
проведении ядерных испытаний

Загрязненными территориями считаются те, на которых эффективная эквивалентная доза облучения для населения превышает 0,1 бэр за весь период испытаний.
В зависимости от величины эффективной эквивалентной дозы
загрязненные территории подразделяются на:
зону чрезвычайного радиационного риска;
зону максимального радиационного риска;
зону повышенного радиационного риска;
зону минимального радиационного риска;
территорию с льготным социально-экономическим статусом.
Виды хозяйственной деятельности и порядок ее организации, объем природопользования и экологической реабилитации территории устанавливается Кабинетом Министров Республики Казахстан.
В дальнейшем границы зон и перечень входящих в них районов утверждаются Верховным Советом Республики Казахстан по представлению Кабинета Министров Республики Казахстан.
Вот так это выглядит на бумажке.

У нас же в РФ, как я написал выше в законе только 2 категории подвергшихся на СИП - это свыше 5 Бэр и свыше 25 Бэр. Поэтому, говорю заранее, когда будете обращаться в суд РФ с заявлениями, забудьте про всякие там 7-35бэр, свыше 100бэр и т.п. писать нужно точно и грамотно - свыше 25 это первое, а второе никаких слов типа пострадавший - это совсем другое, только ПОДВЕРГШИЙСЯ!

540 Приказ МЧС
И, наконец, сам порядок выдачи удостоверения (если раньше он определялся Правительством - ПП 849 , то теперь Правительство перепоручило это МЧС и ПП 849 больше не действует). А МЧС тут же воткнуло в Порядок - необходимость доказывания дозы самому подвергшемуся, что по своей сути - цинично.
Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 сентября 2009 г. N 540 г. Москва "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"

Посвящается памяти моего отца майора ТС бортинженера ВВС ДА Королькова Владимира Михайловича 1931-1996 "Кочегара" из "Чебаков"

Фактически с этого места делается первый шаг к суду, все предыдущие - подготовительные к этому.

Выше под красными цифрами 540 находится сам порядок выдачи удостоверения, наличие которого на руках является государственным признанием Вас подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинской полигоне.

Порядок указывает путь - куда нужно обращаться и что для этого необходимо иметь из документов.

Вот конкретно, что сказано в названном приказе:

3. Для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) (т.е. в Ваш местный ОСЗ ) , с соответствующим письменным заявлением , к которому прилагаются:

паспорт гражданина Российской Федерации ;

документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни).
.

При обращении граждан за получением удостоверения и представлении документов о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами периода радиационного воздействия, от граждан могут быть истребованы документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения , на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

Не знаю, как где, но в Москве типовая форма заявления пишется на основании Регламента, утвержденного Правительством Москвы. Может она уже и устарела, но суть осталась. Для наглядности можно её посмотреть, скачав тут.
СКАЧАТЬ ТИПОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Поэтапно, далее ОСЗ действует так :

В течение 1 месяца с даты подачи заявления:

1. Прием и регистрация заявления и документов заявителя.

2. Проверка правильности и достоверности представленных документов.

3. Формирование пакета документов, необходимых для оформления удостоверения и направления в ОСЗ региона.

4. Проверка представленных документов и формирование реестра получателей в МЧС РФ

5. Принятие решения о выдаче удостоверения и направление удостоверения в ОСЗ региона.

6. Выдача удостоверения, полученного из МЧС РФ
(это в случае положительного ответа, какого на практике мне не известно)

И вот когда Вы отдадите лично (не забудьте себе на копии поставить входящий номер для суда) или отправите заказным письмом это заявление в ОСЗ, а потом получите отказ, вот тогда и появятся юридические основания для судебного процесса.
_________________

Посвящается памяти моего отца майора ТС бортинженера ВВС ДА Королькова Владимира Михайловича 1931-1996 "Кочегара" из "Чебаков"


Уполномоченный Орган Социальной Защиты (ОСЗ) может поступить следующим образом:
1. Отказать в приёме документов вообще;
2. Отказать письменно с различными мотивировками;
3. Ответить, что документы приняты, проверены и отправлены в МЧС.

В первом случае отправляйте пакет документов (только копии) по почте и требуйте официального отказа. В третьем случае, после ответа может пройти целый год без движения, поэтому в установленные сроки (3 месяца) требуйте также письменного ответа о причинах нарушения сроков исполнения и причинах бездействия. Таким образом все эти варианты отказов, либо отписок становятся основанием для обращения в суд.

Прежде чем обратиться в суд, при отсутствии адвоката (по нашей специализации адвокатов не много, люди чаще обращаются самостоятельно) постарайтесь тщательно изучить нормативные документы и выйти к суду подготовленными по своему вопросу.

Наш основной закон от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"

Однако он имеет определенные ограничения, которые были сняты Определениями и Постановлениями Конституционного Суда России. Поэтому ниже привожу эти нормативы с краткими комментариями нашего Уважаемого Гуру aika .

ОКСы которые устранили ряд ограничений в применении федерального закона 2-ФЗ от 10.01.2002 г, если гражданин :

- проживал не в установленный федеральным законодателем период , с которым связывалось предоставление льгот и компенсаций (ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ОКС. ) в нём много очень важных выводов, в частности сказано, что суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными;

- проживал в населенном пункте в период 1949-1963 г, но не со дня проведения взрыва

- проживал в населенном пункте, который не включен Правительством РФ в перечень населенных пунктов , подвергшихся радиационному воздействию (Этот ОКС + цитогенетика дает дорогу к удостоверению).

Для общего понимания ответственности государства .

+ факт массового причинения вреда здоровью граждан, оказавшихся по воле государства в зоне радиационного излучения , вызванного испытанием ядерного оружия либо аварией энергетических ядерных установок, обуславливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда, причиненного их здоровью, между государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение вреда, и пострадавшими от этого гражданами. "

"Обязанность государства по возмещению вреда от экологических бедствий предопределена также правом нынешнего и будущих поколений на защищенность от радиационного излучения, связанного с использованием ядерной энергетики, которая согласно пункту "и" части первой статьи 71 Конституции Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации и объекты которой относятся исключительно к федеральной собственности".
Сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Посвящается памяти моего отца майора ТС бортинженера ВВС ДА Королькова Владимира Михайловича 1931-1996 "Кочегара" из "Чебаков"

1
Итак, вы решили отстоять свои права в суде! Почему в суд? Почему без суда нельзя? Если в суд, что нужно делать с этого момента, какие нужны документы, как обращаться в суд, в какой суд?

Для начала, прочтите вверху по ссылке разъяснения в Российской газете Общие требования при обращении в СУД в соответствии с гражданско-процессуальным кодексом РФ.

Вы уже знаете, что чтобы получить удостоверение, вам необходимо представить копию паспорта - подтверждающую, что вы гражданин России, и подтвердить ваше пребывание в период испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне.
Но с выходом приказа МЧС 540 появилось дополнительное требование, конституционность которого, к сожалению, никто ещё не оспорил. Т.е. государство, несущее полную ответственность за радиационную безопасность своих граждан, мало того, что подвергло вредному воздействию огромное количество своих граждан, мало того, что признало из более чем 600 ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне только 2, мало того, что ограничило перечень населённых пунктов подвергшихся радиационному воздействию, так ещё руками своего же гос. органа МЧС заставляет людей там находившихся во время испытаний самим доказывать величины полученных доз более чем через 50 лет, выразив это словами приказа: . от граждан могут быть истребованы документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения , на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

Какой уполномоченный орган это должен делать? Как и где должна проводиться экспертиза? Кто обладает совокупностью всех необходимых данных по проведению расчетов. У МЧС этой информации нет, а у гражданина и подавно.
У нас есть ещё два примера подобных законов в Мире - это Закон РК и Закон Франции (позже выложу его закончив перевод). Оба названных государства не требуют никакого подтверждения дозы, поскольку это абсурд. Люди получают социальную компенсацию вреда исходя из территориального принципа и нахождения там человека в период испытаний. Во французском законе даже нет нижнего предела дозы, более того там сказано, что оспаривать причинно-следственную связь между имеющимися у граждан заболеваниями и испытаниями - должно государство. По умолчанию, оно не требуется. Поэтому есть все основания сомневаться в гуманности нашего закона.

Тем не менее, люди продолжают добиваться своего, а всё перечисленное выше, определяет несколько форм обращения в суд.
_________________

Посвящается памяти моего отца майора ТС бортинженера ВВС ДА Королькова Владимира Михайловича 1931-1996 "Кочегара" из "Чебаков"

Из нормативов следует, что реализация утверждённой Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека методика (МУ) находится в компетенции МЧС РФ. Дозы облучения устанавливаются расчетным методом и оцениваются на основании этой методики в соответствии с ПП РФ №634, т.е. никакой экспертизы по установлению дозы в этой области быть не может!

Что при этом ВАЖНО.

Не допускайте ошибок в суде, когда проведенные вами самостоятельно, или назначенные судом, цитогенетические исследования, трактуется как экспертиза (1) или исследование, не обладающие характером экспертизы (2). И первое и второе неверно по существу и приводит к негативным последствиям в суде.

Цитогенетический анализ – это когда определение дозы облучения основано на изучении изменений, возникших в хромосомах в результате воздействия радиации, это результат применения новейших медицинских технологий, позволяющий реконструировать полученную Вами в отдаленном периоде времени дозу облучения. Цитогенетика, как и иные лабораторные методы ( анализы крови на сахар, мочи на белок), устанавливает определенные медицинские факты, связанные со здоровьем человека.
Другое дело, что результаты лабораторных анализов могут использоваться в экспертной деятельности. Но в отношении установления дозы облучения от СИЯП сторонней экспертной деятельности быть не может.

Нашел интересным разместить здесь и такой документ:

Посвящается памяти моего отца майора ТС бортинженера ВВС ДА Королькова Владимира Михайловича 1931-1996 "Кочегара" из "Чебаков"

Тут отражу нововведения, собранные из других веток для общей картины, спасибо Очевидцу :

Выдано по запросу_________________________________
(наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, реквизиты запроса)в отношении гражданина_____________________
(фамилия, имя, отчество, дата рождения)
проживающего(ей)__________________________________
(адрес места постоянного места жительства)
в том, что он (она) при проживании ____________________
в(наименование населенного пункта, района, области)
в период с 19 г. по 19 г.;
мог(ла) получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне____________________________
(величина суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения: более 5 сЗв (бэр), но не превышающей 25 сЗв (бэр); свыше 25 сЗв (бэр); менее 5 сЗв (бэр)
Данные сведения внесены на основании протокола расчета доз облучения_______________________________
(указать № протокола)
произведенного в соответствии с______________________
(наименование и реквизиты методических указаний, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка)
“ ” ___________201 г.
(дата оформления заключения)

Посвящается памяти моего отца майора ТС бортинженера ВВС ДА Королькова Владимира Михайловича 1931-1996 "Кочегара" из "Чебаков"

Читайте также: