Как сделать переменную в питоне

Обновлено: 06.07.2024

Перед прохождением этого занятия рекомендую изучить первый раздел вводного курса или, как минимум, познакомиться с программой Google Colab, которую мы используем в нашей работе, а также повторить основы программирования.

Как объявить переменную в Питоне

Создание или объявление переменной в Питоне происходит в тот момент, когда вы присваиваете ей определенное значение. Это очень удобно. Заранее объявлять переменную не требуется.

Также напомню, что в Питоне можно записать значения сразу в несколько переменных или присвоить одно и то же значение нескольким переменным.

Автоматическое определение типа данных

При создании и записи данных в переменную Питон попытается автоматически определить тип этих данных. Приведем несколько примеров:

Это очень важная и удобная особенность, которая выгодно отличает Питон от многих других языков программирования.

Как узнать тип переменной в Питоне

В случае, если вы не уверены в том, к какому типу данных относится переменная, можно воспользоваться функцией type().

Присвоение и преобразование типа данных

Иногда может быть полезно принудительно присвоить или преобразовать тип данных уже созданной переменной. Начнем с присвоения типа данных:

Также тип данных можно изменить.

Возможно, вы спрашиваете себя зачем инженеру машинного обучения в таких деталях разбираться в типах переменных. Одним из наиболее очевидных применений является предварительная обработка данных, поступивших, скажем, в формате строки (str), хотя с точки зрения логики это должно быть целое число (int).

Именование переменных

Напомню, что имя переменной может включать только латинские буквы и цифры, а также символ подчеркивания. Одновременно оно не должно начинаться с цифры. Питон отличает заглавную от строчной буквы. Пробелы и кириллицу использовать нельзя.

Как я не устаю повторять, название переменных должно быть осознанным. Это упростит работу с длинным кодом.

Этот курс познакомит вас с объектно-ориентированным, интерпретируемым языком программирования – Python.

Курс можно читать только тут, но лучше – зарегистрироваться на Codeacademy и проходить его там, заглядывая сюда в случае, если требуется перевод какой-либо фразы или части курса.

Большая часть курса написана Eric Weinstein.

Про опечатки и ошибки можно и нужно сообщать через форму Контакты, в комментариях или выделив текст с ошибкой мышкой и нажав Ctrl + Enter.

Python Syntax

Часть 1. Переменные и типы данных

Часть 2. Пробелы и выражения

Часть 3. Комментарии

Часть 4. Математические операции

Часть 5. Заключение

Закрепление знаний

Часть 1. Переменные и типы данных

Python – это мощный и гибкий язык программирования, который можно использовать для разработки web-приложений, для написания декстопных программ с графическим интерфейсом (GUI), на нём можно разрабатывать игры и многое другое.

Python это:

  • язык программирования высокого уровня, то есть чтение кода на Python и написание кода на нём очень простое – он весьма схож с обычным английским языком;
  • интерпретируемый – то есть, вам не потребуется специальный компилятор скриптов, чтобы писать на Python и запускать его скрипты;
  • он объектно-ориентированный, то есть – позволяет пользователям управлять структурами данных, называемыми “объекты“, для построения и выполнения программ, мы обсудим объекты позже, в нашем курсе.;
  • весёлый в изучении и использовании. Python получил своё название в честь Летающего Цирка Монти Пайтона (Monty Python’s Flying Circus), и примеры в коде и учебники часто ссылаются на это шоу и включают в себя шутки, что бы сделать изучения языка более интересным.

Этот курс не предполагает каких-либо знаний у вас о Python в частности, или о программировании в целом.

2. Переменные

Одним из наиболее важных понятий в программировании является понятие “переменная “. Переменными называют слово/идентификатор, которое содержит единственное значение. Например, предположим что вам требуется число 5 в вашей программе, но вы не хотите использовать его немедленно. Вы можете назначить переменную, назовём её “ spam“ которая имеет значение “5” и хранит его для использования в дальнейшем:

Объявить переменную в Python очень просто – просто указываете имя/идентификатор, как spam и используете знак = для присвоения ей значения – всё готово!

Давайте зададим переменной my_variable значение 10, и посмотрим его вывод:

>>> my_variable = 10
>>> my_variable
10

3. Типы данных

Отлично, теперь мы можем вызывать значение 10 просто вызывая переменную my_variable где угодно, когда нам потребуется.

В этом случае, тип данных переменной my_variable является integer (положительное или отрицательное целое число). В Python на сегодняшний день существует три типа данных: integers, floats (дробные числительные, например 1.970) и booleans (логический тип данных, который может принимать значение либо True (истина), либо False (ложно)).

Компьютерные программы, по большей части, созданы для обработки данных. Поэтому очень важно для вас понимать разницу между разными типами данных, которые мы используем в наших программах.

Никогда не используйте кавычки ( ‘ или “ ) при определении логических True или False , и всегда указывайте их с Большой буквы. Python – регистро-зависимый язык, и значения для true, truE или True будут совершенно разными. Что касается кавычек, мы начнём использовать их, когда дойдём до изучения последовательностей (strings) , которые будут обсуждать в следующих частях.

Давайте установим такие значения нашим переменным:

  1. my_int to the value 7
  2. my_float to the value 1.23
  3. my_bool to the value True

Python detected the following datatypes:
my_int is of
my_float is of
my_bool is of

4. Переназначение данных

Теперь вы знаете как объявлять переменные и присваивать им разные значения. Так же, вы узнали о трёх типах данных – integers, floats, и booleans.

Вы можете переназначить значение переменной в любое время. Если сначала вы установили для переменной my_int значение 7, но потом решили изменить его на 3 – просто скажите Python-у: my_int = 3 – и он изменит значение этой переменной:

>>> my_int = 7
>>> my_int
7
>>> my_int = 3
>>> my_int
3

Часть 2. Пробелы и выражения

1. Что такое операторы

Вы можете думать о выражениях (statements) Python-a как о простых фразах в английском: это наименьшие объекты в языке, которые имеют смысл. Как, например – “Я“, “люблю” и “Спам” не являются простыми выраженими сами по себе и не несут смысловой нагрузки, но “Я люблю спам” – это уже фраза, имеющая определённое значение. Так же переменные и типы данных не являются выражениями сами по себе, но они являются “строительными блоками”, из которых формируются выражения.

Продолжая аналогию с выражения ясно, что нам нужны определённые правила пунктуации, что бы определить где заканчивается одно выражения и начинается другое. Если вы знакомы с JavaScript, вы знаете что в нём операторы заканчиваются символом точки с запятой – ” ; “. В Python операторы разделяются пробелами. Так же, как вы не можете в JavaScript вынести часть кода за пределы ограничивающих его точки с запятой, так же не сможете обойти пробел в Python-е.

Возможно, к этому придётся привыкнуть, особенно – если вы начали изучение Python после изучения языка, в котором пробелы не играют роли.

Возьмём, например, скрипт с таким кодом:

def spam():
eggs = 12
return eggs
print spam()

File “./codeacademy_example_1.py”, line 5
eggs = 12
^
IndentationError: expected an indented block

Вот само описание: “expected an indented block” – ожидаются отступы блока .

2. Пробелы – значит Правильные отступы

Крестьянин сказал – “Ведьма превратила меня в лягушку!”.

“Крестьянин, – сказала ведьма, – превратил меня в лягушку!”.

Понимаете, что мы имеем ввиду?

Давайте правильно расставим отступы в коде с помощью клавиши табуляции Tab на вашей клавиатуре – один раз на второй строке перед eggs , и ещё раз на строке 3 перед return :

eggs = 12
return eggs

3. Про интерпретатор

Во введении в эту главу мы писали, что Python – интерпретируемый язык, то есть – он обрабатывается интерперетатором .

Так, вы можете думать об интерпретаторе, как о программме, которая получает вводимый вами код, проверяет его на наличие ошибок, выполняет операции в этом коде, строка за строкой. Интерпретатор работает в фоновом режиме, невидимо для вас и отбражает только рузультат ваших инструкций машине.

Давайте дадим задачу интепретатору назначить значение True для переменной spam , и False – для eggs :

>>> spam = True
>>> eggs = False
>>> spam
True
>>> eggs
False
>>> print spam, eggs
True False

Часть 3. Комментарии

1. Однострочные комментарии

Так как это улучает читаемость кода, и поможет в отладке, так как вы сможете быстро сказать – какая часть программы что именно должна выполнять, мы призываем вас добавлять комментарии везде, где результат выполнения части кода не является очевидным.

2. Многострочные комментарии

Для написания мультистрочных комментариев – используйте тройные кавычки, как в примере ниже:

“””Я программист, и я счастлив.
Я ем Мивину и запиваю её чаем!”””

Часть 4. Математические операции

1. Арифметические операторы

Выражения в Python не ограничены только простыми выражениями типа spam = 3 . Они могут так же включать в себя математические выражения, использующие арифметические операторы (arithmetic operators) .

Есть шесть таких арифметических операторов, которые мы и будем рассматривать:

  1. Сложение (Addition) ( + )
  2. Вычитание (Subtraction) ( - )
  3. Умножение (Multiplication) ( * )
  4. Деление (Division) ( / )
  5. Возведение в квадрат (Exponentiation) ( ** )
  6. Деление с остатком (Modulo) ( % )

Давайте начнём со сложения. Установим значение переменной big_var равным сумме 1 + 2:

>>> big_var = 3 + 2
>>> big_var
5

2. Вычитание (Subtraction)

Теперь – попробуем вычитание.

Мы уже посчитали, что значение переменной big_var равняется 5, но теперь хотим уменьшить его. Укажем интерпретатору переназначить значение переменной, выполнив вычитание 5 – 2:

>>> big_var = 5 – 2
>>> big_var
3

3. Умножение (Multiplication)

Теперь – давайте попробуем выполнить умножение.

Рыцарь, который сказал “Ni!” сказал это дважды. Давайте сделаем это 20 раз, умножив 2 * 10:

4. Деление (Division)

Немного подумав, мы решили что 20 “Ni!” будет слишком много. Давайте используем деление, что бы уменьшить значение до 5:

5. Возведение в степень (Exponentiation)

Все арифметические операции, которые вы сделали до сих пор либо были интуитивно понятны или напоминали действия, которые вам доводилось выполнять в других языках программирования (например, JavaScript). Возведение в степень, однако, является более сложной операцией, так что мы остановимся на ней подробнее.

Арифметический оператор ** возводит первое число – base, в значение второго числа – exponent. Так, если вы наберёте 2 ** 3 – вы получите 8 (2 ** 3 это тоже самое, что 2 * 2 * 2 – обе операции дадут значение 8). 5 ** 2 = 25, 2 ** 4 = 16 и так далее.

Итак, наш дровосек очень голоден, и хочет съесть сразу 100 яиц. Давайте установим значение переменной eggs равным 100, используя Exponentiation:

6. Деление с остатком (Modulo)

Теперь у нас множество яиц. Надеюсь – вы оставили место в комнате для spam ? (что тут имеется ввиду – затрудняюсь сказать… вероятно – мясные консервы производителя Spam – прим. перевод.)

Наша последняя арифметическая операция – деление с остатком, modulo (так же называемая modulus). Modulo возвращает остаток, полученный в результате деления (division) двух целых (integer) чисел.

Так, если вы попросите интерпретатор посчитать значение 5 % 2 – вы получите результат 1 (т.к. 2 входит в 5 дважды и даёт остаток 1). 10 % 5 = 0, 113 % 100 = 13 и так далее. Давайте у становим значение переменной spam равным 1, используя modulo:

>>> spam = 45 % 22
>>> spam
1

Часть 5. Заключение.

1. Соберём всё в одном

Итак, вы изучили такие понятия в Python:

  • Переменные, которые заключают в себе значения;
  • Типы данных, такие как integers, floats, и booleans;
  • Пробелы, и почему они так важны;
  • Операнды, и чем они схожи с фразами в английском языке;
  • Комментарии, и почему они так нужны в вашем коде;
  • Арифметические действия и оператыры, такие как + , - , * , / , ** , и % )

Давайте соберём все наши знания в одно целое, и заставим это всё поработать.

  • напишем однострочный комментарий;
  • объявим переменную monty и установим её значение равным True ;
  • объявим вторую переменную, и устанвоим её значеине раыным 1.234;
  • объявим третью переменную, и установим её значение равнывм python в степени 2.

>>> monty = True
>>> python = 1.234
>>> monty_python = python ** 2
>>> monty_python
1.522756

Закрепление знаний

1. Ваша любимая еда.

Этот раздел написан специально для закрепления материала первого раздела – Python Syntax.

Итак, вы только что заказали прекрасную порцию вкусного мяса ( spam ) и яиц ( eggs ).

Вот как это выглядит в цифрах:

Стоимость еды ( meal ): $44.50

Надбавка ресторана ( tax ): 6.75%

Вы хотите дать чаевые, учитывая полную стоимость еды, включая надбавку ресторана.

Для начала, давайте зададим значение переменной meal равным 44.50:

2. Ресторанная надбавка

Теперь – давайте создадим значение для переменной надбавка.

Надбавка стоимости вашей еды составит 6.75%. Так как мы будем иметь дело с дробными числами, а не с процентами, давайте переведём это значение в float, т.е. дробное десятичное число. Для этого – поделим 6.75 на 100, в результате мы получим обычное десятичное число.

Создадим переменную tax и установим её значение равным десятичному значению 6.75%:

>>> tax = 6.75 / 100
>>> tax
0.0675

3. Чаевые

Вам понравилось обслуживание, и и вы хотите оставить 15% сверх общей цены мяса и надбавки в качестве чаевых.

Перед тем, как с читать общую стоимость, давайте установим значение для переменной tip в размере 15%. Опять-таки, эта цифра в процентах – так что нам надо поделить 15.0 на 100, чтобы получить десятичное значение:

>>> meal = 44.50
>>> tax = 0.0675
>>> tip = 15.0 / 100
>>> tip
0.15

4. Переназначем значение в одну строку

Итак, мы получили три переменных, которые нам нужны для наших вычислений и у нас есть несколько арифметических операторов, которые нам в этом помогут.

Мы видели в предыдущих уроках, что мы можем переназначать значение переменной когда нам потребуется. Например, мы можем установить значение переменной spam = 7 в одном месте программы, и позже изменить его на другое, указав spam = 3.

Давайте переназначим значение переменной meal на значение meal + meal * tax . Вы можете менять значение переменной, применяя в новом значении её старое значение:

>>> meal = 44.50
>>> tax = 0.0675
>>> tip = 0.15
>>> meal = 44.50 + 44.50 * 0.0675
>>> print meal
47.50375

5. Второй куплет похож на первый

Почти всё готово. Теперь мы выполним почти то же самое, только на этот раз мы введём новую переменную, вместо того, что бы сбрасывать и назначать новое значение старой.

Теперь, когда значение переменной meal равно стоимости food + tax , давайте зададим новую переменную total , которая будет содержать значение равное meal + meal * tip . Это действие очень похоже на выполненное только что.

Наш код красиво отформатирует значение переменной total и выведет результат на консоль с ограничением в два знака после запятой (мы поговорим о форматировании строк, о консоли, и о форме print в следующих занятиях).

Установим значение total в качестве суммы meal + meal * tip :

>>> meal = 44.50
>>> tax = 0.0675
>>> tip = 0.15
>>> meal = meal + meal * tax
>>> total = meal + meal * tip
>>> print(“%.2f” % total)
54.63

Представьте себе задачу, нам нужно напечатать на экран фразу Father! два раза или даже пять раз. Эту задачу можно решить в лоб:

В простейшем случае так и стоит поступить, но если фраза Father! начнет использоваться чаще, да ещё и в разных частях программы, то придётся её везде повторять. Проблемы с таким подходом начнутся тогда, когда понадобится изменить нашу фразу, а такое происходит довольно часто. Нам придется найти все места где использовалось фраза Father! и выполнить необходимую замену. А можно поступить по другому. Вместо копирования нашего выражения, достаточно создать переменную с этой фразой.

В строчке greeting = 'Father!' - происходит присваивание значения 'Father!' переменной с именем greeting . Переменная указывает на данные, которые были в неё записаны. Благодаря этому, данные можно использовать многократно без необходимости их постоянно дублировать.

Когда переменная создана, можно начать её использовать. Она подставляется в те места, где раньше стояла наша фраза. Во время выполнения кода, интерпретатор (то, что выполняет код на Python), доходит до строчки print(greeting) и подставляет вместо переменной её содержимое, а затем выполняет код.

Для имени переменной используется любой набор допустимых символов, к которым относятся буквы английского алфавита, цифры и знак _ . При этом цифру нельзя ставить в начале. Имена переменных регистрозависимы, то есть имя hello и имя heLLo - это два разных имени, а значит и две переменные. Регистр в Python имеет важное значение, никогда не забывайте про него.

Количество создаваемых переменных никак не ограничено, большие программы содержат десятки и сотни тысяч имен переменных:

Для удобства анализа программы, переменные принято создавать как можно ближе к тому месту где они используются.

Изменение переменной

Само слово "переменная", говорит о том, что ее можно менять. И действительно, с течением времени внутри программы, значения переменных могут изменяться.

Имя осталось тем же, но внутри другие данные. Следует заметить, что переменные в Python не требуют специального объявления. Вместо этого переменная объявляется при первом её использовании в программе.

Переменные - мощная и в тоже время опасная вещь. Никогда нельзя быть точно уверенным, что внутри неё записано, не проанализировав код, который находится перед переменной. Именно этим занимаются разработчики во время отладки, когда пытаются разобраться, почему программа не работает или работает не так, как задумано.

Ошибки при работе с переменными

Порядок следования инструкций в коде с переменными играет огромное значение. Переменная должна быть определена до того, как будет использована. Ниже пример ошибки, которую очень часто допускают новички:

Запуск программы, выше завершается с ошибкой NameError: name 'greeting' is not defined - это ошибка обращения, она означает, что в коде используется имя (говорят идентификатор), который не определен. Причём в самой ошибке об этом говорят прямо: 'greeting' is not defined . Кроме неправильного порядка определения, в Python встречаются банальные опечатки, причём как при использовании переменной, так и при её объявлении.

Количество подобных ошибок уменьшается за счет использования правильно настроенного редактора. Такой редактор подсвечивает имена, которые используются без объявления и предупреждает о возможных проблемах.

Выражения в определениях

Переменные полезны не только для хранения и переиспользования информации, но и для упрощения сложных вычислений. Давайте рассмотрим пример: нужно перевести евро в рубли через доллары. Подобные конвертации через промежуточную валюту часто делают банки при покупках за рубежом.

Для начала переведем 50 евро в доллары. Допустим, что один евро — 1.25 долларов:

Выше мы записывали в переменную конкретное значение. А здесь dollars_count = 50 * 1.25 справа от знака равно находится выражение. Интерпретатор вычислит результат — 62.5 — и запишет его в переменную. С точки зрения интерпретатора не важно, что перед ним: 62.5 или 50 * 1.25 , для него оба варианта — выражения, которые надо вычислить. И они вычисляются в одно и тоже значение — 62.5 .

Любая строка — выражение. Конкатенация строк — тоже выражение. Когда интерпретатор видит выражение, он обрабатывает его и генерирует результат — значение выражения. Вот несколько примеров выражений, а в комментариях справа от каждого выражения — итоговое значение:

Правила построения кода (грамматика языка) таковы, что в тех местах, где ожидается выражение, можно поставить любое вычисление (не только математическое, но и, например, строковое — как конкатенация), и программа останется работоспособной. По этой причине невозможно описать и показать все случаи использования всех операций.

Программы состоят из множества комбинаций выражений, и понимание этой концепции — один из ключевых шагов на вашем пути.

Основываясь на сказанном выше, подумайте, сработает ли такой код?

Запустите его на repl.it и поэкспериментируйте.

Вернемся к нашей валютной программе. Запишем стоимость доллара в рублях, как отдельную переменную. Вычислим цену 50 евро в долларах, умножив их на 1.25 . Допустим, что 1 доллар — 60 рублей:

А теперь давайте добавим к выводу текст с помощью конкатенации:

Любая переменная может быть частью любого выражения. В момент вычисления вместо имени переменной подставляется её значение.

Константы

Некоторые данные, такие как математические постоянные, никогда не меняются. Возьмем число π. Приближенно оно всегда равно 3.14 и не может измениться. Для обращения к подобным данным в Python принято использовать константы.

Создание константы не отличается от создания переменной. Однако константы принято именовать буквами в верхнем регистре с _ в качестве разделителя. Константа, как и переменная может использоваться в любом выражении.

Интерполяция

В уроке про конкатенацию перед нами стояла задача создать заголовок письма из двух переменных и знаков препинания. Вы скорее всего решили задачу так:

Это довольно простой случай, но — наверное, вы согласитесь — выглядит это немного безобразно. Нужно следить за несколькими кавычками и пробелами, и без вглядывания не понять, где что начинается и кончается. Есть другой, более удобный и изящный способ решения той же задачи — интерполяция. Вот, как это выглядит:

Мы просто создали специальную строку ( template ) — так называемый "шаблон" — и разместили в ней несколько "пробелов" — пар фигурных скобок ( <> ). Затем с помощью применения операции .format() мы восполнили пробелы значениями переменных - по одной переменной на каждый "пробел" ( <> ). В одном шаблоне можно оставлять несколько "пробелов", но важно затем их заполнить все за один раз — подставить сразу нужное количество переменных.

Почти во всех языках интерполяция предпочтительнее конкатенации для объединения строк. Строка при этом получается склеенная, и внутри неё хорошо просматриваются пробелы и другие символы.

Multi-line строки

Ещё один способ определения строк — это использование многострочных (multi-line) литералов. Для того, чтобы описать такую "многострочную строку", нужно заключить её в тройные кавычки - """ или ''' . Между парой таких тройных кавычек можно переносить текст со строки на строку и все переносы строк сохранятся.

Обратите внимание на то, что в конце текста есть пустая строка. Эта строка появилась в тексте потому, что мы поставили закрывающие кавычки ''' на новой строке. Если не переносить закрывающие кавычки на новую строку, эта пустая строка в тексте не появится.

Переменная в языке программирования это название для зарезервированного места в памяти компьютера, предназначенное для хранения значений. Это означает, что когда вы создаете переменную, вы на самом деле резервируете определенное место в памяти компьютера.

Основываясь на типе данных переменной, интерпретатор выделяет необходимое количество памяти и решает, что может находится в зарезервированной области памяти.

Для понимания, можете думать о переменной как о коробке, в которую можно положить любую вещь, но только определенного размера. Размер в данном примере будет типом переменной. Это не совсем верное определение, но оно дает общее представление о картине в целом.

Присвоение значения переменной:

В Python вам не нужно объявлять тип переменной вручную (как, например в С++). Объявление происходит автоматически (это называется динамическая типизация), когда вы присваиваете значение переменной. Знак равенства ( = ) используется для присвоения значения переменной.

Операнд по левую сторону от знака равно ( = ) это имя переменной, операнд по правую сторону - значение присвоенное этой переменной.

При выполнении, данный код выведет:

Множественное присвоение значений:

В Python возможно присваивать одно значение нескольким переменным сразу. Например:

В данном создается объект со значением 1, и все 3 переменные указывают на область в памяти, в которой он находится.

Встроенные типы данных в Python:

Информация, сохраненная в памяти может быть разных типов данных. Например, возраст человека может быть числовым значением, а его адрес - буквенно-числовым. В Python существует множество стандартных типов данных, которые используются для хранения определенных значений и обладают своими специфическими методами.

К стандартным типам данных в Python относят:

Числовой тип данных в Python:

Числовой тип данных в Python предназначен для хранения числовых значений. Это неизменяемый тип данных, что означает, что изменение значения числового типа данных приведет к созданию нового объекта в памяти (и удалению старого)

Числовые объекты создаются, когда вы присваиваете им значение. Например:

Также вы можете удалять числовой объект при помощи ключевого слова del. Синтаксис команды del следующий:

В Python есть четыре вида числового типа данных:

  • int (целое число)
  • long (длинное целое число [может быть представлено в восьмеричной или шестнадцатеричной системе исчисления])
  • float (число с плавающей точкой: -0.2, 0.0, 3.14159265 и т.д.)
  • complex (комплексное число)

Примеры видов числового типа данных:

Строки в Python:

Под строками в Python подразумевается набор символов между кавычками. В Python можно использовать пары одинарных либо двойных кавычек. Из строк можно взять подстроку используя оператор нарезки ( [ ] и [ : ] ) с индексами от нуля для первого символа строки и до последнего. Так же можно использовать обратную индексацию от -1 для последнего символа до начала.

Оператор плюс ( + ) для строк соединяет две строки в одну, звездочка ( * ) оператор повторения. Например:

В результате вы увидите следующее

string slicing python, нарезка строк в python

Списки в Python:

Списки, пожалуй, самый универсальный составной тип данных в Python. Список состоит из элементов, разделенных запятыми, находящихся между квадратными скобками ( [ ] ). В определенной мере, списки подобны массивам в C. Единственной разницей является то, что элементы одного списка могут иметь разные типы данных.

Получить доступ к элементам, сохраненным в списке можно, точно так же, как и в строках, при помощи оператора нарезки ( [ ] и [:] ) и индексов, начиная с нуля и до конца. Знак плюс ( + ) объединяет два списка, а звездочка ( * ) - оператор повторения для списка. Например:

В результате вы увидите :

Кортежи в Python:

Кортеж это еще один составной тип данных, похожий на список. Кортеж состоит из ряда значений, разделенных запятыми, заключенными в круглые скобки ( ( ) ). Основным различием между списками и кортежами является то, что элементы кортежей не могут быть изменены. То есть, кортежи можно рассматривать как списки доступные только для чтения.

Если у вас нет необходимости изменять элементы списка, то для экономии места в памяти лучше использовать тип данных кортеж.

В результате вы получите:

При этом, следующие действия доступны для списков и недоступны для кортежей:

Словари в Python:

Словари в Python это неотсортированная колекция элементов, доступ к которым осуществляется по ключу. То есть, каждому ключу словаря соответствует определенное значение. Ключом может быть любой неизменяемый тип данных (число, строка, кортеж), значением - любой тип данных.

Пары ключ, значение словаря заключаются в фигурные скобки ( < >). Есть несколько способов создания словарей:

Данный код выведет следующее:

python dictionaries, словари в python

Обратите внимание, что ключи и значения выводятся не в том порядке, в котором мы их задавали.

Сеты в Python:

Сет в Python это еще один изменяемый, коллекционный тип данных, отличительной чертой которого является то, что он хранит только уникальные значания.

Создать сеты можно следующими способами:

Для добавление элемента в сет используется метод add, для удаления - pop или remove. Добавление в сет уже существующего элемента не повлияет на сет. Сеты обладают множеством методов для работы с уникальными элементами, например difference - возвращает элементы сета отсутствующие в другом сете, intersection - наоборот, возвращает елементы сета присутствующие в другом сете.

python set, сеты в Python

Преобразование типов данных:

Иногда может возникнуть необходимость преобразовать один тип данных в другой. Для этого существуют специальные встроенные функции Python. Вот некоторые из них:

Преобразовывает х в целое число. Например, int(12.4) -> 12

Преобразовывает х в long. Например, long(20) -> 20L

Преобразовывает х в число с плавающей точкой. Например float(10) -> 10.0

Создает комплексное число. Например complex(20) -> (20+0j)

Преобразовывает х в строку. Например str(10) -> '10'

Преобразовывает s в кортеж. Например tuple("hello") -> ( "h","e","l","l","o" )

Преобразовывает s в список. Например list("Python") -> [ "P","y","t","h","o","n" ]

Читайте также: