Как сделать перспективу

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

В этой статье я попытаюсь объяснить, как строятся рисунки с перспективой и как различные типы перспективы используются для выделения тех или иных аспектов композиции. Здесь приведены мои собственные иллюстрации, большинство из которых нарисованы по соответствующей модели AutoCAD (для точности) или взяты непосредственно из этой программы. Для наглядности рисунки выполнены в линиях.

Что такое перспектива

Перспектива учитывает, откуда мы смотрим на сцену, что эта сцена собой представляет и какую её часть мы видим. Законы перспективы описывают, как сходятся прямые и уменьшаются предметы по мере удаления.

Законы перспективы были разработаны в эпоху Возрождения. Они позволили художникам с точностью изображать сцены, которые они наблюдали из определённой точки. До Возрождения иногда встречались картины, где объекты на переднем плане были больше, чем на заднем, но никто толком не понимал этих правил, поэтому изображения были неточными. Теперь в нашем распоряжении есть законы перспективы, и мы можем прибегнуть к ним для достижения большего реализма в рисунках.


Проекция сцены на трёхмерную плоскость

Когда мы рисуем, мы проецируем реально существующую или воображаемую трёхмерную сцену (будто бы наблюдаемую из определённой точки) на плоскость: холст или лист бумаги. Каждая линия или геометрическая форма находит своё отражение в рисунке. Это как если бы мы поместили мощный прожектор перед сценой, а позади неё - огромный экран (называемый картинной плоскостью), уходящий даже в землю. Прожектор освещал бы сцену, а она отбрасывала бы тень на экран (на картинную плоскость). Объекты, что находятся вблизи прожектора, будут отбрасывать большие тени, а те, что вблизи экрана, - тени размером с самих себя.

Изображение, получаемое таким образом на экране, - это изображение в перспективе. Оно показывает сцену такой, какой она видится оттуда, где находится прожектор. В разных книгах и графических пакетах эта позиция называется по-разному (точка наблюдения, камера, глаз).

Точки схода

Все прямые, которые параллельны в трёхмерной сцене, будут при перспективном изображении сходиться в одной точке. Это точка схода. Каждая группа параллельных прямых (параллельных между собой, но непараллельных прямым из другой группы) имеет свою точку схода на рисунке. У прямых, лежащих в плоскости земли или параллельных ей, точки схода всегда находятся на линии горизонта.

Исключение составляют прямые, параллельные картинной плоскости. Они не сходятся. Примером служат вертикальные прямые на рисунке вверху. Они так и остаются вертикальными.

Если посмотреть на трёхмерную сцену, то покажется, будто горизонтальные прямые сходятся в како-то точке на горизонте (её точное местонахождение будет зависеть от ориентации прямых относительно наблюдателя). Представьте себе несколько параллельных горизонтальных прямых, лежащих в одной вертикальной плоскости (например, полосы раствора в кирпичной стене) и сходящихся в одной точке на горизонте. Точно под этой точкой или точно над ней будет сходиться диагональ этой плоскости с параллельными ей прямыми. Это соотношение полезно для определения размеров объектов в перспективе.

Сходящиеся прямые и точки схода - не просто какая-нибудь условность, к которой прибегают художники. Это явление на самом деле имеет место. Параллельные прямые действительно кажутся сходящимися, если посмотреть на них под углом. Как-нибудь найдите себе кирпичную стену, встаньте напротив её и хорошенько приглядитесь. Если вы будете смотреть на неё прямо, полосы раствора покажутся параллельными, но если вы повернёте голову, создастся ощущение, будто они сходятся в точке на горизонте.

Другие особенности рисования в перспективе

Если вы внимательно посмотрите на окружающий мир, то заметите и другие особенности перспективы, помимо того, что параллельные прямые сходятся. По мере удаления объекты уменьшаются. Кажется, что чем дальше находятся равноудалённые друг от друга предметы (например, телефонные столбы или железнодорожные шпалы), тем теснее они расположены. Вдалеке наземные объекты настолько малы, что с трудом различимы. При ещё большем удалении они и вовсе превращаются в точки. Существуют методики построения линий и других геометрических форм, позволяющие реалистично воспроизвести на рисунке этот эффект. Вы сможете вполне убедительно его сымитировать, если имеете хоть какое-то представление о перспективе.

Считается, что линия горизонта находится на уровне глаз наблюдателя. Если человек стоит на земле в окружении людей (которые тоже стоят), линия горизонта будет находиться приблизительно на уровне глаз окружающих: пониже у высоких людей, повыше у низких. Предметы, высота которых не достигает уровня глаз наблюдателя, будут находиться ниже линии горизонта, и их верхние грани будут видны хотя бы чуть-чуть. Предметы, целиком расположенные выше уровня глаз, окажутся выше линии горизонта, и, хотя бы немного, но будут видны их нижние грани. По мере удаления они будут опускаться к линии горизонта и грани, обращённые к наблюдателю, будут видны полнее.

В трёхмерной сцене будут искажены все геометрические формы за исключением тех, которые параллельны картинной плоскости. Такие формы не искажаются, но изменяются в размерах в зависимости от того, на каком расстоянии находятся.

Остальные геометрические формы искажаются. Окружности превращаются в эллипсы. Если окружность служит основанием конуса или цилиндра, малая ось эллипса совпадает с их осью.

Одно-, двух- и трёхточечная перспектива

Любой рисунок предполагает несколько точек схода, например, одна для фасада здания, одна для торца, одна для меча героя, одна для копий в надвигающейся на него шеренге солдат, одна для боковой части повозки, которую защищает герой. Может получиться так, что множество прямых идут в разных направлениях, и ни одно из них нельзя выделить как главное. Или изображённых объектов недостаточно, чтобы выявить хотя бы одну точку схода. Примером может служить абстрактный рисунок или вид планеты из космоса. Однако в особо реалистичных изображениях одна, две или три точки схода наверняка выделяются на фоне остальных.

Одноточечная перспектива

Предметы направлены на зрителя

Когда взгляд художника направлен в главную и единственную точку схода, такая перспектива называется одноточечной. Сюда относятся ситуации, когда мы смотрим в тоннель, в пушечный ствол, на вершину небоскрёба (стоя у его подножья). Такой перспективой пользуются, когда хотят обратить внимание зрителя на точку, где сходятся прямые. Ещё этот приём как бы затягивает зрителя внутрь картины. В рисунке с одноточечной перспективой кажется, что предметы нацелены на зрителя либо находятся по бокам от зрителя и уходят вдаль.

Некоторые художники избегают одноточечной перспективы. Им кажется, что у зрителя возникает ощущение, будто ему что-то навязывают, заставляют смотреть не туда, куда ему хочется. Если одноточечную перспективу использовать не по назначению, она может нагонять скуку. Например, не стоит изображать в одноточечной перспективе стену. Вообще, стена - довольно заурядный предмет, чтобы разглядывать его в упор.

Конечно, вам придётся руководствоваться здравым смыслом. Вам может показаться, что в данном случае одноточечная перспектива выглядит занятно или что данный предмет хорошо смотрится именно в таком ракурсе. Ещё вы можете выбрать одноточечную перспективу для конкретной картины, потому что она берёт зрителя в плен или потому что создаёт ощущение неподвижности.

Двухточечная перспектива

Гораздо чаще встречается двухточечная перспектива. Например, это может быть сцена на улице, где здания и другие объекты уменьшаются по направлению к горизонту, или сцена в помещении, где стены и предметы интерьера окружают зрителя. В двухточечной перспективе взгляд зрителя обычно бывает направлен параллельно земле, поэтому вертикальные прямые не сходятся. Рисунок вверху слева как раз такой. Зрителя никуда не затягивают, его взгляд не устремлён вниз по коридору и не упирается в стену. Напротив, сцена простирается в нескольких направлениях. Предметы здесь расположены под углом, а не вдоль одной оси. Такой рисунок обычно представляет собой декорации, на фоне которых разворачивается действие, где внимание зрителя не сконцентрировано на отдельно взятой точке.

Заметьте, что, изображая сцену в помещении, нужно учитывать, как центр взгляда вписывается в комнату. Обычно вам не нужно, чтобы зритель смотрел прямо в угол или прямо из угла. У зрителя может возникнуть ощущение, будто его поставили туда в наказание.

Обычно в двухточечной перспективе имеются левая и правая точки схода. Реже встречается двухточечная перспектива с верхней и нижней точками схода. Скорей всего, вы прибегнете к помощи последней, если захотите создать у зрителя ощущение, будто он идёт вперёд по прямой, но смотрит вверх, а не на горизонт. Линии, параллельные прямой, по которой он идёт, будут иметь точку схода на горизонте, но и вертикальные прямые также будут сходиться. Этим подчёркивается высота. Примером служит рисунок вверху справа.


Трёхточечная перспектива

Чтобы подчеркнуть высоту

Трёхточечную перспективу построить сложнее. Она встречается реже, так как подразумевает, что зритель смотрит на сцену снизу или сверху, а не прямо. К такой перспективе обращаются, когда нужно не только дать полную картину происходящего, но и сделать акцент на вертикальном измерении (таков замысел художника на рисунке вверху слева). Трёхточечной перспективой следует пользоваться и когда вы пытаетесь подчеркнуть равноправность всех трёх измерений, например, на рисунке вверху справа, изображающем сцену в открытом космосе, где нет таких понятий, как верх и низ.


Угол зрения

Угол зрения 20 градусов

Угол зрения показывает, какая часть сцены попадает на рисунок при данной точке наблюдения, направлении взгляда и картинной плоскости. Чем шире угол зрения, тем большая часть окружения видна и тем сильнее увеличивается рисунок (тем сильнее уменьшаются предметы, если размер рисунка остаётся постоянным).

Если вы работаете с определённым размером бумаги и вам нужно расширить угол зрения, не изменяя при этом размеров персонажа, вы можете придвинуть точку наблюдения ближе к персонажу. При расширении угла зрения одновременно с приближением какого-то объекта, расстояние между точками схода сокращается, и все остальные предметы уменьшаются в размерах по сравнению с этим объектом. Это видно из вышеприведённых рисунков. Оба представляют собой изображения простой трёхмерной модели, сделанной в AutoCAD Release 13. На рисунке слева угол зрения мал, сравним с углом зрения обычного фотоаппарата. На рисунке справа представлена та же модель, но точка наблюдения находится ближе к группе людей, и угол зрения шире. Таким способом на картине можно выделить персонажа или предмет, обратить на него внимание и придать ему монументальность. Заметьте, что изображение персонажа слегка изменится: больше будут видны ступни, низ шляпы и так далее. Хотя на рисунке персонаж будет занимать примерно столько же места.

Только не стоит этим приёмом злоупотреблять. Он может быть уместен в батальной сцене, где нужно обратить внимание на главнокомандующего, и совсем не нужен в более мирной обстановке, например, в сцене с влюбленной парой. Постоянно использовать слишком широкий угол зрения - всё равно что ставить восклицательные знаки в конце каждого предложения.

Ещё одна проблема заключается в том, что при больших углах по краям изображения появляются сильные искажения. Это сбивает с толку и раздражает. Оцените рисунок. Приведённый ниже. Его угол зрения составляет около 150 градусов - явный перебор. Комната, которая здесь изображена, квадратная, хотя из рисунка сложно понять даже это. На самом деле, многие люди, видя этот рисунок, не верят, что комната квадратная. Но если внимательно присмотреться, можно заметить, что края ближней правой и дальней левой стены сходятся в одной точке, что может быть только если они параллельны. Поэтому углы в комнате прямые, а такие сильные искажения - из-за непомерно большого угла зрения.

Угол зрения 150 градусов

В большинстве рисунков из этой статьи применяется большой угол зрения: от 90 до 150 градусов и более. Это сделано с целью лучше иллюстрировать перспективные сокращения. Вы, вероятно, будете использовать меньший угол зрения, чтобы свести искажения к минимуму. Рекомендуется делать угол зрения меньше 90 градусов и даже меньше 60, если вам это удастся. Для двухточечной перспективы это означает, что хотя бы одна точка схода лежит за пределами рисунка.

Не рекомендуется использовать угол зрения более 90 градусов. Что касается 180 и более градусов, то это вообще невозможно при работе по методикам, описанным в этой статье (правильный термин для них - линейная перспектива). Вы не можете нарисовать на плоском листе бумаги то, что находится позади вас. Существуют методики создания изображения с углом зрения больше 180 градусов, но, насколько я понимаю, рисовать приходится на сферической поверхности, а потом проецировать рисунок на плоскость. Результат похож на фотографию, сделанную с помощью линзы "рыбий глаз". Рисунок строится по совершенно другим правилам. Если в трёхмерном пространстве линии прямые, то на получившемся рисунке они будут искривлены. Пучок прямых может исходить из тоски в левой части рисунка, затем расходиться и вновь сходиться в точку в правой части. Такой тип перспективы более сложен и не рассматривается в этой статье. Вообще, в большинстве книг, которые мне попадались, о нём ничего не сказано.

Определение размеров в перспективе

Продливаем линии чтобы определить высоту

В перспективе определить размер предметов достаточно сложно. Даже если на самом деле он одинаков, в перспективе он может различаться. К счастью, если вы правильно построили предмет в одном месте, вы можете продлить линии построения и узнать, как он будет выглядеть в другой части рисунка. Это показано на рисунке вверху слева. Если у нас получится точно изобразить вора на переднем плане, мы сможем определить, каких размеров будет ничего не подозревающая жертва на заднем плане. Мы проведём касательные к голове и ступням вора влево, затем перпендикулярно им построим прямые вверх по улице до того места, где будем рисовать жертву.

Мы также можем достраивать линии, чтобы легче было нарисовать тротуарные плитки, кирпичную кладку, забор, колонну пехотинцев и другие предметы, расположенные рядами. Начните с выбора прямой, параллельной картинной плоскости в трёхмерной сцене. Затем определите положение этой прямой на рисунке, разбейте её на равные отрезки и сделайте засечки, как на вертикальной прямой на рисунке вверху посредине. Проведите прямые от засечек до точки схода. Нарисуйте на глаз один кирпич. Диагональ этого кирпича будет служить диагональю ещё многим кирпичам, что позволит вам правильно определить их размер. Ваших знаний теперь достаточно, чтобы адекватно изобразить все или почти все кирпичи на рисунке. Чтобы нарисовать кирпичи, находящиеся в дальнем конце стены, проведите ещё диагонали. Все диагонали должны сходиться в точке, которая находится прямо над точкой схода прямых, проведённых от засечек, или прямо под ней.

Если предметы расположены в ряд, например, столбики забора или колонна пехотинцев, мы можем изобразить третий элемент ряда, основываясь на расстоянии между первыми двумя элементами. Сперва постройте прямые от вершины, середины и основания элемента к точке схода. Затем проведите прямую через вершину первого элемента и середину второго. Продлите её до пересечения с линией оснований. Из этой точки и рисуется следующий элемент.

Воздушная перспектива

Порт в ясный день

Иногда она называется туманом. Удалённые объекты кажутся подёрнутыми дымкой (по цвету приближаются к светло-серому) из-за испарений, дыма и других атмосферных эффектов. Воздушная перспектива должна усиливать ощущение дальности, создаваемое линейной перспективой. Из двух картинок вверху, на правой порт кажется чуть дальше, чем на левой. Что касается размеров, то предметы на картинках (скопированных с одного оригинала) совершенно одинаковые. Но на правой картинке туман слегка обволакивает берег и, хочется верить, немного уменьшает надежду на благополучное прибытие в порт.

Воздушная перспектива изменяется в зависимости от погодных условий, местности и, разумеется, желания художника. Если вы рисуете панораму сказочного города, может быть, вам и не захочется использовать воздушную перспективу, чтобы город предстал во всей своей красе. Но если это туманное болото или подводный мир, воздушная перспектива будет у вас ярко выражена.

Воздушная перспектива служит показателем расстояния. Однако у неё есть и другие не менее важные функции. Она помогает заострить внимание на переднем плане, поскольку здесь предметы чётче и контрастнее, чем на заднем плане. С её помощью можно создать ощущение смутного, полусонного восприятия, где настроение преобладает над деталями. Этот приём хорошо освоен импрессионистами.


Умение правильно рисовать перспективу может кардинально изменить конечный результат и весь процесс рисования. Будь то традиционное рисование карандашом на бумаге или рисование с использованием графического планшета. Даже самые простые сцены, вне зависимости от опыта художника, следует создавать, сначала начертив линии горизонта и точки схода. Это те основы, которые большинство людей изучают на уроках рисования.

Кому-то это может показаться странным или слишком сложным, ведь намного проще и быстрее смоделировать базовую версию сцены с помощью программ для трехмерного моделирования. Но когда вы чертите перспективу вручную, это делает рисунок более гибким и индивидуальным. Следуя этим правилам и слегка отклоняясь от них, вы обогащаете повествовательную композицию изображения, добавляя глубину, драматичность и атмосферу.

В этой статье мы поговорим как про одноточечную перспективу, так и про двухточечную. Также вы узнаете про некоторые методы, которые я использую чаще всего.

1. Размещение линии горизонта


(Изображение предоставлено: © Анной Милль)

Наиважнейшим решением является размещение линии горизонта относительно важных персонажей и элементов. Таких как мебель или здания в сцене. Полезно помнить, что горизонт находится на том же уровне, что и предполагаемый глаз зрителя.

Когда вы помещаете линию горизонта над персонажами, у зрителя создается впечатление, что он находится на более высоком уровне. Скажем, смотрит на сцену со ступенек или платформы. Если мы представим, что наш зритель стоит на той же поверхности, что и другие персонажи сцены, то головы персонажей также будут размещены на линии горизонта, за исключением очень высоких или низких персонажей.

2. Используйте одноточечную перспективу


(Изображение предоставлено: © Анной Милль)

На изображении выше показана одноточечная перспектива с линией горизонта, расположенной внизу кадра. При этом линия горизонта находится наравне с силуэтами, что отлично подчеркивает невероятные размеры этих зданий.

В одноточечной перспективе горизонтальные линии на любой плоскости, перпендикулярной точке обзора, пересекаются к точке схода, расположенной на линии горизонта. Обычно я стараюсь не помещать точку схода прямо в середину прорисовываемого пространства. Поскольку такая перспектива создает слишком много симметрии. И в таком случае композиция будет слишком статичной и немного неестественной. И все же иногда это может создать правильную атмосферу вашей сцены.

3. Создание двухточечной перспективы


(Изображение предоставлено: © Анной Милль)

В этом примере двухточечной перспективы обе точки схода выходят за рамки рисунка, а линия горизонта находится в центре изображения. Такая перспектива создает ощущение естественности и отсутствия напряжения в сцене.

При рисовании двухточечной перспективы я всегда размещаю одну или обе точки схода за гранями рисунка. Иначе, когда левая и правая точки схода находятся внутри кадра, создаются резкие углы перспективы. Поэтому нарисованные объекты могут выглядеть странно растянутыми. Собственно, так и происходит в большинстве случаев. Но, так как я хочу получить более естественное поле зрения, я размещаю точки схода таким образом, чтобы они создавали хороший баланс между драмой и реализмом.

4. Повышайте свое мастерство, используя полезные инструменты


(Изображение предоставлено: © Анной Милль)

У меня есть множество линеек, сделанных собственноручно, которые я использую для создания традиционных рисунков на бумаге. Самые простые из них поворачиваются на канцелярской кнопке, которая выступает в качестве точки схода. Это позволяет быстро перемещать линейку по странице, не переживая о том, что линии могут не сойтись в одну точку. Этот инструмент можно использовать с таким количеством линий и точек схода, которое требуется. Я обычно использую одну или две одновременно.

Изображение выше демонстрирует двухточечную перспективу с низкой линией горизонта и точкой схода, размещенной далеко за границами. Такой чертеж лучше передает расстояние и масштаб объектов. Не всегда под рукой есть достаточно длинная линейка или широкий стол, позволяющий соединить линии в точке схода. Но вам не обойтись без специальной линейки, которая будет надежно вращаться вокруг точки соединения.

5. Погружение в цифровые инструменты


(Изображение предоставлено: © Анной Милль)

Когда я работаю в Photoshop мне не совсем удобно соединять линии перспективы в одной точке за пределами сцены. Для этого приходится расширять холст, и в целом это немного проблематично. Поэтому я добавляю базовую квадратную сетку для навигации, которую я подгоняю к основным линиям перспективы с помощью программного инструмента Наклон (Редактирование/Свободное трансформирование/Наклон). Обычно это дает достаточно возможностей, чтобы более детально нарисовать линии, даже если они не попадают точно на линию сетки.

6. Научитесь принимать свои ошибки


(Изображение предоставлено: © Анной Милль)

Я использую программное обеспечение для 3D-моделирования только когда требуется какая-то необычайно сложная форма. Отчасти потому, что я получаю удовольствие от технических аспектов рисования. Также помимо гибкости, которую дает рисование перспективы вручную, остается возможность допуска незначительных ошибок. Я уверена, что в этих ошибках есть нечто большее. Так рисунок получается более человечным и уникальным.

Я чувствую, что присущие мне ошибки делают рисунок особенным. Ведь чем более близок чертеж к совершенству, тем меньше видна рука человека и менее индивидуален рисунок. Поэтому, хоть это и не легкий процесс все же стоит вложить в него частичку себя и делать чертеж вручную.


Окончательный вариант изображения, основанный на рисунке с начерченной перспективой выше (Изображение предоставлено: © Анной Милль)

Для того, чтобы создать ощущение трехмерности в вашем рисунке, вам нужно будет кое-что узнать о перспективе, которая и является техникой передачи трехмерных форм и пространства на плоскости. В жизни перспектива дает нам возможность оценить расположение предметов и людей по отношению друг к другу, и вам нужно будет отразить это в своих рисунках, чтобы они получались достаточно реалистичными.

Принципы простой перспективы

Сначала проведите на всей странице три параллельные друг другу горизонтальные линии. Центральная линия должна быть расположена немного ближе к верхней линии, чем к нижней. Эта центральная линия (1) представляет собой уровень глаз, который всегда будет линией горизонта. Остальные — верхняя горизонталь (2) и нижняя горизонталь (3).

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

Теперь проведите вертикальную линию от верхней горизонтали к точке схода и затем к нижней горизонтали (6). Зафиксируйте точку на линии уровня глаз и соедините два конца проведенной вертикальной линии с этой точкой, которая называется точкой схода (4). Эти две линии являются верхней линией перспективы (5) и нижней линией перспективы (7). Теперь у вас получился треугольник, соединяющий три горизонтальные линии и одну вертикальную.

Затем нарисуйте две вертикальные линии, параллельные первой вертикали (одну справа (9) и одну слева (8)), которые будут пересекать две линии, идущие к точке схода.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

Теперь вы можете стереть линии построения и оставить лишь видимый твердый блок, например, коробку или здание, причем линия горизонта проходит позади этого объекта. В итоге вы получили трехмерное изображение объекта, которое выглядит достаточно убедительно.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

Принципы сложной перспективы

До сих пор мы изучали перспективу очень кратко, поэтому в этом продолжении урока мы рассмотрим ее более подробно, поскольку она является важным условием рисования реалистичных картин. Принципы перспективы не так уж трудно понять и освоить, но вам придется попрактиковаться, прежде чем использование перспективы станет вашей второй натурой, и вы сможете использовать их, почти не задумываясь. Эту часть урока можно пропустить сейчас и вернуться к ней после прохождения всех уроков до 19 урока включительно.

Первый этап изучения перспективы — теория, и пока вы не начнете применять ее на практике, она, вполне возможно, покажется вам довольно запутанной, к тому же эта теория без прямого наблюдения не выглядит особенно убедительной. именно поэтому явно трехмерные изображения, созданные компьютером, всегда выглядят немного нереальными. На первый взгляд там все правильно, но, если у вас есть время, чтобы изучить их, вы заметите, что они не настолько реальны, как то, что мы видим в реальности.

Искусство перспективы состоит в том, чтобы убедить глаз (и мозг соответственно), что он видит трехмерное пространство, имеющее глубину и протяженность. В этом уроке я привел серию упражнений, которые, если их точно скопировать, дадут вам хорошее представление о том, как рисовать предметы и пейзажи с использованием перспективы.

Одноточечная перспектива

В первом упражнении мы изучим то, что называется одноточечной перспективой. Это означает, что на линии горизонта есть только одна точка схода, к которой ведут все основные линии композиции. Все остальные линии будут либо горизонтальными, либо вертикальными.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

Начните с рисования линии горизонта, располагая ее на листе слева направо. В реальной жизни горизонт всегда будет располагаться на уровне ваших глаз. Убедитесь, что он параллелен верхнему и нижнему краям листа бумаги. Теперь поставьте точку в центре этой линии горизонта — единственную точку схода. Затем нарисуйте исходящие из этой точки пять линий под углом к линии горизонта, две слева и три справа от точки схода.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

Затем аккуратно проведите шесть вертикальных линий, параллельных боковым сторонам листа и перпендикулярных линии горизонта, две слева от точки схода и четыре справа. Они будут представлять собой фасады трех больших блоков, которые располагаются в пространстве между горизонтом и передним планом.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

В конце вам нужно будет провести шесть горизонтальных линий, которые начинаются от верхнего и нижнего концов этих вертикалей, левые тянутся влево от вертикали, а правые — вправо. Теперь, когда вы сотрете вспомогательные направляющие, вы получите то, что будет выглядеть как три больших блока, устойчиво стоящих в созданном пространстве.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

Двухточечная перспектива

Следующая схема разъясняет, как работает двухточечная перспектива. И снова сначала нарисуйте поперек листа бумаги линию горизонта, убедившись, что она параллельна верхнему и нижнему краям бумаги. Затем отметьте две точки схода, одну слева и одну справа. В центре нарисуйте более короткую вертикальную линию, перпендикулярную линии горизонта и разделяющую ее пополам, как показано на рисунке. Теперь нарисуйте линии от точек схода до верхнего и нижнего концов вертикального отрезка в центре и продлите их до краев листа, как показано на рисунке.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

Чтобы блок казался трехмерным, нужно нарисовать еще две вертикальные линии, параллельные первой, одну слева и дальше от центральной линии, а другую — справа. Завершите их сверху и снизу на линиях перспективы, которые вы уже провели. Затем из двух точек схода проведите еще по две линии перспективы.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

Линии, исходящие из левой точки схода, должны касаться верхнего и нижнего краев вертикального отрезка справа, а линии, исходящие из правой точки схода, должны касаться верхнего и нижнего краев вертикального отрезка слева. Благодаря этим построениям, вы создадите структуру блока, четко и просто зафиксированного в пространстве.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

Чтобы завершить создание иллюзии прозрачного объемного блока, вам нужно будет нарисовать последнюю вертикаль, которую вы бы не увидели, если бы блок был непрозрачным. Она соединяет точки, где пересекаются последние группы линий перспективы. Итак, вы снова нарисовали зрительно объемный блок, но на этот раз прозрачный.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

Трехточечная перспектива

Трехточечная перспектива используется нечасто, но я показываю ее здесь потому, что она позволяет завершить объяснение того, как работает перспектива.

Она применяется при рисовании очень высоких зданий, и ее не так легко увидеть в реальной жизни, если вы не стоите у подножия одного из них.

Сначала, как и раньше, нарисуйте линию горизонта поперек листа бумаги, а затем, после фиксации двух точек схода слева и справа, соедините их с точкой на длинной вертикали, проведенной в центре, как и раньше, сверху и снизу, только верхняя точка должна быть настолько высоко, насколько это возможно из-за размеров листа, в то время как нижняя точка должна находиться близко к линии уровня глаз. В результате, как вы можете видеть, получается очень высокий четырехугольник.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

Теперь нарисуйте две линии по обе стороны от центральной вертикали так, чтобы они в верхней части одинаково наклонялись внутрь, как если бы у вас была третья точка схода на вертикали намного выше края листа бумаги, так высоко над горизонтом, что вам понадобился бы огромный лист бумаги, чтобы вместить ее.

Нарисуйте еще несколько линий от правой и левой точек схода, которые, как вы можете видеть, соединяются на разной высоте на поверхности этого высокого блока, так что он теперь напоминает небоскреб.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

Этот рисунок больше похож на то, что вы могли увидеть в реальности, но для того, чтобы нарисовать этот предмет в полный рост, потребуется большой лист бумаги.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

Несколько вертикальных линий на одной стороне блока усилят драматизм перспективы и создадут впечатление высокого здания, видимого снизу. Конечно, угловатость блока сильно преувеличена, но этот рисунок хорошо передает саму идею. Помните, что перспектива — это только способ обмануть глаз, чтобы тот поверил в устойчивость зданий и глубину пространства. Если воспринимать ее слишком буквально, иллюзия рушится.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

Схема перспективы

Это чисто схематическое упражнение предназначено для того, чтобы вы могли попрактиковаться в использовании перспективы так, чтобы вы научились рисовать трехмерные предметы без вспомогательных линий, потому что вы уже освоили базовые принципы. Координация глаз и сознания достигается постоянной практикой.

Упражнение 1

ШАГ 1

Как и раньше, нарисуйте линию горизонта и точки схода для двухточечной перспективы. На этот раз нарисуйте вертикаль в левой стороне листа, а затем еще одну, меньшую, — внизу, как показано на рисунке. Затем соедините с точками схода верхнюю и нижнюю точки большей вертикали, а также нижний конец меньшей вертикали.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

ШАГ 2

Теперь нарисуйте еще две вертикали, чтобы получить большой куб, а затем соедините верхний конец меньшей вертикали с точками схода. Затем нарисуйте два эллипса позади верхнего края меньшего блока.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

ШАГ 3

Теперь завершите рисование нижнего блока, как показано на рисунке, и проведите вертикали от узких концов двух эллипсов. Одна пара вертикалей должна завершиться ниже линии горизонта, а вторая пара — над ней. Нарисуйте еще два эллипса, чтобы у вас получились два цилиндра — один длинный, а другой короткий.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

ШАГ 4

Затем, чтобы немного усложнить композицию, нарисуйте еще две линии перспективы, чтобы вы могли построить ряд столбов, выстроившихся в ряд между двумя блоками с одинаковыми промежутками. Проведите вертикальную линию от нижнего конца нижней линии, а затем — еще одну на небольшом расстоянии от первой, чтобы получился четырехугольник. Начертите диагонали этого четырехугольника и проведите еще одну вертикаль и линию перспективы через точку пересечения диагоналей.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

ШАГ 5

Используя прием, описанный выше, чтобы нарисовать ряд столбов в перспективе, продолжайте вычерчивать диагонали, которые используют следующую точку пересечения диагоналей для построения новой вертикали, пока не получите ряд столбов.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

Когда вы сотрете все вспомогательные конструктивные линии, рисунок должен выглядеть так, как показано здесь. Это упражнение может занять некоторое время, но его стоит выполнить, чтобы отработать свои навыки рисования с учетом перспективы. Результат должен быть достаточно убедительным.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

Упражнение 2

Последнее упражнение на перспективу легче выполнить, чем предыдущие, потому что вам нужно только оглядеться вокруг, чтобы увидеть следующий сюжет для картины. Это не означает, что задача становится легче, когда речь заходит о рисовании, но по крайней мере теперь вы уже достаточно попрактиковались в рисовании с использованием перспективы, так что вы сможете гораздо более уверенно приступить к выполнению упражнения.

ШАГ 1

Прежде всего, посмотрите на этот первоначальный эскиз интерьера. На основании ранее выполненных упражнений вам сразу станет ясно, что для создания рисунка используются линии перспективы.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

ШАГ 2

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

ШАГ 3

После того, как вы построили эскиз, который, по вашему мнению, точно соответствует тому, что вы видите, начните помещать на рисунок основные контуры комнаты и мебели, которые находятся в поле вашего зрения. Однако, если имеются какие-либо сложные предметы мебели или вещи, сильно усложняющие картину, удалите их из поля зрения или просто оставьте вне вашего рисунка. Все художники учатся корректировать сцену, которую рисуют с натуры, чтобы упростить ее или сделать более интересной и композиционно эффектной. Подобные исправления вы можете наблюдать в картинах, написанных с натуры Тёрнером, Каналетто или Гварди. Линии перспективы должны позволить вам добиться точной передачи пропорций всех элементов композиции.

Перспектива: передача трехмерных форм и пространства

ШАГ 4

Затем вы можете начать работать над тональными величинами, чтобы придать изображению атмосферу и глубину. Если вам придется оставить рисунок и вернуться к работе позднее, проследите за тем, чтобы мебель не перемещалась и угол, под которым падает свет, был тем же самым. Если погода была солнечной, а вы решите возобновить работу в другое время дня, то расположение освещенных участков и теней окажется совершенно иным, поскольку вечернее освещение частично обеспечивается естественным светом, а частично — источником света вверху комнаты. Обратите внимание на то, как я выстроил тона, вплоть до глубокого черного цвета на сиденьях стульев у стола.


Их нужно просто принять как правило и не думать о них больше. В школе я никак не могла понять, почему нельзя делить на ноль, а вот число в нулевой степени это единица? Я устала об этом думать и просто запомнила. Так запомнила, что помню до сих пор:)
Так вот такие вещи есть, наверное, в любой области. В рисовании — это перспектива.
А теперь немного отмотаем назад. Мне 14 лет и я только что бросила изостудию.

Я хорошо помню как это случилось

Позади были два года занятий: мы осваивали пастель, гуашь, акварель. Изучали историю искусств, рисовали натюрморты и пейзажи на свободную тему. Ходили на интересные занятия по композиции, ездили на пленэры.

И вот: чудо-натюрморт. Коробка и ведро!

Изучаем перспективу и рисуем насквозь
Меня как переклинило. Скучно и непонятно. Рисовать ведро насквозь совершенно вслепую. Я не вижу ошибок, а учитель настаивает - ну вот же! Как не видишь?! Представь, что ведро стеклянное?

Я представляла, но видимо как-то неверно. Я бросила изостудию!

Затем продолжала заниматься дома, брала частные уроки. Потом, поступая в институт, ездила на подготовительные занятия. Подступаясь к перспективе с разных сторон, я поняла: иногда, чтобы мысль дошла до сознания, ее нужно услышать от разных людей разными словами. Потом попытаться объяснить ее другим людям. И так находятся самые доступные и наглядные слова и примеры.

Казанский Собор

Еще помню, однажды ездили с мамой в Питер. Все как положено: я начинающий художник, в руках у меня блокнот, а в нем Казанский собор. Я горжусь своим рисунком. Аккуратно и похоже.

Неутомимая мама решила показать мои рисунки уличному художнику. Тот пожевал губы и достал коробок спичек. Гляди, говорит, если бы ребра коробка были бесконечными, точнее из каждого выходила бы проволока, то вон там на горизонте, они бы пришли в одну точку. Точнее, они бы не пришли, реально они были бы параллельны, но тебе бы казалось, что они уходят в пучок. Понятно?

— Угу, — говорю. А сама думаю: чокнутый какой-то. Какая еще проволока? Какие пучки?
Но странным образом запомнила все слово в слово.

В общем, с перспективой никак не клеилось. Не находилось таких слов и образов, которые сложились бы в единый пазл в голове. Я собирала знания по крупинкам. Сложная тема раскрывается не сразу, а постепенно. Одно и то же, но разными словами. Но эту тему нужно было одолеть.

И вот какие открытия я для себя сделала.
Это те вещи, которые, как мне кажется, неочевидны новичку. А выискивать действительно важное в толстых и сложных книгах — долго. Ни у кого не хватает терпения.

Как рисовать фронтальную перспективу

Один и тот же предмет можно изобразить в фронтальной (линейной) или угловой перспективе. Выбор перспективы зависит от того, как расположен объект относительно зрителя. Первое что нужно сделать, это понять: в какой перспективе его нужно рисовать. Как это понять?



Очень просто. Если предмет развернут к вам фронтально, его грани не имеют искажений, то перспектива линейная. Если он развернут углом, (хотя бы немного!), то перспектива угловая.



Обратите внимание: все горизонтали и вертикали строго параллельны друг другу, некоторые из них я обозначила желтым и зеленым цветом. Они не искажаются. Барная стойка, кромка стола, окно, филенки дверей, все, что находится в фронтальной плоскости не имеет искажений и видится прямоугольниками и квадратами.

Эту перспективу строить легче всего, поэтому с нее стоит начинать.

Соответственно все остальные линии, должны пересечься на линии горизонта. Если все предметы стоят параллельно друг другу, то точка схода будет одна и та же для всех:


Теперь об угловой перспективе

Как только объект из фронтального положения поворачивается к нам хоть немного боком (ну или мы двигаемся относительно него) — все, привет угловая перспектива:)


Понять это важно. Потому что для первого варианта точка схода одна, для второго - две. И их строить нужно соответственно разными способами. И, пожалуй, это первый навык, который нужно как следует отточить. Смотрите интерьеры в журналах, фотографии в интернете и пытайтесь определить — в какой перспективе находится предмет?

А вот еще парочка примеров угловой перспективы.

Самое сложное распознать именно их, потому что они не так очевидно развернуты к зрителю углом, как дом на предыдущем фото. Но тем не менее, если мы видим, что основания не параллельны краю листа (или фотографии) и друг другу —перспектива будет угловой.

Но точки схода будут по прежнему располагаться на линии горизонта. Однако одна будет близко к объекту, а другая — довольно далеко. Скорее всего вам понадобится приклеить листы по бокам, чтобы найти ее с помощью линейки.

Читайте также: