Как сделать пешеходный переход безопасным

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Распространенные стратегии поведения пешеходов на дороге:

  • Стратегия трусливого зайца. Человек шарахается от машин. Он стоит на тротуаре до тех пор, пока на дороге не останется ни одного автомобиля, затем переходит дорогу. Отсутствие знаний правил дорожного движения для пешеходов не позволяет ему быстро и безопасно оказаться на другой стороне дороги.
  • Стратегия упрямого осла. Человек прет по дороге как танк. Он бросается прямо под колеса автомобилей, которые вынуждены резко тормозить, создавая тем самым опасные ситуации.

Как понимаете, ни одна их этих моделей поведения не является сколько-нибудь приемлемой. Обычно такие пешеходы не знают даже основ правил дорожного движения и пытаются перейти проезжую часть в неположенном месте. Поэтому именно они часто получают административные штрафы, предназначенные для пешеходов, или попадают под колеса транспортных средств.

Где можно пересекать проезжую часть?

Согласно пункту 4.3 правил дорожного движения:

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Пешеходный переход

В первую очередь, необходимо переходить дорогу по пешеходным переходам. Причем, если приходится выбирать между подземным, надземным и обыкновенным (по проезжей части), то нужно воспользоваться первыми двумя видами. Это значительно безопаснее, надежнее, а в большинстве случаев и быстрее.

Подземный и надземный пешеходный переход

Люди, которые вместо того, чтобы воспользоваться современным надземным переходом переходят дорогу по проезжей части нарушают правила дорожного движения, так они еще и тратят значительно больше времени на переход, простаивая в середине проезжей части. Ну и, кроме того, рискуют здоровьем и жизнью.

Подземный и надземный пешеходные переходы обозначаются специальными дорожными знаками и перепутать их с чем либо другим достаточно трудно.

Знак подземный пешеходный переход:

Знак надземный пешеходный переход:

Обычный (наземный) пешеходный переход

С переходом дороги по проезжей части дело обстоит несколько сложнее.

Границы пешеходного перехода определяются специальной разметкой и дорожным знаком "пешеходный переход".

Переходить такой переход нужно прямо по разметке. Если идти рядом с разметкой - то это уже не пешеходный переход, а нарушение правил.

А для чего же нужны знаки "Пешеходный переход", которые так же есть на картинке? Нужны они на тот случай, когда разметка сотрется или будет плохо видна (например зимой). В случае, если есть знаки и нет разметки, то именно знаки определяют границы пешеходного перехода.

Что же делать, если есть и знаки "Пешеходный переход", и соответствующая разметка? Чем в этом случае определяется граница перехода? В таком случае граница определяется разметкой.

Важно понимать, что если разметка была вчера, а сегодня положили новый асфальт и разметки нет, то и пешеходного перехода тоже больше нет.

Правила перехода перекрестков

Можно переходить дорогу на перекрестках, но только если рядом нет пешеходного перехода. Причем нужно переходить по таинственным линиям тротуаров и обочин. Что бы это значило? На самом деле ничего сложного тут нет. Просто необходимо двигаться по перекрестку не наискосок (сразу пытаться перейти 2 дороги), а параллельно одной из проезжих частей.

Совет: чтобы упростить Вам переход дороги на перекрестке. Допустим, Вы подошли к перекрестку, но переходить боитесь. Две дороги, много машин, за всеми не уследишь. В этом случае нужно сначала посмотреть через плечо - назад. Во время пересечения проезжей части Вы не сможете наблюдать за машинами приближающимися сзади. И хотя по правилам они должны уступить Вам дорогу, на практике такое встречается нечасто. Нужно дождаться такого момента, чтобы сзади никто не поворачивал в Вашу сторону. После этого смотрим по оставшимся сторонам (в 3 стороны можно поглядывать одновременно) и аккуратно переходим. Если не получилось перейти - опять смотрим назад и т.д.

Правила перехода проезжей части в иных случаях

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Т.е. можно переходить дорогу и не по переходу или на перекрестке. Но при этом нужно учитывать, что перехода или перекрестка не должно быть в зоне видимости (если зрение хорошее, то прогуляйтесь до дальнего перехода).

Также отмечено, что переходить нужно в тех местах, где проезжая часть хорошо просматривается в обе стороны. О чем это свидетельствует? О том, что Вы переходите дорогу не по переходу на свой страх и риск. Не увидели автомобиль - сами виноваты.

Ну и если посреди дороги забор, клумба, трамваи и т.п., т.е. разделительная полоса, то переходить дорогу вне перехода запрещается.

Правила пешехода на дороге. Как правильно переходить дорогу?

Пересечение проезжей части на регулируемом перекрестке или регулируемом пешеходном переходе

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.

Регулируемый перекресток (или переход) - это такой перекресток (или переход) на котором движение регулирует регулировщик или есть светофор. Если на светофоре постоянно мигает желтый сигнал - то такой перекресток является нерегулируемым.

Регулировщик автоматически превращает любой перекресток в регулируемый. Если на перекрестке есть регулировщик, то нужно руководствоваться его действиями, а не сигналами светофора!

Существуют специальные жесты регулировщика:

  • правая рука поднята над головой (в этом случае движение пешеходов запрещено);
  • правая рука вытянута вперед (движение пешеходов разрешается со стороны спины регулировщика);
  • руки вытянуты в разные стороны в виде буквы Т (движение пешеходов разрешается со стороны груди и со стороны спины регулировщика).

На практике часто регулировщики используют другие жесты и поэтому чаще всего пешеходам они разрешают движение, просто махнув рукой в нужном направлении.

Светофор на перекрестке делает перекресток регулируемым только в том случае, если он работает в режиме красный - желтый - зеленый.

Специальный пешеходный светофор (состоит из двух секций - с красным и зеленым человечками) разрешает движение пешеходов, если включен зеленый сигнал светофора, и запрещает - если красный. Переход на красный свет является нарушением правил дорожного движения, за которое на пешехода может быть наложен административный штраф.

Нерегулируемый пешеходный переход

Пункт 4.5 правил дорожного движения:

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

На нерегулируемых переходах правила для пешеходов достаточно строгие, но справедливые - нужно самому позаботиться о безопасности своего движения. Не следует бросаться прямо под колеса приближающихся транспортных средств, как делают многие пешеходы.

При переходе дороги не на переходах позаботиться о безопасности нужно еще сильнее - нельзя выходить из-за других автомобилей. Также нельзя создавать помехи для движения транспортных средств, т.е. нужно в таких местах переходить дорогу на значительном расстоянии от приближающихся автомобилей. Не на переходах во многих случаях виновниками ДТП становятся пешеходы.

Момент перехода проезжей части

Пункт 4.6 правил перехода через дорогу:

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Правила запрещают останавливаться на проезжей части, кроме случаев, когда это связано с обеспечением безопасности движения. Т.е. теоретически любой пешеход в любой момент может остановиться на проезжей части, сославшись на обеспечение безопасности движения (однако на практике так делать не рекомендуется).

Можно остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Но на дорогах с оживленным движением делать это не рекомендуется. Лучше сразу хорошенько рассчитать свои силы и преодолеть всю проезжую часть.

Когда запрещается выходить на проезжую часть?

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

Достаточно логично, что не нужно выходить на дорогу перед автомобилями специальных служб, которые выполняют свою работу. Здесь важно отметить тот факт, что если Вы имеете преимущество, то уступать дорогу нужно только автомобилям с включенным звуковым сигналом.

Обратите внимание, что пешеход, находящийся на пешеходном переходе, не должен уступать дорогу автомобилям, у которых включены только проблесковые маячки, и не включен специальный звуковой сигнал.

На практике не рекомендуется бросаться под колеса не только автомобилям со спецсигналами, но и обычным машинам. Возможно это очевидно далеко и не всем пешеходам, но шансы выжить в ДТП с автомобилем, едущим со скоростью 50-60 км/ч у пешехода невелики.

Я уже неоднократно обсуждал вопрос безопасности участников дорожного движения при пересечении пешеходного перехода с позиции водителя, однако сегодня хотелось бы обсудить этот вопрос и с противоположной, так сказать, точки зрения – с позиции пешехода и сформулировать базовые принципы безопасного пересечения пешеходного перехода. Рассматривать будем две ситуации – регулируемый пешеходный переход и нерегулируемый пешеходный переход.

Регулируемый пешеходный переход

Это гораздо более безопасный вариант пересечения дороги. Всё-таки подавляющее большинство водителей в состоянии отличить разрешающий, зелёный, сигнал светофора от запрещающих – жёлтого и красного. Но и здесь не надо терять бдительности.

1. Дождаться разрешающего сигнала для пешехода

Пешеходный переход переходим спокойным шагом , сначала поворачиваем голову налево, фиксируя ближайший к нам ряд автомобилей (поскольку может быть разное – у машины могут отказать тормоза, водителю может стать плохо и машина начнёт движение и т.п.), дойдя до середины дороги переводим свой взгляд направо – по тем же соображениям. Очень часто наблюдал ситуацию, когда пешеход переходит дорогу, уставившись в телефон. Я думаю, нужно помнить, что Ваш любимый сериальчик или ютюбблогер нисколько не потеряют, если эти 30 секунд Вы переместите фокус своего внимания с телефона на дорогу. Это может сохранить жизнь Вам как пешеходу.

2. Спешиться, если управляете велосипедом, моноколесом, самокатом и т.п.

Во-первых, этого требуют Правила Дорожного Движения. Во-вторых, этого требуют банальные правила безопасности. Я уже подробно разбирал вопрос в отдельной статье и если меня сейчас читают пешеходы, то настоятельно советую прочесть данную статью, дабы понять ситуацию с позиции водителя. И, наконец, если пешеход в случае несущегося на него автомобиля может отпрыгнуть в сторону (или хотя бы попытаться сделать это), то переезжающий пешеходный переход велосипедист в стрессовой ситуации с достаточно высокой вероятности плюхнется со своего велосипеда как раз перед автомобилем.

3. Если Вы переходите дорогу с ребёнком, обязательно возьмите его за руку

Отдельная опасность – это дети. Но дети, как правило, транслируют поведение взрослых . Поэтому если Вы переходите дорогу по пешеходному переходу как положено, то и ребенок будет поступать аналогично Вашей манере поведения. Но если ребёнок маленький, обязательно возьмите его за руку. Т.к. он может неожиданно побежать и т.п. Если ребёнок уже способен воспринимать объяснения, комментируйте, почему Вы делаете именно так (см. первый пункт). Опять же, если ребенок катиться, например, на самокате, заставьте его слезть с самоката, в одну руку возьмите самокат, а во вторую – ребёнка. Если кто из читателей будет возмущаться этому предложению, предлагаю найти ПДД и внимательно их перечитать.

4. Если переходите дорогу с коляской, то возьмите ребёнка на руки

Я думаю, все прекрасно помнят резонансное ДТП в Подмосковье, где из-за невнимательной водительницы (по одной из версий она отвлеклась на телефон) пострадала семья. Там как раз сошлись воедино абсолютно все негативные факторы. Пешеход был нерегулируемый, правда, однако если бы родитель контролировал детей (один из детей был на самокате, кстати), то даже при условии абсолютно халатного поведения водительницы трагедии, уверен, удалось бы избежать.

Нерегулируемый пешеходный переход

Я считаю, что такие переходы нужно запрещать. Именно на них происходит подавляющее число фатальных аварий с участием пешеходов. Хотя водитель и должен притормозить при приближении к пешеходному переходу, мало кто это делает. Хотя пешеход и должен убедиться, что водитель ему уступает и он может переходить дорогу, мало кто это делает. В итоге, на волне уверенности, оба они совершают ошибку, по итогам которой и водитель и пешеход являются пострадавшими сторонами. Но пока нерегулируемые пешеходные переходы есть, в обязательном порядке, помимо озвученных выше правил (они актуальны и для нерегулируемых пешеходных переходов) обязательно нужно соблюдать и следующий набор правил.

Один из редких примеров безопасных нерегулируемых пешеходных переходов в нашем городе. Автор фотографии kua1102

Один из редких примеров безопасных нерегулируемых пешеходных переходов в нашем городе. Автор фотографии kua1102

1. Пешеход обязан убедиться, что переход дороги безопасен

Звучит, конечно, банально, однако перед тем как ступить ногой на пешеходный переход, пешеход должен визуально убедиться, что водитель начал тормозить перед пешеходным переходом . Либо оценить расстояние до приближающейся машины и сопоставить его со своей возможностью пересечь пешеходный переход. Многие пешеходы, как я замечаю, считают, что если он ступил на зебру, то автомобиль по умолчанию его должен пропустить. При этом совершенно игнорируется сопутствующая дорожная обстановка. Например, может быть гололёд или в темное время суток пешеходный переход не освещается, а на самом пешеходе одета чёрная одежда без светоотражающих элементов. Водитель не обладает такой гипотетически ценной функцией как предсказание будущего. Он не знает, что пешеход решил переходить дорогу до тех пор, пока визуально не зафиксировал фигуру человека.

2. Если подход к пешеходному переходу плохо просматривается (кусты деревьев, кучи снега и т.п.), дайте водителю возможность Вас увидеть

Вы, конечно, можете решительным шагом появиться из ниоткуда (точнее из кустов или куч снега) и начать переход по нерегулируемому пешеходному переходу, однако подумайте и о водителе. Он Вас не видел, впервые визуальный контакт состоится только когда, когда Вы появитесь на дороге. Зимой тормозной путь увеличивается, поэтому пешеход обязан думать и о своей безопасности.

Правая часть тротуара перед нерегулируемым пешеходным переходом совершенно не видна из-за растущих кустов, пешехода совершенно не видно. Автор фотографии kua1102

Правая часть тротуара перед нерегулируемым пешеходным переходом совершенно не видна из-за растущих кустов, пешехода совершенно не видно. Автор фотографии kua1102

3. Действия пешехода при переходе многополосной дороги

Если оценивать вероятность потенциальных рисков после того, как пешеход начал движение по пешеходному переходу, то именно многополосная дорога (где минимум две полосы в одну сторону) несёт наибольшую опасность. Опять же, можете зайти на ютюб и посмотреть ситуации, когда один ряд остановился, пешеход беспечно продолжает движение, а по второму ряду несется автомобиль и…

Поэтому, пройдя первый ряд, пешеходу нужно высунуться, оставаясь под прикрытием первого ряда, и убедиться в том, что второй ряд его пропускает . Аналогично, если есть третий, четвертый и т.п. ряды. Миновав середину дороги действуем аналогично.

В этой ситуации особенно хотел бы обратить внимание пешеходов с колясками. Ведите коляску рядом с собой, а еще лучше, как я уже говорил, взять ребенка на руки. Почему? Когда Вы прошли только первый ряд (первую полосу), то коляска уже находится на второй полосе. И если там будет ехать автомобиль, который не притормаживает перед пешеходным переходом, всё может закончиться печально. Сам-то родитель не пострадает физически, а вот моральное состояние…

4. Большегрузные автомобили (грузовики) перед пешеходным переходом

И, наконец, завершить разговор о базовых принципах безопасного перехода дороги по нерегулируемому пешеходному переходу я хотел бы обсуждением ситуации с грузовиками, совершающими поворот с прилегающей дороги к пешеходному переходу. Не все знают, что у грузовиков , особенно тех, кто бороздят просторы нашей страны, есть обширные слепые зоны . Это в рекламных роликах Volvo автопоезд тормозит благодаря системе мониторинга перед неожиданно вышедшим человеком на дорогу, а вот отечественный КАМАЗ такой функции лишен. Поэтому если видите, что с прилегающей территории (дороги) поворачивает условный КАМАЗ, лучше подождите, пока он проедет. Так безопаснее.

Город стал безопаснее для пешеходов в том числе благодаря модернизации переходов, на которых появилось освещение, а также организации островков безопасности.

Чаще всего жители предлагают организовать новые пешеходные переходы в местах, где это необходимо, а также просят установить светофоры.

Благодаря обратной связи с населением с апреля 2018 года в столице реализовано сотни предложений. Например, более чем на 260 пешеходных переходах отрегулировали режим работы светофоров. В некоторых местах увеличили продолжительность зеленого сигнала или снизили время его ожидания (длительность фазы может меняться в зависимости от времени суток и дня недели).

В прошлом году благодаря участию жителей в столице появилось более 200 пешеходных переходов. Больше всего их организовали в центре города — более 50. Многие их них появились в рамках программы благоустройства.


Стой, смотри, слушай, думай, иди

Хотя пешеход по правилам также является полноправным участником дорожного движения, на проезжей части он появляться должен как можно реже — только в случае, когда невозможно идти по тротуару либо обочине. При этом движение пешеходов допускается лишь по краю проезжей части. А вот пересекать улицу пешеходам доводится часто, и этот простой процесс на деле таит в себе немалую опасность.

Не зря же, по мнению эксперта, лучшим способом для этого является надземный либо подземный пешеходный переход, где нет пересечения с транспортными потоками. И лишь потом идут регулируемый и нерегулируемый наземные переходы. А вот переходить улицу в неположенном месте, где водитель не ожидает увидеть пешеходов, категорически не рекомендуется. Это стрессовая ситуация для обеих сторон, которая при резком торможении или маневрировании автомобиля может закончиться ДТП.

Итак, как же правильно переходить дорогу?

— Алгоритм любого перехода такой: стой, смотри, слушай, думай, иди, — говорит Борисенко. — Сначала мы обязательно останавливаемся, осматриваемся, прислушиваемся: возможно, сзади нас едет кто-то, кого мы не видим. Оцениваем все риски и только потом делаем шаг на проезжую часть. Потому что само по себе наличие пешеходного перехода не гарантирует вам безопасности. Да, это то место, где водитель ожидает встретить пешехода, об этом его предупреждают светофор или зебра. Но все равно нужно подумать и оценить все возможные угрозы. Ведь водитель может быть, например, в состоянии опьянения и не притормозить перед переходом с пешеходами.

Регулируемый переход, на котором стоит светофор, безопаснее, чем тот, где его нет. При этом следует помнить, что ориентироваться нужно на сигналы именно пешеходного светофора, а не транспортного. Есть и другие важные нюансы.

— При переходе даже регулируемого перехода нужно осмотреться на предмет опасности, убедиться, что все автомобили остановились, — напоминает Борисенко. — Даже если вам горит зеленый свет, по дороге в это время может ехать автомобиль со спецсигналом, полиция или скорая, которую по правилам нужно пропустить. Также нужно следить за мотоциклистами, которые могут двигаться между рядами.

— Многие пешеходы спешат перейти улицу, чем это чревато?

— Не рекомендуется идти на первой же секунде разрешающего сигнала, потому что в этот момент еще могут завершать свой маневр транспортные средства. Это частая ошибка. Равно как не следует выходить на проезжую часть на мигающий зеленый и пытаться успеть перебежать через улицу. Лучше всего предварительно оценивать, сколько времени вам потребуется, потому что очень неприятно застрять посередине дороги. Но если уж вы поняли, что не успеваете, то лучше остановиться на середине дороги — на разделительной линии или островке безопасности, которых сейчас строится очень много.

Что касается нерегулируемого перехода, то здесь ситуация чуть сложнее — светофор вам на помощь не придет, и нужно снова вспоминать про алгоритм.

— Повторюсь, в ПДД зафиксировано, что пешеход перед тем, как перейти дорогу, должен остановиться и убедиться в отсутствии опасности, — напоминает Борисенко. — Оценить скорость приближающихся автомобилей, расстояние до них и удостовериться, что они его пропускают. Мы рекомендуем посмотреть налево, потом направо и снова налево. Последнюю часть обычно пропускают, но второй взгляд в одну сторону как раз помогает понять, насколько быстро приближаются автомобили. Это, кстати, бывает очень сложно для пешехода.

Конечно, отвлекаться от окружающей обстановки во время пересечения проезжей части ни в коем случае нельзя. Все внимание должно быть на дороге. Часто можно видеть, как пешеход небрежно шагает, держа в руках смартфон. Но надо помнить, что любые гаджеты при переходе улицы неуместны. Также не стоит сокращать себе возможности для контроля над ситуацией, возможности видеть и слышать. Капюшоны, зонты, наушники — всем этим лучше не пользоваться.

А в неположенных местах дорогу переходить строго запрещено, иначе можно поплатиться жизнью. Люди об этом часто забывают, например, выйдя из общественного транспорта и торопясь попасть домой. А ведь троллейбус или автобус за счет своих габаритов является помехой для оценки обстановки водителями.

— Раньше в школах всех учили, что автобус нужно обходить сзади, а трамвай спереди, — говорит Борисенко. — Но на самом деле при выходе из общественного транспорта нужно подождать, пока он отъедет. После чего дойти до пешеходного перехода, который обычно расположен недалеко от остановки.

Ловушки для пешеходов

Итак, основные ошибки пешеходов при пересечении улицы по пешеходному переходу — это выход на проезжую часть на первой секунде разрешающего сигнала или мигающий зеленый, отвлечение внимания от дороги и обстановки на ней, переход в неположенном месте. Но есть и еще опасные ситуации, в которых можно повести себя неправильно.

— Для пешеходов очень важно резко не выходить на дорогу из-за препятствий — припаркованных машин, деревьев, сугробов, — отмечает Борисенко. — Сначала нужно осторожно выглянуть, убедиться, что опасности нет. Особенно в жилой зоне, где люди считают, что все машины будут ехать медленно, и чувствуют себя в безопасности. При движении по краю проезжей части или обочине дороги вне населенных пунктов нужно всегда двигаться навстречу потоку, чтобы видеть его и успеть в случае чего среагировать на опасную ситуацию. А в темное время обязательно носить световозвращающие элементы на одежде. Причем это прописано в правилах только для дорог вне населенных пунктов, но на самом деле и в городе хватает темных мест, где водителю сложно рассмотреть пешеходов.

— Например, переход на перекрестке, где сзади вас поворачивает под стрелку светофора автомобиль, — рассказывает Борисенко. — При этом вы его не видите, а водитель может отвлечься или его обзор перекроют боковые стойки крыши. В такой ситуации нужно быть внимательным и пешеходам, которым достаточно поворота головы назад, и водителям.

И еще раз: внимание, внимание и снова внимание. Нужно оценивать все потенциальные опасности и помнить, что автомобиль в любом случае не может моментально остановиться. А пешеход может.

— У нас не так много автомобилистов, которые по умолчанию снижают скорость перед нерегулируемым переходом, особенно если на нем не видно людей, — подчеркивает Борисенко. — И если вдруг кто-то неожиданно появится, то автомобилю может не хватить времени для остановки. Порой какой-то доли секунды. Сами пешеходы, кстати, часто не представляют, насколько длинный тормозной путь у транспортного средства даже на скорости 60 километров в час — в районе 20 метров плюс время реакции водителя. А если он на секунду отвлекся, расстояние может вырасти метров до 70.

Но есть и еще один нюанс. Многие пешеходы по умолчанию возлагают ответственность за возможное ДТП на водителей и отдают себе безусловный приоритет при переходе дороги. Хотя считать, что вас при переходе улицы обязательно все пропустят, по меньшей мере самоуверенно.

— У водителей есть мрачная шутка про то, что пешеход всегда прав, пока жив, — говорит Борисенко. — Действительно, у двух сторон очень разная оценка рисков. В ситуации, где пешеход считает, что поступил верно и ничего не нарушил, водитель может испытывать сильнейший стресс, зарабатывая себе седые волосы и трясущиеся руки. В России все ДТП с пешеходами рассматривает суд, и при явной вине пешехода именно ему может быть назначено наказание. Хотя если человек погибает или попадает в инвалидное кресло, ему уже нет большой разницы, был он прав или нет.

Читайте также: