Как сделать подводку к статье

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

**Вы наверняка не раз сталкивались с похожими рекламными интеграциями. Сегодня речь пойдёт о стандартных для блогеров форматах.

Чаще всего применяют подобный шаблон:
– подводка + видео от блогера с отметкой (1-2 истории) + макет (1-2 истории).

ПОДВОДКА

За день до рекламы блогер делает подводку, в которой рассказывает о своей проблеме, или делится проблемой за пару сторис ДО рекламы. В рекламе же он раскрывает решение упомянутой проблемы.

Чаще всего можно увидеть подводку через тест. Работает это как вовлечение аудитории в вопрос, подогрев интереса к заданному вопросу + изучение того, насколько аудитория понимает заданную тему, насколько она в ней заинтересована.

Часто рекламу преподносят через игры. Например, можно предложить поучаствовать в игре: скинуть фото или видео трёх разных заколок и спросить, какую причёску с ними можно сделать. А позже скинуть скрин на блог салона красоты, который сделал с этими заколками несколько самых разных интересных образов.

СТОРИТЕЛЛИНГ

Так же, как и с подводкой. Была проблема – решили её таким образом. Но тут блогер делает акцент скорее на том, как долго он пытался побороть свою проблему. Фокусируется на том, что решение принесло ему невероятное успокоение души, и теперь он просто не может не поделиться своим опытом решения проблемы.

Это именно тот тип рекламы, который применяют в сфере бьюти-средств.

Сначала идет предыстория, затем реклама. Блогер рассказывает, как долго справлялся с проблемой акне. Прикладывает фото лица, где видно до/после.


Второй пример – из ленты, но суть та же, всё по шаблону.

На личной встрече с блогером можно ещё лучше раскрыться для аудитории. Но такое сотрудничество будет дороже. Встречу лучше организовывать вокруг какой-то повестки: например, блогер давно хотел научиться ораторскому искусству, и тут ему попадается счастливая возможность встретиться с экспертом по риторике и получить от него советы. Здесь идёт реклама эксперта по риторике.

Итоговый формат рекламы – видео, в котором блогер рассказывает о вас с отметкой. Для этого нужно составить основные тезисы. Подписи на сторис продумайте заранее и пришлите блогеру, как их оформить, чтобы правильно расставить акценты.

Помните: если это обычная рядовая реклама, а не СПЕЦПРОЕКТ, блогер, как правило, совсем не заинтересован в большой трате времени на вас. Поэтому он хочет получить тезисы и максимально подробные шаблоны (ТЗ) под адаптацию, а порой – и без адаптации. Вывод: не стоит надеяться на блогера, продумайте детали заранее!

МАКЕТ

Макет – это фото или видео о компании с тезисами, которые заинтригуют и привлекут потенциальных подписчиков и покупателей.

Это могут быть красивые брендинговые видео со специальным предложением. Или приветствие от создателей бренда/магазина.


В начале 2019 появилась возможность отмечать брендированную рекламу. В целом в соцсетях можно отметить тенденцию к проявлению искренности. Людям не нравится, когда рекламу выдают за нативную рекомендацию, но несмотря на это, в РФ крайне редко можно увидеть рекламу с брендированной спонсорской пометкой. Хотя она дает большие преимуществ, как рекламодателю, так и блогу.

Так, рекламодатель может запустить в таргет пост о продукте от имени блогера – из своего кабинета. Он может увидеть всю аналитику в реальном времени без запроса скриншотов. Кстати, внутри есть разделения результатов на органические и платные. То есть, запустив рекламную кампанию, вы будете точно видеть, какой охват пришел благодаря рекламе, а какой вы получили от работы с блогером.

Вот еще некоторые штампы для вступлений:

  • Как вам меня слышно?
  • Давайте узнаем, кто сегодня в зале. Поднимите руку те, кто…
  • Я редко выступаю, поэтому волнуюсь. Похлопайте мне, чтобы не было страшно.
  • Обычно то, что я буду рассказывать вам сейчас, я говорю на трехдневном тренинге. Сегодня у нас только 30 минут, поэтому не будем терять времени.

Все эти приемы нейтральны сами по себе, но из-за частых повторов превратились в информационный шум. Аудитория пропускает их мимо ушей, а вы теряете важные минуты первого впечатления.

Прием, когда речь начинается с главной мысли выступления, редко встречается в России. Попробуйте вместо приветствия сразу начать с сути — емкого утверждения, которое вы дальше раскроете.

Брайан Стивенсон привлек 1,3 млн долларов за одну речь на TED. То же выступление стало рекордсменом по длительности аплодисментов. Тема Стивенсона сложная — недостатки судебной американской системы и дискриминация.

Особенность этого выступления в том, что четверть выступления спикер потратил на установление контакта с аудиторией. Первые пять минут Брайан рассказывал личную историю про свою бабушку, которая видела в каждом внуке индивидуальность. История вызвала интерес и доверие — только после этого спикер начал говорить о несправедливости суда в США.

История необязательно должна быть личной. Начните с кейса, рабочей ситуации. Так Марк Робер в начале выступления рассказывает о результатах A/B теста, когда он попросил своих подписчиков сыграть в простую игру и запрограммировать движение машинки. По факту игры было две: в одной ты после неудачной попытки просто пробуешь снова, а в другой — в случае проигрыша снижались баллы.

Обратите внимание: Робер не стал показывать экспертность и рассказывать про А/В тест, который он раскатал на репрезентативной выборке. Спикер адаптировал контент под аудиторию неспециалистов.

Суть приема в том, чтобы разбить рамку, которую задали предыдущие спикеры. Если это деловая конференция и все обычно начинают с официальных приветствий, расскажите что-то личное. Если все начинают с рассказа, покажите видео. Рисуйте на доске, если до этого спикеры иллюстрировали речь слайдами. Спуститесь в зал, поменяйте локацию на сцене, говорите без микрофона. Отстройка может быть и по содержанию, и по подаче.

Обычно когда речь об идет о цитате, вспоминаются школьные травмы. Но источником цитирования может быть не только Аристотель или Сократ. Возьмите высказывание Дудя, Варламова, Лебедева. Процитируйте известного в вашей сфере специалиста или участника вашей команды, если это локальная встреча.

По-честному, этот прием встречается настолько редко, что даже хорошего примера мы не нашли. Поэтому рекомендуем брать в работу как можно скорее. А если попалось видео, где спикер все-таки начинает с цитаты, поделитесь в комментариях.

Формат задания тоже может показаться буллшитным — сразу представляется, что вы просите слушателей встать и начать обмениваться визитками или объятиями. На деле задание бывает мягким и не требующим активного действия от слушателей. Например, показать картинку и попросить предположить, что это. Или предложить выбор между двумя вариантами.

Чемпион по запоминанию Джошуа Фор начал свое выступление с простого задания: закрыть глаза и представлять все то, что он говорит. Фор предлагал неожиданные и абсурдные картинки: например, танцующую на вашем журнальном столике Бритни Спирс. В середине выступления спикер вернулся к этому упражнению — странные образы зрители помнили так же ярко спустя 15 минут.

Примеры начала статьи

Как начать статью, чтобы привлечь и удержать читателя? 5 секунд.

Именно для этого мы здесь и собрались. Сегодня мы изучим лучшие способы создания классного первого абзаца и разберем интересные примеры начала статьи, собранные прямо в Сети. Только практика. Только лучшие методы. Только факты.

Начало статьи: самые эффективные способы

Прежде чем приступить к примерам, давайте обозначим важность первого абзаца (лида). Поймем, почему он так ценен для любоого материала.

Заголовок и первый абзац – это ключевые структурные элементы текста. По формуле AIDA заголовок цепляет взгляд (Attention), а лид должен заинтересовать (Interest). Первый абзац еще называют подводкой или содержательным подзаголовком.

Главные функции лида:

Мы уже рассказывали об интересных приемах начала статьи, но сегодня зайдем еще дальше. Сегодня мы дадим примеры того, как начать статью абсолютно любого формата. Будет еще больше полезной практической информации, фишек и советов.

Скользкая горка Шугермана

Этот метод мы использовали в первом абзаце статьи, которую вы сейчас читаете. Схема такая:

  • Первое предложение короткое и очень интригующее.
  • Второе немного поясняет первое, но не до конца.
  • Третье дает еще немного информации к первым двум фразам, но опять не раскрывает всю суть полностью. И вот читатель и сам не заметил, как его втянули в текст.

🔵 Пример начала статьи со скользкой горки в исполнении автора:

Пример скользкой горки

Подробнее о методе скользкой горки мы уже рассказывали вот здесь .

Задаем вопросы в начале текста

Это один из самых популярных приемов, как начать статью . Вопросы действенны для вовлечения аудитории, т. к. читатель неосознанно отвечает на них и автоматически продолжает чтение.

И честно говоря, он уже немного поднадоел, особенно в продающих постах для соцсетей. Так что давайте посмотрим другие решения. Благо, они есть.

🔵 Например, можно задать всего один вопрос, который свяжет заголовок с лидом в одно целое:

пример начала статьи

🔵Или весь первый абзац усеять вопросами (только для продвинутых копирайтеров, т. к. очень важно чувствовать текст, чтобы не переборщить):

Начать статью с помощью вопросов

🔵 Вот пример начала статьи в таком исполнении:

Начать статью с помощью да-нет

Приводим статистические данные в лиде

Если ваша статья основана на статистике, цифрах или аналитике, то можно не ломать голову с тем, как написать начало статьи .

🔵Просто берем самый красноречивый факт и выносим его в лид. Ниже аналогичный пример начала статьи:

Начало статьи с использованием статистики

Провокация как способ начать статью

Практически 100-процентный прием в умелых руках. Главная цель – получить эмоциональный отклик, неважно, позитивный или негативный. В ход идут запретные темы и ассоциации, бранная и нецензурная лексика, жесткий или черный юмор. Но, конечно, нужно помнить, что далеко не все бренды, СМИ и площадки рассчитаны на использование такого формата.

Мы, например, в “Панда-копирайтинг” такого не используем, это противоречит нашей этике, но если вы не против подобного, то можно пробовать и практиковать.

Примеры начала статьи с помощью провокаций:

🔵 Начало статьи с использованием нецензурной лексики:

Провкационный контент в лиде


🔵Пример лида с раскрытием и обсуждением личной жизни:


История в лиде статьи

🔵Например, начать текст можно так:

Пример сторителлинга в начале статьи

🔵Интрига – лучший друг сторителлинга:

Личный опыт как способ начать статью

Продолжаем делиться интересными примерами начала статьи. Подвид сторителлинга – рассказ от первого лица. Прием хорош тем, что вызывает доверие и эмоциональный отклик, подчеркивает экспертность.

🔵 Пример истории, которая наверняка захватит внимание многих читателей:

Пример сторителлинга в начале статьи

Эмоции могут стать центром всего первого абзаца, моментально вызывая эмпатию и сопереживание у читателя. Люди особенно чувствительны к эмоциональным текстам, они читают их с реальным интересом.

🔵Пример начала статьи, который отлично работает со страхом:

Этоциональный текст для привлечения внимания

Создаем образ для погружения в статью

🔵Пример погружения человека в нестандартную ситуацию сразу же в начале статьи:

Гипновставка в начале текста

Цитирование как способ начать текст

Один из самых популярных методов, как начать статью о человеке . Просто вынести в первый абзац самое яркое его высказывание. Если текст не о конкретной личности, то можно использовать цитаты известных людей или персонажей (но очень осторожно, чтобы не скатиться в банальность).

Не забывайте проверять авторство, Джейсон Стейтем сам не подозревает, как много он наговорил умных фраз на русском языке.

🔵 Пример цититрования в начале статьи для захвата внимания:

Цитата в начале статьи

Кстати, цитировать можно не только известных людей, но и вашу аудиторию. Отзывы и вопросы читателей станут поводом для статьи и одновременно ее началом.

🔵 Один из вариантов такого решения:

Цитирование целевой аудитории

Сегментация целевой аудитории

🔵 Пример поста с сегментацией целевой аудитории:

Пример сегментации ЦА в начале статьи

Решаем проблему читателя

Очень распространенный способ создания начала статьи в информационном и LSI-копирайтинге. В первом абзаце необходимо сразу обозначить пользу, которую получит аудитория от прочтения текста. То есть необходимо конкретно поставить проблему и предложить ее решение.

🔵 Вот, например, как это можно сделать:


Новость в начале статьи

🔵Пример новостного лида:

новость как способ начать статью

Как НЕ надо начинать статьи

Надо отметить, что профессиональные копирайтеры способны заставить работать на себя даже эти методы (обычно высмеивая их). В этом примере, скажем, вполне удачно использовано обобщение:

Притмер начала статьи с обобщением

Но авторам, которые сомневаются в своих силах, лучше обратиться к безопасному списку методов и примеров, как можно написать начало текста.

Вместо выводов

Если у вас нет идей о том , как лучше начать статью , не изобретайте велосипед, просто обратитесь к перечисленным приемам и советам . Крадите, как художник: заимствуйте лучшее и перерабатывайте на свой лад. Можно сочетать несколько методов.

В этом примере есть и провокация, и вопросы, и цитаты:


И помните, что лучшие друзья первого абзаца – интрига, новизна, польза, эмоции и цифры. А худшие враги – банальность, скука и серость. Добра вам!

Mobirise

Ведущий программы новостей воспринимается зрителями как хозяин студии, то есть он отвечает и за всю программу, и за каждый сюжет в ней. Таким образом, задача ведущего новостей вызывать не только интерес, но и доверие к сюжетам. Он отвечает за то, чтобы зрителям захотелось посмотреть сюжеты до конца, чтобы они поверили тому, что они видят, и чтобы по окончании программы у них не оставалось вопросов, на которые они не получили ответа.

У каждого зрителя вырабатывается свое личное отношение к ведущему информационной программы. Зрители как бы одаривают ведущего своим доверием и наделяют его в некотором роде правом представлять их интересы. У ведущего непростая задача соответствовать столь непростым ожиданиям зрителей.

Видеоизображение настолько точно и интенсивно, настолько приближает ведущего к зрителям, что те осознанно или подсознательно всегда обнаружат, что у ведущего был плохой день — он нервничает, болен, не выспался. А если на экране отчетливо видно, что ведущий нервничает, это зачастую так сильно воздействует на зрителей, что они начинают волноваться за него. В такой ситуации наладить коммуникацию со зрителями невозможно.

Итак, ведущий должен спокойно и уверенно посредничать в передаче новостей, излучая энергию рассказчика. Для этого он должен осознанно пользоваться внешними средствами воздействия (мимика, жесты, движения, интонация, прическа, одежда, грим), но и каждый раз основательно готовиться к программе.

ОБРАЗ ВЕДУЩЕГО

Не существует определенных правил создания образа ведущего информационной программы. Но важно помнить, что видеоизображение отличается от действительности.

Наиболее разительное отличие видеодействительности от реальности состоит в том, что на крупных планах усиливается эффект от любого изменения выражения лица и любого движения. Поэтому ведущий вынужден гораздо более сдержанно работать лицом и телом на экране, чем в реальной жизни. Сильное покачивание головой, неожиданный поворот на стуле, широкие движение руками, большая, широкая улыбка, глаза, возведенные к небу — слишком сильные реакции. Для того, чтобы обозначить настроение, достаточно минимального изменения выражения лица и весьма скромных движений. Будьте сдержанны.

Ведущий должен постоянно наблюдать себя со стороны и не прекращать этой тренировки, даже добившись успеха и известности. Только таким образом можно выработать умение найти адекватный язык лица и тела и избавиться от мешающих работе в эфире привычек.

МИМИКА

• Намек на приподнятость уголков губ, отчего чуть-чуть приподнимаются щеки и внешние уголки глаз: дружелюбное, активное выражение лица.

ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ

В информационных программах ведущий обычно сидит на стуле за столом. Стул — это важное орудие труда, ведущий должен сам подбирать себе стул. Лучше всего подходит обыч ный стул. Вертящиеся офисные стулья могут создать некоторые проблемы, поскольку излишек энергии уходит на нижнюю часть тела, и это ощущение едва заметным образом передается в кадре. Если во время эфира ведущий неосознанно вертится из стороны в сторону, это видно на экране и нарушает связь между ведущим и зрителями. Но если такой привычки у ведущего нет, то в остальном вертящийся стул очень удобен, поскольку позволяет поворачиваться к разным камерам или в сторону интервьюируемого.

Многие опытные ведущие предпочитают сидеть слегка боком по отношению к камере, тогда для установления зрительного контакта со зрителями приходится поворачивать голову на несколько градусов. Таким образом создается более интригующее и менее навязчивое выражение лица, крупный план становится более выигрышным.

ИНТОНАЦИЯ

Для того чтобы уметь читать длинные тексты до логической точки, не делая вдоха в неудачном месте, необходима осознанная работа с дыханием. Когда ведущий дышит поверхностно, у него не хватает воздуха прочитать предложение целиком. Тем более он не может менять скорость чтения, интонацию, делать паузы, а ведь все это важные средства воздействия на аудиторию. Именно они придают текстам живость, разнообразие, интригу.

При поверхностном дыхании грудная клетка расширяется, а живот втягивается. Надо тренировать глубокое дыхание, когда воздух достигает живота, так что он расширяется и округляется, причем расширяется настолько, что это чувствуется в пояснице.

Сделайте полный выдох, чтобы возникала естественная потребность в глубоком вдохе. Затем наберите столько воздуха, сколько можете, и попробуйте прочитать столько текста, сколько получится на одном вдохе. Многие ведущие после нескольких таких тренировок обнаруживают, что они в состоянии, не делая нового вдоха, прочитать в пять раз больше, чем при поверхностном дыхании. Если ведущий к тому же попытается одновременно артикулировать отчетливее, чем в реальной жизни, то есть в большей степени загружать язык и губы, что создает равновесие с выходящим потоком воздуха, голосовые связки автоматически расслабятся, что способствует появлению спокойствия в голосе. Одновременно происходит расширение глотки и полости рта, что добавляет голосу дополнительную звонкость.

Во время тренировок ведущий может вдыхать воздух через нос. Но во время передачи ему следует дышать ртом, поскольку это ускоряет дыхание.

Добившись правильного дыхания, можно начинать тренировки на скорость чтения, интонации и длительность пауз. Тренироваться лучше всего перед зеркалом, чтобы закреплять и внешние средства воздействия.

Как правило, после наложения грима лицо пудрят, чтобы оно не блестело от пота на крупных планах. Пудра позволяет скрыть мелкие недостатки: прыщики, большие родимые пятна и т.п.

Широкое лицо можно визуально сузить, сделав высокую прическу или убрав волосы с лица. Темные румяна под скулами также визуально делают лицо уже. Если лицо узкое, и его нужно сделать визуально шире, можно опустить волосы на лицо и наложить слой темных румян прямо под скулы.

Женщины с узкими губами пользуются помадой ярких расцветок, женщинам с полными губами следует использовать помаду с осторожностью. Темные румяна на шее позволяют сделать ведущего в кадре моложе.

ОДЕЖДА

Идеальная одежда ведущего — это такой костюм, на который зрители не обратят внимания. Если, конечно, речь не идет о программах, где необходимо эпатировать зрителей или костюм каким-то образом связан с содержанием программы. Костюм не должен бросаться в глаза, но с другой стороны, он должен помогать укреплять доверие к ведущему.

На телеэкране человек кажется чуть полнее, чем в реальности. Одежда из тонкой материи облегающих фасонов помогает решить эту проблему. Более стройный вид придает ведущему одежда с широкими продольными полосами. Наоборот, одежда из толстой материи, с поперечными полосами, мешковатая, для ведущих не подходит. Одежда должна облегать, но выглядеть удобной, с тем чтобы ведущий выглядел презентабельным под любым ракурсом камеры.

Цвет одежды не должен слишком напоминать цвет декораций. С другой стороны, нецелесообразно подбирать и цвет, резко контрастирующий с цветом декораций. Если цвет декораций очень темный, ведущему не следует надевать белоснежный костюм, а если декорации очень светлые, ведущему следует отказаться от темных красок в своей одежде. Если, разумеется, речь не идет о специальном замысле.

Ведущему противопоказана одежда, которая блестит или иным образом отражает свет студийных осветительных приборов, — это особенно относится к одежде очень темных и очень светлых расцветок. Может получиться так, что часть тела ведущего, не закрытые одеждой — шея, запястья, пальцы — на экране окажутся черными или просто будут выглядеть неестественно.

Не стоит выбирать костюм с мелким узором на ткани. Маленькая клетка и маленькие изогнутые линии на одежде переливаются на экране всеми цветами радуги.

Исторически сложилось, что ведущие-мужчины надевают в студию пиджак и галстук. Выбор одежды для женщин существенно шире, но существуют рамки, за которые лучше не выходить. Не стоит представлять программу в сильно декольтированной блузке, чтобы не отвлекать зрителей от сути. Крупные серьги и другие украшения, отражающие свет осветительных приборов, тоже не годятся.

Если вы носите очки, запишите это себе в актив. Поправляя очки, ведущий может подчеркнуть или выделить важную деталь в тексте и при этом получить паузу, чтобы вспомнить дальнейший текст. Однако очки могут отражать свет осветительных приборов, а в некоторых случаях даже срабатывать как зеркало, отражая, благодаря кривизне стекол, почти все, что происходит в студии — камеры, операторов, помощника режиссера и т.п. Обязательно принесите с собой на тракт несколько разных пар, чтобы оператор-постановщик и режиссер могли выбрать те, в которых вы будете работать. Кроме того, производятся специальные плоские стекла для очков, поверхность стекол очков можно обработать специальным составом, предотвращающим отражение. Наконец, можно поработать со студийным освещением.

ВЕДУЩИЙ В ДЕЙСТВИИ

Играя роль ведущего, вы должны остаться самим собой. Ведущий не может допускать искусственности в своих действиях. Мимика, жестикуляция и интонация должны отражать настроение, с которым вы смотрите каждый сюжет, движения должны быть спокойными, уверенными и гармоничными.

В профессиональном сообществе идет вечный спор о том, как должен выглядеть ведущий новостей. Может ли он позволить себе демонстрировать зрителю свое эмоциональное отношение к событиям или он должен быть холодным и беспристрастным. Мы не будем в этой книге вступать в спор и ограничимся тем, что каждый ведущий — это человек. А людей одинаковых не бывает. Как ведущий программы новостей он, конечно, должен быть чуть сдержан, но естественен.

Профессиональный ведущий нарабатывает свои личные клише, которые подсознательно понимает и зритель. Это ускоряет язык коммуникации ведущего с аудиторией.

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА

ЧТЕНИЕ С ТЕЛЕСУФЛЕРА

Зачитывая текст с телесуфлера, ведущий чаще смотрит в камеру и реже опускает глаза. При работе с телесуфлером подругому ставится свет в студии. Нельзя допускать, чтобы осветительные приборы светили ведущему в глаза.

Как правило, несмотря на телесуфлер, ведущий имеет перед собой и текст, напечатанный на бумаге или ноутбук. Если приходится зачитывать продолжительный кусок текста, лучше всего иногда посматривать в напечатанный текст. Слишком напряженный долгий взгляд может легко превратиться в навязчивый или назойливый. Кроме того, зритель не думает о том, что вы читаете текст на телесуфлере, и может быть очень удивлен, что вы так долго говорите какой-нибудь непростой текст. Общее правило одно: когда вы смотрите в камеру, то есть в глаза зрителю, вы подчеркиваете что-то важное. Если строчки телесуфлера двигает ассистент в аппаратной, то обязательно надо провести несколько репетиций с ним, чтобы ассистент чувствовал темп вашей речи и двигал строчки в удобном для вас темпе. Современные телесуфлеры часто управляются педалью под столом студии. Тогда вам самому надо приноровиться, чтобы уметь двигать строчки так, как вам удобно.

Когда ведущий заканчивает подводку к сюжету, неплохо посмотреть вниз на служебный монитор. Таким образом вы как-бы приглашаете зрителя посмотреть этот сюжет. А после окончания сюжета в кадре вы можете поднять глаза от монитора с тем выражением лица, которое соответствует вашей реакции на сюжет. Кроме того, убрав глаза в сторону монитора, вы перестаете в глазах зрителей отвечать за возможную задержку вывода сюжета в эфир или иные технические проблемы. Вы как-бы перемещаетесь к зрителю на соседнее кресло в его комнате, чтобы посмотреть сюжет.

Во время тракта эфира необходимо обговорить с режиссером и оператором-постановщиком все варианты вашего появления в кадре. Надо заранее знать, на какой высоте размещаются камеры, которые вас показывают. Желательно, чтобы они были на уровне глаз. Если камеры находятся слишком близко, то зритель может увидеть ваши бегающие по строчкам телесуфлера глаза. Разумеется, любые ваши перемещения по студии в эфире являются предметом серьезного обсуждения во время тракта. Каждое перемещение — это отдельное специальное освещение, перестановка камер, иные ракурсы.

Можно и самому понять, когда вам начинать говорить, если в студии есть служебный монитор. Убедитесь до начала эфира, что в этот монитор заведена программа, которая выходит в эфир. Остальные команды (при отсутствии ассистента ведущего) поступают ему через ушной телефон, который закрепляется в ухе и не виден зрителю. Если у ведущего в студии есть партнер или интервьюируемый, которые располагаются слева от него, в какой-то момент ему придется повернуться влево и тем самым показать себя в профиль с правой стороны. Телефон в таком случае должен находиться в левом ухе. Невозможно работать с ушным телефоном, если ваши собеседники находятся по обе руки от вас. Впрочем, современные ушные телефоны находятся глубоко в ушной раковине и не видны зрителю. Если такого ушного телефона нет в наличии, а поворачиваться все равно приходится, придется отрастить волосы.

Ведущий новостей не импровизирует в студии. Если всетаки такая необходимость возникла по ходу эфира, заканчивайте свой текст теми же словами, которые написаны в сценарии, иначе выпускающая бригада не поймет, что вы закончили и надо включать следующий сюжет.

ПОПРАВКИ

Оговорка — самая естественная вещь на свете. Если вы оговорились, просто поправьте себя, не меняя выражения лица. Не нужно принимать виноватый вид или вымучивать виноватую улыбку. Действуя таким образом, ведущий выпадает из своей роли. Как быть зрителям: улыбаться или оставаться серьезными? Ведущий сбил их с толку и на одну или две секунды нарушил ту магию, на которой основана эффективная коммуникация. Опытные ведущие умеют поворачивать оговорки в свою пользу. Тончайшей мимикой после оговорки они вызывают у зрителей дополнительную симпатию и тем самым углубляют язык коммуникации.

ПОДВОДКА И ОТВОДКА

Текст подводки и отводки пишет журналист — автор сюжета, но окончательный вариант готовит ведущий вместе с редактором, исходя из того, что текст должен быть легко читаемым, понятным и интересным.

Бывает, что в тексте имеет смысл предвосхитить сюжет и раскрыть главный кульминационный момент сюжета. Но нельзя это делать так, чтобы зритель потерял интерес к просмотру. В любом случае в подводке должна быть только одна мысль. Последние строки, подводящие к сюжету, не должны повторять слова журналиста в начале сюжета.

В отводке можно обратиться к свежим новостям по теме сюжета или как-то обозначить то, что мы в этой книге называем перспективой.

Не стоит заявлять в отводке какие-либо новые точки зрения на проблему — у зрителей возникнут новые вопросы, на которые они не смогут получить ответа. Если вам нечего сказать, но по композиции программы сказать что-то все равно надо, в отводке можно повторить суть истории.

Учитесь редактировать и писать тексты подводок и отводок устным русским языком. Полезно придерживаться следующих основных правил:

5. Причастные и деепричастные обороты, сослагательное наклонение и другие замечательные возможности нашей родной речи не используются.

Читайте также: