Как сделать план трассы

Обновлено: 04.07.2024

На чертеже формата А4хn наносят ломаную линию трассы, вписывают все закругления на основе ведомости углов поворота, прямых и кривых. На плане трассы обозначают номера вершин углов поворота. На каждом закруглении приводят основные параметры: радиус, угол поворота, тангенс, длину кривой, биссектрису и другие. Наносят ситуацию в полосе не менее 100 м в каждую сторону от трассы автомобильной дороги (рис. 3.3).


4 Продольный профиль

Продольный профиль составляется по выбранному варианту трассы на миллиметровой бумаге формата А4 х n (рис. 3.6).

Проектирование продольного профиля включает:

1) нанесение исходной информации;

2) назначение контрольных точек и руководящих рабочих отметок;

3) составление вариантов проектной линии;

4) проектирование кюветов.

4.1 Нанесение исходной информации

К исходной информации относятся;

б) черный профиль по оси трассы;

в) геологическое строение местности по оси дороги.

План трассы с ситуа­цией по 100 м в каждую сторону от оси дороги составляют по данным топографической карты.


Вграфе 1 обозначают угодья, пересекаемые дороги, водотоки, линии связи и электропередач, временные репера знаком с указанием отметок репера и земли, положение вершин углов поворота и направление поворота трассы. В графе 14 по данным ведомости углов поворота, прямых и кривых наносят элементы плана оси дороги: прямые (длина, румб), закругления (номер вершины угла, величина угла поворота, радиус круговой кривой, длина переходной, расстояние от ближайшего пикета до начала и конца переходных и круговых кривых), указывают номера пикетов (только единицы) и километры.

В графе 13 обозначают расстояние между плюсовыми точками и пикетами. При отсутствии на пикетах плюсовых точек расстояние между пикетами (100м) не записывают (например, ПК8, ПК9 на рис. 3.8).

Опыт проектирования автомобильных дорог в AutoCAD Civil 3D

Проектирование переходно-скоростных полос, уширения проезжей части для автобусной остановки, пересечения автодорог разных категорий в одном уровне.

Введение

О работе в программе AutoCAD Civil 3D мы беседуем с руководителем группы строительного отдела Борисом Александровичем Врублевским.

Техническое задание

Заказчиком была поставлена задача по выполнению проектных работ в городе Вышний Волочек Тверской области, протяженность автотрассы — 510 м.п. Необходимо было выпустить комплект чертежей марки АД, отвечающий российским стандартам.

В соответствии с техническим заданием следовало выполнить целый ряд проектных работ. В частности, запроектировать:

  • фрезеровку существующего покрытия; усилить существующее покрытие асфальтобетоном, h=0,26 м;
  • переходно-скоростную полосу (ПСП) для дороги II категории, новую дорожную одежду на ПСП, h=1,26 м;
  • откосы с заложением 1:4; бермы для дорожных знаков и столбов освещения;
  • укрепление обочин; укрепление откосов посевом многолетних трав.

Для решения поставленной задачи был выбран программный комплекс AutoCAD Civil 3D 2010.

Обработка данных инженерных изысканий

Перед началом выполнения работ по проектированию реконструкции существующего примыкания от отдела изысканий была получена топографическая съемка местности, созданная в CREDO в формате *.dwg с последующей редакцией триангуляции в GeoniCS.

Исходная топографическая съемка в CREDO

Исходная топографическая съемка в CREDO

Для гибкости проекта и оптимальной работы со смежными отделами было принято решение об использовании функционала быстрых ссылок на данные AutoCAD Civil 3D. Была создана папка хранения данных, после чего — отредактирована поверхность функциями AutoCAD Civil 3D для работы с поверхностями. В программе очень удачно реализован пакет инструментов, позволяющий значительно сократить сроки редактирования поверхностей (Удалить грань, Переместить ребро, Изменить высоту точки ).

Затем был настроен стиль отображения поверхности (задан шаг горизонталей для М 1:500, цвет горизонталей, толщины), который был сохранен в базовый шаблон AutoCAD Civil 3D.

В результате была получена отредактированная существующая цифровая модель местности (ЦММ).

Топографическая съемка отредактированная в AutoCAD Civil 3D

Топографическая съемка отредактированная в AutoCAD Civil 3D

Построение плана трассы и существующих профилей

Перед нами стояла непростая задача по выбору плана трассы. Это было связано с тем, что план трассы обусловлен существующей геометрией федеральной трассы М-10 (E-95), расположением технических средств организации дорожного движения (дорожные знаки, столбы освещения) и объектами дорожного сервиса (автобусная остановка). Но все это не проблема, когда есть AutoCAD Civil 3D!

На рассматриваемом участке к автодороге М-10 примыкает второстепенная дорога, рядом — съезд с М-10 к АЗС, а после него расположена автобусная остановка, что усложняет проектирование полосы разгона.

Осевая линия трассы была получена из полилинии с помощью инструмента AutoCAD Civil 3D Трасса — Создание трассы из объектов. Отображение трассы соответствует российским нормам оформления благодаря реализованным в программе шаблонам оформления.

Для построения существующих продольных профилей по трассе М-10 и съезду мы воспользовались командой AutoCAD Civil 3D Создать профиль поверхности. Затем были выбраны трасса и поверхность, по которой будет построен продольный профиль. Этот функционал очень удобен и позволяет за несколько минут построить продольный профиль, вывести вид его профиля и напечатать. Ручная же работа заняла бы не меньше недели.

Создание проектного профиля трассы

Перед построением проектных профилей были созданы три вида профиля (по существующему участку М-10, по участку съезда к подстанции и по участку съезда к АЗС). Командой Инструмент создания профилей по существующему рельефу мы создали три проектных профиля. Затем командой Подобие профиля подняли проектные профили на 16 см вверх.

Это необходимо, чтобы под заготовленные конструкции обосновать объемы работ. следует выполнить фрезеровку существующего покрытия на 10 см и выполнить устройство трех слоев асфальтобетона общей толщиной в 26 см.

3D-модель проектируемой дороги

После проработки всех элементов проектирования дороги (ЦМР, трасса, профиль поверхности, вид профиля, проектный профиль) можно приступать к разработке будущей 3D-модели реконструируемого участка федеральной трассы М-10. За время работы в AutoCAD Civil 3D выработались два основных метода проектирования 3D-моделей:

  • способ построения 3D-модели дороги по коридору;
  • способ построения по характерным линиям и объектам профилирования.

Следует отметить, что каждый из приведенных способов занимает определенное время, но все же процесс осуществляется существенно быстрее, чем просто средствами AutoCAD или же вообще на кульмане карандашом! Расскажем о каждом из этих способов подробнее.

При первом способе придется разобраться с очень важными элементами коридора — цели и конструкции. В итоге, если выбрать правильные цели для элементов коридора (трассы, трассы смещений, профили по ним) и создать заранее продуманную конструкцию из инструментальной палитры, то в результате вы получите красивую и динамическую 3D-модель коридора.

При втором же способе необходимо потратить время на построение характерных линий с высотными отметками, а также построить откосы объектами профилирования. Недостатком этого способа является то, что получить объемы работ по конструкции проектируемого участка средствами AutoCAD Civil 3D не получится.

Проектирование перекрестка

В приведенном примере мы рассмотрим пересечения трассы с двумя второстепенными дорогами (съездами). Тем самым получатся два перекрестка. В AutoCAD Civil 3D реализован удобный функционал Создание перекрестка.

Существуют два основных способа построения перекрестков, которые мы с вами рассмотрим.

Для построения перекрестка в полуавтоматическом режиме подойдет первый способ. Здесь перед построением перекрестка необходимо создать и настроить семь основных его конструкций:

  • бровка на повороте;
  • главная дорога;
  • главная дорога слева с проезжей частью;
  • главная дорога справа с проезжей частью;
  • второстепенная дорога;
  • второстепенная дорога слева с проезжей частью;
  • второстепенная дорога справа с проезжей частью.

После создания семи конструкций была запущена команда Пересечение и в Мастере пересечений настроились все необходимые элементы этого пересечения (конструкции, радиусы поворотов, уширения В результате мы получили перекресток в виде коридора. Этот коридор-перекресток можно встроить в основной коридор М-10. Поступаем аналогично и для второго съезда с М-10. Если у вас сложная конструкция, то при построении дороги в полуавтоматическом режиме может потребоваться зайти в Настройки коридора и во вкладке Цели удалить или перенастроить цели, тогда все будет выглядеть очень красиво, как и задумывалось в проектировании съезда с М-10.

Второй способ более трудоемкий, но зато позволяет понять базовый принцип построения перекрестка любой конфигурации, да и вообще любого пересечения в AutoCAD Civil 3D. А трудоемок способ потому, что придется выполнить большее количество операций.

Например, построенный коридор главной дороги нужно будет разбить на три области (до перекрестка, перекресток, после перекрестка с учетом радиусов поворота).

В появившихся областях в настройках коридора главной дороги нужно задать заранее созданные конструкции, которые будут в этих областях. После увязки проектных отметок на пересечении дорог (по продольным профилям) следует создать второй коридор второстепенной дороги.

В свойствах коридора второстепенной дороги нужно добавить области левого и правого поворота командой Добавить базовую область и вставить новые трассы (трассы сопряжений), а также конструкции на сопряжениях с указанием начала и конца сопряжения. Кроме того, придется отредактировать смещение целей и целевое значение уклона по добавленным трассам, чтобы конструкции проходили по всей области перекрестка. В итоге получилось два коридора. Первый коридор главной дороги — без перекрестка. Второй коридор второстепенной дороги — с перекрестком. И только после этого можно посчитать объемы работ в автоматическом режиме по двум дорогам отдельно.

Поперечные профили земляного полотна

Для выполнения ТУ необходимо выполнить поперечные профили земляного полотна. С помощью программы можно оперативно создать линии поперечных разрезов (по пикетам, по пикетам с шагом, произвольно указывая на трассу). Затем останется только создать несколько видов поперечных сечений с помощью Мастера вывода сечений и в конце просто указать точку вставки видов сечений (поперечников) на чертеже.

Поперечные сечения

Поперечные сечения

Объемы работ

В AutoCAD Civil 3D удачно реализован подсчет объемов работ. В случае построения 3D-модели в виде коридора или конструкции, можно легко выполнить расчет материалов по элементам конструкции (асфальт, щебень, песок и вывести таблицы с объемами в чертеж. Этот режим — мечта для проектировщика, а автоматический подсчет земляных работ — просто сказка.

Выводы

Благодаря программному продукту AutoCAD Civil 3D проектировщикам удалось существенно сократить сроки проектирования и сроки выпуска проектной документации. С помощью данного программного продукта можно автоматизировать весь цикл проектирования объектов. Средствами AutoCAD Civil 3D оформляются все чертежи, полностью соответствующие российским нормам проектирования.

На чертеже формата А4хn наносят ломаную линию трассы, вписывают все закругления на основе ведомости углов поворота, прямых и кривых. На плане трассы обозначают номера вершин углов поворота. На каждом закруглении приводят основные параметры: радиус, угол поворота, тангенс, длину кривой, биссектрису и другие. Наносят ситуацию в полосе не менее 100 м в каждую сторону от трассы автомобильной дороги (рис. 3.3).


4 Продольный профиль

Продольный профиль составляется по выбранному варианту трассы на миллиметровой бумаге формата А4 х n (рис. 3.6).

Проектирование продольного профиля включает:

1) нанесение исходной информации;

2) назначение контрольных точек и руководящих рабочих отметок;

3) составление вариантов проектной линии;

4) проектирование кюветов.

4.1 Нанесение исходной информации

К исходной информации относятся;

б) черный профиль по оси трассы;

в) геологическое строение местности по оси дороги.

План трассы с ситуа­цией по 100 м в каждую сторону от оси дороги составляют по данным топографической карты.


Вграфе 1 обозначают угодья, пересекаемые дороги, водотоки, линии связи и электропередач, временные репера знаком с указанием отметок репера и земли, положение вершин углов поворота и направление поворота трассы. В графе 14 по данным ведомости углов поворота, прямых и кривых наносят элементы плана оси дороги: прямые (длина, румб), закругления (номер вершины угла, величина угла поворота, радиус круговой кривой, длина переходной, расстояние от ближайшего пикета до начала и конца переходных и круговых кривых), указывают номера пикетов (только единицы) и километры.

В графе 13 обозначают расстояние между плюсовыми точками и пикетами. При отсутствии на пикетах плюсовых точек расстояние между пикетами (100м) не записывают (например, ПК8, ПК9 на рис. 3.8).

Как правило, дорогу трассируют по кратчайшему направлению. Однако рельеф местности, существующая застройка, водные преграды и другие препятствия диктуют трассирование дороги в виде ломаных линий с последующим вписыванием в изломы трассы кривых — круговых или переменного радиуса.

Каждое изменение направления трассы определяется углом поворота, который измеряется между продолжением старого направления и новым направлением (рис. 3.1).

Трасса дороги

Рис. 3.1. Трасса дороги

Прямой участок трассы характеризуется длиной и направлением (азимутом или румбом).

По современным воззрениям трассирование дорог предпочтительней по кривым больших радиусов, поэтому везде, где это нс вызывает существенного удорожания работ, следует трассировать дорогу с радиусами более 3000 м, причем тем большими, чем меньше угол поворота. Например, при углах поворота порядка 5° и меньше следует применять радиусы не менее 5000 м. Условия движения автомобиля по кривым радиуса R > 3000 м не отличается от условий движения по прямым участкам.

Радиусы порядка 3000—2000 м обеспечивают хорошие условия движения скорости с учетом перспективного развития транспортных средств.

Радиусы от 2000 до 600 м удовлетворительны для современного движения, но требуют устройства дополнительных мероприятий для повышения устойчивости автомобиля: переходных кривых и виража.

Радиусы 600—200 м допустимы на дорогах только II—III категорий в сложных условиях.

Радиусы менее 250—200 м применимы в исключительных случаях в пересеченной и горной местности.

Трассирование дороги в виде длинных прямых участков в однообразных условиях нередко приводит к повышению ДТП ввиду притупления внимания водителей или, наоборот, развития неоправданно большой скорости движения.

Для обеспечения пространственной плавности дорог между прямыми и криволинейными участками должны быть определенные соответствия.

Длина прямых вставок между кривыми, направленными в одну сторону, не должна быть меньше 300—400 м, между обратными кривыми — короче 200 м.

Для обеспечения равномерного режима движения по дороге радиусы смежных кривых нс должны отличаться более чем в 1,3—2 раза.

Элементы круговой кривой без устройства переходных кривых вычисляют по формулам

Читайте также: