Как сделать переправу через реку для авто

Обновлено: 07.07.2024

Виды переправы через реку - фото

Как без потерь совершить переправу через водную преграду. Виды переправ через реку: использование бревен, камней, вплавь, вброд, навесной мост. Сделать переправу самостоятельно.

Река может стать опасным препятствием для любителей пеших походов. Чтобы без потерь совершить переправу через водную преграду, требуется немало знаний и навыков. Существует несколько способов преодоления подобного препятствия. Прежде чем выбрать один из них, необходимо провести тщательную разведку вдоль берега, измерить силу и скорость течения, а также глубину водоема. Переправляться лучше в наиболее спокойных районах с наименьшей глубиной. Важно помнить о зависимости глубины, силы и скорости потока от погодных условий и времени суток (приливы и отливы). Немалую роль при выборе участка для сооружения переправы играют высота береговой линии и метеорологические условия. Ни в коем случае нельзя переправляться даже через самый спокойный и мелкий ручей во время дождя.

Использование бревен

Один из самых распространенных способов – это использование бревен. Для этого нужны крепкие деревья, тщательно очищенные от ветвей, длина которых на несколько метров превышает ширину водоема. Возможно связывание двух стволов с нахлестом одного бревна на другое не менее чем на 1,5 метра и тугим перетягиванием веревкой в двух местах. Затем толстый конец дерева укрепляют камнями или помещают в яму, а тонкий обвязывают канатом. После тщательной подготовки будущий мост аккуратно приподнимают, поворачивают и укладывают на противоположный берег. Переход лучше осуществлять в самом узком месте водоема, а само бревно должно быть выше уровня воды.
На бурных и глубоких реках вдоль бревенчатого моста дополнительно натягивают веревочные перила для страховки. Располагают их на уровне плеча или головы переправляющихся, немного в стороне от бревенчатого моста. Возможно также использование клади – нескольких тонких деревьев, связанных вместе. Если есть естественные бревенчатые завалы, переход по ним возможен только после проверки на прочность.

По камням

Такая переправа возможна там, где камни располагаются достаточно близко друг от друга – на расстоянии не более одного прыжка. Необходимо учитывать, что камни могут быть скользкими и неустойчивыми. Дополнительной опорой служит шест или ледоруб, упирающийся в дно перед идущим со стороны потока. Чем глубже и стремительнее водоем, тем более нужна дополнительная страховка с суши. Для ее осуществления один конец бечевки обвязывается вокруг переправляющегося, а другой держат несколько человек, находящихся на твердой земле вниз по течению от переправы. Не слишком широкие ручьи можно просто перепрыгнуть, помогая себе шестом.

Переход вброд

Брод лучше искать ниже речной излучины, под острым углом к берегу вниз по течению. Наличие брода можно определить по несильной ряби на воде, расширению прямого участка реки, наличию отмелей и ряду других характерных признаков. Брод преодолевают обязательно в обуви, но без носков. При отсутствии серьезной угрозы сноса переправляющихся водой переходить можно без страховки, используя шест – прочную палку, длина которой не меньше человеческого роста. Прежде чем сделать шаг, дно тщательно ощупывают шестом. Ноги и палку нельзя поднимать высоко.
Широкие и неглубокие водные препятствия можно преодолевать группами по двое либо шеренгами. При этом держатся за плечи или талию соседа и стоят лицом в сторону противоположного берега. В случае повышенного риска (быстрого течения, неопределенной глубины и т. д.), переправа осуществляется при помощи веревочных перил или растяжек.
Основная и дополнительная страховки закрепляются с расчетом, что, перебравшись на другую сторону, человек без проблем сам отвяжет их. Первопроходец закрепляет на противоположной стороне импровизированные перила. Остальные путешественники при переходе держатся за них руками и крепят к ним страховочный канат. В момент переправы человек движется боком, лицом к течению. Переходят строго по одному.

Вплавь

Такая переправа возможна только для отличных пловцов. Вещи и продукты в этом случае перевозят на небольшом плоту с помощью веревки, протянутой с одного берега на другой.

Навесная переправа

Для ее сооружения веревку лучше закреплять с уклоном сверху-вниз. Необходим и дополнительный страховочный канат. Передвижение осуществляется с помощью двух карабинов, спиной к воде и ногами вперед. В случае провисания троса переправляться следует головой вперед. Если группа многочисленная, устанавливают сразу несколько переправ.

Навесной мост

Наиболее удобный и надежный способ преодоления водной преграды. Сборка моста производится на земле, рядом с предполагаемым местом его расположения. Для этого используют три основные веревки, тонкое бревно или несколько связанных палок. Связывается мост таким образом, чтобы перила располагались подмышками переправляющегося. Крепят мост на 1,5-2 метра выше уровня воды.
Переплыть реку и горный поток можно также на лодках, байдарках и других видах плавучих средств. При таком способе главное – не допустить перегрузки плавсредства и его опрокидывания.


Посмотрев данный видеоурок, учащиеся узнают, по каким критериям оценивается организация переправы через водный объект. Научатся определять ширину реки и скорость течения воды в ней. Узнают, как правильно и в каких случаях можно пересекать водный объект вброд. А также познакомятся со способами наведения навесной переправы.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Правила организации переправы"

Но собираясь в поход, нужно трезво оценивать свои силы и возможности. В одни походы можно смело идти впервые в жизни. Тогда как в другие обязательно иметь опыт подобных путешествий. Походный опыт за плечами — это понимание того, с какими трудностями можно встретиться в походе и как с ними справляться.

Одной из таких трудностей являются реки, которые могут стать серьёзной преградой для неподготовленного человека. И если во время похода ваш путь будут пересекать водные преграды, то следует заранее подумать о том, как через них переправляться. Конечно же лучше всего найти на карте ближайший к маршруту мост и по нему перейти на другой берег. Однако порой это сделать невозможно. Тогда приходится организовывать переправу самостоятельно.

Для организации переправы через реку сперва нужно оценить её по четырём критерием:

Сильное течение, даже при небольшой глубине и ширине реки, создаст дополнительные сложности при переправе.

В случае с горной рекой критерии имеют ещё большее значение, так как они могут заметно изменяться в зависимости от метеорологической ситуации (дождь, гроза, таяние снегов и так далее).

Для того чтобы определить скорость течения можно воспользоваться простейшим арифметическим уравнением: скорость равна отношению пути, пройденного объектом, ко времени, за которое объект прошёл этот путь. Организовать такое измерение на местности наиболее удобно вдвоём. Для этого нужно:

· вам и вашему спутнику стать параллельно реке на отмерянном расстоянии друг от друга (рекомендуемое расстояние между участниками измерения должно быть не менее 10 метров);

· сбросить в воду объект, к примеру небольшую щепку;

· и засечь время за которое объект преодолеет участок отмерянного пути;

· воспользовавшись формулой можно без существенных погрешностей определить скорость реки.

Для определения же ширины реки есть не слишком точный, но весьма простой метод, знания которого в походе будет полностью достаточно.

Итак, для начала нужно подобрать травинку или тонкую прямую ветку. Затем выбрать два неподвижных объекта на противоположном берегу, расположенных на расстоянии друг о друга (деревья, камни или особенности рельефа, которые могут выступить в роле условных точек). Взять ветку или травинку и на вытянутых руках расположить таким образом, чтобы её концы визуально касались выбранных объектов. Далее, сломав ветку максимально ровно пополам, взять её таким же образом и начать отходить назад до тех пор, пока объекты снова не окажутся на её концах. Теперь, если вы измерите расстояние, пройденное вами от местоположения в начале и конце мероприятия, то тем самым найдёте ширину русла реки.

После того, как параметры реки определены, необходимо выбрать способ организации переправы:

· вброд (с шестом, со страховкой по перильной верёвке, шеренгой, кругом, колонной);

· на плавсредствах (на лодках или плотах);

· над водой (по выступающим над водой камням, по бревну или дереву, по кладям, с использованием наведённых верёвочных перил);

· вплавь (со страховкой и без страховки);

· по льду (в лыжных и пеших походах в межсезонье или зимой).

Любая переправа через препятствие (реку или овраг) должна начинаться с разведки, которая предполагает выполнение следующих действий:

· осмотр местности с целью определения наиболее безопасного способа переправы (вброд, над водой, по воде);

· выбор участка реки и берега, где будет осуществляться переправа. Например, если решили переправляться вброд, то ищут место, где русло самое широкое, а глубина потока наименьшая, где минимальная скорость течения, относительно ровное дно, малое количество камней и небольшая крутизна берегов;

· выбор типа страховки, соответствующего избранному способу переправы (шест, перильная верёвка и прочее);

· при необходимости, оборудование места переправы (вкапывание или закрепление опор для крепления верёвочных перил).

Переправа вброд через реку является наиболее распространённым вариантом пересечения водных объектов. Она организуется на участке реки с наименьшей силой потока и наименьшей глубиной.

Признаки брода равнинной реки: расширение реки на прямом участке, рябь на поверхности воды, наличие плёсов, отмелей, перекатов, а также троп и дорог подходящих к воде.

Простые участки реки группа преодолевает с хода, предварительно перестроив походную колонну: руководитель должен находиться во главе, слабые участники по одному равномерно распределяются среди сильных. Замыкает колонну один из наиболее сильных и опытных участников.

Движение осуществляется по намеченной линии переправы. Для несложных участков реки это делают по кратчайшей линии, соединяющей оба берега. Группа идёт боком к направлению течения, обнявшись за плечи. Интервал между участниками не должен превышать 1,5 м, что позволит тут же оказать помощь потерявшему равновесие.

Разговоры участников во время переправы категорически запрещены. Они рассеивают внимание туристов, заставляют их оборачиваться к говорящему, что может привести к падению одного из участников группы.

При переправе по двое туристы становятся боком к течению лицом друг к другу. Каждый кладёт руки на плечи напарнику и крепко берётся за лямки рюкзака. Ноги при переходе приставными шагами широко расставлены, образуя четыре устойчивых точки опоры.

Обратим внимание на то, что при скорости течения реки более 3—4 м/с, даже при глубине потока 0,5 м, переправа вброд опасна, и надо искать другие места или использовать другой способ переправы.

Однако, найти идеальные условия для переправы через реку удаётся редко, так как идти долгое время вдоль русла — утомительное занятие. Переходить вброд на опасных участках желательно группами, где первым в качестве разведки реку пересекает наиболее опытный участник. Шест, используемый как опора, ставится на ту часть дна, которая выше по течению. Захватывать шест надо обеими руками и держать их близко друг к другу. Если же шест будет упираться в дно по течению, его может в любой момент смыть, что вероятнее всего приведёт к потере равновесия.

Групповую переправу можно организовать и таджикским способом. Для этого туристы, положив руки на плечи друг другу и крепко взявшись за лямки рюкзаков соседей, образуют круг, который, медленно вращаясь (как хоровод), передвигается в сторону противоположного берега.

Однако отметим, что при переходе вброд изгибов реки лучше избегать, так как внешний от его центра берег подмывается потоком, и глубина там будет больше, чем у внутреннего берега. Следует избегать и участков берега, поросших деревьями, так как под водой могут находиться корни и ветки, не видимые с берега. Поскользнувшегося человека, может увлечь под них силой потока.

Укладку бревна через препятствие можно производить следующим образом. К вершине бревна крепят узлом середину верёвки так, чтобы от вершины отходили два одинаковых конца. Комель бревна упирают в выкопанную ямку и поднимают бревно под наклоном на 40—50°. Когда оно будет поднято на нужную высоту, его разворачивают перпендикулярно противоположному берегу. Затем бревно медленно опускают в намеченную точку на противоположном берегу, поддерживая верёвками. Важно, чтобы вода не заливала переправу, так как в этом случае велика вероятность поскользнуться и упасть в воду.

Наиболее сложный технически и трудоёмкий способ переправы над водой — это навесная переправа. Навесная переправа — это переправа по натянутым над водой верёвкам.

Наведение перил через сложный участок реки — это ответственное мероприятие, обеспечивающее при положительном результате не только переправу всей группы, но и безопасность её участников.

Наиболее просто и быстро можно навести перила на неширокой реке, имеющей небольшой участок, на котором она совершает поворот более чем на 90°. Это, при отсутствии на противоположном берегу больших деревьев или камней вблизи воды, позволяет группе, не совершая работ по заброске верёвки или переправы первых участников, натянуть перила.

Выбирая место для заброса верёвки, главное внимание обращают на противоположный берег. Берег, покрытый камнями среднего размера, а тем более мелкими камнями или травой для заброса верёвки не годится. Необходимо, чтобы на нём была зона или, в худшем случае, группа крупных камней, расположенных близко друг к другу (но на некотором удалении от воды), выброшенные течением стволы больших деревьев, растущие деревья или густой кустарник.

Если ничего этого нет, то нужно организовать переправу через реку одного или нескольких участников похода вброд одним из вышеописанных нами способом. А уже потом происходит закрепление перил для обеспечения переправы основного числа участников похода.

Крепить перила можно за камни, деревья, кустарники или самодельные приспособления.

При наличии на противоположном берегу вблизи от воды на продолжении линии трассы переправы крупных камней (диаметром около метра) перильную верёвку с помощью соответствующей по размеру петли закрепляют за один из них. С дальней от реки стороны камень должен иметь такую форму, чтобы верёвка при натяжении не соскользнула с него. Допускается использовать камень средней величины, необтекаемой формы, с резко выраженными гранями.

Если крепление верёвки происходит за одиночные деревья, то их диаметр ствола в нижней своей части должен быть не менее 15 см. Деревья также должны иметь хорошо развитую и укреплённую в грунте корневую систему.

Если на противоположном берегу, кроме молодой поросли, ничего подходящего для закрепления верёвки нет, можно использовать группу из нескольких наиболее крепких молодых деревьев, расположенных как можно ближе друг к другу, на удалении 3—7 м от воды. Аналогичным способом перильную верёвку можно крепить и за крупные кусты.

Конечно же, в целях безопасности, при организации переправы всегда необходимо продумывать страховку для всей группы.

В заключение отметим, что поход — это прежде всего, атмосфера настоящей романтики, сдобренная духом здорового, позитивного авантюризма. Это незабываемое приключение и отличная возможность посетить красивые, неисхоженные места. Поскольку первозданная природная среда — это необходимое условие для приятного отдыха и времяпрепровождения.

Как пользоваться паромной переправой на автомобиле?


Паромные переправы позволяют сократить путь, а иногда и вовсе являются единственным вариантом поездки по маршруту. Для тех водителей, кто ни разу ими не пользовался, расскажем все подробности.

Паромная переправа позволяет перебраться на другой берег реки, озера или пролива, сократив тем самым путь и время. При пользовании паромной переправой есть свои правила.

Погрузка на паром осуществляется в порядке очереди. При этом, автомобили экстренных служб пользуются правом проезда без очереди.

В первую очередь на паром загружаются автомобили, а потом уже пассажиры. Выгрузка осуществляется в обратном порядке.

Перед заездом на паром необходимо высадить из машины пассажиров - они поднимаются на паром отдельно.

При поездке на пароме автомобиль должен быть заглушен и поставлен на стояночный тормоз.

Перевозка автомобилей с опасными грузами разрешается отдельным рейсом, без других автомобилей.

Принято, что автомобили заезжают на паром задним ходом, а выезжают с него передним ходом. Порядок парковки и расположения автомобилей определяется дежурным специалистом на пароме.


Дви­же­ние по ре­ке
В не­зна­ко­мой ме­ст­но­сти лю­бую реч­ку мож­но ис­поль­зо­вать в ка­че­ст­ве ори­ен­ти­ра или в ка­че­ст­ве пу­ти пе­ре­дви­же­ния, по­сколь­ку этот путь обес­пе­чи­ва­ет до­воль­но точ­ный мар­шрут и обыч­но вы­во­дит к на­се­лен­ным пунк­там. Ре­ка мо­жет слу­жить ис­точ­ни­ком пи­щи и пить­е­вой во­ды, а так­же пре­дос­тав­ля­ет воз­мож­ность пе­ре­дви­же­ния в лод­ке или на пло­ту. В этом слу­чае ва­ше пе­ре­дви­же­ние бу­дет от­кры­тым, вас мо­гут ско­рее об­на­ру­жить. Но при не­об­хо­ди­мо­сти мас­ки­ров­ки будь­те го­то­вы пе­ре­хо­дить ре­ки вброд, ид­ти в об­ход, про­би­вать­ся че­рез гус­тые за­рос­ли по бе­ре­гам. Ес­ли вы сле­дуе­те по ре­ке в гор­ной ме­ст­но­сти, ори­ен­ти­руй­тесь по во­до­па­дам, об­ры­вам и при­то­кам. На рав­ни­не ре­ки обыч­но бо­лее из­ви­ли­сты, ок­ру­же­ны бо­ло­та­ми или кус­тар­ни­ком. Здесь ма­ло ве­ро­ят­но­сти най­ти ори­ен­ти­ры.

Дви­же­ние по по­бе­ре­жью или вдоль бе­ре­га
Пе­ре­дви­же­ние по по­бе­ре­жью — дол­гий околь­ный путь, од­на­ко бе­рег яв­ля­ет­ся хо­ро­шим ис­ход­ным пунк­том для ори­ен­ти­ров­ки, а так­же ме­стом, где мож­но най­ти се­бе пи­щу и кров.

Пре­одо­ле­ние гус­той рас­ти­тель­но­сти
Про­дви­гать­ся че­рез гус­той под­ле­сок и джунг­ли не­об­хо­ди­мо толь­ко с опу­щен­ны­ми ру­ка­ва­ми. Это по­мо­жет из­бе­жать сса­дин и ца­ра­пин.

Будь­те ос­то­рож­ны, мед­лен­но и ме­то­ди­че­ски про­дви­гай­тесь по гус­то­му ле­су или джунг­лям, пе­рио­ди­че­ски ос­та­нав­ли­вай­тесь, что­бы при­слу­шать­ся и со­ри­ен­ти­ро­вать­ся. Про­би­ра­ясь сквозь за­рос­ли, поль­зуй­тесь но­жом или те­са­ком, но не ру­би­те вет­ки без не­об­хо­ди­мо­сти. В ле­су шум слы­шен на боль­шом рас­стоя­нии; его мож­но умень­шить, ес­ли ру­бить кус­тар­ник уда­ром вверх. Раз­дви­гать за­рос­ли мож­но пал­кой, но так, что­бы не по­тре­во­жить му­равь­е­в-со­ле­ноп­си­сов. Под­ни­ма­ясь по скло­ну, не хва­тай­тесь за кус­ты, так как на них мо­гут быть ко­люч­ки или ост­рые ши­пы.

Мно­гие ди­кие жи­вот­ные ле­сов и джунг­лей пе­ре­дви­га­ют­ся по из­ви­ли­стым и пе­ре­се­каю­щим­ся тро­пам, ко­то­рые час­то ве­дут к во­де или на по­ля­ны. При воз­мож­но­сти их сле­ду­ет ис­поль­зо­вать, или на­обо­рот, из­бе­гать. Ес­ли же вы поль­зуе­тесь тро­па­ми, то не при­дер­жи­вай­тесь их сле­по. Час­то про­ве­ряя ази­мут, убе­ди­тесь, что эти тро­пы ве­дут в нуж­ном на­прав­ле­нии.

За­ле­зая на де­ре­во для ве­де­ния на­блю­де­ния или до­бы­чи пло­дов для пи­та­ния, дер­жи­тесь бли­же к ство­лу, по­сколь­ку здесь вет­ви проч­нее.

Ли­нии элек­тро­пе­ре­дач
Во мно­гих стра­нах элек­тро- и те­ле­фон­ные ли­нии на про­тя­же­нии мно­гих ки­ло­мет­ров про­хо­дят че­рез ма­ло­на­се­лен­ную ме­ст­ность. Обыч­но про­дви­гать­ся в та­ких мес­тах мож­но до­воль­но сво­бод­но, ис­поль­зуя рас­чи­щен­ные про­се­ки для этих ли­ний. Од­на­ко сле­ду­ет со­блю­дать ос­то­рож­ность, что­бы из­бе­жать воз­мож­ных травм или ос­лож­не­ний, свя­зан­ных с элек­тро­то­ком.

Пе­ре­ход по снеж­ным по­лям и лед­ни­ку
Са­мый бы­ст­рый спо­соб спус­ка с кру­то­го скло­на, по­кры­то­го сне­гом, это спуск на но­гах с ис­поль­зо­ва­ни­ем то­по­ри­ка или креп­ко­го шес­та (дли­ной при­мер­но в 1,5 м) в ка­че­ст­ве опо­ры. То­по­ри­ком или шес­том мож­но так­же оп­ре­де­лить на­ли­чие рас­се­лин (тре­щин на льду).

Как пра­ви­ло, рас­се­ли­ны бы­ва­ют под пря­мым уг­лом к на­прав­ле­нию дви­же­ния лед­ни­ка. Обыч­но их мож­но обой­ти, по­сколь­ку они ред­ко пе­ре­се­ка­ют весь лед­ник. Ес­ли лед­ник по­крыт сне­гом, на­до быть осо­бен­но ос­то­рож­ным. Ес­ли дви­га­ет­ся груп­па, то в этом слу­чае все ее чле­ны долж­ны ид­ти в связ­ке. По воз­мож­но­сти из­бе­гай­те лед­ни­ков и уча­ст­ков с боль­ши­ми рас­се­ли­на­ми.

Пе­ре­дви­же­ние по кру­то­му скло­ну, по­кры­то­му сне­гом, об­лег­ча­ет­ся, ес­ли пе­ре­се­кать его по диа­го­на­ли, вы­тап­ты­вая но­га­ми сту­пень­ки. Од­на­ко ос­те­ре­гай­тесь об­ва­лов, осо­бен­но в пе­ри­од ве­сен­ней от­те­пе­ли или по­сле сне­го­па­да. Пе­ре­дви­га­ясь в том мес­те, где есть опас­ность об­ва­лов, дер­жи­тесь даль­ше от скло­на, а ес­ли его на­до пе­ре­сечь, иди­те как мож­но вы­ше. Под­ни­ма­ясь на склон, дер­жи­тесь пря­мо. По­пав в снеж­ный об­вал, де­лай­те пла­ва­тель­ные дви­же­ния, что­бы ос­тать­ся на по­верх­но­сти.

При пе­ре­хо­де че­рез снеж­ные по­ля в го­рах сле­ду­ет опа­сать­ся сви­саю­щих вы­сту­пов сне­га с под­вет­рен­ной сто­ро­ны. Эти на­вис­шие глы­бы сне­га не вы­дер­жат вас; обыч­но их мож­но за­ме­тить с под­вет­рен­ной сто­ро­ны, в то вре­мя как с на­вет­рен­ной сто­ро­ны вы мо­же­те ви­деть толь­ко слег­ка за­круг­лен­ный, по­кры­тый сне­гом гре­бень го­ры. Пе­ре­дви­гай­тесь по греб­ню с на­вет­рен­ной сто­ро­ны ни­же ли­нии на­вис­ших глыб.

Пе­ре­пра­ва че­рез ре­ку
Во всех слу­ча­ях, кро­ме пе­ре­дви­же­ния по пус­ты­не, все­гда есть ве­ро­ят­ность то­го, что вам при­дет­ся пе­ре­прав­лять­ся че­рез ре­ки или вод­ные пре­гра­ды. Вод­ное пре­пят­ст­вие мо­жет быть от не­боль­шо­го, про­те­каю­ще­го по до­ли­не ру­чья глу­би­ной до ло­дыж­ки до стре­ми­тель­ной ре­ки, бе­ру­щей на­ча­ло с лед­ни­ка или по­лей веч­но­го сне­га. Тот, кто зна­ет, как пре­одо­ле­вать та­кие пре­пят­ст­вия, мо­жет с ус­пе­хом пе­ре­хо­дить са­мые бур­ные ре­ки.

Пре­ж­де чем вой­ти в ре­ку, оп­ре­де­ли­те тем­пе­ра­ту­ру во­ды в ней. Ес­ли во­да очень хо­лод­ная и нет мел­ко­го бро­да, то не сле­ду­ет пы­тать­ся пе­ре­хо­дить ре­ку вброд, так как хо­лод­ная во­да мо­жет лег­ко вы­звать шо­ко­вое со­стоя­ние, ко­то­рое ино­гда при­во­дит к вре­мен­но­му па­ра­ли­чу. При от­сут­ст­вии бро­да по­ста­рай­тесь сде­лать им­про­ви­зи­ро­ван­ную пе­ре­пра­ву, сва­лив де­ре­во в ре­ку или по­стро­ив про­стой плот.

Пре­ж­де чем по­пы­тать­ся пе­ре­пра­вить­ся че­рез ре­ку, под­ни­ми­тесь на вы­со­кое ме­сто и вы­яс­ни­те:

      ха­рак­тер те­че­ния ре­ки и мес­та, где она, воз­мож­но, рас­па­да­ет­ся на ру­ка­ва;
        есть ли пре­пят­ст­вия на дру­гом бе­ре­гу, ко­то­рые мо­гут по­ме­шать пе­ре­дви­же­нию. На­меть­те ме­сто на про­ти­во­по­лож­ном бе­ре­гу, где ид­ти лег­че и безо­пас­ней;
          нет ли под­вод­ных кам­ней в ре­ке, ука­зы­ваю­щих на на­ли­чие по­ро­гов или кань­о­нов;
          нет ли гус­тых за­рос­лей, что ука­зы­ва­ет на са­мую глу­бо­кую часть ре­ки.

        При вы­бо­ре мес­та пе­ре­пра­вы пом­ни­те о сле­дую­щем:

            сле­ду­ет на­ме­чать пе­ре­пра­ву под уг­лом при­мер­но 45° про­тив те­че­ния ре­ки;
              не пы­тай­тесь пе­ре­хо­дить ре­ку чуть вы­ше глу­бо­ко­го или бы­ст­ро­го мес­та или ря­дом с ним;
                все­гда пе­ре­хо­ди­те ре­ку там, где в слу­чае, ес­ли вы упа­де­те, вас вы­не­сет на по­ло­гий бе­рег или от­мель;
                ста­рай­тесь из­бе­гать ка­ме­ни­стых мест, так как па­де­ние мо­жет при­вес­ти к серь­ез­ной трав­ме, од­на­ко оди­ноч­ный ка­мень в ре­ке мо­жет, на­обо­рот, по­мочь вам пе­ре­брать­ся че­рез нее.

              Спо­со­бы пе­ре­пра­вы че­рез ре­ку
              Пе­ре­ход вброд. Пре­ж­де чем вой­ти в во­ду, сни­ми­те обувь и нос­ки, а за­тем сно­ва на­день­те толь­ко бо­тин­ки. Не рис­куй­те: вы мо­же­те по­ра­нить но­ги об ост­рые кам­ни или пал­ки. В ка­че­ст­ве опо­ры ис­поль­зуй­те проч­ный шест. Дер­жи­те его на­прав­лен­ным про­тив те­че­ния для то­го, что­бы раз­бить по­ток. Шест по­мо­га­ет так­же бо­лее уве­рен­но сту­пать по дну и мо­жет быть ис­поль­зо­ван для про­вер­ки дна ре­ки с це­лью об­на­ру­же­ния впа­дин и ям.

              Пре­одо­ле­ние ре­ки вплавь. Плы­ви­те брас­сом, на спи­не или на бо­ку. При этих спо­со­бах пла­ва­ния дви­же­ния бес­шум­ны, ме­нее уто­ми­тель­ны по срав­не­нию с дру­ги­ми спо­со­ба­ми и, кро­ме то­го, мож­но пе­ре­пра­вить не­боль­шой узел с оде­ж­дой или сна­ря­же­ни­ем. Ес­ли воз­мож­но, сни­ми­те оде­ж­ду и сна­ря­же­ние и пе­ре­правь­те их че­рез ре­ку на пло­ти­ке. Иди­те вброд, по­ка во­да не бу­дет вам по грудь, по­том плы­ви­те. Ес­ли бе­рег ре­ки слиш­ком об­ры­ви­стый и ре­ка глу­бо­ка, за­хо­ди­те в нее мед­лен­но, что­бы не на­сту­пить на ко­ря­гу и не упасть, спо­ткнув­шись о на­хо­дя­щие­ся в во­де пре­пят­ст­вия. На глу­бо­ких мес­тах при бы­ст­ром те­че­нии пе­ре­плы­вай­те ре­ку на­ис­ко­сок по те­че­нию. Ес­ли нуж­на мас­ки­ров­ка, ис­поль­зуй­те вет­ки кус­тар­ни­ка.

              Ес­ли вы не мо­же­те плыть, у вас есть воз­мож­ность фор­си­ро­вать ре­ку, поль­зу­ясь под­руч­ны­ми сред­ст­ва­ми. К ним от­но­сят­ся:

              Оде­ж­да. Сни­ми­те брю­ки в во­де; за­вя­жи­те уз­лом ка­ж­дую шта­ни­ну и за­стег­ни­те ши­рин­ку; возь­ми­те брю­ки за по­яс с од­ной сто­ро­ны и ши­ро­ко взмах­ни­те ими, под­няв над го­ло­вой и опус­тив впе­ред так, что­бы они от­кры­той по­яс­ной ча­стью тя­же­ло шлеп­ну­лись о во­ду. В ка­ж­дую шта­ни­ну по­па­дет воз­дух. Ес­ли в той об­ста­нов­ке, в ко­то­рой вы на­хо­ди­тесь, шум не име­ет зна­че­ния, пры­гай­те в во­ду, дер­жа брю­ки пе­ред со­бой.

              Бал­лон из по­ли­эти­ле­но­вой плен­ки. Это плав­сред­ст­во из­го­тав­ли­ва­ет­ся из ру­ло­на по­ли­эти­ле­но­вой плен­ки, свер­ну­той в два слоя. Кон­цы со­би­ра­ют­ся и фик­си­ру­ют­ся ре­зи­но­вым жгу­том. Воз­дух на­ка­чи­ва­ет­ся че­рез ме­тал­ли­че­ский шту­цер. Та­кой же бал­лон мож­но из­го­то­вить из про­ре­зи­нен­ной тка­ни, па­ра­шют­но­го ка­про­на.

              Брев­на или дос­ки. Пре­ж­де чем ис­поль­зо­вать де­ре­вян­ные пред­ме­ты для пе­ре­пра­вы че­рез ре­ку, про­верь­те их пла­ву­честь. Это осо­бен­но важ­но в тро­пи­ках, по­сколь­ку боль­шин­ст­во де­ревь­ев в тро­пи­ках, в осо­бен­но­сти паль­мы, то­нут да­же в том слу­чае, ко­гда де­ре­во су­хое.

              Пе­ре­пра­ва на пло­ту. Пе­ре­пра­ва че­рез ре­ку на пло­ту яв­ля­ет­ся наи­бо­лее древ­ним и час­то безо­пас­ным и бы­ст­рым спо­со­бом пре­одо­ле­ния вод­ных пре­град. Од­на­ко со­ору­же­ние пло­та в ус­ло­ви­ях борь­бы за вы­жи­ва­ние очень уто­ми­тель­ный труд, тре­бую­щий мно­го вре­ме­ни, осо­бен­но ес­ли нет со­от­вет­ст­вую­ще­го ин­ст­ру­мен­та и по­мо­щи. Пло­ты мож­но де­лать из су­хо­стой­ных де­ревь­ев, бам­бу­ка или кус­тар­ни­ка.

              Луч­ше все­го пло­ты де­лать из елей. Плот мож­но по­стро­ить без гвоз­дей и ве­ре­вок, ес­ли у вас есть то­пор и нож.

              За­пом­ни­те, что для трех че­ло­век плот дол­жен быть 3,6 м дли­ной и 1,8 м ши­ри­ной.

              Строй­те плот на двух спус­ко­вых брев­нах, ус­та­нов­лен­ных на­клон­но к бе­ре­гу. Об­те­ши­те брев­на то­по­ром, что­бы ос­таль­ные брев­на, из ко­то­рых бу­дет со­сто­ять плот, ров­но ле­жа­ли на них.

              Вы­ру­би­те по два сме­щен­ных па­за с двух сто­рон ка­ж­до­го брев­на на обо­их его кон­цах (рис. 7).


              РИС. 7. Сооружение плота из бревен

              Па­зы де­ла­ют­ся тре­уголь­ной фор­мы, ши­ро­ки­ми в ос­но­ва­нии.

              Что­бы скре­пить брев­на пло­та, про­пус­ти­те че­рез ка­ж­дый паз трех­гран­ную по­пе­ре­чи­ну, дли­на ко­то­рой при­мер­но на 30 см боль­ше, чем ши­ри­на пло­та. Брев­на пло­та со­еди­ня­ют­ся сна­ча­ла с од­ной сто­ро­ны, по­том с дру­гой.

              За­кре­пи­те (свя­жи­те) вме­сте вы­сту­паю­щие кон­цы двух по­пе­ре­чин на ка­ж­дом кон­це пло­та, что­бы обес­пе­чить до­пол­ни­тель­ную проч­ность. Ко­гда плот по­па­да­ет в во­ду, по­пе­ре­чи­ны на­бу­ха­ют, свя­зы­вая брев­на проч­но ме­ж­ду со­бой.

              Ес­ли по­пе­ре­чи­ны слиш­ком сво­бод­но си­дят в па­зах, их не­об­хо­ди­мо за­кли­нить тон­ки­ми ку­соч­ка­ми су­хо­го де­ре­ва. Они раз­бух­нут, ко­гда на­мок­нут, и тем са­мым за­кре­пят по­пе­ре­чи­ны.


              Хо­ро­ший проч­ный плот мож­но из­го­то­вить из бам­бу­ка. Бам­бук ле­гок, уп­руг и лег­ко ре­жет­ся.

              Лег­ко сде­лать от­лич­ный плот из бре­зен­та, по­лот­ни­ща ма­лой па­лат­ки или дру­го­го во­до­не­про­ни­цае­мо­го ма­те­риа­ла, со­ору­див ра­му из ве­ток кус­тар­ни­ка.

              В се­вер­ных рай­онах зи­мой се­ре­ди­на ре­ки мо­жет не за­мер­зать бла­го­да­ря бы­ст­ро­му те­че­нию. Пе­ре­пра­вить­ся че­рез та­кую ре­ку мож­но на льди­не, ис­поль­зо­вав ее в ка­че­ст­ве пло­та, пред­ва­ри­тель­но от­ко­лов льди­ну с по­мо­щью то­по­ра или да­же шес­та (ес­ли во льду есть тре­щи­на) от бе­ре­го­во­го льда. Раз­мер та­ко­го пло­та дол­жен быть при­мер­но 2×3 м. Для пе­ре­дви­же­ния че­рез от­кры­тую часть ре­ки ис­поль­зу­ют шест.

              Пре­одо­ле­ние стрем­нин или рек с бы­ст­рым те­че­ни­ем. Пе­ре­плы­вать ре­ку в мес­тах стрем­нин или бы­ст­ро­го те­че­ния не так слож­но, как мо­жет по­ка­зать­ся. На мел­ких стрем­ни­нах ляг­те на спи­ну так, что­бы но­ги бы­ли на­прав­ле­ны вниз по те­че­нию, те­ло ле­жа­ло го­ри­зон­таль­но, ру­ки по бед­рам. Ру­ка­ми де­лай­те дви­же­ния по­доб­но то­му, как тю­лень ра­бо­та­ет свои­ми лас­та­ми. На глу­бо­ких стрем­ни­нах плы­ви­те на жи­во­те, стре­мясь при­стать к бе­ре­гу, ко­гда это воз­мож­но. Сле­ди­те, за мес­та­ми, где схо­дят­ся по­то­ки: вас мо­жет за­тя­нуть в опас­ные во­до­во­ро­ты, ко­то­рые они об­ра­зу­ют.

              Пе­ре­прав­лять­ся на пло­ту че­рез глу­бо­кую и бы­ст­рую ре­ку це­ле­со­об­раз­но на из­лу­чи­не, ис­поль­зо­вав си­лу те­че­ния и при­вя­зав плот под уг­лом по ти­пу воз­душ­но­го змея (рис. 9).


              РИС. 9. Переправа через реку на излучине: 1 — направление течения; 2 — сила течения

              Этим спо­со­бом поль­зу­ют­ся, ко­гда пе­ре­прав­ля­ет­ся не­сколь­ко че­ло­век. При этом не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать сле­дую­щее:

              плот дол­жен быть при­вя­зан под уг­лом к те­че­нию;
              дли­на ве­рев­ки от мес­та ее за­кре­п­ле­ния долж­на быть в 7-8 раз боль­ше ши­ри­ны ре­ки;
              ве­рев­ку сле­ду­ет при­кре­п­лять к пло­ту та­ким об­ра­зом, что­бы иметь воз­мож­ность ре­гу­ли­ро­вать ее дли­ну и из­ме­нять угол кре­п­ле­ния пло­та для то­го, что­бы при не­об­хо­ди­мо­сти мож­но бы­ло вер­нуть­ся на пер­вый бе­рег.

              Пре­одо­ле­ние при­боя. При при­бли­же­нии к бе­ре­гу вол­ны ста­но­вят­ся вы­ше и ко­ро­че. Часть вол­ны, об­ра­щен­ная к бе­ре­гу, из­ги­ба­ет­ся и раз­би­ва­ет­ся, вы­бра­сы­вая во­ду на бе­рег. Боль­шие вол­ны раз­би­ва­ют­ся даль­ше от бе­ре­га.

              При уме­рен­ном при­бое плы­ви­те впе­ред с не­боль­ши­ми вол­на­ми (гре­бень вол­ны под­ни­мет ва­ше те­ло); по­сле то­го как гре­бень вол­ны про­шел и вол­на еще не раз­би­лась, ны­ряй­те вниз.

              При силь­ном при­бое плы­ви­те к бе­ре­гу в про­ме­жут­ках ме­ж­ду вол­на­ми. Ко­гда под­хо­дит сле­дую­щая вол­на, по­вер­ни­тесь ли­цом к ней, ныр­ни­те, за­тем по­вер­ни­тесь к бе­ре­гу и плы­ви­те к не­му, ко­гда вол­на про­шла.

              Ес­ли вол­ны боль­шие, то об­рат­ный по­ток на­сту­паю­щей вол­ны мо­жет быть опас­ным. Ес­ли вы по­па­де­те в этот по­ток, не пы­тай­тесь плыть про­тив не­го. Плы­ви­те вме­сте с ним. Ес­ли по­па­де­те под не­го, под­ни­ми­тесь на по­верх­ность и дви­гай­тесь к бе­ре­гу на греб­не сле­дую­щей вол­ны.

              Пре­одо­ле­ние зы­бу­чих пес­ков, тря­си­ны, бо­лот. Та­кие пре­пят­ст­вия ча­ще все­го встре­ча­ют­ся в тро­пи­ках и суб­тро­пи­ках. На тря­си­не нет ни­ка­кой рас­ти­тель­но­сти; обыч­но на ней не мо­жет удер­жать­ся да­же ка­мень. Ес­ли вы не мо­же­те обой­ти это пре­пят­ст­вие, по­пы­тай­тесь со­ору­дить пе­ре­пра­ву, ис­поль­зо­вав брев­на, вет­ви или ли­ст­ву. Ес­ли под ру­кой нет ни­че­го из вы­ше­пе­ре­чис­лен­но­го, фор­си­руй­те это пре­пят­ст­вие сле­дую­щим об­ра­зом: ло­жи­тесь ли­цом вниз, рас­ки­нув ру­ки, и нач­ни­те плыть или про­би­рать­ся впе­ред че­рез тря­си­ну, дер­жа те­ло го­ри­зон­таль­но. Та­ким же спо­со­бом мож­но пре­одо­ле­вать зы­бу­чие пес­ки.

              Читайте также: